Введение
Тема нашей исследовательской работы - «Поэтический «фокус» Николая Гумилева».
На наш взгляд, данная работа актуальна тем, что посвящена поэтическому миру поэта «серебряного века», который до сих пор остается тайной и является благодатной почвой для новых открытий и исследований. «Серебряный век» - это переломная эпоха, в которой происходила переоценка ценностей, менялся взгляд на существующие законы человечества. Нас привлек поэтический мир Н. Гумилева, потому что, во-первых, поэт является примером выдающейся непреклонной личности, становление которой так актуально в современном мире; во-вторых, заставляет нас задуматься о вечных истинах бытия, на фоне которых хаос войны, политические страсти, разъединение народов кажутся ничтожными, недостойными человека.
Гипотеза исследования: в статьях поэта об изобразительном искусстве мы прослеживаем цепкий внимательный взгляд поэта, который пытается увидеть «какой-нибудь декоративный фокус…».[1] Это нам дает возможность предположить, что за яркими картинами поэтического мира Николая Гумилева тоже есть некий «фокус».
Объектом нашего исследования является стихотворение "Император Каракалла" Н.С. Гумилева.
Предмет исследования: ключевые слова поэтического текста.
Основные методы исследования: поисковый, сравнение, исследовательский, анализ стихотворений.
Цель: раскрыть поэтический «фокус» Николая Гумилева.
Задачи:
- рассмотреть ключевую лексику стихотворения "Император Каракалла"
Н.С. Гумилева, обозначая возникающие ассоциативные ряды;
- определить роль образов-символов в поэтическом мире Н.С. Гумилева;
- соотнести образы третьей части стихотворения "Император Каракалла"
Н.С. Гумилева с соответствующей им цветовой гаммой.
-продемонстрировать результат в форме рисунка, отображающего заключенный в поэтическом тексте «фокус», и диаграммах, демонстрирующих цветовое соотношение, выявленное нами при анализе третьей части стихотворения "Император Каракалла"
Н.С. Гумилева.
Теоретическая значимость исследования связана с тем, что полученные в результате исследования материалы расширяют наши знания о поэзии Николая Гумилева. Новизна темы заключается в рассмотрении стилистической особенности поэта при создании визуальных образов, связанных с цветовой гаммой, которая рождает новые ассоциации.
Практическая значимость: проведенное исследование можно использовать как сообщение на уроке литературы для более углубленного изучения творчества Николая Гумилева. Мы считаем, что погружение в поэтический мир Н. Гумилева может заинтересовать учащихся и, возможно, дать толчок к новым открытиям в поэзии поэтов «серебряного века».
Обзор литературы:
Изучая поэзию периода «серебряного века», в частности биографию
Н. С. Гумилева, мы рассмотрели статьи «История русской литературы серебряного века. Николай Гумилев» , «Гумилев Н.С. Artiste-peintre (Письмо из Парижа), «Тема смерти в творчестве Н.С. Гумилёва».
В результате литературного обзора мы пришли к выводу, что в статьях поэта об изобразительном искусстве, его внимательный взгляд пытается увидеть «какой-нибудь декоративный фокус…».[1] Это помогло нам обозначить гипотезу данного исследования.
В дальнейшей работе нам необходимы были знания, которые мы смогли почерпнуть в статьях Мифологического словаря, «Пеон», «Цвет и его символика. Цветовые тенденции в живописи 20-ого века».
Глава 1. Ассоциативный анализ стихотворного цикла
Николая Гумилева «Император Каракалла»
В. Жирмунский увидел в гумилевской экзотике: «искание образов и форм, по своей силе и яркости соответствующих его ощущению», «влечет поэта к изображению экзотических стран» .[3]
Герой Николая Гумилева – это «конквистадор», находящийся в поиске новых «образов и форм» для создания своего поэтического мира. Стремление выйти за грань обыденного было естественным состоянием Н. Гумилева. Он всегда в поиске. Это привело к увлечению оккультизмом. «Гумилев с несколькими сорбоннскими студентами провел сеанс вызывания дьявола. Причем все испытания сеанса выдержал только Гумилев. Он видел в полумраке какую-то тень, которая не пожелала с ним говорить. Но и этого оказалось достаточно для стремительной фантазии поэта». [7]
Возможно, этой тенью и был Каракалла, к образу которого мы обратимся, анализируя стихотворный цикл «Император Каракалла». (Приложение № 1, текст 1)
Может вызвать удивление то, что такая личность, как Каракалла, стал одним из героев лирики Гумилева. Поэт признает всю порочность императора. Но ведь это и личность, стремящаяся к познанию мира, выходящего за пределы человеческого разума, человек, обладающий сверхъестественной силой, волей, страстью.
Знаменательна, на наш взгляд, трехчастная композиция стихотворения «Император Каракалла». В первой части подчеркивается значимая роль «бедного бродячего певца». На него возложен «венец» знания неведомого мира, ведь его «сказки-стихи» не зависимы, не схвачены узкими рамками человеческих страстей: властью, богатством, они принадлежат просторам и высям, их
Слушают только бездомные звери
Да на высоких горах пастухи.
Во второй части «Призрак какой-то неведомой силы» - это «император с профилем орлиным» - гордый, свободный, независимый. «Любопытно – вдумчивая нежность … на устах» соединяется с «дикой мятежностью в сдвинутых бровях!» «Дикая мятежность» - необузданная, страстная, безумная, неподвластная. «Любопытно-вдумчивая нежность» обращена к тихой тайне, перед которой меркнет все: и «образы властительные Рима, Юлий Цезарь, Август и Помпей».
В раскрытии образа императора примечательно уподобление его Фебу. Их связь отражается дважды: через слово «любопытный» и сравнение «как ты».
Проведем мифологический ассоциативный ряд, связанный с именем Феба, который по логике построения образов стихотворения будет относиться и к императору.
Феб (Аполлон) [4] - чистота, блеск, прорицание, стреловержец, прорицатель, пророк и оракул, мыслится даже «водителем судьбы», врач, отождествляется с солнцем во всей полноте его целительных и губительных функций.
В значении «водителя судьбы» образ императора заявлен уже в первых строках:
Ты ль, указавший законы судьбы…
Обратимся к миру, в котором царствует Каракалла. Это, прежде всего, мир снов:
Жадность снов в тебе неутолима.
Первая возникающая ассоциация – это иллюзорность этого мира, некое бытие в небытии, обман, подобие реализации мечты.
В древнегреческой мифологии Гипнос (сон) – это сын Никты (ночи) и брат Танатоса (смерти). На сон и смерть никогда не взирает Гелиос (солнце). Гипнос спокоен, тих и благосклонен к людям, в отличие от смерти.
Итак, этот мир вбирает в себя и ночную тишь («но к чему тебе победы в час вечерний»), и соединяет противоположные начала: тьму и свет («словно золото на черни»), страсть и нежность, любовь чистую и порочную, безгрешность неба и хаос разбросанных звезд, их беспорядочный блеск. Перед нами предстает неопределенный мир, искаженный туманами, где безликость тени соединяется с «жемчужной белизной». Это и подобие небесного рая со своими змеями искусителями и «небывалыми плодами».
Рисуется необыкновенный сад, вызывающий трепет, волнение, напряжение чувств самого Феба. Какая же царит тайна в этом саду?
Тайна связана с образом крокодила, выделяющимся на сером фоне туманов и неопределенного света звезд, блеском изумруда, цветом самой природы, жизни, бессмертия, гармонии. Невольно возникает ассоциативный ряд:
Каракалла – Аполлон (Феб) – Лето (ночь, мать Аполлона) – Астерия (звезда, сестра Лето) – Феба (луна, мать Лето, кормилица Аполлона) – Уран (небо) – Рея (земля), который приводит нас к космогоническим мифам, где особенно отчетливо актуализируется пафос превращения хаоса в космос.
Все образы в своем значении присутствуют в саду императора. Более того, Феба считалась основательницей в Дельфах Храма и оракула, который затем подарила внуку (Аполлону – Фебу).
Ни Храм ли гармонии хаоса предстает перед нами в садах Каракаллы. Обратим внимание на слова:
И, великой мукой вселенной
На минуту грудь свою омыв…
Может, «мука вселенной» - это и есть рождение гармонии из хаоса. Ведь затем возникает образ «зеленого храма» - цвета гармонии, жизни.
И завершает вторую часть стихотворения «Император Каракалла» образ царя – поэта-друида:
А потом в твоем зеленом храме
Медленно, как следует царю,
Ты, неверный, пышными стихами
Юную приветствуешь зарю.
Третья часть стихотворения – это детализированное описание встречи крокодила. Важно подчеркнуть, что в тексте нет местоимения «ты», связь «бродячего певца» и императора исчезает. Мы видим взгляд со стороны. Так же слышимое имя Каракалла вызывает звуковые ассоциации с крокодилом, обозначая связь этих образов.
Если образ императора, созданный во II части, вызывает восхищение сильной личностью, то образ Каракаллы – это, прежде всего, символ «безумных извращений», упадка римской цивилизации.
Крокодил несет в себе также двоякое значение – это символ природы, жизнеутверждения, но это и свирепое животное ада африканской тематики в творчестве Н. Гумилева, поэтому он чудная сказка, увлекающая, очаровывающая, дающая надежду на чудо, но это обман.
На наш взгляд, образ крокодила, завершающий цикл стихотворения «Император Каракалла», - это «нарушитель гармоний», т. е. разрушитель надежд человека занять место в ряду высших начал.
Выводы:
- Гумилев подчеркивает значимую роль поэта в познании истины. В стихотворении рисуется образ поэта-друида, но, к сожалению, это только мечта;
- поражает бесконечность образной системы Гумилева. Анализ текста выводит на антонимические ассоциативные ряды, которые погружают нас в глубины мифологии, с помощью которой мы вместе с лирическим героем попадаем в мир гармонии хаоса.
Глава 2. Соотношение поэтических образов и цветовой гаммы в стихотворении «Мореплаватель Павзаний» (III часть стихотворения «Император Каракалла»)
На основе стихотворения «Мореплаватель Павзаний» мы попробовали провести ассоциативный ряд цветовой гаммы, связанной с лексическим значением слов, которое, как мы уже убедились, далеко неоднозначно.
Ритмический рисунок каждого стиха – двусложная стопа с ударением на третьем слоге (пеон 3, в переводе «гимн Аполлону») [5], [9] – ассоциируется с приближающейся и убегающей волной морского прибоя. Повторение одной и той же рифмы в 3-4 стихах каждой строфы как бы замедляет повествование, то же образуя своеобразную «волну».
Этот рисунок повторяется как на горизонтальном (метрическом), так и на вертикальном (строфическом) уровнях. При подсчете глагольных форм в строфах можно заметить, что их количество сначала нарастает, а затем убывает. Так, в 1-й и 5-й строфах только по одной глагольной форме, во 2-й и 4-й – по две, а в 3-й – три.
Таким образом, рисуется один из центральных образов:
Море - глубина, свобода, символ жизни, простор, приливы и отливы, символ вечности, рокот, изменчивость, восторг, торжество, отражение неба.
И на фоне моря – вечности дана разноликость, многозначность мира.
Ключевые образы стихотворения:
Мореплаватель - судно, новые земли, свобода, море, опасность, пространство, шторм, дали, смерть, глубина, галеры. Цветовая гамма: синий, голубой, бирюзовый.
Мореплаватель – это человек, стремящийся к познанию нового, преодолевающий опасности пути – смело смотрящий смерти в лицо. Он звено в цепочке, связывающей две великие цивилизации: Рим и Египет.
Следующий образ – это река Нил.
Ассоциативный ряд: Африка (пустыни, большие пространства, сонное царство, оазисы (жизнь), Египет, пирамиды); кормилец (вторая по длине река в мире (жизнь), течение и русло, исток – начало жизни, устье – смерть; экзотика. Цветовая гамма: желтый, зеленый, синий, голубой. Голубые и синие тона производят впечатление легкости, воздушности, чистоты, прохлады. Желтый - это солнечный свет, золото, пустыня; великолепный яркий и чистый желтый цвет дает ощущение истины, высокого творческого подъема и вдохновения; божественность («застывший солнечный свет»), цвет жизни. Зеленый - цвет самой природы, жизни, возрождения, бессмертия, обновления, молодости, юности, надежды, гармонии. Синий и желтый цвета при смешении дают зеленый цвет, поэтому слово Нил содержит целую цветовую гамму и несет в себе многообразие лексических значений. [8]
Рим - величие, самый древний город, правление Каракаллы, колыбель цивилизации, упадок цивилизации, жизнь, кровь. Пурпур (красный) – огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови (смерть и жизнь), цвет опасности, предупреждение, оберег, любовь.
В Китае красный – это символ птицы феникс, обладающий способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла (жизнь и смерть, вечность).
В связи с образом Рима важно отметить наличие в тексте ряда прилагательных: золотой, пурпуровый, мраморный, изумрудный, серебряный. Все они по лексическому значению тяготеют к понятиям «богатство», «знатность», «исключительность».
Таким образом, мы можем наблюдать некую картину «пира во время чумы», «блеска среди нищеты», «последние яркие вспышки погибающей цивилизации», связанные с правлением Каракаллы.
Каракалла – император, владыка, человек-бог, тиран, могущество, губительная сила, вершитель судеб, кровь, зло, смерть, прорицатель, возвышенность, страшные годы для Рима, извращения, упадок цивилизации, крокодил (по звуковому составу), Аполлон (Феб), Дионис.
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы,
Бог веселых и бездумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы. [2]
Примечательно, что предложение данной строфы построено таким образом, что во второй строке слово «Бог» стоит после слова «Каракаллы», образуя единство образов.
«Бог веселых и бездумных» - это Дионис, который славился умением насылать безумие. Сравним: «… в дни безумных извращений Каракаллы». Слово «безумие» объединяет два этих образа.
Вновь выстраивается мифологический ассоциативный ряд: Каракалла - Аполлон (Феб) – Дионис. Мы уже ранее подчеркивали, что в III части стихотворения образ Каракаллы – это символ упадка римской цивилизации. Его образ затмевает солнце:
В золотом, невинном горе
Солнце в море уходило,
И в пурпуровом уборе
Император вышел в море.
Слово «император» относит нас к мифологическому контексту II части стихотворения «Император Каракалла».
Таким образом, в данных строках мы можем говорить о пурпуровом уборе, как символе губительного солнца, которое сменяет светлое, жизнеутверждающее начало. Поэтому мы окрашиваем солнце в сине-красные тона, обозначающие уходящее в море «в невинном горе солнце» с отблесками пурпура, уже падающими на него. Но, на наш взгляд, образ «императора», символизирующий стремление к познанию мира, обретает более значимую роль, чем образ Каракаллы. Из ассоциативного ряда Каракалла – Дионис – Аполлон на первый план выходит Аполлон – бог солнца.
Строение 2 и 4 строк подтверждают высказанную выше мысль и усиливают впечатление динамикой, которая заключена в глаголах. Император динамичнее, деятельней, ему принадлежат два действия.
Солнце в море уходило
……………………………..
Император вышел в море
Подчеркивается некая смена светил.
По звуковому составу слово «Каракалла» соотносится со словом «крокодил» и поэтому в своей цветовой гамме несет зеленый цвет, таким образом, претендующий на роль бессмертного божества.
Крокодил - свобода – жизнь, убийца (хищник) – смерть, священный, возвышенный - кровожадный, свирепый. Сказка - чудо, необыкновенность, волшебство, красота, обман, ложь, преувеличение. Крокодил – это символ природы, жизнеутверждения, но это и свирепое животное ада африканской тематики в творчестве Николая Гумилева, поэтому он чудная сказка, увлекающая, очаровывающая, дающая надежду на чудо, но это обман.
Лани – свобода, красота, жизнь, грация, смерть (шкура), ценность.
Египетскиеткани - легкость, красота, яркость, воздушность, красочность, узоры.
Скитальцы –познание, старцы - ум, мудрость, легенды, путешествия, истории.
Выделенные нами ключевые слова: «ланей», «египетские ткани», «скитальцы» - это продолжение ассоциативного ряда, связанного с темой Африки в лирике Гумилева. Это светлый поток живительной влаги вливается в мир погибающего извращенного Рима.
Гетеры - женственность, красота, изящество, женщины (начало жизни), порок, грация, ум, образованность. Как Инь и Ян - символы противоборствующих женского и мужского начал, - соединяясь создают гармонию, которая несет надежду на спасение, рождение нового мира:
И изящные гетеры,
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.
Гетеры не только носительницы порочной любви, но и женского начала, дающего жизнь, к которому они, вероятно, и стремятся, обращаясь к Венере, утренней голубой звезде, являющейся символом священной чистой любви.
Мы окрасили ключевые слова стихотворения «Мореплаватель Павзаний» в соответствующие их значению цвета и получили необыкновенную картину, которая вызывает ассоциации со спиралью бесконечности жизни, где всё повторяется, отражается одно в другом, сливаясь в гармоничное единство, и, таким образом, способно к возрождению. Это сама вечность. (Приложение 1, 2)
Интересно и то, что динамика 3 строфы стихотворения отражается и в цветовой гамме: преобладает красный цвет. Образ моря выстраивается на метрическом, строфическом и цветовом. Таким образом, подчеркивается движение волн, олицетворяющее вечное изменение, преображение жизни.
Стремление всего сущего к гармонии подтверждается и соотношением цвета, которое получилось при ассоциативном анализе ключевых слов стихотворения «Мореплаватель Павзаний». Если рассмотреть цветовую гамму в количественном соотношении, то можно проследить такую последовательность: оттенки зеленого – 8 слов, оттенки красного – 6, синего - 5, желтого – 4, коричневого – 3. (Приложение № 3, диаграмма № 1)
Зеленый и красный цвет – это цвет Каракаллы и крокодила, ключевых образов стихотворения. Но образ Каракаллы сменяется образом императора: безумие на стремление к познанию мира. Дионис уступает место Аполлону. Возможно, здесь и звучит гимн Аполлону, заключенный в выборе размера стихотворения.
Мы проанализировали, какие цвета получатся при смешивании основных цветов [6], полученных при работе над текстом, и пришли к выводу, что все цвета, отражаясь в друг друге, смягчают символику красного цвета и образуют более спокойную гамму цветов, символизирующую собой стремление к гармонии. (Приложение № 3, диаграмма № 2)
Выводы:
Таким образом, на основе выделенных нами ключевых слов, связанных с ними оттенков цвета и мифологического контекста мы раскрыли поэтический «фокус» Н.Гумилева, который заключается в создании картины гармонии хаоса. Полученная цветовая гамма представляет собой, на наш взгляд, спираль бесконечности жизни, наполненной многообразием явлений. Это и некий парад планет, радужные блики, несущие в себе многозначность образов. Весь этот противоречивый, разноликий мир – это вечность, которая соединяет противоположные начала в гармонию. Исключение одного несет безликость другого: без света не было бы тьмы, без добра – зла и т. д.
Мы определили, что динамика 3 строфы стихотворения «Мореплаватель Павзаний» отражается и в цветовой гамме: преобладает красный цвет. Образ моря выстраивается на метрическом, строфическом и цветовом. Таким образом, подчеркивается движение волн, олицетворяющее вечное изменение, преображение жизни.
Стремление всего сущего к гармонии подтверждается и соотношением цвета, которое получилось при ассоциативном анализе ключевых слов стихотворения «Мореплаватель Павзаний». (Приложение № 3, диаграмма № 1,2)
Заключение
В результате своей работы, используя ассоциативный анализ поэтического текста «Император Каракалла» Николая Гумилева, мы пришли к выводу, что наша гипотеза о некоем «фокусе», сокрытом в тексте Н.Гумилёва, подтвердилась.
Показали наличие многообразия тем и разноликости образов, которые вызывают массу ассоциаций. Анализ текста выводит на антонимические ассоциативные ряды, которые погружают нас в глубины мифологии.
Окрасив ключевые слова стихотворения «Мореплаватель Павзаний» в соответствующие их значению цвета, мы получили картину, которая вызывает ассоциации со спиралью бесконечности жизни, где всё сливается в гармоничное единство, повторяется, отражается одно в другом и, таким образом, способно к возрождению. (Приложение № 2, рис. 1,2)
Стремление всего сущего к гармонии подтверждается и соотношением цвета, которое получилось при ассоциативном анализе ключевых слов стихотворения «Мореплаватель Павзаний». Преобладает жизнеутверждающий зеленый цвет. (Приложение № 3, диаграммы 1). Все цвета, отражаясь в друг друге, смягчают агрессивную символику красного цвета и образуют более спокойную гамму цветов, символизирующую собой стремление к гармонии. (Приложение № 3, диаграммы 2)
Список литературы
1.Гумилев Н.С. Artiste-peintre (Письмо из Парижа). – Режим доступа: — URL:
https://gumilev.ru/clauses/68/.– Текст: электронный (дата обращения: 01.10.2021).
2. Гумилев Н. Стихи. Письма о русской поэзии. / Н. Гумилев. – Москва: Художественная литература, 1990. – 67 с. – Текст.
3.История русской литературы серебряного века. Николай Гумилев. – Режим доступа: — URL: https://studme.org/188699/literatura/nikolay_gumilev (дата обращения: 01.10.2021).
4. Мифологический словарь. – Москва: Вако, 2019 . – 80 с. – Текст.
5. Пеон. https://pishi-stihi.ru/peon.html .– Текст: электронный (дата обращения: 01.10.2021).
6. Смешивание цветов для получения нужного цвета
https://stroychik.ru/raznoe/smeshivanie-cvetov .– Текст: электронный (дата обращения: 14.02.2021)
7.Тема смерти в творчестве Н.С. Гумилёва. – Режим доступа.— URL: http://uchitel-slovesnosti.ru/load/personalnyj_ugolok_pisatelja/gumilev/tema_smerti_v_tvorchestve_n_s_gumiljova/62-1-0-837.– Текст: электронный (дата обращения: 01.10.2021).
8. Цвет и его символика. Цветовые тенденции в живописи 20-ого века
http://refleader.ru/jgebewotrrnajge.html .– Текст: электронный (дата обращения: 14.02.2021)
9. Что такое пеан? https://www.liveinternet.ru/users/tanakwill/post264343405 .– Текст: электронный (дата обращения: 01.10.2021).
Приложение № 1, текст 1
Император Каракалла
1
Призрак какой-то неведомой силы,
Ты ль, указавший законы судьбе,
Ты ль, император, во мраке могилы
Хочешь, чтоб я говорил о тебе?
Горе мне! Я не трибун, не сенатор,
Я только бедный бродячий певец,
И для чего, для чего, император,
Ты на меня возлагаешь венец?
Заперты мне все богатые двери,
И мои бедные сказки-стихи
Слушают только бездомные звери
Да на высоких горах пастухи.
Старый хитон мой изодран и черен,
Очи не зорки, и голос мой слаб,
Но ты сказал, и я буду покорен,
О император, я верный твой раб.
1918 г.
2
Император с профилем орлиным,
С черною, курчавой бородой,
О, каким бы стал ты властелином,
Если б не был ты самим собой!
Любопытно-вдумчивая нежность,
Словно тень, на царственных устах,
Но какая дикая мятежность
Затаилась в сдвинутых бровях!
Образы властительные Рима,
Юлий, Цезарь, Август и Помпей, —
Это тень, бледна и еле зрима,
Перед тихой тайною твоей.
Кончен ряд железных сновидений,
Тихи гробы сумрачных отцов,
И ласкает быстрый Тибр ступени
Гордо розовеющих дворцов.
Жадность снов в тебе неутолима:
Ты бы мог раскинуть ратный стан,
Бросить пламя в храм Иерусалима,
Укротить бунтующих парфян.
Но к чему победы в час вечерний,
Если тени упадают ниц,
Если, словно золото на черни,
Видны ноги стройных танцовщиц?
Страстная, как юная тигрица,
Нежная, как лебедь сонных вод,
В темной спальне ждет императрица,
Ждет, дрожа, того, кто не придет.
Там, в твоих садах, ночное небо,
Звезды разбросались, как в бреду,
Там, быть может, ты увидел Феба,
Трепетно бродящего в саду.
Как и ты, стрелою снов пронзенный,
С любопытным взором он застыл
Там, где дремлет, с Нила привезенный,
Темно-изумрудный крокодил.
Словно прихотливые камеи —
Тихие, пустынные сады,
С темных пальм в траву свисают змеи,
Зреют небывалые плоды.
Беспокоен смутный сон растений,
Плавают туманы, точно сны,
В них ночные бабочки, как тени,
С крыльями жемчужной белизны.
И, великой мукою вселенной
На минуту грудь свою омыв,
Ты стоишь божественно-надменный,
Император, ты тогда счастлив.
А потом в твоем зеленом храме
Медленно, как следует царю,
Ты красиво-звонкими стихами
Пробуждаешь юную зарю.
1906 г.
3
Мореплаватель Павзаний
С берегов далеких Нила
В Рим привез и шкуры ланей,
И египетские ткани,
И большого крокодила.
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы.
Бог веселых и бездумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.
В золотом, невинном горе
Солнце в море уходило,
И в пурпуровом уборе
Император вышел в море,
Чтобы встретить крокодила.
Суетились у галеры
Бородатые скитальцы.
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.
И какой-то сказкой чудной,
Нарушителем гармоний,
Крокодил сверкал у судна
Чешуёю изумрудной
На серебряном понтоне.
30 октября 1906 г.
Приложение № 2, рис.1
Мореплаватель Павзаний
Нила
С берегов далекихВ Рим привез и шкуры ланей,
И египетские ткани
И большого крокодила.
Это было в дни безумных
Извращений Каракаллы
Бог весёлых и бездумных
Изукрасил цепью шумных
Толп причудливые скалы.
В золотом, невинном горе
Солнце в море уходило,
И в пурпуровом уборе
Император вышел в море,
Чтобы встретить крокодила.
Суетились у галеры
Бородатые скитальцы,
И изящные гетеры
Поднимали в честь Венеры
Точно мраморные пальцы.
И какой-то сказкой чудной,
Нарушителем гармоний
Крокодил сверкал у судна
Чешуёю изумрудной
На серебряном понтоне.
Приложение № 2, рис.2
С пираль бесконечности.
Приложение № 3, диаграмма №1
Приложение № 3, диаграмма №2