Введение
Вопрос межнационального общения был и будет особо актуальным для России и постсоветского пространства, в связи с тем, что исторически был обусловлен сложный многонациональный, религиозный и культурный состав нашей страны. Толерантное интернациональное отношение к людям закладывается в процессе воспитания, прежде всего в семье и школе.
Молодёжь является особо значимой составляющей общества, от того какие ценностные ориентиры она имеет зависит социальное, экономическое и политическое развитие государства. Молодое поколение – это наиболее активная и общительная часть населения, которая влияет на общественно-политическую ситуацию.
В связи с возрождением национальных культур, восстановлением традиций народов и этносов, проживающих в нашей стране имеет место вопрос об отношении молодёжи к представителям народов в условиях мультикультурного общества.
Обоснование актуальности
В современной практике мультикультурализм воплощается в идее феноменов интеркультурализма и транснационализма, имеющих в основе глобальное мультикультурное взаимодействие, основанное на межкультурных взаимодействиях и связях. Эти новейшие социокультурные феномены представляются формами функционирования мультикультурализма, механизмом же их функционирования представляется мультикультурная толерантность.[1; с.69]; Становление гражданского общества и идеи мультикультурализма – наиболее вероятный способ преодоления противоречия между универсальностью мирового развития и особенностями отдельных культур. Для дальнейшего культурного развития необходимо разнообразие среды. Сдерживать искусственно усиливающееся взаимодействие культур невозможно. Это делает актуальными исследования мультикультурализма, в широком смысле означающего проявление мультикультурных связей и отношений, мультикультурных практик, отражающихся в различных видах и формах функционирования феномена.[17; c.125]
В нашей многонациональной стране в условиях мультикультурного общества особую актуальность приобретает вопрос об отношении молодого поколения к представителям других этносов и народов.
Историография
Исследователи мультикультурализма за рубежом – Ф. Барт, Дж. Грэй, В. Липп, Ч. Тэйлор и др., российские ученые – А. Куропятник, В. Малахов, Т. Мамонова, О. Неменский, Г. Палаткина, Т. Сукон-кина, М. Шебанова и украинские исследователи – А. Бандурка, Р. Шульга в явлении мультикультурализма усматривают «механизм» стабилизации общества, развития его культурного многообразия на основе равенства прав большинства, этнических и культурных меньшинств. [10; 8] Непосредственно в Украине проблема мультикультурализма связывается с вопросами национальной идентичности и толерантности (И. Бубнов, Ю. Халилова-Чуваева). Большое значение имеет изучение ценностных оснований и операционных принципов мультикультурализма (А. Бандурка), а также вопросов межкультурной коммуникации; особенно ценны исследования мультикультурной среды (Р. Шульга)
Кризис в нашей стране показал, что самая уязвимая сфера человеческих взаимоотношений в трансформирующемся поликультурном обществе - это отношения между разными этническими группами. Именно сюда чаще всего проецируются экономические, политические и социальные проблемы. Поэтому межэтнические отношения - одна из самых значимых сфер человеческого общества. Формирование межэтнической толерантности - это формирование и поддержка позитивного отношения к собственному народу, которое в свою очередь является главным условием развития межкультурной компетентности. В связи с чем, считаем актуальной тему нашего исследования.
Большинство учащихся ГБОУ СОШ № 2 "ОЦ" с. Кинель-Черкассы являются русскими, но с каждым годом представителей других национальностей становится всё больше. В школе открыто не проявлялись признаки национальной неприязни и конфликты на национальной почве, но поведение детей в школе и за её пределами могут быть совершенно разными. Поэтому мы поставили перед собой задачу выявить отношение детей к представителям других национальностей в масштабах нашей школы
Изучение этого вопроса поможет охарактеризовать положительные тенденции, на которые можно опираться для формирования толерантной среды в условиях мультикультурного общества у школьной молодёжи.
Целью данной работы является: выявление отношения молодёжи к представителям других национальностей в условиях культурного многообразия.
Для достижения поставленной цели планируем выполнить следующие задачи:
1) Изучение литературы по теме исследования
2) Проведение анкетирования в школе
3) Организация интервьюирования в школе
4) Проведение открытого классного часа для старшеклассников
"Исторические предпосылки формирования культурного
многообразия России".
Гипотеза: Мы предполагаем, что большая часть молодёжи в условиях мультикультурного общества к представителям других национальностей относится положительно, с интересом или нейтрально.
1. Концепции мультикультурного общества.
МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ - политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология. Важным отличием от политического либерализма является признание мультикультурализмом прав за коллективными субъектами: этническими и культурными группами. Такие права могут выражаться в предоставлении возможности этническим и культурным общинам управлять обучением своих членов, выражать политическую оценку.
Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом высокоразвитых обществах Европы, где издавна существует высокой уровень культурного развития. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран " третьего мира", в том числе из бывших колоний европейских стран.
Термины "мультикультурное общество" и "мультикультурализм" возникли в Канаде в 1960-х годах, но обозначаемый ими феномен известен с глубокой древности. Понятия "мультикультурализм", "мультикультурный" употребляются в трёх различных контекстах:
1) политический – относится к политике и институтам, в рамках этого подхода приводятся аргументы “за” и “против” политики мультикультурализма и соответствующего ей способа управления
2) эмпирический, аналитический или дескриптивный – описывает различные общества, этот контекст имеет место в научных трудах и общественных дебатах, затрагивающих различные проявления культурной неоднородности общества и наиболее тесно связан с появлением мультикультурных обществ
3) социально-философский – затрагивает вопросы социального и политического порядка, а также прав человека в условиях неоднородности культуры того или иного общества. [15; 51] Во всех трёх контекстах слово используется как сторонниками, так и противниками этого явления.
Исторически сложились четыре основных типа мультикультурных обществ, у каждого из которых своё историческое происхождение и своя динамика. Это империи, существовавшие до эпохи современности; поселения в Новом Свете; колониальные и бывшие колониальные общества; наконец, пост национальное мультикультурное общество, характерное для современной Северной Америки, Океании и Западной Европы. До самого недавнего времени большая часть Западной Европы была областью специфичного культурного единообразия. Развитие современного общества может рассматриваться как процесс динамического взаимодействия множества различных культур, каждая их которых обладает своими, только ей присущими традициями, обычаями, моделями взаимодействия. Ценности одной культуры часто несовместимы с ценностями других, а иногда и настолько специфичны, что их адекватное понимание доступно только тем, кто принадлежит к данной культуре или наделён достаточно чутким историческим видением, свободных от этноцентристских догм и предрассудков. Этноцентризм – предпочтение своей этнической группы, проявляющееся в восприятии и оценке жизненных явлений сквозь призму её традиций и ценностей. Нежелание уважать и признавать ценности чужой культуры часто приводят к нетерпимости, дискриминации и даже к прямой агрессии по отношению к ней.
Общество как носитель символических программ может воспроизводиться и развиваться только при условии сохранения, взаимодействия составляющих его этносов, их языков и культур. Действительное принятие многообразия заставляет современное общество отказываться от всяких проявлений нетерпимости и стремиться к цивилизованному разрешению конфликтных ситуаций, то есть идти от modus vivendi (лат. modus vivendi - образ жизни, способ существования) к признанию, взаимному уважению и пониманию других социальных групп. Главное препятствие на этом пути – невежество и высокомерие, которое можно считать основной причиной стереотипов, предубеждений, ненависти и дискриминации в культурном, религиозном и этническом контекстах.
В последние десятилетия развитие общества протекает в русле общемирового интеграционного процесса, в котором наблюдается интенсивное смешение различных этносов и этнических культур. В глобализирующем социуме человек постоянно находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него диалогичности, понимания, уважения к культурной идентичности других людей.
Теория мультикультурализма являющаяся одним из специфичных проявлений глобализации и отражением неклассических тенденций в современной социальной философии, возникла как ответ на вопрос "Что произойдёт с национальными культурами в эпоху глобализации?" Мультикультура представляет собой совокупность воззрений, провозглашающих примат "культурного разнообразия" над этнокультурной гомогенностью государств и направленных на решение этнических, конфессиональных и социокультурных проблем современного социума.
В начале XXI в. элементы мультикультурализма можно обнаружить в общественной жизни практически любого многонационального государства, даже если официально политика мультикультурализма в нём не провозглашается. Но в каждом государстве практика мультикультурализма имеет свою специфику, основываясь на одной из множества мультикультуралистических теорий. Наиболее актуальными сейчас являются модели "мягкого" и "жёсткого" мультикультурализма, разработанные на основе философских концепций С. Бенхабиб, У. Ким-лики, Дж. Ролза, Ю. Хабермаса.
Глобализация, набирая обороты, затрагивает всё больше сторон жизни современного общества, поражая тем самым активное противодействие себе. Резкие вспышки национализма, сепаратизма и этнорелигиозного терроризма заставляют задуматься о перспективах сосуществования национальных культур в будущем. Мультикультурализм позиционирует себя как идеология, способная предотвратить возможное "столкновение цивилизаций" посредством согласования основных ценностей, развития единых социальных норм и воспитания в обществе толерантности к проявлению иного. Критики мультикультурализма, напротив, усматривают в практике принятие чужих культур опасность релятивизма и размывания национальной идентичности, утверждая, что толерантности должны быть поставлены жёсткие приделы.
"Толерантность" и "мультикультурализм" в европейском исполнении работают не на интеграцию иностранцев или тем более их ассимиляцию, а на сегрегацию и создание "пятой колонны" Юга, которая не прочь взорвать "безбожный Запад" изнутри. При этом интеграционные механизмы (образование, армия, профессиональная специализация и др.) работают хорошо, но охватывают лишь малую часть иммигрантов. Тема мультикультурализма, как возможного варианта решения этноциональных проблем современной России всё чаще звучит в выступлениях и исследованиях отечественных социологов, политологов, и культурологов. Диапазон мнения о правомерности применения на практике идей мультикультурализма в нашей стране колеблется от полного, весьма эмоционально излагаемого неприятия этого "чужеродного" явления, до призывов распространить эту, либеральную по своей сути, концепцию существования полиэтнического государства, на практику межэтнических отношений в Российской Федерации.
Среди наиболее опасных последствий мультикультурализма отмечается этническая фрагментация общества, сознательный отказ от малейших проявлений ассимиляции основной господствующей культурой, и, как результат, - нарастание напряжённости в межэтнических и межконфессиональных отношениях.
Противники мультикультурализма подчёркивают, что он приводит к маргинализации этнических общин, так как сознательно формирует "фольклорный" образ представителей различных этнокультур, способствуя не "диалогу культур", а их конфликту. Абсолютизация и обособление, национальных различий особенно тревожат критиков мультикультурализма применительно к России, исторически сложившегося многонационального государства с такой многонациональной культурой, для которой западная идея, родившаяся в "иммигрантских" государствах, будет опасным шагом назад. Ещё одним аргументом против распространения теории и практики мультикультурализма в российской многонациональной среде является констатация факта, что современное положение с межнациональными и межконфессиональными отношениями в Российской Федерации далеко не является удручающим, а значит, не требует срочной смены стратегии развития страны. Длящиеся или время от времени обостряющиеся этноциональные конфликты при подробном рассмотрении обнаруживают не этническую, а политическую и экономическую первопричину. С точки зрения интересов интеграции, мультикультурализм не способен решать вопросы ни в многонациональной России, ни на постсоветском пространстве - такова основная мысль, высказываемая противниками этой концепции.
Сторонники распространения мультикультурной модели функционирования многонационального российского общества преподносят её как новую "культурную революцию", способную заменить в глобализирующемся современном мире вполне традиционную ксенофобию - страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного на "ксенофобию".Многокультурная идея, по мнению её сторонников даст России ряд преимуществ в общении с Западом, который настораживает образ славянской, православной державы, ностальгирующей по прежним имперским временам. Мультикультурализм в России предлагается использовать для формирования единого евразийского пространства, на котором воздвигнется геополитическое государство, противостоящее как "атлантизму", так и "европеизму" в мировой политике. Это государство будет базироваться на многообразии этнических сообществ. Инициативу создания этой новой модели общества должен взять на себя русский народ. Мультикультурная форма существования многонационального сообщества в нашей стране, по мнению её сторонников, является объективной необходимостью в условиях роста потоков иммиграции в Россию. Вновь прибывшие члены общества в условиях демократического режима имеют право получить от принимающего их государства хотя бы формальное признание как их культурных ценностей, так и равенства их возможностей. Общество должно озаботиться защитой основных прав и свобод иммигрантов, таких как свобода совести, вероисповедания, предоставить им возможности культурной, а затем и общественно-политической репрезентации. Мультикультурная модель, опробованная в странах, принимающих иммигрантов, может указать пути решения этих непростых задач. И, наконец, по мнению сторонников мультикультурализма, осуществление его принципов во внутренней политике России будет способствовать повышению уровня толерантности в российском обществе и снижению конфликтности. Истина в отношении к политике мультикультурализма скорее всего находится посередине. Рациональное зерно, несомненно, присутствует как у противников, так и у сторонников распространения этой практики на Россию. Игнорировать мультикультурные процессы наша страна не может по причинам объективного порядка.
В первом случае распространение практики мультикультурализма рассматривается как исключительно разрушительная идея, грозящая расколом единому культурному пространству страны на мозаичные, не связанные друг с другом фрагменты, после чего не будет никакого смысла в попытках создания и привития гражданам России "великой национальной идеи". Мультикультурализм объявляется его противниками "провальной" политикой, ярко проявившей свои негативные стороны и последствия во всех странах, где он практикуется на государственном уровне - в США, Австралии, Канаде.
Декларация мультикультурализма от 16.11.1995 подразумевает терпимое отношение к иным национальностям, расам, цвету кожи, полу, сексуальной ориентации, возрасту, инвалидности, языку, религии, политическим или иным мнениям, национальному или социальному происхождению, собственности.
Ч. Кукатас выделяет две модели мультикультурализма - "жёсткую" и "мягкую".
"Мягкая" модель отличается тем, что степень ассимиляции определяется желанием и способностью каждого отдельного индивида разделять или не разделять образ жизни большинства, при этом принимающая сторона спокойно относится к тому, что меньшинства остаются не интегрированными.
"Жёсткий" мультикультуралисткий подход заключается в том, что общество должно принимать активные меры для обеспечения меньшинствам не только полноценного участия в жизни общества, но и максимальных возможностей для сохранения особой идентичности и традиций. К разнообразию следует не просто относиться толерантно - его нужно укреплять, поощрять и поддерживать как финансовыми средствами, так и путём предоставления культурным меньшинствам особых прав.
О. Арбша выделяет эгалитарную и доминантную модели мультикультурализма. [12;] Эгалитарная модель рассматривается им на примере стран Евросоюза, Канады и ряда других государств, причём наряду с положительными эффектами констатируется её дизентегрирующий потенциал. Доминантная модель, легитимирующая неизбежность и полезность неравенства и дискриминации, обсуждается вне конкретной политической и социокультурной практики. Как нам представляется, эта модель близка к ортодоксальной альтернативе мультикультурализма и толерантности - концепции метакультуры, или метакультурного диалога, под которым подразумевается выстраивание отношение с позиции главенства одной культуры над другой. Вместе с тем на фоне процессов автономизации территорий и фрагментации национальных государств роль мультикультурализма как интегрирующей политики и практики, способной препятствовать процессам разобщения и форсировать развитие в странах с переходной экономикой, с начала 90-х гг. стала подвергаться сомнению.
На основании изученного материала мы пришли к нижеследующим выводам:
1) Понятия "мультикультурализм", "мультикультурный" употребляются в трёх различных контекстах, 1) в политическом, относящемся к политике и институтам; 2) эмпирическом, описывающим различные общества; 3) в социально-философском - в политической и социальной теории и философии.
2)Среди наиболее опасных последствий мультикультурализма отмечается этническая фрагментация общества, сознательный отказ от малейших проявлений ассимиляции основной господствующей культурой, и, как результат, - нарастание напряжённости в межэтнических и межконфессиональных отношениях.
3) Мультикультурная форма существования многонационального сообщества в условиях роста потоков иммиграции в Россию является объективной необходимостью
2.Практическая часть
Анализ анкетирования
Проанализировав ответы респондентов, мы получили следующие результаты:
Вопрос 1: Считаете ли Вы, что в России созданы все условия для развития многообразия культур?
68% опрошенных считают, что созданы условия для развития многих культур, но не для всех, 32 % отмечают идеальные условия для многообразия культур.
Вопрос 2: Как, по вашему мнению, культурное многообразие влияет на развитие общества?
79% высказали точку зрения, подтверждающую положительное влияние культурного многообразия на развитие общества, и только 3% придерживаются противоположного мнения.
Вопрос 3: Как Вы относитесь к тому, что в Вашем доме, городе живут люди другой национальности?
54% нормально относятся к соседству с представителями других национальностей, 7% отметили раздражение от такого соседства.
Вопрос 4: Как Вы относитесь к культуре и истории других народов?
61% опрошенных интересна культура и история других народов, но хотелось бы пополнить знания по этой теме, а 29% имеют знания по отдельным культурам и считают их достаточными, 7% интересуются только своим культурным наследием.
Вопрос 5: Есть ли у Вас друзья, принадлежащие к другим этносам РФ?
64% респондентов считают своими друзьями представителей других этносов, 14% не имеют таковых.
Вопрос 6: Могли бы Вы связать себя брачными узами с человеком отличной от Вашей национальности?
Половина опрошенных не придают значения национальной принадлежности своей будущей второй половины, примерно пятая часть смогла бы выбрать только из определённых национальностей, и 21% не смогли бы вступить в брак с человеком отличной от национальности.
Вопрос 7: Каким бы Вы предпочли видеть этнический состав вашего коллектива (работа, учеба)?
Чуть больше половины предпочитают видеть разнообразный этнический состав коллективов, в которых состоят, 29% предпочитают однородный состав, и ещё 14% высказались за преобладание представителей Своего этноса.
Вопрос 8: Какие чувства Вы испытываете, когда люди рядом с Вами общаются на языке этноса, которым Вы не владеете?
46% респондентов испытывают интерес, когда люди рядом с ними общаются на другом языке, 29% - любопытство, 11% - неловкость.
Вопрос 9: Считаете ли Вы, что в районе Вашего проживания существует проблема нетерпимого, враждебного отношения к людям другой национальности?
Одинаковые доли опрошенных, по 46% респондентов считают, что в местности их проживания иногда или часто имеет место нетерпимое, враждебное отношение к представителям других этносов и только 3% не наблюдают проблем межнационального характера.
Вопрос 10: Чувствуете ли Вы враждебность к себе со стороны людей другой национальности?Подавляющее большинство респондентов – 75% утверждают, что никогда не чувствовали враждебности по отношению к себе со стороны людей другой национальности, а пришлось испытать – примерно 18%, постоянно испытывают враждебность других этносов 3%.
Вопрос 11: К какой группе национальностей Вы себя относите?68% опрошенных относят себя к славянским этносам, по 3% к татарской и кавказской группам народов.
Вопрос 12: Соблюдаются ли у Вас в семье традиции и обычаи Вашего народа? при этом 56% не всегда соблюдают традиции и обычаи своего народа, 33% - постоянно придерживаются их, а 11% - не соблюдают никогда.
Вопрос 13: Какие чувства вызывает у Вас принадлежность к своему народу?
Подавляющее большинство респондентов – 74% испытывают положительные чувства от принадлежности к своему народу, а 26% - чаще отрицательные.
Вопрос 14: Ваши родители одной национальности?Родители респондентов в 57% случаев принадлежат к одной национальности, в 37% случаев – к разным, 11% - не владеют информацией по данному вопросу.
Заключение
Безусловно, определённые разногласия на основе национальных различий имеют место, как в масштабах страны, так и в масштабах отдельно взятой школы. Изначально этнически однородное общество стабильнее многонационального, но на современном этапе у людей есть множество цивилизованных способов урегулирования проблем, возникающих при взаимодействии.
На основании проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
В России созданы условия для развития многообразия культур
Культурное многообразие положительно влияет на развитие любого общества
Большая часть молодёжи положительно или нейтрально относится к соседству с представителями других национальностей, интересуется их культурой, частично перенимает традиции, о чём свидетельствуют следующие факты: а) половина в будущем допускают заключение брака с представителем отличного этноса, б) примерно столько же легко смогут работать в многонациональом коллективе в) в случае общения поблизости на незнакомом языке молодёжь не испытывает раздражения и страха, а даже, напротив, для половины характерен интерес и любопытство.
Наша гипотеза подтвердилась: большая часть молодёжи в условиях мультикультурного общества к представителям других национальностей относится положительно, с интересом или нейтрально.
Библиография психология социальная
Ананьева Е.П. Виды и формы функционирования мультикультурализма.// Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26, вып. 4, с.69
Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 1996.
Баркашев А.П. Азбука русского национализма. - М., 2013. -220с.
Баронин А. С. Этническая психология. – Киев. Тандем. 2000.
Бахметьев Я.А., Паин Э.А. Модели культурной политики: крах мультикультурализма и перспективы интер-культурализма. URL: http://regconf.hse.ru/.../7529fb2578f97306e53f5a3eí26dbf6d392ea1a8.pdf.
Белас Л., Беласова Л. Мультикультурализм в глобализирующемся мире/Вестник Вятского государственного университета/2014.
Бредникова О., Кайзер М. Транснационализм и транслокальность (комментарии к терминологии) // Миграция и национальное государство / под ред. Т. Бараулиной и О. Карпенко. СПб., 2004. С. 133-146.
Верховский А. Национализм и ксенофобия в российском обществе. - М., 1998. -203с.
Вундт В. Проблемы психологии народов.- СПб. 2001.
Геллнер Э. Нации и национализм. - М.: Прогресс, 2011. -320с.
Гуторов В.А.Методологические аспекты анализа формирования толерантной общественной среды в мультикультурных обществах/Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры/2013
Дзялошинский И.М. Толерантность и мультикультурализм ценностные ориентиры сми/Национальный психологический журнал/2011
Канарш Г.Ю.Философские теории мультикультурализма/Знание. Понимание. Умение/2011
Коробейникова Л.А. Культурное разнообразие в контексте мультикультурализма/Известия Томского политехнического университета. Инжиниринг георесурсов/2012
Куропятник, А. И. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических обществ. СПб.: Изд-во СПБГУ, 2000. С. 8
Ляпина Л. А. Эволюция либеральной концепции мультикультурализма/Социологический альманах/2014
Лебедева Н.М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. - М., 1999.
Мамонова В.А. Мультикультурализм: разнообразие и множество // Журнальный клуб «Интелрос Credo New». 2007. № 2. URL: http://www.intelros.ru.
Неменский О.Б. Патриотизм и мультикультурализм // Патриотизм как идеология возрождения России : сб. и ст. и докл. / отв. ред. д-р ист. наук Т.С. Гузенкова ; Рос. ин-т стратег. исслед. М. : РИСИ, 2014. С. 61-71.
Русских Л.В,Основные направления политики мултикультурализма в России/ Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки/2014
Суконкина Т.Н. Феномен мультикультурализма в современном обществе: автореф. дис. ... канд. филос. наук: 09.00.11. Саранск, 2011. 24 с.
Терборн Г. Мультикультурные общества (краткое содержание)// Социологическое обозрение. Том1, №1, 2001.
Толерантность и мультикультурализм как процессы. URL: www .vevivi.ru/... /to lerantnost-i-multikulturalizm-kak-protsessy- sovremennogo-obshchestva-ref228268.html
Черняк А.В. Политика мультикультурализма в Европе - опыт для России/PolitBook/2015
Шебанова М.А. Агенты транснационализма. // Теория и практика общественного развития. 2010. Вып. 4. C. 154-156.
Шульга Р.П. Сощокультурне середовище як прослр щентичностей та щентифжацш // Соцюкультурш щентичносл та практики. К.: 1С НАНУ, 2002. С. 124-141.
Материалы с сайта http://www.gumer.info/
Приложение 1
Анкета
Считаете ли Вы, что в России созданы все условия для развития многообразия культур?
Созданы все необходимые условия для развития многообразия культур
Для многих культур созданы условия для развития, но не для всех
Развиваются несколько культур, остальные - нет
Как, по вашему мнению, культурное многообразие влияет на развитие общества?
Скорее, положительно
Скорее, отрицательно
Не оказывает влияния
Затрудняюсь ответить
Как Вы относитесь к тому, что в Вашем доме, городе живут люди другой национальности?
Мне нравится, что все люди разные, у них можно чему-нибудь научиться
Нормальное явление, меня это не волнует
Зачастую это раздражает
Как Вы относитесь к культуре и истории других народов?
Мне интересна другая культура, хотел(а) бы больше узнать об этом
Частично знаю о культуре некоторых народов, этих знаний мне вполне достаточно
Интересна только своя культура, культурой других народов не интересуюсь
Есть ли у Вас друзья, принадлежащие к другим этносам РФ?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
Могли бы Вы связать себя брачными узами с человеком отличной от Вашей национальности?
Мне все равно, какой национальности будет мой супруг(а)
Смогл(а) бы связать себя брачными узами, но это зависит от национальности
Нет, я бы не смогл(а) связать себя брачными узами с человеком другой национальности
Затрудняюсь ответить
Другое (укажите, что именно)______________________
Каким бы Вы предпочли видеть этнический состав вашего коллектива (работа, учеба)?
Представители различных этнических групп
Однородный состав из представителей этноса, к которому принадлежу
Преобладают представители этноса, к которому принадлежу
Другое( укажите, что именно)______________
Какие чувства Вы испытываете, когда люди рядом с Вами общаются на языке этноса, которым Вы не владеете?
Любопытство
Раздражение
Восхищение
Интерес
Страх
Неловкость
Равнодушие
Другое (укажите, что именно)___________________
Считаете ли Вы, что в районе Вашего проживания существует проблема нетерпимого, враждебного отношения к людям другой национальности?
Да, такая проблема проявляется очень остро
Да, иногда это происходит
Нет, эта проблема у нас отсутствует
Чувствуете ли Вы враждебность к себе со стороны людей другой национальности?
Да, часто
Да, иногда
Нет, никогда
К какой группе национальностей Вы себя относите?
Славяне (русские, украинцы, белорусы…)
Татары, башкиры...
Народы Поволжья (чуваши, мордва, марийцы…)
Народы Кавказа (азербайджанцы, грузины, армяне, чеченцы, дагестанцы…)
Народы Средней Азии (узбеки, таджики, казахи...)
Другое ______________________
Соблюдаются ли у Вас в семье традиции и обычаи Вашего народа?
Всегда соблюдаются
Иногда соблюдаются
Не соблюдается
Какие чувства вызывает у Вас принадлежность к своему народу?
Чаще положительные (гордость, уверенность, спокойствие…)
Чаще отрицательные (обида, неловкость и т.п.)
Никаких чувств
Ваши родители одной национальности?
Да, одной
Нет, мама и папа разной национальности
затрудняюсь
Несколько слов о себе:
Ваш пол:
Мужской
Женский
Укажите, пожалуйста, Ваш возраст___________
Приложение 2
Приложение 3