Введение
Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что не все ваши привычки или особенности характера сформированы именно вами или под влиянием вашего окружения. В ходе научного развития человек всё чаще интересовался возможностью влияния на генетику самых разных организмов: для получения большего урожая растений или же для быстрого роста животных. Спустя время человек задумался и о влиянии генетики не только на физиологическое состояние, которое было очевидно, но и на характер. Однако исследований в этой области не так много, так как эксперименты на людях запрещены, а эксперименты с ДНК оказываются слишком жестокими из-за непредсказуемых последствий.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что генетика играет главную роль в жизни человека, и изучение её влияние темперамент и особенности характера поможет создать представление о возможном характере будущих детей
Проблема: в настоящее время недостаточно внимание уделяется анализу и изучению влияния генетики на черты характера человека, что определяет значимость этого изучения для человечества
Цель: изучение влияния генетики на характер человека
Задачи:
-проанализировать литературу с целью выявления различных взглядов ученых этой области
-подобрать научные примеры влияния фактора генетики на характер
- составить вопросы для анкетирования
-провести анкетирование по выявлению уровня знаний о влиянии генетики на характер и поведение среди людей разных возрастных категорий
-сопоставить результаты анкетирования с теориями ученых
- изучить родословную семьи, для подтверждения выдвинутой гипотезы
Объект: организм человека
Предмет: влияние генетики на характер человека
Гипотеза: черты характера человека обусловлены его генотипом
В ходе исследования были использованы следующие методы: сбор и анализ информации - для формулировки собственной гипотезы на основе полученных данных, анкетирование - для выявления степени заинтересованности в данном вопросе, а также для определения освещенности вопроса среди молодых людей, составление родословной - для подтверждения гипотезы.
Практическая значимость работы заключается в том, что при её помощи можно подробнее разобраться в вопросе влияния генетики на черты характера человека людям, интересующимся данным вопросом
Теоретическая часть
1.1 Что такое характер
Каждый человек – это уникальная личность со своими взглядами на жизнь, своим отношением к окружающим и к себе самому. Такими уникальными нас делает, прежде всего, характер – сложный набор личностных характеристик, который формируется, развивается и меняется в течение всей жизни. Сегодня мы поговорим о том, что он собой представляет, как проявляется, из чего состоит и как формируется.
Характер – это система относительно постоянных свойств психики, определяющих поведение личности и основные особенности её взаимодействия с окружающим миром. Характер формируется и развивается в течение всей жизни. Он включает в себя множество личных качеств, паттернов поведения и привычек, формирующихся под влиянием внешних и внутренних факторов.
Термин «характер» образован от древнегреческого слова χαρακτήρ (читается как «характэр»), которое переводится как «особая примета», «отличительная черта» или «знак».
У характера есть две ключевых особенности:
черты характера устойчивы, если принимать в расчёт небольшой промежуток времени, но они меняются по мере накопления знаний и жизненного опыта;
характер определяет всю жизнь человека, влияя на большинство его решений, поступков и высказываний.
Наиболее типичные особенности личности проявляются в характере. Таким образом, хорошо зная характер определённого человека, можно с достаточно высокой точностью предсказывать его поведение в разных ситуациях и реакцию на определённые события.
В психологии изучению характера посвящён целый раздел – характерология. Она изучает сущность характера и его типы, а также процессы его формирования и развития.
Как проявляется характер?
Поскольку характер – это совокупность большого количества относительно постоянных свойств психики, его проявления присутствуют в каждом действии во всех сферах жизни. Эти проявления, как правило, представлены крайними степенями тех или иных форм поведения. Рассмотрим проявления характера в разных сферах подробнее.
В отношении к себе это может быть:
скромность и наглость;
застенчивость и тщеславие;
самокритичность и самоуверенность.
В отношении к окружающим:
замкнутость и общительность;
желание доминировать и желание быть частью коллектива;
доверие и недоверие;
враждебность и дружественность.
В отношении к работе:
трудолюбие и леность;
ответственность и безответственность;
добросовестность и недобросовестность.
В отношении к материальным ценностям:
щедрость и жадность;
бережливость и расточительность;
аккуратность и неряшливость.
Древнегреческий философ Гераклит однажды сказал: «Характер определяет судьбу». И это действительно так, ведь он проявляется в каждой повседневной мелочи, в каждом серьёзном или мелком решении и в каждой фразе, сказанной близкому или не очень человеку.
7 главных составляющих характера
Структура характера всё ещё остаётся предметом споров, поскольку это слишком сложное понятие для того, чтобы можно было так просто найти консенсус. Однако все сходятся на том, что в него входит большое количество в разной степени независимых характеристик личности. В качестве наиболее значимых психологи называют 7 составляющих.
1. Направленность
Это важнейший элемент характера, проявляющийся в положительной или отрицательной оценке различных явлений и поступков, в том числе собственных. Направленность характера определяет доминирующие потребности личности и её ценностные установки. От неё зависит, какие люди нравятся этому человеку, какие виды деятельности вызывают у него интерес, какие вещи кажутся важными и ценными.
Есть люди, для которых важно заниматься полезной деятельностью. Им приятно видеть и осознавать, что плодами их трудов пользуется большое количество других людей. И это даёт им мотивацию для продуктивной работы. Другим же людям свойственно преследовать лишь собственные интересы. Они могут работать эффективно и качественно, чтобы больше заработать для своего блага. Но для них не имеет большого значения, принесли ли их труды кому-то реальную пользу.
2. Убеждения
Это система личных знаний и установок человека, в соответствии с которыми он формирует своё отношение к действительности, принимает решения и действует, оценивает различные события и чужие поступки. На убеждениях основываются такие черты личности как неподкупность, ответственность, честность, принципиальность, требовательность к себе, моральные и нравственные принципы.
3. Эмоции
Чрезмерная эмоциональность может быть причиной таких особенностей как горячность, несдержанность и импульсивность. В некоторых случаях эмоции заставляют человека изображать чрезмерное сочувствие, которое может быть вполне искренним, но со стороны при этом выглядеть наигранным. Менее эмоциональные люди, наоборот, могут выглядеть «чёрствыми» и «толстокожими», неспособными к эмпатии и сопереживанию.
4. Умственные черты
Некоторые особенности интеллекта и мышления также считаются частью характера. К таковым относятся рассудительность и наблюдательность, способность быстро ориентироваться в новых обстоятельствах и умение рассчитывать свои силы. Человек, у которого развиты эти способности, обычно ведёт себя более спокойно, сдержанно и уверенно.
В то же время нерассудительные личности обычно ведут себя импульсивно и поспешно хватаются за любые дела, не осознавая их важности и делая всё поверхностно. В других ситуациях они могут проявлять излишнюю медлительность, паниковать, вести себя растерянно. Если такой человек не видит варианта решения, он может вести себя пассивно и даже прибегать к эскапизму, делая вид, что проблемы не существует или она его не касается.
5. Темперамент
Темперамент влияет на характер и его развитие. Он создаёт предпосылки, определяющие то, как человек воспринимает окружающую действительность и на какое место в ней претендует. Люди, выросшие в одинаковых условиях, обладающие одинаковыми знаниями и жизненным опытом, часто ведут себя совершенно по-разному, и это определяется именно темпераментом.
6. Воля
Наверное, большинство людей, если спросить у них, что такое характер, в первую очередь думает именно об этой составляющей. Воля – это способность человека поступать рационально, руководствуясь логикой и здравым смыслом, а не базовыми инстинктами и эмоциями.
Волевой человек способен действовать целеустремлённо, упорно двигаясь к цели и доводя дела до конца, не боясь трудностей и не обращая внимания на препятствия. Воля позволяет принимать решения и действовать, а безволие способствует потаканию желаниям и слабостям.
7. Сила характера
Несмотря на некоторую схожесть, сила характера отличается от воли, поэтому их не следует путать или отождествлять. Сила характера – это нечто вроде «внутреннего стержня», позволяющего человеку доводить дела до конца, отстаивать свою позицию и придерживаться своих убеждений.
Стоит отметить, что такой подход не всегда продуктивен. И всё же именно сила характера делает человека по-настоящему целеустремлённым, тогда как слабохарактерные люди обычно менее успешны, даже если они обладают способностью принимать рациональные волевые решения.
Как формируется характер?
Эрих Фромм в одной из своих работ написал: «Характер ребёнка представляет собой слепок с характеров его родителей». Таким образом, основными факторами формирования характера являются генетические предпосылки и личное влияние родителей или опекунов ребёнка. В дальнейшем на развитие характера влияют все, с кем личность контактирует: воспитатели и одноклассники, друзья и возлюбленные, коллеги по работе и незнакомые люди, обладающие авторитетом.
В течение всей жизни характер испытывает на себе влияние темперамента, от которого зависит реакция человека на происходящие события (то, как темперамент влияет на характер, мы рассмотрим ниже). Поэтому одни люди становятся общительными, ответственными и решительными, а другие лишены этих черт характера.
Разные черты характера закладываются в разные периоды жизни:
Первичные черты. Эта часть характера формируется в раннем детстве (обычно в период от 2-3 до 7-9 лет).
Социальные черты. Эта часть формируется преимущественно в школьном возрасте – между 7 и 14 годами. В этот период дети постигают тонкости социального взаимодействия, контактируя с родственниками, одноклассниками, друзьями и воспитателями.
Волевые черты.
Формирование воли и дисциплины происходит в период между 14 и 18 годами. В подростковом возрасте человек постоянно сталкивается с выбором между правильными и желанными действиями, сознаёт последствия и цену принятых решений.
Базовые черты. Это обширная группа свойств характера, формирующаяся, развивающаяся и меняющаяся в течение всей жизни. В неё входят любознательность, общительность, отзывчивость, нравственность, способность к состраданию и прочие черты, определяющие взаимодействие человека с обществом и окружающим миром.
К совершеннолетию характер обычно формируется и закрепляется. После этого он продолжает меняться, но уже гораздо медленнее. В основном это происходит под влиянием таких факторов как:
пример со стороны близких и просто значимых людей;
чужое мнение, одобрение и осуждение;
культура (литература, фильмы и прочие произведения);
нормы морали, религия и идеология общества.
В последние годы одним из важнейших факторов, влияющих на характер людей всех возрастных категорий, стал интернет. В интернете люди знакомятся с произведениями культуры, смотрят видео и играют в игры. Но основным фактором всё же является общение. Пользователи интернета получают возможность общаться с большим количеством разных людей (в том числе иностранцев), участвовать в дискуссиях, вступать в разные сообщества.
Считается, что зрелой личностью с полностью сформировавшимся характером современный человек становится примерно к 30 годам. К этому возрасту закрепляются основные черты характера, необходимые для достижения профессиональных успехов и создания семьи. Конечно, многие люди становятся успешными и заводят семьи раньше. Но в 30-летнем возрасте у человека формируются такие фундаментальные черты как целеустремлённость, дисциплинированность, ответственность и выдержка.
Типы характера
Несмотря на большое количество классификаций, предложенных авторитетными авторами, единой общепринятой системы пока нет. В психологии используется несколько достаточно удобных классификаций, основанных на таких факторах как темперамент, тип личности, физиологические особенности организма и прочее. Рассмотрим наиболее интересные теории.
Классификация по темпераменту
Не все люди правильно понимают, что такое характер и чем он отличается от темперамента, поэтому данные понятия часто путают. Их основное отличие заключается в том, что темперамент заложен в человеке природой и практически не подлежит коррекции.
Характер же формируется в течение жизни, но при этом зависит от темперамента. А значит, это можно использовать для деления на типы. Взяв за основу классификацию Гиппократа, можно выделить основные особенности характера, свойственные обладателям разных типов темперамента:
Холерик. Люди с таким типом темперамента обычно вспыльчивы и импульсивны, они склонны реагировать эмоционально и драматизировать происходящее. Как правило, холерики весьма нетерпеливы, не отличаются сильной волей и целеустремлённостью, поэтому часто бывают слабохарактерными, несмотря на показную решительность.
Сангвиник. Данный тип темперамента характеризуется подвижностью, наличием чувства юмора, эмоциональной устойчивостью и способностью оперативно реагировать на события. Сангвиники обычно обладают достаточно сильным волевым характером, они рассудительны и последовательны.
Флегматик. Люди с флегматичным типом темперамента спокойны в большинстве ситуаций, поскольку слабо подвержены эмоциям. Для флегматиков характерны такие черты характера как уравновешенность, настойчивость, упорство и прилежность. В общении с окружающими они обычно спокойны и не склонны к конфликтам, как и к любому другому проявлению эмоций.
Меланхолик. Такие люди отличаются впечатлительностью и эмоциональной лабильностью. Они ранимы и обидчивы, очень болезненно переживают неудачи. Неудача может толкнуть меланхолика на импульсивный поступок или заставить бросить дело. Таким образом, меланхолический темперамент сопровождается слабой волей и слабым характером.
Классификация К. Юнга
Швейцарский психиатр Карл Юнг предложил простую, но в то же время достаточно ёмкую классификацию типов личности, включающую всего три базовых типа:
Экстраверты. Это очень эмоциональные и открытые личности, постоянно нуждающиеся в общении. Обычно они демонстрируют высокий уровень ответственности по отношению к другим людям, но часто бывают безответственными в вопросах, касающихся собственного здоровья и некоторых других аспектов личного благополучия.
Интроверты. Такие личности обычно погружены в мир собственных переживаний и ощущений. При этом они часто замкнуты и не особо охотно контактируют с окружающими. Они не любят брать на себя ответственность, но при наличии времени показывают себя хорошими аналитиками, способными выдавать качественный результат.
Амбиверты. Это личности, обладающие отдельными чертами обоих предыдущих типов. Они неплохо ладят с окружающими, но часто нуждаются в том, чтобы побыть наедине с собой. Как правило, они харизматичны и остроумны, но часто ведут себя токсично. Тем не менее, они неплохо ладят с окружающими.
Теория характера Кречмера
Немецкий психолог Эрнст Кречмер описал 3 типа характера и сопоставил каждый из них с определёнными особенностями телосложения и физиологии:
Астеники. Это люди с худощавым телосложением и не очень развитыми от природы мышцами. Астеники обладают характером шизотимического типа, который подразумевает упрямство, замкнутость и плохую способность адаптироваться к меняющимся обстоятельствам.
Атлетики. Этот типаж имеет стройное тело с развитыми от природы мышцами. Характер таких людей отличается спокойствием, практичностью, властностью, ответственностью и добротой.
Пикники. Это люди с плотным телосложением, избыточным весом и слабыми мышцами. Они довольно общительны, способны быстро адаптироваться к резко меняющимся обстоятельствам.
Таким образом, характер – это сложный комплекс свойств личности, влияющий на все аспекты её жизни. Он формируется и развивается на протяжении всей жизни, при этом у каждого из нас есть возможность повлиять на свой характер. Мы можем самостоятельно формировать свои убеждения, определять для себя систему ценностей и развивать силу воли. Для этого необходимо хорошо понимать, что такое характер и из каких составляющих он состоит. Целенаправленно работая над правильным развитием каждой составляющей, можно радикально поменять всю свою жизнь.
1.2 Влияние генетики на формирование характера
В 1909 г. датский ученый В. Иогансен ввел в научный оборот термин "ген", который понимался как наследственный задаток определенного признака. Генетика – наука, изучающая закономерности и материальные основы наследственности и изменчивости организмов, а также механизмы эволюции живого. Наследственностью называется свойство одного поколения передавать другому признаки строения, физиологические свойства и специфический характер индивидуального развития. Свойства наследственности реализуются в процессе индивидуального развития. Генетика возникла в связи с разведением домашних животных и возделыванием растений, а также с развитием медицины. В процессе развития человеку становилось всё интереснее узнавать различные свойства организмов, которые появляются путём скрещивания организмов с разным генетическим материалом. Влияние генетики на физиологическое состояние было очевидно, однако постепенно человечество заинтересовалось влиянием генетики на душевное состояние человека, на его самоопределение.
Психогенетика пола: мальчик, которого растили как девочку
Различия в поведении у людей разного пола — один из вопросов, которыми занимается эта область. Хрестоматийным примером, определившим современные представления о психогенетике пола, считается случай Дэвида Реймера — мальчика, которого вырастили как девочку. Дэвид (у которого был брат-близнец) родился в небогатой канадской семье и в младенческом возрасте пережил несчастный случай, в результате которого потерял пенис. Реймеры долго не могли найти выход из сложившейся ситуации, а затем случайно узнали о теории Джона Мани (создателя термина «гендер»), который был уверен, что гендерная роль определяется воспитанием, а не ДНК. Данных, позволявших опровергнуть это, на тот момент не существовало.
Уровень развития хирургии не позволял провести реконструкционную операцию, и родители Дэвида решились на операцию по перемене пола, надеясь вырастить своего сына как дочь. Ребенку дали новое имя — Бренда. У Бренды были игрушки, одежда и занятия для девочек, брат относился к ней как к сестре, а родители — как к дочери. Однако вскоре стало ясно, что и психологически, и внешне девочка развивается по маскулинному типу. У Бренды не складывались отношения в школе (со сверстницами ей было неинтересно, а мальчики не хотели играть с девчонкой), и в дневнике она писала, что не имеет «ничего общего с матерью». В конце концов девочка стала задумываться о самоубийстве, и тогда родители решили рассказать ей правду. Бренда предприняла три неудачные попытки суицида, после чего решила вновь стать мальчиком. Она прошла гормональную терапию и перенесла операцию по восстановлению первичных половых признаков.
Теория доктора Мани оказалась опровергнута. Дэвиду выплатили значительную компенсацию за перенесенные страдания, однако его психологические проблемы так и не были до конца решены. Во взрослом возрасте Реймер женился и усыновил троих детей, однако вскоре после смерти брата, который погиб от передозировки антидепрессантов, все же покончил с собой. На тот момент ему было 38 лет.
Мы знаем, что гендер определяется генетически. Человека невозможно сделать мужчиной или женщиной за счет воспитания, давления или манипуляции: заложенные генетикой механизмы несопоставимо сильнее всего этого. Именно поэтому людям с диагнозом «трансгендерность» сегодня назначают операцию по перемене пола, чтобы привести биологический пол в соответствие с психологическим.
Ряд учёных твёрдо уверены, что формирование детской личности во многом определяется именно наследственностью.
Так, учёные Томас Бошард и Давид Ликкен после исследований о влиянии генов на формирование личности человека и его индивидуальные способности пришли к выводу, что 70% отличий в интеллекте обусловлено именно наследственностью.
В 1983 году они со своей командой начали искать пары разлучённых близнецов. В итоге было изучено 56 пар таких близнецов из восьми стран. Каждая пара потратила примерно неделю на сдачу психологических и физиологических тестов и измерений. Их сравнивали с теми близнецами, которые росли в одной семье.
В итоге учёные пришли к выводу, что 70% различий интеллектуальных способностей заложены генетически, а на оставшиеся 30% могут влиять окружающая среда, воспитание, образование, семья и т.д.
Определённый набор психологических качеств – открытость или недоверие к внешнему миру, нервозность, добросовестность и т.д., по их мнению, на 65% определяются генетикой.
А вот особая одарённость, по мнению ряда учёных, генетикой никак не определяется.
В 80‑х годах исследователи даже создали специальный банк спермы лауреатами Нобелевской премии. Более 200 американок самых разных социальных слоёв и даже рас согласились стать мамами детей, рождённых от гениев.
Сходство с папой или мамой
Когда сын или дочь как две капли воды похожи на маму или папу, никому и в голову не придёт спорить о влиянии наследственности. Речь же идёт о проявлениях у ребёнка черт характера того или иного родителя, манере поведения. Причём чаще всего тех черт, наличие которых у одного супруга жутко раздражает другого. И чем больше ребёнок повторяет эти ненавистные черты, тем сильнее родитель утверждается в его неисправимости.
Хотя на самом деле ребёнок может повторять поведение, например, папы вовсе не из-за тяжкой наследственности, а просто потому, что видит его пример перед глазами. Ребёнок впитывает в себя тот стиль поведения, общения и взаимодействия с миром, который принят в его семье.
Плохое поведение
Часто родители сначала сами пускают воспитание ребёнка на самотёк. А когда выясняется, что он не умеет себя вести – грубит, врёт, не думает о других и т.д., всё тут же списывается на тяжкую наследственность.
Если бы с самого начала родители чётко определяли для него границы дозволенного и доходчиво объясняли, что брать чужое, хамить, обижать слабых и т. д. нельзя, подобных проблем не было бы.
Плохое поведение ребёнка может быть вызвано и недостатком внимания и тепла со стороны родителей. И ребёнок таким образом пытается эту нехватку восполнить.
В любом случае поведение ребёнка в большей степени зависит от тех качеств, которые родители проявляют сейчас, нежели передают по наследству.
Нежелание ребёнка заниматься чем-либо
Нередко родители списывают нежелание чада заниматься чем-либо – музыкой, спортом, учёбой, наконец, опять же генами. Из-за влияния которых ребёнок и не испытывает интереса к учёбе, не обладает должной усидчивостью, и вообще не может ни на чём сосредоточиться.
Проблема не в том, что ребёнок не способен чем-либо заниматься. А в том, что это занятие навязано родителями и потому попросту не привлекает.
Например, мама мечтает, чтобы ребёнок занимался музыкой. А ему совсем не интересна игра на пианино. Причём независимо от того, были в его роду любители музыки или нет. Отсюда и неусидчивость, и нежелание заниматься, и всё то, что родители с такой готовностью объясняют влиянием генов.
Характер и вредные привычки
Характер, психика и интеллект человека – это полигенные признаки. Сейчас наука отрицает тот факт, что существуют гены, которые отвечают за ту или иную черту характера. Каждая индивидуальна особенность – результат взаимодействия множества факторов, как генетических, так и окружающей среды.
Ученные отмечают, что, хотя гены и не определяют характер человека так же строго, как его физические черты, их влияние нельзя игнорировать. Это позволит избежать ошибок при воспитании детей.
Воспитание, климат и экология, культурная специфика среды – все это, в конечном итоге, оказывает влияние на нашу личность и характер.
В наших генах закодированы не только черты характера, но и вредные привычки. Согласно крупному международному исследованию, склонность к табаку и алкоголю во многом определяется наследственными факторами. Толерантность к алкоголю обусловлена эффективностью специальных ферментов печени (алкогольдегидрогеназа), которая обусловлена генетически. Также передается по наследству склонность к запоям и риск развития алкоголизма.
В конечном счете мы можем лишь прогнозировать некоторые особенности психики, но даже самый точный генетический анализ не поможет точно предугадать поведение или характер в целом. Генетика поведения всегда будет научным анализом вероятности, а не предсказанием будущего характера ребенка.
Темперамент
Темперамент включает поведенческие черты, такие как общительность (общительный или застенчивый), эмоциональность (спокойный или быстро реагирующий), уровень активности (высокая или низкая энергия), уровень внимания (сосредоточенность или легко отвлекается) и настойчивость (решительность или легко обескураживает). Эти примеры представляют собой спектр общих характеристик, каждая из которых может быть полезной в определенных обстоятельствах. Темперамент остается довольно постоянным, особенно в зрелом возрасте.
Сходные темпераменты в семье могут быть связаны с общей генетикой и средой, в которой вырос человек. Исследования однояйцевых близнецов (у которых 100 процентов ДНК совпадает) и их братьев и сестер, не являющихся близнецами (у которых примерно 50 процентов ДНК), показывают, что большую роль играет генетика. Однояйцевые близнецы обычно имеют очень похожий темперамент по сравнению с другими братьями и сестрами. Даже однояйцевые близнецы, выросшие отдельно друг от друга в разных семьях, обладают такими чертами.
Ученые подсчитали, что от 20 до 60 процентов темперамента определяется генетикой. Темперамент, однако, не имеет четкой модели наследования, и не существует конкретных генов, которые придают определенные черты темперамента. Вместо этого многие (возможно, тысячи) общих вариаций генов (полиморфизмов) объединяются, чтобы влиять на индивидуальные характеристики темперамента. Другие модификации ДНК, которые не изменяют последовательности ДНК (эпигенетические изменения), также, вероятно, влияют на темперамент.
Однако не все черты способны проявиться в юном возрасте, поэтому по мере взросления добавляется влияние других генов, переданных от родителей.
В интервью программе «А поговорить?» Константин Северинов, доктор биологических наук, профессор Сколковского института науки и технологий и Университета Ратгерса, говорит о том, что «поведенческих» генов не существует, а для учёных известны функции около 10% генома. Также он говорит о том, что не существует гена алкоголизма, а предрасположенность к нему обусловлена совокупностью некоторых физиологических особенностей.
Предрасположенность к алкоголизму
Метаанализ был завершен Сьюзан Бергесон, доцентом кафедры нейробиологии Техасского университета в Остине, и исследовательской группой с несколькими участками, участвующей в поддерживаемой Национальным институтом по борьбе со злоупотреблением алкоголем и алкоголизмом интегративной нейробиологической инициативе по борьбе с алкоголизмом (INIA). Это привело к новому пониманию генетики предрасположенности к употреблению алкоголя.
"То, что делают наши результаты, по сути, генерирует гены-кандидаты для тестирования", - сказал Бергесон. "Многие из идентифицированных нами генов ранее никогда не были вовлечены в употребление алкоголя, включая несколько, функция которых остается совершенно неизвестной".
В анализе приняли участие девять мышиных моделей, которые различались по уровню потребления алкоголя. Ни одна из мышей не подвергалась воздействию алкоголя, поскольку целью эксперимента было изучение генетической предрасположенности к употреблению алкоголя.
Экспрессия генов в головном мозге была проанализирована с использованием анализа микрочипов, и новый статистический подход к метаанализу выявил почти 4000 дифференциально регулируемых генов у мышей, употреблявших большое и малое количество алкоголя.
Исследователи INIA сузили круг существенных изменений, используя три различных подхода:
Анализ перекрытия между человеком и мышью был завершен с использованием хромосомных областей, которые, как было показано в ранее опубликованных генетических исследованиях, были связаны с употреблением алкоголя и алкогольной зависимостью. Тридцать три гена в метаанализе соответствовали этим регионам, где генетические связи человека и мыши одинаковы; 11 были из трех семейств генов.
Кроме того, тысячи генов были сведены к гораздо более короткому списку с использованием биоинформационных подходов, которые выявили чрезмерную представленность внутри путей.
Наконец, 20 генов для одной хромосомной области, о которой давно известно, что она участвует в употреблении алкоголя, были идентифицированы с использованием нового подхода к фильтрации.
Также были проанализированы мыши, содержащие участок хромосомы 9 из штамма с низким содержанием алкоголя в геноме штамма с высоким содержанием алкоголя. Результаты микрочипов для мыши congenic 9 стали фильтром для общего мета-анализа и были использованы для идентификации генетически расходящихся генов на девятой хромосоме мыши.
"Мы смогли использовать возможности многих исследований, чтобы сузить тысячи генов-кандидатов до управляемого списка способом, который был бы значительно сложнее без метаанализа", - сказал Бергесон. "Кроме того, в этом исследовании было обнаружено несколько генов, связанных с употреблением алкоголя, которые ранее никогда не были охарактеризованы. Если бы мы не сделали ничего другого, кроме как указали на ген, который иначе не был бы обнаружен, это было бы ценно". Бледнов, Вишванат Р. Айер и Бергесон из Техасского университета в Остине.
Теория преступного поведения Г. Айзенка
Одним из наиболее заметных исследователей генетической составляющей в личности преступника являлся Ганс Айзенк. Он был убежден, что социологическая теория мало поможет в понимании преступного поведения. Айзенк считал, что неврологические особенности личности являются одним из основных факторов, обусловливающих асоциальное поведение.
Он отмечал: "В Европе и Соединенных Штатах наблюдается более справедливое распределение экономических благ, лучшие жилищные условия и более высокий уровень жизни. Если исходить из социологической теории, тогда преступность должна была бы снизиться. В действительности же факты красноречиво свидетельствуют о ее увеличении, а в некоторых случаях даже о многократном. Очевидно, что это опровергает представление о том, что причиной преступлений являются плохие экономические условия. Теории, претендующие на истинное объяснение причин, должны точно прогнозировать последствия".
Выдвинутая автором в 1977 г. концепция гласила, что преступное поведение является результатом взаимодействия между определенными условиями окружения и свойствами нервной системы. По мнению исследователя, теория изучения преступления должна включать обследование нейрофизиологической структуры, а также социального развития человека. Преступление нельзя понять только в свете наследственности, но нельзя его объяснить и одними условиями окружения. Еще ранее, в 1971 г., автор говорил, что различные комбинации нейробиологических, личностных факторов и факторов окружения вызывают совершение различных типов преступления. Следовательно, некоторые люди более восприимчивы к совершению определенных преступлений.
Американский психолог Ганс Айзенк относительно генетического компонента преступности отмечает, что три четверти всех индивидуальных особенностей укоренены в генетической конституции человека. Данный вывод был сделан им при изучении близнецов (однояйцевых и двухяйцевых), а также приемных детей. Заключив, что среда и воспитание обладают меньшим влиянием, чем наследственность, автор решил, что оба эти фактора важны и оба играют свою роль в формировании антисоциального поведения. Он подчеркивает преуменьшение в научной литературе значения генетических корней преступности.
Взяв за физиологическую основу исследования американского нейрофизиолога П. Маклина, Г. Айзенк условно разделил человеческий мозг на три части:
1) архикортекс (старая кора) — древняя часть мозга, которую человек унаследовал от древних пресмыкающихся;
2) палеокортекс (древняя кора) — лимбическая система мозговой структуры, сформировавшаяся позже и управляющая выражением эмоций;
3) неокортекс (новая кора) — то серое вещество, которое отличает нас от животных и позволяет логически рассуждать и пользоваться речью, то есть помогает выйти за рамки биологической эволюции.
По мнению исследователя, существует генетический фактор, действующий на уровне довольно примитивной части человеческого мозга (палеокортекса), которая говорит на языке, совершенно отличном от языка рассудочного мышления, который понимает неокортекс. Поэтому попытки изменить криминальные наклонности, повлиять на мотивы и поведение преступников редко увенчиваются успехом. В предупреждении генетической склонности к преступному поведению Айзенк уделяет особое внимание применению законов формирования условных рефлексов.
По мнению ученого, некоторые люди рождаются со свойствами нервной системы, значительно отличающимися от обычных и влияющими на их способности соответствовать социальным нормам и правилам. Склонность к преступному поведению понимается как определенные особенности центральной и периферийной нервной системы, которые формируют реакции на окружающую обстановку и повышают вероятность того, что данный человек встанет на асоциальный путь. Обладатели некоторых типов нервной системы имеют склонность к преступной деятельности из-за своей реактивности, восприимчивости и возбудимости. Айзенк выделил черты нервной системы, от которых зависят особенности личности в целом: экстраверсия, нейротизм, психотизм.
Экстраверсия — это поведенческие характеристики и сферы охвата. На основе полученных данных были выделены: экстраверты (общительные, импульсивные, оптимистичные, открытые, могущие быстро стать агрессивными) и интроверты (замкнутые, мрачные, молчаливые, осторожные, держат свои чувства под контролем).
Нейротизм — состояние, отражающее биологическую предрасположенность к тем или иным физиологическим реакциям на стрессовую ситуацию. Как и экстраверсия, нейротизм является важным аспектом изучения связи между типом личности и преступлением. В основном нейротизм связан с силой эмоциональных реакций.
Психотизм похож на обычную психопатию. Отличительной чертой психопатической личности является жестокость, низкая эмоциональность, неприязнь, тяга к необычному, пренебрежение к страху. Айзенк предполагал, что высокое содержание мужского гормона тестостерона в сочетании с низким уровнем фермента окиси моноамина и нейротрансмиттера серотонина может играть значительную роль в формировании психотизма. По Айзенку, важно разделять "психотиков" и психически больных, которые утратили связь с внешним миром.
Кроме этих трех факторов темперамента выделяется также фактор общего умственного развития (общего интеллекта).
Автор особо выделил такую черту психопатического поведения, как ригидность, которая характеризуется эгоцентризмом, злобностью, эгоистичностью, агрессивностью. Ригидность мышления имеет непосредственное отношение к особенно жестоким преступлениям. Люди с ригидным типом мышления менее восприимчивы к психотерапевтическому воздействию. Ригидное поведение причинным образом связано с выработкой тестостерона в организме. В крайней своей форме ригидность мышления может вести к психическим расстройствам. Единственный способ воздействия на ригидного человека — перевоспитание с использованием условных рефлексов или фенотиазинов (лечение женскими половыми гормонами) либо других препаратов, которые временно снижают ригидность.
Для определения названных личностных характеристик Айзенк разработал несколько опросников.
Генетика психических заболеваний
В психиатрии имеется много фактов, которые свидетельствуют о существенной роли наследственности в этиологии и патогенезе эндогенных и других психических заболеваний. Основными из них являются накопление повторных случаев заболевания в семьях больных и разная частота пораженных родственников в зависимости от степени родства с больными.
Частота соответствующих заболеваний у родственников больных больше, чем в общей популяции. Так, если распространенность шизофрении среди населения составляет около 1%, то частота пораженных среди родственников больных первой степени родства примерно в 10 раз выше, а среди родственников второй степени родства в 3 раза выше, чем в общей популяции. Сходная ситуация имеет место и в семьях пациентов с аффективными психозами: частота заболеваемости этими психозами среди населения — 0,6%, а среди родственников больных маниакально-депрессивным психозом среди родственников первой степени родства — более 20%. При этом отмечаются примерно в равном числе как биполярные, так и монополярные психозы. Среди родственников пациентов с депрессиями преимущественно встречаются больные с депрессиями (14%), а больные-с биполярными расстройствами составляют среди них только 1%. Для эпилепсии, распространенность которой среди населения составляет 0,596, частота этого заболевания среди родственников также выше популяционной и, кроме того, она зависит от клинической формы болезни. Так, у пациентов с большими судорожными припадками частота этого заболевания среди родственников первой степени родства — их детей и сибсов (братьев, сестер) — достигает 7%, а среди родителей — 3—4%; при фокальной эпилепсии частота пораженных среди родственников первой степени родства равна 1—2%. Распространенность алкоголизма среди населения, как известно, достигает 3—5% у мужчин и 1% —у женщин. У родственников больных первой степени родства частота этого заболевания выше в 4 раза, а среди родственников второй степени родства — в 2 раза. Накопление случаев заболевания отмечено и в семьях больных с деменцией альцгеймеровского типа. Более того, выделяется семейный вариант болезни Альцгеймера. Хорея Гентингтона является примером заболевания, которое хорошо изучено в клинико-генеалогическом аспекте в связи с установленной локализацией гена в 4-й хромосоме.
2. Исследование
Исследование проводилось в период с 24 сентября 2022года до 17 февраля 2023 года и состояло из 2 частей.
Цель исследования: выявление зависимости характера человека от генотипа
1 этап – проведение анкетирования по выявлению наличия знаний о влиянии генетики на характер человека среди людей разных возрастных категорий
Анкетирование проведено среди учащихся 9 – 11 классов МАОУ «СОШ №55» и учащиеся первого курса Пермского Государственного Медицинского университета им. академика Е. А. Вагнера. Участникам анкетирования было предложено ответить на 7 вопросов, 6 из которых были с вариантами ответа и 1 открытый вопрос (Приложение №1). По результатам анкетирования (Приложение №2) были сделаны несколько выводов:
Почти все опрошенные интересовались темой влияния генетики на характер и поведение человека
Большинство опрошенных замечали сходство своего характера с характерами родственников или же им на него указывали
Треть опрошенных не верит, что черты характера и модели поведения могут передаваться по наследству
Почти 90% опрошенных отмечают, что не хотели бы унаследовать некоторые черты своих родителей
Большинство опрошенных не знают конкретных примеров наследования черт характера и моделей поведения, небольшой процент от числа опрошенных не верит во влияние генетики на характер и поведение человека
Таким образом, результаты опроса подтверждают проблему малой освещенности и изученности влияния генетики на характер человека.
Исходя из данных теоретического исследования можно сформулировать гипотезу:
Так как учеными не были найдены гены, которые отвечают за какие-то черты характера, можно предположить, что за некоторые черты характера отвечает совокупность нескольких генов.
2 этап – изучение родословной семьи Генераловых по наследованию одной черты характера – упорства в достижении цели (рис.1). Упорство - качество в характере человека, позволяющее преодолевать временные трудности. Такие люди, как правило решительные, настойчивые, целеустремленные, готовые преодолеть неприятность, совершают ошибки, исправляются и дальше идут к поставленной цели, к решению задачи.
Родословная данной семьи интересна тем, что в ней большое количество поколений и членов семьи в каждом поколении.
Для большей достоверности фактов, был взят период начиная с прабабушек и прадедушек.
При составлении родословной во внимание принималось поведение членов семьи при ситуациях, когда возникшие трудности можно было обойти или же ничего не предпринимать с наименьшими потерями. Однако члены семьи принимали решения разбираться со всеми трудностями и решать проблемы для достижения собственной цели, несмотря на ошибки или большие трудности в достижении результата.
Во внимание бралась черта характера с наименьшей возможностью её искусственного появления посредством воспитания членами семьи и обществом. При возможной генетической передаче черты характера влияние общества лишь увеличивает проявление данной черты характера.
Рис.1
По составленной схеме видно, что в родословной со стороны отца упорство передавалось как доминантный признак, так как члены семьи, обладающие им, есть в каждом поколении. Со стороны же матери данный признак передавался как рецессивный, так как в одном из поколений он не встречается совсем.
Из полученных данных можно сделать вывод о том, что упорство вполне возможно генетически передавалось в семье совокупностью нескольких генов, однако по- разному: по линии отца – как доминантный признак, по линии матери – как рецессивный признак.
3. Заключение
Таким образом, после сбора и анализа информации по теме влияния генетики на черты характера человека, а также составления родословной для выяснения механизма наследования одной из черт характера можно сделать несколько выводов:
Тема влияния генетики на черты человека достаточно популярна среди молодых людей, но мало освещена для большинства
Влияние генетики на человека мало изучено мировой наукой, так как есть множество теорий и гипотез, который подтверждают данное явление, однако точных данных о генетической передаче тех или иных черт характера нет
Составление родословной и анализ полученных данных на основе гипотез косвенно подтверждают передачу черты характера совокупностью нескольких генов, однако не доказывают этого полностью из-за формирования на основе гипотезы
Список литературы
1. Analysis Highlights Areas For Research Into Genetic Causes Of Alcoholism / [Электронный ресурс] // ScienceDaily : [сайт]. — URL: https://www.sciencedaily.com/releases/2006/04/060418175419.htm (дата обращения: 15.12.2022).
2. Генетика психических заболеваний / [Электронный ресурс] // StudFile : [сайт]. — URL: https://studfile.net/preview/3832763/page:31/ (дата обращения: 2.12.2022).
3. Генетические теории / [Электронный ресурс] // Studme.org : [сайт]. — URL: https://studme.org/77985/pravo/geneticheskie_teorii?ysclid=leohxw0ecj836691024 (дата обращения: 28.11.2022).
4. Камалтдинова А.Ф. Юридические науки. Генетические начала в личности преступника / Камалтдинова А.Ф. [Электронный ресурс] // cyberleninka.ru : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/geneticheskie-nachala-v-lichnosti-prestupnika/viewer (дата обращения: 24.12.2022).
5. Что передается человеку по наследству характер темперамент интеллект воля / [Электронный ресурс] // East Bridge : [сайт]. — URL: https://eastbr.ru/oformlenie-imushhestva/chto-peredaetsya-cheloveku-po-nasledstvu-harakter-temperament-intellekt-volya.html (дата обращения: 23.01.2023)
Приложение №1
Словарик терминов
Термин |
Определение |
Психогенетика |
Наука о наследственности и изменчивости психических и психофизиологических свойств, возникшая на стыке психологии и генетики |
Маскулинный тип развития |
Совокупность телесных, психических и поведенческих особенностей, рассматриваемых как мужские |
Трансгендерность |
Несовпадение гендерной идентичности или, в ряде случаев, гендерного выражения человека с полом, присвоенным при рождении |
Нейробиология |
Наука, изучающая структуру, функционирование и развитие нервной системы человека и животных |
Интегративная нейробиологическая инициатива |
Исследование нейробиологии, которое объединяет данные функциональной организации для лучшего понимания сложных структур и поведения |
Метаанализ |
Объединение результатов нескольких исследований методами статистики для проверки одной или нескольких взаимосвязанных научных гипотез |
Лимбическая система |
Совокупность ряда структур головного мозга, расположенных на обеих сторонах таламуса, непосредственно под конечным мозгом. Окутывает верхнюю часть ствола головного мозга, будто поясом, и образует его край. представляет собой не отдельную структуру, а скопление из конечного мозга, промежуточного мозга, и среднего мозга |
Патогенез |
Механизм возникновения и развития заболеваний и отдельных их проявлений. Рассматривается на различных уровнях - от молекулярных нарушений, до нарушений в работе организма в целом |
Эндогенное возникновение |
Патологический процесс в организме, обусловленный внутренними факторами, а не вызванный внешними воздействиями |
Приложение №2
Вопросы, предложенные участникам анкетирования:
1. Интересует ли Вас вопрос влияния генетики на характер человека?
2. Есть ли у вас черты характера, схожие с вашими родителями?
3. Говорили ли Вам, что ваш характер схож с характером одного из ваших родственников?
4. Верите ли Вы в то, что можете на генетическом уровне унаследовать черты характера от родителей?
5. Есть ли черты характера, которые Вы не хотели бы унаследовать от родителей?
6. Знаете ли Вы примеры наследования черт характера на генетическом уровне?
7. Если знаете, укажите суть исследований, являющихся примерами наследования черт характера человека на генетическом уровне
Приложение №3
Вопрос №1 «Интересует ли Вас вопрос влияния генетики на характер человека?»
Вопрос №2 «Есть ли у вас черты характера, схожие с вашими родителями?»
Вопрос №3 «Говорили ли Вам, что ваш характер схож с характером одного из ваших родственников?»
Вопрос №4 «Верите ли Вы в то, что можете на генетическом уровне унаследовать черты характера от родителей?»
Вопрос №5 «Есть ли черты характера, которые Вы не хотели бы унаследовать от родителей?»
Вопрос №6 «Знаете ли Вы примеры наследования черт характера на генетическом уровне?»