Аннотация
Во время пандемии в 2020 году проект 8-цы "Сказки от Алинки" стал очень популярным за пределами РСЯ и РФ, так как проект нес миссию добра, всего самого светлого и хорошего. Благодаря этому проекту мы увидели проблемы: популяризации книголюбия, осознанного чтения, снижения интереса к библиотекам. Чтобы решить эти проблемы мы поставили цель: исследовать влияние семейного проекта «Сказки от Алинки» на популяризацию традиционного чтения детей и подростков в РС(Я) и предложить идеи развития этого проекта. Для достижения цели использовались такие методы исследования как: наблюдение, анализ, сопоставление, сравнение, опрос, интервью. Таким образом проблемы исследования были изучены, цель достигнута, задачи выполнены.
Введение
Проблема исследования:
Из выступления В. В. Путина на ПМЭФ в «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 июня 2022 года:
Пандемия показала всем нам, насколько мы все уязвимы.
Мы осознали роль, значение науки высоких технологий и объединения усилий в преодолении общих кризисов. Мы поняли, что, только объединяя усилия, мы можем добиваться нужных нам результатов.
Пандемия, безусловно, подтолкнула высокотехнологичные и перспективные виды производства и то, что определяет и будет определять прогресс в ближайшее время, имею в виду искусственный интеллект, информационные технологии и так далее. Но, на мой взгляд, самое главное заключается в том, что мы осознали, что является высшей ценностью. Это здоровье и человеческое общение", - подчеркнул президент РФ».
А что такое человеческое общение? Что и как способствует общению, эффективному общению?
Актуальность исследования:
Одним из самых популярных факторов эффективного общения является ЧТЕНИЕ КНИГ! Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит, появляются темы для разговора и обсуждения.
Через проект хотим обратить внимание на проблемы:
1. Популяризации книголюбия, осознанного чтения
2. Снижения интереса к библиотекам
3. Создания новых форматов для развития и популяризации чтения
Объект исследования– популяризация книголюбия, осознанного чтения, семейного чтения
Предмет исследования – семейный проект «Сказки от Алинки»
Цель: Исследовать влияние семейного проекта «Сказки от Алинки» на популяризацию традиционного чтения детей и подростков в РС(Я) и предложить идеи развития этого проекта .
Задачи:
1. Анализ проблемы исследования
2. О семейном проекте «Сказки от Алинки»
3. Развитие проекта «От Сказочницы до Амбассадора»
4. Предложить идеи для дальнейшего развития проекта, популяризации традиционного чтения
Гипотеза «Из искры возгорится пламя»:
«Сказки от Алинки» получил большой резонанс благодаря использованию современных, инновационных и резонансных форматов и стал популярным, привлекательным для большей аудитории. Если маленькая восьмиклассница смогла привлечь внимание взрослого мира чтением сказок, то идеи развития этого проекта, предложенные командой подростков привлекут внимание на проблему традиционного и осознанного чтения среди подростков., смогут объединить два мира: взрослый и детский (подростковый)
Методы исследования: наблюдение, анализ, сопоставление, сравнение, опрос, интервью
Степень изученности – мы внимательно познакомились с научной литературой в которых рассматривались наши проблемы:
Жидеева Виктория Юрьевна, Образцов Павел Иванович «Популяризация книги и чтения в молодежной среде» - Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2019 [4, с.12] .
Филаткина Т.М, Рубчинская О.В "Читать - модно!": Методы популяризации чтения» - Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2019 [10, с.12].
Туранина Н.А., Чесовская А.А. «Детские библиотеки будущего» - Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022 [9, с.12]
Научная новизна – новизна и оригинальность в исследовании избранной темы, выражается в поиске идеи для развития проекта «Сказки от Алинки», которая может повлиять на популяризацию традиционного чтения среди подростков
Практическая значимость – может оцениваться жизнеспособностью и живучестью проекта «Сказки от Алинки», появлением новых Амбассадоров НБ РС(Я), возможностью дальнейшего развития этого проекта.
1 глава: Анализ проблемы исследования
В исследовательской части проекта нас консультировала и предоставила информацию Туварова Анна Степановна, главный библиотекарь научно-методического центра НБ РС(Я), куратор детских работ в библиотеках РС(Я) (см. приложение А, таблица №1).
В 2021 году население Республики Саха (Якутия) численностью 971,9 тыс. человек обслуживали:
1207 библиотек различных систем и ведомств
502 общедоступные государственные и муниципальные библиотеки 632 библиотеки средних общеобразовательных школ
43 библиотеки средних профессиональных учебных заведений
9 библиотек высших учебных заведений
7 библиотек научных организаций и других ведомств
499 общедоступных муниципальных библиотек объединены в 35 централизованных библиотечных систем (ЦБС)
5 библиотек и 2 библиотечно-информационных центра (БИЦ)
3 библиотеки являются поселенческими.
Общедоступными государственными библиотеками являются:
Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)»,
Филиал государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия)
«Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)»
Детская точка кипения – центр чтения и государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия)
«Республиканская библиотека для слепых»
Выводы по данным Туваровой А.С.:
1. В РФ проживает около 26 млн. детей, что составляет 17,8% от населения страны
2. 41149 публичных библиотек МК РФ
3. 3257 детских библиотек МК РФ, т е 8% от всех публичных
4. 37% от всех пользователей – ДЕТИ
5. 39% изданий выдано ДЕТЯМ
Возникает вопрос «Популярны ли среди детей и подростков эти библиотеки?»
Чтобы ответить на этот вопрос мы провели опрос №1 «Про любовь к чтению и библиотекам» (см. приложение А, опрос №1), где участвовали 154 детей и подростков от 11 до 18 лет.
Выводы по результатам опроса:
Большинство опрошенных любят читать и предпочитают бумажные книги
Среди современных жанров наиболее популярным является манга
Больше половины опрошенных не интересуются и не посещают библиотеку
Хотя именно в библиотеках подростков привлекает разнообразие книг, т е они посещали бы
Но им не нравится устаревший формат библиотек
Почти все опрошенные согласны с утверждением, что чтение книг способствует общению
Больше половины не согласны с утверждением, что любовь к чтению прививается в семье, т.е. желание исходит от мотивов+целей и подростки очень хорошо это понимают
Многие знакомы с современными форматами продвижения чтения (буккроссинг, библиокафе)
Что же можно предпринять, какие действия будут правильными для популяризации книг и чтения?
Можем постараться ответить на этот вопрос историей проекта «Сказки от Алинки»
2 глава: О семейном проекте «Сказки от Алинки»
С пунктом №7 хочу поспорить, т.к. я родилась в читающей семье, где одним из ценностей являются книги.
История этого проекта началась в марте 2020 года, т е с началом пандемии. С введением жесткого локдауна все жители РФ и не только, были заперты в своих домах. Работали, учились и развлекались семьей в 4 стенах, а у нас в семье 4 учителя+1 школьница+2летний малыш. Все волновались по поводу удаленных уроков и занятий, ведь такого опыта не было. Не знали, как это организовать и не имели понятия о платформах. Было принято, что необходимо протестировать несколько платформ и среди них был Zoom. Мы ,наверное, первая семья, которая начала на ней работать. В качестве эксперимента выбрали семейную встречу на сказочную тему, для самой приятной аудитории - для маленьких племянников. Идея всем очень понравилась, каждый в семье выполнял свое задание, задачу:
Мама и я отвечали за выбор темы стрима и за сказку
Папа и брат отвечали за оргтехнику
Дизайн и костюмы от невестки
Племянник должен был радоваться и наблюдать
Когда все было готово, мы придумали афишу и отправили по ватсаппу родственникам. А родственники не поняли и переслали друзьям, знакомым. Так мы столкнулись с явлением ХАЙП! Так хайпануло, что о нас очень быстро узнали и начали подключаться к нашим стримам, все интересующиеся в РС(Я).
Как это происходило:
Формат - прямая трансляция, трансляция в режиме реального времени, стрим
Платформа – Zoom
Чтец – Тимофеева Алина, 13 лет
Аудитория – дети от 3 до 6
Периодичность – каждый день, 1 раз в 3 дня, 1 раз в неделю, по памятным датам
Авторы сказок – зарубежные, российские и якутские писатели
Темы стримов – драконы, волшебники, сказки братьев Гримм, якутские, животные и т.д.
Продолжительность стрима – 40 мин
Дополнительно – дети выполняли ДЗ, т е рисовали, делали поделки, кукольные театры и т д
Обязательное условие – наличие интернета, zoom
Спонсоры, инвесторы, группа поддержки – любимая семья
Через некоторое время нам начали звонить из радио и телевидения, предлагали свои сказки или чтецов. В наших стримах участвовали другие семьи, даже из Германии. Можно сказать, что вышли на международный уровень.
Выводы по 2 этапу:
Все мы родом из детства! Любовь к осознанному чтению прививается в семье. Я из читающей семьи, где главной ценностью и богатством являются книги и знания. Центром дома и ключевым местом всегда были книжные шкафы или полки, за хорошее поведение дарили книги или сертификаты в книжный магазин. Это семья, где нет оргтехники и телевизоров, где живое общение – самое теплое и милое времяпровождение.
«Сказки от Алинки» получил положительный резонанс, т к сам посыл был искренним и добрым. В создании участвовала вся семья, родственники, друзья и не ради славы и денег. А людям нравятся мотивационные порывы во благо светлого и вечного, что нельзя купить за все деньги на свете, что связано с душой, сердцем и мыслью.
Этот проект показал и доказал, что книголюбие и любовь к чтению не исчезающие явления, а просто об этом много не говорят, может не часто видим и слышим, а может не современно и креативно предоставляется информация.
3 глава: «От Сказочницы до Амбассадора»
В конце апреля сообщили, что я стала Амбассадором сетевого проекта библиотек РС(Я) «Читаем все». Это было радостно, но и ответственно, уже необходимо было соответствовать статусу, ведь Амбассадор – это человек, который должен представлять бренд в позитивном свете и должен всячески способствовать повышению узнаваемости. С этого момента о нас начали писать в журналах, газетах, соц.сетях, мы снимались в разных передачах (см. приложение Б, таблица №2)
В данный момент по РС(Я) Амбассадорами сетевого проекта библиотек РС(Я) «Читаем все» стали 5 детей и взрослых.
Выводы по 3 этапу:
Нужно активнее продвигать такие истории о простых людях, показывать положительные примеры и героев, но нужно это делать креативно, используя современные технологии, инструменты, платформы.
Необходимо, чтобы такие истории были замечены на самых высоких уровнях власти, надо искать героев из народа и поддерживать. Историю создают люди!
Амбассадор – должен всячески способствовать повышению узнаваемости бренда, в моем случае Сетевой проект библиотек РС(Я) «Читаем все».
Как это можно сделать, осуществить?
4 глава: Идеи дальнейшего развития проекта «Сказки от Алинки»,
для популяризации традиционного чтения
В октябре встретились и проконсультировались с Туваровой Анной Степановной, главным библиотекарем научно-методического центра НБ РС(Я), куратором детских работ в библиотеках РС(Я). В основном хотели с ней согласовать развитие проекта и рассказали свою идею. Получили положительный отклик и поддержку. С ней разработали несколько идей:
1. Кафе-библиотека для подростков
Цель – место встречи и чтения
2. Развитие детского Букроссинга в Якутии
Цель – поддержка детского/подросткового чтения, малообеспеченных семей
3. Создание сайта или приложения для обмена книг по всему городу для детей и подростков
Цель – доступная среда, координирование, помощь для книголюбов
4. Открытые библиотеки в ТРЦ
Цель – доступная среда
Или все вместе объединить
Но поняли, что необходимо спросить у самих подростков. С этой целью провели опрос №2 про место досуга для подростков (см. приложение Б, опрос №2). Ведь лучше чем сами подростки никто не ответит.
Выводы по результатам опроса №2
В опросе участвовали 124 подростков от 14-18 лет, проживающие в городе и в сельской местности. Опрос провели для 14-18 возраста, потому что именно в этом возрасте люди могут самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки, являются частично дееспособными.
Больше половины опрошенных ответили, что у них нет тусовочного места
Множество опрошенных ответили, что кафешки в торговых центрах являются их постоянными тусовочными местами
Почти все участники опроса ответили, что хотели бы проводить свободное время и общаться в кафе для подростков
И так, решили остановиться на идее «Кафе-библиотека» или «Библио-кафе». Нам предложили место по адресу Курашова 46, который пока закрыт на ремонт. На картинке помещение заштриховано (см. приложение В, картинка №1)
Каким было бы наше кафе-библиотека или библио-кафе по ответам участников опроса?
Стенд свободного рисования
Полки с книгами
Диванчики, столики, розетки, вай-фай
Специальное место для танцев
Книга для пожеланий
Вкусная еда от детских кондитеров
Удобное место расположения
Разные фестивали, конкурсы и события для подростков
Маленький магазинчик kpop и anime товаров
Большой телевизор/экран
Уголок для чтения
Большое пространство для активностей
Оформление в современном стиле от детей-дизайнеров
Букроссинг
Фотозоны с популярными персонажами
Детские зоны для самых маленьких с родителями
На данный момент создана взросло-детская проектная команда:
Лидер – Тимофеева Алина, 10 кл
Дизайнер – Кириллина Любовь, 8 кл
Экономист – 8 кл
Тьютор – Тимофеева Сардана Дмитриевна, наставник ДТ «Кванториум»
Куратор - Туварова Анна Степановна, главный библиотекарь научно-методического центра НБ РС(Я), куратор детских работ в библиотеках РС(Я)
Распределили задачи, определились с приоритетами, ознакомлены с проблемами, имеем дедлайны. Осталось оформить бизнес-план, дизайн и мечты возможно осуществятся, появится интересное место где дети и подростки в свой досуг могут совместить поесть вкусно+отдохнуть+послушать музыку+почитать и общаться, ведь человеческое общение является высшей ценностью…
Заключение:
Чтение книг остается популярным в современном мире и бумажные носители знаний не теряют свою значимость, являются ценностью, которая передается из поколения в поколения. Любовь к чтению, значимость осознанного чтения и отношение к книгам, как к дорогим артефактам воспитывается в семье. Необходимо популяризировать семейное чтение
Изучена история позитивного хайпа семейного проекта «Сказки от Алинки» и ее развитие «От сказочницы до Амбассадора»
Проведены 2 опроса для изучения проблемы исследования, результаты которых помогли в понимании ситуации и траектории развития проекта
Курирует проект представитель НБ РС(Я), ее экспертное мнение в данном проекте очень важно, участие компетентного специалиста влияет на грамотное продвижение по жизненному циклу проекта
Под развитием проекта мы понимаем, конкретные и реальные активности, дела и поэтому решили, что популяризировать осознанное чтение среди подростков можно совмещая все их интересы, в том числе кафе+аниме, kpop, к примеру
Создана проектная взросло-детская команда и составлена дорожная карта жизненного цикла проекта
Проект продолжается, имеется план
Список литературы
Гугл опрос № 1 «Про любовь к чтениям и библиотекам» [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSchpTV3pwtLxkB4uViqfZ1WAYFuzuesxgSMCZmwnTUb7p-g/viewform?usp=sharing
Гугл опрос № 2 «Про место для досуга» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfaeoKp7MxXHvQ8cC6TcZ8V9_R0y4WITQZVdgJqtNZ-CNNXLw/viewform
E.O. Кузьминых «Динамика читательских интересов современных школьников» -2018г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-chitatelskih-interesov-sovremennyh-shkolnikov
Жидеева Виктория Юрьевна, Образцов Павел Иванович «Популяризация книги и чтения в молодежной среде» - Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2019 . Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41368967
Профессия библиотекарь: описание, плюсы, минусы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/bibliotekar/
Статья о выступлении В. В. Путина на ПМЭФ в «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 июня 2022 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/11570429
Сайт буккроссинга в России. Режим доступа: https://bookcrossing.ru/
Сайт республиканского сетевого проекта «Читаем все» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chitaem-vse.nlrs.ru/
Туранина Н.А., Чесовская А.А. «Детские библиотеки будущего» - Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48417712
Филаткина Т.М, Рубчинская О.В "Читать - модно!": Методы популяризации чтения» - Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2019. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38585350
Приложения А
Таблица №1 « Количество библиотек в городе Якутск, РС(Я), РФ»
|
Город Якутск |
РС(Я) |
РФ |
Библиотеки |
23 |
502 |
411494 |
Детские библиотеки |
4 |
36 |
3257 |
Опрос №1 «Про любовь к чтению и библиотекам»
Приложение Б
Таблица №2. Хронология событий во время пандемии 2020г.
ДАТА |
СОБЫТИЕ |
30 марта 2020г |
Первое проведение трансляции «Сказки от Алинки» |
9 апреля 2020г |
Интервью для канала «Россия-24» |
21 апреля 2020г |
Объявление Амбассадором сетевого проекта библиотек РС(Я) «Читаем все» |
3 мая 2020г |
Проведение «Сказки от Алинки» совместно с семьей Лебе из Дрездена, Германия |
28 мая 2020г |
Участие в прямом эфире в рамках сетевого проекта «Читаем все» посвященный 75-летию победы |
13 сентября 2020г |
Видео поздравление к 95-летию Национальной библиотеки Якутии. |
12 декабря 2020г |
Участие в итоговом мероприятии республиканского фестиваля «Читающая семья-читающая Якутия» |
Опрос №2 про место досуга для подростков.
Приложение В
Картинка №1. Фото предоставленного помещения для «Кафе-библиотеки». На картинке помещение заштриховано.