«Ум заключается не только в знании,
но и в умении прилагать знание на деле…»
Аристотель
Введение
Термин «стресс» в нашу жизнь пришел из английского языка (stress), а в английский из латинского и в переводе означает «давление», «напряжение». Это понятие часто применяется, когда речь идёт об экстремальных воздействиях на человека во всех сферах его жизни. А ведь многие явления в школьной жизни можно смело отнести к числу таких воздействий: контрольные работы, невыполненные домашние задания, предстоящие выпускные экзамены (например, ОГЭ и ЕГЭ) и подготовка к ним, переход школьников из начальной школы в 5 класс, из одного класса в другой, конфликты со сверстниками, построение отношений с новыми одноклассниками… Я выбрала эту тему потому, что сама являюсь учащейся 5 класса, и в этом учебном году я перешла из своего класса в другой класс. И не так давно я стала замечать, что у меня появилась утомляемость, тревожность, часто меняется настроение, хуже стал сон, чего не было в 4 классе начальной школы Все это симптомы стресса, и так мой организм сигнализирует о навалившемся грузе проблем.
В связи с этим я решила расширить свои знаний о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.
Гипотеза. Стресс характерен для всех учащихся и его воздействие можно смягчить с помощью определенных дыхательных упражнений, музыки.
Цель:
Изучить влияние стресса на организм школьника и предложить пути снижения его влияния на организм.
Задачи:
Познакомиться с историей открытия и становления знаний о стрессе.
Выяснить какое воздействие оказывает стресс на организм человека.
Изучить возможность и способы смягчения воздействия стресса на организм школьника.
Провести анкетирование с целью изучения уровня стрессоустойчивости школьников.
Предложить рекомендации по профилактике и смягчению воздействия стресса на школьников.
1. Теоретическая часть
1.1 Понятие стресса
Стресс (в психологии) (англ. stress) - состояние эмоционального и физического напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.) или определенные ситуации, которые характеризуются как трудные и неподвластные [1].
Научное определение стресса было введено в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье. Ученый определил стресс как «неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование». Он же обосновал свое учение о стрессе. Согласно Селье, любой достаточно сильный внешний стимул, физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (не зависящем от характера фактора, вызвавшего стресс) ответе организма, названном общим адаптационным синдромом. В начале своих исследований Ганс Селье считал, что стрессом являются только негативные события. Но позже предложил выделить два вида стресса: эустресс — нормальный стресс, служащий целям сохранения поддержания жизни, и дистресс — патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В нашем сознании закрепилось в основном второе (отрицательное) представление о стрессе [2].
Стресс – это не всегда результат повреждения. Любое непривычное для организма воздействие – чувство гнева, ненависти, страха, радости, любви, сильная жара или холод, инфекция, реакция на прием лекарств – все это может вызвать стресс. Публичное выступление, игра в шахматы может вызвать значительный стресс, не причинив вреда. Иногда одно и то же событие для одного человека является большим стрессом, а для другого обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать огорчение, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника удовлетворительная отметка не вызовет никаких эмоций. Получается, что на один и тот же событие - стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию.
Наука утверждает, что умеренные по силе стрессы необходимы для нормального существования организма, что без них человек страдает от скуки и испытывает неудовлетворенность жизнью. Ганс Селье утверждал, что «стресс – это сама жизнь и отсутствие стресса означает смерть». А другие психологи, основываясь на учении Селье, утверждают: «Если блюдо слишком соленное, то есть его невозможно, а если не досолить, то тоже есть невозможно. Соль придает вкус пище, а стрессовые ситуации придает вкус жизни» [3].
1.2 Виды стресса
В настоящее время в зависимости от результатов стресса ученые различают: эустресс - положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).
В психологии выделяют следующие виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяют еще на два вида: эмоциональный и информационный.
Стресс делится на два вида:
1. Физиологический; возникает в результате чрезмерных физических нагрузок, боли, повышенной или пониженной температуре; мы не можем повлиять на его проявления;
2. Психологический; провоцируется ощущением угрозы, обидой, страхом, гневом и другими негативными эмоциями
- информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек сталкивается с необходимостью перерабатывать большой объем информации за короткое время. Для этого стресса характерно снижение концентрации внимания, ухудшение памяти.
-эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, когда человек в течение длительного времени остается один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, тревоги, ухудшается сон.
Стрессы бывают кратковременные (острые) и долгосрочные (хронические).
1.3 Причины стресса
Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Нужно отметить, что это деление условное, так как все они взаимосвязаны.
Внешние причины стресса |
Внутренние причины стресса |
Резкие изменения в жизни человека. Работа. Затруднения в отношениях с людьми. Материальные проблемы. Высокая занятость. Личная жизнь (семья и дети) |
Невозможность принять неопределенность. Пессимизм. Негативный диалог с самим собой. Нереалистичные ожидания. Отсутствие усердия и настойчивости. |
У школьников существуют специфические причины для стресса. Например, в школе с первых же дней перед нами появляется целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым.
Кроме того, к возможным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:
расставание с близкими друзьями;
давление со стороны сверстников;
резкие перемены в распорядке дня;
начало и конец учебного года;
контрольные работы, тесты, подготовка и сдача экзаменов.
Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать стрессовое состояние. Так же некоторые личностные характеристики, могут усиливать воздействие стрессовых факторов [6]:
малоподвижный образ жизни,
низкий уровень физического развития и работоспособности,
низкая самооценка,
низкая коммуникабельность, неумение найти общий язык с окружающими,
неумение отдыхать от работы, отсутствие интересов и увлечений.
Признаки школьного стресса
Признаки стрессового состояния ребенка могут проявляться в таких симптомах:
Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;
Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.
Тревожности и непоседливости.
Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;
Упрямства;
Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;
Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;
Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;
Повышенной тревожности;
В трудностях во время засыпания и беспокойном сне.
Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.
Влияние стресса на здоровье
На стресс реагируют все системы организма человека: нервная, пищеварительная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, эндокринная, репродуктивная и другие. Длительный стресс нарушает иммунную систему. В результате этого здоровые клетки перерождаются и это приводит к тяжелым заболеваниям.
Под влиянием стресса возникают [4]:
состояние угнетенности и волнения или перемены в настроении
чувство внезапной усталости;
потеря аппетита или внезапная тяга к определенной пище;
резкое снижение веса;
различные высыпания, покраснения, шелушения,
ухудшение физического и психического здоровья.
Сталкиваясь со стрессовой ситуацией, наш организм подготавливает нас для двух важных механизмов выживания: борьбы и агрессии. Наше сердце бьется быстрее, кровяное давление повышается, частота, и глубина нашего дыхания возрастают.
Стресс является причиной увеличившегося числа сердечных приступов, депрессий, бессонницы и других серьезных заболеваний. Дети, чья учеба связана с постоянным стрессом, постоянно подвержены разным заболеваниям. Наиболее частые заболеваний, которые, в основном, спровоцированы стрессом:
Язвы, мигрень, астма
Гипертония (повышенное кровяное давление)
Проблемы с кишечником
Бессонница
Ишемическая болезнь сердца
Дерматологические проблемы
Чрезмерное потоотделение
Немногие знают, что большинство аллергических реакций спровоцировано гормональным сбоем из-за стресса.
Ослабляется иммунитет
Таким образом, стресс губительно влияет на здоровье человека. Важно научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, сглаживать последствия стресса, чтобы сохранить психику здоровой, а личность гармоничной.
1.5 Средства борьбы со стрессом
Следуя теории Ганса Селье, можно было бы утверждать, что бороться со стрессом не следует, да и это будет лишь пусто тратой времени, однако огромное количество психологов утверждают обратное [5]. Бороться со стрессом не только можно, но и нужно.
Наиболее используемые средства борьбы со стрессом в нашей стране по результатам социологического опроса (1000 человек):
Телевизор и видеоигры
Музыка
Еда
Медикаменты
Спорт
Прогулки на свежем воздухе
Общение и встречи с друзьями
2. Практическая часть
2.1 Исследование стрессоустойчивости у школьников
Цель: выяснить грозит ли учащимся 5 и 9 классов нашей школы стресс.
Метод исследования – анкетирование (см. Приложение 2)
В процессе работы было проведено анкетирование среди учащихся 5 (переход из класса в класс и из начальной школы) и 9 (предстоящее ОГЭ) классов, всего опрос прошли 141 человек (Приложение 2).
В результате обработки анкет были выявлены следующие данные:
(Приложение 2. Таблица 1,2)
По итогам ответов на вопросы анкет были получены следующие результаты:
(Приложение 2. Таблица 3)
Вывод: Около 22% ребят в 5 и 9 классах грозит стресс. Этих ребят раздражает всё, даже вещи незначительные.
Большинство школьников 75 % в 5 классе и 69% в 9 классе можно отнести к самой распространенной группе людей, «золотой середине», у них выявлен низкий уровень стресса, с которым они успешно справляются. К неприятностям умеют «поворачиваться спиной», забывать о них. Эти школьники успешно справляются со школьными нагрузками и преодолевают стрессовые ситуации. Вероятно, это связано с тем, что школьники 5х классов смогли адаптироваться к новой ситуации, а у школьников 9х классов ОГЭ еще через 5 месяцев.
И только 3% пятиклассников и 9% девятиклассников оказались в группе «стресс не грозит», что еще раз подтверждает, что каждый человек по-разному адаптируется к происходящим событиям.
Получив такие результаты, я решила выяснить, чем занимаются школьники, которым грозит стресс в свободное от школы время. Как они отдыхают? Для этого было проведено второе анкетирование (Приложение 3). Всем ребятам было предложено ответить на ряд вопросов на эту тему.
Проведя анкетирование №2, я решила проанализировать, чем занимаются после школы ребята, которым грозит стресс.
В результате обработки анкет были выявлены следующие данные.
1) Среди учеников, которым грозит стресс, получают дополнительное образование, занимаются в спортивных секциях, изучают музыку и рисование только 55%, против 67% среди других групп опрошенных учеников.
2) Только 33% школьников, которым грозит стресс, после школы гуляют, проводят время на свежем воздухе и общаются с друзьями, а среди тех ребят, кто успешно справляется со стрессом этот показатель — 47%
3) 25% тех, кому грозит стресс, читают бумажные «живые» книги, журналы, интересуются неэлектронными носителями информации, а среди «стрессоустойчивых» детей – таких 47%(почти половина).
4) Напротив, отдых в социальных сетях, «общение» с телефоном, планшетом, компьютером, игры на всевозможных гаджетах тоже выше у ребят склонных к стрессам (90%), в отличии от школьников других групп 5-х и 9-х классов (60%).
Рекомендации
Получив результаты тестирования, я решила узнать есть ли какие-то способы, которые могут помочь ребятам избежать неблагоприятного воздействия стресса на здоровье. Изучив литературу по этому вопросу, я составила памятку для своих одноклассников (Приложение 4).
Также нужно помнить, что дыхание — это основа жизни человека. Оно влияет на все процессы в организме. Чрезмерные нагрузки и стресс ведут к сбоям в организме. Поэтому важно научиться расслабляться и снимать мышечное, нервное и эмоциональное напряжение. Дыхание является одним из естественных методов релаксации и смягчения воздействия стресса.
Предлагаю освоить простые дыхательные упражнения под расслабляющую музыку (например, звуки природы). Лучше выполнять упражнения не ранее, чем через час после еды.
Дыхательные упражнения:
1. Сделать вдох носом, считая до четырех, затем выдохнуть, также считая до четырех, чтобы вдохи и выдохи были одинаковые по длительности.
2. Сделать медленный, глубокий вдох и быстрый, резкий выдох. Повторить.
3. Сделать носом короткий вдох и медленный, в два раза длиннее, выдох. Сделать короткую паузу и повторить.
4. Сделать короткий, глубокий вдох, задержаться на 4 секунды, потом медленно выдохнуть и снова сделать паузу на 4 секунды перед следующим вдохом.
5. Быстро и глубоко вдохнуть носом, а выдохнуть ртом, сложив губы трубочкой и плавно выпуская воздух.
При регулярном выполнении этих упражнений вскоре можно почувствовать улучшение общего состояния организма, выносливости, настроения и стрессоустойчивости. А если выполнять дыхательные упражнения под музыку Моцарта, Чайковского, Грига, то антистрессовый эффект усилится.
2.3 Выводы
6% школьников стресс не грозит. Они успешно справляются со школьными нагрузками и преодолевают стрессовые ситуации.
Школьники, проводящие свободное время на свежем воздухе, занимающиеся в спортивных секциях, кружках художественного и технических направлений, минимум времени проводящие в телефоне и за компьютером лучше справляются с негативным воздействием стресса (80% по сравнению с теми, кто выбрал вид отдыха гаджеты 56%).
Заключение
Стресс - это очень серьёзная проблема, с которой сталкиваются не только взрослые, но и современные школьники. Он негативно воздействует на все системы организма человека. На стресс реагируют все системы организма человека: нервная, пищеварительная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, эндокринная, репродуктивная и другие. Причины стресса могут быть внутренними и внешними.
Многие явления в школьной жизни можно смело отнести к числу стрессовых. У школьников существуют специфические причины для стресса. Например, в школе с первых же дней перед нами появляется целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
Современному школьнику научиться справляться со стрессом крайне важно для здоровья и будущей жизни. Проведенное мною исследование позволило понять, только 6% учеников не испытывают стресс. Для многих ребят эффективным способом снятия эмоционального напряжения и предотвращения развития стресса является – двигательная активность, физическая нагрузка, общение с друзьями, простой разговор, чтение книг, рукоделие, занятия музыкой и рисование.
По итогам моей работы я создала памятку, подобрала и предложила простые дыхательные упражнения и расслабляющую музыку. В дальнейшем планируется провести повторное анкетирование, позволяющее оценить их эффективность.
Гипотеза подтвердилась частично, так как на оценку эффективности результатов использования дыхательной методики, расслабляющей музыки требуется больше времени.
Цель и задачи, поставленные в работе достигнуты.
Завершить свою работу хочется словами Юрия Мерзлякова:
«Учитесь управлять собой
Во всём ищите добрые начала
И, споря с трудною судьбой
Умейте начинать сначала
Споткнувшись, самому вставать
В самом себе искать опору,
При быстром продвижении в гору,
Друзей в пути не растерять....
Не злобствуйте, не исходите ядом
Не радуйтесь чужой беде
Ищите лишь добро везде!»
Литература
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007тм. Стресс и здоровье// ООО «Кирилл и Мефодий», 1996г.
Селье Г. Стресс: тихий убийца / Г. Селье - ГЕО, 2003. - N5.
Селье Г. Стресс без болезней - Спб: ТОО «Лейла», 1994г.
Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПБ: Прайм, Еврознак, 2008г.
Попова. Л.М., Соколов И.В, Грегори О. Как противостоять стрессу - Спб: ТОО «Лейла», 1996г.
Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней – М: ACADEMA, 2001г.
Приложение
Приложение 1
Основоположник теории стресса, Гаес Селье
Приложение 2
Раздражает ли вас:
Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать.
Женщина в «летах», одетая как молоденькая девушка.
Чрезмерная близость собеседника (допустим, в автобусе в час пик).
Курящая на улице женщина.
Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону.
Кто-то грызет ногти.
Кто-то смеётся невпопад.
Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать.
Друг постоянно опаздывает на встречу.
В кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма.
Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть.
Когда вам дарят ненужные предметы.
Громкий разговор в общественном транспорте.
Слишком сильный запах духов.
Человек, который жестикулирует во время разговора.
Одноклассник, который часто употребляет иностранные слова.
Варианты ответов на вопросы: «очень» - 3 очка, «не особенно» - 1 очко, «ни в коем случае, нет» - 0 очков.
Подсчитаем очки.
Более 30 очков: вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает всё, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают окружающие.
От 12 до 29 очков: вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», забываете о них.
11 и менее очков: вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь или этот тест недостаточно исчерпывающий и ваши наиболее уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого можно легко вывести из равновесия.
Таблица 1.Результаты анкетирования №1
Вопросы |
5 класс |
||
Не особенно |
нет |
очень |
|
% |
|||
1.Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать. |
49 |
16 |
35 |
2.Женщина в «летах», одетая как молоденькая девушка. |
30 |
62 |
8 |
3.Чрезмерная близость собеседника (допустим, в автобусе в час пик). |
28 |
12 |
60 |
4.Курящая на улице женщина. |
13 |
21 |
66 |
5.Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону |
28 |
6 |
66 |
6.Кто-то грызет ногти. |
29 |
48 |
23 |
7.Кто-то смеётся невпопад. |
36 |
33 |
31 |
8.Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать |
23 |
7 |
70 |
9.Друг постоянно опаздывает на встречу. |
28 |
30 |
42 |
10.В кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма. |
26 |
17 |
57 |
11.Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть. |
21 |
29 |
50 |
12.Когда вам дарят ненужные предметы. |
30 |
53 |
16 |
13.Громкий разговор в общественном транспорте. |
31 |
21 |
48 |
14.Слишком сильный запах духов. |
28 |
36 |
36 |
15.Человек, который жестикулирует во время разговора. |
35 |
49 |
16 |
16.Одноклассник, который часто употребляет иностранные слова. |
27 |
53 |
20 |
Таблица 2.Результаты анкетирования №1
Вопросы |
9 класс |
||
Не особенно |
нет |
очень |
|
% |
|||
1.Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать. |
45 |
22 |
32 |
2.Женщина в «летах», одетая как молоденькая девушка. |
35 |
55 |
10 |
3.Чрезмерная близость собеседника (допустим, в автобусе в час пик). |
29 |
27 |
44 |
4.Курящая на улице женщина. |
19 |
39 |
42 |
5.Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону |
15 |
13 |
72 |
6.Кто-то грызет ногти. |
35 |
35 |
30 |
7.Кто-то смеётся невпопад. |
22 |
49 |
29 |
8.Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать |
33 |
11 |
56 |
9.Друг постоянно опаздывает на встречу. |
27 |
29 |
44 |
10.В кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма. |
13 |
38 |
49 |
11.Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть. |
16 |
29 |
55 |
12.Когда вам дарят ненужные предметы. |
35 |
53 |
12 |
13.Громкий разговор в общественном транспорте. |
25 |
25 |
50 |
14.Слишком сильный запах духов. |
18 |
53 |
29 |
15.Человек, который жестикулирует во время разговора. |
15 |
58 |
27 |
16.Одноклассник, который часто употребляет иностранные слова. |
32 |
47 |
21 |
Таблица 3.Результаты анкетирования №1
Количество очков |
5 класс |
9 класс |
Не грозит стресс |
3 % |
9 % |
Низкий уровень стресса, умеют справляться |
75 % |
69 % |
Высокий уровень стресса |
22 % |
22 % |
Приложение 3
Время свободное от школьных занятий.
1. Получение дополнительного образования:
художественная школа
музыкальная школа (занятия музыкой, вокалом)
танцевальные коллективы
спортивные секции
другие кружки по интересам
Прогулки и игры на свежем воздухе с друзьями
Телефон, социальные сети, компьютерные игры
Общение с домашними животными
Чтение бумажных книг
Сон
Приложение 4
Памятка для школьника в борьбе со стрессом
-