Слово не воробей, вылетит - не поймаешь!

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Слово не воробей, вылетит - не поймаешь!

Чернов Н.А. 1
1МОУ Лицей №8 "Олимпия"
Самохвалова Е.И. 1
1МОУ Лицей №8 "Олимпия"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Всё реже человек говорит,

всё чаще - «как бы» хочет сказать…

Сергей Соловьёв

Русский язык — великий, могучий, многогранный и уникальный. Он содержит большое количество слов, речевых оборотов, наделён различными правилами и особенностями. Русский язык считается одним из богатых и сложных языков мира.

Наша речь не просто показатель степени владения языком, это показатель уровня нашей культуры в целом. По речи можно изучить человека, определить насколько он образован. Ведь по её качеству можно сделать вывод о культуре и манере поведения человека. [1, 3]

Выбирая для общения слова, важно обратить внимание на их значение и сочетаемость друг с другом. Именно это поможет избежать речевых ошибок.

Каждую нашу фразу мы строим из слов, а смысл этой фразы заключается в значении слов, которые в ней содержатся. Если слово во фразе не принимает участия в передаче смысла всего высказывания, то оно просто «портит» нашу речь или меняет смысл сообщения.

В самом языке нет лишних слов. Они становятся такими в речи человека из-за неуместного, частого и бессмысленного употребления. Эти «слова-паразиты» укореняются в речи людей и наносят ей огромный смысловой вред. Особенно популярны эти слова среди детей и подростков. Так почему же мы употребляем в своей речи «слова-паразиты»? Можно ли избавиться от слов-сорняков? В своей работе мы постараемся найти ответы на эти вопросы. Это и будет нашей гипотезой.

Цель моего исследования: Привлечь внимание учащихся и родителей к проблеме употребления «слов-паразитов» в речи.

Задачи:

Изучить литературу по теме исследования;

Определить смысл понятия «слова-паразиты»;

Исследовать общение учащихся 4 «Б» класса и выявить в их речи «слова-паразиты»;

Провести анкетирование сверстников по этой проблеме;

Создать памятку советов для избавления от «слов-паразитов»;

Представить итоги нашего исследования сверстникам и взрослым.

Объект исследования: Речь учеников 4 «Б» класса.

Предмет исследования: «Слова-паразиты» в речи одноклассников.

ГЛАВА I

1.1 Что же такое «слова-паразиты»?

В биологии паразитом называют организм, который живет за счет другого живого существа, паразитирует на нем, использует его как источник питания. Но сегодня это слово можно встретить и в среде языкознания. Эти вредители портят и засоряют нашу речь.

«Слова-паразиты» используют для заполнения пауз. Это лингвистическое явление, которое выражается в употреблении бессмысленных, лишних слов в речи. В филологии для обозначения «слов-паразитов» есть особый термин — «дискурсивы», или «дискурсивные слова».  Его ввёл в научный лингвистический оборот бельгийский учёный Э. Бюиссанс в своей работе «Язык и дискурс» в 1943 году.

Говоря простым языком, они представляют собой короткие, бессмысленные слова (или звуки), которые люди используют, чтобы заполнить небольшие паузы в речи. Они возникают, когда мы решаем, что будем говорить дальше.

«Слова-паразиты» не дают понять суть высказывания.

Паразитами часто становятся частицы или слова с ослабленной смысловой нагрузкой. «Слова-паразиты», обычно, играют роль вводных слов, их можно опустить без потери смысла. А вот слова, от которых они образовались, всегда являются значимыми, их нельзя исключить из текста без потери смысла.

«Слова-паразиты» известны каждому человеку. Вот список самых популярных из них:

короче,

ну,

это самое,

в общем,

так сказать,

как бы,

на самом деле,

просто,

типа,

значит,

фактически,

вот,

то есть.

1.2 Причины использования «слов-паразитов»

Почему же мы так часто используем эти слова в своей речи? Профессора Кормилицына и Сиротинина в своей книге «Проблемы речевой коммуникации» выделили несколько причин:

Первая причина – это скудность словарного запаса. Человеку нужно что-либо сказать, а подходящее слово не приходит на ум. И чтобы потянуть время в поисках этого слова и используется «слово-паразит». Да, оно может не подходить по смыслу, но и нужное никак не вспоминается.

В этом случае очень просто объяснить роль слов-сорняков — они обеспечивают оратору время для поиска подходящего по смыслу слова.

Чем чаще говорящий этим пользуется, тем прочнее закрепляется рефлекс и вырабатывается привычка употребления «слов-паразитов».

Вторая причина – как правило, для заминки используют «звуки-паразиты», если человек не может быстро подобрать нужное слово. К ним относятся звуки э-э-э, а-а-а, м-м-м.

Третья причина - Человек осознанно прибегает к «словам – паразитам». Например, задан «неудобный» вопрос, ответить на него необходимо и, для того, чтобы потянуть время и подобрать ответ, человек произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие. Когда человек волнуется или хочет быстрее высказаться, то количество «слов – паразитов» увеличивается.

Четвертая причина – Это может быть частью имиджа, образа. Некоторые люди намеренно вставляют «слова-паразиты», и, иногда, это бывает даже уместным. Поэтому их могут использовать и люди, у которых нет проблем с речью.

ГЛАВА II

2.1 Исследование факта использования слов-паразитов среди учащихся 4 «Б» класса

Для исследования данной проблемы я использовал два метода - наблюдение и анкетирование.

В ходе наблюдения было замечено, что на уроках и я, и мои одноклассники часто начинаем речь со «слов-паразитов», когда собираемся с мыслями, чтобы сформулировать ответ. Нам трудно построить ответ, не используя их.

Но понаблюдав за одноклассниками в течении нескольких недель стало понятно, что количество «лишних» слов в общении на перемене значительно возрастает. Для выяснения причины такого частого их употребления, была составлена анкета, включающая в себя следующие вопросы (Приложение 1):

Известно ли вам, что такое «слова-паразиты»?

Употребляете их в своей речи?

Какие «слова-паразиты» вы знаете?

Какие из них используете чаще всего?

Для чего нужны «слова-паразиты»?

Хотели бы вы от них избавиться?

Как работаете над избавлением от этих слов?

На вопросы анкеты отвечали 28 учащихся. Четверо из них ответили, что не знают о существовании такого понятия, как «слова-паразиты». 23 человека хорошо знакомы с такими словами и часто употребляют их в своей речи. Один человек знает, что такое «слова-паразиты», но не использует их.

Отвечая на пятый вопрос, фигурировали два основных мнения: первое, что «слова-паразиты» засоряют нашу речь. Второе, что они нужны для заполнения тишины. Три ученика написали, что не знают, для чего они их используют.

В шестом вопросе все единогласно хотели бы избавиться от привычки употреблять «слова-паразиты».

И, наконец, при ответе на последний вопрос один учащийся старается больше читать, чтобы пополнять свой словарный запас «полезными» словами, 12 ребят пытаются контролировать свою речь и не произносить «сорные» слова, а 15 не знают, как работать над избавлением от «слов-паразитов».

Результаты наблюдений за одноклассниками на уроках и переменах можно увидеть в таблице. Самые популярные слова среди учеников 4 «Б» класса:

э-э-э, ну, ага, угу, это

14

блин

11

короче

10

как-бы

7

в смысле

6

типо

4

вобщем

2

например

1

в принципе

1

2.2 Рекомендации по избавлению от слов-паразитов

Как мы уже определили, слова-паразиты портят и засоряют нашу речь. А значит нужно стараться избавиться от них. Научится говорить красиво, без лишних слов не так уж и сложно. По совету Екатерины Евгеньевны П., психолога, преподавателя русского языка, нужно соблюдать некоторые правила [5]

Записать свою речь на диктофон или видео. Определить какие «слова-паразиты» в ней присутствуют и как часто повторяются.

Очень важно расширять свой словарный запас. Для этого нужно больше читать, играть в слова, подбирать синонимы и т. д.

Нужно работать с темпом речи. «Слова-паразиты» появляются там, где есть заминки в речи, когда мысли еще нет. Поэтому можно составить заранее план выступления или записывать опорные слова.

Часто «слова-паразиты» появляются из-за волнения или неуверенности. Перед выступлением будет полезно прибегнуть к самонастройке: выполнить различные дыхательные упражнения, переключить внимание.

Необходимо научиться контролировать свою речь, замечать и исправлять ошибки.

Используя вышеперечисленные советы, мы решили создать памятку «Как избавиться от слов паразитов» (Приложение 2). Раздали ее одноклассникам и повесили постер в классе (Приложение 3).

Заключение

Целью нашего исследования было обратить внимание ребят на свою речь. Зачастую употребляя «слова-паразиты», мы даже не замечаем этого. Поэтому, в первую очередь, я представил эту работу перед своими одноклассниками, а потом перед учащимися других классов. Мне хотелось, как можно скорее поделиться с ребятами информацией, которую мы изучили о «словах-паразитах» и рассказать, как с ними бороться.

Наша тема актуальна в связи с постоянным увеличением количества «слов-паразитов» в речи младших школьников. Дети и подростки используют очень много таких слов, которые нарушают четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника.

В начале мы задавались вопросом, можно ли избавиться от «слов-паразитов»? Оказалось, что это возможно. Наша гипотеза подтвердилась.

Я считаю, что мы достигли цели данного исследования, и обратили внимание учащихся 4 «Б» класса на употребление «слов-паразитов» в речи. В дальнейшем мы планируем привлечь учащихся 5-6 классов к проблеме засорения русского языка словами, употребляемыми не к месту; познакомить родителей с результатами нашего исследования.

Список использованной литературы:

«Культура русской речи» А.А. Мурашов, В.Ф. Русецкий – М. : Просвещение, 2006.-239 с.

«Лексикология современного русского языка» Н.М. Шанский / Предисл. Т.А. Бобровой. Изд. 3-е, перераб. – М.: Издательство ЛКИ, 2007. – 304 с.

«Приключения слов» Б.В. Казанский – 2-е изд. – СПб.: Авалон, Азбука-классика, 2007. – 256 с.

«Проблемы речевой коммуникации» Под ред. М.А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2007. – Вып. 7. – 244 с.

Электронный ресурс https://pedsovet.su/metodika/7045

Приложение 1

Известно ли вам, что такое слова-паразиты?

Да

Нет

Употребляете их в своей речи?

Да

Нет

Какие слова-паразиты вы знаете?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие слова-паразиты используете чаще всего?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Для чего нужны слова-паразиты?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Хотели бы вы от них избавиться?

Да

Нет

Как работаете над избавлением от этих слов?

_________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

Приложение 3

Просмотров работы: 62