ВВЕДЕНИЕ
Бальная культура – это культура общества, это социальное и политическое явление, имеющее глубокие историческое корни. Вопросы культурно-исторического развития России приобретают в настоящее время особую значимость. Долгое время явления культуры и быта дворянства были практически не изучены, сегодня появилась потребность в возрождении интереса к изучению русских национальных традиций, исторических танцев, к старинной моде и светскому этикету. В последние годы наблюдаются рост интереса к праздничной культуре России и попытки смоделировать и реставрировать отдельные элементы культурной жизни России прошлых веков. Восстановление историко-культурной памяти способствует росту национального самосознания.
Одно из традиционных мероприятий Ломоносовской школы – Зеленый мыс является проведение балов для учащихся всех ступеней образования школы. На балах современные школьники постигают основы этикета и изысканных манер. На занятиях по хореографии разучивают историко-бытовые танцы: вальс, польку, падеграс, мазурку и другие танцы. Стараются красиво держаться, двигаться, говорить. Ученики раскрываются с новой стороны, проявляют лучшие качества и получают настоящее классическое образование и воспитание.
Актуальность проекта состоит в том, что при подготовке участника к балу возникают различные вопросы: какой костюм надеть; что нужно подготовить к балу; какой этикет необходимо соблюдать во время танца; какие танцы исполнять; зачем нужно участвовать на балу и т.д.
Цель:
Создать творческий продукт для помощи участнику в подготовке к балу - «Путеводитель в мир бального церемониала»
Задачи:
1. Изучить историю возникновения и развития балов в России с XVII – XIX веков;
2. Рассмотреть моду мужского и женского костюма;
3. Познакомиться с правила бального этикета, принятого в обществе того времени;
4. Изучить танцы, которые исполняли на балах в России с XVII – XIX веков, дать краткую справку каждого танца;
5. Создать «Путеводитель в мир бального церемониала».
1.1 История возникновения и развития балов в России с XVII – XIX веков
Бал – это всегда праздник, яркий, красочный, искрящийся, весёлый. Он был в России всегда желанным и любимым. Балы давались круглый год, но сезон начинался с поздней осени и продолжался весь зимний период. Часто в один вечер приходилось бывать на двух-трёх балах, что требовало немалых сил, к тому же многие балы заканчивались под утро, а на следующий день необходимо было делать визиты и готовиться к грядущим увеселениям.
Когда же состоялся первый бал? Кто ввел эту традицию и как спустя годы он изменился?
В России первое упоминание о бальном церемониале мы встречаем в правлении Лжедмитрия I. Первый бал состоялся на его свадьбе с Мариной Мнишек. После изгнания Лжедмитрия I балы не укоренились в русской культурной жизни, они вернулись в придворную жизнь уже при Петре I, как новая форма общественного церемониала.
Балы, как новая форма сначала существовала в качестве ассамблей с собраниями танцев. Ассамблеи служили не только средством увеселения - "для забавы", но также местом "для рассуждения и разговоров дружеских". Петровская Россия была страной с новым стилем жизни господствующего класса.
После смерти Петра I ассамблеи прекратили свое существование, но балы давались довольно часто, причем, по отзывам современников, вид подобных празднеств был значительно облагорожен.
В эпоху женских правлений русский двор по своему блеску превосходил
Особую изысканность и блеск русского двора времен царствования императора Николая Павловича отмечали многие современники. Балы и другие празднества этого времени поражали всех своим великолепием.
Последним в истории российской бальной культуры был костюмированный бал в Зимнем дворце, который прошел в 1903 году, и был стилизован под Россию XVII века. Накануне Русско-японской войны обращение к «русской теме» было особенно актуальным.
После падения царской власти большевиками был избран курс на отказ от всего «старого», поэтому балы прекратили свое существование и возникли как историческое наследие только в 21 веке.
1.2 Язык церемониального жеста и костюма
Бал имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным. Всё это позволяло сохранить изысканность и привлекательность.
Было принято приходить на бал одетыми парадно. Кавалеры - во фрачной паре, смокинге или костюме, белой рубашке и жилетке. Фраки были разных цветов, лишь к концу 30-х годов XIX века утвердилась мода на чёрный цвет.
Костюмы штатских кавалеров не зависели от моды, их рекомендовалось шить в классических формах. Военные приходили в парадных мундирах, соответствующих их полкам.
На бал кавалеры приходили в ботинках. Бальные ботинки надевали и военные. Наличие шпор не одобрялось, это связанно с тем, что во время танца они рвали платья.
Дамы и девушки одевались в платья соответственно моде, но одно оставалось неизменным – это открытые шея и плечи. Как правило, платье шилось на один бал и лишь в крайних случаях использовались дважды. Дамы могли выбирать любой цвет для платья, если он не был оговорён особо.
Для девушек платья шились белого цвета или пастельных тонов - голубого, розового и айвори (слоновой кости).
При таком покрое платья ни дама, ни девушка не могли появиться в свете без ювелирных украшений по шее - цепочки с кулоном или колье. То есть, что-либо нужно было надеть обязательно.
Важной частью внешнего вида была прическа и макияж. Девушкам рекомендовалась скромная причёска, но в любом случае, шея должна была быть открыта. Дамы могли украсить себя головным убором. В XVIII веке в моду вошел парик. Его носили как мужчины, так и женщины.
Макияж был сдержанным. Пудра и румяна. На шею, лицо и груди наклеивали мушки имитирующие родинки. Мушка была не только элементом украшения, но и умела говорить: мушка, помещённая над губой, означала кокетства, в углу глаза -страсть и т.д.
Аксессуары являются неотъемлемой частью любого костюма. Обратимся к основным из них, которые являлись не только украшением, но и считываемым атрибутом невербального общения.
1. Веер
Для дам веер– неизбежный атрибут бального костюма. Сначала 18-го века веер почти всегда делался складным. Это придавало ему множество выражений: «Я замужем» – говорит, отмахиваясь, развёрнутым веером; «Вы мне безразличны» – закрываясь; «Будьте довольны моей дружбой» – открывается один листик; «Вы страдаете, я вам сочувствую» – открывается два листика и т.д. В 19-м веке веер позволял судить о семейном положении женщины.
Для балов при белом платье необходим был белый веер, слоновой кости или перламутровый, а для замужних дам – кружевной или страусовых перьев.
2. Табакерка
Дамы щеголяли веерами, а кавалеры - табакеркам. Она была предметом гордости её владельца. Прежде чем понюхать табак, табакерку медленно вынимали из кармана, долго держали на ладони, словно невзначай забыв о ней во время разговора, затем неторопливо раскрывали, показывая на внутренней стороне крышки тонко выполненную миниатюру, и, взяв щепотку нюхательного табака, оставляли её открытой в руке и, затянувшись раза два, как бы нехотя убирали в карман.
3. Перчатки
19-й век эпоха перчаток. Надевали их только дома так же, как и шляпу, делать это публично считалось не прилично. На балах перчатки снимались только во время ужина или игры в карты. Перчатки являлись обязательной деталью не только взрослого, но и детского бального костюма. Кстати, надевать кольца поверх перчаток считалось плохим тоном.
Женщины на балах и приемах надевали белые шелковые или лайковые перчатки, мужчины – есть ли они в форме – замшевые, в штатском-лайковые. Причем, по правилам дама имела полное право отказать кавалеру без перчаток. Поэтому лучше было прийти на бал в чёрных перчатках, чем без перчаток вообще.
Таким образом модные аксессуары — это важное средство не вербального общения.
1.3 Бальный этикет
Бальный этикет - сложное явление, вытекающее из весьма жестко регламентированной жизни человека того времени. Этикету с детства обучали и девочек, и мальчиков из высшего сословия, поэтому соблюдение всех правил не было проблемой для воспитанного человека.
Человек, получивший приглашение, должен был в течение двух дней ответить письмом, будет он на балу или нет. Но для отказа требовалась веская причина, например, траур.
Замужняя дама приезжала на бал с мужем. Если муж не мог приехать, допускалось появление с подругой и мужем этой подруги.
Разговоры на балу, несомненно, допустимы. При этом не рекомендуется затрагивать сложные и серьезные темы, а также собирать вокруг себя большую компанию.
Более всего неуместны на балу любые проявления ревности как со стороны дам, так и со стороны кавалеров. С другой стороны, нескромные взгляды и вызывающее поведение, провоцирующее других участников бала, также недопустимо.
Гости могли покидать бал в удобное для них время, не привлекая излишнего внимания прощаниями. В течение недели следовало нанести хозяевам визит вежливости и поблагодарить за бал.
1.4. Танцы бального церемониала
Бал – это торжественное общественное или светское мероприятие, главной составляющей которого является танцевальная программа.
Поэтому с XVIII века во всех высших и средних учебных заведениях, школах и пансионах танец стал обязательным прдметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах, в гимназии и в юнкерском училище.
В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но и умели превосходно исполнять их. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте.
Мы перечислим только основные танцы, которые составляют основу любого бала. На самом деле их огромное количество.
В начале XIX века бал открывался полонезом, где в первой паре шёл хозяин с наиболее почётной гостьей, во второй паре – хозяйка с наипочетнейшим гостем.
Самым популярным танцем является - вальс. Возник он примерно в конце XVIII века, родиной принято считать Вену.
Вслед за вальсом во второй четверти XIX века в Европе утвердился новый танец - полька. Этот танец родился в Богемии.
Кадриль – танец французского происхождения, возникший в конце XVIII века.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бал - исключительное явление в истории. Благородное поведение — признак благородной души и просвещенного ума. Четко регламентированное событие, со своими правилами и законами, строгим этикетом и огромным количеством танцев, следующими по определенному порядку.
Большое количество времени и ресурсов тратили на подготовку к балам. Нанимали специальных педагогов для обучения танцам. Лучшие портные шили наряды для девушек и дам. В учебных заведениях лучшие педагоги-хореографы преподавали учащимся танцевальные дисциплины. Русский балет вышел из стен «Шляхетного кадетского корпуса» и стал визитной карточкой Российской Империи и является им сейчас.
Ломоносовская школа является местом сохранения традиций русской школы. В нашей школе ежегодно проходят традиционные баллы. Осенний бал для начальной школы, зимний бал и новогодний бал старшеклассников. Благодаря этому событию мы можем прикоснуться бальному церемониалу. Ощутить всю торжественность и красоту данного события.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ваганова А. Я. Основы классического танца. Издание 6. Серия “Учебники для вузов. Специальная литература” — СПб.: Издательство “Лань”, 2000. —192с
Васильева-Рождественская М.В. Историко-бытовой танец. М.: Искусство, 1963.-22 с.
Захарова О.Ю. История русских балов. М.: Журналист, агентство «Гласность», 1999.-88 с.
Захарова О.Ю. Русский бал XVIII - начала ХХ века. Танцы, костюмы, символика. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2010. 448 с.
Захарова. О.Ю. Светские церемониалы в Росси XVII – начала XX в. - М.: ЗЛО Изд-во Центрполиграф, 2001. 329 с.
Приложение 1
АНОО «Ломоносовская школа – Зелёный мыс»
Творческий проект
«Бал – как лучшая традиция Ломоносовской школы»
«Путеводитель в мир бального церемониала»
Авторы: Давыдова Варвара, Макарова Александра,
Штеклейн Ева, Каныгин Михаил – ученики 6 «А» класса
Леонтьева Татьяна Андреевна –
педагог дополнительного образования
Бал – это одно из ярких событий в жизни ученика Ломоносовской школы.
Торжественный бал имеет свой церемониал и правила поведения, что делает его таким величественным и роскошным.
Мы – ученики «Ломоносовской школы-Зеленый мыс» решили помочь тебе в подготовке к этому красивому событию и составили «Путеводитель в мир бального церемониала».
В нашем путеводителе ты сможешь узнать:
- какой костюм правильно надеть на торжество;
- какие атрибуты и аксессуары понадобится тебе;
А также он познакомит тебя:
- с этикетом бала;
- с обязательной танцевальной программой.
Красота и торжественность события складывается за долго до его проведения.
Зачастую подготовка занимает огромное количество времени. Возникает много вопросов. Что надеть? Как правильно пригласить партнершу на танец? Почему необходимо знать танцы? И многие другие вопросы, которыми задаются участники будущего бала.
Поможет ответить на них
«Путеводитель в мир бального церемониала»
Женский костюм
Девушка – это украшение любого бала. Своим присутствием она способна очаровать любую публику. Поэтому при выборе образа девушка должна быть внимательна и соблюсти следующие правила:
Бальное платье должно иметь длину ниже колена. Оптимальная длинна – на уровне щиколотки. В выборе цвета платья лучше придерживаться белого или постельных тонов - голубого, розового и айвори, то есть, цвета "слоновой кости".
Надевайте туфли на удобном каблуке.
Причёска рекомендуется скромная, но в любом случае, шея должна была быть открыта. Волосы могут быть убраны назад.
Одним из атрибутов женского образа могут быть – перчатки.
Не забудьте про украшения: сережки, веер, колье или кулон на тонкой цепочке.
Девушки, вы должны помнить, что дополнительные атрибуты дополнят ваш образ, поэтому подбирать их надо со вкусом.
Мужской костюм
Кавалеры могут прийти на бал во фрачной паре, смокинге или костюме, белой рубашке и жилетке. Одним из атрибутов, который дополнит образ будет – бабочка.
На бал кавалеры надевают - туфли.
О бязательным условием мужского образа должны быть белые перчатки.
Бальный этикет
Бал – не просто развлечение. Это прекрасная возможность для интересного отдыха, для знакомства и общения, для наслаждения музыкой и танцами. А бальный этикет поднимает бал на ступень красивых и благородных событий.
Ангажировать (пригласить) на танец может только кавалер. Он подходит к даме, которую выбрал для танца, подает ей руку и делает поклон головой. Дама в ответ на приглашение подает руку и делает поклон «книксен».
Дама может отказать партнёру:
- если она уже приглашена на танец;
- обещала танец другому партнеру.
Беспричинный отказ расценивается как не уважение к кавалеру.
Правила поведения во время танца
Танец начинается с поклона кавалера и ответного реверанса дамы.
Пара смотрит друг на друга, а не под ноги.
Кавалер подстраивается под шаги дамы, а не наоборот.
Во время танца партнёры не прижимаются друг к другу, но и не отдаляются слишком сильно.
Серьёзных разговоров не ведут, но шутка или комплимент уместны.
Если пара сбивается с ритма, она смещается к середине, предоставляя вести танец более опытным танцорам.
Существуют танцы, в которых происходит смена партнерши или партнера. В таком случае кавалер, переходя к другой даме должен ее приветствовать кивком головы, в ответ на это партнерша отвечает взаимностью. Когда танец закончился партнер провожает даму, ту с которой закончил танец.
П осле окончания, кавалер поклоном благодарит даму за танец и провожает туда, куда она попросит. Прежде, чем отойти, обязательно благодарит поклоном ещё раз.
Танцевальная программа
Танцевальная программа бала зависит от его категории и традиций, но любой бал открывается танцем «Полонез», подчёркивая возвышенный характер праздника. В этом танце принимают участие все гости.
Во время исполнения полонеза используется шаг, напоминающий ходьбу, поэтому он и называется «танец-шествие». Темп полонеза сдержан и полон достоинства, практически как при шествии процессии. Он также включает в себя ряд фигур, таких как поклоны и повороты.
Королем любого бала является танец - «Вальс». Это самый известный танец.
Основные фигуры вальса: вальсовый поворот, pas balancé, «окошечко», поворот дамы под рукой кавалера.
Разновидности вальса: «Вальс – бостон», «Вальс-гавот», Фигурный вальс, «Испанский вальс», Вальс Людовика XV, «Ритмический вальс», Вальс Герцога Кентского.
Вслед за вальсом во второй четверти XIX века в Европе утвердили новый танец – «Полька». Это старинный чешский, а не польский, как многие ошибочно полагают танец.
Основные движения танца: полушаг, соединенных приставкой, шаг с подскоком, галоп. Характер исполнения движений – легкий, стремительный, требующий быстрого переступания ногами.
Разновидности танца: «Полька-знакомство», «Богемская полька»
Кадриль - (от франц. quadrille - четыре). Родиной этого танца считается Англия, из которой он в начале XVIII в. попал во Францию. В традиционной кадрили участвовали 4 или 8 пар.
Основные движения танца: шассе, подъемы на полупальцы, галоп, переходы. Фигуры кадрили требуют оживленного, грациозного и изящного исполнения.
Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок. Различается кадриль квадратная, линейная, круговая. Исполняется на танцевальных вечерах и балах.
Разновидности кадрили: «Венская кадриль», «Московская кадриль», «Русская кадриль с вальсом», кадриль «Летучая мышь».
«Менуэт» - старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах. Движения менуэта были построены в основном на поклонах и реверансах.
«Pas de grase» (падеграс) - русский парный бальный танец, для которого характерно чередование мягких шагов с приседаниями и фиксированных поз.
«Что ждет её на этом бале
В огромной освященной зале,
Средь шума, блеска люстр, зеркал –
Ах, кто об этом не мечтал!»
«Ломоносовская школа – Зеленый Мыс»
Московская обл., городской округ Мытищи, д. Подольниха, ул. Клубная, владение 2, строение 1, корп. 1, 2