Создание Кодекса прав, обязанностей и ответственности детей для детей

XVIII Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Создание Кодекса прав, обязанностей и ответственности детей для детей

Алексеев Р.Н. 1
1Городская классическая гимназия г. Якутска
Гомзякова А.О. 1
1Городская классическая гимназия г. Якутска
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

«Многие беды имеют своими корнями как раз то, что человека с детства не учат управлять своими желаниями, не учат правильно относиться к понятиям: можно, надо, нельзя»,- утверждал В.А. Сухомлинский.

Каждый ребенок должен быть настоящим гражданином своей Родины, уметь жить в обществе, уважать законы государства и соблюдать их. Но это невозможно без знания, прежде всего, своих, детских прав и обязанностей.

Взрослые всего мира позаботились о наличии множества нормативно-правовых актов, направленных на обеспечение прав и интересов детей, однако «сухой язык» закона сложен для восприятия ребенка. В современной России эту проблему предлагают разрешить с помощью методичек, буклетов, небольших пособий. При этом нет издания, аккумулирующего все (или хотя бы основные) нормы прав о детях.

Было выдвинуто предположение, что дети недостаточно знают о своих правах, обязанностях и ответственности вследствие отсутствия единого кодифицированного сборника законов разных уровней на доступном для них языке.

Цель работы - издать понятный для детского восприятия «Кодекс прав, обязанностей и ответственности детей».

Он ориентирован для детей младшего и среднего школьного возраста, содержит права, обязанности (в семье, при получении образования, в сфере гражданских правоотношений и т.д.) и ответственность детей (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая).

Каждая статья снабжена авторскими комментариями на доступном для детей языке. Кодекс украшен авторскими яркими иллюстрациями. Имеет два приложения: Памятка безопасности (правила безопасного поведения на улице, в подъезде, лифте и т.д.) и Список телефонов помощи, содержащий необходимые сведения об организациях, осуществляющих защиту детей https://youtu.be/GFrL1J09JYA.

В ходе исследования решены следующие задачи: выявлен уровень знаний школьников в области ювенального права, изучена теоретическая литература и действующее законодательство разных уровней от международного до местного, составлен в бумажном варианте и отпечатан Кодекс прав, обязанностей и ответственности детей, проведено сравнение показателей правовых знаний после обучения школьников с помощью Кодекса.

При этом были использованы следующие методы: сбор информации через Интернет, печатные издания, правовую базу Консультант Плюс, изучение, обработка и систематизация полученных данных, анкетирование и анализ.

Структура нашей работы определена целью и задачами и состоит из двух частей, содержащих правоведческий и практический материал, графических и фотоматериалов, списка литературы.

Теоретическим обоснованием нашей работы являются монографии Болотовой Е.Л. [11], Магомедовой Э.М. [15], где рассматриваются проблемы защиты прав и свобод ребенка, содержание отдельных прав и попытка их адаптации к современному образованию.

Практическая часть работы состоит из двух этапов: создание кодекса, где были собраны нормы о правах, обязанностях и ответственности детей во всех сферах законодательства, экспериментальная часть по проверке гипотезы.

Практическая значимость работы заключается в использовании полученного кодифицированного материала при проведении классных часов.

ЧАСТЬ 1

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Способность иметь гражданские права и нести обязанности (гражданская правоспособность) признается в равной мере за всеми гражданами, в том числе и за детьми. Правоспособность возникает в момент его рождения и прекращается смертью [2, ст17].

Права - это установленные и охраняемые государством нормы и правила.

Обязанности - это определенный круг действий, обязательных для выполнения.

Ответственность   –   необходимость   отвечать за свои действия, поступки.

Ребенком в Российской Федерации признается лицо, не достигшее 18 лет.

В Российской Федерации действуют множество нормативных правовых актов, устанавливающих как права и обязанности детей, так и их ответственность. Эти акты приняты на разных уровнях: международном (Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г.), федеральном (Конституция Российской Федерации, Семейный кодекс РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»), региональном (Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)», «О правах ребенка») и многие другие.

Основные права детей (право на жизнь, имя, свободу, неприкосновенность, охрану здоровья и т.п.) содержатся в международных актах, Конституции РФ.

Отдельным блоком можно выделить нормы семейного законодательства РФ и ее субъектов. Вопросы воспитания, защиты семьи и детства находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов [1, 72], в связи с чем авторами учитывались федеральное законодательство, а также законы Республики Саха (Якутия). Здесь особому вниманию уделяется права ребенка на получение содержания от родителей, право ребёнка жить и воспитываться в семье, общаться с родителями и родственниками, обязанность уважить их. Мнение ребенка должно учитываться при различных вопросах, касающихся его интересов (выбор школы, дополнительных и спортивных занятий, места проживания при разводе родителей и т.д.) [3, ст57].

В век развития рыночной экономики особенно важен комплекс имущественных прав детей. Так, ребенок имеет право собственности на заработанные доходы, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования. Детям разрешается самостоятельно заключать ряд сделок, в частности, относящимся к мелким, самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком и осуществлять права автора произведений науки, литературы и искусства.

Вместе с тем каждый ребенок должен помнить, что он несет самостоятельную ответственность по совершенным им сделкам, а также отвечает за причиненный другим лицам вред. Поскольку «обязанность без права есть рабство, право без обязанности – анархия»,- как говорил французский философ Фелисите Робер де Ламенне о взаимосвязи прав и обязанностей [12, 28].

Каждый ребёнок обязан получить основное общее образование. Обучающийся ребенок обязан добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять учебный план, посещать учебные занятия. В данной области у него также имеются специфичные права выбор школы, каникулы, бесплатное пользование учебной литературой.

За неисполнение или нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность, к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарной ответственности - замечание, выговор, отчисление из организации, осуществляющей образовательную деятельность [6, ст43].

В области трудового законодательства у детей имеется комплекс прав, позволяющий им свободно трудится, выбирать работу или занятие, которые не вредны для здоровья и образования. Это и медицинские осмотры, и сокращенный рабочий день, и предоставление отпуска в удобное время и много другое.

Следует учитывать, что у детей – работников театров, цирка, спортсменов имеются дополнительные особенности регулирования их труда.

Обязанность детей соблюдать трудовой распорядок, бережно относиться к имуществу приводит к отсутствию необходимости привлечения к дисциплинарной ответственности.

Отдельные категории детей (дети-сироты, беспризорные, дети, совершившие правонарушения и преступления) обладают специфическими правами и обязанностями. Несовершеннолетним не назначается смертная казнь, они имеют право на бесплатную юридическую помощь, детям, оставшимся без попечения родителей, гарантируется помощь государства, в том числе в виде трудоустройства и обеспечения жильем.

Права и интересы детей и каждого ребенка в отдельности нуждаются в защите. Эту функцию выполняют родители, а также различные государственные органы (комиссии по делам несовершеннолетних, суды, прокуратура, уполномоченный по правам ребенка и т.д.)

Действующее законодательство гарантирует ребенку комплекс прав, способствующих формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности.

ЧАСТЬ 2

СОЗДАНИЕ КОДЕКСА ПРАВ, ОБЯЗАННОСТЕЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДЕТЕЙ

В процессе исследования изучались нормативно-правовые акты, из них выделялись основные положения, касающиеся темы исследования, а затем обобщались в группы: основные права, права, обязанности и ответственность в сфере семейного, гражданско-правового, трудового, административного, уголовного законодательства, в области образования и т.д.

Приведены нормы законодательных актов разных уровней от международного до местного в редакции, действующей на момент издания кодекса, сделаны краткие выводы, оформленные постатейно.

Каждая норма закона снабжена комментарием с примером, понятным для ребенка, иллюстрацией.

Так, статья Гражданского кодекса РФ о праве малолетнего самостоятельно совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды и на распоряжение средствами, предоставленными родителями для определенной цели или для свободного распоряжения, снабжена авторским комментарием (статья 28), где объясняется, что дети от 6 до 14 лет называются малолетними. Они могут покупать продукты, еду, дарить что-то мелкое своим друзьям и наоборот получать от них небольшие подарки. Дети могут тратить деньги, которые дали родители: купить билет в кино, потратить их на мороженое, покушать на них в школьной столовой.

Кодекс учитывает и специфику семейного законодательства, которое отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее регионов. В нем есть ряд норм, принятых и действующих в Республике Саха (Якутия).

В Кодексе отражено, что в нашей республике родители имеют право присвоить ребенку фамилию или отчество в соответствии с национальными якутскими обычаями по названию рода. Отчество - путем прибавления к имени отца ребенка слова "уола" (для ребенка мужского пола) и "кыыhа" (для ребенка женского пола).

Об обязанности ребёнка выполнять требования устава образовательной организации пояснено, что в каждой школе ость основной документ - устав. В нем предусмотрено: сколько имеется смен учебы, какой режим работы, в какой форме дети должны посещать школу и другие важные вопросы. Обязанность ребёнка - подчиняться уставу школы, где он обучается.

Прочитав комментарий к норме об административной ответственности за нарушение КоАП РФ, ребёнок поймет, что за нецензурную брань в общественном месте, побои, нарушение ПДД подросток 16 лет рискует получить штраф или обязательные работы.

Кодекс имеет вступительную статью, обращенную к руководителю, учителям, друзьям, одноклассникам, юристам-профессионалам, помогавшим разбираться в непростых вопросах права.

В качестве приложения в Кодекс включена Памятка безопасности детей и список телефонов помощи, которые помогут в трудную минуту.

Предоставленные друзьями автора рисунки сделали кодекс по-настоящему детским, ярким, запоминающимся.

Кодексом удобно пользоваться, он имеет оглавление, напечатан разным шрифтом для выделения главного.

Готовый проект был отпечатан в профессиональной типографии (рис. 1,2).

1. 2.

Рис. 1,2 Обложка и пример страниц созданного при исследовании Кодекса прав и обязанностей детей для детей (1,2)

Для создания Кодекса в бумажном варианте потребовалось:

1.Бумага А4 - 250 листов, 100 руб. (приобретена на собственные средства автора);

2. Компьютер для набора текста - предоставлен в пользование родителями бесплатно;

3. Услуги типографии - 2000 руб. (оплачены собственными средствами автора).

Итого себестоимость книги составила 2100 руб.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

В процессе работы было проведено анкетирование на тему: «Права, обязанности и ответственность детей» (рис.2). Вопросы анкеты: какие права детей вам известны? Есть ли у детей обязанности и какие? Несут ли дети ответственность и какую?

Было опрошено 200 детей в возрасте от 10 до 16 лет.

Оценивали учитель истории и обществознания высшей категории, стаж 36 лет, и юрист-практик, Советник юстиции, стаж 20 лет.

В ходе исследования было выяснено, что дети недостаточно осведомлены о своих правах и обязанностях, имеют слабое представление о своей ответственности и не владеют информацией о применяемых в отношении несовершеннолетних наказаниях.

Рис. 2 Результаты анкетирования на тему: «Права, обязанности и ответственность детей» до эксперимента

92% опрошенных заявили, что у детей есть право выражать свое мнение, а также право на свободу и семью.

Однозначным было мнение 99,9 % опрошенных, что основные их обязанности - это учеба и помощь по дому.

Также категорично высказались школьники относительно методов наказания: запрещено бить детей и кричать на них.

Единицам учеников 5-х классов известны такие права, как право на жизнь, имя, бесплатное образование.

Ребята 7-х и 8-х классов дополняют этот перечень правом на жилье, бесплатное лечение и защиту.

Девятиклассники указывают на право личной жизни, получения содержания от родителей, право на имущество, личную неприкосновенности и свободу вероисповедания.

Если 5-й класс своими обязанностями в основном считает учебу, уроки и помощь родителям, то дети постарше считают себя обязанными уважать и слушаться родителей, соблюдать законы государства, нормы морали и школьный устав.

Относительно ответственности знания самые слабые.

Из нарушений, за которые может последовать наказание, самыми распространенными ответами были указание на плохие отметки и поведение.

В качестве наказаний дети предлагают рассмотреть лишение гаджетов и сладкого.

Несколько опрошенных высказали мнение, что наказание может последовать за нецензурную брань, насилие, убийство и кражи. Какое наказание, ответить не смогли.

И только три подростка ответили, что за совершенные преступления могут оштрафовать и лишить свободы, поместив в колонию для несовершеннолетних.

Около 7 % опрошенных не смогли ответить ни на один из поставленных вопросов, заявив, что у детей нет прав и обязанностей или они их не знают.

Анализируя ответы школьников, можно сделать вывод, что с возрастом их знания в области права становятся более глубокими, но они все же недостаточны.

ОБУЧЕНИЕ И КОНТРОЛЬНОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ

С помощью созданного кодифицированного сборника прав автором проводилось обучение ребят, прошедших анкетирование.

Вначале беседы презентовался Кодекс, доносилась цель и идея его создания.

После презентации дети читали данный сборник, обсуждали его и задавали автору интересующие вопросы. После обучения (3 урока) ребятам предлагалось заполнить контрольные анкеты, содержащие те же вопросы, что и в первоначальной. Оценивали результаты анкетирования те же эксперты.

Контрольное анкетирование показало более высокий уровень знаний учащихся всех возрастных групп в области ювенального права (рис. 3).

Рис. 3 Результаты анкетирования на тему: «Права, обязанности и ответственность детей» после эксперимента

Расширился перечень называемых прав: на имя, на семью, бесплатное образование, медицинскую помощь, на труд, отдых, имущество и т.д.

Дети стали правильно понимать свои обязанности, установленные законом, именно законом, а не нормами морали, принятыми в обществе.

Они стали различать уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность, сумев назвать виды наказаний, применяемых в отношении несовершеннолетних.

При этом во всех возрастных группах увеличилось количество детей, рассуждающих о правовых вопросах и верно использующих юридические термины, чем при экспериментальном анкетировании.

100% учащихся смогли ответить на поставленные вопросы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, планируемый результат достигнут: возможно повысить правовую культуру детей посредством изучения созданной при настоящем исследовании работы – Кодекса прав, обязанностей и ответственности детей.

Практическая значимость работы заключается в использовании полученного кодифицированного материала в библиотеках, на выставках и при проведении классных часов.

В перспективе этот Кодекс будет дополняться, так как законодательство постоянно изменяется. Планируется создать электронную версию Кодекса. Кроме того, при изучении действующего законодательства авторам встретились пробелы и правовые коллизии, которые могут стать отдельным предметом исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно правовые акты

Конституция Российской Федерации//Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31.

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в РФ»;

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в РС(Я)»;

Закон Республики Саха (Якутия) «О правах ребенка»;

Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года (Буклет);

10. «На благо детей» (Буклет к 15-летию института Уполномоченного по правам ребенка в РС(Я).

Учебные материалы

Болотова Е. Л. Права ребенка в современной России - М.: Школьная Пресса, 2005. ─ 96 с. ЦДЮБ

"Детская конституция": как, опираясь на законы, действенно защищать права детей / Коммент.: А. Н. Тарасенковой, Т. А. Масловой. ─ М.: Библиотечка РГ, 2005. ─ 191 с.: ил. ─ (Б-чка "Российской газеты"; Вып. 11).

Пчелинцева Л. М. Семейное право России: учебник для вузов. М.: Норма, 2006. ─ 703 с. Аб; ЦДЮБ.

Байкин И. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей // Законность. - 2011. - N 2. - С. 39-42.

Магомедова Э. М. Право ребенка выражать свое мнение // Закон и право. - 2010. - N 10. - С. 52-55.

Просмотров работы: 74