ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В современном обществе жизнь и деятельность человека неразрывно связана с воздействием на него неблагоприятных экологических, социальных, профессиональных и других факторов, которое сопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильных переживаний, а также перенапряжением физических и психических функций. Наиболее характерным психическим состоянием, развивающимся под влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс.
Стресс – это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. На сегодняшний день проанализированы результаты большого числа исследований последних лет, 70% заболеваний человека связаны со стрессовыми ситуациями. Учеными доказана взаимосвязь стресса с заболеваемостью и смертностью от сердечно-сосудистых заболеваний. Основными причинами возникновения нарушений здоровья становятся эмоциональное напряжение, межличностные конфликты в семье и напряженные отношения и др. Эти факторы нарушают функцию механизмов поддержания гомеостаза. Если человек попадает в социальные условия, когда его положение кажется ему бесперспективным, то может развиться реакция тревоги, чувство страха, неврозы и т.п. В последнее время показано, что стресс является наиболее важной причиной потери трудоспособности.
Проблема стресса заключается в том, что подобное проявление может быть выражено неординарно, сдержанно или вовсе не проявляться.
Цель: изучить влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека, определить пути выхода из стрессовых ситуаций.
Задачи: изучить теоретические основы стрессовых ситуаций, анализ научно-медицинской литературы и публикаций; выяснить причины, вызывающие стресс; изучить различные виды стрессовых ситуаций; предложить способы борьбы со стрессом; провести исследование (анкетирование) среди школьников, анализ результатов; разработать памятки для школьников по противостоянию стрессовым ситуациям и укреплению здоровья.
Объект – стресс как психологический феномен.
Предмет – влияние стрессовых ситуаций на здоровье человека.
Методы исследования: изучение и обобщение, анализ и синтез, анкетирование, эксперимент, моделирование и др.
Этапы исследования:
Сбор информации из различных источников по данной теме.
Систематизация материалов в соответствии с целями работы.
Проведение экспериментального исследования.
Разработка памяток для школьников.
Защита проекта.
Оценка качества выполнения проекта.
1.Теоретическая часть
1.1 Сущность понятия «стресс», к истории вопроса
Понятие «стресс» (от англ. stress – нагрузка, давление, напряжение) впервые ввёл в науку американский психофизиолог Уолтер Брэдфорд Кеннон, который обратил внимание на то, что организм реагирует на воздействия извне особым образом и это влияет на постоянство его внутренней среды, названное им гомеостазом.
По мнению В.Р. Бильдановой стресс есть – неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом).
Ганс Селье сформулировал универсальную концепцию стресса. Он определял стресс как совокупность стереотипных, филогенетически запрограммированных неспецифических реакций организма, первично подготавливающих к физической активности, то есть к сопротивлению, борьбе или бегству.
Русский ученый Ф.Б. Березин определяет стресс как психическую адаптацию «…процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, которая позволяет человеку удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды». В то время как, Ю.А. Александровский определяет психическую адаптацию с точки зрения системного подхода. Система, которая обеспечивает адаптированную психическую деятельность, как и любая другая функциональная система, представляет собой определенную совокупность подсистем, соединенных между собой относительно жесткими связями.
1.2. Виды стресса и его причины
Г. Селье выделил два вида стресса: дистресс – отрицательный, вредный стресс, и эустресс – положительный, не наносящий вреда стресс.
Незначительный стресс – обычное явление. Он безвреден, а в некоторых случаях может быть и полезным. Однако существуют ситуации и характеристики работы, которые отрицательно воздействуют на людей. Чрезмерный стресс может оказаться в высшей степени разрушительным для человека.
Хронический стресс, или дистресс, который бывает при постоянных перегрузках или длительных конфликтах на работе или в семье, влияет на размер, структуру и функционирование мозга.
Стресс регулируется гипоталамо-гипофизарно-адреналовой системой. Это взаимодействие эндокринных желез и надпочечников. При стрессовых воздействиях в кровь начинают выделяться определенные гормоны. Под их воздействием изменяется режим работы многих органов и систем организма (например, учащается ритм сердца, повышается свертываемость крови, изменяются защитные свойства организма). Организм подготовлен к борьбе, готов справиться с опасностью, тем или иным путем приспособиться к ней – в этом и состоит основное биологическое значение стресса.
Разработав теорию стресса, Г. Селье выделил в нем три фазы.
Первая фаза – реакция тревоги. Это фаза мобилизации защитных сил организма. У большинства людей к концу первой фазы отмечается повышение работоспособности. Физиологически она проявляется, как правило, в следующем: кровь сгущается, содержание ионов хлора в ней падает, происходит повышенное выделение азота, фосфатов, калия, отмечается увеличение печени или селезенки и др.
Вслед за первой наступает вторая фаза – сбалансированного расходования адаптационных резервов организма, т.е. стабилизация. Все параметры, выведенные из равновесия в первой фазе, закрепляются на новом уровне. При этом обеспечивается мало отличающееся от нормы реагирование, все как будто налаживается. Однако если стресс продолжается долго, то ввиду ограниченности резервов организма неизбежно наступает третья стадия – истощение.
К объективным причинам развития стрессовых ситуаций можно отнести: условия жизни и работы; взаимоотношения с другими людьми; экономические факторы; политические факторы; чрезвычайные ситуации и обстоятельства и др.
Субъективные и объективные причины стрессовых ситуаций могут привести к таким реакциям организма, как, например нарушение психомоторики, которое проявляется в дрожании рук, дрожании голоса, изменение ритма дыхания, нарушение речевых функций, замедление сенсомоторной реакции. К возникновению стресса может привести элементарное нарушение режима дня, сокращение сна, работа в ночное время, отказ от полезных привычек, неадекватные способы избавления от стресса.
1.3. Влияние стрессовых ситуаций на организм человека
Истоки стресса находятся не в психике, а в мозге человека, и он в одинаковой степени возникает у детей и у взрослых. У человека, попавшего в некомфортную ситуацию, которая так же может плохо для него закончиться, мозг автоматически начинает выстраивать защиту, т.е. происходит адаптация человека к изменяющимся условиям. Однако если сильные переживания не проходят в течение длительного времени, это может привести к психологическим и физиологическим неприятным последствиям для человека.
Стресс может негативно отражаться на функционировании всех органов и систем, приводить к комплексным биохимическим и физиологическим нарушениям, например, повышенной утомляемости, снижению иммунитета, изменению массы тела, частым проявлениям недомоганий. Очень часто в такой период у людей ощущаются затруднения при дыхании, боли в сердце, напряжение в мышцах, неприятные ощущения при работе пищеварительных органов и др. При продолжительном действии стресса может развиться депрессия, раздражительность, агрессия, гнев, появление аффективных состояний.
Головной мозг – основной орган, реагирующий на стресс. Мозг определяет, какие ситуации и события могут оказаться для человека стрессорными, и его ответ на стресс может быть как адаптивным, так и маладаптивным (адекватным либо неадекватным). Хронический стресс приводит к депрессии, которая в свою очередь вызывает повреждения нейронных сетей. Зоны мозга, наиболее сильно страдающие от депрессии – это зоны, отвечающие за формирование эмоций, за процессы обучения и памяти, а именно префронтальная кора, базальные ядра и гиппокамп. Изменения, происходящие в них, включают уменьшение объема структур, размеров нейронов и их плотности, что связано с нарушениями гемодинамики и метаболизма глюкозы. Также снижается количество клеток глии, которые играют ключевую роль в передаче нервного импульса.
В ситуации стресса мозг должен активировать всю работу организма, чтобы противостоять угрозе. Если это удается, мозг награждает сам же себя за успех, выплескивая дозу дофамина, эндорфинов и прочих приятных нейромедиаторов. Если же возбужденное состояние длится слишком долго, проблема не устраняется, а исход ситуации непонятен, начинается фаза хронического стресса, истощающая организм. Один из главных медиаторов стресса – норадреналин. Основные эффекты норадреналина: общее возбуждение мозга и рост двигательной активности, торможение центров сна, улучшение памяти, способности к обучению и запоминанию. При кратковременном стрессе норадреналин дарит много положительных эмоций – азарт, чувство победы. При хроническом же стрессе норадреналин вызывает нервное и физическое истощение, постоянное чувство тревоги и бессонницу. Адреналин вызывает длительную тоническую реакцию, активизирует сердечно-сосудистую систему, избыток адреналина приводит к гипертонии, повышению риска инфаркта и инсульта.
Гормон дофамин ответственен за чувство удовлетворения и выделяется, например, во время сбора новой информации, обучения, освоения навыков и знаний. Одним из способов получить дофамин – это занятия спортом и любая физическая активность.
В сохранении хорошего настроения и самочувствия огромную роль играет баланс положительных и отрицательных эмоций. Эмоции – это, условно говоря, положительные подкрепляющие стимулы, которыми мозг реагирует на удовлетворение или неудовлетворение своих потребностей.
Источником сильных положительных эмоций является взаимодействие с близкими людьми – членами семьи, возлюбленными, детьми, друзьями. У млекопитающих за такое взаимодействие отвечают два гормона: окситоцин и вазопрессин. Они делают нас более щедрыми и альтруистичными.
Глава 2. Практическая часть
2.1. Исследование влияния стрессовых ситуаций на организм школьника (на примере учащихся 11 классов)
С целью выявления уровня стресса у старших школьников было проведено экспериментальное исследование. Данное исследование заключалось в проведении анкетирования среди обучающихся 11 классов «Влияние стрессовых ситуаций на жизнь и работоспособность человека», а также разработка практических рекомендаций школьникам по противодействию стрессовым ситуациям.
В результате опроса было выявлено, что старшие школьники, сами оценивая признаки стресса, вызванного напряженной учебой, наиболее выраженным проявлением стресса назвали снижение работоспособности и повышенную утомляемость. Также, к негативным последствиям учебного стресса были также отнесены нарушения сна и спешка, вызванная постоянной нехваткой времени. Школьники отмечали проблемы в общении, нарушения социальных контактов. Эти и другие многие причины имеют как объективный, так и субъективный характер. К субъективным причинам можно отнести излишне серьезное отношение к учебе, стеснительность и застенчивость и проблемы в личной жизни. К объективным факторам – большую учебную нагрузку, строгих учителей, конфликты с родителями. Если рассматривать факторы снятия стресса у школьников, то к деструктивным факторам относят употребление табака, избыточный прием или отказ от пищи.
При стрессе обычно страдает интеллектуальная деятельность. Нарушаются почти все характеристики внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение, отмечается повышенная отвлекаемость. В несколько меньшей степени страдает функция памяти. Постоянная загруженность сознания учебным материалом снижает емкость оперативной памяти, нарушается процесс воспроизведения необходимой информации. В мышлении отмечаются следующие отклонения: трудность принятия решения, снижение творческого потенциала, нарушение логики. Как отмечают исследователи, одно из первых мест занимает экзаменационный стресс, который вызывает психическое напряжение у школьников. Часто контрольная работа, экзамен становится психотравмирующим фактором. Под экзаменационным стрессом обычно понимают состояние человека, сдающего экзамен. В реальности экзаменационный стресс начинается с того момента, когда будущий выпускник осознает, что в ближайшее время ему неизбежно придется сдавать тот или иной экзамен. Он может испытывать тревожное ожидание экзамена несколько недель, которое достигает максимума в учебной аудитории, где происходит сдача. Поэтому определенные изменения в организме школьников происходят и во время экзамена, и до него. Во время экзамена учащается пульс, учащается дыхание, поднимается кровяное давление. К концу экзамена активизируется парасимпатическая система, что сопровождается падением частоты сердечных сокращений и артериального давления. Если школьник или выпускник получает оценку ниже ожидаемой, то предстоящий экзамен вызывает еще больший стресс.
Адаптация к стрессовым условиям лучше у школьников с высокой мотивацией достижения успеха и низкой мотивацией избегания неуспеха. Экзаменационный стресс оказывает негативное влияние на нервную, сердечно-сосудистую и иммунную системы. Если во время подготовки экзамена школьник стимулирует себя кофеином, особенно ночью, то это может приводить в последующем к стойкому повышению артериального давления. Также следует отметить, что экзаменационный стресс не всегда носит вредоносный характер. В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая учащемуся мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач.
2.2. Профилактика и лечение стресса
Коррекция уровня стресса у школьников может достигаться разными средствами – оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, спортивный занятий, плавания и т.д. При этом надо учитывать физиологические, психологические составляющие стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей.
Важный элемент режима дня школьника – самоподготовка. Если школьник садится за выполнение заданий в определенное время, то к этому часу происходит психологический, и физиологический настрой: учащается дыхание, усиливается кровообращение, усиливается биоэлектрическая активность мозга. Лучшее время для самоподготовки с 16 часов до 20 часов вечера. У школьников увеличивается время при подготовке различных заданий, работы за компьютером. Вследствие вынужденной длительной статической нагрузки ухудшаются обменные процессы, может возникнуть костно-суставная патология, в частности шейного и поясничного отдела позвоночника. Напряжение соответствующих мышц, ответственных за поддержание рабочей позы вызывает их утомление. Периодически, во время выполнения различных заданий через каждые 45 минут необходимо делать разминку: встать из-за стола, наклониться вперед, в стороны, помассировать плечи, шейный отдел позвоночника, сделать различные упражнения.
Существует несколько способов профилактики стресса.
Аутогенная тренировка (АТ), или аутотренинг, включает упражнения, направленные на управление вниманием, произвольное оперирование чувственными образами, словесные самоинструкции, волевое регулирование тонуса мышц, управление ритмикой дыхания.
Нервно-мышечная релаксация – это система специальных упражнений для расслабления различных групп мышц. Целью этой тренировки является снятие мышечного тонуса, уменьшив или предотвратив тонус мышц, можно снять стрессовые состояния, бессонницу, мигрени, а также можно нормализовать эмоциональный фон.
Медитация способствует снятию психоэмоционального напряжения, умственной и физической усталости.
Дыхание – один из наиболее простых способов использования антистрессового потенциала дыхания является концентрация внимания на дыхании.
Высокая нагрузка во время учебы вызывает утомление органов зрения. Поэтому профилактика зрительного утомления и перенапряжения достаточно актуальна. Методы профилактики перенапряжения разнообразны. Это – прежде всего правильное освещение, соблюдение гигиены зрения, мытье рук с мылом, чистые носовые платки. Для профилактики нарушений зрения существуют простые упражнения, гимнастики для глаз (поморгать глазами (30 сек), закрыть глаза и посидеть одну минуту откинувшись на спинку стула; посмотреть вдаль (25-30 сек) и др.).
Ароматерапия – влияния ароматов на психологическое и физическое состояние человека, применяют как способ предотвращения переутомления, раздражительности, депрессий.
Массажем называют поглаживающее и растирающее воздействие на кожу, которое активизирует периферическую нервную систему, а через нее – и весь организм. Массаж улучшает не только движение крови, но также лимфы и межтканевой жидкости, что усиливает и ускоряет обмен веществ, положительно влияющий на самочувствие человека.
Терапевтическое консультирование и психотерапия играют важную роль в лечении чрезмерного стресса. Наиболее эффективный способ облегчения состоит в принятии пациентом на себя ответственности за выработку адекватного поведения в стрессовой ситуации, избегание или уменьшение влияния стрессоров и изменение своего отношения к ним. Другая область применения психотерапевтического консультирования может быть связана с выработкой модификаций поведенческого стереотипа.
На стрессовую реакцию может оказывать влияние характер питания.
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоциональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.
Желание избавиться от дистресса привело человека к поискам фармакологического решения проблемы. Фармакология состояний дистресса может включать лечение, направленное на снятие периферических проявлений стресса. Большинство терапевтов согласны с тем, что фармакологическое вмешательство может играть положительную роль при лечении стрессовых состояний, но под строгим контролем врача.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Стресс присутствует в жизни каждого человека. Он является причиной многих заболеваний, а значит, наносит ощутимый вред здоровью человека, тогда как здоровье – одно из условий достижения успеха в любой деятельности. Стресс можно предвидеть. Некоторых стрессов можно избежать вообще. Нельзя допускать победы стресса над собой.
Важным условием для сохранения эмоционального здоровья является профилактика стресса. Способы контроля над неприятными переживаниями:
Относитесь ко всему проще. Учитесь спокойно воспринимать любые события в своей жизни.
Учитесь позитивному мышлению. Нужно концентрироваться на положительных мыслях и воспоминаниях.
Правильно питайтесь.
Освобождайтесь от отрицательных эмоций.
Больше смейтесь. Смех – это лучшая профилактика стресса. Смотрите комедии, используйте смехотерапию, улыбайтесь прохожим.
Занимайтесь физическими упражнениями. Спорт помогает справляться со стрессом.
Будьте благодарны за то, что имеете.
Расслабляйтесь. Все врачи и психологи рекомендуют ежедневно в течение 10-30 минут заниматься аутогенной тренировкой.
Отправьтесь в путешествие.
Бывайте на свежем воздухе.
Найдите себе увлечение.
Составьте список того, что вас радует.
Мечтайте и фантазируйте.
Обратитесь к психологу. Если у вас нервные силы на исходе и вас ничего не радует, обратитесь к психологу.
Список литературы:
Воронин Л.Г., Колбановский В.Н., Маш Р.Д. Физиология высшей нервной деятельности и психология. – М: Просвещение, 1977. – 225 с.
Бильданова В.Р., Бисерова Г.К., Шагивалеева Г.Р. Психология стресса и методы его профилактики: учебно-методическое пособие / Авт.-сост. – ст. преп. В.Р. Бильданова, доц. Г.К. Бисерова, доц. Г.Р. Шагивалеева. - Елабуга: Издательство ЕИ КФУ, 2015. - 142 с.
Интересные факты в коре головного мозга при стрессе. Электронный ресурс. Режим доступа: https://region03.ru/articles/protsessy-v-kore-golovnogo-mozga-pri-stresse.html.
Мельникова М.Л. Психология стресса: теория и практика [Электронный ресурс]: учеб.-метод. пособие / М.Л. Мельникова; науч. ред. Л.А. Максимова. – Екатеринбург, 2018. Режим доступа:http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11643/1/uch00293.pdf.
Панченко Л.Л. Диагностика стресса: учебное пособие. – Владивосток, - 2005. - 35 с.
Селье Г. Стресс без дистресса, Прогресс, 1979. – 126 с.
Эверли Дж. С., Розенфельд Р. Стресс: природа и лечение. М.: Медицина, 1985. - 224 с.
Яковлев Е.В., Леонтьев О.В., Гневышев Е.Н. Психология стресса: учеб. пособие. ― СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. - 94 с.