Патриотизм и современные школьники

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Патриотизм и современные школьники

Хубаева Д.К. 1
1МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Бузоева Залина Султановна 1
1МБОУ СОШ №25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е.
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. Сегодня патриотизм идентифицируется с такими личностными качествами, как любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, социальная толерантность, в том числе религиозная и национальная, общественно значимое поведение и деятельность. Перечисленные качества дополняют основные структурные компоненты патриотизма – патриотическое сознание, чувства, отношения и деятельность.

Современная жизнь постоянно создает ситуации, привлекающие наше внимание к правам и ценностям конкретной личности. Новые условия не могли не повлиять на содержание воспитания, а именно патриотического воспитания.

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования существенно изменилась.

За последнее время вследствие продолжающихся кризисных явлений в социально-экономической, культурной, политической и прочих сферах общественной жизни произошел резкий подъем в деятельности воспитания подрастающего поколения. Большое внимание стали уделять ключевым направлениям в частности патриотической это связанно с созданием условий для воспитания и развития личности гражданина и патриота России, способного отстаивать ее интересы.

Важную роль в социальной политике современной России играет патриотическое воспитание населения и молодежи, детей в частности.

Патриотизм, как неотъемлемая часть общенациональной идеи, должен стать основой сплочения нации, возрождения духовно-нравственных устоев, издревле присущих российскому обществу.

Теоретическую базу составили научно-педагогические исследования П. Ф. Каптерева, М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др. Всесторонне исследуется проблема патриотического воспитания Е.А. Ануфриевым, Л.И. Божович, В.А. Черным и др. Современными исследователями данного направления являются Е.В. Григорьева, Е.Н. Кондрашова, З.И. Тюмасева, А.В. Усова и т.д. Агаповой И.А.,Быкова А.К., Валеева И.И. Гера Г, Глебова А.А. и тд.

Таким образом, за последнее время все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты. Соответственно стоит проблема поиска путей, способов и форм организации патриотического воспитания школьников, чем и обосновывается актуальность данного исследования.

Цель данного исследования - изучить и проанализировать состояние сформированности патриотических взглядов школьников.

Объект исследования – патриотические и гражданские взгляды школьников.

Предмет исследования – процесс изучения сформированности патриотических взглядов учащихся в современной школе.

Гипотеза исследования – если мы выявим позицию учащихся к понятиям «патриотизм», »гражданственность» то определим сформированность патриотических и гражданских взглядов обучающихся в современной школе.

Для достижения поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:

Изучить литературу по теме исследования;

Исследовать сформированность патриотических и гражданских взглядов воспитанников школы.

Основные методы исследования:

изучение литературы ;

наблюдение

беседа ;

опрос (анкетирование);

статистический метод.

База исследования – МБОУ СОШ№ 25 г. Владикавказа.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. Компоненты патриотизма

Для осмысления сущности патриотизма необходимо иметь в виду, что исторический генезис (от греч. genesis- происхождение) этого качества связан с образованием и укреплением отдельных государств в их борьбе за свою самостоятельность и национальную независимость. Одновременно с формированием патриотизма идет формирование культуры межнациональных отношений. Эти два понятия являются глубокими чувствами, которые формировались у людей на протяжении веков и тысячелетий. Впервые слово «патриот» стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 г.г. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. В словаре В.И. Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизны люб, отечественник» (2, с. 24). «Патриот, - говорится в другом словаре, - человек, любящий свое отечество, преданный своему народу, готовый на жертвы и совершающий подвиги во имя интересов своей родины» (7, с. 296). С этой точки зрения патриотизм можно определить как такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви и преданности родине, осознании ее величия и славы и переживании своей духовной связи с ней, потребности и стремлении в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость.

. В частности, патриотизм включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; отстаивание ее свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому и унаследованным от него традициям; стремление посвящать свой труд, свои силы и способности расцвету родины. Одновременно с этим необходимо формировать у учащихся уважительное отношение к людям других национальностей; соблюдение нравственного такта по отношению к языку, национальным обычаям и традициям других народов; стремление развивать общечеловеческие ценности.

Патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека. В совокупности с культурой межнациональных отношений они выступают как элементы мировоззрения человека и отношения его к родной стране, к другим нациям и народам. «Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляются любовь к родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развивается благородство и достоинство личности, на выработку чувства человеческого благородства, совести, мужества и самопожертвования, если этого требуют интересы родины», - указывал А.Н.Радищев. «Не все рожденные в отечестве достойны величественного наименования сыны Отечества (патриота)… Истинный человек и сын Отечества есть одно и тоже… Он скорее согласится погибнуть и исчезнуть, чем подать собой пример неблагонравия… и если убежден в том, что смерть его принесет мощь и славу отчизне, то не устрашится пожертвовать жизнью…Тот есть прямо благороден, которого сердце не может не трепетать при одном имени Отечества… » (2, с. 20 – 26). Русский критик- демократ В.Г. Белинский указывал на то, что патриотизм содержит в себе общечеловеческие ценности и идеалы и делает личность членом общечеловеческого общества. «Любить свою родину, подчеркивал он, - значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих способствовать этому». Но патриотизм не имеет нечего общего с замыканием человека в узких национальных интересах. Истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений. Если эти отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности и способствуют поддержанию благожелательных и дружественных связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества.

Интеллектуально – эмоциональный компонент патриотизма включает в себя обогащение учащихся знаниями, развитие их мышления, а также чувств, связанных с любовью и преданностью родине.

Существенной стороной обогащения школьников патриотическими чувствами является усвоение ими исторического материала о героическом прошлом своего народа, его стремлении к укреплению своего могущества родной страны, о его мужестве в борьбе с иноземными захватчиками. В системе обучения и внеклассной работы следует акцентировать внимание учащихся на формировании у них представлений об огромном вкладе России в развитие науки, культуры и различных отраслей производства. Этот вклад связан с именами таких выдающихся российских деятелей науки и культуры как М.В. Ломоносов, Н.И.Лобачевский, Н.М.Сеченов, Н.М.Пржевальский, П.Н.Лебедев, Д.И.Менделеев, А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой и др. мировое признание получили научные открытия К.Э.Циолковского, И.П.Павлова, П.Л.Капицы, И.В.Курчатова, С.П.Королева и др. общеизвестен наш вклад в развитие космической техники и атомной энергетики(7,с.6-8).

Эффективным приемом формирования патриотических взглядов и убеждений учащихся является использование положительных приемов патриотизма известных исторических деятелей, писателей, героев национально – освободительных воин. Не случайно известный французский просветитель Шарль Монтескье подчеркивал, что «лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов».

И так, чтобы понять истоки патриотизма и нравственной красоты школьникам необходимо глубоко осмыслить как формировались его мировоззрения, творческая индивидуальность, гражданская позиция. Однако устойчивость и прочность взглядов и убеждений достигается только тогда, когда обеспечивается единство интеллектуально – эмоциональных переживаний и поведения. Только те убеждения действительно определяют моральную направленность личности, которые воплощаются в соответствующих общественно значимых делах и поступках.

Глава 2. Патриотические взгляды современных школьников

В нашей школе в последнее время проводится достаточно мероприятий патриотической направленности, это и « Разговор о важном», очень нам нравится, что каждый понедельник наша учебная неделя начинается с поднятия флага Российской Федерации и исполнения гимнов РФ и РОС - Алания. Организовываются встречи с интересными людьми из «Боевого братства» и тд. мы принимаем участие в различных акциях, что мне лично очень нравится, но наблюдая за своими сверстниками, что все по-разному воспринимают происходящее, я решила узнать, а как понимают патриотизм мои одноклассники, каковы их взгляды. Мы с моим руководителем составили вопросник. С целью выявления отношения подрастающего поколения к понятию и содержанию термина «патриотизм» был предпринят констатирующий эксперимент. Исследование проводилось среди уча­щихся МБОУ СОШ

№ 25 им. Героя Советского Союза Остаева А.Е. г. Владикавказа. В нем приняли участие обучающиеся 9»В» класса, 25 человек - мои одноклассники. Нами было проведено анкетирование, которое показало, что не все уча­щиеся правильно понимают лексическое значение слова «патриот», в частностина вопросы анкеты:

1.​Что Вы понимаете под понятием «патриотизм»? 2,5% не смогли дать определение, а 11,1% считают, что это понятие имеет отношение только как уважение к ветеранам Великой Оте­чественной войны, конечно, радует и это. Очень хорошо, что 86,4% понимают, что включает в себя патриотизм.

2.​На вопрос, какими качествами должен обладать патриот? Соответственно 2,5% не ответили, естественно 97,5% ответили на поставленный вопрос, но кто-то дал развернутый ответ, кто-то ограничился коротким ответом (41%). 3.​На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?» получены следующие ответы:

«да, считают» - 76,4% опрошенных,

«нет» - 23,6%.

4.На вопрос - Кто, на Ваш взгляд, повлиял на формирование Ваших патриотических качеств? Результаты опроса следующие:

Школа - 66,5%, родители – 25,5%, окружающие люди-5%, друзья-0,5%, 2,5 не ответили на вопрос.

5.​Знаете ли Вы обычаи и традиции своего народа?

а) да - 66%;

б) нет-17%;

в) совсем не знаю -0%;

г) затрудняюсь ответить17% и пояснили, что что-то, конечно знают, потому что дома отмечают, но почему празднуется это праздник и с чем он связан не знают.

6.В каких мероприятиях Вы бы больше хотели участвовать? (Нужное подчеркнуть)

– патриотические клубы и центры -12%;

–фестивали и конкурсы патриотической направленности - 51%;

– военно-спортивные игры – 10%;

– выставки патриотической направленности 51%;

– встречи с ветеранами – 90%.

8. Участвовали ли Вы в таких мероприятиях, если да, то в каких именно? Все респонденты ответили - да

9. Как Вы понимаете выражение «Малая Родина»? Все опрошенные ответили - Да

10. Знаете ли Вы, когда образовался город, в котором Вы живете?

а) да 87%

б) нет13%

11. Любите ли Вы свой город?

а) да- 100%

б) нет- 0%

в) не знаю- 0%

12. Как называется улица, на которой Вы живете, честь кого названа улица? Конечно, все ответили положительно, но в честь кого 43% человек не знают.

14. Есть ли у Вас любимое место в нашем городе? Все опрошенные ответили – Да. Какое? Приоритетным, любимыми названы - Набережная реки Терек - 45%, Проспект Мира – 52, Центральный парк отдыха им. К.Л. Хетагурова – 72% с детства, Аллея Славы-52%, Дендрарий-92%, Водная станция – 43%.

15. Что нужно сделать для города, чтобы он был лучше? Все мои одноклассники указали на то, что необходимо отремонтировать дороги, чтобы было больше - зон отдыха, интересных скверов, красивых деревьев, цветов, отремонтировали архитектурные памятники, чтобы люди следили за чистотой города, чтобы строили красивые дома, были красочные рекламные щиты, отремонтировали фасады зданий.

5. Испытывают ли школьники чувство гордости за Родину, свой народ? Чувство гордости испытывают 79,7% опрошенных учеников.

Следующий вопрос анкеты: «Хотите ли Вы служить в Армии?».

Порадовали и результаты опроса, мальчики нашего класса хотят отдать долг Родине, защищать ее – 71,7%. Но есть и те, кто этого не хочет – 28, 3% опрошенных.

А вот на вопрос «Пожертвовали ли бы Вы своим благосостоянием ради интересов Родины?» ответы немного нас удивили, сопоставляя их с предыдущими результатами. Пожертвовали бы 49%, нет – 51% опрошенных.

Патриотизм формируется через толе­рантное отношение к другим народам. Еще Н.А.Добролюбов отмечал: «Патриотизм живой, деятельный именно и отличается тем, что он исключает всякую международ­ную вражду», А.А.Блок говорил: «Ненави­деть интернационализм — не знать и не чуять силы национальной».

Мы можем сделать вывод, что большинство моих одноклассников - 66,5% ответили, что на формирование их патриотических качеств повлияла школа, это говорит о том, что в нашей школе уделяется большое внимание данному направлению воспитания, но вышесказанное позволяет задуматься о том, что 34,5 % детей еще необходимо работать по программе воспитания патриотизма должна быть выстроена в такой системе, которая активизирует весь потенциал школы, а именно задействовать максимально всех учащихся школы. Воспитание патриотизма должно стать своеобразным лейтмотивом процесса воспитания в современной школе, так как оно включает: интеграцию личности в нацио­нальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, социализириро­ванного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование это­го общества. целесообразно задействовать воспитательный и образовательный потенциал гуманитарных дисциплин, преподаваемых в школе, с учетом преемственности по годам обучения. а одновременно учитель школы может с успехом решать проблемы гражданского правосознания, нравственного поведения личности, планетарного мышления, социальной ответственности и активности, сплоченности классного коллектива. Важно вести пропаганду патриотического воспитания начиная даже не с начальной школы, а уже в дошкольных учреждениях, вкладывая при этом в это понятие любовь и гордость за Отечество в широком смысле.

И, в завершении хотим подчеркнуть, что если в школе удастся создать учебно-воспитательный комплекс, из которого выйдет человек социально ориентирован­ный, с четко обозначенной гражданской позицией, патриот своего Отечества, спо­собный жить в многообразном мире в гар­монии с ним и со всеми людьми, значит, мы на правильном пути.

Заключение

Несмотря на сложность, противоречивость, многообразие процессов, характеризующих развитие современного мира, существуют некоторые нравственные понятия, которые имеют большое значение. К числу таких понятий относится и патриотизм. Видоизменились формы и методы патриотического воспитания, но сущность его осталась прежней. Иногда, кажется, что сложно достучаться до сердец современных подростков, на первый взгляд интересующихся только музыкой и компьютерами. Но пообщавшись с ними, понимаешь, что это такие же мальчишки и девчонки, какие были и десять, и двадцать, и тридцать лет назад. Но результаты нашего исследования, раскрыли то, что за их внешним безразличием скрыты добрые сердца, способные сопереживать, любить, испытывать все самые лучшие качества. Мы также выявили, что школа играет огромную роль и оказывает влияние на формировании патриотических чувств, и на развитие личности в целом.

В период исследования было выявлено, что на патриотические взгляды и их формирование уделяется особое внимание и на уроках истории, обществоведения - изучение политической системы страны, и на уроках литературы – тысячелетние традиции защиты Родины; знакомство с биографией ученых, писателей, общественных деятелей; привитие любви к малой Родине, где родился и вырос человек, и в процессе воспитательной работы через реализацию различных мероприятий патриотической направленности-встречи, акции, также участие детей в художественно-творческой деятельности, посвященной юбилейным датам родного края, России, неделях культуры, читательских конференциях, встречах с писателями и поэтами родного края, праздниках народного творчества и т.д.

Список использованной литературы

1.Агапова И.А. Патриотическое воспитание в школе. М., 2002.

2.Аронов А.А. Воспитывать патриотов. М., 1989.

3.Быков А.К. Организационно-педагогические вопросы патриотического воспитания в школе // Воспитание школьников. 2006. №6. С. 5 – 11.

4.Быков А.К. Патриотическое воспитание школьников при преподавании дисциплин гуманитарного цикла // Воспитание школьников. 2005. № 10. С.2 – 6.

5.Валеев И.И. Патриотическое самовоспитание учащихся. Уфа: Башкортостан, 1991.

6.Гера Г. Воспитание патриотизма средствами краеведения // Воспитание школьников. 2005. № 10. С. 6 – 8.

7.Глебов А.А. Воспитание патриотизма, толерантности и культуры межнационального общения: Учеб. пособие. Волгоград: Перемена, 2004.

8.Голев А.Г. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. Пятигорск: ПГЛУ, 1996.

9.Гражданское становление и патриотическое воспитание молодежи: Методический сборник проектов / Под ред. И.И.Мельниченко, И.В.Метлика. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.

Просмотров работы: 700