Введение
В ходе эволюции человека менялся не только его внешний облик, орудия труда и образ жизни. На ряду с этим происходили большие внутренние изменения. В-первую очередь, по истечению времени ученые отмечают увеличение размера мозга и черепной коробки. Следствием чего становиться изменение типа мышления.
Первым этапом в развитии сознания человека можно выделить – дологическое мышление. Дологическое – первобытный тип мышления, которому не подвластны законы логики. Основан на памяти и наблюдениях, без их анализа.
Второй этап в развитии сознания человека – логическое мышление. Логическое или рациональное – это тип мышления, основан на структуре и причинно-следственных связях. При котором человек использует логические понятия, основанные на доказательствах и здравом рассудке.
Третий этап – научный способ мышления. Научное мышление - способ познания и построения новых знаний. В его структуру входят: наблюдение, анализ, формирование гипотез и теорий, следствие и эксперимент.
И, наш, современный этап – клиповое мышление. Клиповое мышление – быстрый способ восприятия информации в виде отрывков. Данный способ больше характерен постиндустриальному типу общества, из-за большого количества информации. Данный способ мышления вызывает резонанс в обществе. Большая часть людей критикует его, обосновывая это тем, что оно ухудшает способности человека концентрации, критического анализа, податливость к манипуляциям современного маркетинга и начинает бороться с данным типом мышления.
Но, стоит ли бороться с этим типом мышления, или это данность, с которой нужно уметь взаимодействовать?
Актуальность данной работы заключается в-первую очередь в личном интересе автора в таком явлении – клиповость, то, как оно влияет на автора и окружающих. Также, у автора возникло несоответствие в том, что те, кто критикует клиповое мышление, сами используют инструменты, которые развивают у подрастающего поколения клиповость и проявление его отрицательных сторон. А те, кто говорит, что клиповое мышление – это данность, наоборот же, используют в своей работе «горячие» средства коммуникации, благодаря которым у детей складывается целостная картинка при восприятии информации.
Проблема, которую для себя определил автор – а так ли плохо клиповое мышление, как нам это рисуют?
Гипотеза автора – клиповое мышление это не хорошо или плохо, это закономерное развитие общества.
Цель работы – проанализировать явление клипового мышления для возможности ответа на проблемный вопрос и проверки гипотезы.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
Изучить явление клипового мышления, его положительные и отрицательные стороны;
Определить, когда и почему зародилось клиповое мышление;
Понять, какому поколению свойственна клиповость;
Выявить, почему люди начинают мыслить с помощью образов.
Объект работы – явление клипового мышления, предмет работы – плюсы и минусы клипового мышления. Методы работы – анализ источников, формулирование выводов. В работе используются как современные источники информации, написанные в 21 веке, так и работы написанные Тоффлером, Маклюэном.
Глава 1. Что такое клиповое мышление?
Клиповое мышление – это новый тип мышления, который начал зарождаться в конце 80-х годов. С каждым днем клиповое мышление обретает большие масштабы, и захватывает человеческий разум. Причиной быстрого распространения данного типа мышления становится так называемая, эпоха господства средств массовой коммуникации и аудиовизуальных средств, из-за которых у человека, живущего в эпоху информационного общества: растет фрагментарность сознания современного человека. Благодаря динамичности жизни, цифровизации и агрессивному маркетингу получает еще более широкое распространение.
Само клиповое мышление подразумевает под собой тип мышления, при котором информация воспринимается в виде коротких отрывков текста или видеороликов. Оно ориентировано на сиюминутное, поверхностное восприятие информации, фрагментарно постоянно мелькающей перед глазами. Эти множественные вспышки, отрывки, кусочки называются клипами — отсюда и название. Человек не может сосредоточиться и постоянно перескакивает с одного на другое. В процессе такого мышления у человека складывается яркий образ, которому свойственна кратковременность и фрагментарность. Такие образы меняются один за другим и человек получает несколько отрывков разных «картин», а не полноценный образ одной «картины» Данным образом человек воспринимает информацию поверхностно, не углубляясь в саму суть данной темы.
Как и любое явление, клиповое сознание имеет как позитивные, так и негативные последствия для общества. С одной стороны, с его помощью все образы воспринимаются чрезвычайно быстро, что позволяет мгновенно обрабатывать потоки информации, которой переполнено современное общество. С другой стороны, «клиповость» позволяет видеть только то, что на поверхности, не проникая в глубину процесса или явления. Человек не успевает перерабатывать поступающую информацию целиком. Это приводит к тому, что он утрачивает легкость ассоциаций, живость воображения, эмоциональную тонкость восприятия и подвижность мысли. Мышление обедняется, становится менее способным к творчеству.
В словаре иностранных слов есть несколько значений термина «клип»: «[англ. clip – стричь; делать вырезки из газет, фильмов] – короткий музыкальный номер, снятый на видеопленку (обычно на фоне декораций, ландшафта, улиц и т.д.)». Другие словари термин «клип» отсылают к слову «видеоклип», и становится понятно, что речь идет об определенной «нарезке» и «упаковке», как правило визуальной, но не обязательно, информации. «Слово сlipping обозначает всего лишь подборку газетных вырезок на определенную тему.
Современный тип цивилизации скорее всего можно назвать “цивилизацией эмоциональной”, ведь созданные клиповым мышлением образы оцениваются не с рациональных и логических, а с эмоциональных и чувственных позиций, в терминах “нравится/не нравится”. Одна из основополагающих установок фрагментарной клиповой культуры по В. Кузнецову – “наблюдение вместо рассуждения”. Из-за того, что человек оказывается не в силах осмыслить информационное пространство, он фиксирует сиюминутные события, при этом не утруждая себя вопросами об их сущности и смысле. Другими словами, носители клипового мышления не нуждаются (а возможно, и не способны) в критической оценке получаемой информации. Особенность клипового восприятия еще и в том, как сказал Кузнецов В. – «Что человек в любой момент может выйти из воспринимаемой системы без последующего ощущения какой-то незаконченности (как это было бы в случае прерывания чтения классического романа), а также вновь с любого места войти в нее».[10]
Средства массовых коммуникаций изменяют наше отношение к миру, предлагают такие эмоциональные и поведенческие образцы, которые в той или иной мере управляют человеком. И таким образом оказывают огромное влияние на формирование «клиповой» формы мышления как у молодежи, так и в среде более старшего поколения.
Чаще всего клиповым мышлением обладают представители молодого поколения – студенты и школьники. Многие преподаватели отмечают фундаментальные изменения в характере восприятия информации: у школьников падает интерес к учебе, поиску и формированию логических связей, отпадает необходимость самоанализа. Большинство учеников оказываются не приспособлены к серьезному познавательному труду, им все сложнее читать длинные литературные произведения, многие не справляются с написанием изложений, так как просто не могут понять структуру повествования и выделить главную мысль произведения. Дети акцентируют внимание только на внешних поверхностных признаках, не вникая в суть проблемы. Обладатели клипового сознания теряют возможность выделить информационный мусор и полезную информацию и потребляют более простые по форме и содержанию сведения.
Подводя итог, автор может сказать, что, во-первых, клиповое мышление с каждым днем все больше развивается и заменяет традиционное, благодаря развитию информационных технологий и их применению.
Во-вторых, клиповое мышление не дает человеку возможности самостоятельно дать позитивную или негативную окраску информации. Оно подает ее уже в готовом виде и с готовым смыслом, Используя же традиционное мышление человек самостоятельно обрабатывает текст и выделяет суть проблемы.
В-третьих, люди, подверженные клиповому мышлению, могут с легкость стать жертвами манипуляций, ведь созданные клиповым мышлением образы оцениваются не с рациональных и логических, а с эмоциональных и чувственных позиций, в терминах “нравится/не нравится.
И, в-четвертых, такому мышлению больше всего подвержены школьники, что влияет на их умение анализировать и обрабатывать информацию.
Глава 2. Критика клипового мышления.
Существуют разные точки зрения, на тему клипового мышления. Но как выяснилось, большинство людей считают, что само клиповое мышление несет в себе негативный оттенок. В-первую очередь «клиповость» влияет на когнитивные процессы.
Основная проблема заключается в том, что человек после долгого пребывания в клиповом сознании, не имеет возможности переключится на традиционное мышление. Имеет сложности с обработкой большого количества информации и сосредоточением на длительных сюжетах. Клиповое мышление противопоставляют рациональному: тому, которое помогает глубоко погружаться, систематизировать и выбирать нужную информацию. Из-за этого рождается, подверженность людей манипуляциям со стороны общества.
Первыми критиками клипового мышления, автор бы выделила Умберто Эко и Жан-Клода Карьера. В своей книге, написанной в формате интервью с Умберто Эко «Не надейтесь избавиться от книг!» в 2008 году, Жан-Клод Карьер выделил 4 основные момента, которые изменяться в течении ближайших 15 лет. Один из моментов - исчезновение книги. В своем интервью размышляет Умберто Эко: «Каждая культура отсеивает знания, тем самым диктуя нам, что следует сохранить, а что предать забвению. В этом смысле различные культуры обеспечивают общее поле взаимопонимания, в том числе — общие ошибки. Понять, какую революцию произвел Галилей, можно только отталкиваясь от теории Птолемея. Нам необходимо пройти этап Птолемея, чтобы выйти на этап Галилея и осознать, что первый ошибался. Любая дискуссия между нами может вестись только на основе некоей общей энциклопедии. Я могу доказать вам, что Наполеон никогда не существовал, но только при том условии, что мы все трое до этого знали, что он существовал. В этом гарантия непрерывности культурного диалога. Диалог, творчество, свобода не могли бы возникнуть без подобной стадности. С Интернетом, который выдает вам все подряд и вынуждает, как вы только что сказали, отсеивать информацию не посредством культуры, а посредством собственных мозгов, мы рискуем обзавестись шестью миллиардами энциклопедий — что станет препятствием ко всякому взаимопониманию».[17]
В конце 90-х, когда настало поколение гаджетов, зав. кафедрой психологии образования и педагогики МГУ Андрей Подольский задался вопросом о влиянии массмедиа, кино и только начавшего набирать популярность Интернета на современную молодежь. Он провел эксперимент с участием двух групп студентов. Одной группе предложили прочитать тексты с описанием проблемы некой девушки, другой же группе показали видеоролики с аналогичным содержанием. Оказалось, что у тех ребят, которые смотрели ролик, уровень понимания в шесть раз превышал показатели группы опрошенных традиционным способом. Картинка смогла не только заменить текст, но и превзошла его. Андрей Подольский прокомментировал результаты своего эксперимента так:
«Фильмы и сериалы дают готовое решение, точнее, его иллюзию».
Людям в наше время все сложнее рассуждать и мыслить логически, искать новые и неожиданные пути решения, ведь мы живем в огромном информационном поле, где необходимые сведения можно получить по одному клику или обычной голосовой команде. Неспособность анализировать информацию является следствием того, что ее образ не задерживается в мыслях надолго и быстро заменяется на другой, как при переключении каналов или просмотре новостей.
Смотря лекцию по теме «Поп-культура нового тысячелетия» Юрия Сапрыкина: как мы начали мыслить твитами. Мы можем сказать, что производители потребляемой информации научились подстраиваться под современных людей и вкладывают огромные деньги в развитие киноиндустрии и книг, прибегая к более простым текстам, наполненным укороченными фразами со слабыми логическими связями. Клиповое мышление не менее удобно для коммерции и рекламы. Реклама нацелена на эмоции, а не на осмысление, поэтому гораздо проще взывать к «низшим» чувствам людей и быть уверенным, что именно это и привлечет потенциального покупателя.
Русский философ Федор Иванович Гиренок, выражается о клиповом мышлении так: «…Сознание, извлекающее абсурдность события, является клиповым… Клип прост, как натюрморт. Это лоскут, часть, не отсылающая к целому. И одновременно клип требует грез, фантазий, которыми заполняется место отсутствующего целого…Клиповое сознание — это разрыв линии и хаос в сознании, допустимый обществом. Зачем нам этот хаос? Затем, чтобы поймать смысл, а не информацию…Если сознание — это набор образов, склеенных между собой в одну эмоционально раскрашенную картину, то клиповое сознание — это монтаж картин-иллюзий, которые мы сами себе показываем. Но показываем мы их себе не потому, что хотим удовлетворить свою потребность в галлюцинациях, а потому, что мы знаем гораздо больше, чем можем высказать…» [2]
Проанализировав критиков, автор может сказать, что, во-первых, многие другие авторы придерживаются нейтральной позиции, так как поиски плюсов и минусов никак не влияют на реальность и представляют собой чистую футурологию: будущее на то и будущее, что мы не можем знать заранее, что в нем приобретем.
Во-вторых, те ученые, которые впервые открыли понятие клиповое сознание, читают, что оно негативно влияет на когнитивные функции людей и четко нам это показывают. С каждым разом люди все чаще могут стать объектом для манипуляции со стороны маркетинговых ходов, не осознавая этого.
В-третьих, клиповое мышление порождает большое количество иллюзий у людей. Создаётся ощущение, что мы смотрим на мир через информационное полотно, которое не даёт нам войти в реальность. Но, с другой стороны, оно защищает наш мозг от ещё большего информационного потока.
Глава 3. История развития клипового мышления.
С каждым годом клиповое мышление набирает все большие и большие обороты. Но когда же зародилась эта история и как она видоизменялась по истечению времени?
История развития клипового мышления началась в конце XX века. Первые предпосылки к появлению клипового сознания были обнаружены в труде канадского философа Маршалла Маклюэна "Галактика Гуттенберга" 1962 год, в которой он изучил вопрос превращения мира в «глобальную деревню» с помощью массовых коммуникаций. Благодаря термину «глобальная деревня» Маршалл Маклюэн показывает, что с использованием электронных средств коммуникации происходит "сжатие" мира до размеров как бы деревни.
Также предпосылки были в его книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» 1964 года, где он делил медиа на «Холодные» и «Горячие», имея ввиду их характер воздействия. «Холодные» средства коммуникации отличает низкая степень определённости, но высокая степень участия аудитории, ибо ей приходится самостоятельно «достраивать» недостающее (пример: диалог, телефон, семинар). «Горячие» средства коммуникации расширяют чувство до степени «высокой определённости». Высокая определённость — это состояние наполненности данными. Это приводит к тому, что горячие медиа оставляют аудитории не очень много пространства для заполнения или завершения.
Но именно первое упоминание термина клипового сознания мы можем найти у Тоффлера в книге "Третья волна", вышедшей в 1980 году. В этом труде философ выделяет отдельную клип-культуру или культуру третей волны, которая с легкостью воспринимает информацию кусками, фрагментами, в отличие от людей предыдущих волн. У людей, так называемой первой и второй волны, данный тип восприятия информации вызывает раздражение и оставляет чувство незаконченности. Именно в этом труде философ впервые пытается сформулировать, что это - "клиповое сознание". Данное понятие он описывает на личностном уровне, «когда каждого человека ослепляют и осаждают противоречивые фрагменты, не относящиеся к образному ряду, которые выбивают почву из-под его ног, обстреливая мгновенными кадрами, лишенными по отдельности всякого смысла».
Употребил в России первым данный термин, специалист по философской антропологии и вопросам экологии Федор Иванович Гиренок. Первое упоминание было в книге 1994 года «Метафизика пата». Но более глубоко и обширно он открыл эту тему в книге «Клиповое сознание», где "Клиповым" сознанием он назвал то, которое пришло на смену понятийному мышлению в современном мире и выделил несколько его признаков. Т.к. клиповое мышление требует от нас быстроты понимания и восприятия информации, первый признак – языковой минимализм, со слов Ф.И. Гиренок: «Быстроте мысли мешает увалень-язык. Клиповое мышление старается избежать встречи с языком, свести к минимуму его присутствие». Второй признак – обращение не к опыту, а к воображению. После получения опыта, мы не можем воспользоваться априорными ресурсами мышления. Воображение как раз использует эти ресурсы. Визуальное мышление актуализирует их. Третий признак – суть дела в образе или наглядной схемы. Клиповое мышление интересует не способ связывания одного суждения с другим, а наглядное изображение мысли в целом. По его словам, традиционное мышление к 90-м годам XX века окончательно себя изжило, перестав играть действительно важную роль. Также в своей книге, он объяснил, что сознание, которое извлекает логику из события, является понятийным. Сознание, извлекающее абсурдность события, является клиповым. Указанное различие позволяет по-новому взглянуть на сознание со стороны самости. Под самостью понимается определение себя в своем отношении к миру.».[2]
Несмотря на то, что первое упоминание клипового мышления было в 1980 году, первый музыкальный видеоклип был выпущен 6 октября 1927 – день премьеры фильма "Певец джаза", снятого кинокомпанией "Уорнер Бразерс" – также, эту дату принято считать днем рождения звукового кинематографа. Но данный и все последующие клипы были сняты в контексте фильмов, которые нельзя назвать основоположниками развития клипового мышления.
Первый отдельный видеоклип появился на песню "Bohemian Rhapsody" группы Queen, снятый в 1976 году. Именно он заложил фундамент для последующего развития всей индустрии клипов и клипового мышления. В нем мы видим интересную режиссерскую задумку и множество спецэффектов. Четыре участника группы стоят на темном фоне в полутьме и исполняют песню. Все это чередуется с исполнением композиции на сцене. Планы и ракурсы в клипе постоянно меняются, показывая фигуры участников Queen вместе и по-отдельности. Массовое появление музыкальных видеоклипов началось в 1990 годах. Их сюжеты, по сути, представляли собой как раз такой незаконченный образ, целостной картинки не складывалось, а была только цепочка фрагментов, которые никак не были связаны между собой по смысловой нагрузке.
Следующим, масштабным этапом развития стало распространение социальных сетей в 1995-х годах. Изначально социальные сети были придуманы исключительно для общения в «закрытой группы» (одноклассников, однокурсников), позже они стали распространяться шире и в них могли вступать все желающие, достигшие возраста 16 лет. На данный момент в мире пользуются популярностью разные социальные сети, и почти каждая из них развивает в человеке клиповое мышлений. Особенно популярны такие социальные сети, где можно создавать и публиковать короткие виде в диапазоне от 30 секунд до 2 минут. Примерами таких социальный сетей являются: Тик Ток (1 млрд. активных пользователей в месяц), Лайк, Kwai, Yappy и т.п.
Подводя итог, автор может сказать, что предпосылки к появлению клипового мышления были обнаружены уже в 1962 году трудах канадского философа Маршалла Маклюэна. А появление первого клипа, который заложил основу для развития клипового мышления было в 1976 году. На данный момент «инструменты» развития клипового мышления распространяются с большой скоростью. Количество пользователей социальных сетей с каждым годом растет (Пример: количество активных пользователей тик ток с 2019 по 2022 год выросло в 2 раза, т.е. на 500 млн. человек). Также, стоит заметить, что произошел сдвиг возрастных рамок в использовании данных социальных сетей. Если в 2019 году самой активной аудиторией считались подростки 13-17 лет, что составляло 43% от всех числа пользователей. То в 2022 году процент возрастного диапазон 13-17 снизился до 27%, а количество людей возраста 18-24 года возросло до 40%. Это говорит о том, что клиповое мышление распространяется не только на подростков, но и на более старшие поколения.
Глава 4. Сравнение клипового и традиционного мышления.
Познавательные процессы человека, в частности мышление, порождаются и изменяются в процессе освоения и применения «психических орудий» (знаков, символов, других медиаторов как форм существования культуры). Трансформация культуры ведет к преобразованию «психических орудий» и способов их применения и соответственно к изменению психики.
В условиях информационно насыщенной среды одним из факторов, имеющим значение для построения адекватного поведения, становится умение отбирать, объединять и оценивать информацию. Увеличение объема и разнообразия информационного потока ставит перед человеком задачу адекватного отбора, а также определения значимости поступающих сведений. Это заставляет человека повышать скорость поиска и переработки постоянно обновляющейся информации, что ведет к актуализации дискретности (прерывистости) в ее восприятии и относительной фрагментарности и поверхностности в переработке сведений.
В первую очередь, клиповое мышление от традиционного отличается принадлежностью к определенному временному отрезку. Традиционное мышление было свойственно людям книги 17-20 веков, клиповое свойственно современным подросткам 21 века «людям экрана».
Второе отличие заключается в том, что в традиционном мышлении идет глубокое структурное погружение в информацию, за счет чего увеличивается время работы. А в клиповом мышлении изучении материала идет «по верхам», соответственно уменьшаются временные затраты и увеличивается количество разносторонней информации. Еще одним фактором временного изменения является сам процесс мышления. В клиповом мышлении он состоит всего из двух этапов: внимание – кратковременная память. Процесс традиционного мышления состоит из 6 этапов: внимание – восприятие – мышление – память – воображение – воспроизведение.
Третьим отличием является инструмент, с помощью которого развивается мышление. Традиционное мышление развивается с помощью книг, написанных на основе логической цепочки. Клиповое мышление на данный момент имеет больше инструментов для своего развития, многие из них основываются на визуальном подходе: сказки для детей, массовые средства информации, новости, социальные сети, телевидение и другие современные источники. Также, стоит отметить, что людям, которым присуще традиционное мышление, сложно воспринимать ту информацию, которая построена на основе «клиповости»: «отрывками». Также, как и людям с клиповым мышлением, сложно переключиться на традиционное мышление, обрабатывать и анализировать объёмные текста, которым свойственна логика.
Четвертое отличие – присутствие или отсутствие собственных рассуждениях. За основу оценки по данному критерию я возьму книгу Маршалла Маклюэна «Понимание медиа: внешние расширения человека», в которой он разделил источники информации на «горячие» и «холодные». Клиповое мышление является «холодным» средством, так как оно имеет свойство восстанавливать недостающие фрагменты информационной картинки за счет собственных суждений. А рациональное мышление - это «горячий» тип, цель которого - подробное ознакомление с первоисточником информации; ему не свойственно додумывание информации.
Пятое отличие, фактически вытекает из четвертого – это достоверность данных. Когда мы самостоятельно додумываем недостающие детали, соответственно, вероятность того, что данные достоверны – мала. Так как в традиционном мышление идет обращение к первоисточнику, вероятность того, что данные будут достоверны намного выше.
Шестым отличием является запоминание информации. В клиповом мышлении значительная часть информации запоминается неосознанно и актуализируется в нужный момент. Примером этому может стать просмотр или прослушивание новостей. Традиционное мышление ориентированно на осознанное запоминание информации.
Седьмым, заключительным критерием для сравнения становятся последствия, которые влекут за собой данные типы мышления. Негативные последствия клипового мышления: языковой минимализм, речевая бедность; предпочтение изображений; снижение способности к логическому анализу, концентрации и выстраиванию логических цепочек; неспособность к восприятию больших текстов; после его использования, человеку сложно переключится на традиционное мышление. Последствия традиционного мышления: процесс занимает большое количество времени; не развивает творчество, активность; отсутствие эмоционального интеллекта; нет возможности делать несколько дел одновременно. Помимо этого, у них есть и положительные стороны. У рационального мышления: предпочтение углубление в текст; легкое выстраивание логических цепочек и проведение логического анализа; умение обработать объёмный поток информации. У клипового мышления: защита мозга от перегрузки избыточной информации; продуктивность в условиях многозадачности; быстрота реакции и оперативность в резко меняющихся условиях, при принятии важных решений; быстрое переключения внимания; поглощение разного виды информации, интеллектуальное развитие.
Подводя итог, автор может сказать, что оба мышления, имеют, как положительные, так и отрицательные свойства. Также, мы можем сказать, что клиповое мышление, несмотря на все его минусы, это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни.
Заключение
Подводя итог своей работы, автор пришел к нескольким выводам:
Во-первых, мы выяснили что клиповое мышление – это тип мышления, при котором информация воспринимается в виде коротких отрывков текста или видеороликов, пришедшее на смену традиционного. Оно свойственно современному поколению. Носители такого мышления, чаще становятся жертвами манипуляции, так как оно оценивает образы эмоционально, через понятия «нравится» / «не нравится». Во-вторых, несмотря на то, что некоторые основоположники понятия клипового мышления выражаются негативно по поводу его влияния, есть те, которые придерживаются нейтральной позиции, так как поиски плюсов и минусов никак не влияют на реальность и представляют собой чистую футурологию: будущее на то и будущее, что мы не можем знать заранее, что в нем приобретем. В-третьих, предпосылки к появлению клипового мышления были обнаружены уже в 1962 году трудах канадского философа Маршалла Маклюэна. А появление первого клипа, который заложил основу для развития клипового мышления было в 1976 году. С каждым годом, оно набирает все большие обороты и распространяется на поколения, которым раньше было свойственно только традиционное мышление. В-четвертых, автор, сравнивая клиповое и традиционное мышление может сказать, что они, имеют, как положительные, так и отрицательные свойства. Также, мы можем сказать, про клиповое мышление - несмотря на все его минусы, это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни.
Список литературы.
Березовская И.П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление»// 2015 г. – 133-136 с.
file:///C:/Users/Admin/Downloads/problema-metodologicheskogo-obosnovaniya-kontsepta-klipovoe-myshlenie.pdf
Гиренок Ф.И. Клиповое сознание. – 2012 г.– Т.1. – №56 – С. 54-59
Е.В. Митягина, Н.С. Долгополова «Клиповое сознание» молодежи в современном информационном обществе// Вятский государственный гуманитарный университет – 2009 г. – 53-58 с.
file:///C:/Users/Admin/Downloads/klipovoe-soznanie-molodezhi-v-sovremennom-informatsionnom-obschestve.pdf
Зуйкова А. Что такое клиповое мышление и как извлечь из него пользу// 2021 г.
https://trends.rbc.ru/trends/innovation/60dad2ce9a794760a59e66f5#p2
Клиповое мышление: когда окружающий мир и собственная жизнь состоит из пазлов и фрагментов
https://ponervam.ru/klipovoe-myshlenie.html
Клиповое мышление: чем опасно и полезно// 2021 г.
https://blog.mangogames.ru/klipovoe-myshlenie-chem-opasno-i-polezno
Купчинская М. А., Юдалевич Н.В. Клиповое мышление как феномен современного общества// Иркутский государственный университет, г. Иркутск, 2019 г. – 67-70 с.
file:///C:/Users/Admin/Downloads/klipovoe-myshlenie-kak-fenomen-sovremennogo-obschestva.pdf
Маклюэн Г.М. Галактика Гуттенберга// 1962 г.
Маклюэн Г.М. Понимание медиа: внешние расширения человека// 1964 г.
Манапова О.Н., Баранова Н.А. Социализация обучающихся колледжа как процесс и результат формирования личности// 2019 г. – 40-47 с.
Павлова О.В. Клиповое мышление - феномен современности// 2018 г.
https://www.informio.ru/publications/id4258/Klipovoe-myshlenie-fenomen-sovremennosti
Перетятькин Г.Ф. Клиповое бытие и клиповое сознание// Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону – 2021 г. – 89-93 с.
file:///C:/Users/Admin/Downloads/klipovoe-bytie-i-klipovoe-soznanie.pdf
Старицына О.А. Клиповое мышление VS образование. Кто виноват и что делать? // Уфимский государственный нефтяной технический университет – 2018 г. – 270-273 с.
https://cyberleninka.ru/article/n/klipovoe-myshlenie-vs-obrazovanie-kto-vinovat-i-chto-delat/viewer
Терешкова А.Н. Адаптация системы образования к клиповому мышлению// Эпоха науки № 24 – 2020 г – 288-291 с.
file:///C:/Users/Admin/Downloads/adaptatsiya-sistemy-obrazovaniya-k-klipovomu-myshleniyu.pdf
Тоффлер Э. Третья волна// 2010 г. – 119-125 с.
Тулянкина Е. Что такое клиповое мышление// 2021 г.
https://faros.media/articles/chto-takoe-klipovoe-myshlenie/
Умберто Эко, Жан-Клод Карьер Не надейтесь избавиться от книг!//
2008 г.
Приложение.
Критерии |
Традиционное мышление |
Клиповое мышление |
Принадлежность к временному отрезку |
17-20 век |
21 век |
Основная аудитория |
Старшее поколение, «люди книги» |
Современные подростки, «люди экрана» |
Скорость обработки информации |
Медленная, но глубокая |
Быстрая, но поверхностная |
Инструмент данного мышления |
Текст, построенный на основе логической цепи |
Визуальность, наглядность |
Что послужило развитию мышления |
Книги |
Интернет, СМИ |
Схема мышления |
Внимание – восприятие – мышление – память – воображение – воспроизведение |
Внимание – кратковременная память |
Собственные рассуждения |
Направлено на подробное ознакомление с первоисточником информации. |
Формирует способность к восстановлению недостающих фрагментов информационной картинки за счет собственных суждений. |
Запоминание информации |
Ориентированно на осознанное запоминание информации |
Значительная часть информации запоминается неосознанно и актуализируется в нужный момент |
Достоверность данных |
Придает большое значение достоверности данных |
Достоверность данных вторична, главное – это произведенное и полученное впечатление |
Положительные стороны |
Целенаправленно, движется в заданном направлении Имеет системный характер Обилие информации Умение построить причинно-следственные связи Глубокое погружение в заданную тему |
Защита мозга от перегрузки избыточной информации Продуктивность в условиях многозадачности Быстрота реакции и оперативность в резко меняющихся условиях, при принятии важных решений Быстрое переключения внимания Поглощение разного виды информации, интеллектуальное развитие Осознание важности владения информацией побуждает к большему ее потреблению, а значит, к развитию |
Отрицательные стороны |
Процесс занимает большое количество времени Не развивает творчество, активность Отсутствие эмоционального интеллекта Нет возможности делать несколько дел одновременно |
Отсутствие глубокого усвоения знаний В условиях сложной задачи – растерянность и неспособность ее решить Объединение эмоционального интеллекта, сопереживание и ответственность притупляются Подверженность чужому влиянию, манипуляциям Анализ информации заменяется ее потреблением |
Последствия мышления |
Предпочтение углубление в текст Легкое выстраивание логических цепочек и проведение логического анализа Умение обработать объёмный поток информации |
Языковой минимализм, речевая бедность Предпочтение изображений Снижение способности к логическому анализу, концентрации и выстраиванию логических цепочек Неспособность к восприятию больших текстов После его использования, человеку сложно переключится на традиционное мышление |