Стресс и здоровье современного школьника

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стресс и здоровье современного школьника

Прыгунова В.Ю. 1
1МБОУ школа №7
Селихова Н.В. 1
1МБОУ школа №7
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

«Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знание на деле…»

Аристотель

Введение

Термин «стресс» в нашу жизнь пришел из английского языка (stress), а в английский из латинского и в переводе означает «давление», «напряжение». Это понятие часто применяется, когда речь идёт об экстремальных воздействиях на человека во всех сферах его жизни. А ведь многие явления в школьной жизни можно смело отнести к числу таких воздействий: контрольные работы, невыполненные домашние задания, предстоящие выпускные экзамены (например, ОГЭ и ЕГЭ) и подготовка к ним, переход школьников из начальной школы в 5 класс, из одного класса в другой, конфликты со сверстниками, построение отношений с новыми одноклассниками… Я выбрала эту тему потому, что сама являюсь учащейся 5 класса, и в этом учебном году я перешла из своего класса в другой класс. И не так давно я стала замечать, что у меня появилась утомляемость, тревожность, часто меняется настроение, хуже стал сон, чего не было в 4 классе начальной школы Все это симптомы стресса, и так мой организм сигнализирует о навалившемся грузе проблем.

В связи с этим я решила расширить свои знаний о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Гипотеза. Стресс характерен для всех учащихся и его воздействие можно смягчить с помощью определенных дыхательных упражнений, музыки.

Цель:

Изучить влияние стресса на организм школьника и предложить пути снижения его влияния на организм.

Задачи:

  • Познакомиться с историей открытия и становления знаний о стрессе.

  • Выяснить какое воздействие оказывает стресс на организм человека.

  • Изучить возможность и способы смягчения воздействия стресса на организм школьника.

  • Провести анкетирование с целью изучения уровня стрессоустойчивости школьников.

  • Предложить рекомендации по профилактике и смягчению воздействия стресса на школьников.

1. Теоретическая часть

1.1 Понятие стресса

Стресс (в психологии) (англ. stress) - состояние эмоционального и физического напряжения организма как защитная реакция на различные неблагоприятные факторы (холод, голодание, физические и психические травмы и т.п.) или определенные ситуации, которые характеризуются как трудные и неподвластные [1].

Научное определение стресса было введено в 1936 году канадским физиологом Гансом Селье. Ученый определил стресс как «неспецифический ответ организма на предъявленное ему требование». Он же обосновал свое учение о стрессе. Согласно Селье, любой достаточно сильный внешний стимул, физический или психический, вызывает состояние стресса, проявляющееся в определенном неспецифическом (не зависящем от характера фактора, вызвавшего стресс) ответе организма, названном общим адаптационным синдромом. В начале своих исследований Ганс Селье считал, что стрессом являются только негативные события. Но позже предложил выделить два вида стресса: эустресс — нормальный стресс, служащий целям сохранения поддержания жизни, и дистресс — патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В нашем сознании закрепилось в основном второе (отрицательное) представление о стрессе [2].

Стресс – это не всегда результат повреждения. Любое непривычное для организма воздействие – чувство гнева, ненависти, страха, радости, любви, сильная жара или холод, инфекция, реакция на прием лекарств – все это может вызвать стресс. Публичное выступление, игра в шахматы может вызвать значительный стресс, не причинив вреда. Иногда одно и то же событие для одного человека является большим стрессом, а для другого обыденным делом. Так, у отличника полученная за контрольную работу тройка может вызвать огорчение, у двоечника эта же оценка вызовет вздох облегчения, а у хронического троечника удовлетворительная отметка не вызовет никаких эмоций. Получается, что на один и тот же событие - стрессор реакция варьируется от отчаяния до восторга – все зависит от нашего отношения к событию.

Наука утверждает, что умеренные по силе стрессы необходимы для нормального существования организма, что без них человек страдает от скуки и испытывает неудовлетворенность жизнью. Ганс Селье утверждал, что «стресс – это сама жизнь и отсутствие стресса означает смерть». А другие психологи, основываясь на учении Селье, утверждают: «Если блюдо слишком соленное, то есть его невозможно, а если не досолить, то тоже есть невозможно. Соль придает вкус пище, а стрессовые ситуации придает вкус жизни» [3].

1.2 Виды стресса

В настоящее время в зависимости от результатов стресса ученые различают: эустресс - положительный стресс, который сочетается с желательным эффектом и мобилизирует организм и дистресс (отрицательный стресс с нежелательным вредоносным эффектом).

В психологии выделяют следующие виды стресса: физиологический и психологический. Психологический стресс подразделяют еще на два вида: эмоциональный и информационный.

Стресс делится на два вида:

1. Физиологический; возникает в результате чрезмерных физических нагрузок, боли, повышенной или пониженной температуре; мы не можем повлиять на его проявления;

2. Психологический; провоцируется ощущением угрозы, обидой, страхом, гневом и другими негативными эмоциями

- информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек сталкивается с необходимостью перерабатывать большой объем информации за короткое время. Для этого стресса характерно снижение концентрации внимания, ухудшение памяти.

-эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, когда человек в течение длительного времени остается один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, тревоги, ухудшается сон.

Стрессы бывают кратковременные (острые) и долгосрочные (хронические).

1.3 Причины стресса

Причины стресса могут быть внутренними и внешними. Внешние – это жизненные перипетии и изменения, находящиеся под нашим контролем. Внутренние причины – находящиеся в нашем разуме, в большей степени являются плодом воображения. Нужно отметить, что это деление условное, так как все они взаимосвязаны.

Внешние причины стресса

Внутренние причины стресса

Резкие изменения в жизни человека.

Работа.

Затруднения в отношениях с людьми.

Материальные проблемы.

Высокая занятость.

Личная жизнь (семья и дети)

Невозможность принять неопределенность.

Пессимизм.

Негативный диалог с самим собой.

Нереалистичные ожидания.

Отсутствие усердия и настойчивости.

У школьников существуют специфические причины для стресса. Например, в школе с первых же дней перед нами появляется целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Для овладения учебной деятельности необходимо соблюдать правила, уметь сдерживать свои эмоции, быть терпеливым и усидчивым.

Кроме того, к возможным источникам стресса у детей относятся школьные и социальные проблемы, в том числе:

  1. расставание с близкими друзьями;

  2. давление со стороны сверстников;

  3. резкие перемены в распорядке дня;

  4. начало и конец учебного года;

  5. контрольные работы, тесты, подготовка и сдача экзаменов.

Все это приводит к психоэмоциональному напряжению, что может вызвать стрессовое состояние. Так же некоторые личностные характеристики, могут усиливать воздействие стрессовых факторов [6]:

малоподвижный образ жизни,

низкий уровень физического развития и работоспособности,

низкая самооценка,

низкая коммуникабельность, неумение найти общий язык с окружающими,

неумение отдыхать от работы, отсутствие интересов и увлечений.
Признаки школьного стресса

Признаки стрессового состояния ребенка могут проявляться в таких симптомах:

  1. Усталости после нагрузки, что совсем недавно не утомляло ребенка;

  2. Беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;

  3. Невнимательности, отсутствии сосредоточенности.

  4. Тревожности и непоседливости.

  5. Отсутствие уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, требует его;

  6. Упрямства;

  7. Отказ контактов, стремление к уединению, в отказе принимать участие в играх сверстников;

  8. Подергивание плечами, качание головой, трепете рук;

  9. Снижении массы тела или, наоборот, проявлении симптомов ожирения;

  10. Повышенной тревожности;

  11. В трудностях во время засыпания и беспокойном сне.

Все вышеперечисленные признаки свидетельствуют о том, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения только в том случае, если они не наблюдались ранее.

    1. Влияние стресса на здоровье

На стресс реагируют все системы организма человека: нервная, пищеварительная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, эндокринная, репродуктивная и другие. Длительный стресс нарушает иммунную систему. В результате этого здоровые клетки перерождаются и это приводит к тяжелым заболеваниям.

Под влиянием стресса возникают [4]:

  • состояние угнетенности и волнения или перемены в настроении

  • чувство внезапной усталости;

  • потеря аппетита или внезапная тяга к определенной пище;

  • резкое снижение веса;

  • различные высыпания, покраснения, шелушения,

  • ухудшение физического и психического здоровья.

Сталкиваясь со стрессовой ситуацией, наш организм подготавливает нас для двух важных механизмов выживания: борьбы и агрессии. Наше сердце бьется быстрее, кровяное давление повышается, частота, и глубина нашего дыхания возрастают.

Стресс является причиной увеличившегося числа сердечных приступов, депрессий, бессонницы и других серьезных заболеваний. Дети, чья учеба связана с постоянным стрессом, постоянно подвержены разным заболеваниям. Наиболее частые заболеваний, которые, в основном, спровоцированы стрессом:

  1. Язвы, мигрень, астма

  2. Гипертония (повышенное кровяное давление)

  3. Проблемы с кишечником

  4. Бессонница

  5. Ишемическая болезнь сердца

  6. Дерматологические проблемы

  7. Чрезмерное потоотделение

  8. Немногие знают, что большинство аллергических реакций спровоцировано гормональным сбоем из-за стресса.

  9. Ослабляется иммунитет

Таким образом, стресс губительно влияет на здоровье человека. Важно научиться правильно реагировать на стрессовые ситуации, сглаживать последствия стресса, чтобы сохранить психику здоровой, а личность гармоничной.

1.5 Средства борьбы со стрессом

Следуя теории Ганса Селье, можно было бы утверждать, что бороться со стрессом не следует, да и это будет лишь пусто тратой времени, однако огромное количество психологов утверждают обратное [5]. Бороться со стрессом не только можно, но и нужно.

Наиболее используемые средства борьбы со стрессом в нашей стране по результатам социологического опроса (1000 человек):

  • Телевизор и видеоигры

  • Музыка

  • Еда

  • Медикаменты

  • Спорт

  • Прогулки на свежем воздухе

  • Общение и встречи с друзьями

2. Практическая часть

2.1 Исследование стрессоустойчивости у школьников

Цель: выяснить грозит ли учащимся 5 и 9 классов нашей школы стресс.

Метод исследования – анкетирование (см. Приложение 2)

В процессе работы было проведено анкетирование среди учащихся 5 (переход из класса в класс и из начальной школы) и 9 (предстоящее ОГЭ) классов, всего опрос прошли 141 человек (Приложение 2).

В результате обработки анкет были выявлены следующие данные:

(Приложение 2. Таблица 1,2)

По итогам ответов на вопросы анкет были получены следующие результаты:

(Приложение 2. Таблица 3)

Вывод: Около 22% ребят в 5 и 9 классах грозит стресс. Этих ребят раздражает всё, даже вещи незначительные.

Большинство школьников 75 % в 5 классе и 69% в 9 классе можно отнести к самой распространенной группе людей, «золотой середине», у них выявлен низкий уровень стресса, с которым они успешно справляются. К неприятностям умеют «поворачиваться спиной», забывать о них. Эти школьники успешно справляются со школьными нагрузками и преодолевают стрессовые ситуации. Вероятно, это связано с тем, что школьники 5х классов смогли адаптироваться к новой ситуации, а у школьников 9х классов ОГЭ еще через 5 месяцев.

И только 3% пятиклассников и 9% девятиклассников оказались в группе «стресс не грозит», что еще раз подтверждает, что каждый человек по-разному адаптируется к происходящим событиям.

Получив такие результаты, я решила выяснить, чем занимаются школьники, которым грозит стресс в свободное от школы время. Как они отдыхают? Для этого было проведено второе анкетирование (Приложение 3). Всем ребятам было предложено ответить на ряд вопросов на эту тему.

Проведя анкетирование №2, я решила проанализировать, чем занимаются после школы ребята, которым грозит стресс.

В результате обработки анкет были выявлены следующие данные.

1) Среди учеников, которым грозит стресс, получают дополнительное образование, занимаются в спортивных секциях, изучают музыку и рисование только 55%, против 67% среди других групп опрошенных учеников.

2) Только 33% школьников, которым грозит стресс, после школы гуляют, проводят время на свежем воздухе и общаются с друзьями, а среди тех ребят, кто успешно справляется со стрессом этот показатель — 47%

3) 25% тех, кому грозит стресс, читают бумажные «живые» книги, журналы, интересуются неэлектронными носителями информации, а среди «стрессоустойчивых» детей – таких 47%(почти половина).

4) Напротив, отдых в социальных сетях, «общение» с телефоном, планшетом, компьютером, игры на всевозможных гаджетах тоже выше у ребят склонных к стрессам (90%), в отличии от школьников других групп 5-х и 9-х классов (60%).

    1. Рекомендации

Получив результаты тестирования, я решила узнать есть ли какие-то способы, которые могут помочь ребятам избежать неблагоприятного воздействия стресса на здоровье. Изучив литературу по этому вопросу, я составила памятку для своих одноклассников (Приложение 4).

Также нужно помнить, что дыхание — это основа жизни человека. Оно влияет на все процессы в организме. Чрезмерные нагрузки и стресс ведут к сбоям в организме. Поэтому важно научиться расслабляться и снимать мышечное, нервное и эмоциональное напряжение. Дыхание является одним из естественных методов релаксации и смягчения воздействия стресса.

Предлагаю освоить простые дыхательные упражнения под расслабляющую музыку (например, звуки природы). Лучше выполнять упражнения не ранее, чем через час после еды.

Дыхательные упражнения:

1. Сделать вдох носом, считая до четырех, затем выдохнуть, также считая до четырех, чтобы вдохи и выдохи были одинаковые по длительности.

2. Сделать медленный, глубокий вдох и быстрый, резкий выдох. Повторить.

3. Сделать носом короткий вдох и медленный, в два раза длиннее, выдох. Сделать короткую паузу и повторить.

4. Сделать короткий, глубокий вдох, задержаться на 4 секунды, потом медленно выдохнуть и снова сделать паузу на 4 секунды перед следующим вдохом.

5. Быстро и глубоко вдохнуть носом, а выдохнуть ртом, сложив губы трубочкой и плавно выпуская воздух.

При регулярном выполнении этих упражнений вскоре можно почувствовать улучшение общего состояния организма, выносливости, настроения и стрессоустойчивости. А если выполнять дыхательные упражнения под музыку Моцарта, Чайковского, Грига, то антистрессовый эффект усилится.

2.3 Выводы

6% школьников стресс не грозит. Они успешно справляются со школьными нагрузками и преодолевают стрессовые ситуации.

Школьники, проводящие свободное время на свежем воздухе, занимающиеся в спортивных секциях, кружках художественного и технических направлений, минимум времени проводящие в телефоне и за компьютером лучше справляются с негативным воздействием стресса (80% по сравнению с теми, кто выбрал вид отдыха гаджеты 56%).

Заключение

Стресс - это очень серьёзная проблема, с которой сталкиваются не только взрослые, но и современные школьники. Он негативно воздействует на все системы организма человека. На стресс реагируют все системы организма человека: нервная, пищеварительная, опорно-двигательная, сердечно-сосудистая, эндокринная, репродуктивная и другие. Причины стресса могут быть внутренними и внешними.

Многие явления в школьной жизни можно смело отнести к числу стрессовых. У школьников существуют специфические причины для стресса. Например, в школе с первых же дней перед нами появляется целый ряд задач, требующих максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Современному школьнику научиться справляться со стрессом крайне важно для здоровья и будущей жизни. Проведенное мною исследование позволило понять, только 6% учеников не испытывают стресс. Для многих ребят эффективным способом снятия эмоционального напряжения и предотвращения развития стресса является – двигательная активность, физическая нагрузка, общение с друзьями, простой разговор, чтение книг, рукоделие, занятия музыкой и рисование.

По итогам моей работы я создала памятку, подобрала и предложила простые дыхательные упражнения и расслабляющую музыку. В дальнейшем планируется провести повторное анкетирование, позволяющее оценить их эффективность.

Гипотеза подтвердилась частично, так как на оценку эффективности результатов использования дыхательной методики, расслабляющей музыки требуется больше времени.

Цель и задачи, поставленные в работе достигнуты.

Завершить свою работу хочется словами Юрия Мерзлякова:

«Учитесь управлять собой

Во всём ищите добрые начала

И, споря с трудною судьбой

Умейте начинать сначала

Споткнувшись, самому вставать

В самом себе искать опору,

При быстром продвижении в гору,

Друзей в пути не растерять....

Не злобствуйте, не исходите ядом

Не радуйтесь чужой беде

Ищите лишь добро везде!»

Литература

  1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007тм. Стресс и здоровье// ООО «Кирилл и Мефодий», 1996г.

  2. Селье Г. Стресс: тихий убийца / Г. Селье - ГЕО, 2003. - N5.

  3. Селье Г. Стресс без болезней - Спб: ТОО «Лейла», 1994г.

  4. Баранов А.А. Психология адаптации личности. - СПБ: Прайм, Еврознак, 2008г.

  5. Попова. Л.М., Соколов И.В, Грегори О. Как противостоять стрессу - Спб: ТОО «Лейла», 1996г.

  6. Марков В.В. Основы здорового образа жизни и профилактики болезней – М: ACADEMA, 2001г.

Приложение

Приложение 1

Основоположник теории стресса, Гаес Селье

Приложение 2

Раздражает ли вас:

  1. Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать.

  2. Женщина в «летах», одетая как молоденькая девушка.

  3. Чрезмерная близость собеседника (допустим, в автобусе в час пик).

  4. Курящая на улице женщина.

  5. Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону.

  6. Кто-то грызет ногти.

  7. Кто-то смеётся невпопад.

  8. Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать.

  9. Друг постоянно опаздывает на встречу.

  10. В кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма.

  11. Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть.

  12. Когда вам дарят ненужные предметы.

  13. Громкий разговор в общественном транспорте.

  14. Слишком сильный запах духов.

  15. Человек, который жестикулирует во время разговора.

  16. Одноклассник, который часто употребляет иностранные слова.

Варианты ответов на вопросы: «очень» - 3 очка, «не особенно» - 1 очко, «ни в коем случае, нет» - 0 очков.

Подсчитаем очки.

Более 30 очков: вас не отнесешь к числу терпеливых и спокойных людей. Вас раздражает всё, даже вещи незначительные. Вы вспыльчивы, легко выходите из себя. А это слишком расшатывает нервную систему, от чего страдают окружающие.

От 12 до 29 очков: вас можно отнести к самой распространенной группе людей. Вас раздражают вещи только самые неприятные, но из обыденных невзгод вы не делаете драму. К неприятностям вы умеете «поворачиваться спиной», забываете о них.

11 и менее очков: вы весьма спокойный человек, реально смотрите на жизнь или этот тест недостаточно исчерпывающий и ваши наиболее уязвимые стороны так в нем и не проявились? Судите сами. По крайней мере, с полной уверенностью о вас можно сказать: вы не тот человек, которого можно легко вывести из равновесия.

Таблица 1.Результаты анкетирования №1

Вопросы

5 класс

Не особенно

нет

очень

%

1.Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать.

49

16

35

2.Женщина в «летах», одетая как молоденькая девушка.

30

62

8

3.Чрезмерная близость собеседника (допустим, в автобусе в час пик).

28

12

60

4.Курящая на улице женщина.

13

21

66

5.Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону

28

6

66

6.Кто-то грызет ногти.

29

48

23

7.Кто-то смеётся невпопад.

36

33

31

8.Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать

23

7

70

9.Друг постоянно опаздывает на встречу.

28

30

42

10.В кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма.

26

17

57

11.Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть.

21

29

50

12.Когда вам дарят ненужные предметы.

30

53

16

13.Громкий разговор в общественном транспорте.

31

21

48

14.Слишком сильный запах духов.

28

36

36

15.Человек, который жестикулирует во время разговора.

35

49

16

16.Одноклассник, который часто употребляет иностранные слова.

27

53

20

Таблица 2.Результаты анкетирования №1

Вопросы

9 класс

Не особенно

нет

очень

%

1.Смятая страница газеты, которую вы хотите прочитать.

45

22

32

2.Женщина в «летах», одетая как молоденькая девушка.

35

55

10

3.Чрезмерная близость собеседника (допустим, в автобусе в час пик).

29

27

44

4.Курящая на улице женщина.

19

39

42

5.Когда какой-то человек кашляет в вашу сторону

15

13

72

6.Кто-то грызет ногти.

35

35

30

7.Кто-то смеётся невпопад.

22

49

29

8.Когда кто-то пытается учить вас, что и как нужно делать

33

11

56

9.Друг постоянно опаздывает на встречу.

27

29

44

10.В кинотеатре сидящий перед вами все время вертится и комментирует сюжет фильма.

13

38

49

11.Когда вам пытаются пересказать сюжет интересного романа, который вы только собираетесь прочесть.

16

29

55

12.Когда вам дарят ненужные предметы.

35

53

12

13.Громкий разговор в общественном транспорте.

25

25

50

14.Слишком сильный запах духов.

18

53

29

15.Человек, который жестикулирует во время разговора.

15

58

27

16.Одноклассник, который часто употребляет иностранные слова.

32

47

21

Таблица 3.Результаты анкетирования №1

Количество очков

5 класс

9 класс

Не грозит стресс

3 %

9 %

Низкий уровень стресса, умеют справляться

75 %

69 %

Высокий уровень стресса

22 %

22 %

Приложение 3

Время свободное от школьных занятий.

1. Получение дополнительного образования:

  • художественная школа

  • музыкальная школа (занятия музыкой, вокалом)

  • танцевальные коллективы

  • спортивные секции

  • другие кружки по интересам

  • Прогулки и игры на свежем воздухе с друзьями

  • Телефон, социальные сети, компьютерные игры

  • Общение с домашними животными

  • Чтение бумажных книг

  • Сон

Приложение 4

Памятка для школьника в борьбе со стрессом

­-

Просмотров работы: 153