Чудо фрукт

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Чудо фрукт

Винайкина М.Н. 1
1МАОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова, учитель начальных классов
Алексюк М.И. 1
1МАОУ СОШ №1 имени Героя Советского Союза И.В. Королькова, учитель начальных классов
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Очень кислый и целебный,

Чай по вкусу с ним «волшебный»,

Ведь всегда под кожурой

Витаминов длинный строй!
Всей России он знаком, жёлтый батюшка - лимон.

Мы живём Ямале, в условиях крайнего севера. Зима долгая и суровая. Многие из нас с наступлением весны испытывают нехватку витаминов. И тут на помощь приходит всем нам знакомый фрукт. Это лимон. Лимоны не теряют своих полезных свойств в течение долгой зимы. Я и подумать не могла, что хорошо знакомый нам лимон обладает чудесными свойствами! Плод лимона - настоящая копилка витаминов. Чай с лимоном является хорошим профилактическим средством, которое поможет справиться с простудой, гриппом, прибавит нам сил и поднимет настроение.

Про удивительные свойства цитрусовых известно с глубокой древности. Уже до нашей эры в Китае были известны лечебные свойства лимона, который назывался «лимунг», то есть «лекарственный».

Лимон – это не просто пищевой продукт, который богат витаминами, этот продукт кладезь макро и микроэлементов, которые необходимы для нормального функционирования нашего организма.

Сегодня этот ароматный плод царствует буквально везде - в косметике и парфюмерии, витаминах и всевозможных пищевых добавках, а по своей популярности начинает обгонять даже зеленый чай. Да, все знают, что лимон содержит довольно много витамина «С».Поэтому мне очень захотелось узнать, какие еще вещества входят в состав лимона, и какое действие он оказывает на организм человека.

В этом заключается актуальность моего исследования под названием «Чудо фрукт»

Исходя из темы, был выбран объект исследования: лимон.

Предмет исследования - свойства лимона.

Цель: узнать какую роль играет лимон в жизни человека и выделить его достоинства и чудодейственные особенности.

Для достижения данной цели были поставлены и решены следующие задачи:

1. Узнать, где находится родина лимона, какие разновидности лимонов существуют.

2. Изучить литературу о полезных свойствах лимона, о составе веществ, содержащихся в его плодах.

3. Доказать широту применения лимонов в жизни.

4. Провести серию опытов по изучению свойств лимона и его взаимодействия с отдельными веществами.

Учитывая объект, предмет и задачи исследования я выдвинула следующую гипотезу:я думаю, что лимон обладает не только целебными свойствами, но и имеет волшебную силу при взаимодействии с другими веществами.

Методы исследования:

Теоретический - изучение биологической литературы и Интернет – источников.

Экспериментальный – опыты, интервью с медсестрой школы и учителем физики, анкетирование.

Новизнаисследования состоит в доказательстве того, какие вещества входят в состав лимона, и какое действие он оказывает на организм человека.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в повседневной жизни обучающихся и их родителей.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Из истории использования лимона человеком

В первые о лимоне (приблизительно 300 лет до н.э). написал древнегреческий философ Теофраста.

О

Философ Теофраст

н писал, что душистый плод не употребляли в пищу, а использовали только для борьбы с молью: ароматные кусочки лимона прятали в складки одежды. Но уже позднее о лимоне заговорили по-другому, и именно об этом гласит нам…[6]

Кавказская легенда о лимоне

Однажды любимый слуга одного из кавказских царей за какую-то провинность попал в немилость. Разъяренный повелитель велел немедленно посадить своего слугу в тюрьму и приказал стражникам кормить заключенного только одним видом пищи. На вопрос, каким именно, владыка, смилостивившись, ответил: «Пусть выбирает сам». Заключенному ничего не оставалось делать, как исполнить царскую волю. И он ее выполнил, попросив давать ему только ... лимоны. А недоуменным стражникам пояснил:

«Аромат лимона будет веселить мне мысли, кожура плодов и зерна будут полезны для моего сердца, в мякоти же лимона я найду себе пищу, а соком буду утолять жажду» [4].

Сейчас трудно сказать, так ли это было на самом деле. Но, несомненно, одно: в этой старинной легенде точно отражено то значение, которое имели эти плоды для наших предков.

В России лимон завёз во второй половине 17 века Пётр I

Лимон был недоступен простому человеку. Богатые люди выписывали лимоны из Голландии, а доставляли их в Россию только в соленом виде. Интересно, как они их потом ели, на наш вкус это совершенно непривычно. Первые деревца лимона посадили в оранжереях Кремля. Но на это чудо было дозволено любоваться только избранным. Считалось престижным иметь лимонное дерево в своем доме.

Б

Павловский комнатный лимон

Памятник «Павловскому лимону»

олее ста лет назад русские крестьяне села Павлово вблизи Нижнего Новгорода начали выращивать лимоны в своих избах. Отсюда и произошел известный комнатный сорт лимонов — Павловский. Многие жители в города Павлово имеют дома по 4 — 5 небольших деревцев лимона. Одно комнатное деревце этого лимона дает при заботливом, правильном уходе 10 — 16 плодов в год.

В городе Павлове совсем недавно на центральной площади установили памятник «Павловскому лимону».

    1. Х

       

      арактеристика растения

Используя дополнительные источники: энциклопедию «Я познаю мир», книгу «Удивительный мир растений», интернет – источники, я узнала много интересного и полезного о лимоне.

Лимон – плодовое вечнозеленое дерево с раскидистой кроной, растущее в высоту до 8 метров. Родиной лимона считаются тропики и субтропики Китая, Индии и Бирмы. В настоящее время культивируется в Странах Средиземноморья, США, на Кавказе.

Многочисленные сорта лимона в культуре делят на две группы:

- древовидные (высокорослые — до 6 м высотой — деревья; плоды образуются в глубине кроны);

- кустовидные (небольшие (до 3—4 м высотой) кусты с менее густой кроной; плоды образуются на концах ветвей).

Кустовидные сорта менее урожайны, чем древовидные. Лимон относится к цитрусовым растениям. Лимоновое дерево цветет по несколько месяцев с сильным, приятным ароматом. Лепестки цветков белые или кремовые. Сами цветки съедобны и имеют кисловатый вкус. Созревание плодов происходит на протяжении всего года. При созревании кожа приобретает желтый оттенок. Есть плоды с пестрым окрасом, белым, светло-зеленым. Плоды лимона овальной формы, в диаметре 4-6 см, по длине 6-9 см. Мякоть фрукта очень сочная, желтая, с сильным кислым вкусом. Внутри имеется разделение на сегменты: обычно их около восьми штук. Некоторые сорта не образуют в плодах косточек, но в большей части они присутствуют. Из них можно с легкостью вырастить новое деревце. Лимонный аромат придает растению эфирное масло, которое находится в разных частях растения.

Лимоны сами не опадают. Если их не срезать до зимы желтыми, то они снова начинают зеленеть весной. Летом их кожура становится очень толстой, осенью она снова желтеет, как бы поспевает вторично. Двухлетние плоды, несмотря на величину, имеют меньше вкусовых и лечебных качеств, то есть содержат меньше витаминов, кислот. Поэтому покупать толстокожие плоды не стоит, они могут быть «старыми».

    1. Полезные свойства лимона

Учёные утверждают, что ни одно растительное средство не может соперничать по своим антисептическим и бактерицидным свойствам с лимоном. Действительно ли это так? С этим вопросом я обратилась к детскому врачу и вот что узнала:

Лимон:

- укрепляет иммунитет человека.

- ускоряет заживление ран, ожогов, кровоточащих дёсен.

- помогает избежать простудных заболеваний и ускоряет излечение.

- предохраняет организм от многих вирусных заболеваний.

- повышает эластичность и прочность кровеносных сосудов.

- помогает очистить организм от токсинов.

- предотвращает авитаминоз и гиповитаминоз. Видеоролик «Интервью с медицинской сестрой школы» (Приложение 1)

Люди чаще всего используют лимон как лекарственное средство. Прежде всего он знаменит тем, что содержит витамин С, что очень важно для укрепления иммунитета. Также является отличным профилактическим и лечебным средством против гриппа и простудных заболеваний. При помощи лимонной воды выводят шлаки и токсины из организма. Он повышает и улучшает работоспособность; убивает микробы, препятствует развитию бактерий; укрепляет стенки кровеносных сосудов; разжижает кровь. Лимон обладает ранозаживляющим действием при наружных проблемах с кожей. Кожура плодов и листья лимона богаты эфирными маслами. Очень полезно вдыхать аромат эфирного масла лимона. Японские ученые выяснили, что запахи лимона и эвкалипта повышают работоспособность, снимают усталость и сонливость даже у очень уставших и ослабленных людей. Вдыхание эфирного масла лимона поднимает настроение, придает бодрость.Лимоны используют для лечения ангины, гипертонии. Несколько капель лимонного сока, нанесённые на виски, избавят вас от мигрени. От простуды помогает тёплое питье из лимонного сока и мёда. Но не рекомендуется добавлять лимон в кипяток, так как количество полезных веществ уменьшается. Полоскания раствором лимонного сока может значительно облегчить зубную боль.

Снять усталость в ногах поможет массаж кусочком лимона.

Раздражение и боль от укуса насекомых исчезнет, как только вы смажете лимонным соком место укуса.

Так же эти чудо плоды широко используется в косметологии. Из него изготавливают маски для волос. Лимоны часто включают в состав различных кремов, так как они улучшают цвет лица, сохраняют молодость кожи. Маникюрщицы используют его как средство для укрепления ногтей.

В настоящее время плоды лимона находят широкое применение в кондитерской промышленности (для приготовления цукатов, конфет, эссенций). В домашних условиях можно приготовить лимонад. Возможно применение в кулинарии в соусах, заправках для салатов, выпечке. Фармацевты из прессованной свежей кожуры плодов получают лимонное масло, которое используется для улучшения вкуса и запаха лекарств. В парфюмерии из цветов, листьев и плодов лимона добывают ценные эфирные масла, которые идут на изготовление духов. Платок или ватный шарик с несколькими каплями лимонного сока в шкафу помогает избавиться от моли. Также лимон- незаменимый помощник в хозяйстве. Им можно удалять различные пятна и ржавчину.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Анкетирование учащихся

Для того, чтобы выявить что знают мои одноклассники о лимоне и его свойствах; о пользе и вреде лимона, я провела опрос (24 человека)

по следующим вопросам:

  1. Как часто ты употребляешь лимоны в пищу?

  2. Какое растение, по-твоему, обладает лечебными свойствами в большей степени: мандарин, апельсин, грейпфрут, лимон?

  3. Знаешь ли ты о полезных свойствах лимона?

  4. Хотел бы ты узнать о необычных свойствах лимона?

  5. Как ты думаешь, можно ли выращивать лимоны в домашних условиях?

Результаты анкетирования 24 учащихся представлены в таблице:

п/п

Вопрос

Результат

1.

  1. Как часто ты употребляешь лимоны в пищу?

1-2 раз в неделю: 9 уч.- 37,5 %

1-2 раза в месяц: 11 уч.-46 %

Не любят лимон: 4 уч.-17,5 %

2.

  1. Какое растение, по-твоему, обладает лечебными свойствами в большей степени: мандарин, апельсин, грейпфрут, лимон?

Лимон:14 уч. -58%

Апельсин: 3 уч.-12,5 %

Мандарин: 3 уч.-12,5 %

Грейпфрут: 4 уч.-17%

3.

  1. Знаешь ли ты о полезных свойствах лимона?

Да: 21 уч.- 87,5 %

Нет: 3 уч. -12,5 %

4.

Хотел бы ты узнать о необычных свойствах лимона?

Да: 23 уч.- 96%

Нет: 1 уч.- 4 %

5.

Как ты думаешь можно ли выращивать лимоны в домашних условиях?

Да: 19 уч.-79 %

Нет: 5 уч. - 21%

Выводы:

  1. Большинство ребят знают об полезных свойствах лимона, но предпочитают ему более сладкие виды цитрусовых, т. е. выбирают их по вкусу, а не по - полезности.

  2. Однако, большая часть ребят хотят узнать об уникальных свойствах цитрусовых (96%).

  3. 37 % опрошенных употребляют лимоны несколько раз в неделю, а 17 % детей - не любят лимоны вообще.

  4. Учащиеся знают о том, что лимоны можно выращивать дома (79 %).

Результаты представлены в диаграммах приложении № 2.

Опыт №1. Лимон осветляет чай

Если выдавить в заваренный чай сок из лимона, то цвет чая становится светлее.

Вывод: своим коричневым цветом чай обязан дубильным веществам. Эти вещества являются индикаторами, то есть в кислой среде они светлеют. Поэтому осветление чая лимонным соком не означает, что он становится менее крепким. Но зато добавление лимона усиливает его питательные и целебные свойства.

Также чай с лимоном способствует защите наших зубов от появления желтоватого оттенка.

Опыт №2. Яблоко и лимон- друзья

Разрежем яблоко пополам, положим его срезами вверх на блюдце и выдавим немного лимонного сока на одну из половинок. Через несколько часов «чистая» половинка яблока потемнеет, а та, что была «защищена» лимонным соком, останется такой же белой.

В ывод: В яблоках есть много очень полезных веществ, в том числе и железо. Конечно, сколько ни ешь яблоки, кусочки привычного для нас железа там не отыщешь, но железо там все-таки есть в виде очень маленьких, не видимых глазу частичек. Когда эти крошечные частички железа соприкасаются с воздухом, точнее, с кислородом воздуха (а именно это и произошло при разрезании яблока), они начинают темнеть. Лимонный сок покрыл срез защитной пленочкой, и кислород не смог добраться до железа.

Если разрезанные яблоки смазать лимонным соком, они будут выглядеть свежими и красивыми, и не менее полезными.

Опыт№3. «Невидимые чернила»

Цель: узнать, как ведет себя лимон при нагревании.

Выжимаем сок из лимона, смачиваем им кисть и наносим слово на белый лист бумаги - ничего не видно. Затем проглаживаем этот листок утюгом, наше слово хорошо видно.

Вывод: Лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге.

Опыт № 4. Лимон-пятновыводитель

Попробуем вывести лимоном пятно на ткани от фломастеров. Мы смешали лимонный сок и соль и нанесли смесь на загрязненное место. Затем потерли пятно и выстирали одежду. И, действительно, пятна не стало. Но, используя лимонный сок для выведения пятен, помните, что это кислота, а поэтому нужно быть осторожными с цветными тканями.

Вывод:лимон может помогать выводить пятна с одежды без применения химических веществ.

Опыт№ 5. «Лимон надувает воздушный шарик»

Цель: узнать, как взаимодействует лимон с пищевой содой.

Если сок лимона используют в кулинарии при гашении соды значит, он выделять летучий газ.

В пластиковую бутылку я насыпала соду, затем туда же влила выжатый лимонный сок и быстро надела на бутылку воздушный шарик. Так как в бутылке начался процесс выделения газа, мой воздушный шарик начал надуваться. Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.

Опыт № 6. Батарейка из лимона

Для проведения этого опыта я обратилась к учителю физики нашего Лицея, Петрову Эдуарду Алексеевичу. Вместе мы выяснили, что лимон пропускает электрический сок. Может быть маленькой батарейкой.

Вывод: сок лимона вступает с металлами в химическую реакцию, в результате которой образуется электрический ток. К сожалению, это очень слабый источник энергии. Но его можно усилить, соединив несколько лимонов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследуя уникальные свойства лимона, я научилась работать с различными источниками информации, познакомилась с историей появления лимона в нашей стране.

Узнав о необыкновенных свойствах лимона, мы провели опыты и доказали, что лимон – интересное растение и может быть очень полезен для людей в разных жизненных ситуациях.

Для активного использования лимона в повседневной жизни мы создали для учащихся и родителей буклет об этом чудо фрукте. (Приложение № 2).

Итак: Опытным путем мы подтвердили выдвинутую нами гипотезу, что лимон не только полезен для здоровья, но и имеет необычные свойства при взаимодействии с другими веществами.

Необходимо обязательно включать лимон или лимонный сок в ежедневный рацион, что положительно влияет на здоровье человека, благодаря огромному количеству полезных свойств.

Подводя итоги своей работы, можно с уверенностью сказать, что ни одно растение не может соперничать по своим целебным свойствам и волшебной силой с лимоном, который может надувать воздушные шары и проводить электрический ток.

Перспектива нашей работы заключается в следующем: Мы попробуем вырастить лимон в домашних условиях.

В заключении осмелюсь дать небольшой совет: попробуйте начинать день с чашки тёплой воды с лимонным соком, т.к. он бодрит и повышает иммунитет. Запах лимона способен повысить работоспособность, снизить сонливость. Если разложить кусочки лимона в классе, это окажет благоприятное воздействие на учеников. Подружитесь с лимоном, доверяйте его волшебной силе и будете здоровы. Надежный лекарь избавит вас от старых болезней и убережет от новых.
Спасибо за внимание! Будьте здоровы!

Список используемой литературы

  1. Блэйз А. - Энциклопедия полезных комнатных растений.М.: Олма-Пресс, 2000год.

  1. Денисова Т.А. «Удивительный мир растений» : Пособие для учащихся. – 3-е изд-е М. : Просвещение, 2004

  1. Забавные химические опыты//Журнал «Мастерилка»(11.05.2010) Издат. «Карапуз».

  1. «Лимоноград» В. Дадыкин// «Наука и жизнь» №12, 2004 год.

  1. «Сказочный справочник здоровья» Л. Скребцова, М. Скребцова, А. Лопатина, изд. «Амрита-Русь», 2004 год.

  1. Энциклопедия «Я познаю мир» Багрова Л.А.М.: АСТ, 2002 год.

Интернет-источники:

  1. http://flowers-lida.blogspot.ru

  2. http://www.dobrieskazki.ru

  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/

  4. http://www.limon-home.ru

  5. http://www.limon-room.narod.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2.

РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Как часто ты употребляешь лимоны в пищу?

  1. Какое растение, по-твоему, обладает лечебными свойствами в большей степени: мандарин, апельсин, грейпфрут, лимон?

  1. Знаешь ли ты о полезных свойствах лимона?

  1. Как ты думаешь можно ли выращивать лимоны в домашних условиях?

Просмотров работы: 26