От Сказочницы до Амбассадора республиканского сетевого проекта «Читаем все»

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

От Сказочницы до Амбассадора республиканского сетевого проекта «Читаем все»

Тимофеева А.П. 1
1МОБУ НГ Айыы Кыhата
Тимофеева С.Д. 1
1ДТ «Кванториум», МАНОУ «ДДТ имени Ф.И.Авдеевой»
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 
 

Аннотация

Во время пандемии в 2020 году проект 8-цы "Сказки от Алинки" стал очень популярным за пределами РСЯ и РФ, так как проект нес миссию добра, всего самого светлого и хорошего. Благодаря этому проекту мы увидели проблемы: популяризации книголюбия, осознанного чтения, снижения интереса к библиотекам. Чтобы решить эти проблемы мы поставили цель: исследовать влияние семейного проекта «Сказки от Алинки» на популяризацию традиционного чтения детей и подростков в РС(Я) и предложить идеи развития этого проекта. Для достижения цели использовались такие методы исследования как: наблюдение, анализ, сопоставление, сравнение, опрос, интервью. Таким образом проблемы исследования были изучены, цель достигнута, задачи выполнены.

Введение

Проблема исследования:

Из выступления В. В. Путина на ПМЭФ в «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 июня 2022 года:

Пандемия показала всем нам, насколько мы все уязвимы.

Мы осознали роль, значение науки высоких технологий и объединения усилий в преодолении общих кризисов. Мы поняли, что, только объединяя усилия, мы можем добиваться нужных нам результатов.

Пандемия, безусловно, подтолкнула высокотехнологичные и перспективные виды производства и то, что определяет и будет определять прогресс в ближайшее время, имею в виду искусственный интеллект, информационные технологии и так далее. Но, на мой взгляд, самое главное заключается в том, что мы осознали, что является высшей ценностью. Это здоровье и человеческое общение", - подчеркнул президент РФ».

А что такое человеческое общение? Что и как способствует общению, эффективному общению?

Актуальность исследования:

Одним из самых популярных факторов эффективного общения является ЧТЕНИЕ КНИГ! Когда ты переполнен эмоциями от новой и интересной прочитанной книги, возникает потребность поделиться этим с друзьями, значит, появляются темы для разговора и обсуждения.

Через проект хотим обратить внимание на проблемы:

1. Популяризации книголюбия, осознанного чтения

2. Снижения интереса к библиотекам

3. Создания новых форматов для развития и популяризации чтения

Объект исследования– популяризация книголюбия, осознанного чтения, семейного чтения

Предмет исследования – семейный проект «Сказки от Алинки»

Цель: Исследовать влияние семейного проекта «Сказки от Алинки» на популяризацию традиционного чтения детей и подростков в РС(Я) и предложить идеи развития этого проекта .

Задачи:

1. Анализ проблемы исследования

2. О семейном проекте «Сказки от Алинки»

3. Развитие проекта «От Сказочницы до Амбассадора»

4. Предложить идеи для дальнейшего развития проекта, популяризации традиционного чтения

Гипотеза «Из искры возгорится пламя»:

«Сказки от Алинки» получил большой резонанс благодаря использованию современных, инновационных и резонансных форматов и стал популярным, привлекательным для большей аудитории. Если маленькая восьмиклассница смогла привлечь внимание взрослого мира чтением сказок, то идеи развития этого проекта, предложенные командой подростков привлекут внимание на проблему традиционного и осознанного чтения среди подростков., смогут объединить два мира: взрослый и детский (подростковый)

Методы исследования: наблюдение, анализ, сопоставление, сравнение, опрос, интервью

Степень изученности – мы внимательно познакомились с научной литературой в которых рассматривались наши проблемы:

Жидеева Виктория Юрьевна, Образцов Павел Иванович «Популяризация книги и чтения в молодежной среде» - Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2019 [4, с.12] .

Филаткина Т.М, Рубчинская О.В "Читать - модно!": Методы популяризации чтения» - Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2019 [10, с.12].

Туранина Н.А., Чесовская А.А. «Детские библиотеки будущего» - Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022 [9, с.12]

Научная новизна – новизна и оригинальность в исследовании избранной темы, выражается в поиске идеи для развития проекта «Сказки от Алинки», которая может повлиять на популяризацию традиционного чтения среди подростков

Практическая значимость – может оцениваться жизнеспособностью и живучестью проекта «Сказки от Алинки», появлением новых Амбассадоров НБ РС(Я), возможностью дальнейшего развития этого проекта.

1 глава: Анализ проблемы исследования

В исследовательской части проекта нас консультировала и предоставила информацию Туварова Анна Степановна, главный библиотекарь научно-методического центра НБ РС(Я), куратор детских работ в библиотеках РС(Я) (см. приложение А, таблица №1).

В 2021 году население Республики Саха (Якутия) численностью 971,9 тыс. человек обслуживали:

1207 библиотек различных систем и ведомств

502 общедоступные государственные и муниципальные библиотеки 632 библиотеки средних общеобразовательных школ

43 библиотеки средних профессиональных учебных заведений

9 библиотек высших учебных заведений

7 библиотек научных организаций и других ведомств

499 общедоступных муниципальных библиотек объединены в 35 централизованных библиотечных систем (ЦБС)

5 библиотек и 2 библиотечно-информационных центра (БИЦ)

3 библиотеки являются поселенческими.

Общедоступными государственными библиотеками являются:

Государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия) «Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)»,

Филиал государственного казенного учреждения Республики Саха (Якутия)

«Национальная библиотека Республики Саха (Якутия)»

Детская точка кипения – центр чтения и государственное казенное учреждение Республики Саха (Якутия)

«Республиканская библиотека для слепых»

Выводы по данным Туваровой А.С.:

1. В РФ проживает около 26 млн. детей, что составляет 17,8% от населения страны

2. 41149 публичных библиотек МК РФ

3. 3257 детских библиотек МК РФ, т е 8% от всех публичных

4. 37% от всех пользователей – ДЕТИ

5. 39% изданий выдано ДЕТЯМ

Возникает вопрос «Популярны ли среди детей и подростков эти библиотеки?»

Чтобы ответить на этот вопрос мы провели опрос №1 «Про любовь к чтению и библиотекам» (см. приложение А, опрос №1), где участвовали 154 детей и подростков от 11 до 18 лет.

Выводы по результатам опроса:

Большинство опрошенных любят читать и предпочитают бумажные книги

Среди современных жанров наиболее популярным является манга

Больше половины опрошенных не интересуются и не посещают библиотеку

Хотя именно в библиотеках подростков привлекает разнообразие книг, т е они посещали бы

Но им не нравится устаревший формат библиотек

Почти все опрошенные согласны с утверждением, что чтение книг способствует общению

Больше половины не согласны с утверждением, что любовь к чтению прививается в семье, т.е. желание исходит от мотивов+целей и подростки очень хорошо это понимают

Многие знакомы с современными форматами продвижения чтения (буккроссинг, библиокафе)

Что же можно предпринять, какие действия будут правильными для популяризации книг и чтения?

Можем постараться ответить на этот вопрос историей проекта «Сказки от Алинки»

2 глава: О семейном проекте «Сказки от Алинки»

С пунктом №7 хочу поспорить, т.к. я родилась в читающей семье, где одним из ценностей являются книги.

История этого проекта началась в марте 2020 года, т е с началом пандемии. С введением жесткого локдауна все жители РФ и не только, были заперты в своих домах. Работали, учились и развлекались семьей в 4 стенах, а у нас в семье 4 учителя+1 школьница+2летний малыш. Все волновались по поводу удаленных уроков и занятий, ведь такого опыта не было. Не знали, как это организовать и не имели понятия о платформах. Было принято, что необходимо протестировать несколько платформ и среди них был Zoom. Мы ,наверное, первая семья, которая начала на ней работать. В качестве эксперимента выбрали семейную встречу на сказочную тему, для самой приятной аудитории - для маленьких племянников. Идея всем очень понравилась, каждый в семье выполнял свое задание, задачу:

Мама и я отвечали за выбор темы стрима и за сказку

Папа и брат отвечали за оргтехнику

Дизайн и костюмы от невестки

Племянник должен был радоваться и наблюдать

Когда все было готово, мы придумали афишу и отправили по ватсаппу родственникам. А родственники не поняли и переслали друзьям, знакомым. Так мы столкнулись с явлением ХАЙП! Так хайпануло, что о нас очень быстро узнали и начали подключаться к нашим стримам, все интересующиеся в РС(Я).

Как это происходило:

Формат - прямая трансляция, трансляция в режиме реального времени, стрим

Платформа – Zoom

Чтец – Тимофеева Алина, 13 лет

Аудитория – дети от 3 до 6

Периодичность – каждый день, 1 раз в 3 дня, 1 раз в неделю, по памятным датам

Авторы сказок – зарубежные, российские и якутские писатели

Темы стримов – драконы, волшебники, сказки братьев Гримм, якутские, животные и т.д.

Продолжительность стрима – 40 мин

Дополнительно – дети выполняли ДЗ, т е рисовали, делали поделки, кукольные театры и т д

Обязательное условие – наличие интернета, zoom

Спонсоры, инвесторы, группа поддержки – любимая семья

Через некоторое время нам начали звонить из радио и телевидения, предлагали свои сказки или чтецов. В наших стримах участвовали другие семьи, даже из Германии. Можно сказать, что вышли на международный уровень.

Выводы по 2 этапу:

Все мы родом из детства! Любовь к осознанному чтению прививается в семье. Я из читающей семьи, где главной ценностью и богатством являются книги и знания. Центром дома и ключевым местом всегда были книжные шкафы или полки, за хорошее поведение дарили книги или сертификаты в книжный магазин. Это семья, где нет оргтехники и телевизоров, где живое общение – самое теплое и милое времяпровождение.

«Сказки от Алинки» получил положительный резонанс, т к сам посыл был искренним и добрым. В создании участвовала вся семья, родственники, друзья и не ради славы и денег. А людям нравятся мотивационные порывы во благо светлого и вечного, что нельзя купить за все деньги на свете, что связано с душой, сердцем и мыслью.

Этот проект показал и доказал, что книголюбие и любовь к чтению не исчезающие явления, а просто об этом много не говорят, может не часто видим и слышим, а может не современно и креативно предоставляется информация.

3 глава: «От Сказочницы до Амбассадора»

В конце апреля сообщили, что я стала Амбассадором сетевого проекта библиотек РС(Я) «Читаем все». Это было радостно, но и ответственно, уже необходимо было соответствовать статусу, ведь Амбассадор – это человек, который должен представлять бренд в позитивном свете и должен всячески способствовать повышению узнаваемости. С этого момента о нас начали писать в журналах, газетах, соц.сетях, мы снимались в разных передачах (см. приложение Б, таблица №2)

В данный момент по РС(Я) Амбассадорами сетевого проекта библиотек РС(Я) «Читаем все» стали 5 детей и взрослых.

Выводы по 3 этапу:

Нужно активнее продвигать такие истории о простых людях, показывать положительные примеры и героев, но нужно это делать креативно, используя современные технологии, инструменты, платформы.

Необходимо, чтобы такие истории были замечены на самых высоких уровнях власти, надо искать героев из народа и поддерживать. Историю создают люди!

Амбассадор – должен всячески способствовать повышению узнаваемости бренда, в моем случае Сетевой проект библиотек РС(Я) «Читаем все».

Как это можно сделать, осуществить?

4 глава: Идеи дальнейшего развития проекта «Сказки от Алинки»,
для популяризации традиционного чтения

В октябре встретились и проконсультировались с Туваровой Анной Степановной, главным библиотекарем научно-методического центра НБ РС(Я), куратором детских работ в библиотеках РС(Я). В основном хотели с ней согласовать развитие проекта и рассказали свою идею. Получили положительный отклик и поддержку. С ней разработали несколько идей:

1. Кафе-библиотека для подростков

Цель – место встречи и чтения

2. Развитие детского Букроссинга в Якутии

Цель – поддержка детского/подросткового чтения, малообеспеченных семей

3. Создание сайта или приложения для обмена книг по всему городу для детей и подростков

Цель – доступная среда, координирование, помощь для книголюбов

4. Открытые библиотеки в ТРЦ

Цель – доступная среда

Или все вместе объединить

Но поняли, что необходимо спросить у самих подростков. С этой целью провели опрос №2 про место досуга для подростков (см. приложение Б, опрос №2). Ведь лучше чем сами подростки никто не ответит.

Выводы по результатам опроса №2

В опросе участвовали 124 подростков от 14-18 лет, проживающие в городе и в сельской местности. Опрос провели для 14-18 возраста, потому что именно в этом возрасте люди могут самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки, являются частично дееспособными.

Больше половины опрошенных ответили, что у них нет тусовочного места

Множество опрошенных ответили, что кафешки в торговых центрах являются их постоянными тусовочными местами

Почти все участники опроса ответили, что хотели бы проводить свободное время и общаться в кафе для подростков

И так, решили остановиться на идее «Кафе-библиотека» или «Библио-кафе». Нам предложили место по адресу Курашова 46, который пока закрыт на ремонт. На картинке помещение заштриховано (см. приложение В, картинка №1)

Каким было бы наше кафе-библиотека или библио-кафе по ответам участников опроса?

Стенд свободного рисования

Полки с книгами

Диванчики, столики, розетки, вай-фай

Специальное место для танцев

Книга для пожеланий

Вкусная еда от детских кондитеров

Удобное место расположения

Разные фестивали, конкурсы и события для подростков

Маленький магазинчик kpop и anime товаров

Большой телевизор/экран

Уголок для чтения

Большое пространство для активностей

Оформление в современном стиле от детей-дизайнеров

Букроссинг

Фотозоны с популярными персонажами

Детские зоны для самых маленьких с родителями

На данный момент создана взросло-детская проектная команда:

Лидер – Тимофеева Алина, 10 кл

Дизайнер – Кириллина Любовь, 8 кл

Экономист – 8 кл

Тьютор – Тимофеева Сардана Дмитриевна, наставник ДТ «Кванториум»

Куратор - Туварова Анна Степановна, главный библиотекарь научно-методического центра НБ РС(Я), куратор детских работ в библиотеках РС(Я)

Распределили задачи, определились с приоритетами, ознакомлены с проблемами, имеем дедлайны. Осталось оформить бизнес-план, дизайн и мечты возможно осуществятся, появится интересное место где дети и подростки в свой досуг могут совместить поесть вкусно+отдохнуть+послушать музыку+почитать и общаться, ведь человеческое общение является высшей ценностью…

Заключение:

Чтение книг остается популярным в современном мире и бумажные носители знаний не теряют свою значимость, являются ценностью, которая передается из поколения в поколения. Любовь к чтению, значимость осознанного чтения и отношение к книгам, как к дорогим артефактам воспитывается в семье. Необходимо популяризировать семейное чтение

Изучена история позитивного хайпа семейного проекта «Сказки от Алинки» и ее развитие «От сказочницы до Амбассадора»

Проведены 2 опроса для изучения проблемы исследования, результаты которых помогли в понимании ситуации и траектории развития проекта

Курирует проект представитель НБ РС(Я), ее экспертное мнение в данном проекте очень важно, участие компетентного специалиста влияет на грамотное продвижение по жизненному циклу проекта

Под развитием проекта мы понимаем, конкретные и реальные активности, дела и поэтому решили, что популяризировать осознанное чтение среди подростков можно совмещая все их интересы, в том числе кафе+аниме, kpop, к примеру

Создана проектная взросло-детская команда и составлена дорожная карта жизненного цикла проекта

Проект продолжается, имеется план

Список литературы

Гугл опрос № 1 «Про любовь к чтениям и библиотекам» [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSchpTV3pwtLxkB4uViqfZ1WAYFuzuesxgSMCZmwnTUb7p-g/viewform?usp=sharing

Гугл опрос № 2 «Про место для досуга» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSfaeoKp7MxXHvQ8cC6TcZ8V9_R0y4WITQZVdgJqtNZ-CNNXLw/viewform

E.O. Кузьминых «Динамика читательских интересов современных школьников» -2018г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/dinamika-chitatelskih-interesov-sovremennyh-shkolnikov

Жидеева Виктория Юрьевна, Образцов Павел Иванович «Популяризация книги и чтения в молодежной среде» - Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, 2019 . Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41368967

Профессия библиотекарь: описание, плюсы, минусы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/bibliotekar/

Статья о выступлении В. В. Путина на ПМЭФ в «САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 4 июня 2022 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru/obschestvo/11570429

Сайт буккроссинга в России. Режим доступа: https://bookcrossing.ru/

Сайт республиканского сетевого проекта «Читаем все» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://chitaem-vse.nlrs.ru/

Туранина Н.А., Чесовская А.А. «Детские библиотеки будущего» - Белгородский государственный институт искусств и культуры, 2022. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48417712

Филаткина Т.М, Рубчинская О.В "Читать - модно!": Методы популяризации чтения» - Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, 2019. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38585350

Приложения А

Таблица №1 « Количество библиотек в городе Якутск, РС(Я), РФ»

 

Город Якутск

РС(Я)

РФ

Библиотеки

23

502

411494

Детские библиотеки

4

36

3257

Опрос №1 «Про любовь к чтению и библиотекам»

Приложение Б

Таблица №2. Хронология событий во время пандемии 2020г.

ДАТА

СОБЫТИЕ

30 марта 2020г

Первое проведение трансляции «Сказки от Алинки»

9 апреля 2020г

Интервью для канала «Россия-24»

21 апреля 2020г

Объявление Амбассадором сетевого проекта библиотек РС(Я) «Читаем все»

3 мая 2020г

Проведение «Сказки от Алинки» совместно с семьей Лебе из Дрездена, Германия

28 мая 2020г

Участие в прямом эфире в рамках сетевого проекта «Читаем все» посвященный 75-летию победы

13 сентября 2020г

Видео поздравление к 95-летию Национальной библиотеки Якутии.

12 декабря 2020г

Участие в итоговом мероприятии республиканского фестиваля «Читающая семья-читающая Якутия»

Опрос №2 про место досуга для подростков.

Приложение В

Картинка №1. Фото предоставленного помещения для «Кафе-библиотеки». На картинке помещение заштриховано.

Просмотров работы: 29