1.Введение
«Если человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным»
Сенека (римский философ)
В жизни каждого человека наступает момент, когда нужно определиться, кем быть. Выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно. Правильный выбор профессии - залог дальнейшего успеха в карьере. В наше время от выбора профессии зависит не только материальное благосостояние, но и психологическое, душевное состояние человека. Нередко на выбор профессии оказывает влияние пример родителей или других членов семьи. Так возникают трудовые династии. То есть каждое поколение продолжает дело своих родителей, идет по их стопам.
В моей семье есть династия учителей. И поэтому эту исследовательскую работу я посвятила изучению нашей педагогической династии, а именно из учителей какой предметной специализации состоит наша династия, чей опыт передаётся из поколения в поколение?
1.1 Актуальность
Учительский труд - это постоянное творчество, огромная душевная щедрость, любовь к детям и безграничная преданность своему делу. Сколько терпения, такта и мужества требуется человеку в современном мире для того, чтобы выбрать эту профессию, которую, к сожалению, престижной и высокооплачиваемой сейчас не назовешь. Но тем не менее существуют учительские династии, когда дело родителей продолжают дети. Почему люди из поколения в поколение выбирали и выбирают эту профессию, зная обо всех сложностях работы? Что движет людьми при выборе: генетическая предрасположенность, интерес к профессии, особый дар - учить, стремление к самореализации, советы старших или что-то другое?
Все вышесказанное и обусловливает потребность в исследовании жизни и трудового пути представителей династии педагогов в моей семье.
1.2 Цель работы
Изучение педагогической династии через исследование жизни и трудового пути представителей династии педагогов в моей семье
1.3 Задачи
1)Сбор материала по данной теме (документы, воспоминания, фото).
2)Изучение и анализ собранного материала.
3)Составление генеалогического древа учительской династии.
4)Показать значимость труда учителя через трудовую династию нашей семьи.
1.4 Гипотеза
Традиции учительства передаются из поколения в поколение в нашей семье.
1.5 Объект исследования
История родословной моей семьи.
1.6 Предмет исследования
Учительская династия Соловьевых – Патневых – Семеновых - Дубровских
1.7 Методы исследования
1.Беседа с родными (или родственниками),
2.Просмотр и изучение документов, газет, семейного фотоархива, архива документов
3.Анализ материала
4.Составление хронологии
5.Создание странички школьного музея
1.8 Теоретическая и практическая значимость
Материал данной исследовательской работы может быть использован на классных часах, на уроках ОБЖ в теме «Семья», в курсе профориентации старших школьников, в работе школьного музея.
2. Выбор профессии
Чаще всего человек определяется с выбором своей профессии в 14-17 лет. Но есть немалое количество молодых людей, которые не хотят задумываться о будущем, откладывают все трудные вопросы «на потом». Постановка реальных целей и разработка планов по их реализации – очень важная способность, которая, в конце концов, гарантирует успех в жизни. Каждому человеку хочется, чтобы ему сопутствовал успех.
2.1 Социологический опрос
Я решила узнать, определились ли с выбором будущей профессии мои одноклассники? Есть ли в их семье трудовые династии? Если есть, то хотели бы они продолжить дело своих родителей?
2.2 Результаты анкетирования
да |
нет |
|
Определился ли ты с выбором профессии? |
10 чел |
19 чел |
Есть ли в твоей семье трудовые династии? |
1 чел |
28 чел |
Хотел бы ты продолжить дело своих родителей |
3 чел |
26 чел |
3. Трудовая династия в моей семье
3.1 Основатели педагогической династии
Основателями педагогической династии в нашей семье являются мои прабабушки - Соловьева Александра Васильевна и Патнева Надежда Николаевна.(Приложение 1)
Надежда Николаевна в течении 15 лет работала в детских яслях п. Лукново, Владимирской области. По рассказам мамы я поняла, что моя прабабушка очень любила детей, ведь без этого работать с самыми маленькими воспитанниками столько лет просто невозможно.
Александра Васильевна работала инспектором детских учреждений п. Лукново, п. Никологоры и окрестных деревень Владимирской обл. Из её воспоминаний о жизни я узнала, что на велосипеде, зимой на санях, она ездила по деревням и помогала в решении самых разных вопросов, которые возникали в детских учреждениях. Александра Васильевна пользовалась большим авторитетом в поселке, в котором жила. (Приложение 2)
Из воспоминаний соседки Хмелевской В. «Александра Васильевна была интеллигентной женщиной, к ней всегда обращались только по имени и отчеству, она очень похожа на героиню фильма «Сельская учительница».
3.2 Первая ветвь генеалогического древа
Семенова Инна Николаевна, моя бабушка. Родилась в 1939 г. в п.Лукново Владимирской области. Её отец погиб в 1943 году и мама воспитывала её одна. Окончив школу, бабушка поступила в Ивановский государственный педагогический институт, который закончила в 1961году. После окончания института работала в школе г.Иваново. С 1964 по 1976 год работала преподавателем английского языка в школе №20 г. Дзержинска. С 1976 по 1993 год – в МОУ СОШ №37 преподавателем английского языка и заместителем директора по воспитательной работе.
К сожалению, я знаю о своей бабушке только по фотографиям, но мама рассказывала мне, что рабочий день Инны Николаевны никогда не заканчивался за стенами школы. Она всегда интересовалась жизнью своих подопечных, была в прекрасных отношениях с их родителями. Ребята часто приходили к ней в гости, устраивали литературные гостиные. Осенью и весной, в любую погоду, бабушка ходила с ребятами в походы. Совместные поездки, посещение театра и кино - с ней всегда было интересно. Все коллеги и ученики бабушки вспоминают о ней, как о чудесном человеке и замечательном учителе. (Приложение 3)
Дубровская Мария Николаевна, двоюродная сестра моей бабушки. Родилась в г.Вязники Владимирской области. На выбор профессии учителя повлиял пример старшей двоюродной сестры, а так же пример преподавателя французского языка, у которой училась Мария Николаевна.
После окончания школы она поступила в Горьковский государственный институт иностранных языков им. Добролюбова. После окончания института, в 1968 году, по распределению уехала г. Сургут, где начала свою педагогическую деятельность учителем немецкого языка.
С 1969 года работала учителем немецкого и французского языка в средней школе №4 и №6 г. Вязники Владимирской области.
С 1984 года по 2010 год- заместитель директора по учебно – воспитательной работе. Имеет звание «Отличник народного просвещения», награждена грамотой Министерства Образования РФ. Сейчас находится на заслуженном отдыхе. За годы работы в школе Мария Николаевна воспитала многих замечательных людей. Некоторые их них, по ее примеру, тоже выбрали профессию учителя. (Приложение4)
Её муж, Дубровский Александр Францевич, в 1966 году закончил Горьковский государственный педагогический институт, исторический факультет. Работал учителем истории в средней школе №4 г. Вязники Владимирской области.
Их сын, Дубровский Николай Александрович, является выпускником Нижегородского государственного педагогического университета, исторического факультета.(Приложение 5)
3.3 Вторая ветвь генеалогического древа
Династию преподавателей и педагогов нашей семьи продолжают моя мама Семенова (Метелкина) Ольга Борисовна и моя тетя Семенова Елена Евгеньевна.
Мама рассказывала мне о том, что во время учебы в школе была шефом в подшефном младшем классе. Она помогала учителю, проводила викторины, вместе с ребятами обсуждали прочитанные книги, рисовали, играли в игры, готовили классные часы. Ей всегда нравилось работать с «малышами», нравились их пытливые глаза и неподдельная искренность, поэтому с выбором профессии она определилась сразу.
Моя мама с 1991 г. работает учителем начальных классов в МБОУ СШ №37. Она - выпускница Дзержинского педагогического училища. В 2000 г поступила на заочное
отделение Нижегородского государственного педагогического университета им.М.Горького, которое окончила в 2005 г.
В 2015 г. ей была присвоена высшая квалификационная категория.
Награждена грамотами Управления образования г.Дзержинска, Почетной грамотой Министерства образования Нижегородской области, является Лауреатом областного конкурса «Наше сердце отдаем детям» (Приложение 6)
Семенова Елена Евгеньевна свой трудовой путь начала в 1987 году вожатой в средней школе п. Лукново Владимирской области, твердо решив стать учителем. Ярким примером того, что учитель – это не просто профессия, а больше призвание, был для неё преподаватель по русскому языку и литературе, у которого она училась.
В 1990 году Елена Евгеньевна закончила Дзержинское педагогическое училище, по специальности учитель начальных классов. В 2000 году- Нижегородский государственный педагогический университет им. Горького, филологический факультет, и уже смогла реализовать свою мечту – работать учителем русского языка и литературы.
С 1993 по 2007 год работала учителем начальных классов, преподавателем русского языка и литературы, заместителем директора по воспитательной работе в МОУ СОШ №37, г. Дзержинска, с 2007 по 2011 год заместитель директора по учебно – воспитательной работе в МОУ СОШ №18. С 2011 года продолжила свою педагогическую деятельность в должности заместителя директора по учебно – воспитательной работе в МБОУ СШ №37, г. Дзержинска.
У моей тети удивительный дар – она может найти подход к любому хулигану. Сколько всевозможных ситуаций удалось решить, благодаря ее такту, выдержке и, конечно же, безграничной любви к делу, которому посвятила жизнь.
За высокий профессионализм Елена Евгеньевна награждена грамотами Управления образования г. Дзержинска, Почетной грамотой Министерства образования Нижегородской области, Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.(Приложение 7)
3.4 Третья ветвь генеалогического древа
Мой двоюродный брат, Семенов Алексей Игоревич, продолжает педагогическую династию. В 2012 г. вместе со своей женой, Семеновой Еленой Николаевной, закончили исторический факультет Нижегородского государственного
педагогического университета им. Козьмы Минина, по специальности учитель истории и обществознания.
После службы в армии Алексей переехал жить в г. Выкса и там начал свой педагогический путь в МБОУ Гимназия №14 . Он очень быстро завоевал уважение коллег и любовь своих учеников.
В 2018 году Семенов Алексей Игоревич принял участие в конкурсе «Учитель года», на муниципальном уровне, где занял почетное второе место. Весь коллектив переживал за него и поддерживал.
В 2021 году Алексей подтвердил первую квалификационную категорию. Имеет благодарности от Управления образования администрации городского округа г. Выкса
Семенова Елена Николаевна с 2012 года работала в МБОУ Мотмосской средней школе г. Выкса. Это очень обаятельная молодая женщина, позитивная, энергичная, которая всегда стремится к чему-то новому.
В 2020 году Елена Николаевна получила Кембриджский сертификат TKTYL и сейчас обучает детей английскому языку в детском развивающем центре «Эврика» г. Выкса.(Приложение 8)
Проанализировав собранный материал, я пришла к выводу, что моя семья – люди, достойные уважения. У каждого из них был свой пример в жизни, достойный подражания. Думаю, что и особым даром – учить они тоже обладают: «… Сколько нужно любви и огня, чтобы слушали, чтобы верили, чтобы помнили люди тебя..» Династия четырёх поколений - это прекрасный пример преемственности поколений.
Ф.И.О. |
Преподаваемый предмет |
Место работы |
Педагогический стаж |
Патнева Надежда Николаевна |
Дошкольное воспитание |
п.Лукново, Владимирская обл. |
15 лет |
Соловьева Александра Васильевна |
Инспектор детских учреждений |
П.Лукново, п. Никологоры, Владимирская обл. |
5 лет |
Дубровская Мария Николаевна |
Иностранный язык (немецкий, французский) |
г.Сургут, , г.Вязники, Владимирская обл. |
42 года |
Дубровский Александр Францевич |
История |
г.Вязники, Владимирская обл. |
2 года |
Семенова Инна Николаевна |
Иностранный язык (английский, французский) |
г.Иваново, г.Дзержинск, МБОУ СШ №37 |
29 лет |
Семенова (Метелкина) Ольга Борисовна |
Начальная школа |
г.Дзержинск, МБОУ СШ №37 |
31 год |
Семенова Елена Евгеньена |
Русский язык, литература |
г.Дзержинск, МБОУ СШ №37 |
35 лет |
Семенов Алексей Игоревич |
История |
г.Выкса |
8 лет |
Семенова Елена Николаевна |
История, иностранный язык(английский) |
г.Выкса |
10 лет |
Заключение
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: традиции учительства в нашем роду действительно крепки.
Работая с семейным архивом, слушая рассказы родственников, я открыла для себя много нового о своих близких. Они преподавали и преподают разные предметы, но их объединяют профессионализм, желание отдавать сердце детям и стремление постоянно узнавать что-то новое. Я горжусь своими близкими, выбравшими эту нелегкую профессию! Я горжусь тем, что в нашей династии учителей были преподаватели с большой буквы, которых и по сегодняшний день помнят их бывшие ученики. Сейчас мне всего лишь 16 лет. Кем буду - я пока не решила, ведь у меня для этого ещё есть время. Но одно я знаю точно, что я постараюсь быть достойным представителем моей семьи и, возможно, продолжу педагогическую династию,
ОБЩИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СТАЖ которой 177 лет.
Я считаю, что материал моей исследовательской работы может быть использован на классных часах, на уроках ОБЖ в теме «Семья», в курсе профориентации старших школьников, в работе школьного музея.
Список используемой литературы
1.Документы из семейного архива Семеновых.
2. Материалы из личного архива Соловьевой А.В.
3. Фото из семейного архива Семеновых-Дубровских.
Приложение 1
Приложение 2
Патнева Надежда Николаевна
«Со своими воспитанниками»
Соловьева
Александра Васильевна
«Из воспоминаний о жизни»
Приложение 3
Семенова
Инна Николаевна
«Школьные будни»
Приложение 4
Дубровская
Мария Николаевна
Приложение 5
Дубровский
Александр Францевич
«Годы работы»
Дубровский
Николай Александрович
Выпускник
Нижегородского государственного
педагогического университета, исторического факультета.
Приложение 6
Семенова (Метелкина)
Ольга Борисовна
«Со своими учениками»
Приложение 7
Семенова
Елена Евгеньевна
Приложение 8
Семеновы
Алексей Игоревич и Елена Николаевна