Условные рефлексы кадет и школьников: общее и различное

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Условные рефлексы кадет и школьников: общее и различное

Пименов А.В. 1
1ОГБОУ КШИ "Костромской кадетский корпус" город Кострома
Шувалова О.Т. 1
1ОГБОУ КШИ "Костромской кадетский корпус" город Кострома
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

1. Введение

Почему интерес вызвала данная тема? Рефлексы человека (безусловные и условные) изучены довольно давно. Но за десять лет учебы, я пришел к выводу, что в школе формируются свои, специфические условные рефлексы. И я решил выяснить, есть ли в школьных рефлексах свои особенности и как они проявляются и влияют ли на внеурочную жизнь учащихся.

Цель работы:

Исследовать особенности условных рефлексов, формирующихся в школе и кадетском корпусе

Задачи:

1.    Изучить условные рефлексы: виды, функции, значение.

2.    Изучить условные рефлексы, формирующиеся в средней школе.

3.     Изучить условные рефлексы, формирующиеся в кадетском корпусе.

4. Провести анализ сходств и различий условных рефлексов школьников и кадет.

Методы исследования: анализ, обобщение, анкетирование, сравнение, сопоставление фактов.

Объект исследования: кадеты Костромского кадетского корпуса и учащиеся средней школы №30 г. Кострома.

Предмет исследования: условные рефлексы учащихся.

Научная значимость работы заключается в том, что полученные знания можно применять на уроках и дополнительных занятиях по биологии.

Гипотеза исследования: условныерефлексы, сформированные во время учебного процесса, школьников и кадет имеют больше различий, чем сходств.

2. Основное содержание

2.1 Рефлекс – это стереотипная (стандартная, одинаковая в одинаковых условиях) реакция живого организма на какое-либо воздействие (раздражитель), проходящая с участием рецепторов и под управлением нервной системы.

   

Рефлексы делятся на безусловные (врожденные, наследуются) и условные (приобретенные, индивидуальные).

Условный рефлекс – это приобретенный рефлекс, свойственный отдельному индивиду (особи). Возникают в течение жизни человека и не закрепляются генетически (не передаются по наследству).

Условные рефлексы характеризуется тем, что:

1) формируются в течение жизни;

2) индивидуальные;

3) формируются на базе безусловных рефлексов и без подкрепления угасают со временем;

4) имеют адаптивное значение.

Предположение о полностью рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга впервые было развито ученым-физиологом И.М. Сеченовым. До него физиологи и неврологи не решались поставить вопрос о возможности физиологического анализа психических процессов, которые предоставлялось решать психологии.

   

Далее идеи И.М. Сеченова получили развитие в трудах И.П. Павлова, который открыл пути объективного экспериментального исследования функций коры, разработал метод выработки условных рефлексов и создал учение о высшей нервной деятельности. И.П. Павлов в своих трудах ввёл деление рефлексов на безусловные, которые осуществляются врождёнными, наследственно закреплёнными нервными путями, и условные, которые, согласно его взглядам, осуществляются посредством нервных связей, формирующихся в процессе индивидуальной жизни человека или животного.

Натуральные условные рефлексы вырабатываются на агенты, которые в естественных условиях являются свойством безусловного раздражителя, действуют вместе с раздражителем, вызывающим безусловный рефлекс (например, вид пищи, ее запах и т.д.). Все остальные условные рефлексы искусственные, т.е. вырабатываются на агенты, в норме не связанные с действием безусловного раздражителя, например, пищевой слюноотделительный рефлекс на звонок.

То есть выбирается действующий раздражитель, который в свою очередь вызывает очаг возбуждения в определенной зоне головного мозга – это вызывает сильное возбуждение и возникает временная связь. И в результате этого образуется импульс, то есть рефлекс. Для выработки рефлекса до автоматизма необходимо многократное его повторение. Если же человек прекращает нуждаться в каком – либо рефлексе, то наступает естественное торможение и он исчезает.

   

Таким образом, условный рефлекс – это реакция на какой-либо внешний раздражитель, приобретенный организмом в процессе индивидуального развития на основе его жизни. Данные рефлексы индивидуальны и имеют сигнальный характер: появление раздражителя – выработка рефлекса. Рефлексы носят приспособительный характер, то есть приспосабливаются к определенным условиям внешней среды.

2.2.Изучение школьных условных рефлексов осуществлялось путем анкетирования учащихся с 5 по 11 классы в кадетском корпусе и средней школе №30 города Костромы. Для того, чтобы ответы были более объективными анкетирование были анонимным. В опросе участвовало 228 обучающихся в кадетском корпусе и 223 обучающихся в средней школе №30, всего 451 человек.

Класс

Количество респондентов

Кадетский корпус

Школа №30

5

29

35

6

43

40

7

38

40

8

37

36

9

32

33

10

18

19

11

31

20

 

228

223

1. Рефлекс – подъем на учебу.

Кадетский корпус

Класс

Подъем в корпусе

Подъем учащихся дома в выходной

6.45 ч

8.00 ч

9.00 ч

10.00 ч

11.00 ч

12.00 ч

После 14.00 ч

5

6.45 ч

2 - 7%

7- 24%

9- 31%

8- 28%

3–10%

-

-

6

6.45 ч

4- 9%

12- 28%

18- 42%

5- 12%

3- 7%

1- 2%

-

7

6.45 ч

4- 11%

15- 39%

11- 29%

7- 18%

1- 3%

-

-

8

6.45 ч

3- 8%

21- 57%

6- 16%

6- 16%

-

1- 3%

-

9

6.45 ч

15- 47%

11- 34%

5- 16%

1- 3%

-

-

-

10

6.45 ч

14- 78%

4- 22%

-

-

-

-

-

11

6.45 ч

28- 90%

3- 10%

-

-

-

-

-

Из таблицы видно, что условный рефлекс – подъем на учебу в кадетском корпусе закладывается с 5 класса. При ежедневном закреплении данного рефлекса с 5 по 11 класс, кадеты привыкают и в выходной день вставать практически в то же время, что и в корпусе. В 9-м классе этот рефлекс закрепляется почти у 50% кадет, а в 11 классе уже составляет 90%.

Школа №30

Класс

Подъем в учебный день

Подъем учащихся дома в выходной

6.45 ч

8.00 ч

9.00 ч

10.00 ч

11.00 ч

12.00 ч

После 14.00 ч

5

С 6.30 до 7.30

-

-

2- 6%

7- 20%

4- 11%

10- 29%

12- 34%

6

-

-

-

5- 13%

18- 45%

6- 15%

11- 27%

7

-

-

-

17- 43%

9- 22%

13- 32%

1- 3%

8

-

-

-

8- 22%

14- 40%

7- 19%

7- 19%

9

--

-

-

10- 30%

6- 18%

5- 15%

12- 37%

10

-

-

1- 5%

1- 5%

3- 16%

7- 37%

7- 37%

11

-

-

-

-

5- 25%

2- 10%

13- 65%

У учащихся школы подъем зависит от расстояния от дома до места учебы. Из бесед с учениками выяснили, что в выходной поздно встают, так как поздно ложатся из-за игр на компьютерах или в сотовых телефонах. А в старших классах родители разрешают гулять допоздна.

2. Рефлекс – питание.

Этот рефлекс работает у всех учеников и в кадетском корпусе и в школе. Ко времени обеда, все без исключения, испытывают чувство голода, в столовой от запахов начинается слюноотделение. Обучающиеся в кадетском корпусе, привыкшие к режиму дня, испытывают чувство голода в выходные, практически, в то же время, что и во время учебы. У учащихся школы в выходные распорядок дня постоянно меняется, питаются в разное время, поэтому в домашних условиях рефлекс – питание не поддерживается, как в школе.

3. Рефлекс – звонок на урок

Кадетский корпус

Чувства

Количество респондентов, испытывающих данные чувства

Классы

5

6

7

8

9

10

11

1

Радость, желание работать

18 - 62%

16 – 37%

13 – 34%

9 – 24%

9 – 28%

2 – 11%

15 – 49%

2

Грусть, печаль

5 – 17%

18 – 42%

11 – 30%

17 – 46%

16 - 50%

7 – 39%

13 – 42%

3

Страх

4 – 14%

6 – 14%

7 – 18%

8 – 22%

3 –

9%

-

0%

1 –

3%

4

Безразличие

2 –

7%

3 –

7%

7 – 18%

3 –

8%

4 – 13%

9 – 50%

2 –

6%

Основные чувства, которые вызывает звонок на урок, представлены в таблице. Наибольший процент чувства радости и желания работать на уроке наблюдается у пятиклассников (62%), так как поступили в новое учебное заведение, все интересно, хотят показать себя с лучшей стороны и получать хорошие оценки. И в 11 классе (49%) , так как кадеты осознанно готовятся к урокам, чтобы хорошо сдать ЕГЭ и поступить в выбранный ими вуз, военную академию. В 10 классе 50% учащихся испытываю безразличие к звонку на урок, так как для них самое главное было поступить в десятый класс и после этого можно и расслабиться и серьезно заняться учебой лишь в 11 классе. В среднем у 38% респондентов звонок на урок вызывает чувство грусти, печали, так как не отдохнули за перемену, не хочется сидеть на одном месте 40 минут, нет желания работать, звонок на нелюбимый урок, не интересно, так принято.

Школа №30

Чувства

Количество респондентов, испытывающих данные чувства

Классы

5

6

7

8

9

10

11

1

Радость, желание работать

21 – 60%

5 – 12%

12 – 30%

6 – 17%

11 – 33%

1 –

5%

12 – 60%

2

Грусть, печаль

7 – 20%

24 – 60%

19 – 48%

17 – 47%

15 - 46%

10 – 53%

6 – 30%

3

Страх

7 – 20%

9 – 23%

4 – 10%

3 –

8%

4 – 12%

-

0%

1 –

5%

4

Безразличие

-

0%

2 –

5%

5 – 12%

10 – 28%

3 –

9%

8 – 42%

1 –

5%

В средней школе отношение к звонку на урок и причины такого отношения точно такие же, что и в кадетском корпусе.

4. Рефлекс – звонок с урока

Кадетский корпус

Чувства

Количество респондентов, испытывающих данные чувства

Классы

5

6

7

8

9

10

11

1

Радость

21 – 73%

29 – 67%

27 – 71%

31 – 84%

26 – 81%

11 – 61%

24 – 77%

2

Облегчение

7 – 24%

8 – 19%

6 – 16%

6 – 16%

5 – 16%

4 – 22%

5 – 16%

3

Возможность отдохнуть

1 –

3%

5 – 12%

4 – 11%

-

-

3 – 17%

2 –

7%

4

Безразличие

-

1 –

2%

1 –

2%

-

1 –

3%

-

-

Из таблицы видно, что наибольший процент с 5 по 11 классы имеет чувство радости. Для кадет звонок свидетельствует о небольшом отдыхе, помогает перестроиться на следующий урок. Затем идет чувство облегчения и возможности отдохнуть. Но есть ученики, для которых звонок ничего не значит.

Школа №30

Чувства

Количество респондентов, испытывающих данные чувства

Классы

5

6

7

8

9

10

11

1

Радость

23 – 66%

31 – 78%

27 – 68%

19 – 53%

20 – 61%

13 – 68%

15 – 75%

2

Облегчение

7 – 20%

6 – 15%

8 – 20%

12 – 33%

9 – 27%

3 – 16%

3 – 15%

3

Возможность отдохнуть

5 – 14%

2 –

5%

4 – 10%

5 – 14%

4 – 12%

3 – 16%

1 –

5%

4

Безразличие

-

1 –

2%

1 –

2%

-

-

-

1 –

5%

При сравнении ощущений учащихся школы и кадет на звонок на урок и с урока чувства совпадают. Можно сделать вывод, что данные рефлексы работают на все 100% для любого ученика и занимают первое место в списке школьных рефлексов.

5. Рефлекс – отпрашивание с урока

 Кадетский корпус

Отпрашивание с урока

Количество респондентов

Классы

5

6

7

8

9

10

11

1

Отпрашиваются

5 – 17%

12 – 28%

14 – 37%

7 – 19%

9 – 28%

13 - 72%

11 – 35%

2

Не отпрашиваются

24 – 83%

31 – 72%

24 – 63%

30 – 81%

23 – 72%

5 – 28%

20 – 65%

Данным рефлексом пользуются 34% учащихся. Средний балл не отпрашивающихся с урока кадет - 66%.

Школа №30

Отпрашивание с урока

Количество респондентов

Классы

5

6

7

8

9

10

11

1

Отпрашиваются

7 – 20%

15 – 38%

17 – 43%

13 – 36%

11 – 33%

13 – 68%

8 – 40%

2

Не отпрашиваются

28 – 80%

25 – 62%

23 – 57%

23 – 64%

22 – 67%

6 – 32%

12 – 60%

Данным рефлексом пользуются 40% школьников. Средний балл не отпрашивающихся с урока составляет 60%.

Суть этого рефлекса состоит в том, чтобы уйти (отпроситься) с уроков. Данным рефлексом чаще пользуются ученики не успевающие в учебе, ищущие повод прогулять урок, попроситься в туалет, в медпункт, но причиной ухода с уроков может быть и биологическая утомляемость, которая является некой защитной реакцией на длительную работу.

Из таблиц видно, что и кадеты и школьники находят одинаковые причины, чтобы уйти с урока. Практически совпадают также и средние показатели: соотношение не отпрашивающихся с урока к отпрашивающимся в кадетском корпусе составляет 1, 9 раза, в средней школе №30 – 1,5 раза. В 10 классе и кадеты, и школьники с уроков отпрашиваются чаще и это еще раз доказывает лень, нежелание получать знания в этом возрасте.

6. Рефлекс – я - художник

В кадетском корпусе, где на первом месте стоит дисциплина, не возникает даже вопроса: рисуете ли вы на партах и стульях? Хотя были случаи рисования, но крайне редко.

Из анкет школьников выяснили, что они рисуют на партах, стульях и даже на стенах. Мы выделили две главные причины таких художеств: от нечего делать и самовыражение.

Школа №30

Причины рисования на партах, стульях

Количество респондентов

Классы

5

6

7

8

9

10

11

1

От нечего делать

19 – 54%

25 – 63%

21 – 52%

15 – 42%

14 – 43%

10 – 53%

12 – 60%

2

Самовыражение

-

8 – 20%

6 – 15%

9 – 25%

9 – 27%

1 – 5%

1 –

5%

3

Не рисую

16 – 46%

7 – 17%

13 – 33%

12 – 33%

10 – 30%

8 – 42%

7 – 35%

Результаты опроса показали, что 52% школьников рисуют «от нечего делать», 14% -самовыражение. 34% - не рисуют

   

  7. Рефлекс – телефон

В кадетском корпусе телефоны сдаются воспитателям и ими, воспитанники и кадеты пользуются только в определенное вечернее время в течение 30 минут.

В школе №30 практически все время на переменах и, бывает даже, время на уроках ученики проводят в телефонах (планшетах, с наушниками в ушах и

т.п.). Из опроса выяснили, что чем старше ученик, тем больше времени он использует в школе телефон.

Использование телефонов

Количество респондентов

Классы

5

6

7

8

9

10

11

1

На переменах

19 – 54%

16 – 40%

21 – 53%

20 – 56%

17 – 52%

11 – 58%

10 – 50%

2

На уроках

4 –

12%

7 – 18%

8 – 20%

11 – 30%

13 – 39%

8 – 42%

10 – 50%

3

Не используют

12 – 34%

17 – 42%

11 – 27%

5 - 14%

3 –

9%

-

-

Данные анкетирования показали, что в среднем 52% школьников пользуются телефоном на переменах, а 30% - и во время уроков. И лишь 18% учащихся не используют мобильные устройства в школе.

8. Рефлексы родителей

  Рефлексов у родителей, что в кадетском корпусе, что в средней школе не обладают большим разнообразием и очень схожи. Например, повседневные вопросы: «Как дела в школе?», «Что сегодня получил?», которые не меняются изо дня в день, родители чаще всего говорят на автомате, не задумываясь. Их строгие фразы «Дай дневник!» и «Опять!» тоже являются своеобразными рефлексами.

На вопрос анкеты: «Какие новые привычки появились у вас за время учебы?» в средней школе №30 более 45% учащихся ответили – желание учиться. В кадетском корпусе привычек закрепилось у учащихся намного больше. Это - рано вставать, соблюдать режим, заниматься спортом, приводить одежду, обувь в порядок, дисциплина, выдержка.

3.Заключение

В результате исследований, мы выяснили, что звонок на урок или с урока является самым главным школьным рефлексом. Для младших ребят – звонок больше необходим как отдых, в среднем звене – это радость, а для старшего звена больше как снятие напряжения.

Столовая не столь важна для старшеклассников средней школы и возможно это и есть причина возрастания заболеваний желудочно-кишечного тракта. В кадетском корпусе из-за режима дня формируется стойкий рефлекс питания в одно и тоже время.

Отпроситься с урока, что в кадетском корпусе, что в средней школе, без уважительной причины пользуется популярность у среднего звена, младшие ребята - редко, а старшие - в основном для необходимых дел.

Рисование на парте проявляется только в школе №30 у подростков среднего звена для развлечения, самовыражения или от нечего делать на уроке, и явно снижено у младших, т.к. он постоянно сидит за одной партой и находится

под четким контролем учителя, а старшеклассники считают, что это баловство, из которого они выросли.

Телефоном во время учебного процесса пользуются только учащиеся школы №30.

   На основании выбранных мною методов исследования и изученных школьных рефлексов я пришел к следующим выводам.  

1. Все исследуемые рефлексы условны и по наследству не передаются, но формируют адаптивность и отношения в учебном коллективе.

2. На рефлексы должны быть соответствующие стимулы, которые вызовут адекватную реакцию.

3. Рефлексы зависят от «возрастной зрелости» коры головного мозга, предыдущей подготовки и степени утомления организма. У старшеклассников изменяются из-за повышенной ответственности и сознательного отношения к учебе.

Исследования подтвердили мою гипотезу. Отличия в формировании школьных рефлексов в кадетском корпусе связаны с условиями пребывания в нем: режим дня, личное время, индивидуальные графики спортивных тренировок, дополнительные занятия, составленные с учетом физических и психологических особенностей кадет, все это закрепляет возникшие условные рефлексы, помогает контролировать свои эмоции, поведение и безболезненно выходить из нестандартных ситуаций.

     

4.Список используемой литературы

1. Асратян Э.А. Очерки по физиологии условных рефлексов. - М: Наука, 2012 – 360с

2. Майоров Ф.П. История учения об условных рефлексах – М: Издательство Академии Наук СССР, 2018 – 368с

3. Мухин В.С. Возрастная психология. – М: Академия, 2007 – 340с

4. Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы – М., ОООУМК «Психология», 2002 – 534с

Просмотров работы: 142