Фудшеринг и перспективы его развития в рабочем поселке Малаховка

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Фудшеринг и перспективы его развития в рабочем поселке Малаховка

Мартиросова С.А. 1
1МОУ гимназия №46
Неклюдова А.Е. 1
1МОУ гимназия №46
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Признавайтесь, выбрасывали когда-нибудь неосиленный кусок пиццы, помятое яблоко, потемневший банан, просроченный йогурт? Скорее всего, да. А ведь каждый выброшенный продукт становится частью миллионов тонн пищевых отходов, попадающих на свалку.

Население мира неуклонно растет. Особенно разрастаются города. В последние годы технологии развиваются головокружительными темпами, а экономика становится все более взаимосвязанной и глобализированной. Однако наряду с развитием всех сфер общества наблюдается и обострение огромного количества проблем.

Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на общество и его развитие. Одной из таких проблем является ликвидация нищеты, голода, болезней, безработицы и неграмотности, которые охватывают огромные зоны современного мира. В настоящее время на Земле больше голодающих, чем когда-либо в истории человечества. Увеличивается число людей, живущих в лачугах и трущобах. Отсталость слабо развитых стран осложняется демографическими процессами.

Что же может решить эту проблему или хотя бы поспособствовать улучшению ситуации в мире?

В своем проекте я рассматриваю такое движение, как фудшеринг, которое является способом борьбы с проблемой голода и нищеты. Я расскажу об истории фудшеринга, проанализирую перспективы развития, докажу его эффективность и предложу свою идею распространения этого движения в моем городе.

Проблемы, задачи и цели проекта, гипотеза

Проблема: в мире ежедневно с полок магазинов снимается с реализации огромное количество товаров в связи с окончанием сроков реализации и все эти продукты отправляются на свалку. Но есть вариант – фудшеринг. Фудшеринг — это глобальное движение, которое помогает людям бесплатно получить еду или, наоборот, поделиться излишками.

Цель проекта: выяснить, насколько хорошо развит фудшеринг в Люберецком районе и предложить идеи его распространения

Актуальность: фудшеринговое движение решает несколько задач:

1. Помощь малообеспеченным слоям населения

2. Решение проблемы нерационального использования пищевой продукции

3. Улучшение экологической ситуации: уменьшение выделения метана в атмосферу, сокращение влияния парникового эффекта.

Задачи проекта:

Выяснить, что такое фудшеринг, и в чем его суть

Провести анализ развития фудшерингового движения в Люберецком городском округе

Разработать систему фудшерингового волонтерского движения

Гипотеза: я предполагаю, что фудшеринг сможет разрешить проблему обеспечения едой малоимущих слоев населения.

Объект исследования: фудшеринг

Субъект исследования: продуктовые магазины, рестораны, кафе моего города

Пищевые отходы

Количество выбрасываемых продуктов

В мире ежегодно выбрасывается не менее 20% произведённых продуктов питания – около 884 млн тонн. Это примерно 44% всех бытовых отходов домохозяйств. В России - около 17 млн т пищевых отходов стоимостью ₽1,6 трлн (по данным НИУ ВШЭ).

Проблема потери пищи становится все более актуальной, особенно с учетом последних событий: пандемии, санкций, нарушения логистических цепочек, разгона инфляции и падения реальных доходов населения. Только по официальным данным, в России во II квартале 2022 года за чертой бедности жили почти 18 млн человек. Вернуть 17 млн т пищевых отходов в хозяйственный оборот значило бы прокормить голодающих и избавиться от 2,4 млн т метана и других газов, образующихся на свалках.

Ежегодный объем пищевых отходов, млн тонн

Анализируя состав пищевых отходов, можно выделить топ-3 категорий продуктов питания, дающих наибольший объем:

1. Зерновые продукты (хлебобулочные и макаронные изделия, мука) занимают первое место в пищевых отходах домохозяйств (62%) и третье место в пищевых отходах оптовых и розничных компаний (12%).

2. Молочные продукты (молоко, кефир, йогурт, сыр, творог) – наоборот, лидеры в оптово-розничных отходах (47%) и № 5 в отходах потребления (5%).

3. Картофель замыкает тройку: 15% в потребительских отходах и 11% в производственных отходах.

Выбрасывание лишних продуктов не приносит никакой пользы, так как:

1. Из 17 тонн пищевых отходов ежегодно выделяется 2,4 млн тонн метана (который сильно влияет на парниковый эффект) → ухудшение экологии финансовые потери

2. 30 млн годовых рационов взрослого человека → потеря огромного количества продуктов, с помощью которого можно было бы прокормить огромное количество людей, живущих за чертой бедности.

3. Снятые с полок магазина продукты отправляются на свалку. Образуется огромное количество «гор еды», от которых исходит неприятный запах, что также оказывает отрицательное влияние на экологию. Продуктов, оказавшихся на помойках, хватило бы, чтобы прокормить 30 млн человек — в полтора раза больше, чем россиян, живущих за чертой бедности. 

1.2. Проблема голода в мире

Несмотря на то, что в основном проблема недоедания распространена в странах с низким и средним уровнем дохода, отсутствие продовольственной безопасности в умеренной или серьезной степени затрагивает также 8% населения Северной Америки и Европы

Распространенность недоедания в мире, 2005–2018 годы, %

Регион/год

2005

2010

2015

2016

2017

2018

Мир

14,5

11,8

10,6

10,7

10,8

10,8

Африка

21,2

19,1

18,3

19,2

19,8

19,9

Азия

17,4

13,6

11,7

11,5

11,4

11,4

Карибский бассейн

23,3

19,8

18,3

18,0

18,0

18,4

Центральная

Америка

8,4

7,2

6,3

6,1

6,1

6,1

Южная Америка

7,9

5,3

4,9

5,3

5,5

5,5

Океания

5,5

5,2

5,9

6,0

6,1

6,2

Северная Америка и Европа

<2,5

<2,5

<2,5

<2,5

<2,5

<2,5

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

• борьба с пищевыми отходами - проблема мирового масштаба;

• нерациональное использование пищи наносит серьезный вред как

экономике, так и экологии;

• в то же время, огромное количество людей во всем мире

испытывают недостаток в еде.

Фудшеринг – решение данной проблемы

Эффективным способом предотвратить нерациональное использование продовольствия может стать фудшеринг. Фудшеринг (от англ. food – «еда», sharе – «делиться») – это сервисы, позволяющие распределять продукты питания между членами сообщества.

Возникновение фудшеринга

В 2011 году в Германии родилась идея проекта FOODSHARING. Это произошло во время съемок документального фильма «Вкус отходов» у режиссера Валентина Турна и руководителя рекламной кампании Себастьяна Энгброкса. В начале 2012 года студенты-дизайнеры Томас Герлинг, Кристиан Центер и тележурналист Инес Райнер независимо друг от друга пришли к схожей идее. В результате их сотрудничества появился портал FOODSHARING. База данных FOODSHARING позволяет обеспечить легкий и удобный доступ к продуктам для всех, прежде чем они (продукты) преждевременно попадут в мусорную корзину.

Чтобы стать участником данного движения, то есть фудсейвером, нужно изучить правила, представленные на сайте. Далее человеку нужно зарегистрироваться, после чего он получает доступ к продуктам. Кроме того, есть возможность поучаствовать в распределении продуктов от организаций. В итоге происходит подписание правового соглашения, по которому человек обязуется распространять спасенную еду только бесплатно.

2.2 Знаменитые фудшеринг-компании

В качестве примера можно привести компанию Оlio. Это платформа, собравшая сообщество желающих бесплатно получить либо отдать продукты питания с истекающим сроком годности (но не просроченные). Сервис запущен в Великобритании в 2015 г.

2.3. Фудшеринг в разных странах

• Во Франции существует законодательный запрет на выброс пригодной к употреблению еды, а в Орегоне, США запрещено выбрасывать любые пищевые отходы.

• Испанская некоммерческая организация Prosalus, разработавшая фудшеринг-сервис Yonodesperdicio помимо прочего занимается публикацией образовательных материалов, проведением лекций, мастер-классов и вебинаров по переработке отходов, уделяя особое внимание просвещению в школах и университетах при поддержке государства.

• Правительство Канады осуществляет широкую поддержку фудшеринга в лице ассоциации, объединяющей продовольственные банки, благотворительные и некоммерческие организации занимающееся фудшерингом и предотвращением пищевых потерь.

• В Германии, на родине фудшеринга, все организовано официально, через платформу Foodsharing.de. Стать фудсейвером можно только сдав тест по большому своду правил и поучаствовав в трех тестовых заборах продуктов. С 2012 года в Германии спасли 6,5 миллионов килограммов еды.

• В Бельгии есть рестораны, где блюда готовят из остатков продуктов.

• В Великобритании и Дании открылись магазины, в которых по принципу «заплати, сколько можешь» продают еду, списанную другими супермаркетами, например, из-за брака упаковки или скорого истечения срока годности. Конечно, речь идет только о безопасных, все еще пригодных в пищу продуктах.

3. Фудшеринг в России

3.1 Типы существующих фудшеринг-сервисов

В России работают несколько типов фудшеринг-сервисов:

1) Банк еды. Примером служит фонд продовольствия «Русь», распределяющий значительные объемы продуктов питания среди благотворительных организаций по всей стране. С фондом сотрудничает около 20 разных НКО в 57 регионах России.

2) Волонтерские проекты. Проект foodsharing.ru объединил активистов идеей спасения продуктов питания и предотвращения образования пищевых отходов. В сообществе проекта около 50 тыс. человек.

3) Мобильные приложения. Мобильные приложения продают еду из кафе и ресторанов со скидкой 50-80%. Среди наиболее популярных в Москве и Петербурге — EatMe, LastBox, DoggyBag и другие.

4) Региональные группы в соцсетях. Такие группы существуют в основном во «ВКонтакте», где обычные пользователи делятся оставшейся едой друг с другом. Пожалуй, самая многочисленная из этих групп — петербургская «Отдам еду даром» (69 тыс.)

Фудшеринг-проекты в России

В России действует несколько заметных фудшеринг-проектов, которым удается спасать определенный объем продовольствия. Они используют разные них носят некоммерческий характер.

Фонд продовольствия «Русь» – первый в России «банк еды». Фонд добился значительных успехов в работе с донорами, среди которых – крупнейшие производители и розничные сети, в том числе Mars International, Cargill, Billa, Danone, Procter & Gamble, «Дикси» и др. Согласно отчету фонда, «Русь» оказывает помощь в 54 регионах по всей России. В 2018 г. объем распределенной еды составил 4,6 тыс. тонн продуктов стоимостью порядка 700 млн рублей.

Фудшеринг. Москва –волонтёрское движение, действующее на основе устных договорённостей между донорами и участниками движения. Координация работы волонтеров и взаимодействия с донорами ведётся через социальные сети.

Фудшеринг «Отдам еду даром» –группа ВКонтакте, где физические лица либо организации размещают объявления с указанием, какие продукты они готовы отдать бесплатно.

Как реализовать потенциал фудшеринга в России

Чтобы максимально реализовать потенциал фудшеринга в России необходимо:

1. Развитие технологических платформ, которые помогут масштабировать идею;

2. Нацеленность бизнеса, работающего с продуктами питания, на максимально эффективное их использование.

3. И самое главное - комфортное государственное регулирование.

Причины, мешающие развитию фудшеринга

Невозможность передать продукты в фудшеринг по текущим санитарным нормам.

Высокие издержки компаний при передаче продуктов в фудшеринг. Согласно текущему налоговому кодексу, бесплатная передача от одного юрлица (производителя или продавца) другому юрлицу (благотворительному фонду) считается реализацией и потому облагается двумя налогами: 20% налога на прибыль + 20% НДС. Если же производитель решит просто избавиться от непроданных товаров и отвезти их на полигон, то НДС платить не нужно. Большинство выбирает второй вариант. Быстро продать товар с истекающим сроком годности в ритейле можно только установив очень низкие цены, чего не даст сделать антимонопольная служба. Поэтому приходится выбирать: заплатить больше и передать еду голодающим, или отправить всю нереализованную продукцию вместе с упаковкой на полигон, отделавшись небольшими финансовыми потерями. Пока для российских компаний выбор очевиден.

Дополнительные риски, связанные с ответственностью производителя за качество продуктов, переданных в фудшеринг. Часть существующих фудшеринг проектов не зарегистрированы официально. В связи с этим компании-доноры несут ответственность перед потребителем за качество продуктов питания, передаваемых в фудшеринг.

6. Почему фудшеринг – это решение

1. Бесплатная еда. «Отдам даром еду» – звучит очень заманчиво не только для нуждающихся. Любители «халявы» приходят в фудшеринг просто сэкономить на продуктах питания. И такой шаг от обеспеченного человека не осуждается (не стоит забывать про главную цель движения: не дать еде попасть на свалку).

2. Экология. Многие люди, стоящие за спасение природы, приходят в foodsharing с целью спасти еду и улучшить климатическую ситуацию.

3. Социальная помощь. В фудшеринге есть возможность раздавать пищу малообеспеченным, фондам и приютам, готовить на социальной кухне и участвовать в общественных работах.

7. Недостатки фудшеринга

1. Неприятие. Так устоялось, что когда слышишь «бесплатно», сразу появляются подозрения: в чем подвох? Большинство людей уверены, что, если за еду не надо платить, она обязательно будет несвежей, с истекшим сроком годности. Из-за этих стереотипов люди боятся участвовать в раздаче еды.

2. Риски для тех, кто принимает еду. Несмотря на то что фудшеринг подразумевает оборот качественной еды, которая еще не вышла из срока годности, все же сохраняется риск получить непригодные к употреблению продукты.

3. Непонимание. Редко, но все же бывает, например, когда фудсейвер пытается договориться с новым магазином и там не встречает понимания. Все же, как правило, продавцы и другие ответственные лица идут навстречу, и это радует. А те, кто уже знает, что это за движение и в чем его суть, наоборот, обычно очень приветливы к единомышленникам.

8. Исследовательская часть

В своем проекте я поставила перед собой цель доказать, что организация фудшеринга в моем городе поможет пожилым людям, инвалидам и малообеспеченным семьям.

В ходе исследования:

был проведен опрос среди учеников старших классов моей школы с целью выяснить, готовы ли подростки принимать участие в волонтерском движении;

был проведен опрос среди работников магазинов, кафе и ресторанов, благодаря которому я узнала, как обычно распоряжаются едой, снятой с продажи. Итоги запечатлены на видео;

депутату Совета депутатов городского округа Люберцы, председателю Совета потребительского кооператива РПС «Возрождение» Губину Вячеславу Вячеславовичу было предложено организовать фудшеринговую акцию «Добрая еда»;

Была создана группа волонтеров из учеников гимназии №46.

8.1.Анкетирование учеников

Проведя анкетирование, в котором приняли участие 100 человек (9-11 классы), я пришла к следующим выводам (см. приложение 1):

Наибольшая часть опрошенных осознает всю важность волонтерства и готова принять участие в нем

70% опрошенных уже имеют опыт участия в волонтерской деятельности

Больше всего учащихся привлекают следующие сферы волонтерства: спорт и туризм, социальное волонтерство, образовательные и экологические проекты

Более 85% опрошенных согласились бы доставлять продуктовые наборы для пожилых людей и инвалидов

8.2.Анкетирование пенсионеров, бюджетников, многодетных семей

Чтобы узнать, как отнесутся к фудшеринговой акции пожилые люди и многодетные семьи, которым будут доставляться наборы, я провела среди них анкетирование. В целом удалось выяснить, что для людей не играет большой роли то факт, произведен ли продукт только что или уже пролежал на прилавке какое-то время. Большинство опрошенных ответили, что с радостью воспользовались бы возможностью получить продукты бесплатно, чтобы накормить себя и свою семью.

8.3. Опрос среди работников магазинов и кафе

Я прошла по продуктовым магазинам, кафе и ресторанам моего поселка, задав работникам и организаторам следующие вопросы:

1. Знаете ли Вы, что такое фудшеринг?

2. Как вы обычно распоряжаетесь оставшимися продуктами?

3. По каким причинам вы не организовывали программу фудшеринга в вашем заведении?

4. Как вы думаете, возможно ли было бы организовать в вашем заведении (магазине) программу фудшеринга?

В результате опроса выяснилось, что

о самом понятии «фудшеринг» никто из опрошенных не знал, однако в некоторых заведениях это движение присутствует. (Например, в пекарне хлеб, который остался непроданным, бесплатно выдается на следующее утро людям);

большинство опрошенных осведомлены об огромном количестве выбрасываемых продуктов и с удовольствием организовали бы программу фудшеринга.

8.4. Встреча с В.В. Губиным

Чтобы претворить идею фудшеринговой акции в жизнь, я обратилась к депутату Совета депутатов городского округа Люберцы Вячеславу Вячеславовичу Губину с просьбой помочь мне организовать фудшеринг в Малаховке. Я подробно описала свой план проведения акции, суть которого состояла в том, что:

с продуктовыми магазинами / пекарнями / фруктовыми лавками будут заключены договоры на передачу в руки волонтеров оставшихся, нереализованных продуктов

Периодически, ученики гимназии №46 будут приходить за не реализованными продуктами в торговые точки, (хлеб, овощи, фрукты) составлять их них продуктовые наборы и раздавать их нуждающимся.

Целевая аудитория пенсионеры - бюджетники системы образования и здравоохранения, многодетные семьи.

Прежде чем забирать продукты из магазинов, надо было выяснить, готовы ли магазины отдавать неиспользованную продукцию. В беседе мы, инициативная группа, руководствовались следующими документами:

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" запрещает продавать продукты с истекшим сроком годности. Именно поэтому ритейлерам приходится выбрасывать пищу, хотя чаще всего она пригодна к употреблению. А иногда они сами переклеивают этикетки на продуктах питания, тем самым «продлевая» им сроки жизни!

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Он запрещает возвращать продукты производителю со сроком годности менее 30 дней.

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (статья 18). Он обязывает продавцов хранить просроченные продукты в специальных контейнерах – их запирают на замок, чтобы к ним не было доступа. Такие контейнеры могут забрать только люди с лицензией на утилизацию. Но за этим следят не очень строго – продавцы могут продолжать реализовывать просрочку или отдавать фудсейверам.

Мы посетили несколько магазинов («Да», «Дикси») и столкнулись с проблемой. В «Дикси» вся непроданная продукция отправляется на утилизацию, и за ней ведется строгий учет. В магазине «Да» непроданный товар отправляется в мусорный бак, и на наше предложение также ответили отказом. Пекарням и магазину «Вкус Вилл» идея понравилась. Администрация попросила время для принятия решения.

Таким образом, в силу законодательства и торговых ограничений развернуть программу фудшеринга оказалось достаточно сложно, и пока мелкие предприниматели и сеть магазинов Вкус Вил не дали мне окончательного ответа, я решила взаимодействовать с уже существующими площадками, работающими в Москве и Подмосковье, через Интернет.

9. Создание команды волонтеров

9.1. Программа действий фудшеринговых волонтеров п. Малаховка «Добрая еда»

Мероприятия

Дата

Результат

1

Изучить систему работы волонтерского движения

Сентябрь 2022г

+

2

Посетить сетевые магазины на предмет выяснения их готовности отдавать продукты

Октябрь 2022г

+

3

Провести анкетирование среди старшеклассников гимназии, узнать, готовы ли они стать волонтерами

Декабрь 2022г

+

4

Обратиться к депутатам го Люберцы с просьбой о помощи организации фудшеринговой акции в моем городе

Январь 2023г

 

5

Создать волонтерскую группу «Добрая еда», придумать логотип, слоган (Приложение 3)

Декабрь 2023г

+

6

Заключить договоры с магазинами и кафе на выдачу продуктов, провести фудшеринговую акцию

Январь - февраль 2023г

+

7

Проведение фудшеринговой акции

Январь 2023г

+

8

Проанализировать информацию в социальных сетях на предмет работы в Московской области аналогичных волонтерских движений

Сентябрь – октябрь 2022г

+

9

Вступить с ними во взаимодействие с целью продвижения фудшеринга в Московской области

Декабрь 2022г

+

10

Присоединиться к проекту https://foodsharing.ru/members/

Январь 2023г

В разработке

9.2. Как поучаствовать в фудшеринге – отдать еду даром

Наша команда твердо решила пополнить ряды спасателей продуктов, независимо от причин (экологическая проблема или помощь нуждающимся). Мы решили присоединиться к благотворительной организации АНО «Фудшеринг». Вот что для этого было необходимо:

1. Перед заявкой на участие прочитайте все правила фудшеринга. Какими принципами руководствуется движение, что можно и нельзя, какие документы необходимо предъявить. Правила можно прочитать на сайте https://foodsharing.ru/?ysclid=ldewlyqb27889712862

2. Пройдите тест на знание правил.

3. После прохождения теста необходимо связаться с организаторами (например, написать в ВКонтакте или на почту). Также после прохождения теста ваша учетная запись попадает в базу данных волонтеров.

4. Люди собираются по территориальному признаку. Если какая-то продуктовая организация появится рядом с вами, система оповестит об этом, прислав письмо на электронную почту.

5. Дальше все просто – письмо оповещает вас о месте раздачи и количестве еды. Вы приходите туда в указанное время, встречаетесь с куратором, который вам все объясняет, и «спасаете продукты». Далее есть несколько вариантов: продукты можно отдать нуждающимся, разместить объявление о раздаче или раздать знакомым.

9.3. Проведение фудшеринг-акции

Сетевым магазинам проще выбросить еду в мусорный бак, чем заниматься благотворительностью. У них все просто: заканчивается срок реализации- делаем скидку на товар. Не успели, тоже не беда – переклеим этикетку и уже товар почти свежий. Предприниматели более мелкого масштаба пошли нашему «фудшеринговому движению» навстречу. Ряд мелких пекарен и магазинчиков, торгующих выпечкой и сладостями отдали безвозмездно не реализованную продукцию.

Мы собрали продуктовые наборы и отнесли пенсионерам нашего района. Такой визит волонтеров «Доброй еды» вызвал искреннее удивление и даже радость. Мы рассказали о целях нашего движения и пообещали прийти еще.

Конечно, для пенсионеров такая акция была чем-то новым и необычным. Но пенсионеры были довольны, а это самое главное, ведь очень приятно доставлять людям радость!

10. Заключение

В заключении проведенного мною исследования можно сделать следующие основные выводы по теме.

В мире ежегодно выбрасывается много миллионов тонн нереализованной еды. Проблема голода и нищеты остается актуальной по сей день. К сожалению, многим приходиться задумываться, где взять деньги на еду, чтоб прокормить себя и свою семью. Осознавая глобальность описанных выше проблем, волонтеры придумали им решение, создав экологическое и благотворительное движение «фудшеринг».

На данный момент фудшеринг уже приобрел большую популярность во многих развитых странах: Великобритании, Германии, Бельгии, Испании, Франции, Канаде. В России также существуют фудшеринг-проекты, группы в социальных сетях, благотворительные фонды. Однако развивать его в нашей стране достаточно сложно из-за существующих законов и юридических норм. Как удалось выяснить, производителям гораздо легче отправить продукты на утилизацию, чем отдать людям.

В моем исследовании я ставила пред собой цели узнать, возможно ли организовать фудшеринг в моем населенном пункте. С помощью анкет я выяснила, что люди с радостью получали бы бесплатные продуктовые наборы. Ученики гимназии №46 неравнодушно отнеслись к проблеме и показали свою готовность в реализации моей идеи. Мне удалось собрать небольшую группу волонтеров, состоящую из 10 человек.
Вместе с волонтерами мы присоединились к АНО Фудшеринг, заполнили анкету, прошли тест. Как только в п. Малаховка появится новая организация, и нам на почту придет письмо со всей необходимой информацией, мы начнем свою волонтерскую деятельность.

Далее я попробовала узнать, получится ли у меня организовать фудшеринг-акцию самостоятельно (без поддержки благотворительных организаций). Для этого я посетила различные магазины, кафе, пекарни и выяснила, что в теории они бы радостью готовы были поделиться нереализованной продукцией, однако из-за того, что за не проданными продуктами питания ведется строгий учет, отдавать их просто так невозможно. Но при поддержке депутата го Люберцы В.В. Губина нам удалось поговорить с администрацией магазинов, и на данный момент наша волонтерская группа ожидает ответа.

Таким образом, я поняла, что организовать самостоятельно фудшеринг-акцию в п. Малаховка достаточно сложно из-за существующих юридических норм. Мне удалось найти еще один способ решения этой проблемы: крупные благотворительные организации (например, АНО фудшеринг), которые преследуют ту же цель и ищут волонтеров из Москвы и Московской области.

Тема фудшеринга оказалась очень обширной, и исчерпать полностью в рамках этого проекта мне ее не удалось, поэтому я буду продолжать работать над ней и искать новые способы распространения фудшеринга в Малаховке.

Несмотря на все трудности, с которыми я столкнулась, проводя эту исследовательскую работу, мне удалось выполнить все поставленные перед собой цели и задачи.

В рамках моего исследования ГИПОТЕЗА ДОКАЗАНА, однако, чтобы полностью устранить проблемы голода и социальной незащищенности, необходимо комфортное государственное регулирование, которое позволит свободно организовывать фудшеринг по всей стране

11. Приложения

Приложение 1

Опрос для учеников

1. Как вы относитесь к общественно полезной работе на добровольной основе?

2. Кто сегодня, на ваш взгляд, чаще всего становится волонтером?

3. Как вы думаете, насколько важна и необходима сейчас волонтерская деятельность?

4. Имеете ли Вы личный опыт осуществления добровольческой деятельности?

5. В каких сферах общественно-полезной деятельности Вы хотели бы принять участие?

6. Сколько времени вы готовы были бы уделять волонтерству?

7.Если бы вам предложили помогать пожилым людям и инвалидам, доставляя им на дом продуктовые наборы, вы бы...

7.Что, по Вашему мнению, препятствует участию молодежи в добровольческой деятельности?

8. Что лично для вас значит общественная волонтерская работа?

10. Как вы думаете, что могло бы привлечь большее количество подростков в волонтерскую деятельность?

Приложение 2

Опрос для работников продуктовых магазинов, кафе, ресторанов.

Результаты данного исследования представлены в видео https://disk.yandex.ru/d/JEH1k6Af3v1dqg

Приложение 3

Добрая еда (Возьмите, нам не жалко!)

12.Источники:

https://tiarcenter.ru/foodsharing/

https://truesharing.ru/tp/11913/

https://foodsharing.ru/?ysclid=ldhsl6mras619353022

ВШЭ, «Рынок утилизации отходов», 2018 г https://dcenter.hse.ru/data/2018/07/11/1151608260/%D0%A0%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D1%83%D1%82%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BE%D1%82%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2%202018.pdf?ysclid=ld9a2wod9o989386992

Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире – 2020 https://www.fao.org/3/ca9692ru/online/ca9692ru.html

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в целом по России», 2018 г. https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.gov.ru%2Fstorage%2Fmediabank%2F2-3(1).xlsx&wdOrigin=BROWSELINK

Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций, «Число недоедающих в мире, 2005–2018 годы» https://www.fao.org/3/ca5162ru/ca5162ru.pdf

Федеральная служба государственной статистики, «Балансы продовольственных ресурсов» https://krl.gks.ru/storage/mediabank/71641(5).pdf

Электронный научный журнал «Вектор экономики», «История развития фудшеринга» http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2020/1/economic_theory/Botalova.pdf

СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» file:///C:/Users/marti/Downloads/PDF_%D0%A1%D0%9F%202.3.6.1066-01%20%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%BE-%D1%8D%D0%BF%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BC%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5%20%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%20(2).pdf

Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" http://www.kremlin.ru/acts/bank/14882

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"

http://www.kremlin.ru/acts/bank/30456

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции» (статья 18) https://mskstandart.ru/upload/file/021_2011_o_bezopasnosti_pishevoy_produkcii.pdf?ysclid=ldhsww0363770274192

Просмотров работы: 114