Виртуальная экскурсия по фразеологии

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Виртуальная экскурсия по фразеологии

Леппик В.Е. 1
1МБОУ г. Астрахани «Лицей №1»
Лоскутова Е.Г. 1
1МБОУ г. Астрахани «Лицей №1»
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Цель: приобрести новые знания и использовать их в своей речи

Задачи:

Продолжить знакомство с понятием фразеологии и фразеологизмов

Показать примеры фразеологизмов

Посетить залы экскурсии и узнать что-то новое для себя

Подвести итоги

Гипотеза: фразеологизмы украшают нашу речь и делают ее более красочной

Актуальность: актуальность данной темы заключается в том, что изучение фразеологизмов позволяет лучше узнать жизнь нашего народа, почувствовать связь веков. Уместное употребление этих устойчивых оборотов в речи делает ее красочной и образной, ведь чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли.

Проблема отсутствия знаний о фразеологизмах встала особенно остро, когда выпускники 11-х классов стали сдавать ЕГЭ.

Фразеология - раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. Это сложное слово образовано от греч. frasis, что буквально значит «выражение, оборот речи», и logos — «слово, понятие, учение».

Фразеология является неотъемлемой частью лексикологии, изучающей слово как основную единицу речи, а также весь словарный состав языка в его многообразии. С этой точки зрения лексический состав языка включает в себя не только отдельные самостоятельные слова, но и целые устойчивые выражения, образное значение которых идентично слову.

Фразеологию как науку об устойчивых выражениях интересуют в первую очередь следующие параметры словосочетаний:

спаянность слов в обороте;

многокомпонентность (два и более слов);

воспроизводимость (готовая лексическая единица речи);

переносное значение;

синтаксическая функция (единый член предложения).

Фразеологизм- это устойчивое и неделимое словосочетание, которое имеет переносное значение и вытекает из смысла составляющих его слов. Особенность фразеологических оборотов состоит в том, что любому носителю языка они понятны и не требуют объяснений.

Объектом изучения фразеологии являются именно такие образные

словосочетания, отличающиеся воспроизводимостью по желанию

говорящего или пишущего. Фразеологизмы возникли в результате

переосмысления значения оборота, состоящего из нескольких слов.

Фразеология исследует природу устойчивых словосочетаний, возникших

как вторичное образование на основе уже существующих слов в

результате их образного переосмысления.

Зарубить на носу - запомнить напрочь

Не видеть дальше своего носа – ограничиться собой, не замечать происходящего вокруг

Тянуть кота за хвост – затягивать выполнения дела или медлить с ответом на заданный вопрос

Под самым носом – очень близко.

Не по зубам – не под силу.

Первый зал: Древняя Греция

Фразеологизмы встречаются не только в современном мире, но они встречались и в древние времена. Один из открытых примеров использования фразеологизмов в древние времена –это фразеологизмы в древней Греции.

Самый популярный - Ящик Пандоры, что означает источник несчастий, бедствий. История возникновения. После похищения Прометеем огня для людей рассерженный бог Зевс прислал на землю красивую женщину с ларцом. Эта женщина, Пандора оказалась любопытной и открыла ларец, из которого на людей посыпались всевозможные человеческие несчастья.

Панический страх – безотчетный, внезапный страх, охватывающий человека
Пан – бог лесов, покровитель охотников и пастухов. Согласно мифам, Пан способен наводить сильный безотчетный страх на людей, обращая их в бегство.

Объятия Морфея – сон со сновидениями
Морфей - бог сновидений, сын бога Гипноса.

Родиться второй раз – о чудом избежавших смерти
По легенде, мать бога Диониса Семела, попросила своего любовника бога Зевса явиться в его настоящем облике. Семела загорелась и погибла от молний Зевса, а еще не родившегося младенца Зевс вырвал из тела Семелы и зашил себе в бедро, из которого Дионис потом родился во второй раз.
Кануть в Лету – бесследно исчезнуть, быть забытым навсегда
В греческой мифологии Лета - река забвения в подземном царстве. Души умерших пили из нее воду и забывали всю свою земную жизнь.
Яблоко раздора - причина спора, вражды
Богиня раздора Эрида бросила среди гостей свадебного пира богов яблоко с надписью "Прекраснейшей". Спор за звание «мисс Олимп» развернулся между богинями Герой, Афродитой и Афиной. Назначенный судьей Парис, сын царя Трои Приама вручил яблоко Афродите, которая пообещала ему помочь похитить прекрасную Елену. Что потом послужило поводом к Троянской войне.

Ахиллесова пята  - уязвимое место
По преданию, мать героя Ахилла омыла его после рождения в чудодейственных водах реки Стикс, держа его за пятку. Во время Троянской войны в оставшуюся уязвимой пятку Ахилла и попала стрела, погубившая героя.

Второй зал: Библейские фразеологизмы
Беден, как Иов – очень бедный человек
В костюме Адама / Евы - в голом виде, без всякой одежды
Дом Божий – церковь, храм

Египетские казни / Египетская казнь – тяжкое наказание; губительные бедствия

Перст божий – знак судьбы, указание свыше

Песнь песней - наиглавнейшая из песен

Дар божий - талант, прирожденная способность к чему-либо
Альфа и омега - начало и конец, самое главное

Бесплодная смоковница - бездетная женщина

Блудный сын – беспутный человек; раскаявшийся беспутный человек. О человеке, раскаявшемся в прегрешениях, заблуждениях и т.п. и вернувшемся на путь истинный.

Блудница вавилонская - распутная женщина

Бросать камень (в кого-либо) - осуждать, обвинять

Данные фразеологизмы могут встретиться не только в устной речи, но они используются в науках. Один из главных примеров- альфа и омега, они используются в геометрии, физике.


Третий зал: Фразеологизмы в литературе

Фразеологизмы окружают нас повсюду. Они употребляются как в устной, письменной речи, так и в художественной литературе. Особенно много изречений, ставших фразеологизмами в баснях И.А. Крылова, например, в басне «Пустынник и медведь». Медведь, желая избавить Пустынника от комара, бьет его по голове и убивает не только комара, но и самого Пустынника, то есть оказывает медвежью услугу, приносящую не пользу, а вред. Мартышка и очки, Слон и моська и другие. 

Не только в баснях Крылова употребляются фразеологизмы. В произведении Александра Грибоедова «горе от ума» встречаются такие фразеологизмы: «Счастливые часов не наблюдают», «Фельдфебеля в Вольтеры дать».

Счастливые часов не наблюдают- у счастливых людей время бежит молниеносно, и они его могут вообще не замечать.

Фельдфебеля в Вольтеры дать- синоним мракобесия, стремления во всем насадить дух казармы и не рассуждающего послушания.

Четвертый зал: Как нейросеть видит фразеологизмы.

В наше время очень распространена нейросеть. Думаю, хотя бы каждый из вас слышал про нейросеть. Нейросеть на данный момент смогла нарисовать города, селфи пещерных людей, Портал в прошлое, комиксы. Нейросеть не обошла стороной фразеологизмы.

Божий одуванчик- старого, дряхлого, беззлобного и беззащитного человека. Нейросеть нарисовала данный фразеологизм в виде бога, державшегося одуванчик.

Волки ноги кормят- надо активно двигаться, не сидеть на месте. Данное выражение показали так, что волк в прямом значении работает

Где раки зимуют- устроить наказание, месть. Данный фразеологизм нейросеть нарисовала в виде раков в зимнем лесу, сидящих возле костра.

Гусь свинье не товарищ- богатый бедному– не товарищ. Найросеть нарисовала данный фразеологизм в виде свиньи, которая приготовила утку.

Душа в компании - человек, являющийся центром компании. Этот фразеологизм нейросеть изобразила таким образом, что никому не видимый дух находится среди людей.

Нейросеть нарисовала фразеологизмы в прямом значении. Некоторые думают, что нейросеть наше будущее, но она не может украшать, преображать и делать более красочной речь.

Пятый зал: Интерактивный зал

Первая часть

Надо догадаться какой фразеологизм изображен на картинке.

На данных картинках фразеологизмы в прямом значении, надо догадаться какой фразеологизм изобразили на них и ответить, что они обозначают.

Писать как курица лапой - небрежно, неразборчиво

Водить за нос – обманывать

Как рыба в воде - комфортно, уютно, хорошо

Вторая часть.

Надо закончить фразеологизм. В фразеологизмах пропущены слова, надо вспомнить и завершить данный фразеологизмы, но также ответить, что они обозначают

Золотые …(руки) -  способность очень хорошо делать что-либо

Ломать …(голову) – усердно думать

Спустя … (рукава) – делать что-то халатно

Крокодиловы … (слезы) - неискренние слезы, лицемерное и притворное сожаление

Не в своей … (тарелке) – чувствовать себя неуютно

Держать ухо … (востро) – внимательно слушать

Надуть … (губы) – обидеться

Итоги:

Наша экскурсия подошла к концу. Я надеюсь, она вам понравилась, вы приобрели новые знакомства среди фразеологизмов, и теперь они будут вашими верными друзьями, вы не будете забывать использовать их в своей речи, а они сделают вашу речь более остроумной и с честью помогут вам выйти из сложных ситуаций. Своей экскурсией я доказала свою гипотезу, что благодаря фразеологизмам мы украшаем и делаем нашу речь более красочной.

Просмотров работы: 80