Введение
С древних времен люди используют злаковые растения в пищу, для этого они высаживали их возле своих домой, в садах и огородах. Более декоративными видами украшали клумбы и улицы городов. Некоторый виды злаковых использовались в строительстве жилищ, шалашей, изгородей. Злаки есть везде, их можно встретить около воды (околоводные), у дорог (придорожные и сорные) на полях и лугах.
Дома мы на подоконнике выращиваем траву для кошки. Я заметил, что состав этой травы разный (просо, овес и т.д), а выглядят практически одинаково. И на улице растет похожая трава. Узнав у педагога, что эти растения относятся к одному семейству злаковых, я решил подробнее изучить растения этого семейства.
Занимаясь в детском экологическом центре «Косатка» на летней практике в отряде юных защитников природы, мы изучили растения в нашем микрорайоне Авиагородка и поняли, что большинство растений, растущих около домов относятся к семейству злаковых.
Видовое разнообразие семейства злаковых в городских условиях на примере микрорайона Авиагородка, посвящена наша работа.
Цель: изучить видовое разнообразие семейства злаковых в городских условиях на примере микрорайона Авиагородка
Задачи:
Изучить по литературным источникам дикие и культурные растения семейства злаковых.
Исследовать микрорайон Авиагородка и найти представителей семейства злаковых.
Определить найденные нами растения.
Изготовить лэпбук.
Во время исследования мы использовали метод наблюдения, аналитический метод, методика сбора и сушки растений, монтирование гербария, моделирование.
1. Общая характеристика Семейства Злаковых.
Зла́ки, или Злаковые (лат. Gramíneae), или Мя́тликовые (лат. Poáceae), — семейство однодольных растений, к которому относятся такие известные и давно используемые в хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, просо, бамбук, сахарный тростник.
Жизненные формы злаков разнообразны – кустарники, многолетние и однолетние травы. Среди злаковых нет эпифитов, сапрофитов и паразитов.
У всех злаков мочковатая корневая система. Различные виды злаков имеют возможность образования большого количества тонких корней. Они активно поглощают воду и являются основой выживания растений. Иногда и подземные побеги могут перейти в форму корневища. Корень составляет большую часть от массы растения.
Побеги злаков подразделяются на вегетативные и генеративные. Каждый из них может быть как однолетним, так и многолетним. Стебли цилиндрические, членистые, в междоузлиях полые — соломины. Исключением являются несколько видов подсемейства бамбуковых, кукуруза и сахарный тростник.
Листья очерёдные, двурядные, узкие, с незамкнутым влагалищем. На границе влагалища и пластинки находится плёнчатый язычок или ряд волосков.
Общие соцветия злаков могут быть представлены колосьями, метёлками, колосовидными метелками (султан), кистями, початками. Общие соцветия состоят из многих элементарных соцветий — колосков. В колосках может находиться от одного до нескольких цветков.(см. приложение №1)
Цветки мелкие, ветро- или самоопыляемые. Цветок в типичном случае имеет нижнюю и верхнюю цветковые чешуи. (см. приложения №2,№3) Цветы у злаковых растений мелкие. Завязь располагается в одной полости семяпочки (однодольные цветы). Их основой служит колос. С двух сторон основания колоса располагаются рядами пазухи прицветников. Они являются нижними цветовыми чешуйками. У основания цветка образуются 2-3 чешуйки, которые набухают во время цветения (додикулы). Тычинок в цветке на длинных тычиночных ножках обычно от 2 до 6. Цветы злаковых опыляются с помощью ветра и насекомых. Исключением являются единичные растения. Например, у кукурузы женские цветы находятся в початках, а мужские сверху в метелках.
2. Значение и применение растений Семейства Злаковых.
Злаковые культурные растения имеют большое значение для человека. Зерновки содержат растительный белок и крахмал и являются основой рациона большинства жителей планеты. Зёрна перемалывают в муку и пекут из неё хлеб, из круп варят каши, готовят пудинги.
В далеком прошлом люди бродили в поисках пищи, питались они в основном плодами и ягодами лесных деревьев и кустарников, употребляли в пищу все что могли найти съедобное. Заметив, что на почве около жилища растут многие растения, люди, жившие в древние времена, пришли к выводу, что лучше выращивать их рядом со своим домом, чем разыскивать в лесах и на лугах. Благодаря таким выводам люди стали сеять семена, оберегать всходы, выпалывать сорняки. Ученые считают, что возделыванием растений люди начали заниматься около 10-15 тысяч лет назад. Для посева древние земледельцы стали собирать семена от лучших растений. Выращивание из таких семян способствовало превращению диких растений в культурные.
Наиболее древние из современных зерновых злаков - пшеница, ячмень, просо, рис и кукуруза. Виды культурной пшеницы происходят, по крайней мере, от трех диких злаков, растущих в Малой Азии, Южной Европе и Северной Африке. Культура пшеницы существовала уже в эпоху неолита. При раскопках неолитических поселений в Европе нашли зерна пшеницы, семена гороха, чечевицы и бобов. Родина риса - Индия и Индокитай. Там найдено много диких форм этого растения. Сравнительно поздно, примерно к началу нашей эры, в Закавказье или в Малой Азии появилась рожь, а несколько раньше - овес. Родина кукурузы и картофеля - Южная и Центральная Америка. В очень далекие времена человек начал культивировать прядильные растения. В Европе ввели в культуру лен, в Китае - коноплю, в Америке и Азии - хлопчатник. Позже, с развитием мореплавания, особенно в эпоху Великих географических открытий, началось переселение культурных растений с одного континента на другой. Постепенное улучшение культурных растений было делом не одного поколения - оно продолжалось тысячелетия. Земледельческие племена постепенно расселялись по Земле, вместе с ними распространялись и культурные растения. С появлением и распространением на Земле культурных растений изменились условия жизни людей. Возникновение и развитие земледелия привело к огромному сдвигу в истории человеческого общества.
Культурные растения настолько прочно вошли в человеческую жизнь, что мало кто задумывается, откуда началась история их окультуривания. Употребляя овощи и фрукты в пищу, человек не задается вопросом о том, как выглядят их дикие сородичи и насколько велико многообразие культурных растений. Их можно разделить на 2 группы: сельскохозяйственные культуры и декоративные. (см приложение №4) Список сельхоз культур возглавляет пшеница, далее следует рожь. Сюда же относятся рис, овёс, ячмень, просо и кукуруза. Декоративные растения высаживают в парках и садах — отдельными клумбами, вдоль дорожек, также существуют сады трав, где все растения представлены злаками. В группу входят бамбук, тростник, ковыль, амарант и другие.
Благодаря своему генетическому разнообразию и широкой пластичностью к разным почвенно-климатическим условиям, зерновые культуры выращиваются в самых разных географических местах. Современные продуктивные сорта сохранили способность реагировать на факторы интенсификации земледелия: удобрения, обработку почвы, орошение. Зерновые культуры характеризуются высоки коэффициентом размножения, равным 1:20 при относительно небольшой требовательности к технологии возделывания.
Дикорастущие злаки составляют основной корм домашнего скота. Кроме того, злаки являются основными компонентами естественных сенокосов и пастбищ, особенно лугов и степей различных типов. Лучшие по своим кормовым качествам дикорастущие виды не только введены в культуру, но и представлены целым рядом сортов-культиваров. Особенно широко культивируются тимофеевка луговая, ежа сборная, овсяницы луговая и тростниковая, кострец безостый, плевелы многолетний и многоцветковый, лисохвост луговой, полевица гигантская, мятлик луговой, райграс высокий, а в лесостепных и степных районах -- житняки гребенчатый, пустынный и ломкий.
3. Описание Микрорайона Авиагородок
Микрорайон был создан для работников двух близлежащих аэропортов («Большой» и «Малый») и развивался по мере роста города. Значительная часть жителей работала в Хабаровском авиаотряде, ставшем затем авиакомпанией «Дальавиа» и авиакомпанией «Восток». Со временем район утратил свою «авиационную» направленность и застроился новостройками.
На территории микрорайона расположено троллейбусное депо, сквер «Стрелка», центр по работе с населением «Исток», дом ветеранов Железнодорожного района, детский экологический центр «Косатка, школа №47 с двумя корпусами, детские сады №1 и №104, филиал детской поликлиники №24, центр патриотического воспитания детей «Данко», детская школа искусств №6, краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.
Авиагородок находится на расхождении ул. Карла Маркса на Чернореченское (Комсомольская трасса) и Матвеевское шоссе (к селу Матвеевка Хабаровского района).(см. приложение№5)
Территории большого и малого аэропортов и жилмассив Авиагородок разделены автомобильной трассой «обход Хабаровска» с обеих сторон имеющую небольшой участок лесного массива. По территории Авиагородка протекает речка Черная. В авиагородке расположен преимущественно спальный район, имеет большое количество зеленых насаждений, нет промышленных объектов.
4. Методика исследования.
Изучение придорожных растений.
Растительные сообщества связанны между собой совокупностью растений, занимающие определенные участки территории и характеризующиеся определенным видовым составом, строением и определенным взаимоотношениями с внешней средой.
Так как растения, произрастающие в городе, имеют огромную антропогенную нагрузку, то в условиях городских улиц в основном произрастают придорожные и сорные растения.
Свои исследования мы проводили на улицах нашего микрорайона. Каждый двор мы обходили и фиксировали растения из семейства злаковых в полевой дневник. Найденные нами образцы мы собирали в гербарий и сушили в гербарной сетке. А потом определяли с помощью определителя и монтировали в гербарий.
Анализ аборигенных и адвентивных элементов в составе флоры.
Аборигенные растения - растения, давно возникшие на определенной местности и до сих пор в ней обитающие.
Адвентивные, чужеродные растения, занесенные или привезенные с других территорий, которые смогли прижиться и расти в нашей местности.
После того как мы провели исследования в микрорайоне Авиагородок, нами был составлен конспект растений, в котором мы обозначили не только количество видов и родов семейство злаковых, но и аборигенный и чужеродные (адвентивные) растения, математически произвести расчеты и проанализировать их, сделать выводы.
5. Конспект и анализ растений семейства злаковых Авиагородка
Сем. Злаковые Poaceae ( 15 в 13р )
Пырей ползучий ( 1в 1р, адв)
Канареечник тросняковый ( 1в 1р, адв)
Ячмень гривастый (1в1р, адв)
Костер безостый (1в1р, адв)
Род Овес. Овсюг пустой (1в.1р, адв)
Вейник (2в1р): вейник наземный (аб.) и вейник незамеченный (аб.)
Бекмания восточная (1в,1р, аб.)
Тимофеевка луговая (1в1р, адв.)
Лисохвост (2в1р) лисохвост амурский (1р, аб.) и лисохвост луговой (1р, аб.)
Овсяница луговая (1в1р, аб.)
Мятлик луговой (1в1р, аб. )
Тростник обыкновенный (1в1р, аб)
Ежовник куринное просо (1в1р, аб)
Вывод: во флоре Авиагородка семейство злаковых представлена 15 видами растений, относящимися к 13 родам.
Из 15 видов растений, 9 видов аборигенных, а 6 адвентильных (чужеродных растений).
6. Изготовление книги лэпбук «Семейство злаковых»
По результатам исследования мы решили изготовить информационно-развлекательное пособие о семейство злаковых, для ознакомления младших школьников с этим семейством. Пособие решили выполнить в виде лэпбука, так как эти чудо-книжки полны загадок, кроссвордов, ребусов, в них есть интересная и полезная информация, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, которые в свою очередь раскрываются, это очень интересно детям любого возраста. Такая книга вызывает интерес наличием игровых элементов что помогает лучше запомнить и изучить новый материал.
Алгоритм и этапы изготовления лэпбука:
В начале мы составили план будущей книги, выбрали информацию кторая будет размещена в книге.
Изготовили макет, выбрали оформление отдельных частей лэпбука, решили какую информацию лучше подать в виде картинок, что поместим в книжечки, что будет лежать в раскрывающихся кармашках, где место для гербариев, в чем поместим семена и д.п.
Приобретя необходимые материалы для основы и деталей мы приступили к изготовлению. (нам понадобилась: плотная бумага, картон, клей, скотч, простой карандаш, ножницы, проволока, прозрачные файлы, бутылочки с крышечками для коллекции семян).
Изготавив выкройку нашего лэпбука согласно макету, скрепили все части папки клеем, пока все подсыхало. Распечатали на цветно принтере фон, необходимые картинки и информационный материал.
Разложили на готовой основе все интерактивные элементы пометили места их расположения карандашом и крепили поочерёдно, используя клей, двухсторонний скотч и проволоку.
Оформили титульный лист аппликацией в стиле бумага пластика. Далее напонили кармашки лэпбука необходимым содержимым. Книга готова.
В данную книгу, мы поместили коллекцию семян культурных растений, гербарные образцы, собранных нами в районе Авиагородка, а так, же найденные нами в книжках и интернете интересные факты, загадки и пословицы об изученных злаковых растениях. (см приложение№6)
Выводы:
1.По литературным источникам изучены дикорастущие и культурные растения семейства злаковых.
2. Флора Авиагородка представлена 15 видами растений, относящимися к 13 родам.
3. Из 15 видов растений 9 видов аборигенных, а 6 чужеродных растений.
4.Найденные нами растения определены
5. Изготовлена книга лэпбук.
Литература
Губанов И. А. и др. Дикорастущие полезные растения СССР / отв. ред. Т. А. Работнов. — М.: Мысль, 1976. — С. 50. — 360 с. — (Справочники-определители географа и путешественника).]
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8
https://nauka.club/biologiya/zlakovye-rasteniya.html
https://enciklopediya-tehniki.ru/proishozhdenie-kulturnyh-rasteniy.html
https://universityagro.ru/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/
https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/kulturnye-zlakovye-rasteniya.html
https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/zlaki-dikorastuschie.html
https://yandex.ru/maps/76/khabarovsk/geo/kvartal_aviagorodok/1508567544/?ll=135.147308%2C48.512628&z=15)
https://kupildoma.ru/the-foundation/kulturnye-rasteniya-kotorye-proizoshli-ot-dikorastushchih-kak-kogda-i-dlya-chego/
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%87%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9
https://ecoportal.info/zlakovye-rasteniya/
https://afmedia.ru/15-interesnyh-faktov-o-zernovyh-kotorye-vas-udivjat/
https://dzen.ru/a/X88nWKXmhE9JlIlz
https://xn--80aaepkc2cze6b.xn--p1ai/%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81/
https://foodnews-press.ru/zdorovoe-pitanie/45-topy-foodnews-press/991-top-20-interesnih-faktov-o-pshene
Приложение №1
Приложение №2 Приложение №3
Приложение№4
Приложение №5 Приложение №6