Аномалии в развитии органов ротовой полости пищеварительной системы человека

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Аномалии в развитии органов ротовой полости пищеварительной системы человека

Леонтьев К.Р. 1
1МОУ "Гимназия №13"
Ермилова М.А. 1
1МОУ "Гимназия №13"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

Аномалии – это отклонения от структуры и функции, присущей данному биологическому виду и возникшие из-за нарушения развития организма. Аномалии органов пищеварительного тракта являются частыми и важными с клинической точки зрения, так как многие из них несовместимы с жизнью без должного хирургического вмешательства. Чаще всего они представляют собой атрезии и стенозы. По данным Росстата за последние десять лет увеличилось количество детей с аномалиями развития пищеварительного тракта, поэтому данная тема, несомненно, является актуальной. Также изучение данной темы позволяет более детально рассмотреть происхождение органов пищеварительной системы в онтогенезе, показывает влияние развития пищеварительного тракта на организацию всего организма. В связи с загрязнением окружающей среды всё чаще наблюдаются аномалии развития пищеварительной системы у новорожденных.

Аномалии развития пищеварительной системы является достаточно широкой темой, поэтому изучение данной темы мы начнем с аномалий развития органов ротой полости пищеварительной системы человека.

Цель исследовательской работы: изучить особенности развития и аномалии в развитии органов пищеварительной системы человека.

Задачи:

  • рассмотреть онтогенез ротовой полости;

  • изучить аномалии развития слизистой оболочки рта;

  • определить пороки развития зубов;

  • изучить расщелины верхней губы и неба;

  • рассмотреть аномалии развития челюстно-лицевой области.

В данной исследовательской работе использовались теоретические методы (анализ, конкретизация и другие) и эмпирические методы (сравнение, описание и другие).

Объект исследования: ротовая полость пищеварительной системы человека.

Предмет исследования: аномалии в развитии ротовой полости пищеварительной системы человека.

Объём и структура исследовательской работы обусловлены логикой проведённого исследования. Исследование общим объёмом 15 с. состоит из введения (1 с.), двух разделов (гл. 1 -5 с., гл. 2 - 6 с.), заключения (1 с.), библиографии (1 с.).

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ

1.1. Преддверие и собственно полость рта

Формирование ротовой и носовой полостей обусловлено развитием передней части головы — ее лицевой области. Последняя закладывается у эмбриона человека на третью неделю развития первоначально в виде трех бугорков, выступающих на вентральной (брюшной) поверхности головного конца зародыша.

Расположенный спереди и более значительный по размерам непарный бугорок получил название лобного отростка. Его содержимое представляет передний мозговой пузырь. Менее выступающие и расположенные более кзади парные бугорки представлены вентральными концами первой висцеральной (жаберной) дуги. Уже вскоре после ее образования продольная бороздка, образующаяся на поверхности первой висцеральной дуги, делит ее на два отростка: верхний — верхнечелюстной (максиллярный), нижний — нижнечелюстной (мандибулярный).

На четвертой неделе на левой и правой боковых поверхностях лобного отростка очерчиваются валиками по две ямки (рис. 1, А, Б). Это зачатки органов зрения (зрительная плакода) и обоняния (обонятельная плакода). У обонятельных ямок, расположенных более вентрально относительно зрительных плакод, края валика уже на пятой неделе развития начинают выступать все более и более за край лобного отростка, подразделяя его таким образом на несколько участков. Участок, расположенный по средней линии между обонятельными ямками, сохраняет название лобного отростка, а выступающие за его пределы концы подковообразных валиков, окружающие обонятельные ямки, образуют срединные и боковые носовые отростки. Одновременно нижнечелюстные отростки удлиняются, их вентральные концы сближаются и к середине пятой недели развития соединяются между собой, образуя нижнечелюстную (мандибулярную) дугу.

Рис. 1. Преобразования лицевой области эмбриона человека на протяжении 2-го месяца утробного развития.

А — эмбрион 4-недельный; Б — эмбрион 5-недельный; В — эмбрион 5,5 -недельный. 1. Лобный отросток 2. Обонятельная (носовая) плакода. 3. Ротовая бухта с глоточной мембраной. 4. Верхнечелюстной отросток. 5. Нижнечелюстной отросток

Г — эмбрион 6 -недельный. 1. Срединный носовой отросток. 2. Боковой носовой отросток 3. Носогубная щель 4. Верхнечелюстной отросток. 5. Нижнечелюстной отросток 6. Зрительная плакода. Д — эмбрион 7-недельный; Е — эмбрион 8-недельный;1. Боковой носовой отросток. 2. Срединный носовой отросток 3. Закладка ушной раковины.

Таким образом, к шестой неделе развития между лобным отростком сверху, верхнечелюстными отростками по бокам, нижнечелюстной дугой снизу располагается первичное ротовое отверстие, ведущее в первичную ротовую бухту.

В процессе дальнейшего развития верхнечелюстные отростки, удлиняясь, сближаются между собой. Однако их соединению препятствует быстро прорастающий по направлению первичной ротовой полости срединный носовой отросток, который входит между вентральными концами верхнечелюстных отростков, формируя зачаток резцовой кости, перегородку носа и частично средний отдел верхней губы.

Концы срединных носовых отростков, все более выступающие в направлении первичной ротовой бухты, округляются и получают название шаровидных отростков. Последние срастаются с верхнечелюстными отростками, образуя средний отдел верхней губы — фильтрум, тогда как боковые участки верхней губы и щеки формируются за счет верхнечелюстных отростков (рис. 1, Д, Е).

Одновременно с этими преобразованиями зрительная плакода постепенно смещается вниз и непосредственно приближается к щели, разделяющей наружный носовой и верхнечелюстной отростки. Вследствие этого, на шестой неделе развития дорзальный (спинной) участок этой щели преобразуется в зачаток глазной впадины, в то время как вентральный участок щели еще сохраняет сообщение с обонятельной ямкой и первичным ротовым отверстием (рис. 1, В, Г). Далее постепенно, по мере соединения лобного и верхнечелюстных отростков между собой сообщение щели с первичной ротовой бухтой перекрывается. Кроме того, быстро растущий наружный носовой отросток начинает надвигаться на верхнечелюстной и по мере этого отграничивает от щели обонятельные ямки, формируя первичные ноздри, а затем, сужая щель, превращает ее в носослезную борозду (рис. 1). К седьмой неделе развития наружные носовые и верхнечелюстные отростки срастаются между собой, вследствие чего носослезная борозда на большем своем протяжении исчезает, за исключением ее дорзального участка, который сохраняется в виде носослезного канала.

В процессе дальнейшего развития первичные хоаны расширяются, а их передние и боковые стенки охватываются быстро растущими небными отростками, из которых формируется вторичное небо, разделяющее вторично полость носа от полости рта.

На протяжении развития ход этих процессов может быть нарушен, что приводит к возникновению различных врожденных уродств, которые устранимы лишь оперативным путем. Наиболее частыми из них являются боковые расщелины верхней губы, расположенные по линии срастания верхнечелюстного отростка с срединным носовым отростком. Значительно реже наблюдаются срединные расщелины верхней губы и верхней челюсти.

Развитие преддверия полости рта тесно связано с развитием губ и щек. На седьмой неделе эмбриогенеза образуется щечно-губная пластинка, или пластинка преддверия полости рта. По ходу этой пластинки вскоре возникает борозда или щель, которая отделяет зачаток верхней и нижней челюстей от соответствующей губы. Эта щель в дальнейшем преобразуется в преддверие полости рта. Первоначально ротовая щель у эмбриона очень широкая и достигает своими углами зачатков наружного уха. Но затем, вследствие срастания краев ротовой щели и образования щек, она сильно уменьшается. Слизистая оболочка по линии срастания ротовой щели и по заднему краю красной каймы губ утолщается и покрывается многочисленными эпителиальными ворсинками.

1.2. Язык и миндалины

Язык формируется из первых трех пар жаберных дуг. У 4—5 недельного эмбриона заметны парные латеральные утолщения — латеральные язычные бугорки, возникающие из мезенхимальных клеток; между ними расположено небольшое срединное возвышение. Из этих эмбриональных начал развиваются передние две трети языка. Несколько позже из утолщений второй и третьей жаберных дуг образуются корень языка и надгортанник. Окончательное формирование кончика языка происходит в пренатальный период и завершается после рождения ребенка.

Мышцы языка и собственно жевательные мышцы образуются из первой жаберной дуги.

Слизистая оболочка языка и его мышцы имеют разное происхождение, что отражает его иннервация. Мышцы языка иннервируются подъязычным (XII) нервом, корень сформированного языка — чувствительными компонентами языкоглоточного (XI) и блуждающего (X) нервов, тело — тройничным (V) нервом. Ощущение вкуса связано с наличием вкусовых сосочков; кото­рые появляются на 7-й неделе эмбрионального развития в результате взаимодействия афферентных висцеральных нервов (VII и IV пары черепных нервов) и покровного эпителия.

При пороках развития этого отдела языка у новорожденного четко определяется граница между латеральными язычными бугорками в виде глубокой борозды, в задних отделах которой (в средней трети языка) может сохраниться выпячивание в виде миомы из миобластов. Наиболее частыми пороками развития являются короткая уздечка языка, реже — верхней и нижней губы и множественные врожденные тяжи слизистой оболочки рта.

Небная миндалина человека закладывается в начале 3-го месяца в эмбриональном. Уже у двухмесячного эмбриона можно обнаружить выпячивание эпителиального покрова в области глотки, соответствующей месту будущей миндалины. Выпятившиеся отростки эпителия в дальнейшем расщепляются, становятся полыми и образуют зачаточные лакуны, которые у четырехмесячного эмбриона достигают уже значительного развития и имеют лакунарные пробки, состоящие из слущенного эпителия. Образование шаровидных скоплений лимфоидных элементов начинается на 5—7-м месяце эмбриональной жизни, однако настоящие фолликулы с зародышевыми центрами (реактивные центры), по мнению большинства авторов, образуются только после рождения.

Развитие глоточной миндалины начинается с образования складок слизистой оболочки, которые пронизываются лимфоидной тканью. Язычная миндалина развивается благодаря скоплению лимфоидной ткани у корня языка. Глоточное лимфаденоидное кольцо до рождения и в первые месяцы после рождения слабо развито. Оно достигает своего наибольшего развития в детском периоде, а затем подвергается неравномерному обратному развитию.

1.3. Зубы

На первой стадии (6-7 неделя) происходит появление закладки и начинается формирование зачатка. Утолщение эпителия ротовой бухты в области челюстных отростков первой висцеральной дуги приводит к возникновению зубной пластинки и эмалевого органа в виде колбовидного выпячивания. В мезенхиме дуги формируется зачаток зубного сосочка.

На второй стадии (8-12 неделя) начинается дифференцировка зубного зачатка. Эмалевый орган разделяется на отдельные слои:внутренний, наружный и промежуточный. В колбу органа врастает зачаток сосочка. Зубной сосочек увеличивается в размерах, в нем начинается процесс дентинообразования. Эмалевый орган и сосочек отделяются от слизистой капсулой и погружаются в растущие челюсти. Вокруг зубных зачатков начинается формирование костных зубных альвеол.

На третьей стадии (13-20 неделя) происходит образование тканей и коронки зуба с зубным мешочком. Рост, развитие, обызвествление дентина и эмали приводит к окончательному оформлению зачатков молочных и постоянных зубов в виде коронки, заключенной в фиброзный зубной мешочек. Непостоянные зубы начинают формирование зачатков на 5-м месяце плодного периода, располагая их над молочными зачатками. Корень развивается в постэмбриональном периоде в процессе прорезывания коронки. Зуб считается прорезавшимся, если коронка полностью встала над десной и вступила в антагонистический контакт.

1.4. Слюнные железа рта

Большие слюнные железы, открывающиеся в ротовую полость, закладываются в течение второго лунного месяца из эпителиальной выстилки переднего отдела полости рта и, таким образом, имеют эктодермальное происхождение. Сначала они закладываются в виде прочных эпителиальных канатиков, которые врастают в субэпителиальную мезенхиму, где и начинают разветвляться. На концах этих канатиков образуются утолщения как зачатки будущих ячеек. Лишь несколько позже в этих канатиках происходит образование просвета, возникновение секреторных трубочек и ячеек, а также системы выводных канальцев. Мезенхима окружающей среды образует вокруг всей железы соединительнотканную капсулу, врастая между отдельными дольками железы в виде рыхлой интерстициальной ткани. Полная дифференциация желез наступает вскоре после рождения ребенка.

РАЗДЕЛ 2. АНОМАЛИИ РАЗВИТИЯ РОТОВОЙ ПОЛОСТИ

2.1.Аномалии развития слизистой оболочки полости рта

Это наиболее частый врожденный порок развития. Они могут быть доминирующим видом аномалий или симптомом более серьезного порока развития (множественные врожденные тяжи слизистой оболочки в области сводов преддверия рта при ротолицепальцевом синдроме).

Короткая уздечка языка. В норме вершина уздечки языка располагается на уровне средней его трети, а основание - на уровне основания альвеолярного отростка. Если же вершина уздечки прикреплена в области передней трети языка или близко к его кончику и/или ее основание близко к вершине альвеолярного отростка, говорят о короткой уздечке языка.

Прикрепление кончика языка к вершине альвеолярного отростка называется анкилоглоссия.

Подобные анатомические нарушения в неонатальном периоде приводят к нарушению функции сосания, что может вызывать гипотрофию у ребенка. Менее выраженное укорочение уздечки языка чаще выявляется в период становления речевой функции у ребенка.

Короткая уздечка языка приводит к локальному пародонтиту зубов, нарушению их положения и способствует развитию дистальной окклюзии, дизокклюзии во фронтальном отделе.

Низкое прикрепление уздечки верхней губы. Уздечка представляет собой тонкую треугольной формы складку слизистой оболочки, лишенную

мышц, имеющую основание на альвеолярном отростке верхней челюсти. Нередко встречаются разнообразные анатомические варианты, касающиеся места прикрепления уздечки, ее формы и размеров, она может быть представлена и в виде тонкой пленки, напоминающей правильную пирамиду, вершина которой располагается в области межзубного промежутка, или иметь широкую площадь прикрепления к внутренней поверхности верхней губы и быть массивной, утолщенной и в месте прикрепления к альвеолярному отростку. Гребень такой уздечки укорочен, и это ограничивает активность верхней губы. Толщина у основания и ее форма могут значительно варьировать. Известно, что неправильное прикрепление мягких тканей к костному скелету обусловливает развитие заболеваний пародонта и зубочелюстных аномалий. Нормальное прикрепление уздечек губ и тяжей преддверия полости рта наблюдается тогда, когда линия, соединяющая точки пересечения десневого желобка с продольной осью зубов, ограничивающих уздечку, не пересекает последнюю и не проходит в точке ее прикрепления, а располагается апикально на расстоянии, превышающем размер свободной десны.

Мелкое преддверие полости рта характеризуется уменьшением высоты прикрепленной десны. В норме глубина преддверия у детей 6-7 лет 4-5 мм, в возрасте 8-9 лет - 6-8 мм, а к 13-15 годам достигает 9-14 мм.

Мелкое преддверие полости рта, высокое прикрепление уздечки нижней губы, дополнительные тяжи слизистой оболочки часто приводят к развитию гингивита и локального пародонтита.

2.2. Пороки развития зубов

Верхкомплектные зубы (СКЗ) - один из видов аномалии развития зубов. По данным различных авторов, СКЗ составляют от 0,12 до 7 % случаев зубочелюстных аномалий.

Некоторые ученые рассматривают появление СКЗ как явление атавизма, т.е. возврат к первоначальному числу, так как предки человека имели большее количество передних зубов.

Остальные ученые склоняются к генетически обусловленному механизму появления СКЗ, что подтверждается большим количеством сообщений о наличии СКЗ у однояйцевых близнецов. При этом важно отметить одинаковость расположения СКЗ у близнецов, что указывает на генетическую обусловленность СКЗ. Встречается много сообщений о появлении СКЗ среди близких родственников.

Прорезывание СКЗ в полости рта у близнецов оказывается практически синхронным.

Некоторые синдромы, характеризующиеся изменениями лицевого и мозгового черепа, аномалиями скелета, в составе признаков имеют и СКЗ (синдром Халлерманна-Штрайффа-Француа, черепно-ключичный дизостоз или болезнь Шейтхауэра-Мари-Сентона и др.).

Эти синдромы включают в себя до 100 аномалий, в том числе и такие, как значительная задержка смены временных зубов постоянными и наличие множественных СКЗ.

Часто СКЗ обнаруживаются у детей с врожденной расщелиной альвеолярного отростка.

СКЗ обнаруживаются во временном и постоянном прикусе, при этом во временном прикусе намного реже.

СКЗ могут прорезаться в первые месяцы жизни, что затрудняет грудное вскармливание. Такие зубы травмируют не только сосок молочной железы матери, но также язык и слизистую оболочку полости рта ребенка.

СКЗ могут прорезаться как в зубном ряду, так и вне зубного ряда.

Наиболее часто СКЗ локализуются на верхней челюсти (93,8 % наблюдений), причем на фронтальный отдел приходится 91,7 % случаев.

Основным клиническим признаком наличия у детей СКЗ является ретенция постоянных зубов (59,8 %), реже наличие прорезавшихся СКЗ (26,8 %), аномалии положения зубов (7,2 %), диастема (4,1 %).

Ретенированные СКЗ, расположенные по центру (между центральными резцами), могут не мешать прорезыванию центральных резцов, но вызывать образование диастемы или сочетание диастемы с поворотом центральных зубов по оси.

В редких случаях СКЗ локализуется у дна носового хода и обнаруживается, когда родители детей обращаются с жалобами на нарушение носового дыхания или наличие инородного тела в полости носа.

В некоторых случаях ретенированные СКЗ приводят к образованию фолликулярных кист.

2.3. Расщелины верхней губы и неба

Среди большой группы врожденных пороков развития челюстно-лицевой области расщелина верхней губы и расщелина нёба занимают особое место как по частоте распространения, так и по тяжести клинических проявлений.

Частота рождения детей с данной патологией в различных регионах Российской Федерации колеблется от 1:500 до 1:1000. По данным ВОЗ, частота этой аномалии составляет в мире 1:700, занимая второе-третье место среди других врожденных пороков развития человека. Врожденная расщелина верхней губы и нёба сопровождается многочисленными соматическими заболеваниями и сочетается с врожденными пороками развития других органов и систем: сердечно-сосудистой системы до 25 %, опорно-двигательного аппарата 10-15 %, мочеполовой системы 15 %. Встречаются некоторые формы поражения ЦНС, заболевания ЛОР-органов. У значительного числа детей снижен слух. Эти дети подвержены заболеваниям верхних дыхательных путей, чему способствуют значительное снижение жизненной емкости легких. Многообразие анатомических и функциональных нарушений у этого контингента детей является основанием для организации комплексного междисциплинарного лечения с определением объема, порядка, последовательности этапов реабилитации в условиях поликлиники, стационара в диспансерном регламенте.

Расщелина губы и нёба является чаще мультифакториальным пороком развития.

Врожденная расщелина нёба по анатомической форме и протяженности может быть различной. Она может быть изолированной (расщелина вторичного нёба) или в сочетании с расщелиной верхней губы и альвеолярного отростка (расщелина первичного и вторичного нёба). Тяжелые анатомические изменения (расщелина нёба, укорочение мягкого нёба, расширение среднего отдела глотки, связанная с этим деформация верхней челюсти, врожденное недоразвитие мышц мягкого нёба и глотки) приводят к серьезным функциональным нарушениям - расстройству функций сосания и глотания, формированию поверхностного и частого дыхания, назализации речи, отличающейся невнятностью, с неправильным произношением звуков.

Врожденная расщелина нёба часто в разных вариантах может сочетаться с расщелиной верхней губы.

Врожденная расщелина альвеолярного отростка относится к расщелинам первичного нёба. Практически при всех формах расщелины верхней губы имеется расщелина альвеолярного отростка, которая сопровождается недоразвитием апикального базиса или наличием в этой области дефекта кости значительно большего по размеру, чем в области гребня альвеолярного отростка.

2.4. Аномалии развития челюстно-лицевой области

СИНДРОМ АНОМАЛАД ПЬЕРА-РОБЕНА. Является клиническим проявлением первичного порока развития - недоразвития и дистального положения нижней челюсти (микрогении). Недоразвитие тела и/или ветви нижней челюсти связано с частичной аплазией мыщелкового отростка, где находятся зоны роста нижней челюсти. Остальные пороки обусловлены западением языка (глоссоптоз), уменьшением объема полости рта, что припятствует смыканию нёбных пластин и формирует врожденные расщелины нёба. У 1/3 больных аномалад Пьера-Робена сочетается с другими врожденными пороками развития: скелета, сердца, глаз, умственной отсталостью - и входит в состав ряда наследственных синдромов: Рассела-Сильвера, Ханхарта, Корнелии де Ланге и др.

СИНДРОМ ПЬЕРА-РОБЕНА. Характеризуется недоразвитием и дисталь-ным положением нижней челюсти, западением языка, врожденными расщелинами нёба. Тип наследования: все случаи спорадические, тератогенного генеза. Популяционная частота 1:12 000.

СИНДРОМ СТИКЛЕРА. Включает в себя врожденные нарушения зрения с прогрессирующей миопией, катарактой и отслойкой сетчатки; прогрессирующим остеоартритом лучезапястных, коленных и голеностопных суставов, реже - височно-нижнечелюстных, ротолицевые аномалии, аномалии скелета, врожденные пороки сердца. Тип наследования: аутосомно-доминантный. Популяционная частота 1:15 000.

СИНДРОМ КОРНЕЛИИ ДЕ ЛАНГЕ. Характеризуется микробрахецефалией, деформацией ушных раковин, синофризом, а также деформацией кожно-хрящевого отдела носа с частичной атрезией хоан, готическим нёбом, расщелинами нёба, миопией, косоглазием и другими аномалиями глаза, врожденными пороками сердца, почек, пилоростенозом, грыжами. Тип наследования: все случаи спорадические, тератогенного генеза. Популяционная частота - 1:12 000.

СИНДРОМ РАССЕЛА-СИЛЬВЕРА. Характеризуется отставанием в массе тела, более значительной, чем в росте; асимметрией скелета, врожденными расщелинами нёба, непропорциональностью лицевого и мозгового отделов черепа (треугольное лицо). Интеллект сохранен. Ускоренное половое развитие. Тип наследования: большинство случаев - спорадические. Популяционная частота 1:15 000.

СИНДРОМ ХАНХАРТА. Включает недоразвитие нижней челюсти, гипоплазию или аплазию языка, дополнительные уздечки верхнего и нижнего сводов преддверия полости рта, короткие уздечки языка и губ, сращение кончика языка и слизистой оболочки альвеолярного отростка нижней челюсти; врожденные пороки развития дистальных конечностей: синдактилию, полидактилию и др. Интеллект снижен.

СИНДРОМ ГОЛЬДЕНХАРА (ОКУЛОАУРИКУЛО-ВЕРТЕБРАЛЬНАЯ ДИСПЛАЗИЯ). Характеризуется односторонним недоразвитием тела и ветви нижней челюсти, липодермоидами глаз, аномалиями ушных раковин и позвоночника. Сочетается с врожденными пороками сердца, почек и врожденными расщелинами губы и нёба. Тип наследования: случаи спорадические. Популяционная частота не изучена.

СИНДРОМ РУБИНШТЕЙНА-ТЕЙБИ (СИНДРОМ ШИРОКОГО ПЕРВОГО ПАЛЬЦА КИСТЕЙ И СТОП). Характеризуется черепно-лицевыми дизморфиями, расширением и укорочением дистальных фаланг первых пальцев кистей и стоп, отставанием в росте, отставанием костного возраста от паспортного, умственной отсталостью, врожденными расщелинами губы и/или нёба. Тип наследования: аутосомно-доминантный. Популяционная частота: 1:30 000.

СИНДРОМ ФРАНЧЕСКЕТТИ (МАНДИБУЛОФАЦИАЛЬНЫЙ ДИЗОСТОЗ, СИНДРОМ ТОМСОНА, ТРИЧЕРА-КОЛЛИНЗА). Характеризуется типичным недоразвитием лицевого отдела скелета, колобомами век, аплазией ушных раковин, экзофтальмом, пороками сердца и скелетными аномалиями. Тип наследования: аутосомно-доминантный. Популяционная частота: 1:25 000.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Пищеварительная система является одной из наиболее древних (в эволюционном развитии) систем. Выполняет функции механической и химической обработки пищи, всасывания переработанных веществ в кровь и лимфу, и выделения не переваренных веществ.

Рассмотрев данную работу, можем сделать вывод, что пищеварительная система, в том числе ротовая полость, начинает закладываться на головном конце эмбриона человека третьей недели, когда его тело достаточно обособилось от желточного мешка.

Основные органы пищеварительной системы образуются в процессе развития эмбриональной кишечной трубки энтодермального происхождения, которая вначале слепо заканчивается на головном и хвостовом концах тела зародыша. Позднее на теле зародыша образуются ротовая и апикальная бухты, которые углубляются и формируют ротовую и анальную перегородки.

При нарушении процессов формирования пищеварительной системы возникают аномалии и пороки развития её органов.

В данной работе были поставлены и выполненные следующие задачи:

  • рассмотрен онтогенез ротовой полости;

  • изучены аномалии развития слизистой оболочки рта;

  • определены пороки развития зубов;

  • изучены расщелины верхней губы и неба;

  • рассмотрены аномалии развития челюстно-лицевой области.

Поставленная цель была достигнута, также была доказана актуальность и важность исследования не только для меня лично, но и для тех, кто любит науку и увлекается тайнами биологии.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Под ред. О.Н. Усановой .—— М.: Просвещение, 1983. - 95 с.

  2. Молдавская А.А., Калаев А.А. Формирование слизистой оболочки желудка человека в эмбриогенезе // Успехи современного естествознания. 2005. № 12. С. 17-19.

  3. Особенности эмбриологии и анатомии пищевода - электронный ресурс, - [https://meduniver.com/Medical/otorinolaringologia_bolezni_lor_ organov/embriologia_i_anatomia_pichevoda.html?ysclid=lk7zlpcbv1872986224 MedUniver]

  4. Петренко В.М. Форма двенадцатиперстной кишки у плодов человека. Персистирование ранних эмбриональных состояний // Успехи современного естествознания. 2011. № 5. С. 70-74.

  5. Развитие брюшины эмбриона. Особенности формирования брюшины плода- электронный ресурс, - [https://meduniver.com/Medical/Akusherstvo/905.html?ysclid=lk8d6p8zeg832005535 MedUniver]

  6. Развитие и возрастные особенности ребенка – электронный ресурс, - [https://studfile.net/preview/5344514/]

  7. Якубова Л.Т. Методологические аспекты исследования антрального отдела желудка у новорожденных // Молодой ученый. 2015. № 16 (96). С. 104-108.

Просмотров работы: 67