Введение
Кто такие пионеры? Что такое пионерия? Эти вопросы появились у меня, когда в прошлом учебном году, 19 мая 2022 года, учитель русского языка и литературы сказала: «Сегодня 100 лет со дня образования пионерской организации». Также неоднократно слышала, что о пионерах и для пионеров было написано много детской литературы.
По материалам Википедии «Пионерское движение — собирательное название детских коммунистических организаций, существующих в разных странах. Первая пионерская организация была создана в СССР в 1922 году. За основу было взято российское скаутское движение» [7]. А я до декабря 2022 года входила в состав РДШ (Российское движение школьников), с января 2023 – в РДДМ «Движение первых».
Цель работы – выявить морально-нравственные ориентиры в детской литературе советского периода (по произведениям А.П.Гайдара)
Задачи:
Изучить историю пионерской организации, узнать отличие ее от тимуровского движения
Прочитать несколько произведений А.П.Гайдара
Примерами из текста подтвердить наличие морально-нравственных ориентиров в детской литературе советского периода
Гипотеза: детская литература советского периода отражала законы (заповеди) пионерского движения.
В связи с поставленной целью, задачами и гипотезой считаю работу актуальной.
Глава 1. Кто такой пионер?
1.1. История образования пионерской организации
Первый пионерский отряд в нашей стране родился в Москве 13 февраля 1922 года. 19 мая 1922 года Всероссийская конференция комсомола постановила распространить опыт Московской организации пионеров на всю страну. Этот день – 19 мая и стали считать днем рождения пионерской организации Советского Союза [5]. Красный галстук и пионерская клятва на протяжении многих лет оставались символами в жизни нескольких поколений школьников (Приложение 1).
До 1924 года пионерская организация носила имя Спартака, но после смерти Ленина Всесоюзной организации дали имя вождя (Приложение 2). Принято считать, что у истоков советского пионерского движения стояла Надежда Крупская, и это действительно так, но большую роль сыграл также советский педагог Иннокентий Жуков (Приложение 3).
Он был идеологом скаутизма, и во многом благодаря ему пионерская организация переняла так много от бойскаутов. Например, была позаимствована структура движения и игровой метод воспитания детей. Именно Жуков предложил девиз «Будь готов!», который стал приветствием каждого советского пионера. Сама Крупская была не в восторге от скаутского движения, считая его частью капиталистического строя (Приложение 4).
«Бойскаутизм является в руках буржуазии средством пропитать подрастающую молодежь чувствами патриотизма, религиозными настроениями, чувствами покорности перед королем, родителями, хозяевами».
Пункт 2 «закона скаутов... гласит: «Скаут верен королю, начальникам, родителям, своей родине и своим хозяевам. Он должен стоять за них при всяких обстоятельствах против любого из их врагов и даже против того, кто дурно о них отзывается», — писала жена Ленина в своей брошюре «Бойскаутизм и РКСМ» от 1922 года.
Несмотря на это, Крупская признавала, что бойскаутское движение очень эффективно воспитывает детей в нужном государству духе, и предлагала перенять некоторые методы воспитания [4].
«Имеет значение и то, что от бойскаута при поступлении требуется известная подготовка, хотя крайне незначительная и элементарная. Это является как бы символом того, что принятие в бойскауты надо заслужить. Мне кажется, что РКСМ следовало бы внести в свой устав, что в члены РКСМ могут быть приняты только те юноши и девушки, которые, скажем,
1) докажут свое знакомство с целями РКСМ,
2) знают содержание двух-трех определенных книжек,
3) принимали участие в «субботниках молодежи» в течение, скажем, 5 раз и т. д.
Вступление следует обставлять тоже известной торжественностью. Принимать в РКСМ на торжественном заседании ячейки или комитета, начинающемся пением «Интернационала», на котором делается, скажем, общий отчет о деятельности союза и пр.».
Партия последовала этому совету, и принятие в пионеры с тех пор стало одним из самых торжественных и волнующих событий в жизни десятилетних мальчишек и девчонок по всему Советскому Союзу.
С начала 1930-х годов пионерские объединения стали создаваться на базах школ: отряды состояли из школьных классов, внутри могли образовываться отдельные звенья, пионерской дружиной становилась целая школа. Кстати, институт пионерских вожатых тоже позаимствовали у скаутского движения
До пионерии в царской России тоже существовало детское движение скаутинга. В 1909 году полковник Олег Пантюхов создал в Павловске под Петербургом скаутский патруль «Бобры» (Приложение 5). Интерес к таким объединениям быстро возрос, так что к 1917 году в России насчитывалось около 50 тыс. скаутов в 142 городах. В такие отряды вступали дети любого общественного положения и вероисповедания начиная с 12 лет. Интересно, что эти отряды также сделали своим главным девизом призыв «Будь готов!».
Значок пионеров — красная звезда на фоне костра — тоже преемник символа скаутов (Приложение 6).
Три лепестка лилии, которые обозначали долг перед собой, перед ближними и перед Богом, заменили три языка пламени.
Знаменитые посиделки у костра тоже впервые придумали не пионеры. Кстати, первый пионерский костер был проведен еще до создания официального пионерского движения в Союзе: он прошел 7 мая 1922 года в сокольническом лесу в Москве, и на него собрались дети из тогда еще экспериментальных пионерских объединений столицы.
Наконец, обязательный и самый узнаваемый символ пионеров, красный галстук, тоже переняли у мирового детского движения, правда, у скаутов цвет мог различаться в зависимости от страны или организации [4].
Галстук пионера был не просто тряпочкой на шее. Считалось, что это — частица революционного Красного знамени, соответственно, для пионера беречь честь пионерского галстука значило хранить честь Красного знамени. Так детей готовили к ответственности и вступлению в комсомол. Была введена преемственность: октябрята — пионерия — комсомол, — с 7 лет у советского ребенка была заранее подготовленная карьерная лестница.
В 1957 году был принят новый свод пионерских законов. Вместе с ними были прописаны обычаи пионеров, в них говорилось не только об общественном долге, но и о привычках, которые выдают настоящего пионера. Среди них, в частности, «пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как ванька-встанька»; «пионеры стелют постели своими, а не чужими руками»; «пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят зубы и помнят, что зубы — друзья желудка».
Среди других законов были следующие: «пионер — всем ребятам пример»; «пионеры точны и аккуратны»; «пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь»; «пионеры не боятся предлагать свои услуги людям»; «пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер»; «пьяный пионер позорит дружину». Также обязательным считалось, что «пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах не всегда готов»; «пионеры охраняют полезных животных»; «пионеры помнят всегда свои обычаи и законы» (Приложение 7).
Такое внимание к личной гигиене и бытовым привычкам не должно нас удивлять. Пионер обязан был быть не только патриотичным, талантливым и трудолюбивым, но и здоровым. Например, в турпоходах почти всегда носили шорты (которые тогда назывались трусами), в холодную погоду под них могли надевать шерстяные колготы или чулки-гольфы, которые к тому же предохраняли ноги от травм. Спортивные трусы также старались надевать в погоду теплее +10°C. Считалось, что советский пионер должен быть не только выносливым, но и закаленным.
Каждый атрибут пионера, будь то клятва перед товарищами или ношение формы, использовался как метод воспитания нужных качеств характера.
Знаменитые военно-спортивные игры, такие как «Зарница» и «Орленок», до сих пор пытаются возродить во многих лагерях и детских объединениях. Игра «Зарница» проводилась по всему СССР с 1967 года. Игроков разделяли на две команды «Красных» и «Синих», и почти всегда побеждали «Красные». Возможно, давало свои плоды патриотическое воспитание, вспоминают бывшие пионеры.
Надежда Крупская утверждала, что воспитывать будущих коммунистов, преданных Родине и партии, надо без отрыва «от производства». Поэтому с самого начала своего существования пионеры занимались общественно-полезной деятельностью. Направления этих занятий менялись в зависимости от запросов страны в разные годы.
Например, в 1920–1930-е годы пионеры активно помогали бороться с безграмотностью и беспризорностью. Последнее прекрасно отражено в фильме «Республика ШКИД», где один из воспитанников детского приюта орал пионеру-барабанщику: «Эй, голоногий, бубен потеряешь!» А, например, в 1950-е страна восстанавливалась после войны, и тяжелой промышленности не хватало металла. Соответственно, все советские пионеры по заданию вожатых и учителей бросились собирать металлолом.
Среди пионеров всегда были передовики, герои и ударники труда. Имена большинства из них сейчас нам ни о чем не говорят, а в то время они были примерами служения стране, о них постоянно писали в газетах. Например, настоящей стахановкой стала 11-летняя пионерка из Таджикской ССР Мамлакат Нахангова. На сборе хлопка девочка стала брать его двумя руками и за день приносила 70–80 кг, взрослые в среднем собирали по 15 кг. В 1935 году в Кремле Мамлакат наградили высшей советской государственной наградой, юная пионерка встретилась со Сталиным, который вручил ей фотокарточку с личной подписью. В следующем году пионерка поехала в лагерь «Артек», мечту всех советских пионеров.
Интересно, что труженицу чествовали везде, кроме родного кишлака Шахмансур. Многие сборщики хлопка не радовались перевыполнению плана и угрожали ей, чтобы она «не смела превышать выработку» [4].
1.2. Тимуровцы
В 1940 году в школе №2 города Клина образовался первый тимуровский отряд, который состоял из шести пионеров. Именно в этом городе Аркадий Гайдар написал свою повесть «Тимур и его команда» (Приложение 8). Сам автор рассказывал, что тимуровскую организацию он создал в реальности, когда был ребенком, став командиром дворовой команды, которая тайно делала добрые дела и не просила за них награды. После публикации повести в стране возник настоящий бум детского волонтерства.
При этом пионеры и тимуровцы — не совсем одно и то же. По словам историка Алексея Балакирева, в годы Великой Отечественной войны из двадцати миллионов школьников пионерами были лишь треть ребят.
В тяжелых условиях детьми в школах и семьях занимались меньше, и им приходилось воспитывать себя самим, поэтому тимуровское движение возникло очень кстати: за пять лет войны в Советском Союзе появилось три миллиона подростков, которые считали себя тимуровцами. Дети и подростки сами, без участия старших наставников, организовывали собрания и помогали городу или фронту так, как могли и умели.
Одной из самых знаменитых тимуровских команд в годы войны стала организация в городе Пласт Челябинской области. В 1941 году около сотни местных ребят объединились, чтобы помочь фронту: собирали лекарственные растения, металлолом, проводили концерты в госпиталях. Некоторые даже работали в шахтах недалеко от Пласта: в них добывали золото, за которое СССР покупал у Америки и Британии военную технику и продукты [4].
В 1942 году пионерское и тимуровское движение стали активно соединять, потому что последнее грозило вытеснить пионерию.
Вскоре тимуровцы стали одним из «подвидов» советских пионеров, и после войны они занимались помощью ветеранам и пенсионерам, поисками братских могил, воспитанием младших товарищей.
Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина закончила свое существование 28 сентября 1991 года. В 2015 году в России создали аналог пионерской организации — «Российское движение школьников», цели и задачи которой аналогичны советской. В мае 2022 года стало известно, что власти планируют воссоздать детское движение в более масштабном формате. Идею поддержал Владимир Путин. В феврале 2023 года в нашей школе состоялось официальное открытие Российского движения детей и молодежи «Движение первых». Участники Движения действуют как одна команда, помогая друг другу в учебе, труде, поиске и раскрытии таланта каждого. Участники Движения изучают, знают и защищают историю России. Берегут память о защитниках отечества.
Глава 2. «Пионер – всем ребятам пример» (Детская литература и пионерская организация)
Особое место литературы пионерской организации в структуре советской детской литературы связано с её специфической прагматикой. Во-первых, из огромного количества литературных текстов, предназначенных советским детям, отчётливо можно выделить такие, которые специально создавались для использования в работе с пионерами, прежде всего в коллективной пионерской практике. Их содержанием была коммунистическая идеология, в адаптированной форме преподнесённая детям. Правда, такая литература могла не использоваться по назначению, однако для нас важен уже тот факт, что она была издана. Во-вторых, дифференцируя детскую литературу и литературу пионерской организации, нельзя не учитывать ещё одно обстоятельство: литература пионерской организации не была изолирована от остальной советской литературы, предназначенной как детям, так и взрослым. Существовали литературные произведения, которые, хотя и не создавались специально для работы по идейному воспитанию детей, тем не менее, функционировали в пионерской среде и намеренно использовались пионерскими работниками в коллективной пионерской практике. Этому способствовало то, что в идеологических аппаратах партии и комсомола складывалась вполне определённая тенденция поставить всю детскую словесность на службу идеологии. Таким образом, к пионерской литературе мы относим всю литературу, которая не только публиковалась для пионерских работников и пионеров в специальных изданиях, в том числе серийных, но и использовалась в пионерской коллективной практике: последнее восстанавливается нами по сценариям проводившихся пионерских ритуалов, мемуарным свидетельствам, отчётам и рабочим дневникам пионерработников, летописям пионерских дружин, сообщениям в периодической пионерской печати и из других источников [6].
Рассказ-повесть «Тимур и его команда» - визитная карточка писателя Аркадия Гайдара. Рассказ читают в школе, обсуждают, а некоторые дети с удовольствием по несколько раз перечитывают увлекательную историю о пионерах. Самые что ни есть простые мальчишки и девчонки организовали тимуровское движение, заботились о тех, кто нуждался в помощи. В это же время ребята росли, ссорились и мирились, дружили по-настоящему и учились крепко любить.
Героиня рассказ, Женя, странным образом знакомится с Тимуром и узнает, как он и его друзья помогают людям.
«Неподалеку от Тимура сидела Женя и настороженно прислушивалась и приглядывалась ко всему, что происходит на совещании этого — никому не известного штаба. Говорил Тимур:
— Завтра, на рассвете, пока люди спят, я и Колокольчиков исправим оборванные ею (он показал на Женю) провода».
«Все расселись по местам.
— В саду дома номер тридцать четыре по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню, — обиженно сообщил Коля Колокольчиков. — Они сломали две ветки и помяли клумбу.
— Чей дом? — И Тимур заглянул в клеенчатую тетрадь. — Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас здесь бывший специалист по чужим садам и яблоням?
— Я, — раздался сконфуженный голос.
— Кто это мог сделать?
— Это работал Мишка Квакин и его помощник, под названием «Фигура». Яблоня — мичуринка, сорт «золотой налив», и, конечно, взята на выбор.
— Опять и опять Квакин! — Тимур задумался. — Гейка! У тебя с ним разговор был?»
«— Так почему же у тебя верхний левый луч звезды кривой, как пиявка? Взялся сделать — сделай хорошо. Люди придут — смеяться будут. Давайте дальше.
Вскочил Сима Симаков и зачастил уверенно, без запинки:
— В доме номер пятьдесят четыре по Пушкаревой улице коза пропала. Я иду, вижу — старуха девчонку колотит. Я кричу: «Тетенька, бить не по закону!» Она говорит: «Коза пропала. Ах, будь ты проклята!» — «Да куда же она пропала?» — «А вон там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто ее волки съели!»
— Погоди! Чей дом?
— Дом красноармейца Павла Гурьева. Девчонка — его дочь, зовут Нюркой. Колотила ее бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины черная. Зовут Манька.
— Козу разыскать! — приказал Тимур. — Пойдет команда в четыре человека. Ты… ты и ты. Ну всё, ребята?
— В доме номер двадцать два девчонка плачет, — как бы нехотя сообщил Гейка.
— Чего же она плачет?
— Спрашивал — не говорит.
— А ты спросил бы получше. Может быть, кто-нибудь ее поколотил… обидел?
— Спрашивал — не говорит.
— А велика ли девчонка?
— Четыре года.
— Вот еще беда! Кабы человек… а то — четыре года! Постой, а чей это дом?
— Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.
— «Спрашивал — не говорит», — огорченно передразнил Гейку Тимур. Он нахмурился, подумал. — Ладно… Это я сам. Вы к этому делу не касайтесь».
Тимур и его команда шефствовали над госпиталями, организуя дежурство, помогая по поручению раненых писать письма их родным и помогая медперсоналу. Они также оказывали помощь семьям солдат и офицеров Советской Армии, собирали урожай, работали в фонде обороны.
В повести А. Гайдара «Военная тайна» пионеры съехались со всех концов страны в Артек. Мальчики, встретившиеся и подружившиеся в лагере, решают помочь старшей сестре Владикавыбраться из тюрьмы, ведь она была коммунистка (Приложение 9). Тема верности Родине, стойкости, отваги ярко звучит в повести.
— Я и так по порядку. А мать все наверху бегает: то хлеб принесет, то кринку молока достанет, то узлы завязывает. Вдруг к ночи стихло. Юлька сидит. Нет никого, тихо. Хотела она вылезти. Толкнулась, а крышка погреба заперта. Это мать куда-то ушла, а сверху ящик поставила, чтобы она никуда не вылезала. Потом хлопнула дверь — это мать. Открыла она погреб. Запыхалась, сама растрепанная. «Вылезайте», — говорит. Юлька вылезла, а бабка не хочет. Не вылазит. Насилу уговорили ее. Входит отец с винтовкой. «Готовы? — спрашивает. — Ну, скорее». А бабка не идет и злобно на отца ругается.
— Чего же это она ругалась? — удивился Толька.
— Как отчего? Да оттого ругалась, зачем отец поляк, а с русскими красными уходит.
— Так и не пошла?
— И не пошла. Сама не идет и других не пускает. Отец как посадил ее в угол, так она и села. Вышли наши во двор да на телегу. А кругом все горит: деревня горит, костел горит… Это от снарядов. А дальше у матери все смешалось: как отступали, как их окружали, потому что тут на дороге я родился. Из-за меня наши от красных отбились и попали в плен к немцам, в Восточную Пруссию. Там мы четыре или пять лет и прожили.
— Отец-то почему с винтовкой приходил?
— А он, Толька, в народной милиции был. Когда в Польшу пришли красные, так у нас народная милиция появилась. Помещиков ловили и еще там разных… Как поймают, так и в ревком.
— Нельзя было отцу оставаться, — согласился Толька. — Могли бы, пожалуй, потом и повесить.
— Очень просто. У нас дедушка нигде не был, только в ревкоме рассыльным, и то год в тюрьме держали. А сестра у меня — ей уже сейчас двадцать восемь лет, — так она и теперь в тюрьме сидит. Сначала посадили ее — три года сидела. Потом выпустили — три года на воле была. Теперь опять посадили. И уже четыре года сидит.
— Скоро опять выпустят?
— Нет, еще не скоро. Еще четыре года пройдет, тогда выпустят. Она в Мокотовской тюрьме сидит. Оттуда скоро не выпускают.
— Она коммунистка?
Владик молча кивнул головой, и оба притихли, обдумывая свой разговор и прислушиваясь к тому, что читала Натка о неграх.
— Толька! — тихо и оживленно заговорил вдруг Владик. — А что, если бы мы с тобой были ученые? Ну, химики, что ли. И придумали бы мы с тобой такую мазь или порошок, которым если натрешься, то никто тебя не видит. Я где-то такую книжку читал. Вот бы нам с тобой такой порошок!
Красный галстук – знак принадлежности к пионерской организации. Он красный потому, что является частицей Красного знамени, пропитанного кровью сотен и тысяч отважных борцов за дело коммунизма. Пионеры знали историю, полководцев. Пионер честен и правдив.
Эмине спрыгнула и, заетив Альку, остановилась и с любопытством разглядывала этого маленького, незнакомого ей человека.
- Пионер? – смело спросила она, указывая на его красный галстук.
- Пионер, - ответил Алька и протянул ей цветную картинку с мчавшимся всадником. – Это белый, - хитро прищуриваясь и указывая пальцем на всадника, попробовал обмануть ее Алька. – Это белый. Это царь.
- Это красный, - еще хитрее улыбнувшись, ответила Эмине. – Это Буденный…
Не только взрослые, но и дети помогали Красной Армии. Ярким примером чести, правды, справедливости и доказательством того, что «слово – гранит», является сказка о Мальчишее-Кибальчише:
— Нет, — говорят они, — начальник наш Главный Буржуин. Бледный стоял он, Мальчиш, но гордый, и не сказал он нам Военной Тайны, потому что такое уж у него твердое слово…
И погиб Мальчиш-Кибальчиш…
— Но… видели ли вы, ребята, бурю? Вот так же, как громы, загремели боевые орудия. Так же, как молнии, засверкали огненные взрывы. Так же, как ветры, ворвались конные отряды, и так же, как тучи, пронеслись красные знамена.
Это так наступала Красная Армия.
И в страхе бежал разбитый Главный Буржуин, громко проклиная эту страну с ее удивительным народом, с ее непобедимой армией и с ее неразгаданной Военной Тайной.
В своей повести «Судьба барабанщика» Аркадий Гайдар также рассказывает о пионере, который смог убить двух опасных бандитов (Приложение 10). В Сергее заговорил голос совести, заговорило все, что было воспитано в нем отцом, школой, пионерским отрядом, заговорило все, что называется советским образом жизни.
"Как уйдут? - строго спросил меня кто-то изнутри. - А разве можно,
чтобы бандиты и шпионы на твоих глазах уходили, куда им угодно?"
Я растерянно огляделся и увидел между камнями пожелтевший лопух, в который был завернут браунинг.
"Выпрямляйся, барабанщик! - повторил мне тот же голос. - Выпрямляйся, пока не поздно".
- Хорошо! Я сейчас, я сию минуточку, - виновато прошептал я.
Но выпрямляться мне не хотелось. Мне здесь было хорошо - за сырыми,
холодными камнями.
Я зажмурил глаза. Удивительно ярко представился мне горящий самолет, и, как брошенный камень, оттуда летит хрупкий белокурый товарищ мой - Славка.
Я открыл глаза и потянулся к браунингу.
И только что я до него дотронулся, как стало тихо-тихо. Воздух замер. И раздался звук, ясный, ровный, как будто бы кто-то задел большую певучую струну и она, обрадованная, давно никем не тронутая, задрожала, зазвенела, поражая весь мир удивительной чистотой своего тона.
Звук все нарастал и креп, а вместе с ним вырастал и креп я.
"Выпрямляйся, барабанщик! - уже тепло и ласково подсказал мне все тот же голос. - Встань и не гнись! Пришла пора!"
И я сжал браунинг. Встал и выпрямился.
Как будто бы легла поперек песчаной дороги глубокая пропасть - разом
остановились оба изумленных друга.
Но это длилось только секунду. И окрик их, злобный и властный, показал,
что ни меня, ни моего оружия они совсем не боятся.
Так и есть!
С перекошенными ненавистью и презрением лицами они шли на меня прямо.
Тогда я выстрелил раз, другой, третий... Старина Яков вдруг становился
и неловко попятился.
Но где мне было состязаться с другим матерым волком, опасным и
беспощадным снайпером! И в следующее же мгновение пуля, выпущенная тем, кого я еще так недавно звал дядей, крепко заткнула мне горло.
Заключение
Максимом Горьким было написано обращение к пионерам: «Пионерами были названы люди, которые засеяли новые, только что открытые земли.
…Поэтому можно сказать, что пионеры – это люди, которые создают и вносят в жизнь новое, полезное…» [5].
А. Гусев писал «Славный путь прошла пионерская организация имени В.И.Ленина. В ее рядах выросли миллионы людей, горячо преданных делу Коммунистической партии. Пионерская организация по праву гордится своими питомцами, которые уже в детские годы проявили стойкость и мужество в борьбе за счастье родной страны, помогали своему народу в его героическом труде» [5].
Советская детская литература отражала заповеди пионерского движения, что являлось морально-нравственными ориентирами в жизни советских детей. Отсюда следует, что гипотеза доказана.
Продуктом нашей работы является сборник «Работай, учись и живи для народа, советской страны пионер!» о пионерах и пионерской организации со писком детской литературы советского периода, главными героями которых являются пионеры и тимуровцы (Приложение 11) .
В заключении приводим список рассказов и стихотворений для детского чтения про жизнь пионеров.
Н.Богданов «Живые письма»
Ю.Новиков «Первый слет»
С.Я.Маршак «Пионерам – вожатым октябрят»
С.Баруздин «Светлана-пионерка»
С.Баруздин «Поход»
С.Баруздин «Папин галстук»
С.Баруздин «Морской кортик»
А.Мошковский «Подарок с моря»
Б.Раевский «Тренировка»
Список литературы
Гайдар, А.П. Военная тайна [Электронный ресурс]/https://briefly.ru/gajdar/voennaia_tayna/
Гайдар, А.П. Судьба барабанщика [Электронный ресурс]/ https://wiki.briefly.ru/
Гайдар, А.П. Тимур и его команда [Электронный ресурс]/https://briefly.ru/gajdar/timur_i_ego_komanda/
Королева, Е. Всем ребятам пример [Электронный ресурс]/https://www.gazeta.ru/social/2017/05/18/10680641.shtml
Кубарева, А.П. Живые страницы [Текст]/ М.: Просвещение, 1969
Леонтьева, С.Г. Литература пионерской организации: идеология и поэтика: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук [Электронный ресурс]/https://ruthenia.ru/folklore/leontieva6.pdf Тверь, 2006
Пионерское движение [Электронный ресурс]/https://ru.wikipedia.org/wiki/
Приложение 1
Галстук
Пионерская клятва
Ю.Яковлев
Клянемся партии родной,
Клянёмся гвардии седой,
Отцам клянёмся смело,
Что будем твёрдыми всегда,
Что не отступим никогда
От ленинского дела.
Пускай нелёгок будет труд,
Пускай ремни в походе трут, -
Мы не уроним чести.
Чтобы слова «Бери пример!»
С крылатым словом «пионер»
Всегда звучали вместе.
Приложение 2
Владимир Ильич Ленин (Ульянов)
Приложение 3
Иннокентий Жуков
Приложение 4
Надежда Константиновна Крупская
Надежда Крупская среди пионеров, 1927 год
Приложение 5
Олег Пантюхов
Приложение 6
Пионерский значок
Приложение 7
Законы юных пионеров
Законы юных пионеров - свод основных правил жизни и деятельности члена Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина. В образной и доступной пониманию детей форме изложены цели и задачи детской коммунистической организации, основные принципы коммунистической нравственности, морально-этические нормы поведения юных пионеров.
Впервые Законы юных пионеров, разработанные комиссией ЦК РКСМ при участии Н. К. Крупской, были утверждены 5-м съездом РКСМ в октябре 1922 года. В Законах юных пионеров был выделен как один из основных закон - «Буду стремиться всегда, везде, где возможно, получить знания для того, чтобы употребить их на пользу трудящимся».
Происшедшие за годы социалистического строительства изменения условий деятельности пионерской организации, углубление содержания и совершенствование форм и методов ее работы нашли отражение в новом тексте Законов юных пионеров, утвержденном в 1957 8-м пленумом ЦК ВЛКСМ .
1. Пионер верен рабочему классу и коммунизму.
2. Пионер — друг и брат всякому другому пионеру и комсомольцу.
3. Пионер честен и правдив. Его слово — как гранит.
4. Пионер дисциплинирован.
5. Пионер ежедневно помогает трудовым собратьям в строительстве коммунистического общества.
6. Пионер трудолюбив и уважает полезный труд.
7. Пионер чист в мыслях, словах и делах.
Обычаи пионеров
1. Пионер не валяется в постели утром, а поднимается сразу, как
ванька-встанька.
2. Пионеры стелют постели своими, а не чужими руками.
3. Пионеры моются тщательно, не забывая мыть шею и уши, чистят
зубы и помнят, что зубы — друзья желудка.
4. Пионеры точны и аккуратны.
5. Пионеры стоят и сидят прямо, не горбясь.
6. Пионеры не боятся предлагать свои услуги людям.
7. Пионеры не курят; курящий пионер уже не пионер.
8. Пионеры не держат руки в карманах; держащий руки в карманах
не всегда готов.
9. Пионеры охраняют полезных животных.
10. Пионеры помнят всегда свои обычаи и законы.
11. Пьяный пионер позорит дружину.
Прием в пионеры на Красной площади, 1965 год
Приложение 8
Аркадий Петрович Гайдар
Приложение 9
А. Гайдар «Военная тайна»
Приложение 10
А. Гайдар «Судьба барабанщика»
Приложение 11
Информационный сборник