Гибкость мышления

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Гибкость мышления

Астайкина Д.Е. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Максимова О.Н. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Выбор темы проекта был не случайным. Всю жизнь меня тянет к психологии. Я заметила это ещё в начале средней школы. Мною было прочитано множество литературы, посвящённой психологии и мышлению человека. В одной из статей я наткнулась на термин «Гибкость мышления». Меня заинтересовала эта способность человека, и я решила глубже изучить эту тему. Так и зародилась идея проектной работы.

Актуальность:

На сегодняшний день развитие гибкости мышления - это необходимое качество современному человеку. Быстрый рост технологических возможностей требует от людей гибкого реагирования на постоянно меняющиеся условия среды. Чем эластичней мышление человека, тем проще ему жить в этом мире.

Проблема: Использование новых форм и технологий в повседневном быту требуют от современного человека гибкого мышления.

Гипотеза: У людей в моём окружении слабо развита гибкость мышления.

Цель: Узнать, что такое гибкость мышления, и в какой степени она развита у людей моего окружения.

Задачи:Изучить литературу, посвящённую гибкости мышления.

Узнать способы развития гибкости мышления.

Провести социологический опрос и тестирование.

Подвести итоги.

Методы исследования: Изучение и анализ литературы.

Анкетирование.

Анализ полученных данных.

1. Гибкость мышления и его роль в жизни человека

1.1. Гибкость мышления

Гибкость мышления – это умение человека, способствующее быстрому переключению между задачами, отыскиванию нестандартных путей для достижения результатов.

Данный термин в психологии – это способность людей свободно «переключаться» с решения одной задачи на выполнение иной, отыскивать креативные варианты воплощения поставленных целей, рассматривать задачу с различных сторон, легко адаптироваться и разрешать жизненные ситуации. Проще говоря, гибкость мышления – это умение при необходимости изменить быстро путь решения проблемы, свободно отыскать совершенно новые стратегии. Это навык, заключающийся в вольном распоряжении отправным материалом, установлении ассоциативных связей и свободном переходе в поведенческом паттерне и мыслительной деятельности от явлений одной категории к иным, зачастую далёким по сущности. Гибкость мышления – это умение рассматривать сложившуюся ситуацию в её развитии, разбивая её на составляющие, обобщая, прогнозируя возможные исходы.

Гибкость мышления позволяет нам избежать таких ситуаций как:

  1. Не принятие чужих идей.

  2. Повторение собственных ошибок.

  3. Трудности в решении сложных задач.

  4. Возникновения чувства беспокойства при изменении планов.

  5. Трудности переключения с одного занятия на другое.

  6. Не усвоение информации.

Недостаток умственной гибкости называется – когнитивной ригидностью. Она встречается при многих расстройствах, и потому когнитивная гибкость либо изменяется напрямую, либо в связи с изменениями функции, от которых зависит умственная гибкость.

1.2. Возможности гибкого мышления

Гибкое мышление возникает, когда люди могут думать о вещах по-другому, приспосабливаются к изменениям, отказываются от старого способа делать что-либо. Использование нового способа – это альтернативное решение.

Принятие ответственности

Быть гибким — это не означает быть покорным или послушным, поскольку истинный секрет силы заключается не в способности приспосабливаться, а в устойчивости и принятии ответственности. По этой причине нужно очень четко обозначать свои цели, интересы, потребности и разумно относиться к своим собственным убеждениям.

Переключение внимания

Выполнение различных задач на работе у взрослых и выполнение домашних заданий и подготовка к тесту у детей — также требуют гибкого мышления. Умение переключать внимание между разными предметами становится все более важным по мере того, как дети становятся старше и имеют больше школьной работы. Это касается и взрослых при продвижении по карьерной лестнице.

Творческий подход

Что-то гибкое — это то, что имеет способность легко сгибаться. Оно гибко без разрывов и, кроме того, с возможностью возврата к первоначальной форме. Гибкость — это физический навык, но также эмоциональный и умственный творческий подход к ситуации. Мы гибки, поскольку приспосабливаемся к обстоятельствам, окружающей среде или людям, с которыми взаимодействуем. Ведь гибкость — это единственный способ перепрыгивать через препятствия, падать и вставать, что неизбежно приходится делать в жизни более чем один раз.

Принятие чужой точки зрения

Умение адаптироваться к изменениям и стать сильнее и устойчивее — один из самых сильных эмоциональных ключей. Чтобы достичь этого, важно развивать гибкость, поскольку это один из навыков, позволяющих адаптироваться. И с собой, и с окружающей средой, и с людьми. Научиться быть терпимыми по отношению к другим, освободиться от осуждения и способствовать принятию чужой точки зрения — вот основные принципы, если мы хотим быть менее суровыми.

1.3. Способы развития гибкого мышления

Избавление от страхов

Различные фобии – это то, что действительно мешает человеку в полной мере двигаться вперед. Страхи всячески ограничивают нас, способствуют установлению внутренних рамок, из которых впоследствии невозможно вырваться. Надлежит обязательно помнить о том, что сомнения и тревоги губят на корню любое начинание. Испытывать сильный страх равносильно отказу от любой перспективы по собственному желанию. Чтобы достигать желаемой цели, нужно запретить себе бояться. Во многом именно благодаря гибкости мышления можно достичь в жизни серьезных результатов. Когда личность привыкает думать конструктивно, ее мышление направлено в сторону созидания.

Способность экспериментировать

Большинство людей живут очень ограниченной жизнью и боятся выйти за рамки кем-то придуманных стереотипов. Они часто не представляют себе, насколько обедняют свою жизнь. Но в этом случае развитие как таковое будет чрезвычайно затруднено. Человеку необходимо постоянно экспериментировать для того, чтобы не останавливаться на достигнутом результате. Нет ничего грустнее, чем наблюдать, как люди сдаются, не успев, как следует начать. Сделав первый робкий шаг, нужно всегда продолжать идти дальше. Возможность проводить собственные эксперименты предоставляется далеко не везде и не всегда. Однако это не значит, что нельзя присмотреться к ситуации и сделать соответствующие выводы. Развивать гибкость мышления — серьезная задача, которую надо стараться решать постепенно.

Выход за рамки

Он подразумевает настоящий отказ от стереотипов. В большинстве случаев сделать это довольно непросто по причине того, что люди чувствуют себя довольно скованно и ограниченно, когда требуется быстро принять какое-то нестандартное решение. Выход за рамки есть проявление гибкости мышления. Ведь приходится осваивать новое поведение, учиться ранее неизвестному, бороться с собственным страхом. Как правило, если все задачи грамотно сформулированы, то личность побеждает в борьбе с самой собой. Такой внутренний поединок, прежде всего, подразумевает искоренение всяческой лени. Как только удается от нее избавиться, действительно становится легче дышать, думать, принимать решения. Отказ от привычных стереотипов действительно помогает развитию мышления.

Пересмотр убеждений

У каждого из нас имеются свои жизненные принципы. Они помогают нам в принятии ответственных решений, нередко указывают направление движения. Для того, чтобы стать более лояльным к каким-то вещам, нужно научиться вырабатывать в себе альтернативный взгляд на мир. Этой цели нельзя достичь за один день. Иногда может понадобиться много времени и терпения для того, чтобы полностью разобраться в ситуации, сделаться человеком, который сначала думает и только потом делает. Чтобы воспитать в себе необходимую гибкость мышления, нужно много тренироваться. Пересмотр значимых убеждений позволяет не закрываться в проблеме, а искать реальные пути ее решения. Преодоление трудностей невероятно закаляет, особенно тогда, когда выход из затруднительного положения был найден самостоятельно, без чьей-либо помощи. Здесь большое значение имеет такая вещь, как смена привычки. Она способна поистине творить чудеса.

Развитие индивидуальности

Многие ли люди действительно способны жить, руководствуясь голосом собственного сердца? К сожалению, это не так. Чтобы вырастить в себе подлинную индивидуальность, совершенно не лишним будет научиться действовать в согласии со своей совестью и предназначением. Нужно найти любимое дело, которому захочется посвятить жизнь, сделаться хозяином существования, а не тем, от которого ничего не зависит. Во многом достижению такой цели помогают творческие занятия. Главное при этом, чтобы они нравились, приносили ощутимую пользу.

2. Практическая часть «Проведение социального опроса и тестирования»

2.1 Методика исследования

Для того, чтобы узнать в какой степени гибкость мышления развита у людей моего окружения я решила провести опрос у людей своего круга общения в социальных сетях, задав им следующие вопросы:

  1. Ваш пол?

  2. Ваша возрастная категория?

  3. Вы знаете, что такое гибкость мышления?

  4. Нужна ли она современному человеку?

  5. Как вы думаете, обладаете ли вы этим качеством?

В анкетировании приняли участие 109 человек.

Методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления».

После проведения опроса, я решила устроить тестирование у знакомых среди 9-10 классов, чтобы уже более точно выяснить насколько развита у них гибкость мышления.

Абрахам С. Лачинс (8 марта 1914 – 27 декабря 2005) был одним из самых важных американских гештальт-психологов и пионером групповой психотерапии.

Эту методику я выбрала, потому что она доступна для понимания и легка в применении. Тест предназначен для выявления пластичности – ригидности мышления. С помощью этого теста мы узнаем насколько точно развита гибкость мышления у человека.

Оснащение: лист бумаги, ручка, секундомер.

Инструкция. Вам предлагается написать фразу «В поле уже таял снег» четырьмя разными способами.

Способ 1. После команды «Начали!» напишите данную фразу столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!».

Способ 2. После команды «Начали!» напишите эту фразу печатными буквами столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!».

Способ 3. После команды «Начали!» напишите эту фразу столько раз, сколько успеете до команды «Стоп!», следующим образом: первая и все нечетные буквы должны быть письменными и заглавными, а вторая и все четные – маленькими и печатными.

Способ 4. После команды «Начали!» напишите фразу своим привычным почерком, но при этом повторяйте каждую букву по два раза. Работайте как можно быстрее до команды «Стоп!».

Обработка и анализ данных

Подсчитывается количество написанных букв в каждом задании: С1, С2, С3, С4. Вычисляется среднее значение для трех заданий: Ср.з.=С2+С3+С4/3. Определяется коэффициент креативной гибкости: Ккг=Ср.з./С1

Если Ккг лежит в пределах от 0,5 до 1, значит, испытуемый обладает пластичным мышлением, легко и быстро переходит от одной деятельности к другой, оперативно реагирует на изменение входной ситуации, способен принимать адекватные решения. Значение Ккг меньше 0,5 свидетельствует о ригидности мышления, т. е. низком уровне креативной гибкости. Испытуемый не способен быстро и адекватно реагировать на изменения ситуации, испытывает затруднения в изменении субъективной программы деятельности.

В тестировании приняли участие 45 человек, учащиеся 9 и 10 классов.

2.2. Результаты исследования

  1. Ваш пол?

  2. Ваша возрастная категория?

  3. Вы знаете, что такое гибкость мышления?

  4. Нужна ли она современному человеку?

  5. Как вы думаете, обладаете ли вы этим качеством?

Вывод по этим вопросам: Большая часть опрошенных в возрасте от 15 до 18 приняли участие. Большинство участников опроса знают, что такое гибкость мышления, уверенны в том, что обладают ею и, что она нужна современному человеку, независимо от пола опрошенного. (Приложение «Анкетирование».)

Методика А.С. Лачинса «Гибкость мышления».

Вывод: Львиная доля испытуемых учеников 9 и 10 классов обладают гибкостью мышления, а точнее 26 из 45 человек. (Приложение «Тест».)

3. Заключение

3.1. Вывод

Таким образом, можно сделать вывод, что гибкость мышления чрезвычайно важное качество. Так же я могу опровергнуть свою гипотезу, ведь большинство людей моего окружения, обладают этим умением. Современной действительности свойственны не предугадываемые, внезапные, а порой и очень жесткие перемены. Человек, обладающий гибкостью ума, проще воспринимает изменения, происходящие во внешнем мире. Это качество помогает нам быстро принимать правильные решения, разрешать внутренние противоречия и конфликты.

3.2 Рекомендации

Гибкое мышление – это не роскошь, это потребность, которую необходимо удовлетворить каждому небезразличному к себе человеку. Не ограничивайте себя стереотипами и не ставьте рамки. Каждую ситуацию, проблему или задачу надо научиться смотреть свежим взглядом — это одно из основных правил развития гибкости мышления. Первое, с чего можно начать развитие гибкости ума, — тренировать память, внимание, быстроту мыслительных реакций.

4. Список литературы

1.Источник: https://psychologypro.ru/

2.Источник: https://psihomed.com/gibkost-myshleniya/

3.Источник: https://obuchonok.ru/node/5052

4.Источник: https://constructorus.ru/samorazvitie/gibkost-myshleniya.html

5.Источник: https://psy.wikireading.ru/10284

5. Приложение

Анкетирование

Рисунок 1.

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Рисунок 4.

Рисунок 5.

Тестирование

Рисунок 6. Методика А. С. Лачинса «Гибкость мышления»

Просмотров работы: 283