Видовое разнообразие семейства злаковых в городских условиях на примере микрорайона Авиагородка.

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Видовое разнообразие семейства злаковых в городских условиях на примере микрорайона Авиагородка.

Люлин М.В. 1
1МАУ ДО ДЭЦ "Косатка"
Донец О.Ю. 1
1МАУ ДО ДЭЦ "Косатка
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

 

С древних времен люди используют злаковые растения в пищу, для этого они высаживали их возле своих домой, в садах и огородах. Более декоративными видами украшали клумбы и улицы городов. Некоторый виды злаковых использовались в строительстве жилищ, шалашей, изгородей. Злаки есть везде, их можно встретить около воды (околоводные), у дорог (придорожные и сорные) на полях и лугах.

Дома мы на подоконнике выращиваем траву для кошки. Я заметил, что состав этой травы разный (просо, овес и т.д), а выглядят практически одинаково. И на улице растет похожая трава. Узнав у педагога, что эти растения относятся к одному семейству злаковых, я решил подробнее изучить растения этого семейства.

Занимаясь в детском экологическом центре «Косатка» на летней практике в отряде юных защитников природы, мы изучили растения в нашем микрорайоне Авиагородка и поняли, что большинство растений, растущих около домов относятся к семейству злаковых.

Видовое разнообразие семейства злаковых в городских условиях на примере микрорайона Авиагородка, посвящена наша работа.

Цель: изучить видовое разнообразие семейства злаковых в городских условиях на примере микрорайона Авиагородка

Задачи:

  1. Изучить по литературным источникам дикие и культурные растения семейства злаковых.

  2. Исследовать микрорайон Авиагородка и найти представителей семейства злаковых.

  3. Определить найденные нами растения.

  4. Изготовить лэпбук.

Во время исследования мы использовали метод наблюдения, аналитический метод, методика сбора и сушки растений, монтирование гербария, моделирование.

1. Общая характеристика Семейства Злаковых.

Зла́ки, или Злаковые (лат. Gramíneae), или Мя́тликовые (лат. Poáceae), — семейство однодольных растений, к которому относятся такие известные и давно используемые в хозяйстве растения, как пшеница, рожь, овёс, рис, кукуруза, ячмень, просо, бамбук, сахарный тростник.

Жизненные формы злаков разнообразны – кустарники, многолетние и однолетние травы. Среди злаковых нет эпифитов, сапрофитов и паразитов.

У всех злаков мочковатая корневая система. Различные виды злаков имеют возможность образования большого количества тонких корней. Они активно поглощают воду и являются основой выживания растений. Иногда и подземные побеги могут перейти в форму корневища. Корень составляет большую часть от массы растения.

Побеги злаков подразделяются на вегетативные и генеративные. Каждый из них может быть как однолетним, так и многолетним. Стебли цилиндрические, членистые, в междоузлиях полые — соломины. Исключением являются несколько видов подсемейства бамбуковых, кукуруза и сахарный тростник.

Листья очерёдные, двурядные, узкие, с незамкнутым влагалищем. На границе влагалища и пластинки находится плёнчатый язычок или ряд волосков.

Общие соцветия злаков могут быть представлены колосьями, метёлками, колосовидными метелками (султан), кистями, початками. Общие соцветия состоят из многих элементарных соцветий — колосков. В колосках может находиться от одного до нескольких цветков.(см. приложение №1)

Цветки мелкие, ветро- или самоопыляемые. Цветок в типичном случае имеет нижнюю и верхнюю цветковые чешуи. (см. приложения №2,№3) Цветы у злаковых растений мелкие. Завязь располагается в одной полости семяпочки (однодольные цветы). Их основой служит колос. С двух сторон основания колоса располагаются рядами пазухи прицветников. Они являются нижними цветовыми чешуйками. У основания цветка образуются 2-3 чешуйки, которые набухают во время цветения (додикулы). Тычинок в цветке на длинных тычиночных ножках обычно от 2 до 6. Цветы злаковых опыляются с помощью ветра и насекомых. Исключением являются единичные растения. Например, у кукурузы женские цветы находятся в початках, а мужские сверху в метелках.

2. Значение и применение растений Семейства Злаковых.

Злаковые культурные растения имеют большое значение для человека. Зерновки содержат растительный белок и крахмал и являются основой рациона большинства жителей планеты. Зёрна перемалывают в муку и пекут из неё хлеб, из круп варят каши, готовят пудинги.

В далеком прошлом люди бродили в поисках пищи, питались они в основном плодами и ягодами лесных деревьев и кустарников, употребляли в пищу все что могли найти съедобное. Заметив, что на почве около жилища растут многие растения, люди, жившие в древние времена, пришли к выводу, что лучше выращивать их рядом со своим домом, чем разыскивать в лесах и на лугах. Благодаря таким выводам люди стали сеять семена, оберегать всходы, выпалывать сорняки. Ученые считают, что возделыванием растений люди начали заниматься около 10-15 тысяч лет назад. Для посева древние земледельцы стали собирать семена от лучших растений. Выращивание из таких семян способствовало превращению диких растений в культурные.

Наиболее древние из современных зерновых злаков - пшеница, ячмень, просо, рис и кукуруза. Виды культурной пшеницы происходят, по крайней мере, от трех диких злаков, растущих в Малой Азии, Южной Европе и Северной Африке. Культура пшеницы существовала уже в эпоху неолита. При раскопках неолитических поселений в Европе нашли зерна пшеницы, семена гороха, чечевицы и бобов. Родина риса - Индия и Индокитай. Там найдено много диких форм этого растения. Сравнительно поздно, примерно к началу нашей эры, в Закавказье или в Малой Азии появилась рожь, а несколько раньше - овес. Родина кукурузы и картофеля - Южная и Центральная Америка. В очень далекие времена человек начал культивировать прядильные растения. В Европе ввели в культуру лен, в Китае - коноплю, в Америке и Азии - хлопчатник. Позже, с развитием мореплавания, особенно в эпоху Великих географических открытий, началось переселение культурных растений с одного континента на другой. Постепенное улучшение культурных растений было делом не одного поколения - оно продолжалось тысячелетия. Земледельческие племена постепенно расселялись по Земле, вместе с ними распространялись и культурные растения. С появлением и распространением на Земле культурных растений изменились условия жизни людей. Возникновение и развитие земледелия привело к огромному сдвигу в истории человеческого общества.

Культурные растения настолько прочно вошли в человеческую жизнь, что мало кто задумывается, откуда началась история их окультуривания. Употребляя овощи и фрукты в пищу, человек не задается вопросом о том, как выглядят их дикие сородичи и насколько велико многообразие культурных растений. Их можно разделить на 2 группы: сельскохозяйственные культуры и декоративные. (см приложение №4) Список сельхоз культур возглавляет пшеница, далее следует рожь. Сюда же относятся рис, овёс, ячмень, просо и кукуруза. Декоративные растения высаживают в парках и садах — отдельными клумбами, вдоль дорожек, также существуют сады трав, где все растения представлены злаками. В группу входят бамбук, тростник, ковыль, амарант и другие.

Благодаря своему генетическому разнообразию и широкой пластичностью к разным почвенно-климатическим условиям, зерновые культуры выращиваются в самых разных географических местах. Современные продуктивные сорта сохранили способность реагировать на факторы интенсификации земледелия: удобрения, обработку почвы, орошение. Зерновые культуры характеризуются высоки коэффициентом размножения, равным 1:20 при относительно небольшой требовательности к технологии возделывания.

Дикорастущие злаки составляют основной корм домашнего скота. Кроме того, злаки являются основными компонентами естественных сенокосов и пастбищ, особенно лугов и степей различных типов. Лучшие по своим кормовым качествам дикорастущие виды не только введены в культуру, но и представлены целым рядом сортов-культиваров. Особенно широко культивируются тимофеевка луговая, ежа сборная, овсяницы луговая и тростниковая, кострец безостый, плевелы многолетний и многоцветковый, лисохвост луговой, полевица гигантская, мятлик луговой, райграс высокий, а в лесостепных и степных районах -- житняки гребенчатый, пустынный и ломкий.

3. Описание Микрорайона Авиагородок

Микрорайон был создан для работников двух близлежащих аэропортов («Большой» и «Малый») и развивался по мере роста города. Значительная часть жителей работала в Хабаровском авиаотряде, ставшем затем авиакомпанией «Дальавиа» и авиакомпанией «Восток». Со временем район утратил свою «авиационную» направленность и застроился новостройками.

На территории микрорайона расположено троллейбусное депо, сквер «Стрелка», центр по работе с населением «Исток», дом ветеранов Железнодорожного района, детский экологический центр «Косатка, школа №47 с двумя корпусами, детские сады №1 и №104, филиал детской поликлиники №24, центр патриотического воспитания детей «Данко», детская школа искусств №6, краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями.

Авиагородок находится на расхождении ул. Карла Маркса на Чернореченское (Комсомольская трасса) и Матвеевское шоссе (к селу Матвеевка Хабаровского района).(см. приложение№5)

Территории большого и малого аэропортов и жилмассив Авиагородок разделены автомобильной трассой «обход Хабаровска» с обеих сторон имеющую небольшой участок лесного массива. По территории Авиагородка протекает речка Черная. В авиагородке расположен преимущественно спальный район, имеет большое количество зеленых насаждений, нет промышленных объектов.

4. Методика исследования.

  1. Изучение придорожных растений.

Растительные сообщества связанны между собой совокупностью растений, занимающие определенные участки территории и характеризующиеся определенным видовым составом, строением и определенным взаимоотношениями с внешней средой.

Так как растения, произрастающие в городе, имеют огромную антропогенную нагрузку, то в условиях городских улиц в основном произрастают придорожные и сорные растения.

Свои исследования мы проводили на улицах нашего микрорайона. Каждый двор мы обходили и фиксировали растения из семейства злаковых в полевой дневник. Найденные нами образцы мы собирали в гербарий и сушили в гербарной сетке. А потом определяли с помощью определителя и монтировали в гербарий.

  1. Анализ аборигенных и адвентивных элементов в составе флоры.

Аборигенные растения - растения, давно возникшие на определенной местности и до сих пор в ней обитающие.

Адвентивные, чужеродные растения, занесенные или привезенные с других территорий, которые смогли прижиться и расти в нашей местности.

После того как мы провели исследования в микрорайоне Авиагородок, нами был составлен конспект растений, в котором мы обозначили не только количество видов и родов семейство злаковых, но и аборигенный и чужеродные (адвентивные) растения, математически произвести расчеты и проанализировать их, сделать выводы.

5. Конспект и анализ растений семейства злаковых Авиагородка

Сем. Злаковые Poaceae ( 15 в 13р )

Пырей ползучий ( 1в 1р, адв)

Канареечник тросняковый ( 1в 1р, адв)

Ячмень гривастый (1в1р, адв)

Костер безостый (1в1р, адв)

Род Овес. Овсюг пустой (1в.1р, адв)

Вейник (2в1р): вейник наземный (аб.) и вейник незамеченный (аб.)

Бекмания восточная (1в,1р, аб.)

Тимофеевка луговая (1в1р, адв.)

Лисохвост (2в1р) лисохвост амурский (1р, аб.) и лисохвост луговой (1р, аб.)

Овсяница луговая (1в1р, аб.)

Мятлик луговой (1в1р, аб. )

Тростник обыкновенный (1в1р, аб)

Ежовник куринное просо (1в1р, аб)

Вывод: во флоре Авиагородка семейство злаковых представлена 15 видами растений, относящимися к 13 родам.

Из 15 видов растений, 9 видов аборигенных, а 6 адвентильных (чужеродных растений).

6. Изготовление книги лэпбук «Семейство злаковых»

По результатам исследования мы решили изготовить информационно-развлекательное пособие о семейство злаковых, для ознакомления младших школьников с этим семейством. Пособие решили выполнить в виде лэпбука, так как эти чудо-книжки полны загадок, кроссвордов, ребусов, в них есть интересная и полезная информация, они раскладываются и имеют множество кармашков, вкладышей, которые в свою очередь раскрываются, это очень интересно детям любого возраста. Такая книга вызывает интерес наличием игровых элементов что помогает лучше запомнить и изучить новый материал.

Алгоритм и этапы изготовления лэпбука:

  1. В начале мы составили план будущей книги, выбрали информацию кторая будет размещена в книге.

  2. Изготовили макет, выбрали оформление отдельных частей лэпбука, решили какую информацию лучше подать в виде картинок, что поместим в книжечки, что будет лежать в раскрывающихся кармашках, где место для гербариев, в чем поместим семена и д.п.

  3. Приобретя необходимые материалы для основы и деталей мы приступили к изготовлению. (нам понадобилась: плотная бумага, картон, клей, скотч, простой карандаш, ножницы, проволока, прозрачные файлы, бутылочки с крышечками для коллекции семян).

  4. Изготавив выкройку нашего лэпбука согласно макету, скрепили все части папки клеем, пока все подсыхало. Распечатали на цветно принтере фон, необходимые картинки и информационный материал.

  5. Разложили на готовой основе все интерактивные элементы пометили места их расположения карандашом и крепили поочерёдно, используя клей, двухсторонний скотч и проволоку.

  6. Оформили титульный лист аппликацией в стиле бумага пластика. Далее напонили кармашки лэпбука необходимым содержимым. Книга готова.

В данную книгу, мы поместили коллекцию семян культурных растений, гербарные образцы, собранных нами в районе Авиагородка, а так, же найденные нами в книжках и интернете интересные факты, загадки и пословицы об изученных злаковых растениях. (см приложение№6)

Выводы:

1.По литературным источникам изучены дикорастущие и культурные растения семейства злаковых.

2. Флора Авиагородка представлена 15 видами растений, относящимися к 13 родам.

3. Из 15 видов растений 9 видов аборигенных, а 6 чужеродных растений.

4.Найденные нами растения определены

5. Изготовлена книга лэпбук.

Литература

  1. Губанов И. А. и др. Дикорастущие полезные растения СССР / отв. ред. Т. А. Работнов. — М.: Мысль, 1976. — С. 50. — 360 с. — (Справочники-определители географа и путешественника).]

  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D0%B8

  3. https://nauka.club/biologiya/zlakovye-rasteniya.html

  4. https://enciklopediya-tehniki.ru/proishozhdenie-kulturnyh-rasteniy.html

  5. https://universityagro.ru/%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/%D0%B7%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5-%D0%BA%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B/

  6. https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/kulturnye-zlakovye-rasteniya.html

  7. https://obrazovaka.ru/okruzhayushhiy-mir/zlaki-dikorastuschie.html

  8. https://yandex.ru/maps/76/khabarovsk/geo/kvartal_aviagorodok/1508567544/?ll=135.147308%2C48.512628&z=15)

  9. https://kupildoma.ru/the-foundation/kulturnye-rasteniya-kotorye-proizoshli-ot-dikorastushchih-kak-kogda-i-dlya-chego/

  10. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%AF%D1%87%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%8C_%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D0%B9

  11. https://ecoportal.info/zlakovye-rasteniya/

  12. https://afmedia.ru/15-interesnyh-faktov-o-zernovyh-kotorye-vas-udivjat/

  13. https://dzen.ru/a/X88nWKXmhE9JlIlz

  14. https://xn--80aaepkc2cze6b.xn--p1ai/%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81/

  15. https://foodnews-press.ru/zdorovoe-pitanie/45-topy-foodnews-press/991-top-20-interesnih-faktov-o-pshene

Приложение №1

Приложение №2 Приложение №3

Приложение№4

Приложение №5 Приложение №6

Просмотров работы: 38