Введение.
Сплетня относится к разветвленной системе устных жанров, занимающих особое место в повседневной жизни человека. Она также является специфическим видом коммуникации между личностями, в процессе которой сюжет, частично или полностью отражающий реальность, становится достоянием обширной аудитории. Наряду с описанием событий, сплетни могут отражать общественное мнение или настроение, обширные социальные стереотипы и установки в обществе, информационную ситуацию в регионе.
Толковые словари современного русского языка определяют сплетню как «слух о ком-либо или чем-либо, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях», однако во многих других культурах под сплетней подразумевается сообщение вполне достоверной информации. Интересно то, что по мнению современных психологов и социологов, которое базируется на многих социальных исследованиях, сплетничание – занятие отнюдь не предосудительное, а наоборот даже полезное. Сплетни помогают нам в осознании своей социальной среды и самих себя, своих пределов и возможностей. Сравнивая себя с другими, мы стимулируем себя на достижение успеха или видим собственные проблемы в реальном свете. Кроме того, сплетни помогают нам поддерживать собственное чувство социальной эффективности.
Вместе с тем, слухи и сплетни становятся причиной огромнейшего числа проблем, конфликтов, личных трагедий и обвалов целых корпораций. Исследование феномена сплетни в жизни человека и русской литературе с указанными аспектами приобретает особую актуальность.
Литература и источники, используемые для написания данной работы, тщательно отобраны и содержат наиболее полную информацию по данной теме.
Цель:
- Комплексное исследование сплетни как феномена жизни и литературы.
Задачи:
- Проанализировать место сплетни в жизни человека.
- Выяснить, чем сплетня отличается от слухов.
- Исследовать роль сплетен в произведениях художественной литературы.
Гипотеза:
Сплетни и слухи являются значимой частью отношений в обществе, жизни людей и находят отражение в литературе XIX века.
.
Глава 1. Сплетня в жизни человека.
.Почему люди сплетничают?
На самом деле сплетничают все. Это не обязательно распространение слухов или постыдных историй, а просто обмен информацией. Люди сплетничают, когда рассказывают о переезде друга или чей-то свадьбе. Данный процесс вполне естественен и является неотъемлемой частью частью межличностного общения. Существует несколько причин стремления сплетничать:
Эволюционный механизм.
Психолог Робин Данбар выдвинул идею о том, что сплетни как эволюционный механизм помогали людям распространять ценную информацию в разного вида сообществах. Могли выявить так называемых предателей, готовых уйти из общины, воров и других угрожающих обществу людей. Конечно, достоверность подобных слухов под вопросом, но все же сплетни помогали «поддерживать социально функциональные группы».
Культурное обучение.
Культурное обучение — это способ, с помощью которого группа людей учится и передает информацию. И сплетни являются одним из элементов этого обучения. Так, можно показывать примеры, что является социально приемлемым, а что — нет. Например, «изменщиков» часто осуждают, хоть и не всегда история является правдивой, но сам рассказ позволяет утвердить какую-то норму поведения.
Борьба со стрессом.
Мэтью Файнберг, доцент в Школе менеджмента Ротмана при Университете Торонто, и его коллеги исследовали этот вопрос. Когда испытуемые просто слышали об антиобщественном поведении или несправедливости, их сердцебиение учащалось. И наоборот, когда они могли активно посплетничать о ком-то, это снижало частоту сердечных сокращений. Сплетни, объясняет Файнберг, помогали успокоиться.
Способ развлечься.
Сплетничать люди могут и ради развлечения. Как правило, обсуждаемые истории эмоциональны и могут быть поводом посмеяться. А еще готовность другого человека обсудить с вами кого-либо или что-либо может быть неким индикатором доверия или определенной степени близости.
Однако для того чтобы сплетни не вредили другим, следует придерживаться нескольких правил:
Не рассказывать секреты других .
Так вы можете навредить человеку, который вам доверял и поделился личной информацией.
Не лгите.
Ложные сплетни не выполняют никакой положительной функции. Сплетни, держащиеся на лжи, нельзя оправдать тем, что вы рассказываете их во благо другим.
Не сплетничайте ради личной выгоды.
Это никому не приносит пользы и, наоборот, может навредить вашей репутации. Прежде чем делиться какой-то информацией, нужно подумать о последствиях.
.Чем сплетни отличаются от слухов?
Слух - это неподтверждённая информация, источник которой неизвестен. Но при этом информация эта достаточно интересная, чтобы быть активно обсуждаемой и распространяемой. Если слухи могут касаться чего угодно, то сплетни всегда распространяют о конкретных людях. Благодаря сплетням люди учатся ориентироваться в новом коллективе: быстро узнают, кто с кем дружит, что для этой группы людей значимо, что порицается, что считается подвигом. Слух и сплетня во многом схожие понятия, являются синонимами. Каждый из нас, так или иначе, был участником или свидетелем сплетен или слухов.
Таким образом, современные неформальные коммуникации являются основным источником получения интересующей информации и пользуются большим доверием, чем СМИ. Слухи и сплетни – своеобразное кривое зеркало, в котором отражается общественное мнение, с их помощью можно воздействовать на общество и управлять им.
Глава 2. Сплетня как феномен в литературе.
Именно в России сплетня как бытовой и культурный феномен получили наибольшее распространение. В первую очередь, это особенности российской истории XIX-XX вв., когда короткие периоды стабильности сменялись долгими годами общественных потрясений. К тому же отсутствие гражданских свобод, жестка цензура и как следствие – недоверие к официальным источникам информации. В результате сплетня определяет устои российской жизни, показывая поведение всех слоев общества.
Поэтому мотивы сплетни являются устойчивыми в русской литературе XIX-XX вв., фигурируя в произведениях многих великих писателей. Пушкин, Грибоедов, Гоголь, Достоевский, Чехов и многие другие использовали сплетни в своих произведениях.
Сплетни и слухи осмысливаются в русской литературе не только как характеристика нравов, моральных принципов общества или особенности коммуникации людей, но и как проявление нового качества действительности и человека в целом.
2.1. Использование мотива слуха в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума».
Интересным примером использования мотива слуха является пьеса Грибоедова «Горе от ума», которая является первой реалистической комедией в русской литературе. Ее реалистичность заключается в том, что в произведении нет строгого деления на «плохих» и «хороших», и в том, что в ней присутствует два конфликта: любовный – Чацкий и Софья, более глобальный – общественный – Чацкий и фамусовское общество. Акцентировать, разумеется, стоит на втором. Предметом анализа служат с 14 по 21 явления III действия пьесы, где зарождается и распространяется сплетня о сумасшествии Чацкого.
Никто не любит нравоучений, горьких истин или противоположных социальных взглядов. Именно поэтому все представители "века минувшего", изображенные в пьесе А. С. Грибоедова, не любят общаться с Александром Андреевичем Чацким, который, разговаривая с каждым из них, успевал сказать что-то отличное от их мнения. Анализируемые явления в третьем действии, посвящены рассказу о сплетнях насчет сумасшествия главного героя пьесы и призваны показать то, как, не сговариваясь, представители фамусовского общества объединяются против Чацкого и подобных ему вольнодумцев. Чацкий и его единомышленники угрожают их благополучию, их давно сложившемуся порядку жизни. Естественный способ борьбы - объединиться, сформировать единое "общественное мнение" против вольнодумца и сделать его жизнь невыносимой.
Первоначальным источником сплетни о сумасшествии Чацкого стали неправильно понятые Г. N. слова Софьи, что «по возвращеньи» герой показался ей «не в своем уме». Понятая буквально идиома (на самом деле героиня, видимо, имела в виду, что Чацкий сильно изменился и не похож на того, кого она помнила прежде), используется Софьей как возможность отомстить Чацкому за его злые и несправедливые, как ей кажется, слова о Молчалине: «А, Чацкий! любите вы всех в шуты рядить, Угодно ль на себе примерить?»
Интересно состояние Софьи, когда она понимает, что может произойти из-за случайно брошенной фразы: девушка молчит, отвечает уклончиво, прежде чем подтвердить сумасшествие Чацкого. Удивительно и то, с какой быстротой слух о его сумасшествии, обрастая фантастическими подробностями, облетает всех гостей. И они моментально объединяются этим слухом, так как Чацкий – опасный враг. Загорецкий утверждает, что Чацкий «в горах изранен в лоб, сошел с ума от раны» и его «схватили, в желтый дом, и на цепь посадили». Каждый из гостей нашел в поведении Чацкого подтверждение его безумию. Фамусов припоминает, что мать Чацкого «с ума сходила восемь раз», а Хлёстова делает вывод о том, что Чацкий сошел с ума от пьянства, так как «шампанское стаканами тянул», а также «бутылками, и пребольшими» и «бочками сороковыми». Сплетня разрослась до полного абсурда, но гостей это только развлекло, внесло в их скучное существование значительное разнообразие. Узнав о разнесенной среди гостей сплетне о своем безумии, Чацкий удивлен и считает все происшествие ужасной нелепостью, но настоящим ударом для него явилось то, что этот вымысел исходил не от кого-нибудь, а от Софьи. В итоге Чацкий как будто заочно проиграл, но поражение главного героя временно. Сломленный сейчас количественным превосходством врагов, Чацкий не уступит в этой борьбе, сохранит свой ум и силу. В отличие от своих противников.
2.2. Роль сплетни в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Сплетня также является важной частью сюжета комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». Городские помещики Бобчинский и Добчинский, случайно узнав о появлении неплатильщика Хлестакова в гостинице, докладывают городничему о прибытии инкогнито из Петербурга в город. Бобчинскому с Добчинским, местным распространителям сплетен, "сорокам короткохвостым", не дает покоя мысль об "инкогнито проклятом". Они, перебивая друг друга, рассказывают о молодом человеке "недурной наружности, в партикулярном платье" и спорят о том, кто первый из них догадался, что это и есть ревизор. Как раз в это время всё погрязшее во взятках и казнокрадстве градоначальство, начиная с городничего Антона Антоновича Сквозника-Дмухановского, в страхе ожидает прибытия ревизора из Петербурга. Начинается переполох. Все чиновники и официальные лица суетливо бросаются прикрывать свои грехи, боясь "ревизора", приехавшего из Петербурга и воображая его важным "лицом". А причины для страха имеет каждый чиновник. Здесь источником сплетни является всепоглощающий страх и ужас чиновников перед ожиданием возмездия за их "грешки". Каждый надеется, что ревизор окажется "умным человеком" и за взятку не станет разбираться в происходящем. Больше всего беспокоит приезд ревизора городничего, потому что за ним много грешков. Много людей было им обижено, многих он притеснял. Поначалу Городничий боится наиболее страшного: вдруг ревизор окажется честным и не станет брать взятки. Однако все выходит хорошо. Хлестаков берет взятки, даже весьма благосклонно. Выяснив это обстоятельство, Городничий немного успокаивается.
Сам Хлестаков же делается виновником всеобщего обмана, сам того не желая. Он непреднамеренно, но весьма успешно играет роль ревизора, даже не осознавая этого. Герой не лжёт и не хвастается в привычном понимании этих слов, ведь он сам верит в то, что говорит. Это не плут, который преследует определенную цель и всех вокруг себя надувает, плетет интриги.
Безусловно, события «Ревизора» интриги не лишены, её плетут Городничий и чиновники, но ведь при этом им кажется, что тем же занят и Хлестаков. Эта ошибка оказывается роковой, приводит к тому, что действующие лица, которые, казалось бы, уже вышли с триумфом из создавшейся ситуации, оказываются у разбитого корыта.
2.3. Влияние сплетни на судьбу героев романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Дуэль между друзьями, Печориным и Грушницким, - ключевой момент в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», тоже происходит из-за слухов. Грушницкий и Печорин вместе служили и были друзьями. Грушницкий - молодой человек, юнкер, любит пафос и говорить пышными фразами. Он не желает трезво взглянуть на окружающую действительность, в этом причина его зазнайства. Влюблён в княжну Мери, но она влюбляется в Печорина. Грушницкий теряет голову от ревности и решает отомстить княжне Мери за то, что она, якобы, его обманула. Поэтому распускает сплетни о том, что Печорин по ночам тайно посещает княжну Мери.
Подобные сплетни могли испортить репутацию девушки навсегда. Узнав об этих сплетнях, Печорин вызывает Грушницкого на дуэль, чтобы защитить честь княжны.
Перед дуэлью Грушницкий замышляет подлость: он хочет подсунуть Печорину незаряженный пистолет и тем самым опозорить его. Но Печорин случайным образом раскрывает этот подлый замысел, а для Грушницкого дуэль разворачивается крайне трагично – он умирает.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что слухи и сплетни в литературе нового времени получили разнообразное воплощение. Они могут кардинально менять сюжет произведения, судьбы героев.
На примере Чацкого видно, как люди, желая обидеть или избавится от инакомыслящего, способны идти на любые меры и верить в абсурдные слухи.
В «Ревизоре» слухи являются причиной огромного переполоха в маленьком провинциальном городке, а в «Герое нашего времени» сплетничание и подлость доводят Грушницкого до гибели.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, делаю вывод: феномен сплетни получил многоаспектное воплощение. Как явление быта – это такое творчество жизни, которое дает возможность ее создателю преодолеть монотонность существования, а как явление литературы сплетня – важный элемент сюжета, влияющий на судьбу героев. Выдвинутая гипотеза о том, что сплетни и слухи являются значимой частью отношений в обществе, жизни людей и находят отражение в литературе XIX века, доказана. Действительно, примеры литературных сплетен дают читателю возможность скорректировать свое поведение в похожих ситуациях. И отслеживание мотива сплетни и слухов в произведениях русских писателей помогает более точно воспринимать время, в котором разворачивается действие произведения, дает возможность правильно воспринять события, в нем происходящие, отследить поведенческую логику героев и отразить в своем сознании схематически воспринятые алгоритмы возникновения тех или иных явлений.
Список используемой литературы:
Автухович Т. Сплетня как феномен жизни и литературы.-М., 2007.
Булатова С.Н., Сарафанное радио или слухи: как создать и как бороться. Курс лекций.
Гоголь Н.В. Ревизор.- СПБ: Лениздат, 2014.
Грибоедов А.С. Горе от ума.- М., «Эксмо», 2016.
Дубин Б. Слово-письмо-литература: Очерки по социологии современной культуры. -М.: НЛО, 2001.
Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени..- СПБ: Лениздат, 2014.
Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ.Л., 1984. С. 54.
Материалы из открытых источников.