Мониторинг уровня тревожности обучающихся кадетских и общеобразовательных классов лицея с.Булгаково

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мониторинг уровня тревожности обучающихся кадетских и общеобразовательных классов лицея с.Булгаково

Макарова Ю.О. 1
1МОБУ лицей с.Булгаково
Вахитова О.Н. 1
1МОБУ лицей с.Булгаково
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Наше исследование мы проводили в области экологии человека.

Данная область исследует взаимодействие человека как индивида и личности с окружающей его природной и социальной средой [1]. Знания о душе человека, об особенностях психической организации людей помогают выявлять характер взаимодействия с внешней средой и устранять факторы, негативно действующие на психофизиологическое состояние человека [17]. Одним из таких проявлений влияния экофакторов на человека является тревожность.

Исследование тревожности подростков является весьма актуальной в настоящее время. Страхи и тревоги, связанные с самоутверждением в среде сверстников, с учебной деятельностью, а также с проблемой выбора будущей профессии свойственны для всех обучающихся. Сама по себе тревога – это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у подростков является фактором риска.

Цель исследования:выявить и сравнить уровень тревожности у обучающихся кадетских и общеобразовательных классов.

Объект исследования: тревожность обучающихся.

Предмет исследования: уровень тревожности обучающихся кадетских и общеобразовательных классов.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи: 1) проанализировать литературу по данной тематике; 2) исследовать уровень тревожности у обучающихся в кадетских и общеобразовательных классах различными методами; 3) проанализировать собранный материала и графически его обобщить; 4) разработать рекомендации по профилактике тревожности

Гипотеза исследования: уровень тревожности у обучающихся кадетских классов ниже, нежели у обучающихся общеобразовательных классов.

Методы исследования:

– теоретический анализ литературных источников;

– диагностические: «Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина», «Личностная шкала проявления тревожности Дж.Тейлора, (адаптация В.Г.Норакидзе)».

Результаты работы могут быть использованы школьными психологами, педагогами на классных часах, при планировании внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях и для популяризации здорового образа жизни среди учащихся, а также для рекомендации родительскому сообществу.

Глава 1. Литературный обзор

1.1. Изучение эмоционального состояния человека

Наша жизнь невозможна без переживаний, так как все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные эмоции.

Эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности [15].

Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.

Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [7].

К классу эмоций относятся и стрессы.Они представляют собой состояния чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека [8].

Если человек долго находится в стрессе, то он может испытывать тревогу, тревожное состояние, даже без особых причин.

Повышенная тревожность не даёт возможности адекватно реагировать на повседневные проблемы, появляется неуверенность в себе [11].

В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры, его форм, итогового контроля и других аспектов .

Нововведения в системе образования предъявляют высокие требования к подготовке, процедуре прохождения экзаменов. В связи с этим для многих выпускников такая процедура итоговой аттестации вызывает стресс, тревожность .

    1. Изучение природы тревожности

Тревога обычно возникает как реакция на объективную опасность. Например, существует угроза для жизни или здоровья близких, мозг ее обрабатывает и заставляет нас держаться подальше от источника опасности. Отличный пример — новый коронавирус. Мы видим в обществе разнонаправленную реакцию на него. У кого-то возникает избыточная тревога, переходящая в панику, а у кого-то, наоборот, срабатывают механизмы отрицания, например, некоторые люди начинают разделять идею, что коронавируса вообще не существует.

Причины тревожности биопсихосоциальные, то есть в этом участвуют и социальные факторы, и психологические и биологические особенности организма конкретного человека [3]. В настоящее время сильное влияние оказывает социальная составляющая — микросоциум и макросоциум. Люди, включенные в процессы обмена информацией, испытывают усиленное чувство тревоги.

Повышенная обеспокоенность дезадаптивна. Человек, паникуя, выпадает из нормального функционирования социума.

Так, по мнению А. М. Прихожана, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с   ожиданием   неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [13]. По определению Р. С. Немова, тревожность – постоянно или   ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических   социальных ситуациях [17].

Таким образом, понятием «тревожность» ученые обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.

1.3. Уровни тревожности

Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное   состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою   положительную роль.   Оно   выступает   своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания [8].

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она   может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное   и   опасное [6]. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

А.М. Прихожан, Р.С. Немов, А.О. Прохоров, Е.И. Рогов выделяют самооценочную, школьную, личностную и межличностную, оценочную (экзаменационную) тревожность.

Школьная тревожность понимается как специфический вид тревожности, проявляющийся в его взаимодействии с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на учебную деятельность обучающегося, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями подростка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы) [11].

Глава 2. Методика исследования

Психическая компонента здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в плане реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов, идей, целей. Поэтому уровень субъективной неудовлетворенности человека может проявляться в негативных эмоциональных ощущениях (тревога, сниженное настроение), определяющих текущее психическое состояние, а в конце концов и здоровье. Для исследования психического здоровья человека, для определения наличия и уровня психоэмоциональных дисфункций (нездоровья) используют следующие ситуативные опросники, отражающие особенности психического состояния человека: тест тревожности Спилбергера-Ханина; личностная шкала проявления тревожности Дж.Тейлора, (адаптация В.Г.Норакидзе).

Методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным). Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности  характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Отвечать на вопросы теста необходимо так, как вы себя чувствуете в данный момент, долго не задумываясь, так как обычно первый ответ, который приходит в голову, наиболее адекватен Вашему состоянию.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15—30 мин [8,18].

Статистическую достоверность мы проверяли при помощи методов статистического вывода. Это определенные требования к численности, или объёму выборки. Если необходимо сравнивать 2 выборки, их общая численность должна быть не менее 50 человек, численность сравниваемых выборок должна быть приблизительно одинаковой [16].

Глава 3. Результаты исследования

Исследования проводились в 2021-2022 учебном году на базе МОБУ лицей с.Булгаково. В работе приняли участие обучающиеся кадетских и общеобразовательных классов:

  1. В 8-х классах всего 50 (из них 20 кадет)

  2. В 9-х классах всего 70 (из них 40 кадет)

  3. В 11- х классах всего 30 обучающихся (из них 10 кадет)

По данным администрации муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей с.Булгаково в 2016-2017 учебном году впервые были сформированы кадетские классы. Набор обучающихся в кадетские классы проводился на основании вступительных экзаменов.

В кадетских классах обучающиеся в первой половине дня изучают общеобразовательные дисциплины, а во второй половине дня занимаются изучением основ пожарно-прикладного спорта, туризма, ораторского искусства, сборки-разборки автомата, оказание первой медицинской помощи, азов воздушно-десантной подготовки. Наблюдая за кадетами мы сделали вывод, что эти юноши и девушки очень сдержанные, серьезные, дисциплинированные. Мы поставили задачу исследовать в сравнении влияние стрессовых ситуаций и проявление уровня тревожности на кадет и обучающихся в общеобразовательных классах методами психологического тестирования. Данные анкетирования представлены в таблицах 1-4 .

Таблица 1. Тест тревожности Спилбергера-Ханина

Тревожность

8-е классы

Кадетские

Общеобразовательные

отсутствует

умеренная

выраженная

отсутствует

умеренная

выраженная

Ситуативная тревожность

0

11

9

6

17

7

Личностная тревожность

10

9

1

4

21

5

Таблица 2. Тест тревожности Спилбергера-Ханина

Тревожность

9-е классы

Кадетские

Общеобразовательные

отсутствует

умеренная

выраженная

отсутствует

умеренная

выраженная

Ситуативная тревожность

1

27

12

5

16

9

Личностная тревожность

14

22

4

7

17

6

Таблица 3. Тест тревожности Спилбергера-Ханина

Тревожность

11-е классы

Кадетские

Общеобразовательные

отсутствует

умеренная

выраженная

отсутствует

умеренная

выраженная

Ситуативная тревожность

0

6

4

2

11

6

Личностная тревожность

2

4

4

1

10

9

Таблица 4. Личностная шкала проявления тревожности Дж.Тейлора, (адаптация В.Г.Норакидзе).

Показатель уровня тревожности

Кадетские

Общеобразовательные

40–50 баллов – рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

8кл-0

9кл-0

11кл-1

8кл-0

9кл-5

11кл-4

25–40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги;

8кл-0

9кл-2

11кл-2

8кл-7

9кл-8

11кл-6

15–25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

8кл-12

9кл-18

11кл-4

8кл-20

9кл-8

11кл-6

5–15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

8кл-6

9кл-15

11кл-3

8кл-2

9кл-7

11кл-2

0–5 баллов – о низком уровне тревоги.

8кл-2

9кл-5

11кл-0

8кл-1

9кл-2

11кл-0

Рис.1. Показатели личностной тревожности по Методике Спилбергера-Ханина у обучающихся кадетских и общеобразовательных классов

На основании данных, полученных в ходе нашего исследования, можно утверждать, что высокая умеренная и выраженная личностная тревожность характерна большинству обучающихся общеобразовательных классов. Это говорит о том, что для данной категории учеников свойственны переживания, страхи и тревоги. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении (Рис.1).

Рис.2. Показатели личностной шкалы проявления тревожности по методике Дж.Тейлора у обучающихся кадетских и общеобразовательных классов

Данные, полученные при измерении уровня тревожности по методике Тейлора совпадают с предыдущими данными. Обучающиеся из кадетских классов обладают более низким уровнем тревожности. Это можно связать с высокими морально-психологическими, деловыми и организационными качествами, физической выносливости и стойкости кадет (Рис.2).

В ходе исследовательской работы мы выявили различные уровни тревожности у обучающихся МОБУ лицей с.Булгаково. Объективные данные исследования были предоставлены школьному психологу, а также классным руководителям и родительскому сообществу. Школьным психологом на основе нашего исследования был составлен план индивидуальной работы с обучающимися, имеющими высокий уровень личностной тревожности.

Для снятия тревожности и развитие  культуры межличностных отношений и навыков продуктивного сотрудничества  обучающихся в нашем лицее функционирует внеурочная деятельность «Тропинка к своему Я», большое внимание на занятиях уделяется вопросам развития личности, которую возможно решить при наличии психологических знаний о себе, своих личностных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом. Рассматриваются аспекты поведения подростков, общения со своими сверстниками, высказывания своих мыслей. Обсуждаются рекомендации по снятию тревожности при подготовке к экзаменам. По результатам исследования классными руководителями в эту внеурочную деятельность были включены обучающиеся с высоким уровнем личностной тревожности.
С результатами исследования мы ознакомили родителей на родительских собраниях. Были даны рекомендации по преодолению тревожности: контролировать соотношение физической и умственной активности детей, а именно отдавать предпочтение физической активности.

Выводы:

  1. В 8-9 кадетских классах наблюдается умеренный или выраженный уровень ситуативной тревожности.

  2. У кадет, обучающихся в 11-м классе уровень ситуативной тревожности выше, это можно объяснить предстоящими выпускными экзаменами.

  3. Уровень личностной тревожности у обучающихся 8-9 общеобразовательных классов остается преимущественно на умеренном уровне ,а у выпускников 11 классов – четко выражена.

  4. Данные, полученные при измерении уровня тревожности по методикам Тейлора и Спилбергера-Ханина совпадают.

Заключение

В ходе исследовательской работы мы выявили различные уровни тревожности свойственные для обучающихся кадетских и общеобразовательных классов МОБУ лицей с.Булгаково. Для обучающихся кадетских классов характерен умеренный или выраженный уровень ситуативной тревожности. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою   положительную роль.   Оно   выступает   своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Но для большинства обучающихся общеобразовательных классов характерна высокая умеренная и выраженная личностная тревожность. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера постоянная тревожность приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма, может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому школьным психологам, классным руководителям, учителям-предметникам, родителям обучающихся необходимо владеть информацией об эмоциональном состоянии подростков. Таким образом мы подтвердили выдвинутую гипотезу.

В МОБУ лицей с.Булгаково нами были проведены внеклассные мероприятия по популяризации здорового активного образа жизни среди обучающихся. Были даны рекомендации по преодолению тревожности: контролировать соотношение физической и умственной активности.

Список использованной литературы

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда / учебник для студентов вузов, 3-е издан., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2012 – 495 с.

  2. Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / /Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 104 - 113.

  3. Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с.

  4. Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995, с.8-11.

  5. Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование// Вопросы психологии,1999, № 4,с. 21-28.

  6. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.

  7. Ильиных И.А. Экология человека: Курс лекций ,Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. - 136 с.

  8. Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. М.: Речь, 2004. 80 с.

  9. Карнеги Д. Как преодолеть тревогу и стресс. Минск: Попурри, 2016. 208 с.

  10. Колпакова М.Ю. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе. М.: Никея, 2015. 160 с.

  11. Ледовская, А. Э. Цымбалюк. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. – 164 с.

  12. Лихи Р. Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. СПб.: Питер, 2017. 368 с.

  13. Малахова А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 208 с.

  14. Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности// Психологический журнал, т.17, 1996,№ 1, с.169-174.

  15. Творогова Н.Д. Страх и тревожность.\Психология. Лекции для студентов медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.

  16. Слепко Ю. Н., Ледовская Т. В., Цымбалюк А. Э. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования [Текст] : учебное пособие; изд-е 2-е, испр. и доп. / Ю.Н. Слепко, Т.В.

  17. Чернышева Н.В., Хмара И.В. Экология человека: учебно-методическое пособие. – Краснодар, 2014. – 143 с.

  18. Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания// Психология.Учебник. под ред.А.А. Крылова.- М.:Проспект,1999 с.442-453.

Приложение 1.

Тест Спилбергера-Ханина

Инструкция к тесту ситуативной тревожности:

Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент.  Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову,  является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию.

Таблица 1

Бланк ответов по шкале ситуативной (реактивной) тревожности 

 

Суждение

нет, это не так

пожалуй, так

верно

совершенно верно

1

Я спокоен

1

2

3

4

2

Мне ничто не угрожает

1

2

3

4

3

Я нахожусь в напряжении

1

2

3

4

4

Я внутренне скован

1

2

3

4

5

Я чувствую себя свободно

1

2

3

4

6

Я расстроен

1

2

3

4

7

Меня волнуют возможные неудачи

1

2

3

4

8

Я ощущаю душевный покой

1

2

3

4

9

Я встревожен

1

2

3

4

10

Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения

1

2

3

4

11

Я уверен в себе

1

2

3

4

12

Я нервничаю

1

2

3

4

13

Я не нахожу себе места

1

2

3

4

14

Я взвинчен

1

2

3

4

15

Я не чувствую скованности, напряжения

1

2

3

4

16

Я доволен

1

2

3

4

17

Я озабочен

1

2

3

4

18

Я слишком возбужден и мне не по себе

1

2

3

4

19

Мне радостно

1

2

3

4

20

Мне приятно

1

2

3

4

 

Инструкция к тесту личностной тревожности:

Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя обычно чувствуете. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.

Таблица 2

Бланк ответов по шкале личностной тревожности

 

Суждение

Никогда

почти никогда

часто

почти всегда

1

У меня бывает приподнятое настроение

1

2

3

4

2

Я бываю раздражительным

1

2

3

4

3

Я легко могу расстроиться

1

2

3

4

4

Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие

1

2

3

4

5

Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть

1

2

3

4

6

Я чувствую прилив сил, желание работать

1

2

3

4

7

Я спокоен, хладнокровен и собран

1

2

3

4

8

Меня тревожат возможные трудности

1

2

3

4

9

Я слишком переживаю из-за пустяков

1

2

3

4

10

Я бываю вполне счастлив

1

2

3

4

11

Я все принимаю близко к сердцу

1

2

3

4

12

Мне не хватает уверенности в себе

1

2

3

4

13

Я чувствую себя беззащитным

1

2

3

4

14

Я стараюсь избегать критических ситуаций

1

2

3

4

15

У меня бывает хандра

1

2

3

4

16

Я бываю доволен

1

2

3

4

17

Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня

1

2

3

4

18

Бывает, что я чувствую себя неудачником

1

2

3

4

19

Я уравновешенный человек

1

2

3

4

20

Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах

1

2

3

4

Баллы по каждой из шкал начисляются в соответствии с ключом.

Ключ к методике:

Таблица 1 (Ситуативная)

Шкала ситуативной тревожности

 

Таблица 2 (Личностная)

Шкала личностной тревожности

Номер

суждения

Баллы за ответы

Номер

суждения

Баллы за ответы

1

4 3 2 1

1

4 3 2 1

2

4 3 2 1

2

1 2 3 4

3

1 2 3 4

3

4 3 2 1

4

1 2 3 4

4

1 2 3 4

5

4 3 2 1

5

1 2 3 4

6

1 2 3 4

6

4 3 2 1

7

1 2 3 4

7

4 3 2 1

8

4 3 2 1

8

1 2 3 4

9

1 2 3 4

9

1 2 3 4

10

4 3 2 1

10

4 3 2 1

11

4 3 2 1

11

1 2 3 4

12

1 2 3 4

12

1 2 3 4

13

1 2 3 4

13

1 2 3 4

14

1 2 3 4

14

1 2 3 4

15

4 3 2 1

15

1 2 3 4

16

4 3 2 1

16

4 3 2 1

17

1 2 3 4

17

1 2 3 4

18

1 2 3 4

18

1 2 3 4

19

4 3 2 1

19

4 3 2 1

20

4 3 2 1

20

1 2 3 4

 

Подсчитывается общее количество баллов по каждой из шкал, показатели сравниваются с нормативными.

- до 30 баллов – тревожность отсутствует;

- от 31 до 44 баллов – умеренная тревожность;

- 45 и более – выраженная тревожность.

Приложение 2.

Методика измерения уровня тревожности Тейлора.

Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15—30 мин.

Тестовое задание

Вопрос

Ответ

Да

Нет

1

Я могу долго работать не уставая

 

 

2

Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет

 

 

3

Обычно руки и ноги у меня теплые

 

 

4

У меня редко болит голова

 

 

5

Я уверен в своих силах

 

 

6

Ожидание меня нервирует

 

 

7

Порой мне кажется, что я ни на что не годен

 

 

8

Обычно я чувствую себя вполне счастливым

 

 

9

Я не могу сосредоточиться на чем-то одном

 

 

10

В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали

 

 

11

Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка

 

 

12

Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит

 

 

13

Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей

 

 

14

Я не слишком застенчив

 

 

15

Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением

 

 

16

Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь

 

 

17

Я краснею не чаще, чем другие

 

 

18

Я часто расстраиваюсь из-за пустяков

 

 

19

Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку

 

 

20

Не все люди, которых я знаю, мне нравятся

 

 

21

Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит

 

 

22

Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить

 

 

23

Меня часто мучают ночные кошмары

 

 

24

Я склонен все принимать слишком серьезно

 

 

25

Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость

 

 

26

У меня беспокойный и прерывистый сон

 

 

27

В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать

 

 

28

Я более чувствителен, чем большинство людей

 

 

29

Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех

 

 

30

Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие

 

 

31

Мой желудок сильно беспокоит меня

 

 

32

Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами

 

 

33

Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда

 

 

34

Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть

 

 

35

Я легко прихожу в замешательство

 

 

36

Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть

 

 

37

Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений

 

 

38

У меня бывают приступы тошноты и рвоты

 

 

39

Я никогда не опаздывал на свидание или работу

 

 

40

Временами я определенно чувствую себя бесполезным

 

 

41

Иногда мне хочется выругаться

 

 

42

Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо

 

 

43

Меня беспокоят возможные неудачи

 

 

44

Я часто боюсь, что вот-вот покраснею

 

 

45

Меня нередко охватывает отчаяние

 

 

46

Я – человек нервный и легко возбудимый

 

 

47

Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать

 

 

48

Я почти всегда испытываю чувство голода

 

 

49

Мне не хватает уверенности в себе

 

 

50

Я легко потею, даже в прохладные дни

 

 

51

Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать

 

 

52

У меня очень редко болит живот

 

 

53

Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе

 

 

54

У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте

 

 

55

Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения

 

 

56

Я легко расстраиваюсь

 

 

57

Практически я никогда не краснею

 

 

58

У меня гораздо меньше опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых

 

 

59

Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня

 

 

60

Обычно я работаю с большим напряжением

 

 

Ключ к личностной шкале проявления тревоги Тейлора

Личностная шкала проявления тревоги Тейлора предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого.

Шкала лживости, введенная В.Г. Норакидзе в 1975 году, позволяет судить о демонстративности и неискренности.

Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке

Шкала тревоги:

  • в 1 балл оцениваются ответы «да» к пунктам: 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60;

  • ответы «нет» к пунктам: 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.

Шкала лжи:

  • в 1 балл оцениваются ответы «да» к пунктам: 2, 10, 55;

  • ответы «нет» к пунктам: 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.

Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.

Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги.

Интерпретация результата

40–50 баллов – рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;

25–40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги;

15–25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;

5–15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;

0–5 баллов – о низком уровне тревоги.

Приложение 3.

Анкетирование обучающихся

Приложение 4.

Анкетирование обучающихся

Приложение 5.

Работа с анкетами

Приложение 6.

Проведение внеклассных мероприятий

Просмотров работы: 124