Антибиотики - тяжелая артиллерия медицины

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Антибиотики - тяжелая артиллерия медицины

Душина К.А. 1
1МАОУ "СОШ №3"
Белоглазова Т.В. 1
1МАОУ "СОШ 3"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человечество неумолимо движется вперед по пути научно-технического прогресса.

Одним из самых значимых открытий органической химии – стало открытие и дальнейшее производство антибиотиков. С этого момента настала новая эпоха в жизни людей.

В современном обществе остро встал вопрос о дальнейшей судьбе антибиотиков. Неграмотное использование препаратов оборачивается тем, что лекарства теряют эффективность.

Темой моей работы является – антибиотики, их настоящее и будущее.

Цель моей работы: изучение лекарственных препаратов под общим названием "антибиотики", их положительное и отрицательное влияние на человека.

Для достижения этой цели следует решить несколько задач:

1.Рассмотреть, что такое "антибиотики". 2.Ознакомиться с классификацией данных лекарственных веществ. 3.Разобраться в механизме действия антибиотиков. 4.Изучить особенности применения антибиотиков и их побочные действия. 5.Рассмотреть перспективы применения антибиотиков.

Для реализации цели : я прочитала учебник «Органическая химия»; изучила историю открытия антибиотиков; изучила литературу по данной теме, просмотрела интернет-источники (работая с интернетом, я обратила внимания, что многие сайты выкладывают ненаучную, часто непроверенную информацию , поэтому я работала, прежде всего, с сайтами медицинскими.); за консультацией обратилась к знакомым врачам, чтобы узнать их отношение к использованию антибиотиков; изучила, что в этой отрасли происходит в настоящее время, каковы тенденции развития, ознакомилась со списком Нобелевских лауреатов в области химии и выяснила, что неоднократно нобелевская премия присуждалась ученым, чьи труды были связаны с антибиотиками ( 2001, 2009, 2015 гг ); изучила дискуссионные вопросы, которые обсуждают ученые всего мира по поводу применения антибиотиков.

Используя полученную информацию, я написала работу, посвященную антибиотикам.

В своей работе я рассмотрела, что такое антибиотики, каков механизм их воздействия на человеческий организм, основная часть моей работы посвящена роли антибиотиков в лечении людей, также я не могла не коснуться очень важного вопроса – о дальнейшей судьбе антибиотиков в медицине.

В результате решения данных задач мною составлена буклет-памятка по использованию антибиотиков.

1.Что такое антибиотики?

Препараты, природного, синтетического или полусинтетического происхождения, направленные на разрушение микробных клеток или подавление их роста и размножения, получили название антибиотики. Антибиотик - это вещество натурального или синтетического происхождения,которое своим действием подавляет рост и размножение определенных микроорганизмов,вызывает их гибель.В случае с болезнями антибиотики убивают микробов,которые являются возбудителями той или иной инфекции.Некоторые антибиотики могут нарушать также жизнедеятельность полезных микроорганизмов,которые находятся в организме человека.А некоторые воздействуют только на вредителей,с помощью определенных антибиотиков врачи могут бороться с онкологией или опухолевыми заболеваниями.В связи с тяжелыми заболеваниями такими как раковые заболевания,краснуха,корь,туберкулез и другие применяются довольно сильные антибиотики и их относят к ряду сильных химиопрепаратов. Применяют данные лекарственные средства для повышения имунных сил организма и для повышения сопротивляемости организма различным вирусам.

На сегодняшний день в медицине известны следующие группы антибиотиков:

  • бета-лактамы (пенициллины, цефалоспорины),

  • макролиды (бактериостатики),

  • тетрациклины (бактериостатики),

  • аминогликозиды (бактерициды),

  • левомицетины (бактериостатики),

  • линкозамиды (бактериостатики),

  • противотуберкулезные препараты (изониазид, этионамид),

  • антибиотики разных групп (рифампицин, грамицидин, полимиксин),

  • противогрибковые препараты (бактериостатики),

  • противолепрозные препараты (солюсульфон).

2.Как они действуют на живой организм?

Антибиотики – это вещества, губительно действующие на микроорганизмы, такие как бактерии и грибы. Антибиотики вырабатывают из самих бактерий и грибов. Дело в том, что в процессе своей жизнедеятельности, бактерии вырабатывают отходы или токсические вещества. Эти токсические вещества подавляюще действуют на микроорганизмы, но не на все. К примеру, токсин, выработанный определенным видом бактерий, не будет влиять на данный вид бактерии. Они будут невосприимчивы к этому токсину. Антибиотики же изготавливают именно из этих продуктов, отходов жизнедеятельности микроорганизмов. По этой причине, антибиотики разделяют на группы по спектру действия на различные микроорганизмы.
Вредное воздействие продуктов жизнедеятельности одних бактерий на другие виды бактерий сложилось эволюционно в результате выживания. Таким образом, одни микроорганизмы подавляют жизнь других с целью выживания

Все антибактериальные препараты по эффекту воздействия на микроорганизмы можно разделить на две большие группы:

  • бактерицидные – непосредственно вызывают гибель микробов;

  • Бактериостатические – препятствуют размножению микроорганизмов. Не способные расти и размножаться, бактерии уничтожаются иммунной системой больного человека.

Бактерицидные (гибель инфекционного агента)

Бактериостатические (прекращение или приостановление размножения возбудителя)

Пенициллины

Цефалоспорины

Аминогликозиды

Полимиксины

Макролиры

Тетрациклины

Линкомицин

Хлорамфеникол

3.История антибиотиков

История антимикробных препаратов начинается с 1928 года, когда А. Флемингом был впервые открыт пенициллин.

Производство пенициллина началось в США в 1943 году. Долгое время СССР закупали антибиотики за валюту по бешеным ценам и в очень ограниченном количестве. Сталин лично поставил перед учеными задачу о разработке собственного лекарства. Для реализации этой задачи его выбор пал на знаменитого врача-микробиолога Зинаиду Виссарионовну Ермольеву. Тому факту, что уже в декабре 1944 года пенициллин стали массово производить в нашей стране, мы обязаны именно Ермольевой.

4.Польза антибиотиков

Открытие антибиотиков имело огромное значение для медицины ХХ в. Сейчас во всем мире известно более ста видов антибиотиков.

Результаты их применения оказались очень впечатляющими. Антибиотики во много раз сократили смертность, смягчили тяжесть течения болезней, уменьшили количество постинфекционных осложнений. Результаты применения антибиотиков в медицине оказались исключительно впечатляющими. Они во много раз сократили смертность, особенно детскую, от ин­фекционных болезней, смягчили тяжесть их течения, уменьшили количество пост­инфекционных осложнений.

В результате применения антибиотиков уже к концу 50-х гг. XX в. средняя продолжительность жизни людей на Земле, особенно в развивающихся странах, заметно выросла. Не менее важную роль сыграли и играют антибиотики и в сельском хозяйстве, особенно в животноводстве и птицеводстве, для лечения и профилактики инфекционных заболеваний среди поголовья скота и птиц.

  1. Резистентность антибиотиков

Но основной проблемой современной медицины является неправильное применение антибиотиков, что приводит к неэффективности их использования.

Сейчас человечество столкнулось с вспышкой коронавирусной инфекции. Начиная с этого времени, заметно повысился спрос на антибиотики. В нашей стране эта проблема усугубляется еще и тем, что заболевшие часто занимаются самолечением, не осознавая, что антибиотики не действуют на вирусы, включая коронавирус. Поэтому, заболевшие неправильно применяют антибиотики, что приводит к резистентности микроорганизмов.

Под резистентностью понимают устойчивость микроорганизмов, вызвавших заболевание, к одному или нескольким антибиотикам. Такая устойчивость может возникнуть в результате постоянного приема антибиотиков или же их больших доз.

Проблема резистентности вызывает большую тревогу учёных: оказывается, мы можем вернуться в доантибиотиковую эру, потому что все микробы станут резистентны, ни один антибиотик не будет действовать на них. Наши неумелые действия привели к тому, что мы можем оказаться без очень мощных лекарств. Ученые рекомендуют ответственнее подходить к приему антимикробных препаратов, ведь прогнозы на будущее неутешительные.

Результаты масштабных исследований отмечают, что рост количества патогенных бактерий с множественной лекарственной устойчивостью способен приблизить отметку ежегодной смертности от инфекционных заболеваний к 10 миллионам к 2050 г.

Другой подход к проблеме резистентности - создание новых лекарственных препаратов, способных побороть бактерии, ставшие устойчивыми к давно использующимся лекарствам. На разработку и внедрение нового антибиотика в среднем уходит 10 лет.

Среди старшеклассников и их родителей я провела анкетирование и получила следующие результаты.

    1. 99% опрошенных ответили, что принимали антибиотики, и лишь 1% опрошенных их никогда не принимали.

    2. Больше половины опрошенных отметили, что принимают антибиотики не чаще 2 раз в год, но всё же 30% опрошенных принимают такие препараты чаще, чем 2 раза в год.

    3. Большинству опрошенных лечение назначал врач, но всё-таки 4% опрошенных принимали антибиотики без назначения врача, следовательно они занимались самолечением.

    4. Только 38% опрошенных параллельно с курсом антибиотиков принимали пробиотики, поэтому можно сделать вывод, что большинство опрошенных пробиотики не принимали.

    5. 99% родителей ответили, что их дети принимали антибиотики.

    1. Природные антибиотики

В природе, для борьбы с вредными микроорганизмами, существуют вещества, которые оказывают положительное влияние на работу всех систем организма. К таким, наиболее известным, природным антибиотикам можно отнести: малину, калину, чеснок, облепиху, клюкву, голубику, землянику, хрен, горчицу, чеснок, лук, редьку. Среди всего разнообразия трав к антибиотикам относится календула, ромашка аптечная, мята перечная , шалфей, крапива, подорожник, алоэ, шиповник.

Заключение

Используя полученную информацию, я написала работу, посвященную антибиотикам. Основная часть моей работы в соответствии с заданием раскрывает огромную роль антибиотиков в жизни людей всего мира. Однако углубившись в эту тему, я поняла, что в использовании антибиотиков заключаются и серьезные проблемы, в частности, их резистентность.

Еще одна важная проблема - это использование антибиотиков в животноводстве.

Однако, несмотря на все проблемы, возникшие с применением антибиотиков, их роль в развитии человечества огромна. А их вред связан, прежде всего, с безответственностью человека и легкомысленному отношению к этому лекарству. Поэтому я создала видеоролик, предостерегающий от неправильного применения антибиотиков.

По данной теме я создала презентацию, в которой рассказываю историю открытия антибиотиков и ту пользу, которую они принесли человечеству.

Готовя эту работу, я еще раз убедилась, что современная наука, с одной стороны, имеет очень узкую специализацию, с другой стороны, наука интегрируется, поэтому моя тема тесным образом связана не только с химией, но и с биологией, и с медициной.

В ходе работы я столкнулась со следующими трудностями:

  1. С одной стороны, огромный объем информации по теме, с другой – очень трудно проверить достоверность данной информации, очень много некомпетентных источников.

  2. Углубляясь в тему, я столкнулась со сложными химическими формулами и медицинской терминологией, с которой я еще не знакома.

  3. Еще у меня вызвала вопросы форма работы – эссе, потому что на уроках риторики мы разбираем и пишем эссе совершенно другого вида. Поэтому я не очень поняла, каким требованиям должна соответствовать моя работа по оформлению.

Работая над темой, я приобрела очень важные знания, которые касаются здоровья каждого человека и лично меня.

Список литературы

1. Айдан Бен-Барак. Почему мы до сих пор живы?: Лаборатория знаний, 2016
2. Гонка вооружений в микромире// Наука в фокусе.№ 12, 2012
3. Граник В.Г. Основы медицинской химии. М.: Вузовская книга. 2001
4. Майя Миличь Спасительная плесень: история создания пенициллина. Электронное издание Аргументы и фактыhttp://www.aif.ru/health/life/spasitelnaya_plesen_istoriya_sozdaniya_penicillina
5. Маккена М. Антибиотики перестают помогать // Кот Шредингера, № 11, 2015
6. Мецлер Д. Биохимия, тт. 1–3. М., 1980
7. Стейниер Р., Эдельберг Э., Ингрэм Дж. Мир микробов, тт. 1–3. М., 1979
8. Федоров А.А. Жизнь растений: в 6-ти томах. — М.: Просвещение. Под редакцией А. Л. Тахтаджяна, главный редактор чл.-кор. АН СССР, 1974. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biology/1346/Из

Общие правила приема антибиотиков:

1) Любой антибиотик должен назначаться только врачом!

2) Категорически не рекомендуется самолечение антибиотиками при вирусных инфекциях (обычно мотивируя это профилактикой осложнений). Вы можете усугубить течение вирусной инфекции. Задуматься о приеме нужно только при сохраняющейся лихорадке более 3х дней или обострении хронического бактериального очага. Очевидные показания определит только врач!

3) Тщательно соблюдать прописанный курс лечения антибиотиком, прописанный лечащим врачом. Ни в коем случае не прекращать прием после того, как почувствуете себя лучше. Болезнь обязательно вернется.

4) Не корректировать дозировку препарата в процессе лечения. В небольших дозах антибиотики опасны и влияют на формирование устойчивости бактерий. Например, если Вам кажется, то 2 таблетки 4 раза в день – как-то многовато, лучше уж 1 таблетку 3 раза в день, то вполне вероятно, что вскоре потребуется 1 укол 4 раза в день, поскольку таблетки действовать перестанут.

5) Принимать антибиотики следует, запивая их 0,5-1 стаканом воды. Не пытайтесь экспериментировать и запивать их чаем, соком, а тем более молоком. Вы будете пить их «впустую». Молоко и молочные продукты следует принимать не ранее чем через 4 часа после приема антибиотика или совсем отказаться от них на время курса терапии.

6) Соблюдайте определенную частоту и очередь приема препарата и пищи (разные препараты принимаются по-разному: до, во время, после еды).

7) Строго соблюдайте определенное время приема антибиотика. Если 1 раз в день, то в одно и то же время, если 2 раза в день, то строго через 12 часов, если 3 раза – то через 8 часов, если 4 раза – через 6 часов и так далее. Это важно для создания определенной концентрации препарата в организме. Если вдруг пропустили время приема, то принять препарат как можно скорее.

8) Прием антибиотика требует существенного снижения физических нагрузок и полного отказа от занятий спортом.

9) Существуют определенные взаимодействия некоторых препаратов друг с другом. Например, действие гормональных контрацептивов снижается при приеме антибиотиков. Прием антацидов (маалокс, ренни, алмагель и другие), а также энтеросорбентов (активированный уголь, белый уголь, энтеросгель, полифепам и другие) может повлиять на всасываемость антибиотика, поэтому не рекомендуется одновременный прием данных препаратов.

10) Не употреблять спиртные напитки (алкоголь) во время курса лечения антибиотиками.

Общие правила

приема антибиотиков

Просмотров работы: 77