Введение
Гаджет (от англ. «gadget»-приспособление) - это нестандартные и оригинальные приспособления, которые помогают человеку решить массу технических вопросов.
Гаджеты широко распространены в самых разных сферах: в спорте (фитнес-трекеры, смарт-браслеты, спортивные девайсы), медицине (электронные пластыри, трикодеры, гидрокоптеры, экзоскелеты), сфере развлечений (смартфоны, планшеты, музыкальные плееры, игровые приставки, очки для дополненной и виртуальной реальности).
В современном мире, где электронные технологии развиваются стремительными темпами, трудно представить жизнь человека без гаджетов: компьютеров, мобильных телефонов, планшетов, ноутбуков и т.д. Вместе с пользой, электронные помощники внесли в нашу жизнь и существенную проблему, а именно – зависимость от них. Когда человек «поглощается» информационными, игровыми и иными видами компьютерной деятельности, теряет чувство реального времени, зачастую уходя в мир виртуальной реальности
В своём исследовании особое внимание уделяю использованию школьниками сматрфонов, так как они стали неотъемлемой частью жизни подростков.
Актуальность работы: В эпоху высоких технологий гаджеты глубоко проникли во все сферы нашей жизни. Своим влиянием они захватили не только взрослое поколение и молодежь, но и детей практически всех возрастов. Зависимость от гаджетов в XXI веке стало не менее опасным явлением, чем наркотическая зависимость. Люди подвержены их пагубному влиянию на психическое и физическое состояние.
Цель работы: Выяснить причины зависимости от гаджетов и способы ее лечения.
Гипотеза: гаджеты вызывают зависимость, основа которой заложена в формировании психической и эмоциональной зависимости от процесса использования гаджетов.
Задачи:
- Проанализировать исследования психологов и ученых;
- Изучить понятие «номофобия»;
- Провести анкетирование среди школьников с целью выявления частоты и причин использования ими гаджетов;
- Сравнить зависимость от гаджетов у взрослых и детей;
- Рекомендации по уменьшению степени зависимости от гаджетов у школьников;
- Выявить пользу и вред от гаджетов;
Методы исследования: опросы, интервью, анализ, обобщение.
В России 85% людей психологически зависят от портативных приборов. Смартфоны, помимо совершения звонков, давно уже превратились в популярные и необходимые гаджеты, которые позволяют оперативно выходить в интернет, слушать музыку, смотреть кино и читать книги. Ученые предупреждают, что это может привести к нарушениям зрения, а также сильным головным болям.
Как свидетельствуют данные опроса Фонда Общественное Мнение (ФОМ), 67% россиян уверены, что современные электронные гаджеты бесспорное благо для человека и приносят больше пользы, чем вреда. Основными факторами «вредности» гаджетов противники увлечённости ими называют вред здоровью и развитие у подростков зависимости от них.
Я решила узнать насколько вредно использование гаджетов, чтобы решить для себя и дать советы друзьям, как пользоваться современными устройствами, с которым мы живём и пользуемся изо дня в день.
Роль гаджетов в современном мире
В настоящее время тяжело представить человека, который бы не пользовался гаджетами. Они так глубоко проникли в нашу повседневную жизнь, что мы уже не представляем свою жизнь без них.
Мы живём в мире, где компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон считаются такой же привычной вещью, что и электрическое освещение, телевизор или автомобиль.
«В России сотовая связь начала внедряться с 1990 года, коммерческое использование началось с 9 сентября 1991 года, когда в Санкт-Петербурге компанией «Дельта Телеком» была запущена первая в СССР сотовая сеть (работала в стандарте NMT-450) и был совершён первый символический звонок по сотовой связи мэром Санкт-Петербурга Анатолием Собчаком». [1]
С момента изобретения первых гаджетов прошло немало лет, они успели прочно закрепиться в повседневной жизни.
Человек постоянно стремится к новому и более совершенному, что могло бы облегчить ему жизнь, тем самым, двигая вперед новые технологии. С течением времени гаджеты становятся компактнее, увеличивается их функциональность, появляются новые их разновидности и модели.
Количество гаджетов в современном мире значительно растёт на глазах. На сегодняшний день они используются во различных сферах деятельности:
- В образовании активно используются гаджеты и программы для дистанционного обучения, подготовки и выполнения домашних заданий, составлении презентаций, программирования и творческих задач. В школах у каждого ученика есть учетная запись в электронном дневнике, где в онлайн - режиме он может узнать свои оценки, домашнее задание, и связаться с учителем;
- В медицине цифровые технологии помогают быстрее находить новые лекарства и вакцины, точнее ставить диагноз даже на ранних стадиях, собирать аналитику для прогнозирования заболеваний, проводить онлайн-консультации и даже операции с применением AR и роботов;
- В сфере искусства и развлечений цифровые технологии открывают неограниченные возможности для игр, покупки и чтения книг, прослушивания музыки и просмотра Full HD видео онлайн, на стриминговых сервисах. Нейросети участвуют в создании музыки, живописи и книг, а виртуальные актеры и музыканты заменяют настоящих;
- В спортеиспользуются шагомеры, пульсометры и прочие фитнес-трекеры. Гаджеты в спорте необходимы для мониторинга физической формы и анализа хода тренировок не только «любителям», профессионалам, но и тренерам. Эти устройства «считают пульс» и количество сделанных шагов, а так же представляют статистику по тренировкам и оценивают «эффективность» движений;
- В науке гаджеты нередко бывают настолько высокотехнологичными, что могут применяться даже в работе ученых. Полная замена профессиональной техники гаджетами в сфере науки, конечно же, невозможна, однако они могут существенно облегчить работу в полевых условиях или ускорить процесс проведения мелких анализов.Наибольшей популярностью в профессиональном сообществе пользуются миниатюрные устройства, которые можно носить с собой повсюду — в частности, портативные микроскопы, работающие «в паре» со смартфоном.
Благодаря гаджетам у людей есть доступ к интернету - можно в любое время найти ответ на интересующиеся вопросы, совершить покупку в интернет-магазине, пройти обучающий курс; с помощью социальных сетей и мессенджеров поддерживать общение со знакомыми из любой части света, и всегда быть в курсе событий.
1.1 Гаджет - наркотик XXI века.
Гаджет – наркотик XXI века - это зависимость от использования всевозможных гаджетов: интернета, социальных сетей и различных игр. Многие эксперты, проводящие исследования в этой области, предполагают, что гаджет-зависимость по числу страдающих от нее, может опередить статистику по зависимым людям от алкоголизма и курения.
При использовании гаджета, человек получает дозу дофамина, когда человеком управляет желание поощрения или награды. Следовательно, они зависимы не от самих гаджетов, а от привычки проверять звонки, почту, социальные сети, игры и т.д.
Гаджет - зависимость имеет множество проявлений - это страх забытого телефона, «умственная чесотка» (когда испытываешь дискомфорт, страх и злость от того, что в социальных сетях так мало новых постов и лайков) и «фантомная вибрация» (психологический феномен, когда тебе постоянно кажется, что твой телефон вибрирует и на него пришло сообщение).
При гаджет – зависимости формируется поверхностное восприятие
Реальности, которое приводит к нарушению психического здоровья и возникновению болезни «дефицит концентрации». Это: неспособность ребенка сосредоточиться на одном занятии, отсутствие длительного интереса к одному делу, повышенная рассеянность, гиперактивность).
Степень гаджет – зависимости у человека определить очень сложно, но тем не менее, мы можем с уверенностью говорить о том, что социальные сети вызывают зависимость намного быстрее, чем алкоголь и курение. У большинства подростков наблюдается зависимость от виртуального общения, что приводит к проблемам общения в реальной жизни. Просыпаясь по звонку будильника в телефоне, гаджет – зависимые люди сразу же хватают телефоны и выходят в интернет раньше, чем умываются и так в течение всего дня, при любом удобном случае, малейшей свободной минутке, заходят в интернет и судорожно нажимают на кнопки своего телефона в поисках информации.
Выделяют несколько видов гаджет – зависимости:
1. Мобильные игры.
Это самый распространенный вид. Многие компьютерные игры, игры в приложениях на телефоне вызывают привыкание, а их создателям выгодно, чтобы люди больше времени проводили за ними. Практически через каждые две-три минуты, иногда и чаще появляется реклама и за счет чего, создатели игр зарабатывают на гаджет – зависимых деньги. Есть в играх и различные трюки, когда для того, чтобы пройти всю игру необходимо либо сделать перерыв, либо произвести оплату, купить тот или иной атрибут и т.д. – таким способом вновь идет зарабатывание денег на гаджет - зависимых людях. [2]
2. Видеоигры.
«Согласно недавним исследованиям во время игры
происходит такое сильное выделение дофамина, что оно сравнимо с
выделением при употреблении наркотиков. Считается, что это происходит
потому, что в видеоиграх есть система вознаграждения — получение нового
уровня, бейджей или трофеев нас очень радует.
Таким образом, дофамин, который заставляет нас чувствовать себя очень
хорошо, может быть ответственным за игровую зависимость. Чем больше мы
играем, тем лучше мы себя чувствуем. Если к этому добавляются
дополнительные факторы, увлечение может перерасти в зависимость». [3]
3. Социальные сети и лайки, посты и репосты.
Опасный вид зависимости, который постоянно заставляет гаджет – зависимого желать признания окружающих, бесконечно находиться в поискать информации, которая прибавит много лайков. Появляется тяга к «репостам», «ретвитам» и «лайкам». От каждого смайлика, «сердечки», лайка он получает домофин.
4. Самоидентификация через социальные сети.
«Еще один из видов зависимости – это самоидентификация через
социальные сети, когда они нужны не для общения, а для самовыражения,
самолюбования, что способствует развитию нарциссизма. Мощный источник
дофамина – это самолюбование, самопрезентация. И в этом есть большая вина
соцсетей, так как человек в них не получает реальной обратной связи от
внешнего мира. Чувство, получаемое в процессе самопрезентации, настолько
сильно, что когда пользователь просматривает собственный профиль в
социальной сети, у него поднимается самооценка». [4]
5. Искажение реальности (страх упустить)
«Из-за того, что люди рисуют приукрашенную и часто вымышленную
реальность в своих страницах, то пользователи сталкиваются с тем, что
получают ложную информацию о действительности. Все выкладывают свои
лучшие фотки в лучших местах в лучшей одежде. Все это приводит к тому,
что человек начинает автоматически сравнивать свою жизнь с виртуальной
жизнью других людей, и делать вывод не в свою пользу». [5]
Доктор К.Янг, основоположник теории интернет – зависимости, определяет вид технологической зависимости, как навязчивое стремление использовать интернет, которое приводит к межличностным, профессиональным и социальным проблема. Ершова Р.В. определяет интернет-зависимость как компульсивно-импульсивное расстройство, предполагающее чрезмерное, болезненное использование онлайн и оффлайн компьютера или любых других цифровых средств с аналогичными возможностями, сопровождающее социальными, психологическими нарушениями, проблемами занятости…
«Исследование Института современных медиа (MOMRI) показало, что вопреки распространенным стереотипам, многие профессиональные психологи сходятся во мнении, что мобильные игры и развивающие приложения полезны для детей, особенно если они носят развивающий, интерактивный характер. Главное — соблюдать определенные правила:
1. Знакомьте малыша с гаджетами.
Спокойно рассказывайте малышу 1,5−2 лет о мобильном телефоне и планшете также, как рассказываете о других предметах (кастрюлях, сковородках, одежде, книгах и пр.), давайте пояснения об их назначении. Не формируйте у ребенка образ «запретного плода».
2. Давайте детям гаджеты, начиная с 3−5 лет.
До 3 лет не рекомендуется давать детям гаджеты, так как от 1 до 3 лет ведущей в развитии ребенка является предметная деятельность, и родителю необходимо создать для ребенка богатую и разнообразную сенсорную среду, с которой малыш активно действует: трогает, нюхает, облизывает. Именно она является важнейшей предпосылкой становления внутреннего плана действия и умственного развития. Овладение речью у малыша проистекает также из потребностей в общении со взрослым и потребности в предмете, который нужно назвать.
С трех лет у ребенка начинается новый этап развития — социализация. С этого момента мы можем начинать учить детей взаимодействовать с гаджетами. Если родители полностью лишают ребенка доступа к планшету, мобильному телефону, то рано или поздно он столкнется с ними в полном объеме, и, если был «не привит», ему будет тяжело освоиться.
Для дошкольников и младших школьников планшет, телефон, компьютер оказываются хорошим полем для совместных игр, с заданными извне и соблюдаемыми всеми участниками правилами.
Знание игр, гаджетов позволяет ребенку выйти и поддерживать контакт с другими детьми, пока они не могут построить этих отношений без их использования». [6]
Диагностировать у себя смарт-зависимость можно по таким признакам:
расстаться с телефоном невозможно даже в постели;
утром первым делом хочется заглянуть не в зеркало, а в гаджет;
нервозность и чувство паники в случае разрядки электронного устройства;
наличие привычки перемещаться по дому и по улице, уткнувшись носом в телефон;
неспособность контролировать время, зависая в социальных сетях;
состояние, близкое к депрессивному в случае выхода из строя любимого гаджета;
готовность вкладывать все свободные деньги в компьютер, телефон или Интернет;
неспособность провести день без гаджетов;
виртуальное общение преобладает над реальным;
настроение напрямую зависит от полученных или не полученных «лайков»;
развитие синдрома ложного вибровызова — постоянно кажется, что гудит телефон, хотя никто не звонит.
Номофобия
Номофобия - термин, являющийся аббревиатурой слов «no-mobile-phone phobia»- «фобия без мобильного телефона». Обозначает сильный страх оказаться без мобильного телефона, сопровождающийся целым спектром неприятных ощущений, когда им невозможно пользоваться. В настоящее время это расстройство не включено в официальный реестр заболеваний, что, однако, не умаляет серьезности проблемы. По статистике, на данный момент около 40% населения земного шара страдает номофобией.
Номофобия развивается под влиянием следующих факторов:
- Комплексов, зависимости от мнения окружающих, чрезмерной подозрительности;
- Прокрастинации, когда накапливаются дела, которые человек не хочет или боится начинать, что, в свою очередь, только усиливает беспокойство;
- Страха пропустить важный звонок или событие;
- Страха одиночества — лайки, звонки и сообщения служат подтверждением того, что человек важен и нужен; но когда этого не происходит, он чувствует себя оторванным от реальной жизни и считает собственное существование пустым и бессмысленным;
- Проблем с общением, трудностей в семье, неумения строить отношения — отсутствия по-настоящему близких людей при наличии сотен «друзей» и подписчиков;
- Чрезмерному вниманию к идеальному виртуальному «я», которое начинает нравиться больше, чем реальное;
-Эскапизма — жизнь в телефоне создает иллюзию занятости, социальной активности, признания и становится формой бегства от реальности.
Симптоматика номофобии
Если тревога усиливается - могут появиться симптомы фобии, в том числе на физиологическом уровне:
- Учащенное сердцебиение;
- Отдышка;
- Напряжение, мышечные спазмы;
- Потливость, озноб; дрожь;
- Головная боль или головокружение;
- Растерянность, навязчивые мысли, бессонница, желание просыпаться ночью, чтобы убедиться, что есть связь;
- Нервное возбуждение, раздражение, суетливость, отсутствие концентрации, чувство потери, дезориентация;
- Истерия;
- Приступы паники.
«Боязнь остаться без телефона на первый взгляд кажется безобидной слабостью, но со временем она может перейти в серьезную зависимость, которая характеризуется следующими этапами развития:
- Человек испытывает навязчивое, непреодолимое, неконтролируемое желание все время держать телефон в руках, постоянно проверяет наличие обновлений, и мысль об отключении гаджета (в самолете или театре) кажется ему невыносимой;
- Телефонное общение и проведение времени в телефонных приложениях начинает преобладать над другими интересами, хобби и повседневной деятельностью;
- Болезнь прогрессирует - человек все больше и больше уходит в смартфон, теряя контакты и связи с реальным миром. Человек полностью замыкается на общении посредством смартфона, теряет большинство социальных навыков». [7]
Зафиксированы реальные случаи попыток суицида людьми из-за потери своего смартфона.
Обычно, номофобия является лишь выражением более глубинных психологических проблем, от которых человек пытается уйти посредством онлайн-общения.
Чтобы предотвратить развитие номофобии:
- Отключите как можно больше уведомлений и удалите ненужные приложения, которые отнимают время и деньги.
- Уберите свой смартфон как минимум за час до сна и не хватайте его сразу после пробуждения: почитайте книгу, когда вы уже легли спать, и позавтракайте утром.
- Не смотрите в экран, когда переходите дорогу или ведете машину
- Избавьтесь от привычки носить телефон с собой по квартире, не берите гаджет на кухню, в ванную, туалет и спальню.
- Иногда выходите без телефона в магазин или на прогулку: так вы постепенно привыкнете чувствовать себя в безопасности и без электронного «амулета».
- Не стройте свою жизнь вокруг смартфона. Расширяйте круг занятий, которые приносят вам удовольствие — настоящее, а не то, которое вы получаете от бесконечной прокрутки социальных сетей. Добавьте в свою жизнь разнообразия: никакой дорогой гаджет не заменит хорошую книгу или новое хобби, уделяйте больше внимания физической активности и тактильным ощущениям.
Заключение
Гаджеты - очень опасная вещь. Да, несомненно, они наши незаменимые помощники, но они настолько прочно вошли в нашу жизнь, что отказаться от них практически невозможно. Они вызывают очень серьёзную зависимость, которую можно сравнить с наркотической зависимостью. Гаджеты утягивают за собой, человек полностью уходит в виртуальность и перестаёт ощущать жизнь во всей её красе.
Особенно подвержены пагубному влиянию гаджетов дети и подростки. Сейчас большинству детей неинтересны книги, искусство, новости мира, спорт и т.д. Всё свое драгоценное время они уделяют играм и социальным сетям! В связи с этим у подростков стремительно снижается уровень концентрации внимания, ухудшается память, появляются заболевания глаз и спины. Следовательно, падает и успеваемость в школе.
И это не пустые слова! Всю эту горькую правду я испытала на собственном опыте. Я каждый день наблюдаю, как гаджеты губят моих сверстников. Даже когда они гуляют в компании друзей, в любую свободную минуту они тут же хватают телефоны и смотрят ролики из «Тик-тока», или, находясь буквально за одним столом/на одной лавочке, вместо реального общения, переписываются друг с другом. Не аморально ли это? Для них чужды такие прелести жизни как литература, живопись, наука, и тому подобное. Я не говорю, что это касается, всех, но подавляющую часть. Меня это, с уверенностью могу сказать, не касается. Да, какое-то время мне нравились некоторые игры, но я это переросла. Спасибо за это хочу сказать своим родителям. Именно на том этапе, когда я была маленьким ребёнком, ничего не смыслящим в этом и идущем на поводу своих желаний, они помогли мне искоренить интерес к играм. Они не забирали у меня телефон и не применяли никакие санкции, а всего лишь отдали на несколько кружков. У меня из-за плотного графика просто не было времени на подобные «развлечения», ведь надо было ещё и учиться. В то время как мои сверстники деградировали в «Тик-токах», я развивалась, преодолевала себя и строила свою жизнь.
Проведя опрос среди своих сверстников, и проанализировав все данные, узнала, что по статистике, около 40% населения земного шара страдает номофобией. В моей голове было много вопросов и самый главный вопрос: как вовремя распознать болезнь? Что делать при появлении симптомов зависимости? Обратившись к специалистам, я получила ответы на свои вопросы и в классах, которых проводила опросы, провела уроки по гаджетозависимости, рассказала школьникам, как важно соблюдать режим и контролировать свое времяпровождение за гаджетами. Так же, привела примеры печальных исходов, людей с гаджет-зависимостью.
После завершения беседы с учащиеся каждый из них смог оценить пользу и вред увлечения гаджетами; рассказывать о необходимости соблюдения правил безопасного пользования современными электронными устройствами своим близким, знакомым.
По итогам работы, я сделала выводы: гаджеты – это полезные вещи, но не стоит ими злоупотреблять. Появление пагубной привычки не расставаться со средством связи можно предотвратить еще на стадии зарождения. Самое главное, вовремя обратить внимание на тревожные «звоночки». Конечно же, полностью исключить гаджеты из нашей с вами жизни, не возможно, но следует использовать их исключительно в качестве помощников, ведь именно в этом их предназначение. Наказывать ребенка за чрезмерное использование смартфонов не стоит – это еще больше травмирует его психику. Нужно следовать некоторым рекомендациям и навсегда избавить своего ребенка от этой зависимости. Все рекомендации специалистов внесла в свою работу.
Гаджеты делают нас, в той или иной степени, зависимыми от них, но если есть желание, эту зависимость можно преодолеть!
Список использованной литературы:
Марцинковская Т.Д. Психология и педагогика: учебник. / Марцинковская Т.Д., Григорович Л.А. – М.: проспект, 2010. – 464 с.
Оськина Н.Г. Профилактика интернет-аддикции у детей младшего школьного возраста. // Начальная школа плюс до и после. – 2012. - №2. – с.12-19
Карпова Е.Е. Психолого-педагогический подход к пониманию сущности понятия «цифровая зависимость» / Е.Е. Карпова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2012. - №15 (149). – с. 523-525
Мальцева С.М., Смирнова Ж.В., Видяйкина П.М., Сидоров А.Н. Комплекс Сизифа: причины, последствия, способы преодоления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2 (31). С. 367-370.
Гершман А.О. Предпосылки формирования у детей цифровой зависимости//Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека. Коломна, 2016. С.82-85.
Арпентьева М. Р. Проблемы безопасности в интернете: цифровая беспризорность как причина цифровой зависимости и цифровой преступности // Вестник Прикамского социального института. 2017. №3 (78). С. 99-110.
Гаю Т.Ф. Снижение уровня коммуникативных навыков: генезис проблемы киберзависимости подрастающего // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-4. С. 53-56.
Интернет-источники:
https://narcorehab.com
http://ladyvenus.ru/articles/zdorove-i-dolgoletie/fizicheskoe-zdorove/vred-mobilnogo-telefona-dlya-zdorovya-mif-ili-real
https://nashi-de-ti.ru/zavisimost-ot-gadzhetov
http://www.cablook.com/mixlook/raby-tehnologij/
https://novainfo.ru/article/18088
https://novainfo.ru/article/18088
Приложения
В ходе работы, я провела анкетирование.
Цель анкеты – узнать:
- какую роль играют гаджеты в жизни подростков;
- сколько времени они проводят за гаджетами;
- какой вид гаджета больше всего используют;
- с какой целью используете гаджеты;
- могут ли школьники быстро вникнуть в учебный процесс после использования гаджета.
В опросе приняли участие школьники 6 и 7 классов. Всего 70 человек.
На вопрос: «Какую роль гаджеты играют в твоей жизни?» большая часть опрошенных ответили: «самую главную» (65%); «не главную, но ставим на второе место» (27%); «для меня это просто средство общения» (8%)
На вопрос: «Сколько времени ты проводишь за гаджетами?»
74% ответили – «могу целыми днями не выпускать из рук»;
22% - 4-5 часов
4% - 2-3 часа в день.
Рейтинг наиболее используемых гаджетов открывает смартфон (75%), на втором месте ноутбук (15%), на третьем – планшет (10%)
«С какой целью ты используешь гаджеты?»
65% - для развлечений (игры, видеоролики)
25% - для общения и переписки в социальных сетях.
10% - для учебы, поиска информации.
На вопрос: «Можете ли вы быстро вникнуть в учебный процесс после использования гаджета?», 87% ответили отрицательно, 4% - «не всегда», и только 9% - дали положительный ответ.
Гипотеза о том, что современные подростки не могут обходиться без гаджетов, некоторые школьники подвержены гаджет-зависимости подтвердилась. Цель исследования достигнута. Мы выяснили, какую роль играют гаджеты в жизни подростков.