Лайфхак, или как сделать жизнь проще.

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Лайфхак, или как сделать жизнь проще.

Богатова Е.Д. 1
1МБОУ г.Астрахани "Лицей №1"
Насырова Н.А. 1
1МБОУ г.Астрахани "Лицей №1"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Заимствования в русском языке такая же неотъемлемая часть, как и исконно русские слова. Усиливающиеся сегодня процессы глобализации только приумножают количество иноязычных слов в русском лексиконе. Многие из заимствованных слов настолько «вжились» и адаптировались к русскоязычным, что нередко и сами воспринимаются как исконно русские. Иноязычные слова постепенно проникают в современный русский язык. Причины заключаются в потребности наименования новой вещи, нового явления; необходимости разграничить содержательно близкие, но все же различающиеся понятия.

Сравнительно недавно в среде молодежи появилось слово «лайфхак». Упростить свою жизнь - это целое искусство. Порой для этого нужно иметь философское отношение к жизни. В настоящее время в сетях интернета можно найти большое количество блогов, форумов, веб-сайтов, на которых представлены самые разные советы по облегчению жизни.

Цель проекта: изучение использования лайфхаков в различных сферах жизни.

Задачи исследования:

Узнать происхождение слова лайфхак.

Дать определение термину.

Провести исследование среди учеников и педагогического коллектива, чтобы узнать, насколько они знакомы с данным понятием и выяснить, какими лайфхаками они пользуются в своей деятельности.

Выявить лайфхаки для уроков русского языка.

Найти лайфхаки от героев литературных произведений.

Дать лайфхаки литературным героям.

Объект исследования: происхождение, назначение, употребление слова «ЛАЙФХАК».

Предмет исследования: использование лайфхаков в различных сферах деятельности.

Гипотеза: использование лайфхаков делает нашу жизнь проще и интереснее.

Практическая ценность проекта заключается в возможности использовать советы от литературных героев в жизни. А само исследование на уроках литературы при анализе художественного текста.

ГЛАВА 1. Происхождение, назначение, употребление слова «ЛАЙФХАК».

1.1. Слово «лайфхак» и его происхождение

Слово “лайфхак” – это хитрость или полезный совет, помогающий эффективно решить ту или иную проблему. Слово образовалось путем слияния английских слов life («жизнь») и hack («взломать») и было предложено британским журналистом, специализирующимся в области компьютерных технологий, Дэнни О’Брайеном. В начале карьеры он писал еженедельные колонки в «The Sunday Times» и «The Irish Times», затем работал в британском издании «Wired», на общественном канале «Ghannelu» и в интернет сервисе-провайдере «Virgin.net». Изначально использовали только вторую часть слова, так как этот термин в сфере программирования обозначал следующее: обманным путем обойти программное обеспечение и получить быстрый доступ.

Позже к слову добавилась часть - «life», что уже придало названию совсем другие краски и сделало его близким к повседневной жизни, нежели к программированию. Слово «лайфхак» (сущ., м.р.) – хитрость, упрощающая жизнь при помощи некоторых манипуляций с привычными подручными средствами. Способ словообразования данного слова – сложение основ: «лайф»-жизнь и «хак» - взлом. Этот перевод с английского языка наиболее точно передает суть слова.

Лайфхаки, по сути, является набором полезных и зачастую коротких советов, позволяющих с наименьшими затратами или более быстро решить задачи жизненного и бытового типа.

Синонимов этого слова достаточно много: практичные советы, полезные советы, дельные советы, выгодные хитрости, маленькие хитрости, рецепт, смекалка, рекомендация, прием, способ, опыт, средство.

Но если слово совет еще можно назвать синонимом, то к хитрости и смекалке, на мой взгляд, много вопросов. Если только они могут выступать в качестве контекстных синонимов.

Как распознать лайфхак?

Каждый вдумчивый человек прекрасно понимает то, что наглядно и очевидно, как на ладони – не всегда правильно, идеально и безупречно. Это касается и лайфхака. Для того, чтобы узнать лайфхак, проще понять, как он устроен и какие его отличительные черты. Лайфхак как раз выделяет неочевидные способы решения.

Полезный и работающий лайфхак имеет отличительные черты:

Позволяет посмотреть на сложную проблему с разных сторон;

Сохраняет целостность ресурсов (время, терпение, силы, деньги, выдержку);

Упрощает человеческий труд и легко восприимчив;

Для большинства служит полезным советом, который облегчит в разы какое-либо действие или проблему.

1.2. Разновидности, примеры лайфхаков.

В современном понимании лайфхак — это проявление смекалки в решении проблемы разного характера, что может быть полезным в быту или в жизни. С помощью лайфхаков можно экономить деньги, сохранять силы, сберегать время.

Следует понимать, что лайфхак означает использование существующей идеи в оригинальном ее исполнении. То есть совершенно не нужно изобретать что-то новое, достаточно просто придумать какую-то креативную доработку идеи, которая уже есть .

Можно выделить следующие виды:

Бытовые: для дома и для дачи. (Для хранения мелких предметов можно прибить деревянную доску к стене в любой из комнат (прихожая, кухня, ванная, мастерская) и прикрепить к ней крючки либо другие крепежи. На них отлично размещаются банки со специями, гвоздями, ванными принадлежностями и другими мелочами, которые удобно хранить на стене!)

Учебные: для школы. (При изучении новой информации ставьте таймер на 30–60 минут. Когда проходит один отрезок, вставайте из-за стола и занимайтесь чем-то, что не связано с учёбой: походите пять минут, посмотрите в окно, разомнитесь, сходите за чаем или кофе. Дайте голове возможность отдохнуть.)

Для хобби: фото и т.д. (Для подводной съемки можно использовать аквариум. Положив в него камеру, можно наслаждаться видом уникального подводного мира.)

Для работы. (Не болтайте, а слушайте. Если на очередном собрании кто-то из сотрудников задал вопрос, предложите остальным высказаться по этому поводу, после чего озвучьте своё мнение. Даже если у вас есть готовый ответ, придержите его до тех пор, пока свою точку зрения не озвучат все, кто желает это сделать. Люди должны чувствовать, что их мнение имеет значение, а их вклад в общее дело — это большая ценность.)

Перечислить все сферы, в которых успешно применяются лайфхаки, сложно, так как применения им можно найти, начиная от личных и бытовых проблем и заканчивая вопросами предпринимательской деятельности. Лайфхакинг активно развивается и, судя по спросу, такой инструмент будет востребован еще очень долгое время.

1.3.Практическая часть (анкетирование)

В ходе работы над проектом я провела анкетирование среди учеников и педагогического коллектива, чтобы узнать, насколько они знакомы с данным понятием и выяснить, какими лайфхаками они пользуются в своей деятельности.

Были заданы следующие вопросы

Знакомы ли вы с понятием лайфхака?

90% педагогов и 95% учеников заявили, что знакомы с данным понятием.

2.Опрос педагогов школы на предмет использования лайфхаков выявил следующее: в быту лайфхаки используют лишь 50% работников, но есть и такие учителя, которые пользуются ими на работе.

Главный лайфхак одного из педагогов нашего лицея в рабочей деятельности звучит так:

«Если детей сначала «зажать», а потом немного «отпустить», они будут вас любить; если сначала «распустить», а потом «зажать», они будут вас ненавидеть.»

Также педагоги поделились тем, что для успешной деятельности говорить нужно только в тишине, а молодым специалистам в начале карьеры использовать карточки для начинающего учителя. Заинтересованный в уроке ученик – залог успеха учителя!

Педагоги от 40 до 60 лет предпочитают произносить слово «совет», педагоги до 40 лет предпочитают слово «лайфхак» и используют лайфхаки на своих уроках.

Все согласны с тем,что лайфхаки упрощают нашу жизнь.

Глава 2. Лайфхаки для уроков русского языка и литературы

2.1. Использование лайфхаков на уроках русского языка.

В процессе исследовательской работы я выяснила, что некоторые лайфхаки помогают запомнить правила русского языка, и их использование дает возможность повысить грамотность обучающихся.

ЛАЙФХАК 1.

Легендарная фраза «Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пеленку» - помогает запомнить падежи.

ЛАЙФХАК 2.

Склонение сложных числительных со вторым корнем –ст-

При склонении сложных количественных числительных нужно изменить каждый корень. С первым корнем проблем, как правило, не бывает, а вот второй (-ст-) доставляет немало хлопот, потому что учеников сбивает числительное «сто», имеющее всего две формы, в отличие от своего родственника, входящего в состав сложных числительных. Так вот, чтобы не ошибиться со склонением этого корня, поставим вместо него слово «ноты». Какое окончание будет в этом слове, такое и в числительном. Например: нет восьмисот или восьмиста? Заменяем: нет восьми НОТ. Значит, восьмиСОТ.

ЛАЙФХАК 3.

Чтобы проверить, какую гласную писать на конце наречий, образованных от прилагательных, можно воспользоваться правилом ОКНА. Для этого в наречие вместо корня после приставки нужно подставить слово окно. Та гласная, которая будет слышаться на конце слова, и будет писаться на конце наречия. Например:

изредк? → из окна → изредка

запрост? → за окно → запросто

Изредка, подставляем слово окно, ~из окна, на конце слова слышим а, значит, на конце наречия пишется тоже аИзредка.

Запросто, подставляем слово окно,~ за окно, на конце слова слышим о, значит, на конце наречия пишется тоже оИзредка

ЛАЙФХАК 4.

Интересное слово «ЛаМиНаРиЙ». С помощью этого слова ученики легко запомнят все сонорные.

ЛАЙФХАК 5.

Фраза "Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул цыц" - содержит 5 слов исключений, где после "Ц" пишется "Ы".

ЛАЙФХАК 6.

Одеть Надежду, надеть одежду. Одевают кого-то, надевают на себя.В изучении паронимов незаменимое правило.

ЛАЙФХАК 7.

Частицы, которые пишутся со словами через дефис - "Кое, либо, то, нибудь - чёрточку не позабудь?"

ЛАЙФХАК 8.

Запоминалка для «аккуратного»

Во мне два «К» не забывайте,

Таким, как я, всегда бывайте:

Красивым, чистым и опрятным –

Одним же словом – аккуратным.

ЛАЙФХАК 9.

Запоминалки для непроизносимой согласной «Т» в корне слова.

Не чудеСНо, не прекраСНо,

А ужаСНо и опаСНО

Букву «Т» писать напраСНо.

ЛАЙФХАК 10.

Частица НЕ с глаголами пишется раздельно.

НЕ – глаголу не товарищ,

Врозь они стоят всегда.

А напишете их вместе –

Не поймут вас никогда!

Это далеко не полный перечень всех лайфхаков, которыми пользуются учителя на уроках русского языка. Но все они позволяют подготовиться к экзаменам и быть грамотным человеком.

2.2. Лайфхаки от героев художественной литературы.

Литература - это целый кладезь народной мудрости, хитрости, практических навыков для повседневной жизни и экстремальных ситуаций.

В текстах художественных произведений можно найти и рецепты, и дизайн одежды и жилища, инструкции, памятки и правила поведения.

Например, в произведении В.Астафьева «Васюткино озеро» мы можем найти немало лайфхаков:

Готовиться основательно к походу в тайгу. 

Следовать по тайге по особым приметам.

3. Не тратить попусту порох и дробь

4. Знать повадки зверей и птиц 

5. Знать таежные приметы 

Какой можно сделать вывод, прочитав рассказ В.П. Астафьева "Васюткино озеро"?

Не нужно в трудных жизненных ситуациях отчаиваться и падать духом! Нужно собраться с мыслями и вспомнить, что когда-то рассказывали и советовали знающие, опытные люди. И потом, чтобы выжить, как это смог сделать мальчик Васютка, применить полученные знания и навыки!

А в произведении Даниэля Дэфо «Жизнь и приключения Робинзона Крузо» рассматриваются лайфхаки для выживания на необитаемом острове:

Как обустроить жилище;

Как приручить диких животных;

Как сшить себе одежду;

Как испечь хлеб;

Как лечиться.

Таким образом человек, оказавшись в экстремальной, трудной жизненной ситуации может воспользоваться лайфхаками для выживания, о которых нам говорят герои произведений.

Лайфхаки героям художественной литературы.

Изучая данный вопрос, я пришла к выводу, что можно получить лайфхаки не только от героев художественных произведений, но и поделиться лайфхаками с героями всем известных книг.

Когда в 8 классе мы знакомились с рассказом Н.В.Гоголя «Шинель», мы говорили о теме «маленького человека» в литературе. Но с позиции современной жизни в этом произведении можно найти такой лайфхак: «Отнесите деньги в банк, не прячьте в банке».

1. Акакий Акакиевич Башмачкин, главный герой произведения «Шинель», очень бережливый человек. Он ведёт тщательный учёт финансов и живёт в режиме жесточайшей экономии: не позволяет себе никаких развлечений, по вечерам не зажигает свечи, голодает и пьёт пустой чай, а по улицам ходит «почти на цыпочках», чтобы «не истереть подмёток» С каждого жалованья он откладывает 33 гроша, и за несколько лет ему удаётся скопить 40 рублей.

При таком скромном доходе это достойно восхищения, но деньги Акакий Акакиевич никуда не вкладывает — они лежат мёртвым грузом в запертом на ключ ящичке. Неизвестно, когда именно происходит действие «Шинели», но в год написания повести (1841) как раз открылась первая в России сберегательная касса, куда можно было положить деньги под проценты. И если бы Башмачкин воспользовался её услугами, ему, возможно, не пришлось так долго копить на новую шинель.

Времена, конечно, изменились. Но деньги всё равно не должны лежать мёртвым грузом, иначе их «съест» инфляция. Можно купить акции, вложить финансы в недвижимость или хотя бы положить в банк под проценты.

2. «Он ходил ещё каждый день по улицам своей деревни, заглядывал под мостики, под перекладины и всё, что ни попадалось ему: старая подошва, бабья тряпка, железный гвоздь, глиняный черепок, — всё тащил к себе и складывал в ту кучу, которую Чичиков заметил в углу комнаты…» Так описывает своего героя Н.В.Гоголь в поэме «Мёртвые души».

Степан Плюшкин когда-то был преуспевающим помещиком, однако со временем изменился до неузнаваемости и посвятил себя собиранию «богатств», большинство из которых не имеет собой никакой ценности. Причём он не только «коллекционирует» ненужный хлам, но и панически боится потратить хотя бы грош и уверен, что все вокруг только и мечтают, как его ограбить. Плюшкин не хочет расставаться с продукцией, которую изготавливают в его имении, постепенно отдаляется от людей и теряет торговых партнёров.

Думая только о том, как приумножить состояние за счёт любой мелочи, помещик упускает из вида главные источники дохода, и его имение постепенно приходит в полный упадок. Чего не случилось бы, если бы персонаж не боялся тратить деньги и заниматься торговлей.

Бережливость — это хорошо, но не стоит делать из накопительства главную и единственную цель жизни.

3. Бережно относитесь к финансовым документам

«Он увидел, во-первых, что Дубровский мало знает толку в делах, во-вторых, что человека столь горячего и неосмотрительного нетрудно будет поставить в самое невыгодное положение». Это цитата из романа «Дубровский» А. С. Пушкина.

Внимательное отношение к бумагам поможет избежать финансовых потерь и лишних переживаний. Докажу это.Помещик Троекуров, поссорившись с Андреем Гавриловичем Дубровским (отцом главного героя), решил отсудить у него имение Кистенёвку. Отец Троекурова когда-то продал имение отцу Андрея Гавриловича. Тот оформил купчую (договор купли-продажи), выплатил продавцу всю сумму и вступил в собственность.

Но купчая и доверенность сгорели при пожаре, а о том, чтобы взять выписку из записей крепостных дел, Андрей Гаврилович даже не подумал. Также он проигнорировал первый судебный запрос и долго не предпринимал никаких попыток доказать, что он законный хозяин Кистенёвки. Однако без документов получалось, что Дубровские не покупали имение, и оно по-прежнему в собственности у Троекурова. И в результате суд встал на сторону истца.

Лайфхак героям : «Держите в порядке финансовые документы: договоры о купле-продаже, кредитные договоры, квитанции об оплате и тому подобное. Если вы что-то покупаете или продаёте, оказываете или ищете услуги, старайтесь избегать устных и неформальных договорённостей — обязательно заключайте юридически корректный договор».

Заключение

Исходя из вышесказанного, я пришла к выводу, что термин «лайфхак» включает в себя приемы «взлома» окружающего бытия. Это позволяет быстрее и проще достичь поставленных целей, при этом используются хитрые трюки и полезные советы. В настоящее время – это не только одни из способов решения какой-либо технологической проблемы, но и проявление смекалки на социальном и бытовом уровне.

Проведя исследование в стенах своего лицея, выяснила, что и педагогические работники, и ученики пользуются лайфхаками для того, чтобы упростить свою жизнь. Убедилась, что лайфхаки , используемые на уроках русского языка, предназначены для повышения грамотности учащихся. А лайфхаки от героев произведений и героям книг делают чтение увлекательным процессом. Таким образом, гипотеза, выдвинутая в учебно- исследовательской работе, доказана: использование лайфхаков делает нашу жизнь проще и интереснее.

Появившись сравнительно недавно в обиходе, слово ЛАЙФХАК прочно вошло в нашу жизнь. Я думаю, что скоро в каждом учреждении может появиться должность «лайфхакера», который будет разрабатывать лайфхаки для работников в каком-то одном направлении. Кто знает, может, мои предположения сбудутся.

Список использованной литературы

1. . А.С.Пушкин. «Дубровский»- Лениздат. 2013

2. Николай Васильевич Гоголь «Мёртвые души» [Текст]: поэма/Н.В.Гоголь.-Санкт-Петербург: Лениздат, 2014.

3. Николай Васильевич Гоголь «Шинель» - М., «Эксмо», 2017.

4. . Василий Петрович Астафьев. «Васюткино озеро»- издательство «Эксмо», 2017

5. http://otomkak.ru/lifehacki-dlya-shkoly/

6. https://golifehack.ru/top10-school

7. http://www.novate.ru/blogs/050916/37901/

8.. https://lifehacker.ru/2013/11/22/chto-takoe-lajfxak/

Просмотров работы: 4160