Колесо жизненного баланса

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Колесо жизненного баланса

Богданова П.Г. 1
1МБОУ «Черноголовская средняя общеобразовательная школа имени Ф.И. Дубовицкого и И.М. Халатникова»
Васильева Н.В. 1
1МБОУ «Черноголовская средняя общеобразовательная школа имени Ф.И. Дубовицкого и И.М. Халатникова»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Проблема

Жизнь современного взрослого человека выглядит как замкнутый круг — дом, семья, работа, проблемы, дети, семья и так далее.

У каждого из нас собственный ритм жизни и движения. Люди живут движением по этому кругу, и выглядит он у каждого по-разному. Большинство людей к чему-то стремятся в жизни, мечтают, действуют, достигают целей. Многие люди стремясь к успеху и финансовой независимости, много работают и строят карьеру, жертвуя личной жизнью, здоровьем, личным временем. Или создавая семью, то всё, кроме личной жизни, отходит на второй план. И зачастую какие-то сферы просто исчезают из нашей жизни. А ведь жизнь так многогранна и великолепна.  Но как найти время и силы на всё это многообразие? 

Актуальность

Многие вещи, не относящиеся к работе учителей, влияют на их работу в классе. Этот проект актуален для учителей и их учеников. «Колесо жизненного баланса» позволит учителям расставить свои жизненные приоритеты.

«Колесо жизненного баланса» позволяет разобраться в своей повседневной жизни, увидеть свою жизнь как целостную систему. Оно позволит определить жизненные ориентиры, возможно начать контролировать свою жизнь и изменить ее к лучшему. Возможно, поможет учителям избежать.
эмоционального выгорания

Цель: помочь сформировать гармоничную концепцию своей жизни. Учителю определить главные сферы  своей жизни.

Способы достижения цели:

1. Провести беседу с учителями.

2. Разработать памятку для учителей , основанную на колесе жизненного баланса.

Задачи:

Изучить литературу о «Колесе баланса».

Рассказать о нем учителям.

Заполнить с учителями «Колесо баланса»

Проанализировать полученную информацию.

Составить памятку для учителей.

Основная часть

«Колесо баланса»

Вообще Колесо Жизни — это обычный психологический тест, который позволяет определить степень успешности человека . На его основе можно провести диагностику и анализ жизни на данный момент и составить план ее изменения.

Сам тест появился на Западе, а потом был успешно подхвачен нашими русскими тренерами по личностному росту. Колесо жизненного баланса -это система графического отображения уровня развития всех сфер жизни личности. Оно позволяет наглядно представить гармонию внешних и внутренних факторов жизни человека. Методика «колесо жизненного баланса» позволяет проанализировать каждую сферу жизни, уровень ее развития и удовлетворенность от происходящих процессов. Благодаря проделанной работе проще спланировать дальнейшие направления действий для достижения жизненного баланса. Жизненный баланс-гармония и равновесие всех сфер жизни человека. Человек находящийся в гармонии с собой живет счастливо и полноценно.

Таким образом, цели и задачи модели сводятся к тому, чтобы объективно оценить выделенные сферы жизни, это позволит составить план для улучшения своей жизни. Эффективность методики зависит от того, насколько достоверно была проведена работа и от стремления сделать свою жизнь более интересной и насыщенной.

Колесо жизни — это твое вдохновение.

Колесо жизни является сильнейшим инструментом для вдохновения. Ведь в его основе заложены все основные сферы жизни человека. Оно помогает увидеть направление движения и позволяет ответить на вопрос: «Что мне нужно сделать прямо сейчас, чтобы приблизиться к своей идеальной жизни?».

У каждого Колесо Жизни свое, так как в своем роде каждый человек уникален и неповторим. У нас у каждого своя жизнь и свои достижения в каждой из сфер.

Описание работы с «Колесом жизненного баланса»

Рассмотрим подробнее колесо жизненного баланса, что это, и как его составить.

Колесо баланса помогает решить следующие задачи:

1.Определить, в чем человек испытывает дефицит.

2.Оценить реальное положение дел в различных сферах жизни.

3. Понять, что в данный момент особенно важно.

4.Сравнить с желаемой картиной: Поставить новые цели.

5.Узнать истинные потребности;

6.Повысить личную эффективность.

Как работать с колесом жизни:

Каждый составляет колесо в соответствии со своими приоритетами. В нем может быть 6, 8, 10, 12 секторов. Для этого на листе A-4 рисуют окружность и делят ее на необходимое число сегментов. Дают им название и выставляют баллы от 0 до 10.

Классическая схема предполагает наличие сегментов , каждый из которых относится к одной из сфер жизни:

1. Финансы: оценить данный сегмент необходимо в зависимости от своих запросов и потребностей, надо оценить степень удовлетворения своим материальным благосостоянием на данный ;

2. Обретение себя: каждый воспринимает эту часть жизни на своём уровне. Поиск чего-то большего, чем сам человек: смысла жизни, Бога, идеи, предназначения, принципа.

3. Саморазвитие:надо оценить развитие себя как личности: ум, навыки, знания, привычки, характер, чтение книг, изучение языков и нового.

4. Известность: надо оценить присутствует ли на вашей работе карьерный рост? Есть ли возможность профессионального роста, можете ли вы получить должность повыше?

5. Дружба;

6 Любовь(партнёр): надо степень удовлетворенности от взаимоотношений с противоположным полом, в зависимости от семейного положения на данный момент.

7 Родители;

8. Дети:если есть в семье дети, некоторые выделяют их в отдельный сектор. Это позволяет проанализировать уровень взаимодействия с ними, участия в их жизни, воспитании и т.д.

9. Карьера надо оценить степень удовлетворенности своей должностью, профессией, может быть настало время что-то поменять?

10.Дом;

11.Тело:надо оценить как человек ухаживает за собой, контролем правильного поведения в обществе, по поддержанию формы и здоровья.

Этапы работы:

1.На каждый сектор нанести 10 делений (1 деление= 1 балл).

2. Подписать секторы (каждый сегмент отдельная сфера жизни). Актуальный уровень. Оценить каждую из 8 сфер по 10-баллной шкале (0 - очень плохо, 10 -отлично). На рисунке можно пометить значения.

Желаемый уровень. Определить, насколько хотелось бы, чтобы та или иная сфера была развита. Цветным маркером помечают выбранные: цифры.

Улучшение показателей. После анализа пишут план достижения целей. Он делается очень подробным с прописыванием сроков исполнения. В противном случае решение проблемы снова отложится в долгий ящик». Все мы знаем, как нужно жить, но мало делаем для этого, что приводит к дисбалансу.

3.Обнаружение проблемных зон.

Определить секторы, где разница между текущим и желаемым уровнем самая ощутимая. Это сферы, требующие максимального внимания.

Примерная шкала оценок:

0 - 3 - положение дел нужно срочно менять, очень плохо, запущено.

4-7 - нужны частичные изменения, фундаментдля постоянной работы;

8 - 10 - без замечаний, стабильно, успешно.

Работайте в соответствии с рекомендациями:

Определитесь, какие шаги надо сделать первыми. чтобы увеличить удовлетворенность хотя бы на 1 балл:

Уточните для себя, в каких сферах улучшение зависит только от вас.

Оцените, в какой области нужно начать изменения прямо сейчас.

Выделите сектора, где изменения возможны только с помощью других людей. Выберите сегменты с наиболее сильным перекосом.

Ход работы:
Наиболее интересным мне показалось колесо баланса. Далее я прочитала о нем, узнала, как с ним работать и все тонкости. Я подошла к учителям нашей школы и предложила им поучаствовать моём проекте. Все опрошенные учителя согласились поучаствовать. Я провела с ними беседу, объяснила, про что мой проект, почему я выбрала колесо баланса, как с ним работать и как провести анализ. Я раздала учителям бумажки с колесом жизни ,и они заполнили его, провели собственный анализ, затем отдали р исунки мне для общего анализа.

 

Заключение

Выводы:

1.Проект колесо жизни» вызвал интерес у учителей.


2.На основе полученных данных я составила памятку, которую раздам учителям.
3.Надеюсь, что моя работа поможет учителям сделать выводы и сбалансировать различные сферы своей жизни.
4. Выполняя проект, я научилась получать необходимую информацию из разных источников, проводить опрост беседу, обрабатывать информацию, представить свой проект.
Я представила идею своего проекта на конкурсе «Интеллектуальная инициатива 2023» и заняла 1 место в номинации Общественные науки.

Плакат для преставления своего проекта.

 

Приложение 1

Таблица с анализом результатов.

 

Дело

Развитие

Обретение себя

Любовь

Родители

Дети

4

1

1

0

0

2

7

3

0

1

1

3

3

3

2

1

5

2

3

3

0

1

3

2

6

2

2

0

0

6

2

1

2

1

1

-1

0

0

1

0

0

0

-2

0

0

0

0

0

0

-3

0

0

0

1

0

0

 

Дом

Независимость

Известность

Деньги

Друзья

Тело

4

4

7

0

0

0

0

3

4

0

0

0

1

1

2

2

3

0

1

2

0

1

1

0

5

2

4

3

0

0

1

2

5

3

4

-1

0

0

4

2

0

2

-2

0

0

0

0

1

1

-3

0

0

0

1

0

0

Приложение 2

Приметы ответов учителей.

Список литературы

b17.ruСтатьи73979 Как правильно составить Колесо жизненного баланса.

https://www.psychologies.ru/articles/privodim-zhizn-v-ravnovesie-kak-pravilno-sostavlyat-koleso-balansa/

https://gilber.one/koleso-balansa.html

https://blog.bitobe.ru/article/koleso-balansa/

Просмотров работы: 98