Изучение влияния типов темперамента на успеваемость обучающихся и качество образования

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Изучение влияния типов темперамента на успеваемость обучающихся и качество образования

Кадошникова Н.О. 1
1МОБУ СОШ №38 им. Страховой С.Л.
Воронкова О.А. 1
1МОБУ СОШ №38 им. Страховой С.Л.
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В настояещее время в системе образования Росссийской Федерации одной из центральных задач является повышение успеваемости в процессе усвоения обучающимся материала, включенного в образовательный процесс. Одним из центральных факторов, обуславливающих способность к эффективному обучению, является особенности свойств личности самого обучаемого, а в частности его темперамент.

Изучение соотношения физиологических и психических закономерностей индивидуальных различий между людьми неразрывно связано с исследованием темперамента и является одной из самых древних и вместе с тем актуальных проблем, решение которой постоянно меняется. Тема темперамента привлекала внимание представителей различных направлений в психологии на протяжении многих веков. Этот вопрос изучали Гиппократ; Гален; Э. Кречмер; У. Шелдон; И. П. Павлов; и многие другие. В современной зарубежной психологической литературе этот вопрос представлен широко, его изучают такие ученые, как И. А. Томас, С. Чесс, Р. Пломин; Я. Стреляу; Г. Айзенк; М. Заккерман. В отечественной литературе теме темперамента посвящены исследования В. М. Русалова; А. И. Крупнова; А. В. Барташева; В. В. Белоуса. Всеми перечисленными авторами признается, что темперамент может выступать как фактор успешности в разных видах деятельности [4].

Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый ребенок индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное поступательное развитие каждого ученика[1]. Учет особенностей темперамента способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности. В связи с чем изучение особенностей темперамента школьников является актуальной проблемой.

В данной работе была выдвинута гипотеза, что темперамент влияет на успеваемость учащиххся и качество образования.

Целью данной работы является изучение влияния темперамента на успешность учебной деятельности обучающихся общеобразовательной организации и профессионалных спортсменов подросткового возраста.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования, определить методику исследования.

2. Рассмотреть общепсихологическое представление о темпераменте.

3. Провести тестирование на тип темперамента учащихся МОБУ СОШ № 38 им. Страховой С.Л., и профессиональных спортсменов образовательной программы «Сириус».

2. Определить преобладающий тип темпеамента в каждом классе, а так же группы спортсменов и провести сравнительный анализ полученных результатов тестирования.

4. Произвести анализ зависимости успеваемости и качества образования от типа темперамента тестируемых.

6. Выявить по результатам тестирования, может ли тип темперамента передаваться по наследству.

Объект исследования: темперамент

Предмет исследования: темперамент как фактор влияния на успеваемость учащихся

Методы исследования: эмперические

1. Анкетирование, теститрование.

2. Опрос.

Методика исследования: Тест на определение типа темперамента Г. Айзенка.

Выборка исследования: обучающиеся МОБУ СОШ №38 им. Страховой С.Л. 7-8 -х классов и спортсмены образовательной программы «Сириус».

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1. Понятие темперамента и история появления данного понятия

Слово «темперамент» происходит от латинского «temperamentum», являющегося переводом греческого слова «krasis», и означает «надлежащее соотношение частей» [5].

В истории развития учения о темпераменте четко выделяются два аспекта: первый связан с трансформацией представлений о биологических основах темперамента, второй - с изменением понимания самих психологических составляющих темперамента.

Понятие «темпераментум» впервые появился в Древнем Риме и дословно переводится как «надлежащее соотношение частей». Так, древнегреческий врач и философ Гиппократ говорил, что темперамент – это особенность поведения, объясняемая преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырёх элементов): желтая желчь (яд) – холерик, лимфа (мокрота) – флегматик, кровь – сангвиник, черная желчь – меланхолик [12].

Эту теорию гораздо позднее развил Гален, он объяснил и описал темперамент как индивидуальное соотношение внутренних химических систем человеческого организма ("элементов Гиппократа"), с преобладанием одного из «жизненных соков». Гален выделял 13 темпераментов, а римский врач Аэций свел их до четырех и описал темпераменты, которые традиционно называют «Гиппократовскими». Этой точки зрения ученые придерживались до конца XIX в. И только в начале нашего века произошли резкие изменения в интерпретации биологических основ темперамента.

Начиная с середины XVIII века, развивались теории темперамента, связанные с некоторыми свойствами нервной системы.

Решающий сдвиг в понимании биологических основ темперамента произошел в начале 30-х гг. нашего века благодаря работам отечественного физиолога И.П. Павлова. В своих рамках совего учения о высшей нервной деятельности русский ученый, нобелевский лауреат И.П. Павлов в 1906 году выделил четыре типа высшей нервной деятельности и дал им полную характеристику, то есть определил комплекс основных свойств нервных процессов, которые были соотнесены с типами темперамента по Гиппократу[20].

Не малый вклад в изучение данного вопроса внесли работы В.Д. Небылицина [11], М.В. Бодунова [8], В.М. Русалова [13], И.М. Палей [8], Л.Б. Ермолаевой-Томиной [18] и многих других.

Нами была изучена теория Г. и М. Айзенков, которая опирается на огромный, более чем на тридцатилетний экспериментальный материал, подтвердивший существование таких фундаментальных черт темперамента (личности - по терминологии Айзенков), как экстра-версия-интроверсия, нейротицизм (эмоциональная устойчивость-эмоциональная неустойчивость) и психотизм. По мнению Айзенков, именно эти три фундаментальных измерения темперамента являются универсальными, присущими всем представителям Homo sapiens и могут быть положены в основу типологии темперамента [4].

Современные ученые различают разные концепции и теории темперамента, все сходятся во мнении, что темперамент - это биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

Темперамент отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера, поэтому свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическими особенностями человека.

Наиболее специфическая особенность темперамента заключается в том, что различные свойства темперамента данного человека не случайно сочетаются друг с другом, а закономерно связаны между собой, образуя определенную организацию, структуру, характеризующую 4 типа темперамента.

В данной работе мы будем рассматривать темперамент как сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волевую стороны ее поведения и деятельности и выступает своеобразным связующим звеном между организмом, познавательными процессами и личностью [16].

1.2. Влияние темперамента на успешность учебной деятельности

Необходимым условием для достижения нового, современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация и дифференциация. Каждый человек индивидуален и уникален. Именно поэтому проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. Учет особенностей темперамента способствует раскрытию индивидуальных особенностей личности. В связи, с чем изучение особенностей темперамента обучающихся является актуальной проблемой. Особенности темперамента учащихся в процессе учебной деятельности были рассмотрены в работах: Е.П. Ересь, Э.Кречмера, Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина, В.М. Русалова и многих других. Однако недостаточно исследованной является проблема влияния темперамента на успешность учебной деятельности подростков [2].

Индивидуальный подход ко всем обучающимся в учебно-воспитательном процессе на данный момент очень важен и актуален. В современном мире в развивающемся обществе, без индивидуального подхода невозможно обеспечить высокую продуктивность учебного процесса. А учебно-воспитательная деятельность также должна быть направлена на развитие самостоятельной личности, обладающую необходимым багажом знаний, развитыми творческими способностями. Также важно учитывать тип темперамента в профориентационной деятельности, проводимой с учениками, так как растет число сфер деятельности и специальностей, где личность может себя эффективно проявить, опираясь на свои уникальные особенности и качества [19].

По мнению учёных психофизиологов, обучение без учёта психофизиологических особенностей детей способствует возникновению стресса, тормозит развитие ребёнка и влияет на его успеваемость. Прослеживается, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же, напротив, оказываются в менее удачном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Следовательно, необходима индивидуализация процесса обучения, основанная на учете типов темперамента [8,18].

Главной задачей педагога является раскрытие индивидуальности учащихся, помочь ей развиться, сформироваться, проявиться. По этой причине, изучение особенностей темперамента школьников является важной проблемой.

Выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. Для каждого типа характерна совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

1.3. Психологическая характеристика типов темперамента школьников

Рассмотрим краткую характеристику каждого типа темперамента.

Сангвиник - это тип темперамента, при котором человек быстро приспосабливается к новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Несколько непоседлив, нуждается в новых впечатлениях, недостаточно регулирует свои импульсы, не умеет строго придерживаться выработанного распорядка, жизни, системы в работе.

Проблемы в обучение у детей-сангвиников могут возникать из-за неусидчивости, поверхностности интересов, недостаточной сосредоточенности на предмете и жажды новых впечатлений. Избежать этого позволит: заинтересованность ребенка в предмете: лучше всего разбавлять материал интересными примерами, шутками и прочее.

Холерик-это тип темперамента, при котором человек отличается повышенной возбудимостью, действия прерывисты. Ему свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний. Вследствие неуравновешенности, увлекшись делом, склонен действовать изо всех сил, истощаться больше, чем следует.

У детей-холериков в школе порой возникать проблемы с поведением из-за излишней активности и неусидчивости, бурного реагирования на неудачи и критику. Чтобы их обучение было максимально эффективным необходимо: увлечь ребенка, вызвать интерес к предмету, что порой бывает трудно. Нужно придумать для этого ребенка разнообразную работу, т. е свой маршрут урока.

Флегматик-это тип темперамента, который характеризуется сравнительно низким уровнем активности поведения, новые формы которого вырабатываются медленно, но являются стойкими. Обладает медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи, ровностью, постоянством, глубиной чувств и настроений. Настойчивый и упорный «труженик жизни», он редко выходит из себя, не склонен к аффектам, рассчитав свои силы, доводит дело до конца, ровен в отношениях, в меру общителен, не любит попусту болтать. Экономит силы, попусту их не тратит.

Дети-флегматики могут испытывать трудности в обучении из-за сложностей в приспособлении к новым ситуациям, излишней медлительности и приверженности стереотипным действиям.

У меланхолика реакция часто не соответствует силе раздражителя, присутствует глубина и устойчивость чувств при слабом их выражении. Ему трудно долго на чем-то сосредоточиться. Сильные воздействия часто вызывают у меланхолика продолжительную тормозную реакцию (опускаются руки). Ему свойственны сдержанность и приглушенность моторики и речи, застенчивость, робость, нерешительность. В нормальных условиях меланхолик – человек глубокий, содержательный, может быть хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами.

Помешать успешному обучению меланхоликов может их медлительность и утомляемость, сложность переключения между различными видами деятельности, негативная реакция на неудачи и критику. Сделать обучение таких детей более успешным позволит: постепенное, а не быстрое включение их в работу – не надо требовать от ребенка немедленного ответа на вопрос или молниеносного выполнения задания.

1.4. Методы исследования

Личностный опросник Айзенка– серия из нескольких авторских опросников, направленных на диагностику темпераментных характеристик личности. В основе методики лежит предположение известного учёного-психолога Ганса Айзенка (Hans Eysenck), что всю совокупность описывающих человека черт можно представить посредством двух главных факторов: экстраверсии/интроверсии (ориентация личности либо на мир внешних объектов, либо на субъективный внутренний мир) и нейротизма (эмоциональная устойчивость или неустойчивость). Пересечение этих двух биполярных характеристик позволяет получить любопытный результат – достаточно чёткое отнесение человека к одному из четырех типов темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Используя данные обследования по шкалам экстраверсии-интроверсии и нейротизма, можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам центральной нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный), холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный), меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный).

Личностный опросник EPI (Eysenck Personality Inventory) был опубликован в 1963 году. Данный опросник содержит 57 вопросов: 24 — шкала экстарверсии — интроверсии, 24 — шкала нейротизма и 9 вопросов составляют шкалу социальной желательности исследуемого, его отношение к исследованию и достоверности результатов. Г.Айзенк создал две версии данного опросника А и В. Эти версии отличаются лишь текстом и остальное в них аналогично. Такое существование двух форм версий опросника дает исследователю возможность провести повторное исследование. Данная версия опросника является самой распространенной среди исследователей такого процесса, как темперамент [3,4].

В России опросник был адаптирован А. Г. Шмелевым. Методика содержит 4 шкалы: экстраверсии — интроверсии, нейротизма, психотизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к тестированию.

Для преобладающего типа темперамента и выявления представленных в нем свойств для некоторых тестируемых параллельно применялся метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 г. Полученные результаты у всех тестируемых совпали с результатами по тесту Айзенка, что подтвердило корректность полученных нами результатов.

Темперамент по Суходольскому:

Каждому типу личности соответствуют следующие внешние проявления:

• Холерик (X) – агрессивный, вспыльчивый, меняющий свои взгляды/импульсивный. • Холерически-сангвинический (ХС) – оптимистический, активный, экстравертированный, общительный, доступный.

• Сангвиник (С) – говорливый, быстро реагирующий, непринужденный, живой. • Сангвинически-флегматический (СФ) – беззаботный, лидирующий» стабильный, спокойный, уравновешенный.

• Флегматик (Ф) – надежный, владеющий собой, миролюбивый, рассудительный. • Флегматико-меланхолический (ФМ) – старательный, пассивный, интроверт, тихий, необщительный.

• Меланхолик (М) – сдержанный, пессимистический, трезвый, ригидный. • Меланхолически-холерический (MX) – добросовестный, капризный, нейротичный, обидчивый, неспокойный. • Нормальный тип (Н).

 

 

Рис.1 Результаты одного из тестируемых, круг Айзенка и интерпретация тех же результатов по Суходольскому

II. Результаты исследования.

2.1. Результаты тестирования учащихся МОБУ СОШ №38 им. Страховой С.Л.

В тестировании принимали участие около 250 человек – учащиеся шести седьмых и шести восьмых классов МОБУ СОШ №38. По результатам опроса был посчитан процент того или иного темперамента для каждого класса. Полученные результаты сравнивались со средними показателями успеваемости класса, предоставленными администрацией школы, за второе полугодие 2022 учебного года (Диаграмма 1).

Анализ полученных результатов показал, что в классах, со 100 процентной успеваемостью, преобладающим типом темперамента являются холерики, и сангвиники. Холерики также являлись преобладающим типом в классе с самым высоким процентом качества успеваемости, что давало возможность предположить, что в классах с таким типом, успеваемость выше.

Однако результат одного из тестируемых классов с самым низким процентом успеваемость и качества где процент холериков - 60,5 один из самых

 

Диаграмма 1. Типы темперамента и показатели успеваемости 8 классов МОБУ СОШ №38 им. Страховой С.Л.

в

Диаграмма 2. Распределение по типу темперамента успевающих на 4 – 5 учащихся.

ысоких, не дает возможности сделать вывод о прямой зависимости успеваемости от типа темперамента. Прослеживается, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же, напротив, оказываются в менее удачном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Следовательно, необходима индивидуализация процесса обучения, основанная на учете типов темперамента (Диаграмма 2).

Среди всех успевающих на 4-5 учащихся 7 – 8 классов максимально представлены холерики – ровно половина от всех тестируемых, 25 и 19% сангвиники и меланхолики соответственно и всего один процент представляют флегматики.

Однако при анализе полученных результатов необходимо учитывать процентное отношение типов темперамента от общего количества протестированных. Из более чем 250 человек преобладающим является тип темперамента холерик – 37%, 25% сангвиники, 21% меланхолики, и только 17 процентов тестируемых имели тип темперамента флегматика. (Диаграмма 3)

П

Диаграмма 3. Распределение по типу темпераменту всех протестированных учащихся.

олученный результат в 37% холериков, коррелирует с результами теста при составлении семейных древ по типу темперамента, проведенный в различных группах людей разных возрастов, что позволяет говорить, о достаточно высокой достоверности полученных результатов и дает возможность сформулировать гипотезу о наследовании такого признака как тип темперамента, и выделении некоторых призаков как доминирующих.

2

Диаграмма 4 Распредение по типу темперамента учащихся - спортсменов.

.2. Результаты тестирования спортсменов

Выборочно, в некоторых классах был произведен анализ преобладающего типа темперамента среди учащихся занимающихся спортом. Объяснение полученных результатов лежит в самом определении типа темперамента – холерик. Людям данного психотипа свойственны резкость и стремительность движений, сила, импульсивность, яркая выраженность эмоциональных переживаний, что и объясняет их стремление к увеличению физических нагрузок (Диаграмма 4).

Из всех опрошенных учащихся, занимающихся спортом, 65% составляют холерики, по 15% сангвиники и меланхолики и лишь 5% флегматики. Однако тестирование 6 членов хоккейной команды, приехавших на одну из образовательных смен в «Сириус» по направлению спорт, показало, что все имели сангвинический тип темперамента. Это дает возможность предположить, что преобладающие типы в индивидуальных и командных видах спорта могут быть различными и для определения таких зависимостей требуются дополнительные исследования.

2.3. Составление семейных древ по типу темперамента

 

Рис. 2. Составленные семейные древа по типу темперамента.

В процессе изучения типов темперамента была выдвинута гипотеза, что тип темперамента может передаваться по наследству. Для опровержения или подтверждения данной гипотезы мы составили 10 семейных древ на 2-3 поколения. После составления и анализа стало четко видно, что тип темперамента может передаваться по наследству, также на основе проведенного исследования можно сделать вывод о том, что возможно ген, отвечающий за тип темперамента сангвиника, является рецессивным геном, холерика – доминантный, меланхолик доминирующий в сравнении с сангвиником, но рецессивный в сравнение с холериком, флегматик доминирующий в сравнении с сангвиником, но рецессивный в сравнении с холериком (Рис. 2).

 

В ходе выполнения данной части исследований было протестировано 67 ч

Диаграмма 5. Распределение по типу темперамента тестируемых при составлении семейных древ.

еловек разных возрастных категорий, находящихся между собой в близкородственных отношениях (Диаграмма 5). Тестируемые по типам темперамента распределились следующим образом: 37% холерики; 36% сангвиники; 15% флегматики и 12% меланхолики.

Полученные результаты позволяют сделать предположение о том, что тип темперамента холерик является доминирующим.

Заключение

Важнейшим условием для достижения современного качества образования является личностная ориентированность, индивидуализация. Проблема индивидуализации становится одной из наиболее важных. От ее решения зависит судьба, успешное развитие каждого ученика, так как каждый ребенок индивидуален и уникален [2]. Основная задача педагога состоит в том, чтобы раскрыть индивидуальность учащихся, помочь ей развиться, устояться, проявиться. Наиболее ценными являются обучение и воспитание, которое соответствует индивидуальности ребенка, его возможностям [14].

Особенности темперамента отражаются не только в поведении и сфере чувств человека, но и в его побуждениях и действиях, в характере интеллектуальной деятельности, особенностях речи и т.д. Именно по этим компонентам, характеризуется темперамент школьника: как он работает в течение продолжительного времени, как преодолевает трудности, какой путь при этом выбирает, как сосредотачивается на работе, реагирует на замечания, поступки других людей, ведет себя в привычных и сложных ситуациях. Этими особенностями, в последствие, в значительной мере обусловлено формирование всех качеств личности и характера человека.

Если учащиеся отличаются друг от друга типами темперамента, а значит темпами работы, реакцией на раздражители, характером интеллектуальной деятельности и т. д., то значит, сам процесс обучения и усвоение учебного материала данными детьми так же будет отличаться. Соответственно, для наилучшего усвоения знаний и умений детьми, педагогам необходимо учитывать особенности темпераментов детей в процессе обучения. Зная особенности темперамента и их проявление в учебной деятельности, педагог сможет компенсировать отрицательные черты того или иного темперамента и помочь ребенку в полной мере освоить материал.

По результатам исследования можно сказать, что работа педагога не может быть успешной без глубокого знания им личности учащегося и своеобразия психологии ученического коллектива. Без этого знания невозможно управление процессами развития личности и коллектива.

Данные, полученные в ходе исследования, не позволяют сделать вывод о наличии прямой зависимости качества успеваемости от типа темперамента обучающихся.

Преимущественным типом темперамента среди учащихся, занимающихся спортом, является тип – холерик. (требуются дополнительные исследования)

По составленным семейных древам можно сделать вывод, что тип темперамента является врожденным и наследуемым признаком, некоторые типы являются признаками доминирующими (Требуются дополнительные исследования).

Для получения более корректных результатов необходимо тестирование одновременно по нескольким методикам.

Повышенного внимания, на наш взгляд, заслуживает вопрос о роли темперамента в развитии отношений между людьми [18]. Полученные результаты могут быть использованы педагогическим коллективом для корректировки образовательного процесса с учетом типа темперамента, преобладающего в каждом классе.

Список литературы

 

Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: От темперамента - к характеру и типологии личности / А.В. Батаршев. - Москва: Владос, 2001. - 254 с.

 

Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися / Н. Н. Верцинская. Минск: Нарасвета, 1983. - 143 с.

 

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. – 309 с.

 

Конашков В.В., Лихтенштейн В.И. Определение типа темперамента по тесту Г. Айзенка. Екатеринбург: УрФУ, 2012. 15 с.

 

Краткий словарь системы психологических понятий / К.К.Платонов - М. Высшая школа 1984. - С. 15.

 

Личностный опросник EPI (методика Г.Айзенка) / Альманах психологических тестов - М., 1995. С.217-224.

 

Ломтатидзе О. В. Влияние особенностей темперамента на формирование симпатий и антипатий у девушек: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Ломтатидзе Ольга Валерьевна. - Екатеринбург, 2008. – 26 с.

 

Ломтатидзе О. В. Учет психофизиологических факторов и групповых показателей как способ реализации принципов индивидуально – ориентированного образования / О. В. Ломтатидзе // Социокультурные функции образования: проблемы и реализации: Сб. материалов науч.-практ. конф. – Екатеринбург, 2000. – С. 36 – 37.

 

Мерлин В. С. Очерк теории темперамента - М., 1964. – 254 с.

 

Немов Р.С. Психология. Учебник. Т. 1. М., 1995. – 325 с.

 

Небылицын В.Д. Актуальные проблемы дифференциальной психофизиологии // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 290 с.

 

Психологичекий портал «Anpsy.ru». Психологический словарь. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.anypsy.ru/glossary/temperament

 

Русалов В.М. Опросник структуры темперамента. Метод. пособие. М., 1990. – 200 с.

 

Сластенин В.A., Обухов А. (ред.) «Психология. Учебник для бакалавров»/ М.: Юрайт, 2013 г.- 530 с.

 

Соловьева И.Б., Темперамент как основа составления вариативных образовательных маршрутов в рамках дисциплины МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 1 (44) 2014 – C. 132-133

 

Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -736 с.

 

Теплов Б.М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их опредления // Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М., 2000. – 209 с.

 

Трубинова Е.А., Гультяева Т.В., Ванюкова Е.С. Влияние типа темперамента на учебную деятельность / Psychology. international scientific review Номер: 7 (38) Год: 2017 С – 40-42

 

Шепелева Ю.И. Взаимосвязь темперамента с общими способностями у детей старшего школьного возраста. Бакалаврская работа Тольятти: 2017 – 73 с.

 

Юнг К. Психологические типы / Перевод Е. И. Рузера. // К. Юнг – М.: Государственное издательство, – 47 с.

   
Просмотров работы: 1068