Кино и литературные персонажи: как они влияют на формирование характера младших школьников?

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Кино и литературные персонажи: как они влияют на формирование характера младших школьников?

Тоневицкий А.А. 1
1МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги НСП "Дом детского творчества"
Свободина Ю.В. 1
1МБОУДО ДЮЦКО "Галактика" г. Калуги НСП "Дом детского творчества"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«У каждого человека три характера:

тот, который ему приписывают;

тот, который он сам себе приписывает;

и, наконец, тот, который есть в действительности»

В. Гюго

Что такое характер? Какие черты характера мы называем положительными, а с какие – отрицательными? Что нужно изменить в себе «отрицательным» персонажам, чтобы они стали нам нравиться? Каждый из нас рано или поздно начинает задаваться этими вопросами, потому что характер есть у каждого из нас и у каждого из нас он разный.

Откуда мы берем образцы правильного поведения? Как узнаем, что быть добрым, дружелюбным хорошо, а злым, жадным плохо? Об этом говорят нам близкие взрослые – родители, бабушки и дедушки, воспитатели в детском саду, учителя в школе. Но только ли с них мы берем пример?

Следует признать, что в настоящее время постоянно увеличивается количество информации, которая воздействует на человека через книги, телевидение, сеть Интернет, и, как следствие, усиливается ее влияние на сознание человека.

В книгах, мультфильмах, кинофильмах мы встречаем персонажей с разными характерами. Одни из них нам нравятся, и мы хотим стать на них похожими, другие – удивляют, третьи – оставляют равнодушными, а четвертые – вызывают антипатию.

Каковы же персонажи, которые вызывают симпатию у ребят младшего школьного возраста? Действительно ли они стараются походить в поведении на своих героев? Ведь если эти персонажи положительные, то и ребенок будет стараться быть хорошим – добрым, смелым, веселым, вежливым, внимательным. А если выбранный персонаж скорее отрицательный – какими чертам его характера будет подражать ребенок? И что за человек из него получится в будущем?

Задавшись этими вопросами, мы решили изучить литературные и кино симпатии и антипатии младших школьников, попробовать определить причины того или иного отношения детей к вымышленным героям.

Целью нашего исследования стал: анализ отношения младших школьников к положительным и отрицательным литературным и кино персонажам и определение направленности личностной идентификации младших школьников.

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

Изучить научную литературу для определения таких понятий, как характер, черты характера, личностная идентификация, возрастные особенности формирования характера, литературные и кино персонажи.

Разработать анкету для изучения литературных и кино предпочтений младших школьников.

Провести анкетирование среди младших школьников, проанализировать результаты.

Сделать выводы по результатам исследований, составить рекомендации для родителей.

Объектом нашего исследования стал процесс формирования характера младших школьников.

Предметом исследованиявлияние значимых литературных и кино персонажей на формирование характера младших школьников.

В начале практической части нашего исследования мы поставили следующие гипотезы:

Литературные и кино герои, обладающие положительными чертами характера, вызывают симпатию у младших школьников и стремление им подражать.

Большинство младших школьников сравнивают себя с положительными литературными и кино героями

Персонажи, с которыми себя сравнивают младшие школьники, вызывают у них симпатию.

Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что его результаты могут помочь родителям младших школьников и их учителям лучше понять особенности характера каждого из ребят, увидеть, сформированы ли у них представления о том, какие черты характера можно считать положительными, а какие – нет.

В ходе исследования мы использовали следующие методы: количественный и качественныйанализ, анкетирование, беседа.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

В начале теоретической части нашего исследования мы при помощи психологического словаря определили значение термина «характер».

Характер – это индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. [5].

Характер проявляется в человеческих отношениях. Психологи выделяют следующие особенности характера:

Человек не рождается с характером, характер формируется на протяжении всей жизни;

Характер формируется в обществе;

Типы и черты характера поддаются ценностной оценке.

Люди отличаются друг от друга по привычкам, манерой поведения. Типичные проявления характера определяются как его черты.

Можно выделить четыре основные группы черт характера [6]:

Черты, характеризующие отношение человека к другим людям, к коллективу, к обществу (общительность, чуткость, отзывчивость, уважение к другим людям и противоположные им черты - замкнутость, черствость, бездушие, грубость, презрение к людям).

Черты, показывающие отношение человека к своему делу (трудолюбие, склонность к творчеству, добросовестность, ответственность, инициативность, настойчивость и противоположные им черты - лень, склонность к однообразной работе, недобросовестность, безответственность, пассивность).

Черты, показывающие, как человек относится к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость, самокритичность, скромность и противоположные им — самомнение, наглость, тщеславие, заносчивость, обидчивость, застенчивость, эгоизм, эгоцентризм).

Черты, характеризующие отношение человека к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами)

В каждой группе черт характера можно выделить как положительные, так и отрицательные черты.

Основные этапы и факторы формирования характера выглядят следующим образом [7]:

Период с двух до десяти лет - время особой восприимчивости малыша к тому, что ему говорят и как взрослые ведут себя рядом с ним. Здесь не стоит забывать и о физиологических механизмах, которые накладывают оттенок на будущий характер. Сюда относится темперамент.

Следующее что, влияет на формирование характера уже в дошкольном возрасте это степень участия ребенка в групповых занятиях и играх. Чем больше опыта такого взаимодействие имеет ребенок, тем лучше у него будут развиты такие черты как общительность, аккуратность, уверенность в себе и т.п.

В школьный период, примерно 7-15 лет, активно идет процесс самопознания. Развитие определенных черт характера зависит от уровня самооценки ребенка, отношения к нему родителей, преподавателей и сверстников, а также от влияния СМИ (Интернет, телевидение и т.п.).

К 25-30 годам формирование характера заключается в отхождении от «детскости» (максимализм, капризность и т.п.) и появлении рационального звена (ответственность за свои действия, рассудительность и т.д.).

После 30 лет изменения характера, как правило, уже не происходят. К 50-ти годам человек, как правило, уже расстается с разного рода фантазиями и мечтами и начинает жить по принципу «здесь и сейчас».

Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: на формирование характера младших школьников (7-11 лет) наибольшее влияние оказывают родители, учителя, сверстники, СМИ. Именно поведению наиболее значимых людей, персонажей ребенок будет подражать. Этот процесс тесно связан с понятием «личностной идентификации»

Личностная идентификация - механизм, действие которого основано на сильной эмоциональной связи человека с другими людьми, прежде всего с родителями, приводящий к уподоблению, чаще всего неосознанному, этим «другим значимым». [5]

За счет идентификации у маленького ребенка происходит: формирование поведенческих стереотипов, образующих черты характера; определение ценностных ориентаций.

Идентифицируя себя с каким-либо литературным или кино персонажем, младший школьник осознанно или нет, сравнивает свой характер, особенности своего поведения с этим персонажем, находя много общего.

Если этот персонаж положительный и отношение к нему у ребенка позитивное, можно говорить о положительном отношении ребенка к себе и его ориентации на социальные нормы поведения.

Если же выбираемый персонаж отрицательный, нужно смотреть на то, как относится к нему ребенок. Если он ему симпатизирует, то можно говорить о положительном отношении ребенка к себе при ориентации на нарушение социальных норм поведения. Если же, не смотря на выбор, данный персонаж вызывает у младшего школьника антипатию, можно предположить недовольство ребенка своим поведением, желание измениться. В данном случае важно посмотреть, какого героя ребенок определяет как образец для подражания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

В практической части нашего исследование приняли участие 29 человек в возрасте от 7 до 10 лет, среди них 17 мальчиков и 12 девочек, им для заполнения была предложена разработанная нами анкета (см. приложение 1). Исследование проводилось в творческих объединениях Центра «Галактика» («Мастерица», «Ракетомоделирование», «Компьютерный класс» и «Юный художник»).

В ходе анализа результатов анкетирования мы отдельно проанализировали ответы на вопросы анкеты мальчиков и девочек младшего школьного возраста. Мы провели качественный и количественный анализ полученных данных и получили следующие результаты.

Среди своих любимых литературных и киноперсонажей мальчики называют в основном популярных супергероев со сверх способностями (Человек-паук, Супермен, Железный человек, Бэтмен, Россомаха («Люди Х»), Илья Муромец и другие). (см. приложение 2). Так ответили примерно 82% мальчиков. Большинство этих героев – мужского пола (примерно 87%), что уже является признаком идентификации себя с героем по полу.

Девочкам, как оказалось, нравятся самые разные персонажи, среди которых и героини красавицы (Золушка, Барби, Василиса Прекрасная) и юмористические персонажи (Незнайка, Карлсон, Маша («Маша и медведь»)) и супергерои и прекрасные принцы (Человек-паук, Алеша Попович и волшебники (Золотая рыбка, Гарри Поттер). Среди них героев женского пола – 44%, мужского – 56%. В случае с девочками сложно говорить об идентификации себя с героем по признаку пола.

Рейтинг наиболее часто выбираемых персонажей среди опрошенных младших школьников представлен в диаграмме.

Среди основных качеств, выделяемых мальчиками у своих любимых персонажей, можно назвать следующие (диаграмма см. приложение 3):

Смелость (храбрость) - 41%

Сила -24%

Доброта (заботливость) – 24%

Ум – 18%

Любовь к риску – 12%

Способность спасти мир – 12%

Чувство юмора – 12%

Красота – 12%

Ловкость – 6%

Ответственность – 6%

Все эти характеристики положительные, но среди них не все можно отнести к чертам характера. Например: сила, красота, ловкость – это характеристики индивида. Ум – характеристика интеллекта.

Среди представленных характеристик нередко встречались общие оценки:

Хороший – 41%

Крутой (классный) – 18%

Выделялись такие внешние признаки и умения, как способность стрелять паутиной, наличие длинных когтей. Определили героя, но не смогли его охарактеризовать – 18% мальчиков.

Девочки определили у своих любимых персонажей следующие черты (диаграмма см. приложение 3):

Доброта (67%)

Чувство юмора (24%)

Трудолюбие (16%)

Красота (16%)

Умение делать волшебство (16%)

Ласковость (8%)

Ум (8%)

Серьезность (8%)

Большинство этих характеристик так же положительные, но не все относятся к чертам характера. Характеристику «умение делать волшебство» можно отнести к нейтральным, так как волшебство может быть разным. Например, та же Золотая рыбка сначала исполняла желания старика, а потом рассердилась и при помощи волшебства забрала свои подарки.

В целом, эти характеристики значительно отличаются от характеристик мальчиков, хотя многие персонажи повторяются. Девочки делают акцент на доброту, чувство юмора, трудолюбие (отношение к другим людям, к делу, к себе), а мальчики – на смелость и силу (отношение к себе).

Общие характеристики персонажей у девочек встречались реже, чем у мальчиков:

Хороший – 24%

Крутой (классный) – 12%

И примерно 24% девочек затруднились определить черты своих любимых персонажей.

Среди героев для подражания мальчики в 65% случаев выбрали супер героев. (см. приложение 2). Опрошенные хотели бы подражать следующим качествам и характеристикам этих героев:

Смелость 18%

Сила 18%

Быть хорошим 12%

Способность проявлять заботу, защищать слабых 12%

Чувство юмора 6%

Доброта 6%

Ловкость 6%

Иметь такой же костюм 6%

Очевидно, что это те качества, которым стоит подражать, чтобы стать по-настоящему хорошим человеком. Конечно, если не считать наличие костюма супергероя, потому что сам костюм еще не делает человека героем.

Девочки среди героев для подражания назвали Золушку, Супергёрл, Мальвину, Василису Прекрасную, Машу («Маша и медведь»), но и Человека-паука, Незнайку, Буратино, Алешу Поповича. (см. приложение 2).

Девочки готовы подражать следующим качествам этих персонажей:

Доброта (50%)

Трудолюбие 16%

Серьезность 8%

Чувство юмора 8%

Красота 8%

Сверх способности 8%

И, если понятно, что обладание волшебными и сверх способностями – это скорее мечта, то остальные названные качества – это положительные качества, которым подражать стоит.

На данном этапе анализа мы смогли подтвердить нашу первую гипотезу и определить, что герои, обладающие положительными чертами характера, вызывают у младших школьников симпатию и качества, которым опрошенные дети хотели бы подражать являются положительными.

Среди отрицательных персонажей мальчики назвали врагов супергероев (Песочный человек, Черный Человек-паук, Доктор Осьминог, Лорд Гармадон), персонажей мультфильмов и сказок (Кот Том, Волк («Ну погоди!»), Лунтик, Буратино) и неожиданно некоторых супергероев (Халк, Бэтмен), правда, последних по признаку внешней антипатии («он мутант», «у него костюм некрасивый»). Все отрицательные персонажи, которых назвали мальчики, мужского пола. (см. приложение 2).

Выражены затруднения в определении мальчиками качеств названных отрицательных персонажей:

Злой (29%)

Плохой (12%)

Не нравится внешне – 18%

Глупый – 6%

Не знаю или просто не написаны качества – 35%

Среди этих качеств к чертам характера можно отнести только характеристику «злой». Она, безусловно, является отрицательной.

Девочки среди отрицательных персонажей назвали Кощея Бессмертного, Соловья Разбойника, Карабаса Барабаса, Ведьм Трикс («Клуб Винкс»), Бармалея, Снежную королеву. Также девочки отметили, что им не нравятся герои мультфильмов Свинка Пепа и Пингвинёнок Пороро из-за своей глупости. (см. приложение 2).

У девочек также выражены затруднения в определении качеств названных отрицательных персонажей:

Злой 67%

Страшный, неприятный 25%

Глупый, неинтересный 16%

Хмурый 8%

Не знаю 25%

Мы видим, что многие девочки определяют отрицательных персонажей по внешне неприятному, пугающему виду, однако, внешность – не черта характера и не обязательно является признаком того, что данный персонаж отрицательный. Так же как и низкий уровень интеллекта у персонажа.

К отрицательным чертам характера в данной характеристике можно отнести только качества «злой» и «хмурый».

На данном этапе анализа мы смогли определить, что младшие школьники в своей оценке литературных и кино персонажей в первую очередь ориентированы на положительные качества и затрудняются в оценке отрицательных качеств.

Анализ ответов на вопрос про самоидентификацию с каким-либо кино или литературным персонажем показал следующее. Мальчики в основном ассоциируют себя с положительными героями (81%) и в 100% случаев симпатизирую этим героям.

Качества, которыми мальчики наделяют этих героев (а, значит, и себя) относятся к положительным, хотя и не все к чертам характера:

Смелость (35%)

Доброта (18%)

Ум (12%)

Сила (12%)

Чувство юмора 12%

Выносливость 6%

Ответственность 6%

Красота 6%

Девочки сравнивают себя с положительными героями примерно в половине случаев (60%). Из неоднозначных персонажей испытуемые назвали Миньона («Гадкий я»), Золотую рыбку, Машу («Маша и медведь»). Большинство девочек с симпатией относятся к выбранным героям (90%). В одном случае литературный персонаж, с которым сравнила себя девочка (Мальвина), получил нейтральную оценку (3 балла из 5).

Качества, которые девочки определяют у похожих на себя героев – это:

Чувство юмора 42%

Красота 25%

Доброта 33%

Ум 8%

Сверх способности 8%

Модная 8%

Маленькая 8%

Нет качества 25%

Большинство названных качеств можно отнести к положительным. Характеристики «модная», «маленькая» являются нейтральными.

Анализ ответов на данный вопрос показал, что мальчики младшего школьного возраста в большей степени ориентированы на идеалистическую самоидентификацию с положительными героями, а девочки данной возрастной группы демонстрируют стремление к реалистичной оценки своего характера, но пока испытывают в этом определенные затруднения.

ВЫВОДЫ:

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Младшие школьники симпатизируют литературным и киногероям, обладающим положительными чертами характера. Именно этим героям ребята стремятся подражать. Данный вывод является подтверждением первой нашей гипотезы.

Большинство мальчиков младшего школьного возраста сравнивают себя с положительными литературными и киногероями. Девочки в 40% случаев сравнивают себя с неоднозначными литературными персонажами, но выделяют у них только положительными черты характера. Данный вывод, в целом, подтверждает нашу вторую гипотезу.

Удалось определить, что персонажи, с которыми сравнивают себя младшие школьники, в 97% случаев вызывают у них симпатию, что является подтверждением нашей третьей гипотезы.

Младшие школьники в своей оценке литературных и кино персонажей в первую очередь ориентированы на положительные качества и затрудняются в оценке отрицательных качеств персонажей. Данная ориентация помешала многим участникам исследования определить, какие персонажи являются отрицательными.

Таким образом, в ходе исследования нам удалось достичь поставленную цель: проанализировать отношение младших школьников к положительным и отрицательным литературным и кино персонажам и определить направленность личностной идентификации младших школьников.

В дальнейшем интересно было бы рассмотреть, какие еще факторы активно влияют на формирование характера младшего школьника.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2008.

Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры... Как быть? – М.: Издательство: АСТРЕЛЬ, 2015.

Дубровина И.В. и др. Психология. – М.: Академия, 2002.

Строганова Л.В. Уроки практической психологии в начальной школе. Выпуск 2. – М., Центр педагогического образования, 2007.

Интернет-источники:

http://www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/

http://www.grandars.ru/college/psihologiya/harakter-cheloveka.html

http://womanadvice.ru/formirovanie-haraktera

Приложение 1

Анкета для младших школьников

Как тебя зовут?________________________Сколько тебе лет?_____________________

Назови несколько своих любимых героев сказок, мультфильмов, кинофильмов? Ответь, почему каждый из них тебе нравится?
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

На кого из них ты хотел бы быть похож? Опиши характер этого героя.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назови несколько отрицательных литературных, кино персонажей? Ответь, почему ты считаешь каждого из них отрицательными?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как ты считаешь, на какого литературного, кино героя ты похож? Опиши характер этого героя.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцени по шкале от 1 до 5, насколько тебе симпатичен этот персонаж? (1-совсем не нравится, 2 – не очень нравится, 3 – он мне неинтересен. 4 – он мне нравится, 5 – он мне очень нравится)____________________

Приложение 2

Результаты анкетирования

Мальчики

1). Любимые герои

Персонаж

Качества

Снежная королева

эффектная

Чип (бурундук)

забавный

Ллойд ниндзя

Защищает мир

Железный человек

Отважный, он герой

Человек паук

Смелый, классный, крутой, добрый, умный, хороший, пускает паутину, спасает Землю

Россомаха

У него когти, он сильный

Колобок

Любит приключения

Золушка

добрая

Кот в сапогах («Шрек»)

Хороший, отважный

Бетмен

Хороший, смелый, сильный

Петруха

смелый

Инопланетянин Привет Приветик

Большой, разноцветный, высоко и далеко прыгает

Юные Титаны

 

Супермен

Сильный, умный, спасает Землю

Илья Муромец

сильный

2). Герои для подражания

Персонаж

Качества

Чип (бурундук)

забавный

Ллойд ниндзя

Защищает мир

Человек паук

Смелый, классный, крутой, добрый, умный, хороший, пускает паутину, спасает Землю

Россомаха

У него когти, он сильный

Кот в сапогах («Шрек»)

Хороший, отважный

Бетмен

Хороший, смелый, сильный

Инопланетянин Привет Приветик

Большой, разноцветный, высоко и далеко прыгает

Супермен

Сильный, умный, спасает Землю

Илья Муромец

сильный

3). Антигерои

Персонаж

Качества

Кот Том

злой

Лорд Гармадон

злой

Халк

Потому что мутант

Песочный человек

злой

Волк

злой

Буратино

глупый

Севка

плохой

Дедпул

Крутой, бессмертный

Черный человек паук

черный

Доктор осьминог («Человек-паук»)

-

Бэтмен

У него костюм некрасивый, он Робина не посещает

Лунтик

Он зомбирует

4). Герой, на которого похож

Персонаж

+/-

Качества

Оценка

Элвин

+

Рисковый

5

Человек паук

+

Хороший, спасает землю, заботится о ком-нибудь

5

Человек паук

+

Хороший, крутой

5

Человек паук (Питер паркер)

+

Добрый, умный

5

Супермен

+

Сильный

5

Медведко

+

Забавный

5

Спарта

+

Отважный, выносливый, ответственный и сильный

5

Дедпул

+-

Крутой, герой

5

Иван

+

Смелый, мудрый

4

Кот в сапогах

+

Отважный

5

Супергерой

 

Храбрый, сильный, хороший

5

Крокодил Гена

+

смешной

5

Бэтмен

+

Смелый, красивый

5

Витя Малеев

+-

Озорной

5

Ллойд ниндзя

+

Защищает мир

5

Тэдор

+

Милый, очень добрый

5

Девочки

1). Любимые герои

Персонаж

Качества

Человек паук

Классный, интересный, хороший, добрый

Скай («Винкс клуб»)

Веселый, серьезный, есть мотоцикл

Бэтмен

хороший

Люди в черном

Бывает веселая, строгая

Маша («Маша и медведь»)

веселая

Леди Баг

Добрая, спасает мир

Золушка

Добрая, ласковая, трудолюбивая, красивая

Лиса

премудрая

Незнайка

добрый

Карлсон

Забавный, смешной

Гарри Поттер

волшебник

Буратино

добрый

Мальвина

Умная, красивая

Золотая рыбка

Волшебная, добрая

Алеша Попович

добрый

Василиса Прекрасная

добрая

2). Герои для подражания

Персонаж

Качества

Человек паук

классный

Супергёрл

Умеет летать, серьезная

Маша («Маша и медведь»)

веселая

Золушка

Добрая, ласковая, трудолюбивая, красивая

Незнайка

добрый

Буратино

добрый

Мальвина

Умная, красивая

Алеша Попович

добрый

Василиса Прекрасная

добрая

3). Антигерой

Персонаж

Качества

Свинка Пепа

глупая

Роботы

Не нравятся

Снежная королева

злая

Кощей Бессмертный

Злой, страшный

Соловей Разбойник

злой

Карабас Барабас

Злой, противный

Ведьмы Трикс («Винкс клуб»)

Злые, хмурые

Пингвиненок Пороро

неинтересный

Бармалей

злой

4). Герой, на которого похож

Персонаж

+/-

Качества

Оценка

Миньон

+-

смешной

5

Миньон

+-

смешной

5

Золотая рыбка

+-

добрая

5

Золушка

+

Добрая, хорошая

5

Золушка

+

Добрая, хорошая

5

Мальвина

+

Красивая, умная

3

Дюймовочка

+

Красивая, маленькая, добрая

5

Барби

+

Веселая, красивая, модная

5

Маша

+-

веселая

4

Человек паук

+

Он умеет лазить по стенам

5

Приложение 3

Диаграммы по результатам анкетирования

Просмотров работы: 167