Самооценка как показатель развития самосознания школьников

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Самооценка как показатель развития самосознания школьников

Панасюк Е.Р. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Максимова О.Н. 1
1МБОУ ОЦ "ФЛАГМАН"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Паспорт проекта

Название проекта

Самооценка как показатель развития самосознания школьников

Образовательное учреждение

МБОУ ОЦ «ФЛАГМАН»

Авторы проекта

Панасюк Елизавета

Научный руководитель

Максимова Ольга Николаевна

Цель

Помочь школьникам принять себя и избавиться от психологических проблем

Задачи

Провести опрос среди школьников с целью выявить детей с проблемами низкой самооценки

Проанализировать полученные данные, понять причину вышеуказанных проблем

Найти способы борьбы с низкой самооценкой

Создать памятку «Поднятие уровня самооценки для подростков»

Результат (Продукт)

Памятка «Поднятие уровня самооценки для подростков»

Этапы работы:

Сентябрь - Октябрь 2022 г. Первый этап – подготовительный. Результатом этого этапа является сбор общей информации в сети Интернет.

Ноябрь – Декабрь 2022 г. Второй этап – теоретический. Результатом этого этапа является изучение полученный информации.

Январь – Февраль 2023 г. Третий этап – практический. Результатом этого этапа является опрос.

Апрель – Май 2023 г. Четвертый этап – практический. Результатом этого этапа является анализ данных опроса и составление памятки.

Материально-техническое обеспечение:

Ручка, карандаш, бумага А4, компьютер, принтер, сеть Интернет

 

 

Введение

Всё большее количество школьников сталкивается с проблемой низкой самооценки, что влечёт за собой трудности в общении со сверстниками. Я выбрала эту тему для проекта, так как считаю, что важно бороться с психологическими проблемами ещё на начальном этапе, чтобы предотвратить их развитие в будущем.

Проблема: неспособность школьников адекватно реагировать и принимать правильные решения из-за низкой самооценки.

Актуальность: рассматриваемая мной тема особенно актуальна в современном мире. В последнее время я заметила, что у подростков начали появляться проблемы с самооценкой.

Цель моего проекта: помочь школьникам принять себя и избавиться от психологических проблем, в том числе с низкой самооценкой.

Задачи проекта:

  • Провести опрос среди школьников с целью выявить детей с проблемами низкой самооценки

  • Проанализировать полученные данные, понять причину вышеуказанных проблем

  • Найти способы борьбы с низкой самооценкой

  • Создать памятку «Психологическая помощь для школьников»

Методы работы:

  • Опрос

  • Анализ полученных данных

  • Изучение

Теоретическая часть

Понятие “самооценка” в психологии и её значение

В психологии термин “самооценка” был впервые использован психологом и философом Уильямом Джеймсом в 1890 году, что делает его одним из старейших понятий в этой области. Кроме того, самооценка является третьей наиболее часто встречающейся темой в психологической литературе.

Самооценка – это поверхностное суждение человека о своей ценности для общества, своих способностях, нравственных качествах. Объектом самооценки могут выступать любые проявления психической сферы человека, совершаемые им поступки и выполняемые действия, а также умение оценить свои силы и возможности. Она составляет основу задач, к решению которых человек считает себя способным, в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, регулирует поведение и деятельность.

Различают несколько уровней самооценки.

Уровни самооценки

Высокий уровень самооценки: Люди, высоко оценивающие свои способности, обладающие высокой самооценкой, создают вокруг себя положительную атмосферу. Они чувствуют свою важность для мира, способны здраво оценить свои слабые и сильные стороны, правильно применить свои умения на практике. Такие люди внушают окружающим уважение и доверие.

Люди с высокой самооценкой умеют принимать критику, не опасаются быть отвергнутыми, им легко быть оптимистами, так как они чаще добиваются своих целей. Но в то же время люди с высокой самооценкой склонны переоценивать себя. В результате они редко сталкиваются с противодействиями окружающих, озлобляются, проявляют агрессию и, в конце концов, могут замкнуться в себе.

Низкий уровень самооценки: Люди, обладающие низкой самооценкой, страдают от явной недооценки собственных способностей, они как правило более пассивны и нерешительны. Такие люди слишком чувствительны к критике, полагая, что она свидетельствует об их неполноценности. Часто, люди с низкой самооценкой считают свои успехи не результатом своей деятельности, а просто стечением обстоятельств, таким образом обесценивая себя и свои способности. Заниженная самооценка значительно ухудшает качество жизни, но работа над собой и самосовершенствование помогают справиться с низкой самооценкой и её пагубным влиянием на человека.

Этапы формирования самооценки

При изучении самооценки школьников, особенно важно знать про этапы формирования самооценки, ведь на каждом этапе жизни человек развивается по-разному.

Первый этап: дошкольный возраст.

На этом этапе важную роль играет отношение взрослых к ребёнку. Развитие самооценки начинается с анализа своих умений, знаний и результатов своей деятельности. Но на этом этапе дошкольники наименее объективно оценивают свои личностные качества, они склонны переоценивать себя.

Второй этап: младший школьный возраст.

На этом этапе основным источником самооценки становится учебная деятельность. Именно на этом этапе приобретается роль в социуме, ребёнок становится более самостоятельным, но зависящим от оценки его сверстников.

Третий этап: старший школьный возраст.

Этот этап характеризируется окончанием школы, важным этапом в жизни каждого человека. В этот этап значительно изменяется круг общения, ценности и нормы, что значительно влияет на самооценку. Также на формирование самооценки на этом этапе значительную роль играют положение в коллективе и личные достижения школьника.

Не редко самооценка служит средством психологической защиты. Желание иметь положительный образ может побуждать к преувеличению своих умений и достоинств. Самооценки взрослых людей более объективны и реалистичны по многим показателям, в отличии от юношеских. Это связано с жизненным опытом и умственным развитием человека.

Практическая часть

Опрос

Чтобы выяснить сколько старшеклассников имеют проблему с самооценкой и возможную причину этого, был проведён опрос. В опросе приняли участие 35 человек. Всем опрошенным предлагалось ответить на несколько вопросов, а именно:

  1. Указать класс, в котором имелись проблемы с самооценкой.

  2. Указать, страдает ли ещё от вышеперечисленной проблемы ученик, или проблем больше нет.

  3. Предположить, что могло вызвать заниженную самооценку о опрошенного.

  4. Предположить, что помогло справиться с заниженной самооценкой.

Проведя опрос и проанализировав ответы всех опрошенных, выяснилось, в каких классах школьники испытывали проблемы с самооценкой:

-С 1 по 4 класс: 4 человека

-С 5 по 6 класс: 8 человек

-С 6 по 7 класс: 12 человек

-С 8 по 9 класс: 10 человек

-В 10 классе: 2 человека

-Не испытывали проблем с самооценкой: 8 человек.

В настоящее время:

-От низкой самооценки больше не страдают: ≈ 69,6% (24 человека)

-Всё ещё страдают: ≈ 8,7% (3 человека)

-Никогда не страдали: ≈ 21,7% (8 человек).

Причины заниженной самооценки:

-Внешность: ≈ 41,2% (14 человек)

-Неуверенность в себе: ≈ 13,4% (5 человек)

-Некомфортное окружение: ≈ 23,7% (8 человек)

-Никогда не страдали: ≈ 21,7% (8 человек).

Что помогло справиться с проблемой:

-Друзья и близкие: ≈ 42,3% (15 человек)

-Саморазвитие: ≈ 17,7% (6 человек)

-Принятие себя: ≈ 18,3% (6 человек)

-Никогда не страдали: ≈ 21,7% (8 человек).

Результаты опроса

Результаты опроса показали, что большинство школьников испытывают проблемы с заниженной самооценкой в 6-7 классе, то есть, примерно в 12-13 лет. Именно в этом возрасте школьник находится в пубертатном периоде. Пубертатный период характеризуется особо активным ростом организма, неконтролируемыми эмоциями, бунтарством, эмоциональной неустойчивостью. Подросток начинает по-новому воспринимать себя, уже не как ребёнка, а как самостоятельную личность, стремится к самостоятельности и независимости. В этот период подростку свойственно неадекватно воспринимать критику и замечания. У некоторых подростков могут начаться проблемы во взаимоотношениях с семьёй и сверстниками.

Ещё, результаты показали, что больше половины опрошенных более не испытывают этих проблем. Это могло произойти по нескольким причинам. Кто-то вырос и научился принимать критику, контролировать свои эмоции, а кто-то научился думать не только о себе, но и об окружающих, уважать чужое мнение.

Причиной заниженной самооценки почти у половины опрошенных была внешность. Для большинства подростков очень важно общественное одобрение, поэтому школьники стараются не только социально взаимодействовать с окружающими, но ещё и хорошо выглядеть. Ещё, явление заниженной самооценки из-за внешности может быть связано с стремлением к завышенным, и часто нереалистичным стандартам красоты.

Не менее популярной причиной заниженной самооценки у школьников является плохое окружение. Далеко не всегда удаётся находиться в обществе людей, к которыми приятно общаться. Иногда у школьника просто нет выбора, если он вынужден сталкиваться с такими людьми каждый день. Наиболее часто, плохое окружение у подростков составляют одноклассники, враждебно настроенные к определённым ученикам. Для подростков особенно важно находиться в компании понимающих и уважающих людей, ведь недостаток общения с правильными людьми в подростковом возрасте может негативно повлиять на будущую жизнь.

Создание памятки

Результаты опроса показали, что большое количество школьников страдают от низкой самооценки. Проблема низкой самооценки не теряет своей актуальности. Такая тенденция может прогрессировать, если вовремя не выявлять заниженную самооценку и не бороться с ней. Для того, чтобы помочь школьникам начать борьбу с низкой самооценкой, я составила памятку, в которой собрала советы, которые помогут школьникам поднять свою самооценку.

Важно отметить, что я не являюсь профессиональным психологом, поэтому моя памятка носит профилактический характер.

В случае, если школьник не может справиться с гнётом низкой самооценки, стоит обратиться к психологу.

Памятка “Поднятие уровня самооценки для подростков»

  1. Не нужно постоянно ругать себя за ошибки. Нужно анализировать свои недочёты и думать, как не допустить их в следующий раз.

  2. Не расстраивайтесь при неудачах. Ошибки совершают все.

  3. Не нужно сравнивать себя с окружающими. Каждый из нас индивидуален, и каждый хорош в определённом деле. Сравнивайте себя прошлого с собой настоящим.

  4. Выражайте свою позицию в общении, таким образом окружающие будут охотнее общаться с вами и уважать вас.

  5. Не настраивайте себя на негатив. Будьте уверены, что сделаете всё для достижения желаемого результата.

  6. Уважайте окружающих. Как вы относитесь к окружающим, так они и будут относиться к вам.

  7. Постарайтесь полюбить себя. Здоровая самооценка начинается с хорошего отношения к себе.

  8. Следите за собой. Занимайтесь спортом, старайтесь правильно питаться, высыпайтесь. Это не только улучшит ваше здоровье, но и поможет начать лучше относиться к себе.

  9. Не терпите негативного отношения к себе. Если вас оскорбляет собеседник, укажите ему на его неправильное поведение.

  10. Откройте для себя новое хобби. Это полезно не только для саморазвития, ещё это может помочь вам познакомиться с людьми со схожим интересом.

  11. Важно поддерживать общение с окружающими, но не позволяйте пользоваться вами. Научитесь говорить “нет”. Ваши желания и мысли важны, и окружающие должны помнить про это.

  12. Старайтесь окружать себя хорошими людьми, с которыми вам приятно общаться, и которые уважают вас.

  13. Быть добрым – не значит быть слабым. Совершайте добрые поступки.

  14. Не нужно держать все переживания в себе. Поделитесь тем, что вас тревожит с тем, кому вы доверяете. Это укрепит ваши отношения.

  15. Позволяйте себе отдыхать. Работать над собой, конечно, важно, но не делайте это в ущерб своему физическому и психологическому здоровью.

  16. Заключение

Проанализировав проблему влияния заниженной самооценки на школьников, могу сделать вывод, что данная проблема остаётся очень актуальной для большинства современных школьников разных возрастов. В своём исследовании я узнала о причинах и способах борьбы с низкой самооценкой, проведя опрос среди школьников.

Также, основываясь на полученных знаниях и результатах опроса, составила памятку, в которой собрала советы для борьбы с заниженной самооценкой. Я считаю, что я справилась с целью своей работы, а также выполнила все поставленные мной задачи.

Информационные источники

  1. https://psychologist.tips/

  2. https://positivepsychology.com/self-esteem/

  3. https://www.verywellhealth.com/

  4. https://www.verywellmind.com/

  5. https://www.psychologies.ru/

Просмотров работы: 869