Природа – ключ к новым изобретениям?

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Природа – ключ к новым изобретениям?

Светкин А.А. 1
1ТМК ОУ "Диксонская СШ"
Хомяченко Е.А. 1
1Таймырское муниципальное казённое общеобразовательное учреждение "Диксонская средняя школа"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Человечество с древних времён искало ответ на вопрос: сможет ли оно достичь того же, чего достигла живая природа: парить в небе, как птица, дышать под водой, как рыба, бегать, как гепард, замечать врагов на расстоянии нескольких километров?

Изучение природы для решения сложных технических загадок – является актуальным вопросом в настоящее время.

Передо мной стала проблема: какие изобретения, «подсмотренные у растений и животных», мы используем, какая наука помогает людям создавать новые изобретения, вникая в тайны природы, и смогу ли я, на основе свойств некоторых объектов живой природы, создать полезное изобретение?

Я решил провести исследование, тема которого «Природа – ключ к новым изобретениям?».

Объект исследования: изобретения, подсказанные природой.

Предмет исследования: особенности и свойства природы, как источник человеческих открытий и изобретений.

Цель исследования: узнать, какие идеи подсказала природа человеку.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. выяснить, что такое бионика, историю её возникновения;

  2. познакомиться с направлениями исследуемой науки;

  3. выяснить, как человек использует «естественные» изобретения живых организмов при создании искусственных устройств;

  4. провести анкетирование среди детей;

  5. спроектировать своё изобретение.

Гипотеза исследования: заимствуя у природы инженерные решения, можно существенно повысить эффективность современных технологий.

Методы: изучение научной литературы в разных источниках; сравнение, анализ, синтез, дедукция, наблюдение, анкетирование.

Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что в ней непосредственно доказано, что природа – это не только великое чудо, но и великое благо для людей, она требует нашей постоянной заботы и внимания, нуждается в бережном отношении и охране.

Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы на

уроках биологии, физики, математики, химии, а также при проведении

классных часов.

Результат проекта: собственное изобретение по данной теме.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. . История возникновения бионики

Изучая литературу по данному вопросу, я узнал, что познавая законы природы и вникая в сущность процессов природы, человек стал использовать полученные знания на практике, что привело к появлению нового направления в науке – бионика.

Из словаря [3, т.3 c.520] я узнал, что понятие бионика состоит из частей слов «БИОлогия и техНИКА». В англоязычной литературе чаще употребляется термин биомиме́тика, что означает заимствование у природы ценных идей для реализации их в инженерных и дизайнерских задачах [2].

Впервые использовать знания о живой природе в технологиях были предложены Леонардо да Винчи, который, изучая летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей, пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями: орнитоптер.

Бурный рост технической мысли и развитие биологии, начавшийся с середины XX столетия, привели к взаимосвязи биологических и технических дисциплин, и 13 сентября 1960 года в Дайтоне состоялся симпозиум на тему «Живые прототипы – ключ к новой технике», который стал считаться официальной датой рождения бионики. Эмблемой данной науки избрали  скрещенные скальпель, паяльник и знак интеграла, показывающий союз биологии, техники и математики, говорящий о том, что наука бионика способна проникать туда, куда не проникал еще никто, и видеть то, что не видел еще никто.

Вывод: Оказывается, подражать природе человек стал с незапамятных времен: изучив строение клыков хищников, он пытался заточить подобным образом свои орудия; сооружаемые птицами и зверями жилища навели его на мысль о совершенствовании собственных построек. И чем человек больше вникал в тайны природы, используя её «достижения», тем совершеннее становились его изобретения. Это дало толчок появлению новой науки – бионика, которая тесно связана с биологией, физикой, химией, кибернетикой и инженерными науками.

  1. Основные направления в бионике

Из дополнительных источников [1, c.8 и 5] я узнал, что бионика имеет несколько направлений: ахитектурно-строительная бионика и нейробионика.

Архитектурно – строительная бионика изучает строение живых тканей, на основе полученных результатов создает новые строительные технологии по принципу экономии материала, энергии и надёжности. Так, например: изучив строение стеблей злаков, были построены современные высотные сооружения; по принципу строения костной структуры головки бедренной кости была сооружена Эйфелева башня; в основу Останкинской башни вошли конструкции соломины и цветка лилии; паутинная нить положила начало строительству прочных красивых подвесных мостов. 

Второе направление в бионики – нейробионика. Она изучает работу мозга, с целью создания более совершенных технических устройств и технологических процессов: искусственного интеллекта, нанороботов, киборгов. Так, например:

изучив строение ног животных, в Стэндфордском университете был создан шестиногий робот - гексапод, длиной около 17 см., способный бегать со скоростью 55 см/сек.;

ученые из Института реабилитации Чикаго создали бионический протез - искусственную руку, которая позволяет пациенту управлять рукой с помощью мыслей и распознавать некоторые ощущения;

из биологических материалов создано искусственное сердце.

Вывод: современное воплощение архитектурной бионики можно наблюдать во всем мире. Её суть – идеально вписаться в природную среду, не нарушая её; создать экологические дома с природными источниками, а продукты нейробионики помогут решить важные для человечества задачи, совершая переворот в медицине и в военной технологии.

  1. Открытия, подсмотренные у природы

Работая над темой исследования, мною было найдено большое количество изобретений [4 и 6,c.410]. Некоторые из них я поместил в Таблицу 1:

Таблица 1.1 -Открытия, подсмотренные у природы

Животное

Изобретение

кошка

выдвижные лезвия и дорожные отражатели

змеи

приборы ночного видения.

ракушки

шарниры

осьминоги и квакша

присоски

клюв веретенника

пинцет

горбатый кит

лопасть турбины вертолетов и ветряных мельниц

гекконы

суперклей

стрекоза

вертолет

крот

землеройная машина

венерина мухоловка

капкана

оса

бумага

птица

самолёт

пингвин

снегоход

кость человека

Эйфелева башня

паук

гидравлический привод

земляная оса

пневмонический отбойный молоток

летучая мышь

ультразвуковой локатор

дельфин, тюлень, кит

сонар

кальмар

реактивный двигатель

улитка

счетчик Гейгера

лягушка, вьюн, пиявка

точный барометр

муха

гидротрон

пчела

поляризационный солнечный компас

клюв альбатроса

опреснитель морской воды

одуванчик

парашют

репейник

липучка для одежды

перо

застёжка-молния

комара и блоха

поршневой шприц

Вывод: исследование показало, что большое количество изобретений человек позаимствовал у природы, и это неполный список, так как ученые продолжают исследовать объекты живой природы для создания новых технических устройств.

  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Анкетирование

Бионика - относительно новая наука, о которой не говорится в школьных учебниках. Мне захотелось выяснить, знакома ли учащимся моей школы эта наука и её изобретения? Опрос проводился посредством анкетирования, в котором приняло участие 16 человек - это ученики 3-10 классов. Результаты анкетирования представлены в Таблице 2.2:

1.Знаете ли вы, что изучает наука бионика?

знаю

1

не знаю

15

2.Знаете ли вы технические изобретения, созданные на основе свойств объектов природы?

знаю

9

не знаю

7

3.Какая особенность или способность объектов природы вы считаете, необходима человеку?

умение летать

регенерация

дышать под водой

гибернация (зимняя спячка)

видеть в темноте

скорость гепарда

мимикрия

6

1

1

1

1

1

1

Вывод: Проанализировав полученные результаты опроса, я пришёл к следующему выводу: понятие «бионика» ребятам незнакомо, но из курсов биологии и физики большинство знают технические изобретения, «подсказанные природой».

2.2 «Я - изобретатель»

Данная работа вдохновила меня создать своё изобретение - игру «Флайбол» (от англ. fly «летать», ball -«мяч»), в основу, которой легли нейробионика, нанотехнологии, свойства насекомого стрекоза и игра «Волейбол». (Приложение 1., Приложение 2.).

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги своей работы, я пришёл к выводу, что, благодаря природе, человек создал большое количество изобретений, подражая ей. Так появилась наука – бионика, продукты которой помогают решить важные для человечества задачи и с каждым разом они становятся совершеннее.

Проведенные наблюдения подтвердили мою гипотезу: заимствуя у природы инженерные решения, можно существенно повысить эффективность современных технологий.

Цели и задачи работы достигнуты: я узнал, какие идеи подсказала природа человеку.

В процессе работы над исследованием я научился поиску, анализу информации, приобрел опыт сортировки данных. Результаты моей работы легли в основу собственного изобретения - игры «Флайбол».

Данное исследование помогло мне определиться с будущей профессией – Изобретатель: я мечтаю воплотить в жизнь свой проект-игру.

Работа по данному исследованию будет продолжена. Следующим этапом будет создание альбома «Природа + Техника», который будет полезен учителям начальных классов, биологии, физики и химии.

Берегите животных и растения! Они откроют нам миллионы идей!

Список использованной литературы:

  1. Бионика как необходимый новый вектор развития / Чижов А.А.//Интерактивная наука. - 2020. - № 9. - С.8-16;

  2. Бионика [Электронный ресурс] – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата

обращения: 01.01.2023);

  1. Большая Российская энциклопедия: в 30 т./Председатель Науч.- ред. совета Ю.С. Осипов. Отв. ред. С.Л. Кравец. Т.3 «Банкетная кампания» 1904-Большой Иргиз. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2005.-767 с.: ил.: карт;

  2. Какие изобретения человек взял у природы [Электронный ресурс] – URL: https://bible-facts.org/1977-avtorskie-prava-prinadlezhat-bogu.html (дата обращения: 05.01.2023);

  3. Нанотехнологии вдохнули новую жизнь в бионику [Электронный ресурс] – URL: https://www.cnews.ru/articles/nanotehnologii_vdohnuli_novuyu_zhizn (дата обращения: 04.01.2023).

  4. Секреты природы. Удивительный мир животных и растений/Перевод с английского Copyrigt 1999 ЗАО «Издательство дом Ридерз Дайджест», 1999.- 432с.: ил.

Приложение 1.

Вдохновившись открытиями нейробионики и нанотехнологий, я решил создать летательную доску-стрекозу.

Работая над исследованием, мне стало известно, что тело стрекозы имеет винтовую структуру, которое позволяет ей прекрасно маневрировать. Именно стрекоза подсказала авиаконструктору И. И. Сикорскому в 1942 году идею создания вертолёта, который может взлетать с места и садиться на маленькую площадку; неподвижно висеть в воздухе; передвигаться и поворачиваться во всех направлениях.

Такими свойствами и будет обладать доска для игры в флайбол.

Устройство доски:

Доска будет изготовлена из полимерного материала, благодаря этому она будет легкой и прочной. Снаружи доска будет покрыта специальным пластичным материалом, копируя пористую поверхность кожи насекомого. Под фиксаторами для обуви будет находиться приёмник с радиосигналом. В голове доски-стрекозы - интеллектуальный аккумулятор, оснащённый устройствами контроля напряжения. В центральной части доски находится двигатель, приводящий крылья в движения (Рис.1).

К

Рисунок 1

рылья будут представлять собой прозрачные солнечные панели, которые могут вырабатывать электроэнергию, что позволит использовать данную доску для игры на улице. По всему крылу, как у живого прототипа, будут нити в виде тонких, гибких и лёгких медных лент, на одной стороне имеющие солнечный элемент, а на другой – аккумулирующий слой.

 

Рисунок 2

Доска будет управляться силой мысли. На голову игрока надевается шлем, который предотвратит травмы при падении; к нему крепятся десятки сенсоров, считывающих электронные сигналы с коры головного мозга (Рис. 2). Полученные данные п реобразуются в радиосигнал, который поступает в приемник, находящийся непосредственно на летательной доске.

 

Фиксаторы для обуви

Рисунок 3.

На доске будут иметься фиксаторы для обуви, чтобы игрок не получил травмы при падении с неё (Рис. 3).

Игра «Флайбол»

Оборудование: сетка - высота 2,70-3м;волейбольный мяч;доска - стрекоза;шлем игрока.

П равила игры «Флайбол» такие же, как и в волейболе, только на игровом поле будут находиться 6 игроков обеих команд (по 3 игрока в команде). Это увеличит игровую площадь каждого игрока и предотвратит столкновения и цепляния крыльями (Рис.4).

 

Рисунок 4.

Приложение 2.

Этапы создания макета доски

 

1.

 

2.

- с помощью канцелярского ножа вырезал корпус доски.

4.

- для туловища выбрал

п

3.

ластик голубого цвета.

- распечатанный шаблон крыла покрыл спанлейсом, вырезал и заламинировал.

- с помощью горячего клея

присоединил крылья к доске.

- макет моей будущей доски готов.

5.

Просмотров работы: 62