Методика проведения орнитологической экскурсии на примере Михайловской набережной

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Методика проведения орнитологической экскурсии на примере Михайловской набережной

Сафонов А.В. 1Плотников Е.А. 1Ессер А.Н. 1
1МБОУ "Лицей № 12"
Мишенин С.И. 1Мишенин А.И. 1
1МБОУ "Лицей № 12"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Новосибирск – административный город области, большой, красивый город, который постоянно застраивается. И все же в нем осталось много парков, скверов, водоёмов. Город разделяет одна из самых больших рек нашей страны– Обь. В последние годы преобразилась Михайловская набережная. На набережной большое количество растений, часть из которых искусственно посажена человеком, они и привлекают птиц многих видов в разные сезоны года.

Фото № 1. Михайловская набережная, вид с реки Обь (фото Кускова Н.А.)

Зима в Сибири суровая и продолжительная с устойчивым снежным покровом, с сильными ветрами и метелями. Снежный покров держится до 5 месяцев, на юге до 6 месяцев на севере Новосибирской области. Лето жаркое и сравнительно короткое – от 3 месяцев на севере до 4 месяцев на юге. В июне-июле появляется большое количество комаров, мошек, слепней, что является хорошей кормовой базой для насекомоядных птиц.Весна сравнительно короткая, яркая, но с возвратами холодов и вероятным выпадением снежного покрова в мае. Осень более длинная, с чередованием заморозков уже в августе и по-летнему теплых дней в сентябре-октябре. Уже в конце марта начале апреляптицы, как оседлые, так и прилетные, создают пары и начинают обустраивать гнездование, наблюдается брачное поведение. Гуляя по территории набережной у нас возникла идея организовать орнитологическую экскурсию, которую мы запланировали на весну 2022 года. Самым удобным и интересным временем мы посчитали весенний период, птицы исполняют брачные песни, их можно определить по голосам, многие из них имеют яркое оперение, они относительно не боятся человека. Сначала мы решили организовать экскурсию для небольшой группы ребят, потом возникла идея провести эту экскурсию с одноклассниками на будущий год, так как на уроках зоологии мы проходили тему «Птицы» и многое узнали о представителях этого класса.

Фото № 2. Экскурсия на Михайловской набережной (фото Кускова Н.А.)

Гипотеза:экскурсий для школьников в городе Новосибирские организовано достаточно много, на разные темы, но есть ли экскурсии, касающиеся орнитофауны?

Актуальность:о проведении подобных экскурсий в нашем городе информации не нашли, поэтому подумали, что это мероприятие актуально и будет интересно не только нам.В Новосибирской области на сегодняшний день активно развивается туризм. В частности, этому способствует закон Новосибирской области от 5 июля 2017г. №187 «Об отдельных вопросах развития туризма в Новосибирской области». Данный закон определяет благоприятные условия для развития туризма, а также приоритетные направления деятельности в данной сфере.

Весной 2022 года мы поделились своим опытом с работником музея «На набережной», Ольгой Александровной Питченковой. Ольге Александровне понравилась идея, она попросила нас разработать экскурсию для музея. Мы определили птиц, наметили маршрут. Экскурсия получила название: «По следам белой трясогузки». Экскурсия успешно проводилась в течение всего сезона (Приложение Б).Осенью от учителя технологии нашего лицея – Натальи Александровны Кусковой, мы узнали о том, что она с удовольствием посетила эту экскурсию (Приложение В).

Таким образом, определилась цель работы, были намечены задачи для достижения цели.

Цель:подготовить методические материалы дляпроведения орнитологической экскурсии на Михайловской набережной для обучающихся МБОУ «Лицей № 12».

Задачи:

  1. выявить фоновые и редкие виды птиц;

  2. собрать и изучить информацию об этих птицах;

  3. изучить литературные источники о методиках проведения экскурсий, составленных ранее

  4. разработать маршрут экскурсии;

  5. отметить на карте гнезда птиц;

  6. создать сборник информационных карточек о птицах;

  7. провести опрос семиклассников о знаниях птиц Михайловской набережной.

2. Основная часть

2.1 Обзор источников информации

По данному вопросу мы изучили различные источники информации, но за основу принципов проведения экскурсии решили взять рекомендации из книги «Птицы в природе», автора А.Н. Промтова[3], взяли за основу его рекомендации, добавили свои, с учётом полученного нами опыта:

  1. необходимо дать краткую эколого-географическую характеристику, характеристику ландшафта и биоценоза территории,где будет проводиться экскурсия;

  2. обратить внимание экскурсантов на фоновые виды растений и птиц;

  3. во время экскурсии необходимо задавать разные вопросы, поддерживать беседу со слушателями, выявлять у них знания;

  4. длительность экскурсии от одного часа до полутора часов.

Впоследствии мы на собственном опыте убедились в правильности нашего выбора, появились и собственные идеи. Лучшее время для знакомства с птицами– весна и первая половина лета, когда у птиц наиболее характерна брачная окраска, да и сами они наиболее заметны, потому что демонстрируют себя– поют, токуют, проявляют брачное поведение. На наш взгляд брачный период – лучшее время для проведения экскурсии, популяризации экологичного отношения к птицам. Большинство птиц активны с рассвета и часов до 9-10 утра, поэтому лучшее время для проведения экскурсий именно это время суток [3]. А вообще орнитологические экскурсии уместны в любое время года и в любое время суток. Но на наш взгляд: в период выкармливания птенцов птиц лучше не беспокоить.

Фото № 3. Гнездо Дрозда рябинника (фото Мишенин С.И.)

Во многих странах популярно движение «наблюдатели птиц» (birdwatcher), постепенно это движение развивается и у нас, хотя существовало уже давно и называется – «Движение натуралистов».

Фото № 4. Юные натуралисты. Наблюдение птиц (фото Мишенин С.И.)

2.2 Общая характеристика птиц

Птицы – высокоорганизованные позвоночные животные, приспособившиеся к полёту.Они сильно различаются по внешнему облику, но, несмотря на это, имеют много общих черт, в связи с приспособлением к полёту. Перьевой покров играет огромную роль в жизни птиц. Он выполняет теплоизоляционную функцию, обеспечивает обтекаемость тела, образует несущие плоскости (крылья, хвост). Наличие двойного дыхания, перьев, для обтекаемости, высокая температура тела, легкий скелет и многие другие особенности строения птиц способствуют к полету.Птицы, в отличие от рыб, земноводных и пресмыкающихся,теплокровные животные. Они имеютпостоянную и высокую (около 42°С) температуру тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.Птицы населяют все области Земного шара, включая и Антарктиду, например, буревестники и пингвины. Их можно встретить в безводных пустынях и горах вплоть до границы вечных снегов, это бородач, грифы, некоторые колибри. Некоторые виды приспособились к жизни на море, и достигают берега только с целью размножения. Наибольшее видовое разнообразие птиц наблюдается в Центральной и Южной Америке. По данным интернета всего насчитывается более 10 тысяч видов птиц, что составляет 20% от всего видового разнообразия позвоночных животных. На территории России отмечено 789,а на территории Новосибирской области отмечено около 350 видов, постоянно гнездятся 250[2].

2.3Предварительная подготовка к экскурсии

Перед проведением экскурсии необходимо за несколько дней пройти запланированный маршрут, отметить на карте встреченных птиц и гнезда. Неизвестных нам птиц сфотографировать и записать голос для дальнейшего определения по справочным материалам [1].

Во время предварительной экскурсии мы встретили:

  1. Отряд: Гусеобразные. Семейство: Утиные. Вид: Кряква

  2. Отряд: Хищные птицы. Семейство: Ястребиные. Виды: Черный коршун, Перепелятник

  3. Отряд: Хищные птицы. Семейство: Соколиные. Вид: Пустельга обыкновенная

  4. Отряд: Журавлеобразные. Семейство: Пастушковые. Вид: Лысуха

  5. Отряд: Ржанкообразные. Семейство: Чайковые. Виды: Сизая чайка; Серебристая чайка; Озерная чайка; Черная крачка; Речная крачка

  6. Отряд: Голубеобразные. Семейство: Голубиные. Вид: Сизый голубь

  7. Отряд: Дятлообразные. Семейство: Дятловые. Вид: Большой пестрый дятел

  8. Отряд: Воробьинообразные. Семейство: Трясогузковые. Вид: Белая трясогузка

  9. Отряд: Воробьинообразные. Семейство: Дроздовые. Вид: Рябинник

  10. Отряд: Воробьинообразные. Семейство: Славковые. Виды: Весничка; Теньковка; Таловка

  11. Отряд: Воробьинообразные. Семейство: Синициевые. Вид: Большая синица

  12. Отряд: Воробьинообразные. Семейство Поползневые. Вид: Поползень

  13. Отряд: Воробьинообразные. Семейство: Вьюрковые. Виды: Зяблик, Юрок

  14. Отряд: Воробьинообразные. Семейство: Ткачиковые. Виды: Домовой воробей; Полевой воробей

  15. Отряд: Воробьинообразные. Семейство: Скворцовые. Вид: Скворец

  16. Отряд: Воробьинообразные. Семейство: Врановые. Виды: Сорока; Серая ворона

  17. Отряд: Аистообразные. Семейство: Цаплевые. Вид: Серая цапля

Таким образоммы встретили птиц 28 видов.Для определения птиц мы использовали справочники и определители, которые, конечно, необходимо иметь при себе при проведении экскурсий, и вообще выходя на природу [2, 4].Со временем, конечно, список встреченных птиц будет расти.

Мы разделили птиц между участниками-экскурсоводами для того, чтобы составить информационные карточки. Собирая информацию о птицах,каждый из нас узнал много интересного, о которых расскажем экскурсантам, информация постоянно дополняется. Информационная карточка – это фотография, на обратной стороне которой размещена информация: систематическое положение, степень редкости, познавательные факты: оседлая, кочующая или перелетная птица; какие гнёзда строит; чем питается (Приложение А).

2.4 Материал и методика проведения экскурсии

Для проведения экскурсии необходимо одеться по-походному, взять с собой воду. Еще понадобится карта местности, планшет и карандаш для записей, бинокли с 8-10 кратным увеличением, определитель птиц, папка с фотографиями птиц, фотоаппарат, диктофон.

Протяженность Михайловской набережной от гостиницы «Обь» до железнодорожного моста, т.е. с севера на юг, около 1,5 км. Коммунальный мост как бы делит её на южную и северную части. Наш маршрут пролегал по северной части. Сначала мы прошли вдоль реки и отметили водоплавающих птиц: чаек, крачек, крякву.

Кряква держится на воде небольшими стаями. Все виды чаек, такие как озерная, серебристая, сизая, часто встречаются на нашей набережной. А вот черная и речная крачки встречаются реже, не являются фоновыми видами.

Территория с деревьями и кустарниками расположена непосредственно рядом с улицей Большевистская. В некоторых местах тропинка заросла травой. Это говорит о том, что в той части набережной проходит меньше людей. Это стало причиной поселения там многих видов птиц.

Наиболее часто встречаемые гнезда дрозда рябинника. Эта птица селится колониями. Несмотря на то, что мы подходили очень близко они не боялись нас, хотя на тот момент у них уже вывелись птенцы, которых было необходимо откармливать. По этой же причине, дрозды остерегались чёрного коршуна, низко летавшего над землей. Часть гнёзд была построена на высоте примерно 2-х метров, другие находятся гораздо выше, на верхушках деревьев.

В колонии дроздов нередко гнездятся хищные птицы. В нашем случае это был черный коршун. Такой вид сожительства называется мутуализмом. Это выгодное соседство: дрозды совместно отгоняют хищников, коршун – крупная хищная птица, также представляетопасность для других.

Гнездо коршуна располагается на высоте 7-ми метров, на развилке крупных ветвей. Это грубое сооружение, построенное из хаотично уложенных веток, с большим количеством ниш, облюбовали воробьи для устройства своих гнезд. Там было 3-4 гнезда воробьев. Такое явление называется квартиранством. Это использование одними видами других (их тел или жилищ) в качестве убежища или жилища.

В кусте шиповника мы обнаружили уже брошенное гнездо птицы семейства: воробьиные. Видимо, птенцы уже повзрослели и вылетели.

Также по голосам мы определили пеночку весничку, теньковку. Фоновыми видами являются зяблик, юрок и трясогузка. Но гнёзд мы не отметили на карте потому, что эти виды тщательно маскируют их.

Фото № 5. Белая трясогузка (Motacillaalba) (фото Мишенин С.И.)

2.5 Опрос одноклассников о знании видовых названий птиц

Опрашивая одноклассников, мы выяснили, что большая часть учеников не знает видовых названий птиц, например 3 вида чаек и 2 вида крачек называли просто чайками.

Таблица № 1 Результаты опроса одноклассников (7 В) о знании видовых названий птиц:

Птицы

Род

Вид

Род

Вид

Род

Вид

Чайка озёрная

19

0

12

0

17

0

Чайка серебристая

18

0

18

0

16

0

Крачка чёрная

0

0

0

0

0

0

Чайка сизая

19

0

19

0

22

0

Крачка речная

0

0

0

0

0

0

Дрозд рябинник

0

0

0

0

0

0

Синица большая

17

2

9

4

20

0

Дятел большой пестрый

12

0

16

0

22

0

Сизый голубь

20

3

19

0

23

3

Трясогузка белая

14

0

5

0

5

0

Скворец

5

5

1

0

0

0

Пустельга

0

0

0

0

0

0

Зяблик

0

0

0

0

0

0

Перепел

0

0

0

0

1

0

Канюк

0

0

0

0

0

0

Горихвостка лысушка

0

0

0

0

0

0

Соловей варакушка

0

0

0

0

0

0

Ласточка деревенская

9

0

9

0

12

0

Ласточка городская

8

0

4

0

16

0

Соловей красношейка

0

0

0

0

0

0

  • Всего в анкетировании участвовало 90 учеников. В лучшем случае ребята указывали названия рода. Как видно из результатов опроса, показанных в таблице, названия птиц знакомы не многим, хотя, наверняка, птицы попадались им на глаза. Подобный опрос мы проведём после экскурсии, запланированной в начале мая. Надеемся, что знание птиц после экскурсии увеличится.

  • 160 человек смогло определить 3 вида чаек, 62 – голубя, 58 – 2 вида ласточек, 50 – дятла, 46 – синицу, 24 – трясогузку, 6 – скворца, 1 – перепела.

3. Выводы

Поставленная цель: подготовить методические материалы для проведения орнитологической экскурсии на Михайловской набережной для обучающихся МБОУ «Лицей № 12», достигнута. Определённые задачи решены:

  1. были выявлены фоновые и редкие виды птиц Михайловской набережной, найденные гнёзда отмечены на карте;

  2. собрана и изучена информация о птицах;

  3. разработан маршрут экскурсии для дальнейшего проведения. Экскурсия запланирована для одноклассников в мае;

  4. при проведении экскурсии использованы, созданные нами информационные карточки;

  5. проведён опрос семиклассников о знании птиц Михайловской набережной, который показал, что ученики не знают названия птиц. В мае мы проведём второй опрос, дабы сравнить количество знаний, полученных учениками после экскурсии.

Опыт показал, что экскурсии необходимо проводить для того, чтобы люди знали о тех, кто живёт вокруг нас. Птицы, необходимо знать кого мы видим и слышим, а умея определять их, называть, мы можем больше узнать о каждой птице. А значит – сможем больше сделать для того, чтобы птиц было больше вокруг нас.

Мы не хотим останавливаться на достигнутом и будем пополнять свои знания о птицах, выявлять новые виды.

Запланирована разработка экскурсий парков нашего города. Также хочется, чтобы наше движение расширялось и привлекало новых участников. Готовы передать накопленный опыт.

Весной 2022 года мы поделились своим опытом с работником музея «На набережной», Ольгой Александровной Питченковой. Экскурсия получила название: «По следам белой трясогузки». Экскурсия успешно проводилась в течение всего сезона и получила хорошие отзывы.

3. Список литературы

  1. Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шашков Э.В., Шубкина Л. С. Биологические экскурсии – М.: Просвещение, 1983

  2. Конева Л.А., Машинская Н. Д. Фауна позвоночных животных Новосибирской области – Новосибирск, 2007

  3. Промтов А. Н. Птицы в природе. – Новосибирска, 1949

  4. Рябинцев В. К. Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири: справочник-определитель – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2002

Приложение А.Пример информационной карточки

Пеночка Весничка

Отряд: Воробьинообразные, Семейство: Пеночковые, Род: Пеночки, Вид: Пеночка Весничка. Пеночка Весничка встречается почти по всей Европе и России, с апреля по сентябрь. Зимует она в Африке к югу от Сахары.Общая численность представителей этого вида в Европе составляет более 40 миллионов пар;

Длина тела – 14 см. Размах крыльев – 21 см. Вес составляет всего 10 г. Во время гнездования самец выбирает дерево и поет с утра до вечера.Пеночки питаются клопами, тлями, мухами, комарами, жуками, а также их яйцами и личинками. Кроме того, они питаются пауками и ягодами.

Приложение Б. Благодарность. С.И. Мишенину, учителю биологии МБОУ «Лицей № 12»

Приложение В.Отзыв. Кускова Наталья Александровна, учитель технологии МБОУ «Лицей № 12»

Просмотров работы: 62