Введение
Наше исследование мы проводили в области экологии человека.
Данная область исследует взаимодействие человека как индивида и личности с окружающей его природной и социальной средой [1]. Знания о душе человека, об особенностях психической организации людей помогают выявлять характер взаимодействия с внешней средой и устранять факторы, негативно действующие на психофизиологическое состояние человека [17]. Одним из таких проявлений влияния экофакторов на человека является тревожность.
Исследование тревожности подростков является весьма актуальной в настоящее время. Страхи и тревоги, связанные с самоутверждением в среде сверстников, с учебной деятельностью, а также с проблемой выбора будущей профессии свойственны для всех обучающихся. Сама по себе тревога – это эмоциональная реакция, характеризующая ощущения внутреннего напряжения. В состоянии тревожности происходит сильное психоэмоциональное напряжение, поэтому наличие высокой тревожности у подростков является фактором риска.
Цель исследования:выявить и сравнить уровень тревожности у обучающихся кадетских и общеобразовательных классов.
Объект исследования: тревожность обучающихся.
Предмет исследования: уровень тревожности обучающихся кадетских и общеобразовательных классов.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи: 1) проанализировать литературу по данной тематике; 2) исследовать уровень тревожности у обучающихся в кадетских и общеобразовательных классах различными методами; 3) проанализировать собранный материала и графически его обобщить; 4) разработать рекомендации по профилактике тревожности
Гипотеза исследования: уровень тревожности у обучающихся кадетских классов ниже, нежели у обучающихся общеобразовательных классов.
Методы исследования:
– теоретический анализ литературных источников;
– диагностические: «Шкала ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина», «Личностная шкала проявления тревожности Дж.Тейлора, (адаптация В.Г.Норакидзе)».
Результаты работы могут быть использованы школьными психологами, педагогами на классных часах, при планировании внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях и для популяризации здорового образа жизни среди учащихся, а также для рекомендации родительскому сообществу.
1.1. Изучение эмоционального состояния человека
Наша жизнь невозможна без переживаний, так как все, с чем сталкивается человек, вызывает у него то или иное отношение, те или иные эмоции.
Эмоции - это субъективные психологические состояния, отражающие в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношение человека к миру и людям, к процессу и результату его практической деятельности [15].
Для человека главное значение эмоций заключается в том, что, благодаря эмоциям, мы лучше понимаем окружающих, можем, не пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение.
Жизнь без эмоций так же невозможна, как без ощущений. Эмоции, по утверждению Ч. Дарвина, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей [7].
К классу эмоций относятся и стрессы.Они представляют собой состояния чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека [8].
Если человек долго находится в стрессе, то он может испытывать тревогу, тревожное состояние, даже без особых причин.
Повышенная тревожность не даёт возможности адекватно реагировать на повседневные проблемы, появляется неуверенность в себе [11].
В сложившихся за последние десятилетия социально-экономических условиях в системе образования происходят большие изменения, касающиеся структуры, его форм, итогового контроля и других аспектов .
Нововведения в системе образования предъявляют высокие требования к подготовке, процедуре прохождения экзаменов. В связи с этим для многих выпускников такая процедура итоговой аттестации вызывает стресс, тревожность .
Изучение природы тревожности
Тревога обычно возникает как реакция на объективную опасность. Например, существует угроза для жизни или здоровья близких, мозг ее обрабатывает и заставляет нас держаться подальше от источника опасности. Отличный пример — новый коронавирус. Мы видим в обществе разнонаправленную реакцию на него. У кого-то возникает избыточная тревога, переходящая в панику, а у кого-то, наоборот, срабатывают механизмы отрицания, например, некоторые люди начинают разделять идею, что коронавируса вообще не существует.
Причины тревожности биопсихосоциальные, то есть в этом участвуют и социальные факторы, и психологические и биологические особенности организма конкретного человека [3]. В настоящее время сильное влияние оказывает социальная составляющая — микросоциум и макросоциум. Люди, включенные в процессы обмена информацией, испытывают усиленное чувство тревоги.
Повышенная обеспокоенность дезадаптивна. Человек, паникуя, выпадает из нормального функционирования социума.
Так, по мнению А. М. Прихожана, тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента [13]. По определению Р. С. Немова, тревожность – постоянно или ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [17].
Таким образом, понятием «тревожность» ученые обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску.
1.3. Уровни тревожности
Выделяют два основных вида тревожности. Первый из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания [8].
Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают. Она характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное [6]. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.
А.М. Прихожан, Р.С. Немов, А.О. Прохоров, Е.И. Рогов выделяют самооценочную, школьную, личностную и межличностную, оценочную (экзаменационную) тревожность.
Школьная тревожность понимается как специфический вид тревожности, проявляющийся в его взаимодействии с различными компонентами образовательной среды и закрепляющиеся в этом взаимодействии. При этом повышенная школьная тревожность, оказывающая дезорганизующее влияние на учебную деятельность обучающегося, может быть вызвана как сугубо ситуационными факторами, так и подкрепляться индивидуальными особенностями подростка (темпераментом, характером, системой взаимоотношений со значимыми другими вне школы) [11].
Глава 2. Методика исследования
Психическая компонента здоровья во многом сводится к осознанию человеком своей функциональной значимости в плане реализации собственных или коллективных потребностей, замыслов, идей, целей. Поэтому уровень субъективной неудовлетворенности человека может проявляться в негативных эмоциональных ощущениях (тревога, сниженное настроение), определяющих текущее психическое состояние, а в конце концов и здоровье. Для исследования психического здоровья человека, для определения наличия и уровня психоэмоциональных дисфункций (нездоровья) используют следующие ситуативные опросники, отражающие особенности психического состояния человека: тест тревожности Спилбергера-Ханина; личностная шкала проявления тревожности Дж.Тейлора, (адаптация В.Г.Норакидзе).
Методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности (адаптирована на русский язык Ю.Л. Ханиным). Этот опросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию (состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20 высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности (свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожности видно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуется субъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения, сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервной системы». Отвечать на вопросы теста необходимо так, как вы себя чувствуете в данный момент, долго не задумываясь, так как обычно первый ответ, который приходит в голову, наиболее адекватен Вашему состоянию.
Методика измерения уровня тревожности Тейлора. Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15—30 мин [8,18].
Статистическую достоверность мы проверяли при помощи методов статистического вывода. Это определенные требования к численности, или объёму выборки. Если необходимо сравнивать 2 выборки, их общая численность должна быть не менее 50 человек, численность сравниваемых выборок должна быть приблизительно одинаковой [16].
Глава 3. Результаты исследования
Исследования проводились в 2021-2022 учебном году на базе МОБУ лицей с.Булгаково. В работе приняли участие обучающиеся кадетских и общеобразовательных классов:
В 8-х классах всего 50 (из них 20 кадет)
В 9-х классах всего 70 (из них 40 кадет)
В 11- х классах всего 30 обучающихся (из них 10 кадет)
По данным администрации муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей с.Булгаково в 2016-2017 учебном году впервые были сформированы кадетские классы. Набор обучающихся в кадетские классы проводился на основании вступительных экзаменов.
В кадетских классах обучающиеся в первой половине дня изучают общеобразовательные дисциплины, а во второй половине дня занимаются изучением основ пожарно-прикладного спорта, туризма, ораторского искусства, сборки-разборки автомата, оказание первой медицинской помощи, азов воздушно-десантной подготовки. Наблюдая за кадетами мы сделали вывод, что эти юноши и девушки очень сдержанные, серьезные, дисциплинированные. Мы поставили задачу исследовать в сравнении влияние стрессовых ситуаций и проявление уровня тревожности на кадет и обучающихся в общеобразовательных классах методами психологического тестирования. Данные анкетирования представлены в таблицах 1-4 .
Таблица 1. Тест тревожности Спилбергера-Ханина
Тревожность |
8-е классы |
|||||
Кадетские |
Общеобразовательные |
|||||
отсутствует |
умеренная |
выраженная |
отсутствует |
умеренная |
выраженная |
|
Ситуативная тревожность |
0 |
11 |
9 |
6 |
17 |
7 |
Личностная тревожность |
10 |
9 |
1 |
4 |
21 |
5 |
Таблица 2. Тест тревожности Спилбергера-Ханина
Тревожность |
9-е классы |
|||||
Кадетские |
Общеобразовательные |
|||||
отсутствует |
умеренная |
выраженная |
отсутствует |
умеренная |
выраженная |
|
Ситуативная тревожность |
1 |
27 |
12 |
5 |
16 |
9 |
Личностная тревожность |
14 |
22 |
4 |
7 |
17 |
6 |
Таблица 3. Тест тревожности Спилбергера-Ханина
Тревожность |
11-е классы |
|||||
Кадетские |
Общеобразовательные |
|||||
отсутствует |
умеренная |
выраженная |
отсутствует |
умеренная |
выраженная |
|
Ситуативная тревожность |
0 |
6 |
4 |
2 |
11 |
6 |
Личностная тревожность |
2 |
4 |
4 |
1 |
10 |
9 |
Таблица 4. Личностная шкала проявления тревожности Дж.Тейлора, (адаптация В.Г.Норакидзе).
Показатель уровня тревожности |
Кадетские |
Общеобразовательные |
40–50 баллов – рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги; |
8кл-0 9кл-0 11кл-1 |
8кл-0 9кл-5 11кл-4 |
25–40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги; |
8кл-0 9кл-2 11кл-2 |
8кл-7 9кл-8 11кл-6 |
15–25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровню; |
8кл-12 9кл-18 11кл-4 |
8кл-20 9кл-8 11кл-6 |
5–15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровню; |
8кл-6 9кл-15 11кл-3 |
8кл-2 9кл-7 11кл-2 |
0–5 баллов – о низком уровне тревоги. |
8кл-2 9кл-5 11кл-0 |
8кл-1 9кл-2 11кл-0 |
Рис.1. Показатели личностной тревожности по Методике Спилбергера-Ханина у обучающихся кадетских и общеобразовательных классов
На основании данных, полученных в ходе нашего исследования, можно утверждать, что высокая умеренная и выраженная личностная тревожность характерна большинству обучающихся общеобразовательных классов. Это говорит о том, что для данной категории учеников свойственны переживания, страхи и тревоги. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении (Рис.1).
Рис.2. Показатели личностной шкалы проявления тревожности по методике Дж.Тейлора у обучающихся кадетских и общеобразовательных классов
Данные, полученные при измерении уровня тревожности по методике Тейлора совпадают с предыдущими данными. Обучающиеся из кадетских классов обладают более низким уровнем тревожности. Это можно связать с высокими морально-психологическими, деловыми и организационными качествами, физической выносливости и стойкости кадет (Рис.2).
В ходе исследовательской работы мы выявили различные уровни тревожности у обучающихся МОБУ лицей с.Булгаково. Объективные данные исследования были предоставлены школьному психологу, а также классным руководителям и родительскому сообществу. Школьным психологом на основе нашего исследования был составлен план индивидуальной работы с обучающимися, имеющими высокий уровень личностной тревожности.
Для снятия тревожности и развитие культуры межличностных отношений и навыков продуктивного сотрудничества обучающихся в нашем лицее функционирует внеурочная деятельность «Тропинка к своему Я», большое внимание на занятиях уделяется вопросам развития личности, которую возможно решить при наличии психологических знаний о себе, своих личностных особенностях и правилах грамотного взаимодействия с социумом. Рассматриваются аспекты поведения подростков, общения со своими сверстниками, высказывания своих мыслей. Обсуждаются рекомендации по снятию тревожности при подготовке к экзаменам. По результатам исследования классными руководителями в эту внеурочную деятельность были включены обучающиеся с высоким уровнем личностной тревожности.
С результатами исследования мы ознакомили родителей на родительских собраниях. Были даны рекомендации по преодолению тревожности: контролировать соотношение физической и умственной активности детей, а именно отдавать предпочтение физической активности.
Выводы:
В 8-9 кадетских классах наблюдается умеренный или выраженный уровень ситуативной тревожности.
У кадет, обучающихся в 11-м классе уровень ситуативной тревожности выше, это можно объяснить предстоящими выпускными экзаменами.
Уровень личностной тревожности у обучающихся 8-9 общеобразовательных классов остается преимущественно на умеренном уровне ,а у выпускников 11 классов – четко выражена.
Данные, полученные при измерении уровня тревожности по методикам Тейлора и Спилбергера-Ханина совпадают.
Заключение
В ходе исследовательской работы мы выявили различные уровни тревожности свойственные для обучающихся кадетских и общеобразовательных классов МОБУ лицей с.Булгаково. Для обучающихся кадетских классов характерен умеренный или выраженный уровень ситуативной тревожности. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Но для большинства обучающихся общеобразовательных классов характерна высокая умеренная и выраженная личностная тревожность. Подросток, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера постоянная тревожность приводит к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма, может провоцировать различные нарушения невротического характера, расстройства психики и здоровья. Именно поэтому школьным психологам, классным руководителям, учителям-предметникам, родителям обучающихся необходимо владеть информацией об эмоциональном состоянии подростков. Таким образом мы подтвердили выдвинутую гипотезу.
В МОБУ лицей с.Булгаково нами были проведены внеклассные мероприятия по популяризации здорового активного образа жизни среди обучающихся. Были даны рекомендации по преодолению тревожности: контролировать соотношение физической и умственной активности.
Список использованной литературы
Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек – Экономика – Биота – Среда / учебник для студентов вузов, 3-е издан., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАТА, 2012 – 495 с.
Бороздина Л.В., Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний / /Вопросы психологии, 1993, № 1, с. 104 - 113.
Возрастная и педагогическая психология / под ред. М.В. Гамезо и др. М.: Педагогическое общество России, 2009. 512 с.
Вострокнутов Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации// Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. М.: Педагогика, 1995, с.8-11.
Заваденко Н.Н., А.С. Петрухин и др. Школьная дезадаптация: нейропсихологическое исследование// Вопросы психологии,1999, № 4,с. 21-28.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
Ильиных И.А. Экология человека: Курс лекций ,Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2005. - 136 с.
Карандашев В.Н., Лебедева М.С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности. Руководство по использованию. М.: Речь, 2004. 80 с.
Карнеги Д. Как преодолеть тревогу и стресс. Минск: Попурри, 2016. 208 с.
Колпакова М.Ю. Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе. М.: Никея, 2015. 160 с.
Ледовская, А. Э. Цымбалюк. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015. – 164 с.
Лихи Р. Свобода от тревоги. Справься с тревогой, пока она не расправилась с тобой. СПб.: Питер, 2017. 368 с.
Малахова А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у детей. СПб.: Детство-Пресс, 2016. 208 с.
Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности// Психологический журнал, т.17, 1996,№ 1, с.169-174.
Творогова Н.Д. Страх и тревожность.\Психология. Лекции для студентов медицинских вузов.- М.: ВУНМЦ, 1998, с.271-275.
Слепко Ю. Н., Ледовская Т. В., Цымбалюк А. Э. Анализ данных и интерпретация результатов психологического исследования [Текст] : учебное пособие; изд-е 2-е, испр. и доп. / Ю.Н. Слепко, Т.В.
Чернышева Н.В., Хмара И.В. Экология человека: учебно-методическое пособие. – Краснодар, 2014. – 143 с.
Яковлев Г.М. Эмоциональный стресс и психосоматические заболевания// Психология.Учебник. под ред.А.А. Крылова.- М.:Проспект,1999 с.442-453.
Приложение 1.
Тест Спилбергера-Ханина
Инструкция к тесту ситуативной тревожности:
Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первый ответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватным Вашему состоянию.
Таблица 1
Бланк ответов по шкале ситуативной (реактивной) тревожности
|
Суждение |
нет, это не так |
пожалуй, так |
верно |
совершенно верно |
1 |
Я спокоен |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Мне ничто не угрожает |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я нахожусь в напряжении |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я внутренне скован |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я чувствую себя свободно |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я расстроен |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Меня волнуют возможные неудачи |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Я ощущаю душевный покой |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я встревожен |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я уверен в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Я нервничаю |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я не нахожу себе места |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я взвинчен |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
Я не чувствую скованности, напряжения |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Я озабочен |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Я слишком возбужден и мне не по себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Мне радостно |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Мне приятно |
1 |
2 |
3 |
4 |
Инструкция к тесту личностной тревожности:
Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений. Зачеркните цифру в соответствующей графе справа, в зависимости от того, как вы себя обычно чувствуете. Над вопросами долго не задумывайтесь, так как правильных и неправильных ответов нет.
Таблица 2
Бланк ответов по шкале личностной тревожности
|
Суждение |
Никогда |
почти никогда |
часто |
почти всегда |
1 |
У меня бывает приподнятое настроение |
1 |
2 |
3 |
4 |
2 |
Я бываю раздражительным |
1 |
2 |
3 |
4 |
3 |
Я легко могу расстроиться |
1 |
2 |
3 |
4 |
4 |
Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть |
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
Я чувствую прилив сил, желание работать |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
Я спокоен, хладнокровен и собран |
1 |
2 |
3 |
4 |
8 |
Меня тревожат возможные трудности |
1 |
2 |
3 |
4 |
9 |
Я слишком переживаю из-за пустяков |
1 |
2 |
3 |
4 |
10 |
Я бываю вполне счастлив |
1 |
2 |
3 |
4 |
11 |
Я все принимаю близко к сердцу |
1 |
2 |
3 |
4 |
12 |
Мне не хватает уверенности в себе |
1 |
2 |
3 |
4 |
13 |
Я чувствую себя беззащитным |
1 |
2 |
3 |
4 |
14 |
Я стараюсь избегать критических ситуаций |
1 |
2 |
3 |
4 |
15 |
У меня бывает хандра |
1 |
2 |
3 |
4 |
16 |
Я бываю доволен |
1 |
2 |
3 |
4 |
17 |
Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня |
1 |
2 |
3 |
4 |
18 |
Бывает, что я чувствую себя неудачником |
1 |
2 |
3 |
4 |
19 |
Я уравновешенный человек |
1 |
2 |
3 |
4 |
20 |
Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах |
1 |
2 |
3 |
4 |
Баллы по каждой из шкал начисляются в соответствии с ключом.
Ключ к методике:
Таблица 1 (Ситуативная) |
Шкала ситуативной тревожности
|
Таблица 2 (Личностная) |
Шкала личностной тревожности |
Номер суждения |
Баллы за ответы |
Номер суждения |
Баллы за ответы |
1 |
4 3 2 1 |
1 |
4 3 2 1 |
2 |
4 3 2 1 |
2 |
1 2 3 4 |
3 |
1 2 3 4 |
3 |
4 3 2 1 |
4 |
1 2 3 4 |
4 |
1 2 3 4 |
5 |
4 3 2 1 |
5 |
1 2 3 4 |
6 |
1 2 3 4 |
6 |
4 3 2 1 |
7 |
1 2 3 4 |
7 |
4 3 2 1 |
8 |
4 3 2 1 |
8 |
1 2 3 4 |
9 |
1 2 3 4 |
9 |
1 2 3 4 |
10 |
4 3 2 1 |
10 |
4 3 2 1 |
11 |
4 3 2 1 |
11 |
1 2 3 4 |
12 |
1 2 3 4 |
12 |
1 2 3 4 |
13 |
1 2 3 4 |
13 |
1 2 3 4 |
14 |
1 2 3 4 |
14 |
1 2 3 4 |
15 |
4 3 2 1 |
15 |
1 2 3 4 |
16 |
4 3 2 1 |
16 |
4 3 2 1 |
17 |
1 2 3 4 |
17 |
1 2 3 4 |
18 |
1 2 3 4 |
18 |
1 2 3 4 |
19 |
4 3 2 1 |
19 |
4 3 2 1 |
20 |
4 3 2 1 |
20 |
1 2 3 4 |
Подсчитывается общее количество баллов по каждой из шкал, показатели сравниваются с нормативными.
- до 30 баллов – тревожность отсутствует;
- от 31 до 44 баллов – умеренная тревожность;
- 45 и более – выраженная тревожность.
Приложение 2.
Методика измерения уровня тревожности Тейлора.
Опросник состоит из 50 утверждений. Для удобства пользования каждое утверждение предлагается обследуемому на отдельной карточке. Согласно инструкции, обследуемый откладывает вправо и влево карточки, в зависимости от того, согласен он или не согласен с содержащимися в них утверждениями. Тестирование продолжается 15—30 мин.
Тестовое задание
№ |
Вопрос |
Ответ |
|
Да |
Нет |
||
1 |
Я могу долго работать не уставая |
|
|
2 |
Я всегда выполняю свои обещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет |
|
|
3 |
Обычно руки и ноги у меня теплые |
|
|
4 |
У меня редко болит голова |
|
|
5 |
Я уверен в своих силах |
|
|
6 |
Ожидание меня нервирует |
|
|
7 |
Порой мне кажется, что я ни на что не годен |
|
|
8 |
Обычно я чувствую себя вполне счастливым |
|
|
9 |
Я не могу сосредоточиться на чем-то одном |
|
|
10 |
В детстве я всегда немедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали |
|
|
11 |
Раз в месяц или чаще у меня бывает расстройство желудка |
|
|
12 |
Я часто ловлю себя на том, что меня что-то тревожит |
|
|
13 |
Я думаю, что я не более нервный, чем большинство людей |
|
|
14 |
Я не слишком застенчив |
|
|
15 |
Жизнь для меня почти всегда связана с большим напряжением |
|
|
16 |
Иногда бывает, что я говорю о вещах, в которых не разбираюсь |
|
|
17 |
Я краснею не чаще, чем другие |
|
|
18 |
Я часто расстраиваюсь из-за пустяков |
|
|
19 |
Я редко замечаю у себя сердцебиение или одышку |
|
|
20 |
Не все люди, которых я знаю, мне нравятся |
|
|
21 |
Я не могу уснуть, если меня что-то тревожит |
|
|
22 |
Обычно я спокоен и меня нелегко расстроить |
|
|
23 |
Меня часто мучают ночные кошмары |
|
|
24 |
Я склонен все принимать слишком серьезно |
|
|
25 |
Когда я нервничаю, у меня усиливается потливость |
|
|
26 |
У меня беспокойный и прерывистый сон |
|
|
27 |
В играх я предпочитаю скорее выигрывать, чем проигрывать |
|
|
28 |
Я более чувствителен, чем большинство людей |
|
|
29 |
Бывает, что нескромные шутки и остроты вызывают у меня смех |
|
|
30 |
Я хотел бы быть так же доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие |
|
|
31 |
Мой желудок сильно беспокоит меня |
|
|
32 |
Я постоянно озабочен своими материальными и служебными делами |
|
|
33 |
Я настороженно отношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда |
|
|
34 |
Мне порой кажется, что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть |
|
|
35 |
Я легко прихожу в замешательство |
|
|
36 |
Временами я становлюсь настолько возбужденным, что это мешает мне заснуть |
|
|
37 |
Я предпочитаю уклоняться от конфликтов и затруднительных положений |
|
|
38 |
У меня бывают приступы тошноты и рвоты |
|
|
39 |
Я никогда не опаздывал на свидание или работу |
|
|
40 |
Временами я определенно чувствую себя бесполезным |
|
|
41 |
Иногда мне хочется выругаться |
|
|
42 |
Почти всегда я испытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо |
|
|
43 |
Меня беспокоят возможные неудачи |
|
|
44 |
Я часто боюсь, что вот-вот покраснею |
|
|
45 |
Меня нередко охватывает отчаяние |
|
|
46 |
Я – человек нервный и легко возбудимый |
|
|
47 |
Я часто замечаю, что мои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать |
|
|
48 |
Я почти всегда испытываю чувство голода |
|
|
49 |
Мне не хватает уверенности в себе |
|
|
50 |
Я легко потею, даже в прохладные дни |
|
|
51 |
Я часто мечтаю о таких вещах, о которых лучше никому не рассказывать |
|
|
52 |
У меня очень редко болит живот |
|
|
53 |
Я считаю, что мне очень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе |
|
|
54 |
У меня бывают периоды такого сильного беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте |
|
|
55 |
Я всегда отвечаю на письма сразу же после прочтения |
|
|
56 |
Я легко расстраиваюсь |
|
|
57 |
Практически я никогда не краснею |
|
|
58 |
У меня гораздо меньше опасений и страхов, чем у моих друзей и знакомых |
|
|
59 |
Бывает, что я откладываю на завтра то, что следует сделать сегодня |
|
|
60 |
Обычно я работаю с большим напряжением |
|
|
Ключ к личностной шкале проявления тревоги Тейлора
Личностная шкала проявления тревоги Тейлора предназначена для диагностики уровня тревоги испытуемого.
Шкала лживости, введенная В.Г. Норакидзе в 1975 году, позволяет судить о демонстративности и неискренности.
Опросник состоит из 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагается испытуемому на отдельной карточке
Шкала тревоги:
в 1 балл оцениваются ответы «да» к пунктам: 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18, 21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60;
ответы «нет» к пунктам: 1, 3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.
Шкала лжи:
в 1 балл оцениваются ответы «да» к пунктам: 2, 10, 55;
ответы «нет» к пунктам: 16, 20, 27, 29, 41, 51, 59.
Вначале следует обработать результаты по шкале лжи. Она диагностирует склонность давать социально желательные ответы. Если этот показатель превышает 6 баллов, то это свидетельствует о неискренности испытуемого.
Затем подсчитывается суммарная оценка по шкале тревоги.
Интерпретация результата
40–50 баллов – рассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;
25–40 баллов – свидетельствует о высоком уровне тревоги;
15–25 баллов – о среднем (с тенденцией к высокому) уровню;
5–15 баллов – о среднем (с тенденцией к низкому) уровню;
0–5 баллов – о низком уровне тревоги.
Приложение 3.
Анкетирование обучающихся
Приложение 4.
Анкетирование обучающихся
Приложение 5.
Работа с анкетами
Приложение 6.
Проведение внеклассных мероприятий