Психологический анализ личностных финансовых установок на основе пьесы А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Психологический анализ личностных финансовых установок на основе пьесы А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын

Наклицкая М.А. 1
1МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги НСП "Дом детского творчества"
Свободина Ю.В. 1
1МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги НСП "Дом детского творчества"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время все чаще можно услышать утверждение, что классическая литература 18-19 веков во многих своих аспектах устарела. Те отношения между людьми, которые существовали тогда, непонятны современным людям, а потому неактуальны в современном, быстро меняющемся обществе.

Экономика за последние столетия также претерпела значительные изменения. В России она организована на капиталистических, рыночных принципах, но значительна и социальная поддержка населения государством.

В современном обществе уровень образования населения, в целом, значительно вырос, а потому и финансовые установки людей основываются на большем понимании экономической ситуации. В школах уделяется внимание экономическому воспитанию детей, формированию у них основ финансовой грамотности.

Так, может, и не нужно нам изучать те финансовые установки, те особенности отношений между людьми, которые существовали больше ста лет назад, если они больше неактуальны?

Так, например, в пьесах классика отечественной драматургии 19 века А.Н. Островского темы финансовых отношений встречаются довольно часто. Это можно проследить даже по названиям его произведений: «Свои люди-сочтемся», «Доходное место», «Бесприданница», «Бедность не порок», «Бешеные деньги» и другие.

Я решила разобраться в этом вопросе и провести исследование, целью которого стал психологический анализ финансовых установок героев пьесы А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

Задачи исследования:

Изучить теоретический материал по теме «установки» в психологическом и финансовом контекстах.

Проанализировать мотивы, поступки героев пьесы А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», особенности их финансовых установок.

Перенести финансовые установки героев в современную ситуацию, проанализировать их актуальность

Сделать выводы по результатам исследования.

Объект исследования: психологические финансовые установки

Предмет исследования: особенности и актуальность психологических финансовых установок героев пьесы А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын»

Гипотеза исследования: психологические финансовые установки героев пьесы не утратили актуальности в современной ситуации.

В ходе работы мы применяли методы лексико-семантического анализа и теоретического анализа.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения полученных результатов на занятиях по психологии, экономике и литературе.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Психологическая наука определяет, что любые личностные установки, в том числе и финансовые, формируются у человека на основе актуальных потребностей и ведущих мотивов деятельности.

В психологической науке потребность определяется как внутреннее состояние индивида, вызываемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее в качестве глубинного источника всех форм его активности. [3]

Общеизвестна классификация потребностей психолога А. Маслоу. Он обосновал иерархическую структуру потребностей человека, выделив пять уровней:

физиологические потребности;

потребности в безопасности;

потребности в социальных связях;

потребности самоуважения;

потребности самоактуализации. [3]

С потребностями тесно связано понятие «мотива».

Мотив — это то, что отражается в сознании человека, побуждает его к деятельности, направляя ее на удовлетворение определенной потребности. [3]

Мотивация – это система внутренних и внешних мотивов, заставляющих человека поступать определенным образом. Мотивация поведения человека может быть сознательной и бессознательной. [8]

Осознаваемые мотивы:

интересы (эмоциональное проявление познавательных потребностей);

убеждения (система осознаваемых мотивов, побуждающих поступать в соответствии со своими взглядами и принципами);

стремления (выражающие потребность человека в условиях существования, которых нет, но могут сложиться как результат целенаправленной деятельности).

К неосознанным мотивам относят: влечение, гипнотические внушения, установки, фрустрационные состояния.

Влечение — недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет.

Гипнотические внушения могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы извне. А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

Установки как неосознанная готовность воспринимать окружающее под определенным углом зрения и реагировать определенным, заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей.

Фрустрационные состояния, возникающие в результате фрустраций, могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая его быть агрессивно-завистливым обвинителем всех и каждого (не осознавая этого и не понимая, почему он так реагирует), либо побуждая человека чувствовать себя во всем виноватым, никчёмным, лишним, неполноценным. [8]

Изучив теоретический материал, я пришла к выводу, что «установка» - это понятие достаточно константное, основывающееся на стойких психологических барьерах и в большей степени неосознаваемое человеком.

Психологический барьер— это психическое состояние, проявляющееся как неадекватная пассивность, препятствующая выполнению тех или иных действий.

В социальном поведении психологические барьеры представлены коммуникативными барьерами, проявляющимися в отсутствии эмпатий, в жесткости межличностных социальных и иных установок, а также барьерами смысловыми. [4]

Отечественный психолог Г. Асмолов, пытаясь найти значимые точки соприкосновения двух ведущих психологических концепций: теории деятельности А.Н. Леонтьева и теории установки Д.Н. Узнадзе, характеризует понятие установки как многоуровневое образование, «стабилизатор деятельности», «фактор инерции поведения». [4]

Психологические установки в отдельных случаях могут играть положительную роль, если:

определяют устойчивый, последовательный и целенаправленный характер деятельности, позволяющий сохранить эту направленность в непрерывно меняющейся ситуации;

освобождают человека от необходимости принимать решения и сознательно контролировать деятельность в стандартных, ранее встречавшихся ситуациях.

Психологические установки будут играть отрицательную роль, если они:

выступают в качестве фактора, обусловливающего инертность, косность деятельности;

затрудняют приспособление человека к новым, изменившимся ситуациям. [4]

В зависимости от направленности выделяются три типа установок: операциональные, целевые и смысловые, отражающие соответственно три уровня регуляции деятельности человека: способы — как делаю, цель — что делаю и смысл — зачем делаю. [4]

В практической части исследования я с позиций данных трех типов установок проанализировала поведение, поступки и высказывания героев пьесы А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын».

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Пьеса А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын» - это комедия в пяти действиях. Напечатана в журнале «Отечественные записки», № 1, 1872 г. Начата писателем в конце сентября и окончена 13 ноября 1871 г. Первоначально в рукописи имела название «Утро вечера мудренее».

Поставлена в первый раз в Петербурге, на сцене Александринского театра, 20 сентября 1872 г.

Действие пьесы разворачивается на окраине Москвы. Это история о несчастной любви бедной девушки, о чванливой глупости, о горькой бедности и всепоглощающей скупости.

Тема финансов затрагивается в пьесе многократно, деньги, можно сказать, в ней одно из главных действующих лиц.

Я провела психологический анализ финансовых установок некоторых героев пьесы, данный анализ представлен далее.

Михей Михеич Крутицкий (отставной чиновник)

Финансовые установки

Проявления

Смысловые

Смысл жизни – деньги ради денег, так как деньги дают власть и чувство защищенности

«У всякого своя радость, своя утеха; он копил, берег, в том и вся жизнь его была; ничего ему не нужно, одни только деньги, одни свои деньги, а украли деньги, нет денег, зачем ему жить? Зачем жить-то? Что делать-то на свете»

Целевые

Накопление денег, эгоистическая позиция.

«Всякий для себя. За что я дам? Как это люди не понимают, что свое, что чужое? Сколько я ни нажил, все – мое. Пойми ты! Рубль я нажил, так всякая в нем копейка моя. Хочу, проживаю ее, хочу – любуюсь на нее. Кому нужно свои отдавать? Зачем свои отдавать?»

Операциональные

Берет взятки

Ссужает в долг под проценты

Не тратит сам, не позволяет тратить членам своей семьи

Распродает имущество

Попрошайничает

Обманывает окружающих, скрывая наличие денег (страх их потерять)

В данном случае мы имеет дело с человеком, страдающим конкретным психическим отклонением – деньгоманией. Она заключается в страстном стремлении к накоплению капиталов любого вида.

Такое изменение личности становится доминирующим в жизни человека, подавляя и подчиняя этой «главной мечте» все остальные виды деятельности, что в свою очередь ведёт к снижению социальных, семейных и моральных ценностей.

Главной причиной появления психологической зависимости от денег является формирование условного рефлекса на знак. При этом биологическое удовлетворение потребностей подменяется «знаковой гарантией», последующего удовлетворения, а реально воспринимаемые ощущения – представлениями о соответствующих ощущениях. .[1]

В современном обществе денежный знак играет огромную роль в обществе, поэтому проблема деньгомании как нельзя актуальна. Она может иметь иные формы проявления, связанные, например, с накоплениями в банке (у человека могут быть на счету миллионы, а он живет впроголодь).

Так мультимиллионерша Эми Элизабет из Лас-Вегаса стала героиней документального сериала «Экстремальные скряги» от американского телеканала TLC. Она известна, например, тем, что несмотря на огромное богатство, покупает одежду в секонд-хенде, старается лишний раз не включать электрические приборы и ест кошачий корм.

Анна Тихоновна (жена Крутицкого)

Финансовые установки

Проявления

Смысловые

Смысл жизни – зависимое существование, отсутствие жизненных перспектив, стремления к финансовому благополучию.

Целевые

Стремление к безопасности, к удовлетворению базовых потребностей

«Ох, Настя, и я прежде стыдилась бедности, а потом и стыд прошел…Замерз совсем стыд-то…»

«…Вот тут-то я и увидела, что человеческому-то телу только нужно тепло, что теплу оно радо; а мантилийки там да разные вырезки и выкройки только наша фантазия»

«Можно богатым-то про любовь разговаривать, им делать-то нечего».

Операциональные

Отсутствие инициативы - слушается мужа

«Жила я с ним вместе, а никогда не знала, есть у него деньги или нет. Бывало, мне со стороны говорят: «Хорошо твое житье, сколько твой муж грабит». – «Не знаю, говорю, не вижу у него денег, видно, где-нибудь на стороне проживает».

«Верите ли, двадцать пять лет я за ним замужем, а как прежде в его кабинет не смела войти и не была там ни разу, так и теперь в его каморку глазом заглянуть не смею».

Жизнь Анны Тихоновны нельзя назвать счастливой. Она живет в страхе перед мужем. Из-за этого страха, несмотря на всю свою сердечность и жалостливость, готова продать племянницу женатому купцу. Из-за этого страха ходит в обносках, питается впроголодь и даже не думает как-то свою жизнь изменить. При этом, она сама признается, что никогда всерьез не интересовалась, куда муж девает деньги, которые получает. Анне Тихоновне не приходит в голову, найти работу, возможно, потому что она знает, что муж все равно отнимет у нее все деньги и ничего в их семейной финансовой ситуации не изменится.

В современной экономической и социальной ситуации представить такое развитие событий в семье, конечно, непросто. Произошедшая феминизация общества, обязательное образование, все это создает для современных женщин гораздо больше возможностей для финансовой независимости.

Большинство современных женщин, попав в такую ситуацию, скорее всего долго терпеть бы ее не стали, а решили бы строить свою жизнь самостоятельно, тем более, что собственных детей у Крутицких не было.

Настя (племянница Крутицкого)

Финансовые установки

Проявления

Смысловые

Смысл жизни – потребность к любви, в финансовом благополучии (хотя, финансовые запросы у нее не так уж и высоки). Причем, между этими показателями героиня ставит равенство.

Представления о семейной жизни очень слабые.

«…наняла бы хорошенькую квартирку, маленькую, маленькую, только чистенькую; самоварчик завела бы, маленький, хорошенький. Вот зашел бы Модест Григорьич, стала бы я его чаем поить, сухарей, печенья купила бы»

Целевые

Стремление выйти замуж за обеспеченного человека.

Получить шальные деньги ни за что

Операциональные

В представлениях - проявление заботы о любимом человеке.

Суицидальные, деструктивные мысли, при этом отсутствие инициативы – готова попрошайничать, стать содержанкой у богатого купца.

«…Дальше – ничего. Ах, тетенька, вы представить себе не можете, какое это наслаждение – принимать у себя любимого человека, а особенно наливать ему чай сладкий, хороший!»

Настя персонаж неоднозначный. С одной стороны, никаких плохих поступков она не совершает, но и каких-то положительных ее качеств мы четко проследить не может. Понятно, что в момент, описанный в пьесе, она находится в подавленном, стрессовом состоянии, попав из благополучного тетушкиного дома в откровенную нищету, не имея ни образования, ни опыта ведения домашнего хозяйства. Родственники при этом только и говорят, о том, как бы «сбыть ее с рук».

Девушек, подобных Насте, в современном обществе найти будет непросто. В нас уже с малых лет воспитывают амбиции, потребности личностного роста. Против приоритетной целевой установки Насти – «выйти замуж» встанет целый спектр жизненных целей: «получить образование», «сделать карьеру», «посмотреть мир» и т.п. Сфера интересов современных девушек, в большинстве своем куда более обширна, чем у современниц Насти.

Поэтому огромным облегчением и разрешающим фактором в той ситуации, к сожалению, стала смерть ее дяди Крутицкого. Спасти девушку могли только деньги из ниоткуда, и они появились. Но любой современный человек понимает, что подобные финансовые ожидания крайне непродуктивны и скорее всего будут иметь негативные последствия. Так в основе психологических финансовых установок большинства современных игроманов и людей, имеющих большие задолженности по кредитам, лежит именно это ожидание шальных денег, появившихся из воздуха.

Елеся (сын мещанки Мигачевой)

Финансовые установки

Проявления

Смысловые

Нет больших ожиданий, амбиций

«Позвольте, маменька! Да на что нам много денег? Нам ведь серебряных подков не покупать, потому у нас и лошадей нет.»

Целевые

Нет четких жизненных целей

Жизнь в свое удовольствие, не утруждая себя

Операциональные

Бесцельное времяпрепровождение

«…вдруг провалится, неизвестно куда. Синиц по огородам ловит рыбу на Москве-реке ловит»

Шантаж матери

«А в тоске куда ж человеку? Одно средство - в Москву-реку…а прочитают вам в «Полицейских ведомостях»... Найдено тело неизвестного человека...»

Поиск богатой невесты

Интересный персонаж пьесы – Елеся (ни Елисей, что звучало бы более серьезно). У него нет никаких выраженных интересов и ожиданий от жизни. Он практически целыми днями бесцельно бродит по городу, неизвестно чем занимается, возможно, и чем-то противозаконным. И все это с попустительства его матери, которая сама же называет сына «балалайкой бесструнной». Логика ее рассуждений такова: отдала бы его учиться, да денег нет и глупый он, отправила бы его работать, да кто же тогда мне дома будет помогать? А сынок со всеми этими мамиными рассуждениями соглашается, ведь ему так удобно жить.

В современном обществе такие «Елеси» встречаются, к сожалению, не так уж и редко. И среди знакомых мне ребят есть такие, которые мало чем интересуются и предпочитают проводить время в прогулках и сомнительных развлечениях. И это далеко не только проблема детей богатых родителей, так называемых «мажоров», но и в не самых обеспеченных семьях нередко возникает такая проблема, когда взрослого сына вполне устраивает для жизни зарплата мамы или пенсия бабушки.

Единственным светлым лучом в этом царстве финансового и психологического неблагополучия является Модест Григорьич Баклушин. Да, у него тоже сложная финансовая ситуация. Но речь его рассудительна, мотивы своих действий он не скрывает, он не равнодушен. И, хотя говорит о том, что ничем Насте помочь не может и сам ищет богатую невесту, что-то подсказывает, что даже если бы девушка не получила неожиданно большое приданое, Баклушин не бросил бы ее в сложной ситуации и не позволил бы ей стать содержанкой у богатого купца.

Его финансовые установки рациональны, реалистичны и незаоблачны и в этом смысле чем-то близки жизненным ожиданиям Насти.

Для соотнесения личностных финансовых установок героев пьесы с финансовыми установками моих современников я составила анкету и провела анкетирование в группе подростков (13-16 лет), обучающихся Центра «Галактика». В анкетировании приняли участие 28 обучающихся творческих объединений «Профессиональный компас», «Ее величество химия», «Мастерица» и «Компьютерный класс».

В анкете нужно было отметить оценить актуальность в настоящее время следующих финансовых установок героев пьесы по 5-балльной системе (где 0-совсем неактуально, 5 – очень актуально).

1). «Всякий для себя…Сколько я ни нажил, все – мое… Рубль я нажил, так всякая в нем копейка моя. Хочу, проживаю ее, хочу – любуюсь на нее. Кому нужно свои отдавать? Зачем свои отдавать?» (М.М. Крутицкий)

2). «Богатые думают об ученье, а бедные о том, чтоб только живу быть…» (А.Т. Крутицкая)

3). «Ангел мой, я люблю вас, но жениться было бы безумие с моей стороны. У меня ничего нет. Жалованья мне только хватает на платье. Я сам ищу богатой невесты, чтоб поправить свои дела» (М.Г. Баклушин)

4). «Позвольте, маменька! Да на что нам много денег? Нам ведь серебряных подков не покупать, потому у нас и лошадей нет…» (Елеся)

5). «У всякого плута свой расчет, Михей Михеич» (Елеся)

6). «…наняла бы хорошенькую квартирку, маленькую, маленькую, только чистенькую; самоварчик завела бы, маленький, хорошенький. Вот зашел бы Модест Григорьич, стала бы я его чаем поить, сухарей, печенья купила бы» (Настя)

Средние баллы, в соответствии с полученными результатами, отражены в диаграмме.

Диаграмма отражает достаточно высокую актуальность некоторых из предложенных установок для опрошенных, что частично подтверждает нашу гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в ходе исследования нам удалось решить поставленные задачи и:

Изучить теоретический материал по теме «установки» в психологическом и финансовом контекстах.

Проанализировать мотивы, поступки героев пьесы А.Н. Островского «Не было ни гроша, да вдруг алтын», особенности их финансовых установок.

Перенести финансовые установки героев в современную ситуацию, проанализировать их актуальность

Проведенный анализ показал, что финансовые установки, представленные в пьесе А.Н. Островского, в большинстве своем актуальны и в современной экономической ситуации. Однако можно проследить определенные различия как в целевых, так и в смысловых установках моих современников по отношению к героям пьесы, что, безусловно, влияет и на разницу в операциональных установках.

Таким образом, поставленная в начале исследования гипотеза о том, что психологические финансовые установки героев пьесы не утратили актуальности в современной ситуации, нашла свое подтверждение частично.

Это доказывает, что изучение классической литературы помогает нам проследить, как одни и те же проблемы решались людьми на разных этапах истории и в разных социальных группах. Именно поэтому пьеса не утратила своей актуальности и имеет много современных постановок в российских театрах.

С результатами своего исследования я планирую ознакомить одноклассников в рамках факультатива по экономике, а также планирую организовать совместный просмотр видеозаписи постановки пьесы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Денежное рабство как добровольный духовный выбор [электронный ресурс] https://history.wikireading.ru/67183 (дата обращения 15.02.2022)

Островский А.Н. Не было ни гроша, да вдруг алтын [электронный ресурс] http://lit-classic.ru/index.php?fid=1&sid=2&tid=377 (дата обращения 14.02.2022)

Потребности и мотивы [электронный ресурс] https://www.grandars.ru/college/psihologiya/potrebnosti-i-motivy.html (дата обращения 12.02.2022)

Психологические установки [электронный ресурс] https://psyera.ru/4297/psihologicheskie-ustanovki (дата обращения 12.02.2022)

Столяренко, Л.Д. Психология личности: учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - РнД: Феникс, 2016.

Финансы просто. [Электронный ресурс]: обучающий портал - http://finprosto.ru (дата обращения 12.02.2022)

Финансовые установки [Электронный ресурс] https://www.psychologies.ru/standpoint/ustanovki-kotoryie-meshayut-nam-ladit-s-dengami/ (дата обращения 12.02.2022)

Что такое мотивация: основные виды и характеристики [электронный ресурс] https://iklife.ru/samorazvitie/motivaciya-chto-eto-takoe-osnovnye-xarakteristiki-i-vidy.html (дата обращения 12.02.2022)

Шевяков М. Перспективы изменения финансового поведения в результате повышения уровня финансовой грамотности // Бюджет и финансы: финансовая грамотность. 2011. №1(10-11). С. 30-35.

Приложение

Современные постановки пьесы

Государственный Академический малый театр

Театр им. А.Н. Островского (Кострома)

Саратовский театральный институт

Драматический театр города Вольска

Челябинский Молодежный театр

Просмотров работы: 125