Лекарственные растения моей малой родины

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лекарственные растения моей малой родины

Нешин Д.И. 1
1МКОУ “СОШ с. Старокучергановка»
Садретдинова Д.И. 1
1МКОУ “СОШ с. Старокучергановка»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Актуальность

Издавна человек использовал растения для лечения и профилактики различных заболеваний. Такие растения относят к группе лекарственных. На уроках биологии мы узнали, что более 100 видов растений нашей Астраханской области обладают целебными свойствами. Вещества, входящие в их состав, оказывают лекарственное воздействие на различные органы человеческого организма. Лечение лекарственными растениями-составная часть древней и современной медицины. В настоящее время лекарственные растения пользуются все большим спросом. Эффективность лечения растениями проверена народным опытом, врачебной практикой .

Сегодня лекарственные растения находят всё более широкое применение при лечении различных заболеваний, заменяя дорогостоящие лекарства. Иногда лекарственные растения оказываются эффективней современных лекарств.

Я живу в селе Туркменка Наримановского района, а учусь в соседнем селе Линейное. На территории наших сел много растительности, среди которой есть и лекарственные растения. Я захотел узнать, что это за растения, какими лечебными свойствами они обладают и как их применять. В процессе работы по данной теме, я использовал различные литературные источники. Большую помощь мне оказал краткий атлас определитель растений западного ильменно-бугрового района. (Полевая практика).Интересную информацию получил из справочника Чикова П.С. Лекарственные растения.

Продукт моей проектной работы - памятка «Рекомендации по правильному сбору лекарственных растений», возможно, будет использован учениками и работниками нашей школы.

Практическая значимость работы в том, что изучение лекарственных растений поможет обеспечить профилактику различных заболеваний. Материал может быть использован учениками на уроках биологии, краеведения. На основании изучения темы под руководством школьного доктора разработал рекомендации по правильному сбору лекарственных растений.

Цель проекта: изучить лекарственные растения нашей местности.

Задачи:

-научиться распознавать лекарственные растения по внешним признакам;

-изучить литературу;

-познакомиться с правилами заготовки лекарственного сырья и приготовлением лекарственных отваров;

-оформить гербарий.

Объект исследования: растения, произрастающие в окрестностях моего села.

Предмет исследования: лечебные свойства растений, место их обитания, правила сбора, способ употребления.

Гипотеза: действительно ли, растения, произрастающие в окрестностях моего села, лекарственные.


Методы исследования: наблюдение, интервьюирование, анкетирование, поиск информации в справочной литературе, интернете.

Основная часть

1.1. История фитотерапии

С незапамятных времен все народы мира в поисках лечебных средств от недугов обращались к окружающей их природе. Первые упоминания о лечении травами — фитотерапии — появились очень давно. В Ассирии были найдены глиняные таблички с описанием растений и рекомендациями по их применению. В Древнем Египте существовал перечень лекарственных растений. А в Китае, уже за 2700 до н.э., был составлен травник Шеннунга.

Среди основоположников научных познаний о лекарственных травах в первую очередь следует назвать Гиппократа. Выдающимся представителем арабской медицины был Абу-Али Ибн-Сина(Авиценна). Он описал около 900 лекарственных растений. В 16 веке швейцарский врач Парацельс добился успеха в изучении химического состава растений. Позже из растений были выделены гликозиды, витамины и другие вещества. А в России использование лекарственных трав широкий размах приняло при царе Алексее Михайловиче. Он учредил специальный «Аптекарский приказ». Специальные люди-«травники» занимались сбором растений. Заготовки дикорастущих растений велись в широких масштабах при Петре Первом.

Лекарственные растения известны человеку с давних времен. Еще на заре человечества предки людей распознавали съедобные ,лекарственные и ядовитые растения .По мере накопления сведений о свойствах растений люди стали использовать лекарственные растения .

Лекарственное растительное сырье-это правильно высушенные, реже свежесобранные лекарственные растения (или их части), используемые для приготовления лекарственного средства.

Большинство лекарственных растений- дикорастущие виды. Некоторые из них выращивались и выращиваются в культуре. С начала 17 века в России стали закладываться «аптекарские огороды».Издавна на них выращивались растения,сбор которых в природных условиях был затруднен или невозможен. Подобный «огород» был создан и в Астрахани. В 40-годах XVIII века в нем росли айва,акация.Позднее,во второй половине XVIII века,астраханский «аптекарский огород» уже включал мяту, ромашку и другие травы .Многие семена «лекарственные и куриозные», собранные в Астрахани и ее окрестностях, пересылались в Петербург,столичный «аптекарский огород».

1.2. История исследования флоры Астраханской области

Астраханский край посещали многие известные натуралисты. Начало изучению нашего региона было положено в начале 18 века, когда правительством России и Академией наук России для изучения природы снаряжаются целые экспедиции. Одним из первых побывал лейб-медик Петра Первого И.Г.Шобер. Низовья Волги посетил академик И.Х Буксбаум. Он был заинтересован в исследовании лекарственных растений с целью пополнения царской аптеки.

В 1732 и 1745 гг. посетил натуралист И.Я Лерхе ,который обнаружил и описал виды полыни.

В сентябре 1772 г. в г. Астрахань прибыл С.Г. Гмелин, который описывает многие виды растений как козлобородник красный и другие.

Наш регион трижды посещал П.С.Паллас. Его ботанические исследования дали много материала для изучения флоры нашего края.

1.3. Лекарственные растения нашей местности

1. Ромашка аптечная

Семейство астровые (сложноцветные)

Ромашка аптечная или ромашка лекарственная– очень распространенное в нашем крае травянистое растение с стержневым корнем и сильным ароматическим запахом. Листья очередные, продолговатые. Цветки сидят в корзинках.

В ромашке содержится эфирное масло , которое обладает дезинфицирующим действием, витамины . Отвар и настой ромашки используют при болезнях желудка, кишечника, в качестве потогонного средства, как вяжущее. Соцветия ромашки лекарственной применяют как внутренне, так и наружно - в виде компрессов и ванн, а также для полоскания полости рта и горла, в виде примочек — при воспалительных заболеваниях кожи. При гриппе вдыхают горячие пары настоя ромашки. При ангинах настоем полощут горло.

2. Пижма обыкновенная (дикая рябинка)

Семейство астровые(сложноцветные)

Многолетнее травянистое растение . Листья очередные. Цветки в многочисленных, полушаровидных, сверху плоских корзинках . Все цветки трубчатые, ярко- жёлтые . Плоды –конусовидно суженные семянки.

В листьях и цветочных корзинках пижмы содержится эфирное масло (0,1-0,3%) и другие вещества. Соцветия применяются при аскаридозе и острицах, входят в состав желчегонных сборов .Пижма ядовита и при попадании в корм животных вызывает у них отравление.

3. Верблюжья колючка

Семейство бобовые

Травянистое многолетнее растение с 30—100 см .высотой, корень длинный, с глубоко расположенными горизонтальными ответвлениями, стебли ветвистые.

Колючки, представляющие недоразвившиеся ветви, направлены вверх под острым углом, длиной 2—3 см. Листья  простые, продолговатые, тупые, 1—2 см. длиной.

Цветки  на колючке по три—восемь, красные или розовые, типичного мотылькового строения. Бобы  одностворчатые, почти деревянистые.

Это растение обладает очень полезными свойствами. Напиток из него стимулирует работу органов пищеварения, уменьшает перегрев тела в жару, сокращает его обезвоживание. Чтобы утолить жажду, достаточно 1-2 глотка этого удивительного напитка.

В медицине используют надземную часть (траву) верблюжьей колючки, реже плоды и корни. В  качестве мочегонного и потогонного средства применяют настой или отвар из травы растения. Иногда их пьют для смягчения кашля при простудных заболеваниях. Чаще настои, отвары или свежий сок пьют при желудочно-кишечных заболеваниях, в основном при хронических поносах и дизентерии. Извлечения из надземной части верблюжьей колючки обладают антимикробным действием . Наружно отвар верблюжьей колючки применяют для ускорения заживления гнойных ран, дерматитов и экземы рук и ног, закапывают в ухо при гнойном отите.
Верблюжья колючка в жаркое время года выделяет «манну» (сахаристое вкусовое вещество), широко используемую в Иране и Афганистане в качестве лекарственного средства и пищевого продукта. «Манну» употребляют как мочегонное и жаропонижающее средство, а также при сухом кашле. На основе химических веществ, выделенных из верблюжьей колючки созданы ранозаживляющие мази.

4. Желтушник раскидистый

Семейство капустные

Двулетнее растение со стержневым корнем. Листья очередные, сужены в черешок. Цветки правильные, венчик из 4 желтых лепестков. Плод стручок.

Все части растения содержат сердечные гликозиды, в семенах и цветах их до 6%.Семена содержат до 40% жирного масла. Из травы и семян выделено вещество, применяющееся при острой сердечной недостаточности. Сок из свежей травы входит в состав сердечных препаратов.

5. Одуванчик лекарственный

Семейство астровые (сложноцветные)

Многолетнее травянистое растение с белым млечным соком. Корень довольно толстый. Листья собраны в прикорневую розетку, соцветия-корзинки из язычковых цветков. Плоды- семянки с хохолком-парашютиком.

Корни одуванчика применяют как горечь для возбуждения аппетита, а также при запорах и как желчегонное средство. На Востоке издавна применяется как одно из основных растений для профилактики и лечения злокачественных опухолей. Одуванчик популярен как пищевое растение в странах Западной Европы. В пищу используют обычно свежие листья.

6. Козлобородник

Семейство сложноцветные

Двулетнее или многолетнее растение с прямыми стеблями. Листья линейные, плоские, при основании расширенные.Корзинки крупные с язычковыми ярко-золотисто-желтыми цветками. Семянки крупные ,веретеновидные с хохолком из перистых щетинок. Цветки раскрываются в солнечные дни.

Растение –хороший медонос. В корнях и стеблях имеется млечный сок, содержащий каучук. Ценится как хорошее кормовое растение, обладающее молокогонным действием.

Целители используют растение как мочегонное, противовоспалительное и антисептическое средство.

Его используют при повреждениях, гнойных воспалениях и язвах кожных покровов. Млечный сок отлично заживляет раны и порезы.

Известно его противокашлевое действие. С успехом лечит застоявшиеся воспалительные процессы в бронхах.

В северных районах при недостатке витаминов корень использовали против цинги для укрепления соединительной ткани.

Компрессы и припарки из корня применяются как противоаллергенное средство при укусах насекомых.

При ревматизме примочки и ванночки из козлобородника облегчают болезненные симптомы.

Косметология

7. Бодяк обыкновенный

Семейство сложноцветные

Многолетнее растение с прямостоящим стеблем высотой 60-120 см.Листья жесткие, сверху с щетинками, по краям с колючками, черешковые. Корзинки крупные 3-5 см. в диаметре, листочки обертки крючковидные, слегка опушенные. Бодяк обыкновенный – колючее растение, хотя по этому показателю он и уступает чертополоху курчавому.

Приверженцы народных методов лечения говорят, что отвар этого растения можно использовать для компрессов при тромбофлебитах. Для этого необходимо смочить в нём тканевую салфетку и приложить ее к пораженным участкам. Смешайте с водой две ложки (столовых) сухих измельченных в порошок корней бодяка. Полученную кашицу приложите к синякам, ушибам. Зафиксируйте ее повязкой и подержите несколько часов. Настой может быть использован в качестве дезинфицирующего средства при ангинах, стоматитах, кровоточивости десен (полоскания).

8. Гармала обыкновенная(адрасман)

Семейство парнолистниковые

Многолетнее травянистое растение высотой около 50 см. с мощным многоглавым корнем до 2—3 м. длины, вертикально уходящим в почву к водоносным слоям. Стебли высотой 30—80 см., разветвлённые, голые, зелёные.

Листья очерёдные, короткочерешковые, сидячие. Цветки  белые, крупные, на цветоножках одиночные или до трёх на концах ветвей. Плод — шаровидная, несколько приплюснутая коробочка, диаметром 6—10 мм.. Семена коричневые или буровато-серые, с бугорчатой поверхностью.

Гармала обыкновенная — старинное красильное растение. Из семян получали стойкий краситель для окраски шерсти и тканей в различные яркие тона (от жёлтого до красного). Эту краску раньше называли турецкой, так как в Турции ею красили национальные головные уборы — фески. В кустарном ковровом производстве по сей день пользуются красителем из гармалы.

13 марта 2020 года на заседании Кабинета Министров президент Туркменистана распорядился провести специальные мероприятия по окуриванию населения дымом гармалы для профилактики коронавируса. По словам президента, «Многовековая жизненная практика подтвердила, что дым от гармалы – эффективное средство, активно противодействующее проникновению в организм человека различных, невидимых глазу, вирусов».

В азиатской медицине применяют семена как  снотворноепротиворвотное и глистогонное средство. Из различных частей кустарника делают настои, отвары, настойки, экстракты, ванны и используют как дополнительное лечение заболеваний при основной медикаментозной терапии .Прикладывают распаренные листья на опухшие и больные суставы .Отвар используют для полоскания горла при простуде, воспалении десен, лечении зубов .

Ванны с гармалой противостоят ревматоидной боли, снимают воспаление, помогают при запущенных заболеваниях кожи.

1.4. Общие правила сбора, хранения растений

Интервью со школьным доктором

Беседуя со школьным доктором, я узнал, что в настоящее время в медицине с лечебной целью используется большое число лекарственных растений. Школьный доктор отметил, что травы находят применение не только в «первозданном» виде,но и в качестве препаратов,выпускаемых промышленностью.

В ходе беседы я узнал, что принимать настои,отвары трав надо только после консультации с врачом.

Основываясь на своих исследованиях, под руководством школьного врача разработал рекомендации по правильному сбору лекарственных растений.

1.5. Рекомендации по правильному сбору лекарственных растений

  • Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду: листья и стебли – во время цветения, цветки – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, корни – осенью.

  • Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения.

  • Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий.

  • Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты.

  • Нельзя растения выдёргивать, их нужно срезать ножом или серпом. Корни следует выкапывать.

  • Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте или помещении (например, на чердаках).

  • Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и пришкольном участке. Следует знать, каких лекарственных растений в вашей местности осталось мало, собирать их семена и посеять на грядках. Из семян легко вырастить душицу, ромашку, шалфей, валериану лекарственную, тысячелистник, пустырник и др.

  • В природе встречаются растения, которые нельзя рвать, нюхать, брать в рот. Они ядовиты. Будь с ними осторожен, они могут нанести вред!

  • Растительные яды в малых дозах используются как лекарства.

1.6. Практическая часть

Анкетирование « Применения лекарственных растений».

В своей работе над темой «Лекарственные растения моей малой родины»

мною было проведено анкетирование среди преподавателей школы. В данном опросе приняли участие 20 человек.

Результаты опроса:

Вопрос №1. Всегда ли Вы применяете лекарственные растения для своего лечения?

Ответ: Да – 12 человек

Нет –3 человека

Иногда –5 человек

Вопрос №2. Какие лекарственные растения применяете часто?

Ромашка аптечная – 7 человек

Пижма – 1 человек

Лимонная мята– 1 человек

Шиповник– 2 человека

Подорожник – 3человека

Имбирь– 1 человек

Верблюжья колючка–2 человека

Расторопша- 1человек

Календула-1 человек

Результаты анкетирования показали, что учителя нашей школы пользуются «зеленой аптекой». Лидирует среди лекарственных трав ромашка. Из 20 опрошенных ,ее используют 7 человек.(Приложение №1)

Лекарственные растения, как и все растительные ресурсы, исчерпаемые. Мы должны сохранить наши богатства потомкам.

«К мерам, направленным на сохранение естественных лекарственных ресурсов, относятся, в частности, лицензирование объемов заготовок, научно обоснованное планирование эксплуатации промысловых массивов, соблюдение рациональных режимов заготовок.»*


Экскурсия

Во время школьной экскурсии мы обследовали территорию школы и ее окрестности. Я фотографировал растения и подготовил презентацию. Собранные растения мы сушили и сделали гербарий. (Приложение №2) Посетив библиотеку, изучили справочники , литературу, работали с определителями растений.

Заключение

Эта работа помогла мне узнать о лекарственных растениях моей малой родины. Считаю, что цель исследования достигнута, все задачи выполнены. Я изучил группы лекарственных растений нашей местности, их свойства , правила сбора и применения лекарственных растений, научился распознавать лекарственные растения по внешним признакам. В процессе своей работы я фотографировал растения, создал гербарий, презентацию и оформил памятку. В завершении сделал вывод о том, что территория нашего края богата лекарственными растениями, которые можно применять для лечения и профилактики различных болезней.

Если знать о пользе лекарственных растений, то можно помочь себе и окружающим в лечении различных заболеваний. Лекарственные растения необходимо применять с осторожностью. Перед началом использования необходима консультация с лечащим врачом.

Гипотеза подтвердилась.Под нашими ногами «зеленая аптека».Растения нашего края относятся к группе лекарственных.

*Большая Российская энциклопедия.С.135

Литература

1. Дымова Т.В. Антропогенное влияние на растительность фитоценозов и агрофитоценозов дельты Волги: монография.Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет»,2009.(с.32)

2. Мех Н.В. Полевая практика по экологии для школьников и студентов. Астрахань,ГУП «Издательско –полиграфический комплекс «Волга»,2000.

3.Москва.Научное издательство «Большая Российская энциклопедия»,2004.

4. Плешаков А.А.От земли до неба:атлас-определитель:пособие для учащихся.13-изд.-М.:Просвещение,2012

5.Плешаков А.А.Зеленые страницы.-М.:Просвещение,1994.

6.Природа нашего края.-Астрахань:Изд-во ОГОУ ДПО «АИПКП»,2010.

7.  Чиков П.С.Лекарственные растения. Справочник . М., Изд – во «Лесная промышленность», 1982г.

Источники

http://spravochnik03.com/lekarstvennie-rasteniya

http://www.rasteniya-lecarstvennie.ru/

http://herbalis.ru/

http://herbaldoc.ru/

Приложения

Приложение №1. Результаты анкетирования.

Приложение №2. Подготовка к созданию гербария.

Просмотров работы: 145