Введение
Национальные интересы России чаще всего рассматриваются с точки зрения геополитики, экономики, военной безопасности. Однако существуют национальные интересы России и с точки зрения общественных устоев и цивилизационного единства. В этом смысле фундаментальные ценности российского народа нередко идентифицируются с национальными интересами. Политическая и экономическая обстановка в мире, взаимоотношения России с другими государствами на международной арене активизировали рост интереса к традиционным ценностям в российском обществе. Актуальность вопроса не вызывает сомнения, поскольку единые скрепы для народного единства, общность ценностей и, в конечном счете, самоидентификация являются обязательным условием стабильного развития государства
В своей работе я рассмотрю наиважнейшую основу современного общества, политику Российского государства на разных периодах исторического развития в сфере семейного законодательства и поддержки тех выработанных веками ценностей, что сохраняют единство и самоидентичность России. В год тысячелетия Русской Правды в своем Послании Федеральному собранию президент России В. В. Путин сказал: “Смысл всей нашей политики-это сбережение людей, умножение человеческого капитала, как главного богатства России. Поэтому наши усилия направлены на поддержку традиционных ценностей и семьи, на демографические программы, здоровье людей, экологию, развитие образования и культуры”. В самом начале своего исследования я бы хотел изучить важнейшие юридические документы нашего государства для создания детально обоснованной картины состояния семейного права на всех этапах исторического развития. Само зарождение государства на всех стадиях своего развития непрерывно связанно с понятием-семьи, поскольку именно семья является первичной ячейкой общества
Объектом исследования станут юридические документы Российского государства в области семейного права, направленные на поддержку традиционных ценностей.
Предметом станут юридические документы, правовые нормы, закрепленные в нормах Российской Федерации, научные статьи, исследования.
Целью работы является определение проблемы сохранения традиционных семейных ценностей в современном российском законодательстве.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
Рассмотрение исторических документов и юридических актов
Их правовая оценка и сравнение
Оценка юридических документов современного российского законодательства
Определение направлений внутренней политики, которые способствуют сохранению тради
ционных семейных ценностей
1. Историческая оценка традиционных семейных ценностей
1.1. Русская Правда Ярослава Мудрого
Русская Правда (краткая редакция), состоящая из (Правда Ярослава, Правда Ярославичей). Русская Правда, защищая институциональные скрепы семьи противостоит разрушающим ее воздействиям убийствам, разбойства, воровства, краже и порче семейного имущества. Важно отметить губительное последствие мщения за убийство близкого человек, поскольку месть не способствовала сохранению семьи, а приводила к ее распаду и не давала рациональной оценки событиям, а основывалась на эмоциональных отношениях к событию. Также месть запускала серию убийств, которые длились до полного истребления двух родов.
Так что же предлагает нам Русская правда? В данной ситуации вводится альтернативный способ решения проблемы- головничество. Это денежный выкуп, выплачиваемый убийцей (головником) родственникам убитого, выкуп варьировался в зависимости от положения убитого в обществе (от 5 до 80 гривен) данной суммы должно было хватить для сохранения семьи. Например, на 40 гривен можно было позволить себе 20 коров или 200 баранов. Так как месть имела негативное влияние как на семью, так и на государство (сокращение объема производства, размера доходов)
Именно Русская Правда показала, что месть как способ разрешения сложной конфликтной ситуации становился крайней невыгодной с экономической точки зрения для государства и семьи. Так же происходит заложение норм, регулирующих процесс совместного владения супругами имущества. Так “Просторная правда” (включившая в себя более поздние редакции и дополнения) стала закладывать понятие института “брака” не посредством похищения или выкупа (за вено), а путем согласованного приведения невесты, с сохранением за ней приданного. Сохранялось право супруги на одежду, украшения, другие личные вещи, подаренные или приобретенные ей лично, происходит формирование принципа общности прав на имущество обоих супругов, что вело к снятию рабского положения с жены в семье. Материальной основой дома становится имущество мужа и жены. Появляется институт развода в Древней Руси. Ему предшествовало судебное разбирательство с привлечением свидетелей. Причинами могли быть: измена жены, физическая неспособность мужа к браку, смерть одного из супругов. Институция наследства так же получили развития только после закрепления в Русской Правде верховенство родства и семейного начала. Судя по нормам Русской Правды право наследства имели лишь нисходящие родственники (дети и внуки).
Все дальнейшие дополнения Пространной редакции Русской Правды ясно свидетельствует об осознании роли семьи, как в важнейшей ячейки общества и основы мощи государства.
1.2. Домострой
В судебниках 1497 и 1550 годов семейному праву внимания не уделялось. До Ивана Грозного продолжали действовать церковные каноны в сфере семейного права, закрепленные византийским законодательством. В связи с этим хотелось бы разобрать такой важный памятник русской литературы 16 века, как “домострой”. Семья всегда играла большую роль, как в экономическом, так и в духовной жизни России, составляла хозяйственную и нравственную основу жизни людей. Домострои были широко распространены в Европе, особенно начиная с 13 века, но в контексте проводимого наследования необходимо понимание семейных отношений России того времени изнутри. Авторство Домостроя до сих пор окончательно не установлено, но большинство исследователей считает, что написан и составлен он был- Сильвестром (священником Кремлевско-Благовещенского собора, приближенный человек Ивана Грозного). Для точного понимания данного документа стоит уточнить, что последний раздел “Послание и наставление от отца к сыну”, в котором подводится итог Домострою, написан самим Сильвестром в форме обращения к сыну своему- Анфиму, начавшему самостоятельную жизнь. Больше всего предостерегает он сына от двух бед семейной жизни- пьянство и измены: “Законный же брак со всей осторожностью соблюдай до конца своей жизни, чистоту телесную сохрани, кроме жены своей не знай никого, а так же и пьянственного недуга берегись-в тех двух причинах все зло заводится вплоть до преисподнего ада… ”
Домострой в полной мере отразил господствовавшие в России нравы и представления о семейной жизни. Он не являлся законом и не был простым личносемейным сборнико. Он собрал и отразил народное представление о семейной жизни. Удивительным образом, вопреки распространенным стереотипам , Домострой настойчиво повторяет мысль о совместных обязанностях мужа и жены, о необходимости сообща решать проблемы. Домострой отражает две важные особенности положения мужа в семье. Во-первых, это та огромная ответственность, которая возложена на главу семьи не только за себя, но и за жизни своих домочадцев. Во-вторых, метод “учения”, который предполагается через наказание жены, детей, домочадцев. “Домострой предполагает воспитывать жен своих с любовью и примерным наставлением” и только если это не помогает, то, советует Домострой “сурово накажи ее, страхом спасая, но не гневайся на неё, а жена на мужа. Поучай наедине, да поучив, успокой и пожалей, и приласкай, ее так же и детей, и домочадцев своих учи страху божию и всяким добрым делам, ибо тебе ведь ответ за них дать в день Страшного суда”.
Здесь важно отметить, насколько высокая роль была у жены в семье того времени, поскольку тайное наказание не умаляет авторитета жены среди детей и домочадцев и остается некой почти интимной тайной между мужем и женой.
Домострой отразил те народные представления о строительстве дома, основанные на самых важных нравственных ценностях: - любви, вере в Бога и понимание ответственности за ближнего человека, что отсылает нас к главным заповедям христианства.
1.3. Соборное уложение 1649
Семейное право в значительной мере основывалось нормах обычного права и подвергалось сильному воздействию церковного права. Допускался только церковный брак. Для его заключения требовалось согласие родителей, а для крепостных – согласие их хозяев. Как правило, жених и невеста до свадьбы не видели друг друга. Их сватали родители. Брачный возраст составлял для мужчин 15 лет, а женщин-12 лет. В брак в течение жизни можно было вступить не более трех раз. Брачно-семейное отношение регулировались “Стоглавым собором” 1551 года.
Развод осуществлялся по обоюдному согласию супругов или по одностороннему требованию мужа. Регулирование института наследование в 17 веке приняло письменную форму лишь в 1667 году в Новоуказанных статьях. Недвижимое имущество делилось на родовое, выслуженное и купленное. Сестры при братьях не имели право наследовать в родовом и выслуженном имении их предков, но если братьев не было или на них линия прекращалась, то имение могло переходить сестре. Так мы можем понять, что существовало преимущество мужского пола перед женским в вопросах наследования.
Так же существовали меры по поддержке вдов, которые по каким-либо причинам потеряли кормильца. Размер прожитка, который выплачивался вдове варьировался от принадлежности к военной службе.
Погиб в сражении тогда вдова/дочь получали 20/10 процентов
Погиб на службе тогда вдова/дочь получали 15/7.5 процентов
Смерть не имеющая отношения к службе вдова/дочь 10/5 процентов
Относительного всего имения*
Прожиток, получаемый вдовой, приобретался без права отчуждения до смерти, пострижения в монахине, выход замуж.
Выморочное имущество также получило правовую регуляцию. Имущество отходило в собственность государя для раздачи в поместные земли.
В заключение хочется сказать, что с ростом населения и переходом к более современному историческому периоду власть начинает регуляцию наследственного права. Особенно важным становится поддержка семьи при потере кормильца.
1.4. Эпоха Петра Первого его реформы и влияние на брак и семейную жизнь
Реформы Петра Первого разделили общество и историю страны на “до” и “после”. Преобразования были направлены на реформирование всех сфер жизни общества и не могли не затронуть семейно-бытовые отношения.
Были разрешены межконфессиональные браки
Невеста получила право расторгнуть обручение и сговоренный брак
Петровские преобразования в сфере европейзации культуры повлияли в меньшей степени на брак, чем на процесс развода. Для 18 века развод был случаем редким и решение данного вопроса было неразрывно связано с РПЦ. Однако, развод все так же оставался вопросом сложными и не находил поддержки ни у Церкви, ни у государства, ни у общества. Вопросы развода высших сословий решал непосредственно самодержавец. Например Петр Первый лично развел П. И. Ягужинского со словами: “Бог установил брак для облегчения человека в горестях и превратностях здешней жизни, что никакой союз в свете так не свят, как доброе супружество, что же касается до дурного, то оно прямо противно воле Божье, а потому столько же справедливо, сколько и полезно расторгнуть его ”
Причины расторжения брака:
Смерть одного из супругов
Уход в монастырь вся земля и собственность переходила к супругу.
Прелюбодеяние. Петром было отменено жестокое наказание женщин за прелюбодеяние, развод с женой за прелюбодеяние, развод с такой женой так же становился необязательным.
Наказание для неверной жены:
Епитимья (7-15 лет)
Содержание в монастыре
Плеть
Ссылка на прядильный двор в Сибирь
Жена лишалась права носить фамилию мужа. Мужья же, виновные в разводе по прелюбодеянию поручались “смотрению отцов их духовных”
(Вина доказывалась в суде 2-3 свидетеля)
Появляется новая причина установления церковью, к разводу- новым стал повод добровольного развода. Это показывало, что церковь утрачивала свои положение в семейно-правовой сфере.
С европейзацией общества пришли новые идеи и ценности. Моральные ценности становились более размытыми, христианские ценности переосмыслялись или ослабевали в своей действительности. Всё больше в семью проникали пороки. Разобщение между родными людьми, но это было свойственно высшим и средним слоям населения, когда низшие слои все так же жили в соответствии с христианскими заповедями, ценностями и традициями. Христианские основы крестьянства остались здесь почти неизвестными. Французский аристократ Астольф де Катин посетил Россию в 1839 году и тогда же издал книгу “Россия в 1839 году”. Имперскую аристократию он выставил негативно, а все восторженные страницы посвятил русскому крестьянству.
В заключение, крупные города уничтожали ценности, которые были неразрывно связанные с христианством, что влекло на семейные отношения.
1.5. СССР
Сентябрь 1918 года- ВЦИК принимает кодекс законов об актах гражданского состояния в брачно-семейном и опекунском праве (женщина оставляла свою фамилию) в это же время издается запрет на усыновление.
Декрет о разводе- заявление в органы ЗАГСа
1922 году принят ГК ( в котором регулировалось наследственное право)
ГК устанавливает право наследования по закону и по завещанию (супруги, нисходящие родственники, лица находящиеся на иждевении).
1922 год. Закладываются нормы семейного права. Принят кодекс законов о браке, семье и опеке.
Изменения:
Уравнивался фактический и гражданский брак, до 1944 года
Государство признавало фактическое проживание, факт которого был доказан в суде
В 1936 году был издан акт о запрете аборта, в поддержку материнства – основа повышения рождаемости
Запрет абортов привел к огромному количеству нелегальных операций. В то же время принимаются и другие меры: увеличивается материальная помощь роженицам и многодетным гражданам, усиливается уголовное наказание за неуплату алиментов, расширяется сеть родильных домов, детских садов. В военное время вводится почетное звание «мать – героиня», учреждается орден «материнской славы» и «медаль материнство». Меры, стремившиеся поднять авторитет и престиж материнства в общественном сознании. В обществе активно складывается идея о важности семьи, а люди, которые семьи не имеют, вызывают подозрения со стороны общества
В ходе глобальных политических, экономических и культурных трансформаций в ХХ в. семья как социальный институт претерпела радикальные изменения. В этой связи рассмотрение вопроса о трансформации семьи и семейных ценностей (в том числе ценностей семейного воспитания) необходимо осуществлять в контексте исторической и социальной динамики. В течение первых десятилетий ХХ в. в ходе индустриализации и развития урбанистических процессов размывалось представление о патриархальной семье как о социокультурной норме. Рост промышленного производства все активнее побуждал людей менять место жительства в поисках работы. Крестьяне семьями и поодиночке в массовом порядке перебирались на жительство в города. Жизнь в быстро модернизировавшемся городе с большим количеством детей оказывалась затруднительной, также ослаблялись родственные связи, требовавшие частых и близких контактов. Развивался системный социокультурный конфликт деревенского и городского миров. В городах возрастала доля сиротства. Кроме того, новые ритмы жизни стирали межсословные грани, способствуя росту социальной мобильности, нарушались отношения между кровными родственниками, которые теперь могли принадлежать к различным социальным слоям. Параллельно отлаживались общественные механизмы, бравшие на себя функции семьи по воспитанию и образованию детей, выполнению ряда домашних работ, обеспечению безопасности, денежному кредитованию. На первый план в индустриальном обществе выходили личные достижения индивида, что уменьшало экономическую и профессиональную зависимость человека от семьи
В послевоенные годы, с конца 1940-х до 1980-х гг., доминирующим типом становится детоцентристская семья.
Основными чертами детоцентристской семьи являются:
– нуклеаризация: многопоколенная семья уступает место двухпоколенной, структуру которой образуют отношения «муж — жена», «родители — дети»;
− автономность семьи от родственников и влияний ближайшего социума; – возрастание роли частной жизни;
– взаимная адаптация индивидуальных планов и поведенческих стереотипов членов семьи;
– малодетность (появление и закрепление традиции регулирования рождаемости);
– изменение отношения к детям и типологии внутрисемейной иерархии: центром семьи становится ребенок;
– изменение характера ценности ребенка для семьи (утрачивается приоритет экономической ценности ребенка как будущего работника, возрастает эмоциональная самоценность родительства и общения с ребенком);
– определение жизненных установок семьи тезисом «Дети — главный смысл жизни»;
− взаимодействие родителей с ребенком на основе опеки, регламентации и контроля детской деятельности;
− направление основных ресурсов семьи на улучшение жизни ребенка, получение им более высокого материального и социального статуса.
К концу ХХ в. кризисные явления в жизни семьи продолжали нарастать: все более снижался социальный престиж материнства и отцовства, изменилось демографическое поведение населения, уменьшался педагогический потенциал семьи, получило развитие социальное сиротство. Нарушение социализирующей функции семьи приводило к росту деструктивности общества
1.6 Современная Россия
Традиционные ценности для России— это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности.
К традиционным ценностям относятся:
жизнь, достоинство, права и свободы человека;
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательные труд;
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.
Политика нашего государства направлена на поддержку института семьи и всяческое стимулирование рождаемости и вступления в брак. В подтверждение своих слов я возьму главный юридический документ РФ- Конституцию РФ, а также иные нормативно-правовые акты содержащие в себе нормы семейного права.
Конституция РФ
Ст. 7 гласит, что в РФ обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Ст. 38.1 гласит, что материнство, детство и семья находятся под охраной государства.
Ст. 72 п. ж1 гласит, что защита семьи, материнства и детства, защита института брака как союза мужчины и женщины, создание условий для достойного воспитания детей и семье, а также для осуществления совершеннолетним детям обязанности заботиться о родителях.
Семейный кодекс
Ст.1 гласит, что семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.
Ст. 1.2 признает равенство прав супругов, приоритет семейного воспитания.
Так же в Государственной Думе идет разработка иных законопроектов по поддержанию традиционных ценностей, сохранению суверенитета и самобытности культуры семьи в России. Как мы видим семья современной России, неразрывно связана с традиционным ценностями прошлого, мы бережно храним память и традиции, ведем правильную пропаганду, которая нацелена не на развращение и уничтожение семьи, как союза мужчины и женщины, а именно на сохранение единства нашего государства и нашего народа.
Нельзя не заметить, что Запад ведет совершенно иную политику. Детям с детства прививается возможность вступать в однополый брак, менять пол и совершать иные эксперименты над своим телом. Потому на пресс-конференции на форуме “Валдай” Владимир Путин заявил о попытках запада размыть наши ценности, навязать свои и ослабить суверенитет России. Запад старается исказить историю, насадить мифы и размыть ценности. Такова политика Запада сейчас и походу именно Россия осталась на верном Божьем пути, пути света и добра, чистоты и искренности. Чем больше наша семья будет крепнуть, тем больше будет крепнуть наша страна, наш дух и сила. Без государственной поддержки и без гражданской ответственности не возможно будет отстоять наши скрепы, но именно наш народ сможет это сделать, поскольку наша культура, наша вера и наше единство не позволит сбиться с пути, не позволит потерять себя в темноте современного мракобесия запада.
Вывод
Современна государственная политика направлена на выработку особенного российского пути и на сохранение нравственных скреп и основ, который вот уже сотни лет служат объединяющим фактором для Российского государства. Западный путь в данном вопросе кардинально разнится с нашим, их политика же направлена на излишнюю толерантность, Россия же законодательно закрепила семью как союз мужчины и женщины, а семейное воспитание приоритетным, поддержка материнства и отцовства и детства- обязанность государства. И вот Россия снова стоит на распутье- пойти ли по пути запада или сохранить свою высокую набожность, чистоту и светлость. В ежегодном послании в 2006 г. Президент России В.В. Путин назвал семью и армию двумя столпами Отечества. Далее он подчеркнул, что “мы должны восстановить старинные бережные отношения к семье и родному очагу”. Таким образом, вновь взят курс на восстановление традиционных семейных ценностей.
Выводом будут слова И. А. Ильина, который выделяет как главное необходимость «заложить основы духовного характера ребенка и довести его до способности самовоспитания», а из этих двух основ, как пишет философ, вырастает личный характер, прочное счастье человека и общественное благополучие. Ильин говорит о том, что родители, которые приняли эту задачу и творчески решили ее, «осуществили свое духовное призвание, оправдали свою взаимную любовь; укрепили, обогатили жизнь своего народа»
Список литературы
1. Статья “ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В РОССИИ” О. М. ПОТАПОВСКАЯ.
2. Статья “РЕФОРМЫ ПЕТРА I И ИХ ВЛИЯНИЕ НА БРАК И СЕМЕЙНУЮ ЖИЗНЬ В ДВОРЯНСКОЙ И КРЕСТЬЯНСКОЙ СРЕДЕ (ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА)” Миненко Геннадий Николаевич
3. Статья УПОРОВ И.В. “ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НАСЛЕДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТАХ РОССИИ (СЕРЕДИНА XVII - ПЕРВАЯ ТРЕТЬ XVIII ВВ.)”
4. Статья “ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ 17” В. Козина О.В.
5. “О России” И.А. Ильин