Футбол – мой любимый вид спорта. Нужен ли интеллект футболисту.

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Футбол – мой любимый вид спорта. Нужен ли интеллект футболисту.

Титаренко А.А. 1
1МБОУ СОШ № 15 г. Красногорск
Евгения Павловна Субботина 1
1МБОУ СОШ № 15 г. Красногорск
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ.

Моё увлечение футболом началось ещё за несколько лет до чемпионата мира России по футболу, который проходил в России в 2018 году. Спортивные победы всегда прославляли нашу страну на весь мир. И тот чемпионат не стал исключением. 14 июня 2018 г. — день, которого ждали миллионы людей во всём мире. В Москве на заполненном до отказа стадионе "Лужники" состоялась церемония открытия самого крупного и популярного спортивного турнира — чемпионата мира по футболу. Именно с этого дня миллионы мальчишек во всём мире мечтали стать футболистами. Именно с этого дня начался мой профессиональный путь футболиста.

Футбол, безусловно, является самой популярной спортивной игрой в мире, а также самым распространённым видом спорта.

Первоклассного футболиста отличают не только физические данные и технические способности. Умение работать с мячом – это ещё не всё. Можно вспомнить достаточное количество спортсменов на футбольном поле, которые так и не стали выдающимися футболистами. Носиться по футбольному полю с хорошей скоростью или обводить сразу несколько соперников за один раз, конечно, неплохо. Но при этом можно выпадать из командной игры, не принося своему клубу никакой пользы. На поле нужно ещё и мыслить. Думающие игроки, действующие нестандартно и быстро, ценятся особо. Про таких футболистов говорят, что они обладают высоким футбольным интеллектом. Попробуем разобраться, что это такое. И нужен ли футболисту интеллект.

ПРОБЛЕМА:

недостаточное количество информации среди сверстников о игре в футбол;

изменение общественного сознания о необходимости развития интеллектуального уровня у спортсменов.

ЦЕЛЬ:

узнать историю возникновения футбола как вида спорта, определить его роль и пользу в жизни;

расширить имеющиеся знания о футболе;

привить интерес к спорту;

выяснить, нужен ли развитый интеллект для того, чтобы добиться больших успехов в спорте.

ЗАДАЧИ:

изучить историю футбола;

выяснить особенности влияния интеллекта спортсмена на развития футбола в России;

провести опрос (анкетирование) среди сверстников на тему «Как я отношусь к футболу»;

обработать полученные данные и сделать выводы;

Методы работы над проектом:

анализ литературы по проблеме исследования,

интервьюирование,

поиск и отбор информации

систематизация собственного опыта;

проведение анкетирования среди одноклассников;

обработка результатов.

АКТУАЛЬНОСТЬ:современный подросток недостаточно знает о футболе, поэтому я хочу дать доступную информацию об этом виде спорта. Футбол может принести в жизнь детей не только физическую подготовку, но и дружбу, и дух соперничества, и эффективно регулировать отношения между сверстниками. Многие из моих друзей считают, что физическая форма – главное, некоторые даже говорят, что хорошо учиться будущему спортсмену совсем не обязательно. В своей работе я попытаюсь опровергнуть миф о низком интеллектуальном развитии футболистов и спортсменов вообще. Я убежден, что для достижения успехов в спорте умственное развитие не только желательно, но и необходимо. 

Объект исследования: спортивная игра – футбол. Влияние интеллекта спортсмена на ход игры.

Предмет исследования: знания о футболе как эффективное средство воспитания силы воли и характера и один из источников поддержания отличной физической формы. Когнитивные тренировки для интеллекта спортсмена.

Этапы проекта:

Определение темы, цели и задач проекта.

Изучение информации о футболе как об одном из самых популярных видов спорта.

Подбор и изучение информации об важности интеллектуального развития футболиста.

Интервью с моим тренером по футболу.

Разработка вопросов анкеты.

Проведение анкетирования и обработка данных анкеты.

Создание и демонстрация презентации для защиты проекта.

Подведение итогов работы.

2. Футбол – один из самых популярных видов спорта.

Футбол считается одним из самых знаменитых и популярных видов спорта. В нее играют повсеместно, а правила знают все. Чемпионаты по футболу смотрят невероятно количество людей, которые болеют за свои любимые команды и игроков, делают ставки, посещают игры. Футболисты пользуются невероятной популярностью. Их фамилии становятся знаменитыми, они снимаются в рекламах и зарабатывают огромное количество денег. Многие мальчики с детства играют в футбол, но далеко не все добиваются до уровня мирового футбола. В лучшие команды отбирают только самых талантливых игроков, которые смогут принести своей стране победу.

3. История возникновения футбола.

Футбол — командный вид спорта, целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. В настоящее время самый популярный и массовый вид спорта в мире.

Зарождение футбола относится к глубокой древности. Первое упоминание об игре в мяч относится к 180 г. н.э., в которую играли в Греции. У древних греков игра в мяч пользовалась такой популярностью, что была включена в программу физических упражнений. Историки по физической культуре и спорту полагают, что игру в мяч завезли в Великобританию и другие страны Европы римские легионеры. Англичане доказывают, что игра ногами в мяч на Британских островах была известна уже в IX веке. Можно предполагать, что подобные игры в западноевропейских государствах в середине века развивались и самостоятельно и в порядке заимствования отдельных элементов друг у друга. В 1313г. английский король Эдуард П запрещает под страхом тюремного заключения проведение игры в пределах города, т.к. толкотня с мячом имеет в городах шум и пагубное действие. Так же игры с мячом отвлекли население от занятий стрельбы из лука и даже от ремесла.

3.1 История российского футбола.

На Руси с царских времен известны игры с мячом. Ближайшей из них к современному футболу называлась «шалыгой». Целью игры было загнать мяч, набитый перьями, на сторону противника. Народ собирался на площадях и даже зимой в лаптях с упоением играл. Основным противником такого времяпрепровождения была церковь, так как люди с удовольствием шли играть и меньше посещали церкви. Призыв был запретить все народные игрища, вплоть до сжигания нарушителей.

К концу 19-го столетия во всем мире сформировались четкие правила игры, и к началу 20-го века появилась всемирная ассоциация FIFA (Fédération Internationale de Football Association - Международная федерация футбольных ассоциаций).

В 1893 году журнал Петербурга «Велосипед», выпускающийся в Петербурге, опубликовал статью с упоминанием о популярной ныне игре — футболе. В то время он использовался в качестве развлечения публики на различных мероприятиях, например, соревнованиях между велосипедистами.

С образованием СССР начался расцвет футбола. В 1923 году провелся первый в истории страны чемпионат между сборными. Команда сборной СССР была создана в 1924. С 1936 года ежегодно проходят турниры за Кубок СССР и чемпионаты. История команд «Спартак» и «Динамо» начинается с этого же года. На международный уровень наша страна выходит уже в послевоенные годы. Заново формируется сборная СССР, которая входит в состав FIFA в 1946 году. Спустя шесть лет сборная страны впервые участвует в Олимпийских играх, показав достойную игру. За интервал с 1954 по 1956 годы сборная достигла высоких результатов, одержав 16 побед, 4 раза сыграв «вничью» и всего дважды проиграв. В 1956 году сборная СССР по футболу получила золотую медаль на Олимпийских играх в Мельбурне, победив Югославию. В 1966 году получает кубок Европы и становится одной из сильнейших команд в мире, в 1988 году повторно получает «олимпийское золото» в Сеуле. В это время развиваются известнейшие российские команды: «Спартак», «Динамо», «Крылья Советов», «ЦСКА», «Локомотив» и другие. История Российского футбола начинается с 1992 года, когда был образован Российский футбольный союз и национальная сборная России. В 1996 году сборная нашей страны впервые участвовала в международном турнире и завоевала третье место среди национальных команд ФИФА. В 2008 году сборная получает третье место на Кубке Европы и команда «Зенит» выигрывает кубок «УЕФА». До этого его получала ЦСКА в 2005 году. Самым знаменательным событием в истории российского футбола стала победа за место поведения Чемпионата мира по футболу в 2018 году. [1]

4. Влияние футбола на здоровье человека.

Благодаря многочисленным исследованиям ученых, наблюдениям врачей и психологов были выявлены положительные моменты занятий футболом.

1. Увеличение мышечной силы.

2. Повышение скорости реакции.

3. Улучшение прочности костей и скорости их регенерации что, само по себе, довольно парадоксально.

4. Укрепление иммунитета.

5. Повышение выносливости.

Подобные выводы стали возможны после проведения одного эксперимента, для которого мужчинам и женщинам в возрасте от 20 до 47 лет было предложено на протяжении полутора лет играть в футбол три раза в неделю. Спустя восемь месяцев у этих людей по сравнению с их сверстниками повысилась плотность костей голени. Учеными также были отмечено увеличение массы и объема мышц голени и бедра, особенно икроножных мышц. Все это привело к сбалансированности тела и его устойчивости. Еще через полгода увеличилась плотность костей во всем организме. У людей, занимавшихся футболом, состояние костных тканей стало гораздо лучше, чем у тех, кто занимался бегом или вовсе был лишен спортивных нагрузок. Но, тут же, возникают и негативные последствия. Так как футбол — это контактный вид спорта, то на кости любого игрока оказывается внешнее воздействие, иными словами, после каждого стыка футболист рискует получить серьезную травму. Достаточно вспомнить одного из лучших футболистов недавнего времени – бразильца Рональдо, – который за свою карьеру годами лечился от полученных повреждений. У здоровых людей просматривается положительная динамика в работе сердечнососудистой системы. У занимающегося футболом человека происходит заметное снижение холестерина в крови, в связи, с чем улучшается работа коронарных, почечных сосудов, а также сосудов нижних конечностей. Сердце любого футболиста лучше и быстрее адаптируется к умственной нагрузке, игроки меньше подвергаются усталости от такой работы, у них не бывает сонливости, поскольку нормализуется цикл сна. Подытоживая, хочется отметить, что футбол, как и любой другой вид спорта, несет в себе преобладающее число положительных моментов, влияющих на здоровье человека. Но, при этом, необходимо правильно проводить тренировки, дабы не наступил ранний износ организма. Спорт — это залог здорового образа жизни!

5. Футбольный интеллект.

Что такое футбольный интеллект? В своё время Константин Бесков, возвращая московский «Спартак» в высшую лигу тогда ещё советского футбола, собрал практически со всей страны футболистов, способных действовать на футбольном поле нестандартно. Например, Юрия Гаврилова, который был главным организатором атак команды, он коротко и ёмко называл умницей. Именно умение футболиста быстро находить выход из сложной ситуации и обрабатывать получаемую на поле информацию и называется футбольным интеллектом. Чем этот интеллект выше, тем игра спортсмена выглядит привлекательнее и полезнее для команды. В том же «Спартаке» буквально с юных лет специалистов удивлял Джано Ананидзе. Его передачи были выверенными и красивыми. При этом грузинский атакующий полузащитник физически выглядел, мягко говоря,  не очень впечатляюще. Но играл он в футбол талантливо, поскольку обладал именно развитым футбольным интеллектом.

5.1 Как развить игровой интеллект и мышление в футболе.

Ведущие футбольные академии мира с юных лет воспитывают в будущих профессиональных футболистах игровое мышление.  Но встречаются и тренеры, которых непочтительно называют физруками. Они заботятся только о развитии физических данных и о технике владения мячом, и то в лучшем случае. В результате мальчишки, которые в детстве выделялись среди сверстников хорошим дриблингом или атлетизмом, вырастают в посредственных футболистов, играющих по принципу «бей-беги». Впрочем, есть и мнение, что футбольный интеллект – качество врождённое, его искусственно развить невозможно. Это верно только отчасти. Конечно, футбольным талантом нужно обладать. Но если эти способности не развивать с раннего возраста (как и любые другие), то вряд ли юный футболист вырастет большим мастером мяча. Видение поля - одно из главных качеств, которое нужно развивать. Оно включает в себя несколько основных компонентов:

умение мгновенно оценивать ситуацию, исходя из своего расположения на поле, места нахождения мяча, игроков своей команды и команды соперников;

прогнозирование дальнейшего развития ситуации;

прогнозирование собственных действий с учётом своего амплуа и действий соперников.

Скорость принятия решения. Мало грамотно оценить ситуацию на футбольном поле, нужно быстро принять правильное решение по поводу собственных действий: владея мячом, необходимо определиться с тем, отдавать ли мяч партнёру, идти в обводку или наносить удар по воротам; находясь без мяча, следует либо поддержать атаку своей команды, либо поучаствовать в защитных действиях; открываясь для получения мяча, нужно заранее уже предусмотреть свои игровые действия. В современном футболе на принятие решения у игрока остаются буквально секунды. Поэтому нужно воспитывать у юных футболистов навыки обращения с мячом за одно-два касания. Если в низших лигах можно позволить себе вольность обрабатывать футбольный снаряд долго, на высоком уровне играть, не спеша, никто уже не позволит.

Когнитивные тренировки для интеллекта. Когнитивные тренировки - это такие тренировки, которые развивают интеллект футболиста. Сюда входит развитие

памяти,

логики,

аналитических способностей.

Тренировать это можно разными способами. Например, тренировать внимание практически в любом месте и в любое время. Для этого юный футболист просто выполняет гимнастику глаз. Нужно, например, «нарисовать» взглядом несколько цифр. Потом быстро поморгать. Дальше задачи может ставить уже тренер. Скажем, предлагается как можно быстрее указать взглядом на круглые предметы или вещи определённого цвета.

Оперативную память можно развивать, выполняя физические упражнения, – например, во время утреннего кросса. Можно вычитать, складывать и умножать четырёхзначные числа вместе с простыми.

Каждый футболист должен уметь регулировать состояние организма в нужный момент: расслабляться или, наоборот, быстро приходить в состояние активности. Для этого тоже существуют специальные тренинги.

6. Футболисты-интеллектуалы, знаменитые тренеры.

Хотелось бы сразу отметить, что среди футболистов много людей с высшим образованием, разносторонне развитых. Можно привести несколько примеров. Наверное, многие знают историю о том, как профессор горного института случайно оказался на футболе. Когда он увидел на поле одного из своих абитуриентов — Федора Черенкова, то пораженный этим вскрикнул: "Да это же студент Федя Черенков!" На что сидящий рядом болельщик возмутился: "Сам ты, дядя, студент, а Черенков давно уже профессор". Болельщик и не предполагал, что Федор Черенков - тот, на чью игру он ходит смотреть, как и любой простой человек, может сидеть за партой. Тем не менее получение высшего образования для профессиональных спортсменов обычное дело.

Хочется отметить, что во времена больших успехов нашего футбола во мире высшему образованию для футболистов уделялось куда больше внимания. Может быть, современным спортсменам и тренерам стоит обратить больше внимания на образование? [5]

А вот мнение профессора Института клинических исследований головного мозга в Тюбингене (Германия) Ханса-Петера Тира об интеллекте футболистов: «Игра в футбол сложнее многих задач-головоломок,» - считает профессор Института клинических исследований головного мозга в Тюбингене (Германия) Ханс-Петер Тир. По его словам, футболисты интеллектуально более развиты, чем шахматисты, а футбольный матч требует большего умственного напряжения, чем шахматный.
Подробнее о своей позиции ученый рассказал в интервью журналу Focus:
— Господин Тир, неужели футбольные матчи выигрываются «в голове»?
— В общем, да. Разумеется, необходимая предпосылка — хорошая форма. Футболист должен одновременно контролировать позиции игроков своей команды и прежде всего команды противника. Кроме того, он должен рассчитывать направление движения и скорость мяча. Для игры в футбол необходима напряженная работа головного мозга — куда большая, чем в тех же шахматах.

— По-вашему, звезда футбола, скажем, Зинедин Зидан, умнее чемпиона мира по шахматам Вишванатана Ананда?
— Это зависит от того, как определять интеллект. Не вызывает сомнений, что мозг игрока уровня Зидана способен решать более сложные задачи. Достаточно сказать, что компьютер может победить человека в игре в шахматы, но робот-футболист безнадежно проигрывает любому профессиональному футболисту.
— Почему же тогда среди звезд футбола мало людей с высшим образованием, а есть и такие, кто и среднего не имеет? Для шахматистов это нонсенс.
— В футболе не идет речь об изучении фактов, правил и закономерностей. Футбол базируется на использовании бессознательных способностей, например, наиболее оптимально использовать свое тело. А координационные способности футболиста можно сравнить с таковыми лишь у профессиональных пианистов или скрипачей. [4;2, Журнал «Fokus», Москва, 2007 год. ]

7. Футбол в моей жизни.

Футбол занимает огромное место в моей жизни. Я большой поклонник футбола, слежу за каждой футбольной новостью. Люблю футбол и все что с ним связано.

7.1. Интервью с моим тренером.

Я профессионально занимаюсь футболом в московском «Торпедо», мой тренер - Шеповалов Александр Сергеевич. Я очень рад, что именно он является моим тренером и наставником. Александр Сергеевич - настоящий профессионал своего дела, воспитал не одного спортсмена. Я провёл небольшое интервью с моим тренером, потому что что для меня очень важно его мнение не только в спорте, но и в обычной жизни.

Сколько Вам лет и как долго работаете тренером?

- Мне 49 лет, тренером работаю с 2008 года.

Современные подростки и футбол. Их перспективы для будущего российского футбола.

Юношеский футбол на сегодняшний день - динамичный, он меняется, ребята находятся в среде, где много информационного поля, могут черпать знания и проявлять их в той или иной степени. Всё в руках будущих футболистов!

Какие главные три качества, для вас как для тренера, важны при отборе молодых спортсменов в свою команду?

В первую очередь у мальчишки должно быть желание, во-вторых - у него должна быть скорость и в третьих - он должен быть агрессивен (в хорошем смысле этого слова).

Бытует мнение, что для спортсмена образование не важно, т.к. его оценивают исключительно по физическим данным. На Ваш взгляд, важно ли футболисту иметь высшее образование?

Талантливый игрок – талантлив во всём, учёба расширяет его кругозор, даёт право вести себя правильно в обществе, оно даёт ему возможность достойно преподнести свой клуб, достойно преподнести самого себя, свой город, свою страну.

Я благодарен Александру Сергеевичу за уделённое мне время, честные ответы и интересное интервью! Его мнение очень важно для меня, как для начинающего спортсмена. Советы и пожелания тренера я обязательно применю в своей жизни.

8. Анкетирование.

В ходе работы над своим проектом я так же провёл анкетирование среди своих одноклассников и друзей для того, чтобы выяснить, какие знания о футболе имеют мои сверстники. Анкета состоит из 10-ти вопросов, которые я сам разработал. На каждый вопрос имеется три варианта ответа. В анкетировании приняли участие 12 человек, из них 7 мальчиков и 5 девочек. Результаты представлены ниже:

Вопрос

да

нет

не знаю

Занимаешься ли ты каким-нибудь видом спорта?

9

3

0

Хотел(а) бы заниматься футболом?

6

5

1

Считают ли твои родители, что спорт (футбол) необходим ?

11

0

1

Есть ли в твоей семье поклонники футбола?

9

0

3

Положительно влияет ли занятия по футболу на здоровье подростка?

12

0

0

Футбол – это спорт сильных и быстрых?

12

0

0

Считаешь ли ты, что футболист должен обладать такими качествами как ловкость, скорость, сила, ум?

12

0

0

Должен ли футболист обладать высоким и интеллектом ?

10

0

2

Должен ли футболист уделять спорту и учёбе одинаковое количество времени?

11

0

1

Считаешь ли ты, что футболисту важнее больше уделять времени тренировкам, чем учебе ?

6

3

3

Нужно ли футболисту (др.спортсмену) высшее образование

7

1

4

9. Вывод: анкетирование показало, что тема футбола моим сверстникам интересна, они считают, что футбол положительно влияет на их здоровье и физическое развитие. Кроме того, учёба и развитие интеллектуальных способностей не только в футболе, очень приветствуется и поддерживается среди моих сверстников. Таким образом, моя проектная работа будет полезна и найдет применение не только в нашей школе, а также станет интересной для дополнительного получения и изучения информации по данному вопрос в сети интернет.

10. Заключение.

Футбол способствует развитию людей, совершенствованию физических качеств, воспитанию таких черт характера, как творческая активность, ответственность за порученное дело, целеустремленность.

В работе, подробно рассмотрев историю мирового футбола, мы можем сделать вывод, что игра эта развивалась не хаотично, а с усложнением правил, более четкой регламентацией, усложнением тактических схем, чтобы все это знать, надо обладать вполне развитым интеллектом.

Рассмотрев развитие современного футбола, приведя мнения разных ученых, врачей, тренеров, нам удалось доказать, что для достижения успехов, карьерного роста футболист (да и любой спортсмен) должен обладать разносторонними знаниями в разных областях: в психологии, медицине, обладать развитым математическим мышлением.

Итак, думаю мне удалось доказать, что спортсмен, а тем более человек, готовящий команду к играм, должен обладать незаурядным интеллектом.

Подтверждается гипотеза о том, что в наше время особенно важно формирование общественного сознания с правильной расстановкой приоритетов в отношении интеллектуальной развитости спортсменов.

Я думаю, что ознакомление с проектом поможет сформировать у учащихся, которые увлекаются спортом, дополнительную мотивацию к учебе.

12. Список использованных источников и литературы:

1. Энциклопедия футбола. А.В.Савин. Москва,2008г.

2. «Структура специальной подготовленности и развитие физических качеств квалифицированных футболистов» Беккер С.И. Харьков, 2004 г.

3. «Теория и практика применения дидактики развивающего обучения в подготовке специалистов по физическому воспитанию» Труды ученых проблемной научно-исследовательской лаборатории. Научный руководитель – В.Н. Селуянов. Москва, 1996 г

4. Н.Г. Помяловский «Очерки бурсы"

5. Журнал «Fokus», Москва, 2007 год.

7. http:// www.footballtrainer.ru/psyxology

8. http:// www. wikipedia.org ru./wiki/Тактика в футболе

9. Ден Бланк «IQ в футболе» Москва 2022 г

Просмотров работы: 4429