ВВЕДЕНИЕ
Все, наверное, помнят, как в начальной школе нас садили за парту, клали перед нами книгу, и мы читали на скорость. Вспомнив об этом сейчас, становится интересно, правда ли, что скорость чтения влияет на успеваемость, или все это время мы читали «на скорость» просто так?
Проблема: сейчас в век технологий книги отошли на второй план, из-за чего подросткам стало тяжело быстро читать и успевать анализировать прочитанное.
Выбранную тему: «Скорость чтения и ее влияние на успеваемость и восприятие информации» считаю актуальной, так как покажу сверстникам значимость скорости чтения и необходимость ее совершенствования. Сформулирую выводы и дам полезные рекомендации. Так же, если обратить внимание подростков на необходимость сокращения времени, проведённого за телефонами, это поможет сохранить здоровье глаз и здоровье в целом. Да и министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов, осенью 2022 года говорил о вреде телефонов для молодежи, и необходимости сокращения времени, проводимого в них.
Практическая значимость: проведение ряда экспериментов, в которых подростки сами будут испытуемыми и увидят, на что влияет скорость чтения, попробуют ее улучшить, выбрав подходящий для себя способ. Обучающиеся восьмых классов являются объектом исследования. Скорость чтения предметом исследования.
Цель моей работы: изучение понятия скорость чтения и анализ ее влияния на успеваемость.
Задачи, которые я перед собой поставила:
Выяснить, влияет ли скорость чтения на успеваемость, путем проведения экспериментов.
Провести опрос у учителей, как влияет скорость чтения на успеваемость и понимание.
Исследовать какой процент от прочитанной информации, участник сможет вспомнить.
Сравнить, скорость чтения с телефона и книги?
Определить разницу в скорости прочтения цветных шрифтов?
Выявить эффективность разных техник по увеличению скорости чтения, у разных по успеваемости обучающихся, за короткий промежуток времени (15 дней); Описать полученные результаты.
Создать буклеты с полезными рекомендациями для подростков по повышению успеваемости и сохранению зрения.
За основу я взяла книгу Р. С. Немова «Психология» в ней была описана работа памяти, мыслей и логическое объяснение решений [2]. Также я изучила мнение Татьяны Черниговской «Мозг и чтение», из него я получила интересную информацию и вдохновение [10]. Все эксперименты ориентированы на то, что я хотела узнать. Часть методов и экспериментов я взяла с интернет-источников, часть разработала сама. Мной были использованы методы: исследования, эксперимента, наблюдения, анализа и опроса.
СКОРОСТЬ ЧТЕНИЯ И НА ЧТО ОНА ВЛИЯЕТ
1.1 Скорость чтения и зачем она нужна
«Скорость (темп) чтения – это количественная характеристика, показывающая способность читающего воспринимать определённое количество слов в минуту» [8]. «Это навык, который позволяет усваивать тексты в несколько раз быстрее обычного. Тут не совсем уместно слово «читать». Принцип скорочтения — выделение сути и смысла, то есть быстрое усвоение информации. Но скорость чтения слов играет в этой технике решающую роль» [11].
«К примеру, Наполеон Бонапарт проглатывал тексты со скоростью 2000 слов в минуту, а Теодор Рузвельт прочитывал одну книгу каждый день перед завтраком. Скорочтением также владели Джон Кеннеди, Альберт Эйнштейн, Александр Пушкин, Карл Маркс и другие известные личности» [11].
Можно предположить, что этот навык повлиял на их успехи. Именно поэтому я решила проверить, как влияет скорость чтения на успеваемость и подтвердить или опровергнуть это своими экспериментами.
1.2 Как скорость чтения влияет на успеваемость
Слова учителя начальных классов нашей школы: «Скорость чтения очень помогает обучающимся, у них получается читать и понимать задания, произведения. Порог слов конца первого класса это от 90 слов в минуту. Если ребенок не может прочесть эту норму с ним будут заниматься чаще, чем с другими. В большинстве случаев у детей с хорошим скорочтением и пониманием прочитанного легче учиться, они понимают и вникают быстрей, чем те, у кого скорость чтения ниже среднего. Однако, это не всегда так, у меня в классе есть мальчик, он быстро читает, но ничего не понимает и пока ты ему не прочтешь он не поймет, сколько бы не читал. Если говорить о примерной статистике, то 80% детей скорость чтения помогает в будущем, еще около 15% имея среднюю скорость, но хорошо понимая материал имеют 5 и 4. Оставшиеся 5% читают и несмотря на скорость чтения, ничего не понимают».
Другой учитель сказал следующие: «На самом деле все зависит от самого человека и от того, какая у него память. Я встречала множество детей, которые хорошо читали, но не вникали в текст, однако если ребенок прочтет в слух или если ему прочесть, то результат будет хорошим».
«Все зависит от восприятия ребенка, визуал (предпочитает зрительное восприятие), аудиал (предпочитает воспринимать информацию на слух) или вербал (лучше воспринимает через чтение или письмо). Поэтому статистика будет примерной, в 70–75%, когда скорость чтения действительно важна для успеваемости, еще около 20%, неплохо читают и понимают материал, для них скорость чтения не имеет никакого значения и 7–10%, не понимают прочитанного» [9].
Подводя итоги, можно сказать, что в начальных классах скорость чтения играет большую роль в успеваемости. Большинство учителей говорят, что в 75 -80% случаев скорочтение действительно сильно влияет на оценки, в 12 – 15% не имеет заметных отличий и у примерно 5-7% не имеет значения вообще, так как дети не понимают прочитанного. После, проведенного эксперимента, стало любопытно провести еще подобный опрос, но не в формате интервью, а в формате вопрос ответ. Приняли участие учителя русского языка и литературы, обществознания и истории, биологии и географии. Я задавала следующие вопросы:
Как вы считаете влияет ли скорость чтения на успеваемость? На понимание предмета?
Если влияет, то как?
Возможно ли быстро читать и понимать прочитанное?
Бывают ли исключения, когда ученик хорошо читает, но не воспринимает информацию?
Приведите примерную статистику если у вас в классе учиться 30 человек с одинаковой скоростью чтения, сколько из них смогут ей воспользоваться и улучшить успеваемость.
1.3 Насколько сильно изменился процент людей с плохим зрениемв России за 15 лет
«По данным Минздрава, с 2000 года ежегодно в России фиксируют 4,5—5 млн случаев офтальмологических заболеваний. По данным главного офтальмолога РФ Владимира Нероева: «В России зарегистрировано около 20,7 млн случаев глазных заболеваний». Иными словами, такие проблемы имеют 1 из 7. 15 лет назад таких людей было в 1.5 раза меньше 13,7 миллионов. Причин на это множество от гигиены зрения и до генетики, но согласитесь, сейчас вся жизнь проходит в гаджетах. Именно поэтому они тоже играют роль разрушителей здоровья»» [4].
1.4 Как уменьшить вред для здоровья глаз, получаемый от гаджетов
Для начала считаю важным рассказать основную причину, почему у людей падает зрение от гаджетов. «Все дело в том, что дистанция от глаз до экрана долго не меняется, происходит спазм аккомодации: хрусталик замирает в одном положении, и со временем у него слабеет способность фокусироваться на других расстояниях. А поскольку расстояние до смартфона обычно около 20-30 см, развивается миопия, более известная как близорукость» [3]. Впрочем, эта же проблема ждёт и читателей книг — неважно, бумажные они или электронные.
Теперь о том, как можно уберечь глаза и уменьшить вред для них от гаджетов? Изучая данную тему, я нашла несколько способов из разных источников.
«Яркость экрана. Уровни освещенности дисплея и рабочего места должны совпадать. Не работайте в темноте при выключенном свете. Если в комнате светло, повышайте и яркость монитора» [5].
«Чаще моргайте или пользуйтесь увлажняющими каплями. В норме человек моргает каждые 10 секунд, что способствует обновлению слезной пленки и тщательному увлажнению глаз. Доказано, что во время длительной работы за монитором это происходит реже, что вызывает синдром сухого глаза» [6].
«Гимнастика для глаз. Когда смотришь в монитор, работает мышца, отвечающая за зрение на близком расстоянии, при долгой работе она спазмируется и замирает. Чтобы мышца не замирала в «близоруком» положении, необходимо периодически переводить взгляд с ближнего расстояния на дальнее. Достаточно делать гимнастику хотя бы по 5 минут в день» [5].
«Есть множество рекомендаций по этому поводу, однако главное, за чем надо следить – это расстояние от смартфона до глаз. Есть одно правило «1–2–10», правило гласит: экран смартфона необходимо размещать в 1 футе от лица (30 см), монитор компьютера – в 2 футах (60 см), «синий экран» телевизора – в 10 футах (3 м)» [5].
2 ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТОВ
2.1 Статистика опроса учителей старших классов
Подводя еще один итог, можно сказать, что статистика следующая (Приложение 11).
86%, что скорость чтения влияет на успеваемость.
42%, что скорость чтения влияет на понимание предмета.
71% учителей, отвечая на этот вопрос говорят, следующие- чем быстрее ученик читает и понимает, тем больше он сможет узнать и запомнить.
48% говорят, что это возможно, но зависит от человека.
100% исключения есть всегда.
67% учеников смогут правильно использовать свою скорость чтения.
2.2 Проверка скорости чтения и понимания прочитанного (эксперимент 1)
В аудитории находятся 3 человека, два тестировщика (один следит за таймером, другой за чтением). Для начала, выбранный мной текст (Приложение 1) из книги [1] я прочла сама, выделив важные моменты и посчитав на отдельном листке количество слов в каждом абзаце. После этого я стала приглашать в комнату по 1 желающему, садила на стул. Задавала вопросы. Как он оценивает свою скорость чтения (низкая, средняя, высокая)? Как он думает сколько слов он прочтет (от 100 до 200 слов)? Как он думает на сколько % из 100% сможет пересказать прочитанное?
После этого я давала ему 2 минуты на моральную подготовку, все это время участник не знал какой текст будет читать. Затем я просила его посмотреть в потолок или стену, пододвигала ему листок с текстом (у всех участников текст был одинаковым, для большей объективности в дальнейшем), после чего на счет три он отпускал голову на лист, включали таймер. Когда таймер доходил до 1 минуты, давалось на усвоение информации 2 минуты, после этого он начинал пересказывать.
В пересказе оценивала последовательность микро-тем и абзацев; детали и события; запинки и паузы в пересказе. На этом эксперимент заканчивался, участника провожали и приглашали нового.
Где результат будет лучше, читая с телефона или листа бумаги? В аудитории находятся три человека, два тестировщика (один следит за таймером, другой за чтением). Выбранную нами выдержку (Приложение 1) из книги, а также выдержку (Приложение 3) из статьи, я прочла сама, выделив важные моменты и посчитав на отдельном листке количество слов в каждом абзаце. После этого стала тестировать желающих по одному желающему, садила на стул и задавала вопросы. Как участник оценивает свою скорость чтения (низкая, средняя, высокая)? При чтении с книги или с телефона, по его мнению, у него будет лучший результат? Какой % от прочитанного он сможет рассказать в обоих случаях?
Далее участнику (в обоих случаях) давалось 2 минуты на подготовку перед чтением. Затем он 1 минуту читает текст, потом у него есть время на отдых и пересказ. После этого повторяются такие же манипуляции, но с телефоном. Участнику разрешается выбрать подходящий по размеру шрифт, мы открываем ему нужный файл и по отсчету он начинает чтение. После чтения добровольцу дается 2 минуты на «переваривание» информации, а затем (уже без ограничений по времени) на пересказ прочитанного текста. Пересказ текста проверяется по тем же критериям, что и в прошлом эксперименте.
2.4 Есть ли разница в скорости чтения цветных шрифтов (эксперимент 3)
Взяв 3 цвета (синий, красный, зеленый) и выяснить при каком цвете скорость чтения будет выше (Приложения 5, 6, 7). В аудитории находятся три человека, два тестировщика (один следит за таймером, другой за чтением). В начале выбранную выдержку из научной статьи, в электронном виде (Приложения 5, 6, 7), я прочла сама, выделив важные моменты и посчитав на отдельном листке количество слов в каждом абзаце. После этого в комнату приглашались, по очереди, желающие. Им задавались следующие вопросы. С каким цветом по мнению участника он прочтет наибольшее количество слов? С каким цветом - наименьшее количество слов? Почему, по его мнению, так получиться?
После этого участник начинает чтение, он читает три разных по содержанию и по цвету, но одинаковых по сложности текста, с небольшими перерывами во время которых рассказывает о содержании ранее прочитанного текста. Все результаты записываются для дальнейшего сравнивания. После этого я спрашивала участника о его ощущениях после прочтения «цветных текстов». Какой по цвету текст тебе было легче читать, а какой тяжелее? Почему? Ты бы предпочел классический черный цвет шрифта или тот который тебе больше понравился в прочтении? Ответы записывались для дальнейшего анализа.
2.5 Будет ли разница при чтении черного по белому и белого по-черному (эксперимент 4)
Проверить какая разница в ощущениях и скорости при чтении белого шрифта на черном листке или классического черного шрифта на белом листке бумаги (Приложения 9, 3,). Для проведения эксперимента пришлось долго искать место, где смогут распечатать черный лист с белым текстом, но я нашла такое место. Это было необходимо для сравнения, бумага с белым шрифтом или электронная версия. Где и какие будут ощущения. Вопросы перед прочтением будут такие же, как перед первым экспериментом. Я подготовила вопросы, чтобы испытуемым было легче описывать ощущения от прочтения. Были ли у вас трудности с чтением? Какие? Какие у вас ощущения после прочтения белого текста на черном фоне? Быстрее ли устают глаза от подобного чтения? Какой бы вы предпочли вариант прочтения текста «наоборот», электронный или бумажный? Почему? Предпочли бы вы читать классический черный текст на белом фоне или «новинку» белый текст на черном фоне? Ответы участников для сравнения и подведения итогов фиксируются (Приложения 10, 11).
2.7 Какая из техник улучшения скорости чтения будет самой эффективной (эксперимент 5)
Это можно сравнить с домашним заданием. Обучающимся 8 классов, желающим повысить или улучшить скорость чтения, было дано по одному методу на 15 дней (один метод нескольким желающим, для более точных результатов). В итоге можно выявить эффективность разных техник, по увеличению скорости чтения. Тексты (Приложения 3, 5, 6, 7, 9). Всего использовано 7 методов.
Скороговорки, даже по смыслу понятно, что они должны помочь нам скоро говорить.
«Таблица Шульца (это квадратная таблица 5×5, в ячейках которой размещены числа от 1 до 25. Иногда столбцов и строк бывает больше). Суть проста: нужно быстро и последовательно находить числа в таблице, она как правило, помогает читать не «перепрыгивая» со слова на слово» [7].
«Клиновидные таблицы (помогают развить периферическое зрение). Концентрируясь на центральном столбце старайтесь увидеть и произнести цифры по бокам, постепенно спускаясь вниз» [7].
«Лабиринт (помогает в концентрации). Надо найти выход только смотря» [7]
«Зашумленный» текст для скорочтения (помогает додумывать слова для полноценного текста). На такие тексты накладываются различные «решётки» или «паутинки» [7].
«Дыхание. Вдыхаете максимальное количество воздуха и на выдохе читаете в слух» [7].
«Лесенки из слов (улучшает память и воображение, поможет в пересказах). Вы придумываете 1-ю лесенку, например, КОТ, 2-я лесенка начнется с прошлой- кот ЗАЛЕЗ, 3-я лесенка кот залез НА СТОЛ и т. д.» [7].
По истечению срока в 15 дней я определяла на сколько процентов скорость чтения участника увеличилась. И тем самым найдя лучший результат, нашла и самый подходящий метод для улучшения скорости чтения (Приложение 12, таблица. 1).
2.8 Результаты и статистика экспериментов
Проверка скорости чтения и понимания прочитанного (эксперимент 1). 72%- читают норму или более слов. 63%- понимают прочитанное более чем на 50%. В 67% случаях, те чья скорость чтения превышает норму в 160 слов являются отличниками. 20%- ударники, их скорость чтения превышает 140 слов. И 10% - троечники, скорость чтения 120 -130 слов в минуту. Однако не у всех троечников и ударников скорость чтения ниже 160, примерно у 3%- троечников и ударников скорость чтения 150 и более. (Приложение 2)
Эксперимент 2 «Есть ли разница в чтении с книги и телефона», как оказалось по результатам эксперимента 65% участников лучше читают с телефона, а 60%- лучше запоминают (Приложение 4). Так же было видно, что участники вели себя более уверено и запоминали больше информации. Мы на основе их ответов сделали следующий вывод- сейчас 21 век, век гаджетов, мы лучше запоминаем-потому что больше читаем с телефона, для нас это стало привычным делом. То же связанно и с уверенностью, держать телефон в руках, читать с него для нас стало обыденностью, сейчас мало кого из подростков можно увидеть сидящим в автобусе с книгой, все в телефонах. Если отмотать время лет на 10 -15 назад, результат скорее всего был бы другим, тогда все только переходили с бумажных книг на электронные.
Когда я давала участнику на выбор 3 цветных шрифта (эксперимент 3), многие говорили, что выбирают черный, хотя черного там не было. Как позже стало понятно испытуемые путали цвет шрифта из-за резкой смены света, в аудитории в тот день горел желтоватый свет, а в классе - белый. Есть ли разница в скорости чтения цветных шрифтов (эксперимент 3). 89%- до начала эксперимента говорили, что прочтут синий цвет лучше всех остальных. 63%- прочли синий цвет лучше остальных. 21%- прочли зеленый цвет лучше. 16% - прочли лучше красный цвет. 78%- участников раздражал красный цвет и буквы, как будто «растекались» по бумаге (Приложение 8).
При провидении эксперимента 4 «Будет ли разница при чтении черного по белому и белого по-черному», к нашему удивлению, при прочтении белых букв на черном фоне было мало тех, кому это принесло сильный дискомфорт, как мы выяснили с помощью опроса, все дело в том, что у большинства стоит темная тема на телефоне. Так же по результатам эксперимента, у 44%- возникло чувство дискомфорта при чтении с листа. 56%- чувство дискомфорта при чтении с телефона. 27%- устали глаза от чтения с листа. 73%- устали глаза от чтения с телефона, по их мнению, из-за скорости глаз «скользит» по буквам и сильней устает. 75%- сказали, что им нормально читать белым по-черному, так как на их телефонах темная тема. 60%- прочли лучше классический текст. (Приложения 10, 11).
Не сложно было понять и назначить человека на подходящий ему метод (эксперимент 5 «Какая из техник улучшения скорости чтения будет самой эффективной»). Например, скороговорки - они подходят людям, недоговаривающим или связывающим окончания при прочтении, так же подходят людям, которые часто запинаются на длинных словах. Дальше все зависело от того, захочет ли человек практиковать этот метод, если нет мы предложим другие подходящие варианты. Подводя результаты по эксперименту 5 можно сказать, что:
На 1-м месте – Клиновидные таблицы, результаты были от 3% и до 20%;
На 2-м месте Зашумленный текст с результатами от 2 и до 14%;
На 3-м месте – скороговорки, от 5% и до 12%;
На 4-м месте- дыхание, от 4% до 12,5%;
На 5-м месте- таблица Шульца, от 5% до 9%;
На 6-м месте- лабиринт, от 2% до 9%;
На 7-м месте- лесенки из слов, от 4% до 7%.
В моем эксперименте по выявлению эффективности разных техник, по увеличению скорости чтения, у разных по успеваемости людей, за короткий промежуток времени (15 дней). Немного лидирует метод «Клиновидные таблицы». Остальные методы примерно на равных. (Приложение 12).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, исходя из проведенных исследований можно сделать вывод, что я достигла цель, изучила понятие скорость чтения и анализ ее влияния на успеваемость и выполнила поставленные задачи.
Я выяснила, что высокая скорость чтения, положительно влияет на обучение, но только если ученик не только быстро читает информацию, но и успевает обработать ее у себя в голове. Опрос среди учителей показал, что их ответы подтверждаются экспериментами (Приложение 13).
Исследуя, скорость чтения и понимание прочитанного (эксперимент 2), выяснилось, что только 63% понимают более чем на 50%, при этом примерно 65% подростков, читают больше нормы (150 слов).
Сравнивая, скорость чтения с телефона и книги (эксперимент 2) можно сказать, что 65% современных школьников быстрее читают по телефону. Это, скорее всего, связано с тем, что они проводят свое время в основном с телефоном и уже отвыкли от книг. Несмотря на то, что это вредно для здоровья не только глаз, но и всего организма, отучить от этого современных школьников непросто.
Определяя разницу в скорости прочтения необычных цветных шрифтов, (эксперимент 3), я выяснила, что смысла в цветном шрифте нет. 63% участников прочли больше слов по синему шрифту, это вызвано схожестью с черным. Так же, я еще решила определить, будет ли разница при чтении черного по белому и белого по-черному (эксперимент 4), после проведения которого выяснилось, что особой разницы, кроме легкого дискомфорта с непривычки нет.
Выявляя эффективность разных техник, по увеличению скорости чтения, у разных по успеваемости обучающихся ( эксперимент 4 - самый продолжительный, 15 дней), я нашла самую эффективную. Немного лидирует метод «Клиновидные таблицы». Остальные примерно на равных. Из чего следует вывод, что на самом деле, техника развития скорости чтения зависит от человека, поэтому уверенности, что вы сможете достичь успеха именно с первой техникой нет. Но совершенно точно, что хотя бы один из методов, сможет помочь. (Приложение 12, таблица. 1).
Я создала буклеты с полезными рекомендациями для подростков, по повышению успеваемости и сохранению зрения (Приложение 13, 14). Буклеты раздала участникам экспериментов и всем желающим, для их дальнейшего самостоятельного развития. Буклеты были размещены на информационных стендах в школьных кабинетах.
Также, не могу не отметить, что в моих экспериментах поучаствовала вся параллель обучающихся 8-х классов (пять классов) и я надеюсь, что те, у кого результаты были ниже среднего, заинтересуются и попробуют улучшить их, а те, кто уже преуспел в этом, не бросят и продолжат усердно заниматься.
Одно я могу сказать наверняка, читайте книги, учитесь и заботьтесь о своем здоровье. Высокая скорость чтения важна и очень полезна. Развивать и увеличивать ее, никогда не поздно.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Костевич, И. Мне 14 уже два года. Современная проза. Издательство: М.:Аквилегия-М, 2014 год, 224 с.
Немов, Р. С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1: Общие основы психологии.— 688 с.
Википедия Свободная энциклопедия: Аккомодация (Биология) [Электронный ресурс] Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аккомодация_(биология) (дата обращения: 07.05.2023г.)
Ибрагимова, С. Лайф: Россияне слепнут. Двадцать миллионов человек имеют проблемы с глазами [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://life.ru/p/1011094(дата обращения: 10.05.2023г.)
Ковалев, С. СИТПХОН: Как не испортить зрение со смартфоном [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://setphone.ru/stati/kak-ne-isportit-zrenie-so-smartfonom/(дата обращения: 12.05.2023г.)
ОКУЛЮС: Центр микрохирургии глаза [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://oculus48.ru/patients/kak-sokhranit-zrenie-v-sovremennom-mire/(дата обращения: 23.06.2023г)
Фокс Гард: Ваши дети станут супергероями [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://foxgard.ru/publikatsii/normyi-po-skorosti-chteniya-v-shkole(дата обращения: 25.062023г)
Фоксфорд Скорочтение: 5 приёмов для быстрого чтения и запоминания прочитанного [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/skorochtenie#0 (дата обращения: 26.06.2023г)
Фролова, Ю., Браинс Г.: Как не «посадить» глаза сутками сидя за компьютером [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://gb.ru/posts/save_your_eyes(дата обращения: 02.07.2023г.)
Черниговская, Т. Рутуб: Мозг и чтение [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://yandex.ru/video/preview/6346431280030033608?text=Татьяну%20Черниговскую%20«Мозг%20и%20чтение».&path=yandex_search&parent-reqid=1687972590273782-4110088193171944380-balancer-l7leveler-kubr-yp-sas-157-BAL-7272&from_type=vast (дата обращения: 05.05.2023г.)
IQ007: Школа скорочтения, каллиграфии развития памяти и интелекта [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://iq007.ru/blog/expert/skorochtenie-kak-i-zachem (дата обращения: 07.05.2023г.)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение1
Текст для проверки скорости чтения и понимания прочитанного
Приложение 2
Диаграммы по результатам эксперимента 1 «Проверка скорости чтения и понимания прочитанного»
Приложение 3
Текст «Скорость чтения»
Приложение 4
Диаграммы по результатам эксперимента 2 «Есть ли разница в чтении с книги и телефона»
Приложение 5.
Текст «Красный на белом»
Приложение 6
Текст «Зеленый на белом»
Приложение 7
Текст «Синий на белом»
Приложение 8
Диаграммы по результатам эксперимента 3 «Есть ли разница в скорости чтения цветных шрифтов»
Приложение 9
Текст «Белый на черном»
Приложение 10
Диаграммы по результатам эксперимента 3 «Будет ли разница при чтении черного по белому и белого по-черному»
Приложение 11
Диаграмма по результатам эксперимента 4 «Будет ли разница при чтении черного по белому и белого по-черному»
Приложение 12
Таблица 1 -Какая из техник улучшения скорости чтения будет самой эффективной
№ метода |
Желающие |
Результат 1 |
Результат 2 |
На сколько % улучшилось чтение |
№1 |
1 2 |
166 268 |
178 302 |
7,2% 12,6% |
№2 |
1 2 |
158 142 |
167 154 |
5,6% 8,4% |
№3 |
1 2 |
173 212 |
184 245 |
6,3% 15,5% |
№4 |
1 2 |
132 157 |
143 162 |
8,3% 3,2% |
№5 |
1 2 |
209 143 |
232 157 |
11,2% 9,7% |
№6 |
1 2 |
106 146 |
127 152 |
12,2% 4,1% |
№7 |
1 2 |
149 162 |
156 171 |
4,6% 5,5% |
Приложение 13
Обобщенные данные опроса учителей
Приложение 14
Буклет 1 - Польза скорости чтения и как ее развить
Приложение 15
Буклет 2 - Как уменьшить вред для здоровья глаз, получаемый от гаджетов