Артериальное давление и ЧСС

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Артериальное давление и ЧСС

Ельская А.В. 1
1МКОУ КСШ №1, Новосибирская область, г. Каргат
Чушкина Т.И. 1
1МКОУ КСШ №1, Новосибирская область, г. Каргат
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение:

По данным Государственного комитета по статистике РФ, высокий уровень артериального давления является фактором риска развития многих заболеваний. К сожалению, сегодня эта проблема касается, не только пожилых, но и совсем молодых людей и детей.

Исследуя здоровье детей, врачи обнаружили настораживающую тенденцию. Повышенное давление у детей, чревато риском развития проблем со здоровьем в старшем возрасте. Высокие учебные нагрузки в школе, физические нагрузки, стрессовое состояние, генетическая предрасположенность и многое другое, все это влияет на давление школьников и может привести к тяжелым последствиям.

Как сделать так, чтобы здоровье моих одноклассников, родителей и знакомых длительное время не нуждалось в медицинском лечении? Желание помочь одноклассникам сохранить здоровье определило тему исследования.

Актуальность работы: проблема сохранения здоровья школьников.

Цель: узнать, какие факторы влияют на показания артериального давления и ЧСС.

Задачи:

  1. Выяснить, как формируется артериальное давление и от чего зависит.

  2. Научиться измерять артериальное давление и ЧСС тонометром.

  3. Провести практические исследования зависимости артериального давления и ЧСС от некоторых факторов, влияющих на их изменение.

Гипотеза: артериальное давление и ЧСС зависят от учебной нагрузки учащихся.

В ходе работы я познакомилась с литературными источниками и публикациями по данной проблеме и проанализировала их. Провела практические исследования и обработку полученных данных; проанализировала и оценила результаты исследования. Сделала выводы.

Артериальное давление - один из основных показателей жизнедеятельности человеческого организма, поэтому каждому человеку необходимо знать его величину. Этот показатель отражает состояние кровеносной системы и скорость сосудистого кровотока. Чем выше уровень артериального давления, тем выше риск развития таких опасных заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инсульт, инфаркт, почечная недостаточность. Основной фактор, который влияет на артериальное давление – сила сокращения сердечной мышцы, выталкивающей кровь, и сила сопротивления сосудистых стенок, сдерживающих кровяной поток.

Артериальное давление (АД) характеризуется двумя показателями, которые измеряют в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.). Верхнее значение (первое число) называется систолическим давлением, нижнее значение (второе число) называют диастолическим давлением.

Есть стандартизированные усредненные показатели, которые приняты за норму. Таким считается давление 120/80 мм. рт. ст. При этом амплитуда нормы для верхнего предела – 110-140, и 70-90 – для нижнего предела. Такие показатели определяются в значительной степени сердечной деятельностью.

Давление крови – это объём крови, который перекачивается за единицу времени сердцем, и сопротивление сосудистого русла. Самое большое давление крови наблюдается в момент выхода крови из левого желудочка сердца. В артериях давление крови несколько меньше. Затем отмечают ещё более низкое давление в капиллярах. А в венах давление самое низкое на входе в правое предсердие. Таким образом, в разных частях организма наблюдается разная степень давления крови.

Систолическое давление – это верхняя цифра параметра. Она показывает уровень давления, когда сердечная мышца сжимается и выталкивает кровь в артерии. Именно этот показатель отвечает за силу выталкивания крови в артерии. Из сердца при этом выталкивается 60-70 мл крови. Систолическое давление зависит от силы сокращения сердца.

Диастолическое давление отмечается как нижняя цифра параметра и в большей степени характеризует работу сосудов. Она показывает значение давления в момент расслабления сердечной мышцы. Это связано с тем, что при диастоле (расслаблении) сердца оно не выталкивает кровь. Соответственно, диастолическое давление показывает минимально возможное давление в артериях. Вызывает это явление сопротивление периферических артерий. При нормальном диастолическом давлении (около 70 – 90 мм рт. ст.) мелкие артерии отличаются нормальной проходимостью, сердце бьется в частоте около 60 – 80 сокращений в минуту, а стенки сосудов достаточно эластичны. Это минимальное давление в артериях. Этот параметр говорит о силе сопротивления периферических сосудов.

Соотношение систолического и диастолического давления. Норма кровяного давления здорового человека составляет 120/80. Разница между систолическим и диастолическим давлением обычно составляет 30/50 мм рт. ст. Эта разница называется пульсовым давлением. Квалифицированный специалист скажет, что пульсовое давление характеризует проходимость артерий и вен, жесткость их внутренней оболочки, наличие спазмов или воспаления в определенном участке. Слишком маленькая разница между систолическим и диастолическим давлением сигнализирует о серьезной патологии. Повышение пульсового давления считается более опасным, так как ускоряет процессы старения сердца, сосудов, головного мозга и почек, ведь они вынуждены работать «на износ».

Артериальное давление должно быть в норме. Любые отклонения от нормы могут отрицательно сказаться на здоровье человека. При появлении симптомов необходимо сразу обратиться к врачу, он поможет справиться с проблемой. За время жизни сердце любого человека устаёт, оно ведь никогда не останавливается. Поэтому необходимо особенно внимательно следить за состоянием своей сердечно сосудистой системы в целом.

Пульс – это частота сердечных сокращений в минуту (ЧСС). Среднее значение пульса у детей значительно отличается от ЧСС у взрослых (новорождённые 140 ударов в минуту, взрослые 60 ударов в минуту). По мере взросления ребёнка частота пульса постепенно уменьшается. Показатели в детском возрасте разные: утром допустимыми считаются одни, вечером и ночью, другие. Оптимальное время измерения пульса после пробуждения. Норма пульса ребёнка 12 лет 75 – 82 ударов в минуту. Норма пульса ребёнка 13 лет 72 – 80 ударов в минуту. ЧСС имеет индивидуальное значение для каждого человека. Для детей возраста от 10 до 12 лет норма пульса в минимуме 70 ударов в минуту, норма в максимуме 130 ударов в минуту.

Измерить давление и ЧСС можно с помощью прибора – тонометра. Измерение давления и ЧСС проводится в положении сидя, при этом рука, на которую накладывают манжету, должна быть расслаблена, и находиться на уровне сердца. Наложение манжеты проводят таким образом, чтобы между ней и рукой помещался палец руки. С помощью автоматического компрессора в манжету нагнетается воздух, до отметки, превышающей ожидаемые показатели давления на 20 мм.рт.ст. 

Существуют формулы, с помощью которых можно рассчитать, каким должно быть давление у ребенка.

Практические исследования.

Эксперимент 1. Расчёт артериального давления по формулам:

СД= 90+2n (n-число лет); ДД=60+n (n-число лет), которое по медицинским нормам должно быть у школьников нашего возраста. Всем моим одноклассникам, принявшим участие в исследовании, 12 лет. Делаем расчёты и получаем результаты: СД=90+2∙12=114, ДД=60+12=72

Сравниваем рассчитанное давление с результатами измеренного давления у одноклассников. Во всех экспериментах принимали участие 6 человек, их выбрали по желанию.

Исследуемые

СД

ДД

№1

109

73

№2

121

80

№3

115

81

№4

120

90

№5

125

84

№6

119

79

Вывод: У всех учеников давление выше нормы.

Эксперимент 2. Расчёт пульсового давления по формуле ПД= СД-ДД.

Если из показателя систолического АД вычесть показатель диастолического ДД, то получится пульсовое давление. Артериальное давление (пульсовое, верхнее и нижнее) измеряется в миллиметрах ртутного столба. Показатель не должен превышать 45 единиц. Используем наши показатели 114–72=42 мм рт. ст.

Исследуемые

ПД= СД-ДД.

№1

36

№2

41

№3

34

№4

30

№5

41

№6

45

Вывод: Пульсовое давление у 5 ребят не превышает нормы. У одного ученика пульсовое давление выше нормы.

Эксперимент 3. Расчёт среднего арифметического давления, используя формулу (2 ×ДД +СД) ÷ 3 Показатель диастолического АД умножают на 2, прибавляют систолическое АД, полученный результат делят на 3. При показателях 114/72 расчеты выглядят так: (2 × 72 + 114) ÷ 3 = 86 мм рт. ст. Среднее диастолическое давление исчисляется в миллиметрах ртутного столба, что является стандартным в измерениях давления. Нормальное его значение колеблется в пределах 80–95 мм. рт. ст.

Исследуемые

(2 ×ДД +СД) ÷ 3

№1

85

№2

93,5

№3

92,3

№4

100

№5

97,6

№6

90

Вывод: Диастолическое давление у 5 ребят не превышает нормы, у одного ученика диастолическое давление выше нормы.

Эксперимент 4. Влияние физической нагрузки на артериальное давление и ЧСС. Измерим артериальное давление, пульс до урока физкультуры и после урока, и сравним полученные результаты.

Исследуемые

артериальное давление до урока физкультуры

артериальное давление после урока физкультуры

№1

110/83 Пульс 89

122/95 Пульс 92

№2

115/82 Пульс 90

120/90 Пульс 100

№3

120/80 Пульс 83

129/95 Пульс 95

№4

118/83 Пульс 90

125/95 Пульс 100

№5

122/84 Пульс 87

130/91 Пульс 100

№6

120/86 Пульс 99

131/91 Пульс 111

Вывод: Физическая нагрузка влияет на артериальное давление. У всех ребят оно повысилось. Но пульс в пределах нормы. По шкале пульса для детей возраста от 10 до 12 лет норма пульса в минимуме 70 ударов в минуту, норма в максимуме 130 ударов в минуту.

Эксперимент 5. Наблюдение за артериальным давлением одноклассников в течение учебной недели.

Исследуемые

артериальное давление в начале учебной недели

артериальное давление в конце учебной недели

артериальное давление в начале учебного дня

артериальное давление в конце учебного дня

артериальное давление в начале учебного дня, когда в расписании сложные уроки

артериальное давление в конце учебного дня, когда в расписании сложные уроки

№1

109/93

Пульс 95

112/80

Пульс 93

109/73

Пульс 95

120/80

Пульс 101

125/90 Пульс 102

124/83

Пульс 96

№2

121/80

Пульс 84

125/81

Пульс 79

121/80

Пульс 84

128/84

Пульс 90

128/91 Пульс 111

118/81

Пульс 84

№3

115/81

Пульс 93

120/94 Пульс 100

115/81

Пульс 93

120/85 Пульс 102

120/89 Пульс 104

115/84

Пульс 93

№4

120/90

Пульс 90

118/92

Пульс 89

120/90

Пульс 90

115/83

Пульс 83

121/86

Пульс 90

118/83

Пульс 91

№5

125/84

Пульс 87

130/83

Пульс 87

125/84

Пульс 84

128/73

Пульс 80

123/86 Пульс 100

122/79 Пульс 83

№6

125/89

Пульс 90

130/91

Пульс 90

130/86

Пульс 96

130/86 Пульс 110

126/80 Пульс 109

121/85 Пульс 121

Вывод: Артериальное давление у одноклассников в течение учебной недели изменялось.

В пятницу, в последний учебный день, давление у 5 ребят было больше, чем в понедельник. У 1 человека, в пятницу давление меньше, чем в понедельник.

В конце учебного дня давление повысилось у 4 человек. У 1 ученика, давление понизилось, у 1 человека давление не изменилось.

Давление связано с учебной нагрузкой. В дни, когда в расписании сложные уроки (математика, русский язык, английский язык), артериальное давление повышается в начале учебного дня по причине тревожного состояния, а в конце учебного дня – понижается, т.к. чувство тревоги исчезает.

ЧСС в конце учебной недели понижается у 3 одноклассников, повышается у 1 человека. У двух из исследуемых ребят значение пульса стабильно.

Пульс возрастает в конце учебного дня у 4 человек, понижается у 2 человек. ЧСС понижается у 4 одноклассников в конце учебного дня, когда в расписании сложные уроки; и повышается у 2 одноклассников в конце учебного дня, когда в расписании сложные уроки.

Моя бабушка, Макаркова Ольга Ивановна, показала результаты моего исследования Нестеровой Ирине Александровне, сотруднику ГБУЗ НС ГБ №3 врачу – педиатру высшей квалификационной категории со стажем работы 35 лет. Ирина Александровна подтвердила правильность сделанных в ходе исследования выводов. Она считает, что стрессовые ситуации, связанные с контрольными работами и тяжелые учебные дни оказывают негативное влияния на значение артериального давления. По словам доктора, причиной повышения артериального давления, также могут стать: тип характера и повышенный гормональный фон в период переходного возраста.

Во время консультации, Нестерова Ирина Александровна, сказала, что на ЧСС влияет:

- Масса человека. Чем она больше, тем чаще ЧСС.

- Температура тела. Повышение температуры на один градус увеличивает пульс на 10 ударов.

- Влажность окружающей среды. Пульс при её повышении больше на 5 – 10 единиц.

- Приём пищи увеличивает сердцебиение на 10 – 15 единиц.

- Кислородное голодание, пребывание в душном помещении увеличивает сердцебиение.

- Учащение пульса происходит при стрессе, тревоге.

- Выражение эмоций повышает пульс.

- При напряжении, во время физической активности, повышается ЧСС.

- Пульс повышается при употреблении крепкого кофе и чая.

Замедление пульса происходит:

- Во сне, т.к. внутренние органы находятся в покое, и не требуют дополнительного снабжения кислородом.

- При длительном постельном режиме.

- У детей, занимающихся спортом – это физиологические замедления и ускорения пульса, которые не опасны для организма.

Но пульс является и способом диагностики различных состояний, которыми занимаются врачи.

Оригинал рекомендаций Нестеровой Ирины Александровны, врача – педиатра высшей квалификационной категории со стажем работы 35 лет,

сотрудника ГБУЗ НС ГБ №3

Как и планировала, работа была продолжена. Было проверено влияние на ЧСС:

- Массы человека.

- Влажности окружающей среды.

- Приёма пищи.

- Кислородного голодания.

- Пребывания в душном помещении.

А также влияние на артериальное давление, ожидаемое резкое изменение погоды.

В исследовании принимали участие 6 человек, мои одноклассники, ученики 7 «Б» класса. Возраст исследуемых: 12-13 лет. Норма ЧСС для такого возраста 65-85 ударов в минуту. Норма АД(12-13 лет) 70-85/110-130

Результаты исследования.

Исследуемые

ЧСС до приёма пищи и после приёма пищи

ЧСС до пребывания в душном помещении и после пребывания в душном помещении

ЧСС до пребывания во влажном помещении и после пребывания во влажном помещении

№1

86

90

80

88

82

85

№2

68

70

63

69

65

70

№3

70

72

68

75

72

75

№4

88

95

90

97

85

90

№5

75

78

76

85

76

80

№6

72

77

75

86

75

76

Вывод: Наибольшее действие оказывает на самочувствие (повышается ЧСС) подростков их пребывание в душном помещении. У всех исследуемых повышается ЧСС от 6 до 11 сокращений в минуту. После приёма пищи также увеличивается ЧСС.

После пребывания во влажном помещении ЧСС у двух исследуемых повышается незначительно, у четырёх исследуемых повышение ЧСС имеет существенные значения, пульс повышается на 4-5 ударов в минуту.

Исследуемые

Лишний вес

Ожидаемое резкое изменение погоды и АД

№1

+

85/130

№2

-

75/120

№3

-

72/115

№4

+

90/135

№5

-

80/132

№6

-

82/130

Вывод: Лишний вес оказывает влияние на показатели ЧСС, особенно у тех, кто ведёт малоподвижный образ жизни.

Ожидаемое резкое изменение погоды не оказывает существенного влияния на значение АД моих одноклассников, участвующих в исследовании. Могу предположить, что причиной такого результата является отсутствие хронических заболеваний, связанных с особенностями организма человека, влияющих на показатели АД.

Заключение.

Моя гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтвердилась. Артериальное давление зависит от следующих факторов: эмоционально-психологического состояния людей, физической и умственной нагрузок. Повышается ЧСС подростков во время пребывания в душном помещении, во время пребывания во влажном помещении.

Измеряя артериальное давление можно предположить будущее состояние сердечно сосудистой системы и таким образом изменить свое здоровье в сторону улучшения. Для этого необходимо стараться меньше нервничать и вести здоровый образ жизни.

Я поняла, что здоровье, которым мы наслаждаемся, или нездоровье, от которого мы страдаем, есть результат нашего поведения, наших привычек.

Во время выполнения работы, был сделан ещё один шаг к познанию себя, к познанию человека.

Мои одноклассники с большим интересом отнеслись к проводимым мною исследованиям. Результаты проведённой работы будут обсуждены в классе, во время классного часа.

Литература:

1.Абросимова Л.И. Характеристика состояния сердечно сосудистой системы подростков в процессе развития тренированности к физическим нагрузкам //Гигиена детей и подростков. М., 1974.

2.Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – Кемерово: Кемеровское инженерное издательство, 1981. – 176 с.

3.Тупицын И.О. Периферическое кровообращение у детей и подростков //Возрастные особенности физиологических систем детей. М., 1981

4.К.И. Григорьев, Е.Л. Поважная, А.Л.Соловьева «Артериальная гипертензия у детей и подростков: практикум для медицинского работника» Медицинская сестра № 5, 2007

5. Азбука здоровья. Сайт о здоровье и медицине.

https://azbyka.ru/zdorovie/arterialnoe-davlenie-verhnee-i-nizhnee

6. Википедия

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кровяное_давление
7. Как рассчитать своё среднее артериальное давление
https://cardiograf.com/napor/vidy/srednee-arterialnoe-davlenie.html
cardiograf.com

Просмотров работы: 32