Жаргонизмы в подростковой среде

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Жаргонизмы в подростковой среде

Иванова А.О. 1
1МАОУ "СОШ №7", г.Соликамск
Паршакова Г.В. 1
1МАОУ "СОШ №7", г.Соликамск
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность. В разное время этикетные требования были различными. В наше время остро стоит вопрос не только об утрате норм этикета, но и об общем снижении культуры общения. От того, как складывается общение, зависит формирование будущей личности.

Подростки используют жаргон, потому что, с их точки зрения, он наиболее точно отражает значимые для них понятия. Поэтому если мы разберемся в особенностях языка подростков, нам станет понятней и их мироощущение.

К сожалению, жаргон современных подростков составлен из слов, заимствованных из криминальной среды. Да и не только молодежь, но и вполне взрослые люди говорят об отмазках, наездах и откатах. И родители на речь ребенка реагируют вполне спокойно.

Способные подростки, у которых много интересов, как правило, реже употребляют жаргонные выражения. Ведь им хватает словарного запаса, чтобы выразить свои мысли без короче и типа. Да и отношения с предками у них обычно лучше, поэтому и нет нужды от них отгораживаться. Правда, надо быть сильной личностью, чтобы противостоять агрессивно насаждаемым стандартам. Тех, кто не ругается матом, и не употребляет жаргонных выражений, да к тому же хорошо учиться подростки пренебрежительно называют ботаниками. Подросткам хочется быть крутыми. С одной стороны, это слово означает хозяин в деле, а вот с другой бешенный, жестокий, ветреный, разгульный и противоречивый человек.

Цель исследования: выявление особенностей употребления жаргонных слов в речи школьников, выяснение морфологического значения жаргонных слов.

Объект исследования: подростки, использующие жаргонные слова.

Предмет исследования: жаргонные слова в речи школьников и их особенности.

Задачи исследования:

1. Анализ и систематизация научно-публицистической литературы и интернет-ресурсов по данной теме.

2. Дать определение понятию «Общение» и определить особенности общения в подростковом возрасте.

3. Охарактеризовать особенности общения подростка со сверстниками;

4. Провести практическое исследование с целью выявления особенностей употребления жаргонных слов в речи школьников, выяснение морфологического значения жаргонных слов.

5. Составить словарь жаргонных слов.

В основу исследования положена следующая гипотеза: школьники все чаще в разговоре используют современный жаргон и, как правило, их чаще используют ученики мужского пола.

Методы исследования: анализ, классификация, сравнение, обобщение статистических материалов, анкетирование учащихся 10 класса МАОУ «СОШ №7».

Глава 1. Теоретическая часть. Общение подростков

Понятие общения

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.

Цель общения - это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У животных целью общения может быть побуждение другого живого существа к определённым действиям, предупреждение о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. У человека количество целей увеличивается.

Виды общения в зависимости от его цели:

1. "Контакт масок" - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. В стандартном ни к чему не обязывающем общении контакт масок иногда даже необходим, чтобы люди "не задевали" друг друга без надобности, чтобы "отгородиться от собеседника"

2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или последуют агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют интерес к нему и не скрывают этого.

3. Формально ролевое общение, когда регламентированы и содержание и средства общения и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

4. Деловое общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.

5. Духовное. Межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему и не обязательно прибегать к помощи слов друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно тогда, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение, может предвидеть его реакции.

6. Манипулятивное общениенаправлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, "пускание пыли в глаза", обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.

7. Светское общение. Суть светского общения в его беспредметности, т. е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей по тому или иному вопросу не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций.

Основные правила светского общения включают:

Психологические особенности подросткового и юношеского возраста. Психология юношеского возраста – один из старейших разделов возрастной психологии. Важнейшими процессами переходного возраста считается расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка, юноши определяется, прежде всего, маргинальностью (промежуточностью) его положения. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не принадлежит полностью ни к тому, ни к другому. Специфичность его социальной ситуации и жизненного мира проявляется и в психике, для которой типичны внутренние противоречия, неопределенность уровня притязаний, повышенная застенчивость и одновременно агрессивность, склонность принимать крайние позиции и точки зрения. Эта напряженность и конфликтность тем больше, чем резче различия между миром детства и миром взрослости и чем важнее разделяющие их грани. У 15-17 летних (старший школьный возраст) ведущей становится учебно- профессиональная деятельность (хотя общение по-прежнему остается ведущим), благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. Внутренний мир личности, ее свобода, внешкольная деятельность, инициатива(а не только умение «подчиняться нормам»), дружба, любовь выпадают из нее как нечто несущественное, второстепенное, хотя, вышеперечисленное является очень значимым в этом возрасте и влияет на дальнейшее развитие личности.

1.2.Общение в подростковом и старшем школьном возрасте

Для ребят подросткового возраста важно не только быть вместе со сверстниками, но и главное, занимать среди них удовлетворяющее их положение. Для некоторых, это стремление может выражаться в желании занять в группе позицию лидера, для других – быть признанным, любимым товарищем, для третьих – непререкаемым авторитетом в каком-то деле, но в любом случае, оно является ведущим мотивом поведения детей в средних и старших классах. Общение со сверстниками не только расширяется, но становится более глубоким. Подростки с интересом изучают себя и других. И такая взаимная заинтересованность и совместное постижение окружающего мира становятся самоценными. Это оказывается таким увлекательным занятием, что ребята просто забывают обо всем на свете: об уроках, домашних обязанностях и остальном. И тогда на первый план выходят ОБЩЕНИЕ И ДРУЖБА. Любой подросток мечтает о закадычном друге. Причем о таком, которому можно было бы доверять на все сто, как самому себе, который будет предан. И обретение такого друга будет иметь большое значение в жизни подростка. В друге ищут сходства, понимания, принятия. Подросток эмоционально уже менее зависит от родителей. Он хочет иметь свою личную жизнь, в которую доступ взрослым закрыт. Поэтому именно обретенному другу он будет поверять все тайны, просить совета, обсуждать проблемы.

Старшие подростки (14—15 лет) общаются между собой более открыто. В их круг общения включены приятели обоих полов, и отсутствие взаимности приводит к сильным негативным эмоциям. Общение со сверстниками противоположного пола бывает очень интенсивным, и ему придается большое значение. Именно такая привязанность волнует родителей.

1.3. Особенности общения подростков со сверстниками.

Общение со сверстниками имеет особое значение в жизни подростка: для него это школа социальных отношений и способ познать себя и других.

Ребенок имеет право на свою личную жизнь, тайны, выбор друзей. Взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии, то есть самоанализу.

Особую роль в формировании личности подростка играет референтная группа, его компания. Именно через нее можно будет косвенно влиять на подростка. Появившийся сленг и особенности стиля одежды просто являются атрибутами принадлежности к определенной группе.

Подростки очень ранимы, и они по-прежнему нуждаются в вашей поддержке и помощи — просто иногда им не хватает смелости и умения ее попросить.

Глава 2. Молодежный жаргон, как средство общения.

2.1. Формирование молодежного жаргона и его особенности

В последнее время наблюдается массовое использование жаргонной лексики всеми слоями населения - вне зависимости от социальной или профессиональной принадлежности, возраста, коммуникативных особенностей употребления - будь то публичное выступление, деловое общение или неофициальная обстановка. Изучение подобного языкового материала интересно и в каком-то смысле необходимо - хотя бы потому, что этот своеобразный "язык в языке" существует не только в устной речи, но и все чаще и чаще функционирует (как уже отмечалось) на страницах газет и журналов.

Молодёжная культура - это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого своей экспрессивной, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства, неким словесным абсурдом, который могут употреблять только молодые люди, смелые и решительные, настроенные против всего мира и создавшие свой неповторимый мир. Как следствие этого - возникновение молодёжного жаргона.

Слово «жаргон» происходит, согласно В. Далю ("Толковый словарь живого великорусского языка"), от французского jargon. Его отличия от стандартов литературного языка:

1)Специфическая лексика и фразеология.

2)Ярко окрашенные, экспрессивные обороты.

3)Максимальное использование словообразовательных форм.

4)Отсутствие собственных фонетических систем.

5)Неподчинение правилам грамматики.

Молодежный жаргон представляет собой интереснейший лингвистический феномен, бытование которого ограничено не только определенными возрастными рамками, как это ясно из самой его номинации, но и социальными, временными пространственными рамками. Он бытует в среде городской учащейся молодежи - и отдельных более или менее замкнутых референтных группах. Как все социальные диалекты, он представляет собой только лексикон, который питается соками общенационального языка, живет на его фонетической и грамматической почве.

Сленг - это живой организм, находящийся в процессе постоянного изменения и обновления. Он непрестанно заимствует единицы из жаргонов и прочих подсистем русского языка, а также сам становится поставщиком слов просторечного, разговорного обихода - такая судьба ожидает популярный сленгизм, который из-за многократного повторения теряет свою экспрессивную окраску. Подвижность сленга делает невозможной его фиксацию на бумажном носителе, а также подсчет количественного состава. Возможно, лишь проследить некоторые общие особенности свойственные молодежному сленгу, законы его развития. Главное в этом языковом явлении - отход от обыденности, игра, ирония, маска. Раскованный, непринужденный молодежный жаргон стремиться уйти от скучного мира взрослых, родителей и учителей. Они говорят: Хорошо! А мы: Клёво! Классно! Прикол! Они: Вот незадача! Мы: Ну и облом! Они: Это слишком сложно! Мы: Не грузи меня! Они восхищаются, мы торчим и тащимся. Молодежный жаргон подобен его носителям - он резкий, громкий, дерзкий. Он - результат своеобразного желания переиначить мир на иной манер. Язык здесь отражает внутреннее устремление молодых ярче и сильнее, чем одежда, прически, образ жизни.

2.2. Факторы, влияющие на молодежный жаргон

Сленг молодых людей в России, как и общий жаргон, неоднороден, он охватывает почти все сферы жизни. Жаргон сосредоточен на человеке - сферах его бытия, отношениях с другими людьми. Часто бывает так, что жаргонные слова, используемые молодёжью, «переселяются» в речь взрослых людей и становятся ее неотъемлемой частью.

Что оказывает влияние на сленг российской молодежи?:

1.Развитие компьютерных технологий. Интернет, его широкие возможности, быстро развивающиеся компьютерные технологии всегда привлекали молодых людей. В связи с этим появляется много новых жаргонизмов.

2.Современная музыкальная культура. Одно из увлечений молодёжи - музыка. Она является частью жизни молодых людей. Современная музыка - смесь различных культур, музыкальных направлений, результат композиторских экспериментов.

3.Английский язык, немецкий и французский языки. Английский язык в молодёжных кругах считается самым "модным" и самым перспективным для изучения. Многие молодые люди знакомы с ним. Поэтому многие молодёжные жаргонизмы - это слова, которые заимствованы с английского языка, но так и не переведены на русский язык. Интересно следующее: эти жаргонизмы понимают даже те люди, которые никогда в жизни не учили английский язык, настолько жаргонные слова влились в современную речь.

4.Уголовная лексика. Некоторым молодым людям кажется, что использование такой лексики в речи делает их "крутыми", авторитетными и возвышает над всеми окружающими. Поэтому ее часто можно услышать от тех молодых людей, которые пытаются быть лидерами в компании, классе

5.Арготизмы, связанные с наркотиками, алкоголем. Они, в основном, подразделяются на слова, являющиеся наименованием наркомана, на наименования наркотиков и на слова, обозначающие действия, связанные с наркотиками.

6.Компьютерные игры, видео, мультфильмы. Очень много жаргонных слов приходит в речь молодёжи из компьютерных игр, но чаще всего эти слова специфичны в использовании, ими пользуются, в основном, молодые люди, для которых игры - хобби. Многие слова - заимствования с английского языка.

7.Хобби и род занятий молодых людей. У молодых людей есть различные увлечения, которым они посвящают своё свободное время. И мир жаргонизмов, связанных с тем или иным увлечением, ярок и своеобразен.

Таким образом, можно сделать вывод, что факторов, влияющих на молодежный жаргон достаточно много.

Глава 3. Эмпирическая часть. «Выявление особенностей употребления жаргонных слов в речи школьников, выяснение морфологического значения жаргонных слов»

3.1. Проведение анкетирования и анализ результатов

В целях исследования особенностей употребления жаргонных слов в речи школьников и выяснения морфологического значения жаргонных слов, нами было проведено анкетирование среди учащихся 9-10 классов в МАОУ «СОШ №12». В ходе анкетирования было исследовано мнение 30 подростков в возрасте 15-16 лет. Из них было опрошено 15 юношей и 15 девушек.

Проанализировав анкеты, мы составили словарь молодёжного жаргона нашей школы. Словарь включает в себя около 30 распространенных жаргонных слов.

Составляя словарь, мы столкнулись с проблемой толкования, потому что жаргонная лексика, без сомнения, уступает литературной в точности, что определяет ее неполноценность как средства общения.

Значение жаргонов, как правило, варьируется в зависимости от контекста. Например, глагол забить обозначает - порвать с кем-либо, отказаться от чего-либо, пропустить занятие без уважительной причины, забыть о чем-либо неприятном.; глагол наехать – угрожать, вымогать, преследовать, мстить; прилагательное клевый, классный имеет значение хороший, привлекательный, интересный; существительное базар - беседа, разговор, речь; слова и выражения, употребляемые в речи, разбирательство, выяснение отношений и т. д. Все это убеждает в нецелесообразности замены богатого, яркого русского языка.

Собранный материал заставляет так же задуматься над происхождением жаргонизмов. Мои наблюдения позволили сделать следующие выводы:

- среди жаргонизмов есть слова, принадлежащие к нейтральной лексике, с новым переносным лексическим значением, например, клевый – хороший; тормоз – глуповатый несообразительный человек; ломиться - бежать; реще – быстрее; варежка – рот; шарить – понимать и т.д.;

- переходят в жаргон технические термины, приобретая новые переносные значения, например, мобила, сотик, труба - мобильный телефон; дивидюшка – DVD проигрыватель; балванка – пустой диск и т.д.;

- заимствования из различных языков, например, бойфренд – друг, приятель (из англ. Boyfriend); сейшн – вечеринка (из англ. Session) и т.д.;

– заимствования из жаргонов различных субкультур – из тюремно-лагерного и воровского жаргона: замочить – убивать; палево – неприятность; малява – записка; из жаргона различных криминальных группировок: стрелка – встреча; из жаргона наркоманов: кайф – удовольствие, колеса – таблетки, содержащие наркотик.

Как показывают мои наблюдения, в жаргоне современного ученика много однокоренных новообразований: хавать, хавчик, хавальник, похавать; бабки, бабло, бабосы; кайф, кайфовать, кайфово; туса, тусить, тусняк, тусоваться, тусовка и другие.

В молодёжном жаргоне присутствует синонимия. Представляется, что активное создание синонимов носителями молодежного жаргона диктуется потребностью в разнообразии экспрессивных средств: повышенная частотность отдельных жаргонных слов в речи снижает их экспрессивность, в то время как значительный количественный запас синонимов помогает избежать слишком частого употребления одних и тех же слов. Рассмотрим, имеющиеся в нашем словаре несколько синонимических рядов:

Существительные, обозначающие деньги: бабки, бабло, бабосы, баксы, зелень, лове.

Существительные со значением голова: котелок, кочан, кочерыжка, кумпол, купол, репа, сундук, тыква, чайник.

Прилагательные позитивной оценки: клёвый, классный, потрясный.

Глаголы со значением «надоесть, утомить»: достать, грузить, запарить.

Опрос учащихся выявил их отношение к употреблению жаргонизмов.

На вопрос, для чего употребляются жаргонизмы школьниками, были получены следующие ответы (Приложение 1):

26,2% подростков считают, что это модно, современно; 39,6% ответили, что жаргонизмы делают речь понятнее для друзей; 12,6% – нуждаются в них для связки слов; 10,8% ответили, что жаргонизмы помогают им преодолеть недостаток слов в речи; 10,8% употребляют жаргонизмы для чего-то другого.

Из ответов видно, что подростки употребляют жаргонизмы, потому что это модно, современно, не хотят отставать от сверстников, делают речь понятнее для друзей. Недостатком литературных слов для выражения своих мыслей школьники не испытывают, однако предпочитают употреблять именно жаргонизмы, опять – таки для того, чтобы не отставать от ровесников. Наблюдается тенденция, что с возрастом современность и модность употребления жаргонизмов теряет свою актуальность. На первый план выходит взаимопонимание с одноклассниками, друзьями. Младшие же школьники предпочитают употреблять жаргонизмы только потому, что это модно, хотят показаться старше, может быть, умнее. Таким образом, проанализировав ответы, я пришла к выводу, что основная причина появления молодежного жаргона состоит в желании, создать «свой» язык, организовать общение среди сверстников, при помощи сленга сделать речь более яркой, выразительной, живой и, как это ни странно, образной, понятной определенной группе подростков.

Интересным мне показалось и то, что не все школьники точно знают значение слов, употребляемых ими (приложение 2). При опросе выяснилось, что:

16,2% учащихся не владеют информацией о значении жаргонизмов, которые они употребляют; 32,4% знают значения лишь частично; 51,4% школьников с уверенностью ответили, что все значения жаргонных слов, которые они употребляют - им известны.

То есть, почти половина школьников не знают значения жаргонизмов, которые они употребляют. Напрашивается вопрос, зачем же произносить слова, смысл которых ты не знаешь? А ответ очевиден. Это, прежде всего, для придания своей речи особого «шика», чтобы не быть белой вороной в группе общающихся. Ну и потому что жаргон как бы сближает собеседников между собой, сигнализирует «я – свой».

На вопрос о том, смогли бы они обойтись без жаргона (приложение 3), были получены следующие результаты:

47% - ответили положительно; 26% - даже не задумывались об этом; 27% - не смогли бы.

Большая часть школьников, всё-таки может обходиться без жаргонных слов, и лишь одна третья часть опрошенных не представляет свою речь без жаргонизмов.

На вопрос: «Нужны ли жаргонизмы в речи» (Приложение 4) были получены следующие ответы:

60 % подростков уверены, что нужны; 17% – считают, что вообще не нужны; 23 – не задумывались об этом (приложение 2).

Большинство учащихся считают, что жаргонные слова в речи нужны.

Проведённый мной опрос, ещё раз доказал, что молодежный жаргон является средством утверждения молодежи в жизни, он вызван стремлением создать свою, похожую на взрослую жизнь. А так же, средством «маскировки», чтобы взрослые не догадывались о теме разговора среди подростков.

Заключение

Целью моей работы было составление словаря молодежного жаргона моей школы, а также выяснение особенностей употребления жаргонизмов в речи школьников.

Я составила словарь, в который входит около 30 жаргонизмов.

Конечно, не все особенности молодёжного жаргона нашли отражение в данной работе, потому что эта тема очень обширна и разнообразна. Если подвести итог всему сказанному выше, то отметить необходимо следующее.

Молодежный жаргон — это словотворчество, а не коверкание языка. Хотя слова зачастую грубы и им придается смысл, противоположный первоначальному значению, они весьма важны для общения в подростковой среде. Это подтверждается и тем, что жаргон видоизменяется со временем, но не исчезает совершенно. Жаргонизмы используются в речи учащихся разных возрастных групп.

Главная черта молодёжного жаргона - постоянная эмоциональность, экспрессивность, оценочность и образность речи молодых людей. Вместе с речью развивается и постоянно обновляется молодёжный жаргон. Его лексический состав неоднороден, от общеупотребительного отличается специфической лексикой.

Жаргон “закрыт” для посторонних, понятен только избранным. Это ценно для молодежи, которой свойственны объединения в группы, компании и т. д. Жаргоном подросток подчеркивает свою самостоятельность. Он пробует жить своей жизнью, в которую не могут вторгаться взрослые.

Таким образом, наша гипотеза о том, что школьники все чаще в разговоре используют современный жаргон и, как правило, их чаще используют ученики мужского пола, нашла свое подтверждения.

Кроме того, мною установлено, что многие школьники относятся к жаргону как временному явлению в их речи, но немалая часть опрошенных считает его необходимым в речи, или вообще не задумывается над качеством своей речи.

Вместе с тем мною отмечено: чем старше становятся школьники, тем осознанней относятся к своей речи, считая, что можно обойтись без жаргонизмов, и стараясь лишь иногда обращаться к этой разновидности речи

Список литературы

А.Новицкий «Новейший справочник школьника»

http://coolreferat.com/%D0%96%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B8%D0%BA%D0%B0

http://www.yworld.ru/index.php?name=Pages&op=page&pid=309

http://www.bestreferat.ru/referat-171121.html

Приложение 1

№1.Словарь жаргонных слов, часто используемый учениками 10 класса.

Ахтунг

внимание

Бабло

деньги

Балдеж

отдых

Бич

человек,который мало обеспечен,бомж

Верняк

верное дело

Гасить

бить

Дерево

человек,медленно соображающий

Дубак

прохлада

Дятел

человек,медленно соображающий

Киндер

ребенок

Мартышка

человек,который выделяется

Натюрлих

конечно

Офигел

обнаглел

Пардон

извините

Рулить

руководить

Шпрехаю

говорю

Щармовый, шарманный

изысканный

Приложение 2

№2. Распределение жаргонных слов по частям речи

№3. Частота употребления жаргонных слов среди мальчиков и девочек

№4. Что для вас значит «некрасивый, неправильный русский язык»?

№5. Что нужно на ваш взгляд, чтобы все говорили правильно, красиво?

Следить за речью

Больше читать

Ввести предмет(культура речи, риторика)

Что для вас?"

Просмотров работы: 172