Введение
Лишь в сказках можно просто чудом
Судьбу свою внезапно изменить.
Лишь в сказках зло карается законом.
Любите сказки! Их не оценить.
(Валерий Лисенков, 2018г.)
Я очень люблю сказки!
Моя мама постоянно читала и рассказывала мне сказки, когда я была маленькая. Она говорила мне, что сказка развивает воображение, расширяет кругозор. Ведь когда слушаешь сказку можно почувствовать себя в роли ее активного участника и всегда представить себя с ее персонажами, борющимися за справедливость, добро и свободу. Слушаешь сказку и переживаешь или радуешься вместе с её героями.
Сказки украшают нашу жизнь. Они делают ее интереснее, помогают поверить в чудеса, развивают фантазию, учат мечтать, знакомят с историей и традициями разных народов, показывают, что такое добро, а что такое зло.
И когда я подросла, я с удовольствием училась читать.
И теперь я сама обожаю читать, особенно сказки. И считаю, что их не способны заменить другие литературные жанры. Я перечитала все русские народные сказки.
На уроках по литературе в Азбуке часто встречаются картинки, на которых изображены сюжеты каких-либо сказок. И наша учительница, Светлана Сергеевна, всегда обращает внимание на эти картинки и спрашивает нас «Узнали ли мы, какая сказка изображена на картинке?», «Помним ли мы главных героев?», «Можем ли мы вспомнить цитату из сказки?» и т.п. И к моему удивлению большинство моих одноклассников не могли отгадать по картинке сказку. И мне захотелось придумать что-то такое, что заинтересует к прочтению русских народных сказок. Чтоб это было в интересной игровой форме, без обязательно домашнего задания.
Проблема состоит в том, что сейчас сказка, как и другие ценности традиционной культуры, утрачивает свое высокое предназначение.
Я знаю, что это - проблема не только моих одноклассников. Сейчас дети в современном мире каждый год теряют интерес к чтению. Это очень печально. Ведь от того, что человек читает в детстве, зависит вся его последующая жизнь.
Свою работу мы посвятили изучению этому вопросу, пытаясь найти выход из сложившейся ситуации с максимально интересным решением.
Объектом моего исследования являлись учащиеся 1Г класса нашей школы.
Предметом исследования - проблема чтения среди одноклассников, незнания русских народных сказок.
Я поставила перед собой цель - привлечь наибольшее количество учащихся к чтению и изучению литературы, привить любовь к русским народным сказкам и их героям, путем создания настольной игры.
Актуальность исследования: современные гаджеты вытесняют книги. Дети проявляют меньший интерес к чтению и обсуждению прочитанной литературы.
Задачи проекта:
закрепить интерес и расширить знания детей к русским народным сказкам;
создать условия для детей, способствующие освоению сказок, путем создания авторской игры.
Методы исследования:
анализ литературы (теоретический анализ);
беседа с учителем (педагогические наблюдения);
анкетирование (социологический опрос);
сбор данных и обработка результатов (математическая обработка);
творческий: разработка настольной игры.
Гипотеза проекта: решение проблемы потери интереса к чтению сказок и утраты их предназначения будет наиболее успешным, если использовать игровые технологии, а именно периодическое времяпровождение с одноклассниками за настольной игрой собственного изобретения.
Я хочу с помощью своей работы заинтересовать к прочтению русско-народных сказок не только одноклассников, но и в будущем ребят из параллельных классов. Очень надеюсь, что у меня это получиться.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы учителями начальной школы для развития интереса к чтению литературы учащимися.
Я хочу, чтобы ребята знали, что у книг нет конкурентов. Их не могут вытеснить ни телевизор, ни компьютерные игры. В них заключены знания человечества. Они учат добру, справедливости, открывают красоту окружающего мира, прививают любовь к жизни, радость познания.
Книги, как настоящие друзья, никогда не предадут!
1. История возникновения русской народной сказки
Что такое сказка? За много столетий было придумано множество интересных историй, но кто их придумал и, главное, для чего?
Много веков назад. В далекие-далекие времена, когда люди еще не умели читать и писать и у них не было книг, телевизоров и интернета, они очень много общались между собой: пересказывали услышанные от других истории, придумывали свои, чтобы развлечь друг друга, делились новостями, шутили, фантазировали. Никто не может определить время возникновения первых сказок. Самые интересные и яркие рассказы оставались в памяти многих на долгие времена и устно пересказывались, распространяясь в пространстве и времени. Никто не знал, кто первым рассказал ту или иную историю, чья именно фантазия породила удивительный шедевр. «В народе говорят…», «мне рассказала моя бабушка, а ей ее» - так объясняли происхождение сказок, именно поэтому они считаются народными. Итак, «народные» потому, что никто не знает имя настоящего автора, оно попросту забыто. Народные, потому что их придумали простые люди, рассказывали друг другу из поколения в поколение.
Русские народные сказки – это словесно изображенные мечты людей. Кто мечтает в первую очередь? Конечно, человек, обделенный судьбой, человек, которому чего-то не хватает, а ему так этого хочется. Бедный мечтает о богатстве, дурак желает стать умный, слабый хочет быть героем, а несчастная, с детства обделенная любовью падчерица мечтает о любви и счастье. И в сказках все это сбывается!
Русские народные сказки от других сказок народов мира отличает, прежде всего, их воспитательная направленность: вспомним хотя бы знаменитую присказку о том, что сказка ложь, да в ней намек. Труд в русских народных сказках изображается не тяжкой повинностью, а почетной обязанностью каждого. Таким образом, русские сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор.
2. Классификация сказок и их особенности
Народные сказки делятся на три группы:
1) сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив. Например, «Теремок», «Волк и семеро козлят», «Лиса и Журавль».
2) бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости. Например, «Каша из топора», «»Самое дорогое», «Умный мужик», «Мена».
3) волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены. Например, «По щучьему веленью», «Царевна-лягушка», «Крошечка-Хаврошечка».
3. Экспериментальное исследование
3.1. Настольная игра 2 в 1 - «Сказочное лото» и «Сказочная угадайка» (собственное изобретение)
Чтобы достигнуть своей цели мы с учителем и мамой придумали и разработали свою настольную игру 2 в 1 - «Сказочное лото» и «Сказочная угадайка». Ведь это не секрет, что если спросить у детей, любят ли они игры, они ответят «да». Игры вызывают у детей радость, внимание, интерес. А получать новые знания с помощью игры всегда веселее. А так как один из критериев для достижения нашей цели был интересный мотивирующий способ к получению знаний и привлечение к чтению сказок, то игра, по нашему мнению – это как раз то, что нам подходит.
После мы решили провести экспериментальное исследование.
3.1.1. «Сказочное лото»
Наша настольная игра (См. Приложение № 1) – простая, но в то же время интересная как для детей, так и для взрослых. Коротко о правилах игры. Состоит из 12 игровых полей, по 8 картинок-сказок на каждой, и 48 маленьких карточек с текстом-загадкой на обороте. Ведущий читает текст на обороте маленькой карточки. Тот, кто угадал сказку-картину, забирает себе карточку. Выигрывает игрок, который быстрее и полнее всех закроет своё игровое поле.
Состав игры «Сказочное лото».
1. Набор игровых карточек - 48 штук (См. Приложение № 2). На лицевой стороне – изображение сюжета русской народной сказки, номер карточки. На обороте - отрывок-загадка на тему сюжета, название сказки и цифровая информация, которая будет указывать номер карточки и номер игрового поля, на которых встречается это изображение. Например, цифровой код 8/5,11 означает: карточка № 8 расположена на игровых полях № 5 и № 11. Таким образом, ведущему, читающему текст-загадку, очень просто с помощью кода проконтролировать на каком игровом поле должна быть данная карточка.
2. Игровые поля - 12 штук (См. Приложение № 3), раздаются играющим в начале игры. На каждом поле по 8 сказочных сюжетов. Это отгадки-изображения. Сюжеты на игровых полях сдвоены. Но на одном игровом поле сюжеты сказок не повторяются. В случае правильной отгадки изображение закрывается карточкой, которую выдает ведущий. Если сразу два игрока отгадали сюжет (каждый на своем игровом поле), то ведущий выдает второму отгадавшему фишку, которой закрывается изображение. Номер игрового поля (от 1 до 12) указан сбоку на цветной полосе. Это удобно: во-первых, в случае потери поля всегда можно определить какое поле отсутствует, а во-вторых, нумерация помогает в следующей игре сориентироваться, какое из полей взять вновь.
3. Фишки – 48 шт. (См. Приложение № 4), выдаются ведущим, если правильный ответ на текст-загадку дали сразу два игрока. При этом один из них получает игровую карточку, а второй – фишку. В этом случае фишка и карточка равнозначны.
Правила игры «Сказочное лото».
Участникам раздаются игровые поля. Всего их 12, соответственно, одновременно может играть от 2-х до 12 человек.
Не участвующие в игре поля отдаются ведущему, который на небольшом листке бумаги отмечает для себя неиграющие поля. Эта информация поможет ему при ведении игры — не нужно зачитывать загадки, если в игре нет полей, на которых расположены отгадки.
Ребёнок может взять для игры одно, два и более полей. Рекомендуется при первоначальном знакомстве с русскими народными сказками брать на одного участника игры НЕ более 2-х игровых полей. Перегруз игрока информацией может привести к пропуску отгадок, и в итоге — к снижению эффективности. Следует помнить, что побеждает тот, кто наберёт самое большое количество очков в одной карточке, а не суммарное общее количество очков.
Все карточки и игровые поля пронумерованы. Номер поля указан справа на цветной полосе, а номер карточки — на лицевой стороне и на её обороте.
Ведущий берёт стопку карточек с изображениями, переворачивает их текстами-загадками к себе и начинает читать по одной загадке. Перед чтением он обращает внимание на вспомогательную информацию в углу карточки — там указаны номера тех игровых полей, на которых этот сюжет можно найти. Например, на карточке указано 35 / 9, 11. Это означает, что эта карточка имеет номер 35, и её сюжет встречается на игровых полях № 9 и № 11. Если в текущей игре у играющих нет игровых полей с этими номерами, то чтение загадки можно пропустить, а карточку отложить в сторону (она выбывает из игры).
Если сюжет угадан, то карточка отдаётся игроку. Второй игрок, одновременно и правильно назвавший сюжет, должен получить фишку, чтобы закрыть отгаданный сюжет у себя на игровом поле.
Таким образом, по мере продвижения игры у ведущего будет оставаться всё меньше и меньше карточек и фишек.
Задача игроков – как можно быстрее собрать все карточки на своем игровом поле.
Игра может считаться законченной в следующих случаях:
1. Все изображения на одном игровом поле будут закрыты.
2. Все изображения на всех игровых полях у одного игрока будут закрыты.
3.У ведущего закончатся все карточки, участвующие в игре (они будут розданы игрокам, отгадавшим загадки).
Какие правила окончания игры выбрать, решают игроки и (или) ведущий перед началом игры.
3.1.2. «Сказочная угадайка»
Данная наша игра (См. Приложение № 5) вытекает из предыдущей. На наш взгляд, эта игра может стать не менее интересной и захватывающей настольной игрой не только для школьников, но и для всей семьи. «Сказочная угадайка» — это игра на узнаваемость русских народных сказок по картинке, не просто так, а на скорость. Благодаря своей механике игра не надоедает. В неё хочется играть снова и снова. Коротко о правилах игры. Берутся все карточки, и ведущий показывает карточку лицевой стороной всем игрокам. Задача игрока быстро угадать и назвать, что за сказка изображена на карточке. Тот, кто правильно отгадал, забирает себе карточку. Выигрывает тот, кто соберет больше всего карточек. Для победы игрок должен не только хорошо ориентироваться в русских народных сказках, но и быть внимательным и расторопным.
Состав игры «Сказочная угадайка».
1. Набор игровых карточек (48 штук). Используются те же карточки, что для игры «Сказочное лото» (См. Приложение № 2). На лицевой стороне – изображение сюжета русской народной сказки, номер карточки – в этой игре главную роль выполняет данная сторона. На обороте, изображены отрывок-загадка на тему сюжета, название сказки и цифровой код - данная сторона в основном не играет в этой игре, но дает возможность ведущему проконтролировать правильно ли игроки называют название сказки, а также при необходимости дать подсказку игрокам в виде зачитывания отрывка-загадки из сказки. Сам номер карточки (от 1 до 48) на лицевой стороне указан для удобно: в случае потери карточки всегда можно определить какая отсутствует.
Правила игры «Сказочная угадайка».
Играть можно от 2-х игроков. Ведущий берёт стопку карточек с изображениями и начинает по одной показывать игрокам. Цель игрока первым угадать и назвать быстро название сказки. Если сказка угадана верна, то карточка отдаётся игроку. Выигрывает тот, кто соберет больше карточек. Если игроки не могут отгадать сказку, то ведущей вправе зачитать отрывок-загадку, который размещен на тыльной стороне карточке. Если данная подсказка не помогла, то ведущий откладывает эту карточку в сторону и она не достаётся никому и выбывает из игры.
3.2. Организация и проведение исследовательского эксперимента.
Экспериментальное исследование проводилось нами с целью подтверждения или опровержения нашей гипотезы. Эксперимент проводился на базе нашей школы - МБОУ СОШ № 4 с УИОП имени Г. К. Жукова. В исследовании принимали участие мои одноклассники - 1 Г класс в количестве 28 человек. Считались и принимались результаты только тех детей (анкет), которые присутствовали при входном и итоговом контроле.
Ребята были разбиты условно на две группы: контрольную и экспериментальную.
В экспериментальную группу вошли те дети, которые ходят в группу кратковременного пребывания. И в данной группе была добавлена игровая деятельность в свободное время во время продленки. На протяжении нескольких месяцев мы периодически играли в настольную игру «Сказочное лото» и (или) в «Сказочная угадайка» собственного изобретения. Игра всегда вызывала интерес у одноклассников.
В контрольную группу входили те учащиеся, которые сразу после основных уроках уходили домой. Они не играли в разработанную нами игру.
На диагностическом этапе эксперимента мы провели тестирование учащихся обеих групп для выявления уровня знания русских народных сказок, в том числе узнаваемость сказок по картинкам.
Начальное тестирование было проведено в начале учебного года.
В процессе опроса каждому учащемуся была выдана анкета (См. Приложение № 6), содержащая 3 основных вопроса. Один из главных вопросов звучал так: какая сказка изображена на картинке? И было дано пять изображений.
Результаты проведенного анкетирования были обработаны и показали, что, к сожалению, и в контрольной группе, и в экспериментальной никто не смог отгадать по картинкам все пять сказок. Две эти группы находятся на одном уровне знаний. Половина детей в каждой группе в основном угадывали одну или две сказки, а остальная половина и вовсе не смогла отгадать даже одну сказку. Но! Учащиеся в большинстве случаев ответили положительно на вопрос «Любишь ли ты читать?!», что является очень положительным фактом! И на вопрос «Что ты любишь читать?» ответ «сказки» - был самый популярный. Тем самым мы надеемся, что после проведенного времени за разработанной нами настольной игрой 2в1 «Сказочное лото» и «Сказочная угадайка» в экспериментальной группе появится большой интерес и потребность к прочтению русских народных сказок. И наша гипотеза будет подтверждена.
Спустя определенное время на контрольном этапе эксперимента мы провели повторное тестирование. Заменив в анкете две сказки («Каша из топора» и «Крошечка - Хаврошечка») т.к. при первом анкетирование это были самые узнаваемые сказки среди учеников. Остальные сказки оставили без изменений. В саму анкету еще добавили текстовые выдержки из сказок и попросили ребят соотнести их с картинками, тем самым усложнили задачу. Анкета приведена в Приложении 7. Анкеты также были розданы в двух группах. Результаты проведенного анкетирования также обработаны и показали, что уровень знаний сказок, узнаваемость сказок по картинкам, узнаваемость по тексту сказки у учащихся экспериментальной группы повысился, тогда как в контрольной группе остался на более низком уровне, практически без изменения.
Вывод: у ребят в экспериментальной группе появилось желание прочитать все русские народные сказки. За время моего наблюдения ребята прочли много сказок и с каждым разом они в игре показывали очень крутые результаты. Наша увлекательная игра помогла заинтересовать и привить любовь к сказкам. Мы с уверенностью можем сказать, что наша цель достигнута, задачи выполнены, гипотеза подтверждена. А чтобы моим одноклассникам было легче искать сказку для прочтения, которая участвует в игре, мы составили сборник русских народных сказок (См. Приложение № 8) с активными ссылками и QR-кодами для быстрого перехода и поиска нужного произведения в интернете.
Заключение
Сказки на Руси писали для того, чтобы в доступной для детей форме рассказать об опасностях взрослого мира, научить их дружить и выражать свою любовь, хранить верность своим убеждениям и совершать добрые смелые поступки. Народные сказки в прошлом играли ту же роль, что и средства массовой информации для нас сейчас, поэтому они не только интересны и поучительны, но могут стать небольшим экскурсом в нашу историю.
Таким образом, русские народные сказки – это неисчерпаемый источник народной мудрости, которым пользуются до сих пор, это лучшее семейное чтение для детей и взрослых.
Но чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «притормаживает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в наказание.
Негативное отношение к чтению порождено элементарной обязаловкой. Одно и то же дело может быть любимым, если оно делается без принуждения, и может превратиться в ненавистное занятие, когда его исполнения требуют.
К сожалению, сейчас многие дети, как правило не видят ценности в чтении, потому что раньше это был самый доступный источник получения впечатлений, и дети читали с охотой. А сейчас самый доступный источник новых впечатлений – мобильный телефон! Но, мобильный телефон не развивает воображение, не улучшает речь и даже наоборот затормаживает ее развитие, не улучшает скорость чтения.
Важно, чтобы дети читали сказки. Во-первых, это развивает интуицию, воображение, фантазию. Когда мы развиваем интуицию, повышается сверхчувствительность, т.е. мы начинаем больше чувствовать.
Зная все эти проблемы, мы придумали настольную игру 2в1 «Сказочное лото» и «Сказочная угадайка» и провели исследование. Нам хотелось, чтобы у детей появилось собственное, не принуждённое желание читать русские народные сказки.
Игровая деятельность всегда помогает снять утомление и напряжение, но при этом поддерживает внимание. Считается, что увлечённые игрой, ученики легче усваивают программный материал, проявляют активность, находчивость, сообразительность, инициативу и смекалку. Хорошая игра похожа на хорошую работу. В каждой игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли.
С опорой на анализ наше, исследование показало, что ребятам в экспериментальной группе была интересна тематика нашего проекта и они с удовольствием принимали активное участие в игре, которую мы придумали. Одноклассники всегда с удовольствием рассматривали иллюстрации в игре. Стали больше обсуждать друг с другом прочитанные сказки. У них повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки по картинкам; определять текстовые отрывки из сказок. Таким образом, можно смело утверждать, что проделанная в ходе работа, дала положительный результат.
Для развития интереса к чтению предлагаю всем учителям начальной школы попробовать использовать мою игру 2в1. Это правда очень интересная, увлекательная игра.
Резюмируя написанное выше, мы смело можем сказать, что наша цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
А еще, нам удалось создать увлекательную брошюру, в которой мы собрали самые любимые русские народные сказки о животных,
о дружбе, о семье и другие. Наша брошюра поможет вам быстро и с легкостью оказаться на электронных страницах нужного произведения.
Играйте, читайте, развивайтесь!
Список используемой литературы
Википендия — общедоступная многоязычная универсальная интернет-энциклопедия со свободным контентом [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org (Дата обращения: 2022 год).
Ну-ка Дети — портал для детей и их родителей: сказки для детей: [Электронный ресурс]. URL: https://nukadeti.ru/skazki (Дата обращения: 12.10.2022).
Проект «Мишкины книжки» для всех любителей качественной детской литературы: [Электронный ресурс]. URL: https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/ (Дата обращения: 15.10.2022).
Русские народные сказки. Выпуск № 1 / Издательство «Вече» - М., 2000. ISBN: 5-7842-0112-3
Русские волшебные сказки / Издательство: Нигма, 2021 – 112 с., ISBN: 978-5-4335-0442-4
Русские народные сказки. Серия «Любимые сказки малышам». / Издательский дом «Проф-Пресс», 2018. – 142 с., ISBN: 978-5-378-02735-4
Русские сказки про зверей / Издательский дом Мещерякова, 2016 – 144 с., ISBN: 978-5-91045-239-2
Стихи.ру – российский литературный портал: [Электронный ресурс]. URL: https://stihi.ru/2018/07/26/7023?ysclid=ldgn6ojlx8211545372 (Дата обращения: 5.01.2023).
Теремок. Русские народные сказки / Издательство: Оникс, 2013. – 128 с.; ISBN: 978-5-4451-0006-5
Приложение 1
Настольная игра ««Сказочное лото»
Приложение 2
Игровые карточки для игры «Сказочное лото» и «Сказочная угадайка»
Приложение № 3
Пример игрового поля для игры «Сказочное лото»
Приложение № 4
Фишки для игры «Сказочное лото»
Приложение № 5
Настольная игра «Сказочная угадайка»
Приложение № 6
Приложение № 7
Приложение № 8
БРОШЮРА (отрывок)
«Царевна-лягушка» (волшебная сказка)
Сказка, где главный герой, Иван-царевич женился на лягушке по воле судьбы. Иван не догадывался, что его жена — Василиса Премудрая, обращенная Кощеем в лягушку. Поспешил Иван, сжёг лягушачью шкуру и пришлось ему выручать жену из плена…
https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-narodnye-skazki/russkie-volshebnye-skazki/carevna-lyagushka/
«Колобок» (про животных)
Сказка о том, как испекла бабка для деда Колобка и положила на окошко остывать. Устал Колобок лежать, да решил спрыгнуть с окошка и укатиться со двора за ворота…
https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/russkie-narodnye-skazki/russkie-skazki-pro-zhivotnyh/kolobok/
Полный вариант брошюры представлен на 18 страницах,
где собрано 48 лучших русских народных сказок.