Стоматологическое здоровье школьников

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Стоматологическое здоровье школьников

Тарасова Н.К. 1
1МАОУ ШКОЛА №103, с углубленным изучением иностранного языка
Андреева Е.Н. 1Новикова Е.Н. 2
1МБОУ ДО ЦНИТ ДЭБЦ «Росток»
2МАОУ ШКОЛА №103, с углубленным изучением иностранного языка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Оздоровление школьников - это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Высокие показатели уровня стоматологической заболеваемости населения выдвигают вопросы профилактики в число самых значимых, решение которых возможно внедрением эффективных методов профилактики.

Планирование программ оказания стоматологической помощи, в том числе и профилактической, во всём мире осуществляется на основании изучения стоматологической заболеваемости детей, которая и определяет стратегию науки и практики. Особое внимание при этом уделяется изучению распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний - кариеса зубов и болезней пародонта. Результаты многочисленных исследований демонстрируют, что интенсивность этих заболеваний среди населения России высока. Признаки заболеваний пародонта в пятнадцать лет имеют три ребенка из шести осмотренных. Осложнения кариеса в возрасте пятнадцать лет возникают у 80% детей.

Актуальность: Стоматология как наиболее массовая медицинская специальность характеризуется высокой практически сплошной заболеваемостью, четкой связью с конкретными факторами внешней среды (питание, уровень цивилизации, социальные и экономические условия). Массовая заболеваемость влечет за собой необходимость сплошной на уровне популяции профилактики с применением таких мер, как организация профилактики на государственном, региональном, учрежденческом уровнях, планирование профилактики, разработка специальных программ, выпуск средств профилактики в государственном масштабе, развитие специального раздела профилактики - гигиены полости рта, организация и проведение санитарно-просветительной работы, гигиенического обучения и воспитания. Вопросам профилактики в стоматологии, а именно профилактики стоматологических заболеваний у школьников, в последнее десятилетие уделяется особое внимание. В сложившейся ситуации значимую роль приобретает необходимость разработки комплексной программы профилактики стоматологических заболеваний детей школьного возраста.

Цель исследования: выявить уровень заболеваемости полости рта у школьников с разработкой программы профилактики стоматологических заболеваний.

Задачи:

  1. Изучить теоретические вопросы профилактики стоматологических заболеваний у школьников;

  2. По данным литературы выявить основные методы профилактики стоматологических заболеваний у детей школьного возраста;

  3. Провести онлайн-анкетирование среди учащихся школы с целью изучения стоматологического здоровья;

  4. Разработать буклет эффективных лечебно-профилактических мероприятий по профилактике стоматологических заболеваний.

Объект исследования: учащиеся школы № 103.

Предмет исследования: стоматологические заболевания у школьников.

Методы исследования:

  1. Поисковый (сбор информации по данной теме);

  2. Практическая работа (онлайн-опрос; создание буклета лечебно-профилактических мероприятий)

  3. Систематизация;

  4. Анализ;

  5. ИКТ (создание презентации).

Гипотеза: развитие школьной стоматологии предполагает улучшение стоматологического здоровья детей. Однако эпидемиологические исследования не выявляют значительных позитивных изменений. Требуется поиск новых моделей диспансеризации детей и профилактики, основанных на стратегии высокого риска. Одним из факторов высокого риска развития стоматологических заболеваний может быть проживание детей в семьях с неудовлетворительным социальным положением. Изучение распространенности и тяжести стоматологической патологии, медикобиологических факторов риска стоматологических заболеваний в зависимости от социально положения семей школьников помогут разработать новые пути устранения социального неравенства и улучшения стоматологической помощи детям.

Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы для аргументированного доказательства взаимосвязи между проводимых профилактических мероприятий и гигиены полости рта у детей школьного возраста. Разработанные буклеты могут быть использованы при проведении стоматологического просвещения детей на приеме в стоматологических клиниках.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Определение профилактики стоматологических заболеваний

Профилактика стоматологических заболеваний - это комплекс мер, направленных на предупреждение возникновения и развития стоматологических заболеваний.

Первичная профилактика стоматологических заболеваний необходима для сохранения здоровья человека - соблюдение здорового образа жизни, режима питания, выявление факторов риска развития кариеса и заболеваний слизистой оболочки полости рта.

Вторичная профилактика направлена на предотвращение развития стоматологических заболеваний, их повторное возникновение - санация полости рта, то есть плановая система лечения зубов и других органов полости рта, осмотр у стоматолога 2 раза в год.

Третичная профилактика направлена на восстановление утраченных в результате осложнений заболевания, функций и устранение осложнений, возникших от данного заболевания. Этим занимаются хирурги и ортопеды - стоматологи.

На первый взгляд, здоровье - это отсутствие заболеваний, однако, здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а здоровый образ жизни соответствует оптимальному и гармоничному развитию личности. Тема профилактики стоматологических заболеваний очень актуальна, т.к. интенсивность основных стоматологических заболеваний среди населения достаточно высока. Профилактика и лечение стоматологических заболеваний, гигиена полости рта играют важнейшую роль в здоровье взрослых и детей. Все профилактические меры должны приниматься в комплексе, только тогда удастся избежать серьезных патологий, требующих долгой терапии. Уход должен осуществляться как в домашних условиях, так и в клинике, поскольку не все процедуры могут выполняться самостоятельно. При возникновении вопросов, касающихся выбора действенных методик, лучше проконсультироваться со стоматологом.

1.2 Понятие здоровьесбережения в области стоматологии

Приобщение детей и подростков к ценностям здорового образа жизни, что, в свою очередь, предполагает расширение и углубление знаний о строении и функционировании ротовой полости; формирование психологической установки на здоровый образ жизни, а у специалистов, осуществляющих учебно-воспитательный процесс, четких ориентиров на проведение работы по повышению валеологической грамотности школьников.

Подходы к здоровьесбережению в области профилактики зубных заболеваний:

1.Системный подход - дает возможность рассматривать здоровьесберегающие технологии в трех взаимосвязанных ракурсах - структурном, функциональном и динамическом.

2. Комплексный подход:

  1. соблюдение санитарно-гигиенических требований;

  2. проведение оздоровительной работы;

  3. соблюдение рационального режима питания;

  4. организация квалифицированной медицинской помощи;

  5. мониторинг состояния здоровья зубов школьников;

  6. организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни среди школьников, педагогов и родителей.

1.3 Социальные факторы в профилактике стоматологических заболеваний

Известно, что состояние здоровья населения определяется влиянием сложного комплекса социальных (образование, профессия и др.), биологических (наследственность, пол и др.), климатических, экологических, медико-организационных (доступность, качество медицинской помощи и др.), поведенческих (образ жизни и др.), экономических (уровень дохода и др.), психологических и других факторов. Следует отметить тесную взаимосвязь общих и стоматологических заболеваний, так как заболевания зубов и пародонта могут способствовать развитию и обострению сердечнососудистых заболеваний, болезней органов пищеварения, ЛОР-органов, мочеполовой системы, снижать качество жизни населения. Основными стоматологическими заболеваниями у детей являются кариес зубов и воспаление десен (гингивит). Главным фактором профилактики их возникновения и прогрессирования служит индивидуальная гигиена полости рта, которая является разделом личной гигиены любого цивилизованного человека.

1.4 Роль семьи в формировании гигиенических навыков у детей

Здоровье детей формируется под воздействием множества факторов, среди которых большое значение имеет влияние родителей. Невысокий уровень санитарной культуры родителей определяет низкую медицинскую грамотность детей, что, в свою очередь, способствует необъективному восприятию подростками собственного здоровья и здоровья близких. Основы здоровья закладываются в семье, она же является и основной социальной средой развития человека, особенно в детском возрасте. Поэтому изучение характера и направленности влияния семьи на формирование здоровья детей особенно актуальна. Выработка у родителей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни их детей на основе научных знаний причин заболевания, а также освоения современных методов их предупреждения и поддерживания организма в здоровом состоянии является целью санитарно-просветительной работы среди родителей.

Родители ответственны за соблюдение основных правил гигиены полости рта своих детей. Самое главное - не забывать контролировать процедуры гигиены полости рта и довести их до автоматизма:

  1. Следует чистить зубы как минимум два раза в день специальной пастой и щеточкой: после завтрака и перед сном.

  2. Зубная нить должна стать незаменимым помощником в гигиене полости рта.

  3. Для того чтобы предупредить возникновение бутылочного кариеса, ,количество перекусов в течение дня, тем более сладких, лучше всего свести к минимуму.

  4. Каждые полгода следует посещать кабинет зубного врача, в случае если нет проблем с зубами. Если проблемы есть, визиты к врачу должны происходить чаще.

1.5 Факторы риска, влияющие на здоровье зубов

Основной целью профилактики является устранение причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Проведение профилактики тесно связано со знанием этиологии и патогенеза кариеса. Знание причин и развития заболевания является необходимым условием для осуществления профилактических мероприятий. Наиболее характерной особенностью кариеса зубов у детей и подростков является то, что, однажды начавшись, кариозный процесс не прекращается и требует постоянного лечения (см. рис.1).

Кариес является наиболее частой причиной потери зубов, что нарушает функцию жевания, ухудшает пищеварения и приводит к хроническим заболеваниям желудка. Как потенциальные очаги инфекции, интоксикации и сенсибилизации организма, кариозные зубы стоят в одном ряду с заболеваниями миндалин.

Рисунок 1. Развитие кариозного процесса на зубах у детей.

Общепризнанным механизмом возникновения кариеса является прогрессирующая деминерализация твердых тканей зубов под действием органических кислот, образование которых связано с деятельностью микроорганизмов. В возникновении кариозного процесса принимает участие множество этиологических факторов, что позволяет считать кариес полиэтиологическим заболеванием. Основными полиэтиологическими факторами являются:

  1. микрофлора полости рта;

  2. характер и режим питания, содержание фтора в воде;

  3. количество и качество слюноотделения;

  4. углеводистые липкие пищевые остатки в полости рта.

  5. экстремальные воздействия (дефекты эмали и трещины).


Заболевания пародонта, так же возникают под влиянием общих и местных факторов. Среди местных факторов развития заболевания пародонта главную роль играет зубной налет, образующийся в результате неудовлетворительной гигиены. Компонентами зубного налета являются эндотоксины, ферменты, гемотоксические факторы и антигенные субстанции, обладающие свойствами вызывать и ускорять деструкцию тканей пародонта. К дополнительных местным факторам относят минерализованные зубные отложения (зубной камень), особую роль играет поддесневая его часть. Десневые и пародонтальные карманы являются резервуаром бактерий, затрудняя проведение гигиенических мероприятий в полости рта. Так же к местным факторам риска относят: аномалии прикуса и расположения зубов, завышенные по прикусу пломбы и коронки, острая или хроническая травма, изменение количества и состава слюны (снижение иммуноглобулинов, лейкоцитов). Общие факторы снижают резистентность всего организма, а также местных тканей, создавая тем самым предрасположенность к возникновению заболеваний пародонта.

Рисунок 2. Заболевания пародонта.

К местным факторам, способствующим развитию заболеваний пародонта, можно отнести:

  1. плохую гигиену полости рта (наличие налетов, зубных камней и бляшек),

  2. потребление большого количества мягкой пищи (не требующей разжевывания),

  3. жевание с одной стороны,

  4. постоянно действующие травмирующие факторы (нависающие края пломб, ортодонтические аппараты, плохо прилегающие протезы),

  5. уменьшение секреции слюны, гипосаливация или вязкая слюна,

  6. действие токсичных веществ (химическая травма),

  7. вредные привычки.

2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Проведение онлайн-анкетирования среди учащихся с целью изучения стоматологического здоровья школьников

В рамках исследования «Стоматологическое здоровье школьников» было составлено и проведено онлайн-анкетирование учащихся 5-го класса 4 параллели (118 чел.) и 9-го класса 4 параллели (113 чел.) для выявления грамотности учеников в вопросах сохранения здоровья зубов.

Анкетирование проводилось по специально разработанной анкете, состоящей из 11 вопросов, полностью охватывающих весь спектр гигиенической грамотности. Онлайн-анкетирование проходило на основании добровольного информированного согласия путем самостоятельного заполнения анкет, в удобное для них время. Особо подчеркивалось соблюдение конфиденциальности полученных сведений. При этом подробно разъяснялась цель исследования и необходимость искренних ответов.

Вопросы анкеты касались режима гигиенического ухода за полостью рта, использования предметов и средств гигиены, а также кратности и цели посещений врача-стоматолога. Каждый вопрос имел свою бальную оценку, по итоговой сумме, которых определялся уровень стоматологической грамотности опрошенных. Статистическая обработка полученных данных велась по общепринятым параметрическим методикам.

В анкетировании приняли участие 231 человек, из них 118 чел – учащиеся пятых классов и 113 чел девятых классов.

Результаты онлайн-анкетирования показали следующий уровень знаний по гигиене полости рта:

1) На вопрос: «Сколько минут вы тратите на гигиену полости рта» 10,9% ±2,23% опрошенных ответили, что чистят зубы менее минуты (из них 15,5% ±1,80% учащихся пятых классов, 6,3% ±2,20% девятых классов, р˂0,05); 50,64% ±3,22 % - чистят зубы 1-2 минуты (из них 49,5% ±2,5% учащихся пятых классов, 50,5% ±2,5% - девятых классов, р˃0,05); 40,1% ±1,50 % чистят зубы более 2 минут (из них учащихся пятых классов 35,4% ±1,80%, 46,3% ±2,30% девятых классов, р˂0,05).

Таким образом, можно сделать вывод, что 40,1% школьников в целом понимают временную важность чистки зубов, при этом девятиклассники в достоверно большем числе случаев проводят гигиенические процедуры более 2 минут.

2) На вопрос: «Как часто вы чистите зубы» 24,3% ±4,20% ответили, что только утром (из них 27,6% ±2,80% учащихся младших классов, 20,0% ±1,20% девятиклассников, р˂0,05 ); 4,9% - осуществляют гигиену полости рта только вечером (из них 6,1% ±0,80% учащихся пятых классов, 3,7% ±0,90% девятиклассников, р˂0,05); 66,0% ±3,15% чистят зубы в соответствии с общепринятыми рекомендациями – 2 раза в день, утром после завтрака и вечером перед сном (из них 61,5% ±2,70% учащихся пятых классов, 70,0% ±3,20% девятиклассников, р˃0,05).

3) Из средств гигиены, предложенных в анкете, только 4% школьников пользуется полным спектром предметов гигиены, то есть зубной щеткой, пастой, жидкими средствами гигиены полости рта и др. В 12% случаев учащиеся пользуются исключительно щеткой и пастой. Часть школьников (45%) считают, что могут заменить зубную пасту жевательной резинкой.

4) На вопрос о чистке языка положительно ответили 79% ребят. Они осуществляют эту процедуру постоянно или по мере необходимости. Из них только 14% используют специальную щетку для языка, остальные пользуются той же щеткой, которой чистят зубы, а 42 % даже не слышали о существовании таковой.

5) При выборе зубной щетки на жесткость обращают внимание 51,5% (40% учеников пятых классов школы и 63% девятиклассников), выбор проводится в пользу щетки средней жесткости. Но, как правило, это не назначение стоматолога, а выбор родителей. На рекомендации врача обращают внимание только 30% (32% учеников пятых классов и 27,6% девятиклассников), причем у младшего звена этот показатель выше.

6) Зубную пасту выбирают по рекламе фирмы 27,8% (15,5% учеников пятых классов и 40,1% девятиклассников), на красивую упаковку обращают внимание 3,5% (3% и 4%, соответственно). Как правило, выбор зубной пасты в большинстве случаев проводят родители.

7) Зубную щетку дети меняют по мере износа без учета времени использования в 28,1% (26% пятиклассников и 30,5% девятиклассников) случаев, а 25,3% (20% учеников пятых классов и 30,5% девятых классов) один раз в 3 месяца, как требуют стоматологи, чтобы щетка, которая износилась, не нанесла вред нашим зубам из-за того, что щетина пришла в негодность и травмирует эмаль.

Таким образом, были получены следующие результаты:

  1. 40,1% ±1,50 % детей чистят зубы более 2 минут

  2. 66,0% ±3,15 % детей чистят зубы в соответствии с общепринятыми рекомендациями - 2 раза в день

  3. в 12% случаев ребята пользуются исключительно щеткой и пастой

  4. 45% учащихся считают, что могут заменить зубную пасту жевательной резинкой

  5. в 51,5% пользуются зубной щеткой средней жесткости и меняют в 54% один раз в 3 месяца.

  6. Выбор зубной пасты проводится самостоятельно, не по рекомендации врача.

2.2 Создание буклета эффективных лечебно-профилактических мероприятий

Буклет - распространенный вид печатной продукции, внешне схожий с брошюрами, но различающийся по форме, конструкции и дизайну. Часто встречается в рамках рекламной полиграфии, но подготавливается и в иных ситуациях - в качестве информационных пособий или справочных материалов для тематических мероприятий. В данном случае разработанный буклет может быть использован при проведении классных часов в целях стоматологического просвещения учащихся, а так же на приеме в стоматологических клиниках. (Приложение 1)

Разработка эффективных лечебно-профилактических мероприятий для улучшения стоматологического здоровья школьников:

- Нарушение минерализации (деминерализация) - процесс вымывания минералов из эмали. Поверхность зуба становится более хрупкой и проницаемой.

Как укрепить эмаль самостоятельно:

  1. Питайтесь сбалансированно. Включайте в рацион больше зелени и овощей, молочные продукты, орехи, крупы, яйца, рыбу и нежирное мясо. Так ваш организм будет получать все нужные микроэлементы. Разумеется, стоит отказаться от промышленных сладостей и выпечки, или хотя бы сократить их до самого минимума - лучше отдайте предпочтение свежим фруктам и ягодам.

  2. Чистите зубы подходящими пастами и щетками дважды в день, а после каждого приема пищи ополаскивайте рот и пользуйтесь флоссом /ирригатором.

  3. Минимизируйте вредные привычки. Зубы портятся от курения, алкоголя, разгрызания твердых предметов (скорлупы, кончика карандаша и др.).

  4. Своевременно лечите болезни - не только стоматологические, но и общие. Ведь состояние полости рта неразрывно связано с состоянием организма в целом - в основном органом ЖКТ и эндокринной системы.

- Кариес - поражение твердых зубных тканей с образованием полостных дефектов. Сначала разрушается эмаль, далее участки дентина, пульпа, надкостница и кость.

Как избежать появления кариеса:

  1. Тщательная гигиена ротовой полости - зубы качественно очищают утром и вечером.

  2. Фторирование - использование паст, гелей, растворов, содержащих фтор, кальций, фосфор.

  3. Регулярные проф. осмотры - даже при отсутствии видимых признаков кариозного поражения, нужно дважды в год проходить стоматологический осмотр.

  4. Профессиональная гигиена - удаление зубных отложений (налета, камня) в условиях стоматологического кабинета.

- Пародонт - это комплекс тканей, окружающих зуб, связанных генетически и функционально. В этот комплекс входят: периодонт (зубная связка), десна, кость альвеолы и цемент зуба.

Профилактика заболеваний пародонта направлена на устранение факторов риска:

  1. Первичная профилактика - предупреждение заболеваний пародонта. Она включает основные меры (гигиеническое воспитание населения, рациональное питание и физическая культура детей, предупреждение общесоматических заболеваний и др.) и вспомогательные или специальные меры (обучение гигиене полости рта и контроль ее качества, использование специальных средств и предметов гигиены, профессиональная гигиена полости рта и др.).

  2. Вторичная профилактика - выявление и лечение ранних стадий болезней пародонта для предупреждения прогрессирования и сохранения функции тканей пародонта и зубов.

  3. Третичная профилактика - восстановление функции жевательного аппарата: шинирование зубов, протезирование, имплантаты и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема профилактики стоматологического здоровья школьников остается одной из самых актуальных в стоматологии. Небольшие, экономически благополучные страны решили вопросы стоматологической профилактики у детей и подростков. Это осуществляется, прежде всего, путем применения фторсодержащих зубных паст, ополаскивателей, лаков и гелей, а также применением фтористых препаратов внутрь, на фоне гигиенического воспитания населения.

У школьников особенно важна полноценная индивидуальная гигиена полости рта, включающая интердентальную очистку и противовоспалительные средства гигиены, регулярная профессиональная гигиена, контроль окклюзионных контактов формирующегося постоянного прикуса, регулярная санация, при необходимости коррекция уздечек губ, преддверия рта, ортодонтическое лечение, лечение начальных стадий заболеваний. Необходимо поддержание хорошего уровня слюноотделения, равномерной жевательной нагрузки, своевременное устранение ретенционных пунктов формирования зубных отложений (замена некачественных пломб, полирование пломб и т.д.).

Раннее выявление и своевременное устранение общих факторов риска позволяют предотвратить болезнь или уменьшить патологические изменения, устранить которые невозможно. Важный этап профилактики - диспансеризация.

В настоящее время существуют разные медицинские методы повышения уровня гигиенической грамотности населения. Все эти методы можно разделить на две большие группы – массовые и индивидуальные. К массовым методам относят такие виды работы, когда обучают сразу много людей за один раз. А вот индивидуальный метод – это обучение одного человека или ребенка. Все эти методы также делятся на активные и пассивные. К активным методам повышения гигиенической грамотности населения относят уроки, беседы, круглые столы, познавательные игры, лекции и другие варианты проведения санитарной работы с населением, если люди напрямую общаются с лектором, могут задавать вопросы, если что-то непонятно. А вот пассивные формы работы совсем другие. Эту работу врачам помогают проводить телевидение, интернет, выпускаются различные листовки, маленькие книжечки и другие варианты печатной продукции, в том числе газеты. Школьникам не всегда интересно слушать умные речи, даже если они очень важные. Исходя из этого я придумала следующее: составила собственный буклет на тему сохранения здоровья зубов, а потом смонтировала видеофильм. Теперь у нас в школе есть электронная версия этого фильма, и мы можем показывать его ребятам из других школ и детских садов. Я с уверенность могу рассказать, как сохранить зубы здоровыми и как правильно ухаживать за полостью рта.

Использованная литература

  1. Абрамова Н.Е. Организация и проведение профилактики кариеса зубов у детей с использованием герметиков и фторсодержащих аппликационных средств: Автореф. канд. мед. наук. - СПб., 2019. - 24 с.

  2. Базанова О.А. Особенности экскреции и метаболизма фторидов и их значение для профилактики кариеса зубов у детей, проживающих на территориях с различным содержанием фторидов в питьевой воде: Автореф. канд. мед. наук. - Тверь, 2011.-14с

  3. Дрожжина В.А. Естественные биологически активные вещества в профилактике и лечении заболеваний зубов и пародонта: Автореф. мед. наук.СПб. - 2015. - 27 с.

  4. Рождественская Н.В. Эффективность профилактики и лечения кариеса зубов у детей раннего возраста: Дисс. канд. мед. наук. - 2020. - 179 с

  5. Громова, С.Н. Анализ результатов комплексной программы профилактики кариеса зубов и болезней пародонта у детей г. Кирово-Чепецка / С.Н. Громова, В. Ю. Никольский // Вятский медицинский вестник. – 2013. - №4. - с.20-23.

  6.  Косюга С.Ю. Роль стоматологического просвещения в профилактике стоматологических заболеваний у школьников 14 лет / С.Ю. Косюга, О.В. Лекомцева // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2018. - №5. – С. 113-118.

  7. Сравнительная эффективность различных средств гигиены полости рта в профилактике кариеса зубов у детей раннего возраста: Автореф. Дис. Канд. Мед. Наук. – Волгоград, 2013.- С.24

  8.  Профилактика лучше, чем лечение // Бюллетень Всемирной организации здравоохранения. – Выпуск 93, №9 (сентябрь 2015). – С. 589-664. 

  9.  Шакирова Р.Р. Медико-гигиеническое воспитание семьи ребенка с патологией зубочелюстной системы / Р.Р. Шакирова, М.В. Мосеева, А.А. Урсегов и др. // Современные проблемы науки и образования. – 2017. - №1. URL: http://www.science-education.ru/article/view?id=26077 (дата обращения: 13.06.2023).

  10. Шишкова И.М. Влияние семейных факторов на формирование внутренней картины здоровья ребенка [Электронный ресурс] /И.М. Шишкова // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. – 2018. – T.6, №3 (22). – URL: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=340 (дата обращения: 17.06.2023 г).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Просмотров работы: 124