Игрушки родителей и современных детей

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Игрушки родителей и современных детей

Расторгуев М.Р. 1
1МАОУ "Гимназия № 4"
Расторгуева Г.А. 1Захарова С.Ю. 1
1МАОУ "Гимназия №4"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение.

Развитие ребенка не возможно без игры, а значит и без игрушки.В словарях – игрушку определяют как предмет для игры в определенном возрасте. (4) Ребенок знакомится с игрушкой в младенчестве, и она остается важным предметом на протяжении нескольких лет его жизни. История игрушки связана с историей человечества. По мнению историков, игрушка появилась во времена первобытности, много игрушек и рисунков игрушки (кукол, трещоток, лошадок,..) найдено археологами при раскопках на территории первых государств: Египта, Китая, Индии, Греции. Их делали из кости мамонта, из мягкого известняка, глины, воска, опилок, соломы и ткани. Кроме развлечения она имела и другое назначение. Игрушку наделяли магическими свойствами, считалась, что она оберегала ребенка и отгоняла злых духов.(11) Но времена менялись - менялась и сама игрушка.

Цель-сравнить игрушки времен детства наших родителей и современные игрушки

Задачи:

1.Расмотреть виды, функции и требования к современной игрушке

2.Изучить какой была детская игрушка в то время, когда наши родители были такими же как мы.

3. Изучить ассортимент игрушек в магазинах города, выбор игрушек детьми

4. Дать свои рекомендации родителям при покупке игрушки для ребенка.

Объект работы –игрушки нашего времени и игрушки детства наших родителей

Предмет исследования – внешний вид и качество игрушек

Методы работы:наблюдение, опрос (анкеты для учеников школы и их родителей, интервью и работников магазинов детских игрушек, специалиста Роспотребнадзора), поиск, сравнения и обобщение информации.

Мы предполагаем, что данная тема будет интересна и актуальна, так как игрушка – важный предмет для каждого ребёнка

Наша гипотеза: наши игрушки не так безопасны как игрушки наших родителей.

Глава 1.

Всем известно, что игрушка нужна для развлечения, но она выполняет и другие функции:

- учит ребенка исследовать окружающий мир

- учит ребенка общаться и выражать свои чувства

- развивает логику, воображение и фантазию ребенка, его творческие способности

- приобщает ребенка к жизни в обществе

-помогает ребенку отвлечься, почувствовать себя в безопасности, вызывает положительные эмоции (4)

Современные специалисты выделяют разные виды игрушек по их предназначению: игрушки, развивающие первоначальные движения и восприятие (до 1 года): (например, погремушки, кольца, подвески); сюжетно- образные - изображают объекты окружающего мира (куклы, фигурки животных и людей), дидактические - для обучения, развития логики, внимания (конструкторы, наборы для строительства, головоломки, музыкальные), спортивные (мячи, боксерские груши, настольный хоккей, стрелковые наборы), игрушки- забавы (матрешки, неваляшки, пружинки, заводные). (4)

Игрушка должна соответствовать определенным требованиям:

Быть привлекательной

Иметь спокойные цвета, при этом психологи обращают внимание, что в игрушке не должно быть более 7 цветов (5)

Соответствовать возрасту ребенка

Воспитывать доброжелательность

Быть безопасной и гигиеничной (хорошо чиститься, мыться), то есть соответствовать определенным стандартам качества. (7)

Общие требования безопасности игрушки и методы испытаний игрушки прописаны в документах: Национальный стандарт РФ игрушки (был утвержден в 2012г). и Технический регламент Таможенного союза о безопасности игрушек ( утвержден в 2011, изменения внесены в 2017г) Данные стандарты распространяется на игрушки, предназначенные для детей в возрасте до 14 лет.(10), они устанавливает требования к составу материала, физическим, химическим и механическим свойствам игрушек, воспламеняемости, рискам по использованию, гигиеническим и микробиологическим показателям, электрическим и магнитным свойствам. Для подтверждения того, что игрушки соответствует данным требованиям они проходит обязательную проверку в специальных лабораториях, проверяют так же документацию на эти игрушки и предприятие, которое выпускает данные игрушки. И только тогда игрушка получает обязательный сертификат соответствия. Срок действия документа – не более 5 лет (если проверку проходила целая партия игрушек, то срок документа продлялся на срок службы этих игрушек), при этом 1 раз в год игрушки проверяли(контролировали). Образцы проверенных игрушек должны храниться производителем в течение 10 лет с продажи последней игрушки. (7,10) Таким образом, обеспечивается контроль за соблюдением качества и безопасности игрушки. Для того, чтобы покупатель имел информацию об игрушке, она должна иметь маркировку, в которой обязательно указывают:

-наименование игрушки;
- наименование страны, где изготовлена игрушка;
- наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними;
- товарный знак изготовителя (при наличии);
- минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка

- основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости).
- способы ухода за игрушкой (при необходимости);
- дата изготовления (месяц, год);
- срок службы или срок годности (при их установлении);
- условия хранения (при необходимости).

Маркировка может содержать и дополнительную информацию (правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой,..). Маркировка должна быть обязательна русском языке.(10)

Глава 2.

В нашей стране игрушки выпускали как на специальных предприятиях, так и на предприятиях, которую изготавливали другую продукцию, а игрушка была сопутствующим товарам. Например, известнейший из производителей кукол, Охтинский химический комбинат в Ленинграде (Санкт- Петербурге), в первую очередь выпускал взрывчатку и еще и множество мирных изделий (расчесок, мыльниц ...), в том числе и целлулоидных кукол(8). То есть игрушки выпускали из остатков производства. Поэтому качество продукции зависело от качества сырья этих предприятий. В результате, такая игрушка могла иметь запах автомобильных шин, но при этом «ее можно было кусать, ломать, кидать... и быть абсолютно спокойным, что игрушка не причинит вред ребенку (он ее не прокусит, не сломает...)» (6) Проверяли качество игрушек на предприятиях, а в магазинах обязательно осматривали все, полученные игрушки, за исключением тех, которые были уложены в оригинальную коробку производителя. Были специальные требования к игрушкам, сделанным из разных материалов. (4)

До конца 1980-ых годов качество игрушек контролировалось ГОСТАМи, в 1990 году был принят стандарт, который вступил в силу в 1992г., но, по сути, он повторял старые требования. Общие требования к физическим свойствам, конструкции игрушек, а также требования к их механической безопасности за последние десятилетия не претерпели больших изменений, но ужесточились к химическому составу, электрозащите и противопожарной безопасности.(10) И связано это, прежде всего с тем, что в магазинах появились игрушки из других стран.

Прежде, чем игрушку запускали в производство, собирали художественный совет, который состоялиз руководителей предприятий, выпускающих игрушки, учителей, врачей-педиатров, торговцев, художников. (6) Таким образом, заботились не только о качестве и безопасности игрушки, стремились к тому, чтобы игрушка вызывала положительные эмоции, воспитывала.

Ассортимент игрушек был разнообразный.

Были игрушки, которые должны были помогать развитию ребенка, учить самостоятельности, побуждать воображение. Например, корпус кукол был мягкий и подвижный, куклу можно было переодеть.

Одно из основных требований того времени - игрушки должны быть связаны с реальной жизнью и развивать специальные навыки. Поэтому куклы были похожи на настоящих детей, и будущие мамы старательно заботились о них, как их мамы заботились о своих детях. Игрушки должны были знакомить с профессиями, поэтому в магазинах было много тракторов, самосвалов, машин милиции, фартуков продавщиц, миниатюрных весов, игрушечных швейных машины(8), которые были маленькими копиями настоящей машинки и действительно могли шить.(6) Были куклы, которые изображали людей разных профессий и были одеты в специальные костюмы.

Много игрушек было на военную тему: различные солдатики, техника, оружие.Большим спросом пользовались сюжетные игрушки – герои мультфильмов и сказок: крокодил Гена и Чебурашка, Кот в сапогах, персонажи из Буратино, Чиполлино и другие.(8) Этих персонажей можно было использовать в ролевых играх и по сюжету самой сказки и придумывать свою историю. Такие игрушки на вид были очень доброжелательными, вызывали положительные эмоции. Изготавливались они из разных материалов: пластмассовые, резиновые, мягкие. Мягкие игрушки были популярны у детей разного возраста. Среди мягких игрушек самым любимым считался «Мишка» (6)

Эти данные подтвердил и опрос родителей, который мы провели. Большинство родителей(86 из 90 ) помнят свои любимые игрушки и называют в основном сюжетные игрушки и мягкие игрушки. А на вопрос чем их привлекла эта игрушка, ответы были такие: добрые, милые, герои любимых мультиков, красивые, успокаивают. Были среди любимых игрушек: конструктор, мебель и посуда для куклы, швейная машинка, разного рода автомобили (пожарная, скорая помощь, полиция).

Таким образом, игрушки наших родителей были не только качественными и безопасными, но воспитывали доброжелательность, чувство красоты, воображение, прививали любовь к труду.

Глава 3

Для того, чтобы узнать какие игрушки предпочитают дети, мы провели опрос школьников 1- 9 классов (в среднем по 20 человек в каждой возрастной группе). Выводы, к которым мы пришли:

Самые маленькие школьники (в основном 1-ые классы) предпочитаю кукол- пупсов, конструкторы, автомобили, куклы Лол («так как она красивая»)

Основной причина выбора той или иной игрушки детей 2-7 класса - компьютерные игры и то, что увидели у блогера. Среди любимых игрушек этого возраста много Радужных героев, Хагги Ваги. Однако были и те, кто предпочитал конструкторы, игры на логику, игры- опыты, но таких ответов было значительно меньше. Данный вывод подтвердили и анкеты родителей, которые написали, что их не всегда устраивает выбор ребенка, особенно если это непонятная и страшная игрушка и вызывает отрицательные эмоции.

Много детей, которые не смогли написать о своей любимой игрушке. Особенно среди старших школьников (7-9 классы). Мы можем это объяснить возрастом, однако наши родители все вспомнили свои любимые игрушки. Среди тех, кто написал: несколько монстриков, мягких игрушек.

Мы посетили магазины, специализирующиеся на продаже детских товаров: «Умка», «Бэмби», а так же магазин Кари, в ассортименте которого много детских игрушек. В результате наблюдения мы пришли к выводам: наличие огромного количества игрушек разного назначения и разных видов. Сюжетные игрушки представлены в основном иностранными героями (игрушки из компьютерных игр, мультиков), которые имеют яркие расцветки, выглядят нелепо, например, кукла Лол- игрушка с большой головой и яркиммакияжем, куклы Monster High с шестью руками или с двумя головами,ХаггиВагги или Радужные друзья, которые не только неестественно выглядят, имеют ядовитую яркую окраску, но и по сюжету компьютерных игр монстры – убийцы. Чему может научит такая игрушка? Кроме кукол – пупсов, много кукол- красоток, которые имеют вид модных взрослых моделей. Цены на многие интересные игрушки – высокие. Не все родители смогут купить такие игрушки. Не все товары имеют маркировку, а часть игрушек с маркировкой содержат неполную информацию о товаре (в основном, в магазинах Кари). В результате интервью у консультантов магазинов детских товаров мы узнали, что в основном продают игрушки из Китая (1,2). Отечественных игрушек практически нет. Для самых маленьких детей родители предпочитают покупать развивающие игрушки, а так же сюжетные игрушки: героев мультфильмов «Смешарики» и «Мимимишки», пупсов. Игрушки детей школьного возраста родители покупают по выбору ребенка(1,2). Среди игрушек этого возраста особой популярностью пользуются конструкторы, а также настольные игры, машинки, игры на творчество (опыты, создания...), и сюжетно- образные игрушки: куклы- красотки, зарубежные герои. Сказочных российских персонажей спрашивают редко, в магазине Кари они не представлены. При выборе сюжетных игрушек младшими школьниками выбор ребенка не всегда устраивает родителя. В специализированных магазинах игрушки имеют обязательные сертификаты соответствия(1), магазин Кари торгует без сертификатов (2). Сертификаты соответствия покупатели спрашивают очень редко(1,2). В результате, родители могут купить небезопасные для здоровья игрушки. Специалисты пишут, что часто игрушки из Китая без сертификата содержат опасные вещества, которые плохо влияют на здоровье ребенка. Например, если помыть горячей водой игрушку из некачественного ПВХ (содержит токсические вещества: фенол, фталаты, свинец, мышьяк), она будет выделять вредные вещества, то же происходит и с некачественной краской(9). В декабре 2022 года «Роскачество» сообщило, что обнаружило в 89 % исследованных игрушках «ХаггиВаггии» превышения по содержанию фенола. Это вредное вещество разрушает иммунную и нервную системы, приводит к аллергии, нарушению сна, одышке. Кроме химических опасных веществ, игрушка может быть огнеопасна, травмоопасна (плохо прикрепленные детали, резиновые пульки,..). Контроль за соблюдением закона (наличие сертификата соответствия) выполняет Роспотребнадзор (Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека). Это могут быть как плановые, так и внеплановые проверки по жалобам покупателей. Если жалоба покупателя подтвердилась (отсутствия сертификата соответствия), магазин должен устранить последствия и заплатить штраф. Если после повторных проверок последствия не устранены, то штраф увеличивают, а если и это не помогло, то деятельность магазина приостанавливают. В конечном итоге, магазин может быть закрыт (то его ликвидируют). В нашем городе в результате проверок несколько магазинов получили штрафы, в конечном итоге они устраняли нарушения (3). Однако, как мы уже отмечали, данные меры не всегда эффективны

Таким образом, современные игрушки не всегда безопасны, как с точки зрения состава, так и с точки зрения внешнего вида.

Глава 4.

Для того, чтобы выбрать хорошую игрушку ребенку мы предлагаем свои рекомендации, которые написаны на основе изучения информации.

1) Покупать игрушки в специализированных больших магазинах

2) Не покупать игрушки, если они имеют сильный запах, яркие цвета или если краска остается на руках (при нажиме на игрушку или если протереть ее влажной салфеткой). Отказаться от игрушек, которые имеют зазубрины, неровности, отслоения, потеки, липкость(9)

3) При выборе материала ПВХ или пластик, отдать предпочтение пластику (он на ощупь твердый и холодный, ПВХ- теплый и мягкий(6), т.к. менее вредный.

4) Ощупать и внимательно рассмотреть игрушку (детали должны быть хорошо прикреплены)

5) Покупать игрушки только с маркировкой исертификатом соответствия.

6) Выбирать игрушку по возрасту. Обратить внимание на то, что игрушка может содержать опасные детали (резиновые пули, магниты,..)

7) При выборе ребенком «страшной» игрушки, не запрещать ее, а постараться увлечь другой. А для того, чтобы дети выбирали нормальных персонажей: проверять компьютерные игры, которые скачивают дети, чаще показывать «старые» добрые мультики, персонажи которых учат добру, помощи ближним, справедливости. Если все же у вас появилась игрушка-монстр, психологи советуют направлять игру ребенка («накормить», «убаюкать» монстрика, «не оторвать голову, а решить все миром» …то есть избегать агрессивных эмоций» ( 5)

8) Купленной игрушке провести гигиенические процедуры: изделие из ткани, меха или плюша нужно постирать, а из пластика, резины и дерева хорошо помыть горячей водой с мылом. (Исключение – игрушки из ПВХ). Можно очистить с помощью спирта или безопасного дезинфицирующего средства от вредных бактерий и микроорганизмов(9). И такие процедуры проводить чаще.

Заключение.

Выводы нашей работы:

Гипотеза подтвердилась, современные игрушки менее безопасны, чем игрушки наших родителей.

Во – первых, игрушки наших родителей были более качественные с точки зрения материала.

Во-вторых, все игрушки наших родителей проходили строгий контроль (на всех этапах производства), т.к. производились в нашей стране, а современные игрушки привозят в основном из Китая. При этом не все продавцы проверяют игрушку на соответствие, что положено по закону. Единственная организация, которая осуществляет контроль в этой области - Роспотребнадзор, однако это организации не может постоянно проверять все игрушки, поступающие в город.

В- третьих, если к качеству игрушки предъявляются требования, то внешний вид игрушки никто не контролирует. Нет тех советов из производителей, психологов, детских врачей, которые существовали ранее и рассматривали эту игрушку с точки зрения того какие качества она может воспитать в ребенке. «.. Для него она живая и настоящая...Сказочные персонажи игрушек родителей учат добру, справедливости,...учат не обманывать и не предавать..их герой любил и помогал... Он был щедрым и человечным, ... Современный герой детей – агрессивный, жестокий, главное для него – быть первым, … он – безжалостный, бесчеловечный, не обращает внимания на других, должен хорошо драться. Это – примитивный робот, мутант, не человек» (6).

Поэтому родители должны более серьезно относиться к выбору игрушки. Обращать внимание на качество игрушки, иначе она может нанести физический вред ребенку и на ее внешний вид, иначе она может нанести психический вред ребенку.

Источники

Интервью: Никита – консультант, магазин «Умка»; Дмитрий – консультант (Магазин «Бэмби»( ИП Иванов)

Интервью: Нэлли- консультант, Ирина- администратор ( магазин «Кари»)

Интервью: Токтонозарова Чынара Меймановна, Ведущий специалист эксперт Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека г Норильска (Роспотребнадзор)

Когда и кто придумал игрушкиhistory-doc.ru

Лукьяненко Т. А. Влияние игрушки на эмоциональное состояние и психическое развитие детей https://kulturologia.ru/blogs/

Меркулова Людмила- экскурсовод, Музей советского детства. Передача «Поедем- поедим. Сергиев Посад» НТВ, выпуск от 20.11.2022

Особенности сертификации детских игрушек. cs-garant.ru›ТР ТС 008/2011

Игрушки из СССР. Интересные факты  https://fishki.net

Осторожно, игрушки! https://kroha.info

Просто о ГОСТах. Изучаем ГОСТ 25779-90 «Игрушки. Общие требования безопасности и методы контроля» kidsoboz.ruy

Сулимова М. Этнографическое  исследование.История происхождения игрушки. Педагогические и эстетические требования к игрушке.  Образовательная сайт nsportal.ru

Просмотров работы: 34