Введение
Анатомия челове́ка (от %BA"др.-греч. ἀνατομή — рассечение %BA"др.-греч. ἀνά сверху и %BA"др.-греч. τομή, tomé — разрезание) — раздел F"анатомии, изучающий морфологию %BE"человеческого организма, его систем и органов. Предметом изучения анатомии человека являются форма и строение, происхождение и развитие человеческого организма.
Анатомия человека — одна из фундаментальных дисциплин в системе медицинского и биологического образования, тесно связанная с такими отделившимися от неё дисциплинами, как F"антропология и "физиология человека, а также F"сравнительной анатомией, "эволюционным учением и "генетикой. Выделение анатомии человека из сферы анатомии живых организмов обусловлено не только наличием у человека характерных анатомических признаков, но и формированием у человека мышления, сознания и членораздельной речи.
В результате мы видим, что анатомия человека — это совершенно гармоничное комплексное сочетание множества наук. Благодаря их работе людям известно очень многое о человеческом организме и всех его механизмах.
Меня заинтересовала эта тема т. к на уроках биологии мы изучаем анатомию человека, но не заостряем внимание на ученых-анатомов и мне захотелось расширить свои знания в этой области.
Цель: изучить основные этапы развития анатомии и выявить выдающихся отечественных ученых (создать презентацию о их)
Задачи:
1.изучить литературные источники по данной теме
2. провести анкетирование учащихся
3.обобщить и проанализировать, полученных результатов
4.создать презентацию.
Гипотеза: анатомия очень известная наука, поэтому многие школьники достаточно осведомлены о ее истории и ученых.
Объект: наука анатомия
Предмет: история развития анатомии
Методы: анализ литературных источников, анкетирование, обобщение результатов
Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть полезны для меня в изучении биологии и могут быть использованы на уроках и факультативах, как учеником, так и учителем.
1.Теоретическая часть
1.Этапы развития анатомии как науки
1.1. Древняя анатомия
(Учёные: Гераклит. Гиппократ, Эразистрат, Аристотель, Герофил, Эразистрат, Клавдий Гален)
История развития анатомии уходит в доисторическое время. Именно тогда зарождались элементарные представления о строении организма. Подтверждением этому служат найденные пещерные и наскальные рисунки в Испании и Китае (1400-2600 лет до н.э.).
В четвертом - втором тысячелетии до н.э. при бальзамировании трупов человека и животных начинается накопление первоначальных сведений об органах, сосудах, устройствах сердца, костей, мозга. Начиная с VIII века до н.э., в Древней Индии был отменен строгий запрет на вскрытие трупов людей. В священных книгах индусов стали появляться первые сведения по анатомии человека. В частности, считалось, что человек состоит из оболочек, 300 костей, 107 суставов, 400 сосудов, 900 связок, 90 жил, 9 органов и 3 жидкостей. Описаны методы мацерации и примитивные представления о некоторых функциях организма. Упоминания о сердце, печени, легких и других органах тела человека содержатся в древней китайской книге "Нейцзин" (XI-VII вв. до н.э.), индийской книге "Аюрведа" ("Знание жизни", IX-III вв. до н.э.) имеются сведения о мышцах, нервах. Сведения о целенаправленном (осознанном) изучении строения тела человека относятся к V-IV векам до н.э., связаны с историей Древней Греции.
Анатомия Древней Греции и Древнего Рима. Первым греческим анатомом считают врача и философа Алкмеона Кротонского, найденные записи которого свидетельствуют о прекрасной технике препарирования. В конце VI - начала V века до н.э. им был написан трактат о строении тела животного, в котором впервые описал отдельные нервы и уяснил их значение для функции органов чувств.
Выдающимися представителями медицины античного мира были Гиппократ, Аристотель, Герофил, Эразистрат и др.
Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) - один из величайших древнегреческих врачей и анатомов, которого по праву называют отцом медицины, сформулировал учение о четырех основных типах телосложения и темперамента, описал некоторые кости крыши черепа, позвонки, ребра, внутренние органы, глаз, суставы, мышцы, крупные сосуды.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) - создатель огромного труда "История животных". Различал у животных, которых он вскрывал, сухожилия и нервы, кости и хрящи. Ему принадлежит термин "аорта".
Герофил (родился в 340 г до н.э.) - был первым врачом Древней Греции, который начал вскрывать трупы. Описал некоторые из черепных нервов, их выход из головного мозга, оболочки мозга, двенадцатиперстную кишку, лимфатические сосуды брыжейки тонкой кишки. Книга Герофила "Anatomica" послужила стимулом для рождения целой науки.
Эразистрат (350-300 гг. до н.э.) - был выдающимся хирургом, вскрывал трупы, он пришел к мысли, что не "душа", а мозг руководит движениями человека. Он разделил нервы на двигательные и чувствительные.
Таким образом, работы древнегреческих ученых стали у истоков анатомических исследований. Эти исследования были очень разрозненны, часто содержали ошибочные представления и нуждались в уточнении.
Анатомия Древнего Рима. Своего кульминационного расширения Римская империя достигла во втором веке нашей эры. Выдающимся врачом Древнего Рима был Клавдий Гален (130-200 гг н.э.), главная заслуга которого заключалась в том, что он обобщил и систематизировал все анатомические факты, добытые в античный период. Его основные труды носят название "Об анатомии". Они представлены в виде 16 книг. С именем Галена связаны: классификация костей, описание мышц позвоночного столба, выделение трех оболочек артерии, описание блуждающего и лицевого нервов и т. д. Он подробно изучил строение мозговых оболочек и вен мозга, поэтому одна из вен мозга названа его именем.[2]
1.2. Анатомия в эпоху Средневековья.
(Ученые: Абу Али Ибн-Сина, Мондинус,)
Одним из великих представителей ученых Востока в эпоху Средневековья был Абу Али Ибн-Сина, известный под именем Авиценна (980-1037) - великий таджикский ученый, философ и врач. Наиболее значительным его трудом является "Канон врачебной науки", написанный в XI веке. Этот труд состоит из 5 томов, объединяющих опыт и воззрения греческих, римских, индийских и арабских врачей. Очень много сделал Авиценна в области диагностики и лечения различных заболеваний. В "Каноне врачебной науки" пять первых разделов, с которых начинается общая часть книги, отводятся анатомии. Здесь выделено учение о костях, мышцах, нервах и сосудах. Кроме первой книги "Канон врачебной науки", сведения по анатомии содержатся и в других томах. Так, разделы, посвященные внутренним органам, отнесены к соответствующим главам патологии и терапии в 3-й книге. Сведения по анатомии головного мозга, черепных нервов, органов зрения и слуха, а также ротовой и носовой полостей включены в главу "Болезни головы".
В состав тела человека, как полагал Ибн Сина, входят четыре исходных вещества, определяющих качества каждой из жидких сред организма, т. е. крови, флегмы, простой и черной желчи. Ибн Сина различает простые и сложные органы и характеризует их по естественному положению в организме. Костную систему описывает как скелет с тремя его главными функциями опоры, защиты и локомоции. Элементы артрологии увязываются в "Каноне" с костями и заболеваниями или травмами. Так, анатомические сведения приобретают строго клиническую направленность.
Начиная с XIII века в университетах выделяются медицинские факультеты. В XIV-XV вв. в них для демонстрации студентам стали вскрывать 1-2 трупа в год. В 1326 г. профессор Болонского университета Мондинус вскрыл два женских трупа и написал учебник по анатомии, который на протяжении двух веков переиздавался 25 раз. До этого времени изучение анатомии сводилось к перечислению частей тела на основании описания их Галеном и вскрытий домашних животных, обычно свиней. Ученые-медики позднего средневековья производили редкие церемонии «анатомий» как публичное зрелище, на которые являлись не только студенты, но и вся городская знать. Профессор зачитывал тексты Галена и Ибн-Сины. Вскрывал труп служитель или цирюльник. Нередко вскрытие заканчивалось музыкой. Отсюда возникло название – анатомический театр. [3]
1.3. Анатомия эпохи Возрождения (Ренессанса).
(Учёные: Гарвей , Фаллопий, Евстахий, Леонардо Да Винчи, Якоб Сильвий, Андрей Везалий)
Леонардо да Винчи (1452-1519) - гениальный художник и ученый, вскрыл 30 трупов людей и изучал анатомию мышц, костей и внутренних органов не по книгам, а путем научного наблюдения. Вскрывая трупы, производил подробное и тщательное описание анатомических структур, сразу же все зарисовывал, дополнял измерениями; производил инъекции сосудов, желудочков мозга; создавал модели органов, чтобы понять их функцию. К описанию и рисункам мышц и костей применил законы механики, проанализировал мышечную работу в системе рычагов; открыл и описал изгибы позвоночника. Установление Леонардо да Винчи общих закономерностей строения человека, топографических соотношений между органами и выявление функционально-структурных зависимостей превратила эмпирическую анатомию в научную, а его сделала основоположником системной, пластической, топографической и функциональной анатомии. Великолепное знание анатомии помогло создать художнику мировые шедевры, в том числе и портрет Моны Лизы с загадочной улыбкой.
К сожалению, труды Леонардо да Винчи по анатомии стали известны студентам, врачам и анатомам только во второй половине XVIII столетия.
Якоб Сильвий (1478-1555) - прославленный врач и анатом Франции. Впервые описал латеральную борозду мозга, венозные клапаны, червеобразный отросток, борозды печени и т.д.
Андрей Везалий (1514-1564) - считается реформатором анатомии. Везалий хорошо знал труды Галена. Но выступая с опровержением, доказывал, что анатомия животных отличается от анатомии человеческого тела. Использовал метод-изучение строения человеческого тела и отдельных его частей путем вскрытия трупов и многократных наблюдений. Исправил более 200 ошибок Галена. Определил особенности строения частей тела человека в связи с особенностями функций организма Он вскрывал и препарировал трупы, делал зарисовки костей, мышц и внутренних органов. Результатом многих лет напряженной работы стал его знаменитый труд "О строении тела человека". Великий русский физиолог И.П. Павлов так отозвался о труде Везалия: "Это первая анатомия человека в новейшей истории человечества, не повторяющая только знания и мнения древних авторитетов, а опирающаяся на работу свободного исследовательского ума". Работы Везалия явились основой современной анатомии.
После Андрея Везалия многие ученые стали проводить исследования в области анатомии, накапливали научные факты, описывая ранее неизвестные органы и углубляя знания о строении человеческого организма.
Так, например, Габриеле Фаллопий (1523-1562) - впервые описал маточные трубы, канал лицевого нерва. Его открытия изложены в книге "Анатомические наблюдения".
Бартоломео Евстахий (1510-1574) - первый обнаружил и описал слуховую трубу, заслонку нижней полой вены. Его анатомические знания изложены в "Руководстве по анатомии", изданном в 1714 г.
К. Варолий (1543-1575) описал - отдел ствола головного мозга - мост, А. Спигеллий (1578-1625) - хвостатую долю печени, В. Сильвий (1614-1672) - водопровод головного мозга, Н. Гаймор (1613-1726) - верхнечелюстную пазуху.
XVII век явился переломным в развитии медицины и анатомии.
В 1628 г. Вильям Гарвей опубликовал труд "Анатомические исследования о движении сердца и крови у животных", в котором были описаны большой и малый круги кровообращения и законы движения крови. Труд Гарвея положил начало функциональному направлению в анатомии. Труд Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» опубликован в 1628 году во Франкфурте. В нём он впервые сформулировал свою теорию кровообращения и привёл экспериментальные доказательства в её пользу. Измерив величину систолического объёма, частоту сокращений сердца и общее количество крови в теле овцы, Гарвей доказал, что за 2 минуты вся кровь должна пройти через сердце, а в течение 30 минут через него проходит количество крови равное весу животного. Отсюда следовало, что, вопреки утверждениям Галена о поступлении к сердцу всё новых и новых потоков крови от вырабатывающих её органов, кровь возвращается к сердцу по замкнутому циклу. Замкнутость же цикла обеспечивают мельчайшие трубочки — капилляры, соединяющие артерии и вены. Гарвеем сами капилляры при этом открыты не были, их установил позже Марчелло Мальпиги .
Открытие Гарвея было встречено шквалом критики учёных, придерживавшихся взглядов Аристотеля и Галена о том, что кровь образуется в печени из пищи и движется по венам, слепо заканчивающимся в органах. Тем не менее, открытие кровообращения Гарвеем учёные (Декарт, Готлиб Шлегель, Жан Пеке и др.) признали ещё при его жизни. [3]
1.4. Микроскопический период: вторая половина XVII и XVIII веков.
(Учёные: Мальпигий - учение о кровеносных сосудах, Левенгук)
Анатомия в XVII-XIX вв. обогатилась новыми фактами. Начало микроскопической анатомии положил профессор университета в Болонье М. Мальпиги (1628-1694), открывший в 1661 г. с помощью микроскопа кровеносные капилляры.
Большинство результатов исследований Мальпиги публиковалось в журнале Лондонского королевского общества. Первая статья была опубликована в 1661 году.
В своих исследованиях Мальпиги одним из первых использовал микроскоп, дававший увеличение до 180 раз. Впервые наблюдал капилляры в лёгких и открыл связь между артериями и венами, что не удалось Уильяму Гарвею, описавшему большой и малый круги кровообращения.
Исследуя строение шелковичного червя, открыл трахеи — органы дыхания членистоногих в виде маленьких воздухоносных трубочек, пронизывающих тело насекомого. Наблюдал почечные канальцы, заложив первые представления о мочеиспускании.
Установил наличие восходящего и нисходящего токов веществ в растениях и высказал догадку о роли листьев как органов питания растений.
Описал лимфатические тельца селезёнки, выделительные органы паукообразных, многоножек и насекомых, ростковый слой кожи, кровяные тельца, альвеолы лёгких, вкусовые сосочки языка, кишечные крипты и другое.
Именем Мальпиги названы некоторые открытые им органы и структуры: мальпигиевы тельца (в почках и селезёнке), мальпигиев слой (в коже), мальпигиевы сосуды (у паукообразных, многоножек и насекомых).
Другой итальянский анатом Дж. Морганьи (1682-1771) был основоположником патологической анатомии. Впервые описал изменения, наблюдаемые при вскрытии трупов людей, умерших от различных болезней; эти наблюдения позволили распознавать болезни на основании вскрытий и сравнивать прижизненные признаки с посмертными изменениями.
В XX веке анатомия достигла больших успехов. Это относится, в первую очередь, к функциональной анатомии, гистологии, цитологии (К. Гольджи, С. Рамон-и-Кахаль и др.). [2]
1.5. История отечественной анатомии.
Многие ученые Украины также сыграли важную роль в развитии отечественной анатомии. К ним относятся профессор Н.М. Максимович-Амбодик (1744-1812), составивший первый русский словарь анатомических терминов под названием "Анатомо-физиологический словарь на российском, латинском и французском языках" (1783). В XVIII веке закладываются основы и микроскопической анатомии, что связано с именем А.М. Шумлянского (1784-1795). Написал диссертацию "О строении почек", в которой на 60 лет раньше Боймена описал микроскопическую анатомию почек.
С именем выдающегося врача-хирурга, анатома Н.И. Пирогова (1810-1881) связана целая эпоха в развитии анатомии. Большой заслугой Н.И. Пирогова как анатома было открытие оригинального метода исследования тела человека по распилам замороженных трупов. Это позволило точно и наглядно выявить взаимное расположение органов. Результаты многолетних трудов Н.И. Пирогов обобщил в книге "Топографическая анатомия, иллюстрированная разрезами, проведенными через замороженное тело человека в трех направлениях". Перу Н.И. Пирогова принадлежит "Полный курс прикладной анатомии человеческого тела". В области анатомии Н.И. Пирогов сделал немало открытий. Его именем названы язычный треугольник на шее, апоневроз двуглавой мышцы плеча, лимфатический узел, расположенный на глубоком кольце бедренного канала, и другие анатомические образования. Он один из первых для решения клинических проблем стал проводить эксперименты на животных и на трупах.
К концу XIX века в анатомии в основном закончилось собирание фактов. Ученые перешли к их обобщению, формированию закономерностей строения органов человеческого тела, влияния на структуру тела внешней среды, условий жизни, физических упражнений, к выявлению индивидуальных, половых и возрастных различий, изучению изменений анатомических органов при патологических процессах. Открывается целая сеть университетов с медицинскими факультетами, в которых были подготовлены многие врачи и ученые. Огромный вклад в развитие отечественной анатомии внесли Львовская, Харьковская, Киевская, Одесская (Новороссийская), Крымская анатомические школы. Научные достижения этих школ прославили отечественную анатомию.
Львовская анатомическая школа. Она берет свое начало от 1784 г., когда в университете был открыт медицинский факультет. Известными представителями этой школы были профессор Г. Кидий (1851-1912) - заведующий кафедрой с 1894 года, организовал фундаментальный анатомический музей, использовал формалин для фиксации трупов. Его работы посвящены кровоснабжению спинного мозга и кисти. И.А. Марковский (1874-1947) - руководил кафедрой 30 лет. Его работы касаются развития пазух твердой оболочки и мозговых вен. Тадий Марценик (1895-1966) - исследовал аномалии костей и мышц верхней конечности. А.П. Любомудров (1895-1972) - ученик академика В.М. Тонкова, изучал сосуды в норме и эксперименте (коллатеральное кровообращение). Профессора Е.Ф. Гончаренко(1921-1979), Л.М. Личковский, А.М. Нетлюх - заведовали кафедрой. Львовская анатомическая школа сделала большой вклад в исследование функциональной анатомии сердечно-сосудистой системы.
Дальнейшее развитие анатомии в Украине способствовало открытие медицинских факультетов при Харьковском (1805), Киевском (1841) и Новороссийском (Одесском, 1900) университетах.
Харьковская анатомическая школа. Эта школа сыграла важную роль в становлении и развитии отечественной анатомии, а ее анатомы (Д.Ф. Лямбль, М.А. Попов, Г.М. Иосифов, В.П. Воробьев, Р.Д. Синельников и др.) прославили отечественную и мировую науку.
Выдающимся представителем Харьковской школы анатомов был В.П. Воробьев (1876-1937). Он предложил оригинальный метод макро-, микроскопического исследования анатомических объектов. Внес большой вклад в изучение периферической и особенно вегетативной нервной системы. Выдвинул гипотезу о сообщении лимфатической и венозной систем. Предложил оригинальные способы бальзамирования органов и трупов. Воробьев первым создал пятитомный "Атлас анатомии человека". В 1924 году возглавлял бригаду по бальзамированию тела В.И. Ленина. Продолжателями научных традиций Харьковской школы были Р.Д. Синельников (1896-1981), ученик академика В.П. Воробьева, автор "Атласа анатомии человека" в трех томах, выдержавших несколько переизданий. В.В. Бобин - с 1971 по 1992 г. возглавлял кафедру анатомии человека. Разрабатывает проблему симметрии и асимметрии в строении нервной системы.
Киевскую школу анатомов возглавили профессора М.И. Козлов (1814-1880), О.П. Вальтер (1817-1889), В.О. Бец (1834-1894), М.А. Тихомиров (1848-1902), Ф.А. Стефанис (1865-1917), А.В. Старков (1874-1927), М.С. Спиров (1892-1973), И.Е. Кефели (1920-1980).
Гордостью Киевской школы анатомов является профессор В.А. Бец (1834-1894), который открыл в пятом слое коры головного мозга гигантские пирамидные клетки (клетки Беца) и обнаружил разницу в клеточном составе различных участков слоев мозговой коры. Положил начало учению о цитоархитектонике мозговой коры. М.А. Тихомиров (1848-1902) - свои достижения ученый изложил в монографию "Варианты артерий и вен тела человека". Ф.А. Стефанис (1862-1917) - является основоположником отечественной лимфологии. М.С. Спиров (1892-1973) - основные работы посвящены изучению интерренальной системы, эмбриогенезу мозговых оболочек человека, путям циркуляции цереброспинальной жидкости и строению лимфатической системы.
Одесская (новороссийская) школа анатомов. Была организована в 1900 г. первым заведующим кафедрой был профессор М.О. Батуев (1855-1917), подготовил и издал учебник "Лекции по анатомии человека". Н.К. Лысенков (1865-1941) занимался всеми анатомическими дисциплинами, изучающими нормальное строение человека: нормальной, топографической и пластической анатомией. В 1932 г. написал руководство по "Нормальной анатомии человека" (совместно с В.И. Бушковичем, 1878-1945).
Под руководством М.С. Кондратьева (1888-1951), Ф.А. Волынского (1890-1970), изучалась нервная и сердечно-сосудистая системы. Они внесли большой вклад в развитие отечественной анатомии и явились создателями оригинальных научных направлений.
Крымская школа анатомов. Ее возглавили известные ученые - Р.И. Гельвиг, В.В. Бобин, В.И. Зяблов. Они продолжили разработку традиционных научных проблем анатомии человека, создавая новые научные направления, продолжая формировать Крымскую анатомическую школу. Р.И. Гельвиг (1873-1920) - профессор медицины, анатомии. В 1918 году организовал и возглавил кафедру анатомии Таврического университета. Ни один современный исследователь не обойдется без гениального курса по истории анатомии человека, атласа "Анатомии мышечной системы человека" и учебного пособия "Головные нервы, строение головы и черепа человека, анатомия сосудов головы человека" и других ярких работ.
Илья Васильевич Буяльский (1789-1866) - выдающийся анатом и хирург, В 1829 году И.В.Буяльский стал управлять хирургическим инструментальным заводом, где много сделал для создания хирургического инструментария, в том числе им были сконструированы наборы зубных инструментов. Буяльским написано руководство по судебной медицине, созданы «Анатомико-хирургические таблицы» - первый отечественный оригинальный атлас по оперативной хирургии. Некоторые таблицы поясняют технику производства зубоврачебных операций и перевязки больших артерий, относящихся к челюстно-лицевой области.
И.В.Буяльский одним из первых хирургов применил обезболивание эфиром и хлороформом и применил хлорную известь, как средство предохранения от инфекции при операциях, внутренних осмотрах, при перевязках гангренозных ран, использовал крахмальную повязку при иммобилизации отломков костей и других манипуляциях. И.В.Буяльский в числе первых в России с успехом произвел операцию резекции верхней челюсти по поводу новообразования, разработал оригинальный метод восстановления нижней губы из кожи подбородка, производил пластические операции.
В.В. Бобин (1931-1993) - первый заведующий кафедрой анатомии человека Крымского медицинского института. С его участием был создан музей, рентгеновский кабинет, научные лаборатории. Профессором В.В. Бобиным было опубликовано свыше 100 научных работ, которые посвящены иннервации мочевого пузыря, оболочкам головного и спинного мозга, исследованиям актуальных проблем антропологии. В.И. Зяблов (1967-1993) - известный отечественный морфолог, заслуженный работник высшей школы УССР, возглавлял кафедру с 1967 по 1993 г. Профессор В.И. Зяблов умело сочетал административную (ректор института), общественную работу с научно-исследовательской. Основное направление исследований посвящено проблеме морфогенеза и регенерации центрального и периферического отделов нервной системы. Г.Н. Петров (1926-1997) - доцент кафедры нормальной анатомии, 50-е годы первым в мире проследил в пробирке все стадии дробления яйцеклетки человека, осуществил экстракорпоральное оплодотворение, что явилось важным вкладом в развитие экстракорпорального оплодотворения. В.В. Ткач (1931-2008) - профессор, возглавлял исследование влияния спинномозговой жидкости на морфогенез органов и тканей, разработал способ изготовления хирургических и офтальмологических нитей из твердой мозговой оболочки спинного мозга крупного рогатого скота и др. С 2001 года кафедру нормальной анатомии человека Крымского государственного медицинского университета им. С.И. Георгиевского возглавляет доктор медицинских наук, профессор Василий Степанович Пикалюк, ученик известного анатома, профессора В.Г. Ковешникова.[3]
Во второй половине XX в. в анатомию внедряется ряд новых современных методов. Успешно используется микроскопическая и ультрамикроскопическая техника, авторадиография, рентгеновский и биометрический методы, которые дали возможность, наряду с традиционными, обогатить анатомическую науку новыми оригинальными и ценными для биологии и медицины данными. Наука не стоит на месте, и естественно будут появляться новые открытия в области анатомии, но они уже никогда не затмят всего того, что было открыто за сотни лет до нас.
2.Практическая часть
2.1. Анкетирование
Анкетирование проводилось среди учащихся 8-х классов «ЦО №7», изучающих анатомию и физиологию человека. Всего участвовало 48 человек. см. Приложение 1.
Вопросы анкеты:
1.Что изучает наука Анатомия?
2.Каких известных российских учёных-анатомов вы знаете?
3.Каковы заслуги отечественных ученых учёных?
4.Как выдумайте нужно ли знать и помнить учёных, которые совершили открытия в области анатомии (или открытия в других областях?)
5.Интересно ли будет вам узнать о истории развития науки анатомии?
Результаты анкетирования
1.Что изучает наука Анатомия? |
Результаты (количество человек) |
|
1 |
Анатомия изучает - строение человека |
42% |
2 |
Анатомия изучает - человека и его тело |
35% |
3 |
«Я не знаю, что изучает эта наука» |
23% |
В основном учащиеся знают, что изучает наука анатомия |
||
2.Каких известных российских учёных-анатомов вы знаете? |
||
1 |
И.П. Павлов |
52% |
2 |
И.И. Мечников |
27% |
3 |
«Никаких не знаю» |
21% |
Самыми известные ученые оказались: И,П.Павлов и И.И.Мечников,э тих ученых мы изучали на уроках биологии . |
||
3.Каковы заслуги отечественных ученых учёных? |
||
1 |
Открытие условного рефлекса |
56% |
2 |
Создание вакцины |
35% |
3 |
«Я не знаю, чем прославились эти учёные» |
9% |
Учащиеся осведомлены о том, что отечественные ученые открыли условный рефлекс и создали вакцину |
||
4.Как выдумайте нужно ли знать и помнить учёных, которые совершили открытия в области анатомии (или открытия в других областях?) |
||
1 |
«Да, я считаю, что нужно» |
69% |
2 |
«Нет, я считаю, что не нужно» |
16% |
3 |
«Я не знаю» |
15% |
Большинство ребят считают, что нужно знать и помнить ученых |
||
5.Интересно ли будет вам узнать о истории развития науки анатомии? |
||
1 |
«Да, интересно» |
60% |
2 |
«Нет, не интересно» |
23 |
3 |
«Возможно/наверно» |
17% |
Ребята хотят знать историю развития науки анатомии |
Результаты анкетирования показали, что учащиеся мало знают об ученых-анатомах, но с большим удовольствием узнали бы о истории развития отечественной анатомии. Для этого была создана презентация. «Российские ученые анатомы» с которой автор выступал на уроках биологии и готов поделиться со всеми заинтересованными людьми. см. Приложение 2
Заключение
Знание анатомии необходимо не только врачам. Это актуально и для биологов, и для учителей, и для психологов. Большой коллектив российских анатомов на кафедрах медицинских институтов, в морфологических лабораториях успешно изучает индивидуальные, возрастные, типовые, половые особенности строения тела человека. Ученые-анатомы вносят существенный вклад в теорию и практику медицинской науки. Поэтому необходимо знать и распространять знания об ученных.
В работе рассмотрены основные этапы истории анатомии. Знание анатомии-основа практических знаний, а знание истории анатомии- основа знаний об анатомии. Наука не стоит на месте, и естественно будут появляться новые открытия в области анатомии, но они уже никогда не затмят всего того, что было открыто за сотни лет до нас. Проведенное анкетирование показало, что учащиеся готовы изучать историю отечественной анатомии.
Поэтому мы с большим интересом создали презентацию истории анатомии, где рассмотрели вклад отечественных ученых в развитии этой науки. Данный материал имеет ценное значение и может быть использован и учеником, и учителем на уроках биологии.
В дальнейшем я планирую связать свою жизнь с медициной, и считаю, что знания в области анатомии могут облегчить моё обучении., а также расширить мой кругозор.
Источники информации:
1.Бачило Е.В. «История медицины: конспект лекций»: ЭКСМО; Москва, 2007.
2.Волгин Н.А. «Демография». Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. – Москва: Издательство РАГС, 2003.
3.Киценко О.С. «История медицины». Учебно-методическое пособие.- Волгоград, изд. ВолгГМУ, 2016.
4.http://shpargalka.net.ua/blog/prodolzhitelnost-zhizni-istoriya-i-prognozy.html
5.https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/75595
3.http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%97/zabludovskij-p-e/istoriya-medicini
Приложение 1
Проведение анкетирования
Анкета
1.Что изучает наука Анатомия?
2.Каких известных российских учёных-анатомов вы знаете?
3.Каковы заслуги отечественных ученых учёных?
4.Как выдумайте нужно ли знать и помнить учёных, которые совершили открытия в области анатомии (или открытия в других областях?)
5.Интересно ли будет вам узнать о истории развития науки анатомии?
Приложение 2
Презентация для одноклассников «Отечественные ученые-анатомы»