Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». По следам Родиона Раскольникова

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». По следам Родиона Раскольникова

Белоусова Е.Д. 1
1МБОУ СОШ № 66 г. Нижний Тагил, Свердловская область
Ибрагимова Э.В. 1
1МБОУ СОШ № 66 г. Нижний Тагил, Свердловская область
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Образ Петербурга присутствует почти в каждом произведении Ф.М. Достоевского, так как с этим городом связаны многие воспоминания писателя. В романе «Преступление и наказание» мы встречаемся не с парадной стороной прекрасного города, а черными лестницами, облитыми помоями, дворами-колодцами, напоминающими душегубку. Петербург Достоевского – это город облупленных стен, невыносимой духоты и зловония. Это город, в котором невозможно быть здоровым. Он душит и давит человека. Он соучастник преступлений, питательная среда бредовых идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов, человеческих трагедий.

Образ Петербурга в романе Достоевского не всегда предстает таким. Встречаются описания картин природы и великолепных видов столицы, но они выступают лишь контрастом к безотрадному изображению.

Все события в романе большей частью происходят на улице. Образ Петербурга в романе «Преступление и наказание» представляется жутким, и такой же жуткой видится жизнь, жалко протекающая на его замусоренных улицах и в нищенских трущобах, где живут герои. Мрачный серый город, в котором распивочные, призывающие бедняков залить свои горести, расположены на каждом углу... на улицах пьяный народ и проститутки, везде царят нищета, болезни и бесправие – таков образ Петербурга, созданный Достоевским. В романе «Преступление и наказание» город представлен не только оскорбленными и униженными людьми, но и деятельными, промышляющими, кто чем может.

Достоевский – первый писатель, который сумел показать Петербург изнутри не светскую жизнь высшего общества а существование петербургской бедноты.

Образ города Санкт-Петербург в романе «Преступление и наказание» централен и даже является одним из главных героев.

Санкт-Петербург – один из красивейших городов мира. Это город, весь исторический центр которого включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Петербург – это такая же сокровищница мировой культуры, как Рим, Париж или Венеция. Великолепием Санкт-Петербурга восхищались известные поэты, художники, музыканты, но в романе Ф.М. Достоевского этот город предстаёт в глазах читателя совсем по-другому [2].

Петербург Достоевского предстает перед читателями городом серых, узких улиц и грязных, мрачных дворов-колодцев. На таком угнетающем фоне, придающем особенную, напряженную атмосферу, и происходит действие одного из самых известных романов писателя. Все события «Преступления и наказания» происходят в той части Петербурга, где живут бедные и зачастую неблагополучные люди: попрошайки, пьяницы, женщины легкого поведения.

Фёдор Михайлович показывает, насколько атмосфера города повлияла на внутреннее состояние героев, насколько она «посодействовала» в совершении преступления.

Актуальность: различные деятели искусства видят мир по-своему: для кого-то он наполнен счастьем и гармонией, а для других мир – сплошное зло и разочарование. Меня заинтересовала тема «Петербург глазами Ф.М. Достоевского», поэтому я думаю, что современной молодёжи тоже полезно будет расширить свой кругозор и обратить внимание на творчество Фёдора Михайловича.

Цель: познакомиться с особенностями Санкт-Петербурга, изображённого глазами великого поэта и писателя – Фёдора Михайловича Достоевского.

Задачи:

-изучить историю жизни Ф.М. Достоевского;

-определить роль города С. Петербург в романе «Преступление и наказание»;

-понять, насколько сильно этот город влияет на внутреннее состояние героев произведения;

-создать аудиогид «По следам Родиона Раскольникова».

Глава 1. Петербург Ф.М. Достоевского.

    1. Знакомство с Петербургом.

В 1837 году шестнадцатилетний Фёдор Достоевский вместе с братом Михаилом приехал в Петербург поступать в военно-инженерное училище. Особого призвания к военной службе у братьев не было, Фёдор и Михаил увлекались литературой, но семья жила бедно, и отец решил, что военная карьера поможет его сыновьям выйти в люди, занять достойное положение в обществе. Однако планы Достоевского-отца пришлось изменить: в училище приняли только Фёдора. Это было тяжёлым ударом для обоих братьев, горячо любивших друг друга.

Инженерное училище, в котором Достоевский должен был прожить долгих пять лет, было расположено в Михайловском замке, одном из самых величественных и мрачных зданий Петербурга, хранившем память о недавнем убийстве здесь императора Павла I. [6]

Переход в нижний офицерский класс летом 1841 года означал для Достоевского обретение желаемой свободы. С этого момента он мог жить вне Инженерного замка. Начиная с этого момента, Достоевский по-настоящему узнаёт Петербург. Фёдор Михайлович вдруг сильно увлекается театром, посещает много концертов и балетных спектаклей. Игра актрисы Лиллы Леве, по воспоминаниям Ризенкампфа, подтолкнула Достоевского к замыслу «Марии Стюарт». В это время Достоевский посетил все концерты Ференца Листа. Весной 1842-го года Фёдор Михайлович переселился в квартиру в Графском переулке у Владимирской церкви. Загородные прогулки, пикники, балы и маскарады в Дворянском собрании Достоевский игнорировал. Тем не менее, по воспоминаниям современников, «при своей страстной натуре, при своей жажде все видеть, все узнать кидался без разбора в те и другие развлечения». [1]

Значение Санкт-Петербурга в романе Фёдора Ивановича Достоевского «Преступление и наказание».

­ Дальние предки Достоевских принадлежали к старинному дворянскому роду. К XVIII веку они утратили свои привилегии: дед и дядя писателя были православными священниками. Отец Ф. М. Достоевского, Михаил Андреевич, благодаря способностям и трудолюбию, получил медицинское образование и в 1821 году занял место лекаря Московской Мариинской больницы для бедных. Через 6 лет он получил чин коллежского асессора, а с ним и право на потомственное дворянство. В 1819 году Михаил Андреевич женился на купеческой дочери Марии Федоровне Нечаевой.

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве на Божедомке. Название этого места связано с кладбищем, на котором хоронили бродяг, нищих и самоубийц. Здесь же находилась больница для умалишенных и Московская Мариинская больница для бедных, при которой в отдельном флигеле и жила семья Достоевских. Мальчика назвали в честь деда, купца 3-й гильдии Федора Нечаева.

О детских годах писателя известно мало. В семье Достоевских любили читать. Родители выписывали журнал «Библиотека для чтения», в котором сообщалось о новинках иностранной литературы. Федор увлекался В. Скоттом, Н. М. Карамзиным, А. С. Пушкиным, Ф. Купером. Иногда вместе с братом они разыгрывали сценки из любимых произведений. [8]

Петербург Достоевского — образ города Санкт-Петербурга, созданный в книгах писателя. Впервые Петербург Достоевского как феномен рассмотрен в одноимённой книге Николая Анциферова. [1]

Это город молодости Достоевского, его рождения как писателя, его головокружительных успехов, трагических переживаний и утрат. Он всегда необходим был ему для творчества, город присутствует во многих его произведениях. Иногда как фон, чаще как действующее лицо. С большей или меньшей приблизительностью можно найти места, связанные с каждым петербургским произведением. Петербург – лучшая иллюстрация к его романам. У Достоевского в Петербурге есть любимые места, любимое время, любимый сезон. Больше всего в Петербурге он не любил лето. Это всегда пыль, вонь, духота. Хорошее время – весна, пробуждение природы. Но «самое интересное во всех отношениях время – осень, особенно если не очень ненастна. Осенью закипает новая жизнь на весь год, начинаются новые предприятия, приезжают новые люди, являются новые литературные произведения…». [7]

Тема Петербурга традиционна для русской литературы XIX века. Для Пушкина, например, это тема торжества «петровского духа», покорения природы умом и волей человека. Прекрасный и величественный город встречает нас в произведениях поэта. («Медный всадник»). Но Пушкин был последним певцом светлой стороны Петербурга.

Уже у Гоголя столица «раздвигается», и ее красота отходит на задний план, отступая перед проблемами обезличивания человека. Враждебный человеку быт и странные фантазии составляют гоголевский образ Петербурга. («Петербургские повести»).

Для писателей второй половины XIX века громадное значение имел образ Петербурга, созданный Достоевским. Следуя за Пушкиным («Медный всадник»), Достоевский по-новому воплотил в Петербурге русскую национальную трагедию – подавления личности. [10]

Жизнь и творчество великого русского писателя и публициста, мыслителя и философа Фёдора Михайловича Достоевского были тесно связаны с Санкт-Петербургом.

В своем творчестве и воображении Достоевский рисует Санкт-Петербург в качестве мистического города-призрака. Описывая "общение" города с человеком, писатель искусно переплетает вымысел и реальность.

Достоевским была создана хорошо узнаваемая, мифологическая обстановка Петербурга, что повиляло на творческое восприятие и отражение города на Неве некоторыми писателями, его последователями. [2]

Основой для создания образа города послужили как петербургские адреса Ф. М. Достоевского и его окружения, так и другие улицы, площади и дома, ставшие прообразами мест, где разворачивалось действие его произведений. Как пример возьмём роман «Преступление и наказание»:

«Дом старухи-процентщицы» (Канал Грибоедова, 104);

«Дом Раскольникова» (Гражданская ул., 19);

«Дом Сони Мармеладовой» (Канал Грибоедова, 73) — дом с тупым углом.[1]

Современный читатель может окунуться в атмосферу столичного быта тех времен. Сейчас они кажутся необычными и даже нереальными, но для того поколения это были обычные серые будни.

Вот что сам Фёдор Михайлович писал о Санкт-Петербурге:

«Петербург, не знаю почему, для меня всегда казался какою-то тайною. Я ходил по улицам, присматривался к иным, совсем незнакомым прохожим, изучал их лица и угадывал, кто они, как живут, чем занимаются и что особенно их в эту минуту интересует… И многие лица мне казались какими-то странными… Это город полусумасшедших, и это действительно так!».

«Петербуржцы так рассеяны, у них столько удовольствий, дел, службы, сплетен и разных других развлечений и, кроме того, столько грязи, что вряд ли есть время осмотреться кругом, вглядеться в Петербург внимательнее, изучить его физиономию и прочесть историю города и всей нашей эпохи в этой массе камней, в этих великолепных зданиях, дворцах, монументах… Да и вряд ли кому придет в голову убить дорогое время на такое вполне невинное и не приносящее дохода занятие…»

*«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге… Вы замечали, что в Петербурге улицы все угрюмые? Это самый отвлеченный и умышленный город в мире…»

(Подборка из архива Литературно-мемориального музея Ф. М. Достоевского.) [9]

В любом произведении Достоевский раскрывает Петербург на примере трагических судеб его жителей. В нем царит атмосфера туманов и призрачности. У главных героев начинают зарождаться безумные мысли.

В Петербурге Достоевского создается необычное духовное пространство, жестокий и фантастический мир. Автор описывает его самые ошеломляющие стороны и затрагивает низшие социальные слои населения. Он подчеркивает убогость комнат, обстановку трактиров и распивочных, черные лестницы, на которых постоянно выливают помои. [3].

  1. Петербург в романе «Преступление и наказание».

В мире Достоевского место, обстановка, природа неразрывно связаны с героями. Мы отправляемся вместе с Раскольниковым по улицам Петербурга, трактирам, распивочным, каморкам. Мы видим, как придавлен, унижен, духовно одинок в этом мире человек, как удушливой скучности людей противостоит духовное одиночество человека в толпе.

Городские пейзажи

Одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж. Пейзажные описания очень кратки – это особенность пейзажа Достоевского. Пейзаж никогда не нацелен на простое описание обстановки. Он не только создает настроение, усиливает и оттеняет социальную и психологическую характеристику героев, но и выражает то, что внутренне связано с изображаемым человеческим миром.

В строках, которыми открывается роман, автор не «рисует» улицы, а говорит о том чувстве, которое возникает у него, когда попадает на одну из «серединных» улиц Петербурга. «На улице жара стояла страшная… грустный колорит картины» (ч.1 гл.1); «»Был уже поздний вечер… пылью, стоячей водой» (ч.3 гл.6) - все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа.

Достоевский в романе создаёт и совсем другой пейзаж, отличный от того, что видит Раскольников обычно на улицах Петербурга. «Таким образом пошел он… прежде, чем они скрывались из глаз»; «Он зажал двугривенный в руку…для него эта пышная картина». Однако великолепный вид на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая», сияющий «купол собора», на котором «сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть каждое его украшение» давит на героя, мучит, гнетет, как и духота, теснота.

Эта атмосфера влияет на Раскольникова: герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие. Зной, духота и зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом «каменном мешке». Именно жара и атмосфера, в которой находится Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается бредовая теория и готовится убийство старухи-процентщицы. [4]

Деталями и сценами жизни Петербурга пронизан весь роман: «По старой привычке, обыкновенным путем своих прежних прогулок, он направился на Сенную. Не доходя до Сенной, на мостовой, перед молочной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел какой-то весьма чувствительный роман».

Бесцельно бродя по городу, Раскольников забрел в один из переулков: «Миновав площадь, он попал в переулок... Он и прежде проходил часто этим коротеньким переулком, делающим колено и ведущим в Садовую». Особенно его тянуло к этим местам, когда становилось тошно на душе, «чтоб еще тошнее было». Его одолевали мысли о том, как в обществе «обессмыслена человеческая жизнь, какой ужасной, позорной ценой приходится платить» за жалкое существование.

Таким образом облик города сливается с самыми черными мыслями Раскольникова, как будто специально для того, чтобы окончательно доконать его. В тесной и удушливой атмосфере узких улочек, в перенаселенных квартирах разворачиваются драматические события из жизни униженных и оскорбленных, жизни на позорных, унизительных для человека условиях. Глазами своего героя Достоевский воссоздает особое состояние мира, в котором право на существование покупается ценой постоянных сделок с совестью.

Если бы Сонечка Мармеладова не стала зарабатывать на жизнь «желтым билетиком» – умерли бы с голоду дети Катерины Ивановны. В той ситуации, в которой она оказалась, даже самоубийство исключено. Также, добро Сони по отношению к ближним порождает зло по отношению к себе. Нравственная гармония в этих условиях недостижима, а стремление к ее немедленному осуществлению оборачивается бесчеловечностью. По словам Сонечки, например, Катерина Ивановна «не замечает, как это все нельзя, чтобы справедливо было в людях, и раздражается». Жизнь ставит героев в тупиковые ситуации, когда, с точки зрения логического ума Раскольникова, «безнравственным» становится само неукоснительное требование нравственности.

Сестра Раскольникова - Дуня готова не задумываясь выйти замуж без любви за расчетливого и циничного дельца Лужина, чтобы помочь брату. Раскольников попадает в положение, аналогичное положению Сонечки. «Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же и поскорее...» Получается, что жизнь не только не удаляет героя от обдуманного решения, а как будто специально, на каждом шагу наталкивает на него. [5]

Петербург Достоевского можно услышать, увидеть, потрогать, и нужно для этого совсем немного: взять томик «Преступления и наказания», вооружиться картой города и пройти по описанным в романе местам.

Этот угловой дом на скрещении ул. Гражданская и Столярного переулка условно принято считать «домом Раскольникова», где он снимал комнату на четвёртом этаже. Раньше дом был пятиэтажным, сейчас здесь четыре этажа, а проезд во двор закрыт.

На гранитной плите в угловой части дома выбит соответствующий текст: «Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества».

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту.»

Действие знаменитого произведения разворачивается в центре Санкт-Петербурга. Точкой отсчёта служит набережная Екатерининского канала, или «канавы», как её называли во времена писателя за мутную стоящую воду. Сейчас набережная носит имя «Грибоедова».

В этом доме по одной из версий жила героиня произведения - Сонечка Мармеладова. Он находится на Малой Мещанской улице, где проживал и сам Фёдор Михайлович во время написания романа. Здание имеет отличительную особенность – это характерный угол. «А Раскольников пошел прямо к дому на канаве, где жила Соня. Дом был трехэтажный, старый и зеленого цвета».

В девятнадцатом веке усадьба Юсупова была куплена в казну для размещения института корпуса инженеров путей сообщения, а часть парка открыта для публики. Известность Юсуповского сада не могла остаться незамеченной и Достоевским. Он неоднократно упоминает его в романе. Например, перед совершением преступления Родион Раскольников, направляясь к старухе, проходит мимо этого места: «Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях.»

Но как же дальше развивались события в роковой день убийства старухи-процентщицы?

Далее, мы видим тот самый дом, где происходит главное трагическое событие романа. В историю литературного Петербурга он вошёл как дом ростовщицы Алёны Ивановны – крошечной, сухой старушонки лет шестидесяти с вострыми и злыми глазками.

В доме старухи главный герой романа Родион побывал трижды. Что же испытывал Раскольников на этом месте?

«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу. Этот дом стоял весь в мелких квартирах и заселен был всякими промышленниками — портными, слесарями, кухарками, разными немцами, девицами, живущими от себя, мелким чиновничеством и проч.»

Сейчас мы видим уникальное место Санкт-Петербурга. На пересечении одной из старейших торговых площадей – Сенной и ул. Садовой.

Район Сенной площади тесно связан с именами самого Достоевского и его литературных героев, глазами которых сегодня мы можем видеть ушедший девятнадцатый век.

Оглянитесь вокруг и вслушайтесь в ритм этой части города. Шумная, многолюдная толпа спешащих людей среди построек и зданий разного назначения и эпох.

Именно на Сенной площади Раскольников замышляет убийство процентщицы Алёны Ивановны. И сюда же он возвращается спустя несколько дней после совершения преступления.

Тогда на этом месте стояла церковь успения Пресвятой Богородицы, или как её называли в народе – Спас на Сенной. Увы, в 1961 году церковь была взорвана вместе с соседним доходным домом. Сейчас мы видим её восстановленную версию.

Атмосфера этого места особенная, возможно поэтому именно здесь Раскольников всенародно кается. «Всё разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю... Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз.»

«Величайшее из великих» - так оценивает мировая критика роман Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Его изучают в школах, университетах, о нём спорят до сих пор. Он инсценируется и экранизируется во всех частях света.

Герои произведения и сегодня остаются созвучными времени, а укромные уголки Петербурга трепетно хранят память о великом писателе.

Символика цвета

Достоевский много внимания уделяет описанию убогих интерьеров меблированных комнат. Но остальное его внимание обращено на запахи и символические цвета. В описаниях Петербурга Достоевский в основном использует желтый, красный и белый цвета. Но и в этом коротеньком списке доминирует желтый цвет. Получается, что основной фон романа - это желтый, ядовитый цвет. «Небольшая комната с желтыми обоями. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева».

С. М. Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. И этот фон является очень хорошим дополнением к драматическим переживаниям героев. Кроме описания комнаты старухи, можно привести еще множество примеров, подтверждающих наличие желтого фона в романе: описание каморки Раскольникова, со своими «желтенькими пыльными обоями» (заметим, что слово «пыльный» употреблено Достоевским тоже не случайно. Пыльный, душный - эти слова очень близки по значению). И в комнате Сонечки - обои желтого цвета. «Мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Таких примеров много. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства. Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова: «желтый» и «желчный», которые нередко встречаются в повествовании. Например, о Раскольникове он пишет следующим образом: «Тяжелая, желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке». В романе очень ясно прослеживается взаимодействие внутреннего и внешнего мира героя. «Желчь», «желтизна» приобретают смысл чего-то мучительно-давящего и угнетающего.

Однако в романе упоминается и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно и страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала…». Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и Искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же Платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежд главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга. На их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.

Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой - сам является действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

Желтый цвет: цитаты из романа «Преступление и наказание»

Внешность героев

Раскольников

…в его воспаленных глазах в его и его исхудалом бледно-желтом лице…

Старуха -процентщица

…на плечах, несмотря на жару болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка… (кофта).

Катерина Ивановна

…Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад…

Порфирий Петрович

…с отекшим от постоянного пьянства желтым, даже зеленоватым лицом…

Другие детали

Описание смерти Мармеладова

…с левой стороны, на самом деле сердце, было зловещее, большое желтовато-черное пятно, жестокий удар копытом…

О Соне и проституции

…дочь моя в первый раз по желтому билету пошла, и я тоже тогда пошел… (ибо дочь моя по желтому билету живет-с…)

…Софья Семеновна, желтый билет принуждена была получить, и уже вместе с нами по случаю сему не могла оставаться… (Желтый билет означал, что девушка занималась проституцией…

Еда Раскольникова

…положила два желтых кусочка сахару…

  1. Тема жизни в петербургских квартирах

Петербург — город, в котором люди живут в «клетушках», в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство, знакомых нам героев Достоевского.

В романе «Преступление и наказание» жизнь находится в состоянии нравственного и социального разложения. Духота петербургских трущоб – частица общей атмосферы романа, безысходной и душной. Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его коморки, «крошечной комнатушки шагов шесть длинной», с желтыми, пыльными, отставшими от стен обоями и низким деревянным потолком. Эта коморка – маленькая копия более грандиозной, столь же душной «коморки» большого города. Не зря Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга словно в комнатах без форточек. Картину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся «на ограниченном пространстве», преследует чувство духовного одиночества. Люди относятся друг к другу с недоверием и подозрением, их объединяет только любопытство к несчастьям ближнего и злорадство к удачам других. Под пьяный хохот и ядовитые насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую своим трагизмом историю собственной жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна. 

Описание комнат (квартир, интерьеров и т.д.)

Каморка Раскольникова

…Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая … все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.

…Перед софой стоял маленький столик.

...там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца... ...Раскольников...поднялся в свою каморку...

...дурная квартира...

…точно гроб...

...тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова...

лежавшего на мизерном грязном своем диване...

...он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку...

...ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору...

...Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова...

Квартира Мармеладовых

..а живем мы в холодном угле...» ...Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель... Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший…

…Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.

…комната его [Мармеладова] была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки ...была приотворена.

…В комнате было душно…

…c лестницы несло вонью…

… из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…

Комната Сони Мармеладовой

…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…

…Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула.

…Небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.

Квартира Старухи (ее комната в квартире)

…Небольшая комната … с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…

…Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело… …Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.

Квартира следователя Порфирий Петровича

…маленький круглый столик, на котором стоял допитый стакан чаю… … диван…

…сорившему на ковер папироской… …Порфирий Петрович вышел приказать чаю…[он очевидно жил хорошо и имел прислугу]

…хохочут в прихожей……[его квартира, очевидно, была не маленькая

Кабинет Порфирия Петровича

…Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая; стояли в ней: большой письменный стол перед диваном, обитым клеенкой, бюро, шкаф в углу и несколько стульев — все казенной мебели, из желтого отполированного дерева.

  1. Петербург как олицетворение окружающей действительности

Петербург предстает как город контрастов: серость, грязь, теснота. «Вонючий, пыльный зараженный городом воздух» — с одной стороны, и величественные здания, прекрасные фонтаны — с другой. Не случайно Раскольников задумывается о фонтанах, когда идет на убийство. Фонтаны дают живительную, очищающую влагу, которой недостает в душном городе. Возможно, Раскольников надеется, что его убийство станет таким спасительным фонтаном для него самого и его близких. Мотив воды, однако, принимает зловещий характер: в реке пытается утопиться пьяная женщина. 

С урбанистическим пейзажем в роман входят картины нищеты, пьянства, бедствий низших слоев общества. Автор поднимает проблемы, актуальные для современного ему Петербурга, и дает им иное освещение, отличное от официального, традиционного, при помощи теории Раскольникова. Наиболее важными проблемами отягощена семья Мармеладовых. В этом «Преступление и наказание» перекликается со стихотворением Н. А. Некрасова «Утро»: те же проблемы пьянства, проституции, дуэлей, экономического расслоения городских жителей, мотив самоубийств. В романе оканчивает жизнь самоубийством Свидригайлов, другие герои делают попытки, пьет и погибает пьяным под колесами экипажа Мармеладов, «пошла по желтому билету» Соня и, в общем-то, то же самое собиралась сделать Дуня, заставляет просить подаяние своих детей Катерина Ивановна. Все эти герои — непосредственное окружение Раскольникова, город с его проблемами является той средой, в которой создается и находит себе применение теория Раскольникова. Петербург становится той сценой, на которой проходит жизнь героев. На улицы большого города выходят герои романа: и Катерина Ивановна с детьми, и Сонечка, и даже Раскольников приходит на Сенную, чтобы покаяться перед всеми, признаться; до этого он много бродит по улицам города, и то, что он видит, неприятно поражает его. 

Петербург в «Преступлении и наказании»: цитаты из романа "

«...В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер...»

«...На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу...

«...вечер был душный и мрачный. К десяти часам надвинулись со всех сторон страшные тучи; ударил гром, и дождь хлынул, как водопад. Вода падала не каплями, а целыми струями хлестала на землю. Молния сверкала поминутно, и можно было сосчитать до пяти раз в продолжение каждого зарева....»

«...На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики...»

«Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту вод».

«...он тихо и спокойно смотрел на Неву, на яркий закат яркого, красного солнца..." "...Было часов восемь, солнце заходило. Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха…»

«...И он подумал о Соне. Из окна повеяло свежестью. На дворе уже не так ярко светил свет...»

«...Вечер был свежий, теплый и ясный; погода разгулялась еще с утра..."» «...Был уже поздний вечер. Сумерки сгущались, полная луна светлела все ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе. Люди толпой шли по улицам; ремесленники и занятые люди расходились по домам, другие гуляли; пахло известью, пылью, стоячею водой...»

Глава 2. Петербург Достоевского - туристический.

2.1. Экскурсионный маршрут.

Федор Достоевский много лет провел в городе Петербург. Здесь он прославился как писатель, достиг колоссального успеха, пережил не одну трагедию. Он использует образ города во многих шедеврах. Иногда город становится главным действующим лицом, в некоторых произведениях он выступает в роли фона. Практически каждое творение автора рассказывает об определенных местах, улицах, дорогах.

Образ Петербурга в творчестве Достоевского помогает максимально четко иллюстрировать роман. Петербург Достоевского кратко – это скопление больных, нищих, обездоленных людей, воров, преступников. Каждая улица в описании указывает на низкий социальный уровень жизни граждан.

С целью знакомства с видением города Санкт-Петербурга Фёдором Михайловичем Достоевским, мной был составлен экскурсионный маршрут по местам действия романа «Преступление и наказание», которые, на мой взгляд, являются ключевыми в понимании мыслей и чувств самого автора. Всего в маршрут включено 8 объектов, расположенных неподалёку друг от друга. (см. приложение 1)

  1. Сенная площадь

  2. Кокушкин мост

  3. Гражданская, 19. Дом Раскольникова

  4. Казначейская, 7. Дом купца Алонкина

  5. Набережная канала Грибоедова, 104. Дом старухи-процентщицы

  6. Вознесенский мост

  7. Набережная канала Грибоедова, 73. Дом Сони Мармеладовой

  8. Набережная канала Грибоедова, 67. Полицейская контора

Наш маршрут начнется на Сенной площади. Вы узнаете об улицах и дворах, описанных в романе, дом Раскольникова, Сони, старухи-процентщицы и других героев.

Сенная площадь (см. приложение 2)

Нaчнем прогулку с Сенной площади. Именно здесь у главного героя - Рoдиoна Рaскольникова в голову закралась мысль об убийстве старухи-процентщицы. Сенная площадь имела какую-то особенную притягательную силу для героя. Он подслушал разговор ее сестры — Лизаветы Ивановны — и узнал, что «старуха… ровно в семь часов вечера останется дома одна».

Здесь же Раскольников и покаялся в совершенном преступлении. Когда Соня Мармеладова сказала ему: «Поди на перекресток, поклонись всему миру и скажи: «Я убийца» — он вновь пришел на Сенную, встал на колени посреди площади и поцеловал «эту грязную землю с наслаждением и счастием». Однако внимание прохожих не дало ему вслух сознаться в убийстве.

Долгое время район Сенной площади оставался запущенным и неблагоустроенным. Обилие кабаков и ночлежных домов, соседство с печально знаменитой «Вяземской лаврой» – приютом обездоленных и опустившихся людей – превращало его в «петербургские трущобы».

Реконструкция площади началась в 1930-х годах и продолжалась в послевоенные годы. Рыночные корпуса были разобраны, дома надстроены, а фасады их оформлены в неоклассических формах. В 1963 году открылась станция метро «Площадь Мира» («Сенная площадь»).

Кокушкин мост (см. приложение 3)

С Сенной площади все герои романа шли к себе домой через Кокушкин мост: Сенного моста, который мог сократить путь, тогда еще не было. Здесь, по левую сторону от набережной канала Грибоедова, сегодня располагается «Достоевский квартал» с домами Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова.

Современный Кокушкин мост сооружен в 1946 году по проекту инженера Б. Б. Левина и архитектора Л. А. Носкова.

Гражданская, 19. Дом Раскольникова (см. приложение 4).

Федор Достоевский описал многие детали дома и его окрестностей. Например, 13 ступеней в верхнем пролете лестницы, каморку, которая сегодня напоминает большой чердак, и дворницкую во дворе, где Раскольников нашел топор. После капитального ремонта здания многие детали изменились, но их восстановили по старым описаниям исследователи творчества Достоевского.

Казначейская, 7. Дом купца Алонкина (см. приложение 5)

К дому старухи-процентщицы Раскольников шел по Столярному переулку. Он проходил мимо здания, где в 1864–1867 годах жил сам Достоевский — доходного дома купца Ивана Алонкина.

Здесь писатель работал над «Преступлением и наказанием», «Записками из подполья» и романом «Игрок», который под его диктовку писала стенографистка Анна Сниткина — будущая жена Достоевского. Сегодня дом Ивана Алонкина объявлен памятником истории и архитектуры.

Набережная канала Грибоедова, 104. Дом старухи-процентщицы (см. приложение 6)

Далее Родион Раскольников по Садовой улице проходил вдоль Юсуповского сада — до дома, где жила старуха-процентщица. В доме было два выхода: на Среднюю Подъяческую и канал Грибоедова. Во двор Раскольников вошел через Среднюю Подъяческую улицу. А вот выйти должен был на канал, считают исследователи-достоевисты. Иначе бы Достоевский не указал, что входа было два: писатель всегда был очень щепетилен и последователен в деталях.

Вознесенский мост (см. приложение 7)

Обратно Родион Раскольников мог вернуться через Вознесенский мост. За время действия романа герой не раз предавался здесь размышлениям. На Вознесенском мосту на его глазах в канал Грибоедова бросилась мещанка Афросиньюшка, а Катерина Мармеладова заставляла своих детей петь и танцевать ради милостыни.

Набережная канала Грибоедова, 73. Дом Сони Мармеладовой. (см. приложение 8)

Двигаясь от Вознесенского моста по левой набережной канала Грибоедова, мы подходим к дому Сони Мармеладовой — «дому на канаве». Канавой писатель неизменно называл сам канал Грибоедова. В этом доме по описаниям Достоевского Соня Мармеладова снимала комнату.

На углу Казначейской улицы, выходя своим фасадом на канал, поместился старый каменный дом зеленого цвета, построенный, вероятно, в начале XIX века, таким образом, он и в эпоху Достоевского был уже старый. Впечатление несколько портит казенных характер здания – здесь долгое время находилось казначейство.

Набережная канала Грибоедова, 67. Полицейская контора. (см. приложение 9)

Еще один адрес, по которому побывал Раскольников, — набережная канала Грибоедова, 67. Здесь, как полагают исследователи, находилась контора квартального надзирателя, куда Раскольникова вызвали за неуплату долга хозяйке квартиры — почти сразу после убийства. В эту же контору в конце романа Раскольников пришел с повинной.

Во времена Достоевского здесь действительно размещалась полицейская контора 3-го квартала Казанской части. [12]

Судьбы Фёдора Михайловича Достоевского и его героев переплетены чрезвычайно тесно: они жили в одних и тех же квaрталах, ступали по одним и тем же мостовым, хаживали в одни и те же трактиры. Стоит ли удивляться тому, что в городе есть район, который так и называют, — «Петербург Достоевского». Следуя по экскурсионному мaршруту, вы прогуляетесь по его знаковым местам и попробуете различить невероятно тонкую грань между художественным миром писaтеля и реальностью XIX века — той эпохой, когда сам Фёдор Михайлович жил, влюблялся, бедствовал и рисковал.

2.2. Аудиогид «По следам Родиона Раскольникова»

Аудиогид, или, как его называют по-другому, – аудиоэкскурсия – это фонограмма, используемая для самостоятельного знакомства с экспозицией музея, выставкой, местностью. Аудиогиды широко распространены за рубежом, и сейчас все больше появляются и в России.

В 2015 году Центр развития туризма города совместно с издательством «МАМАТОВ» запустил серию аудиогидов по Нижнему Тагилу [10]. Аудиогиды опубликованы на ресурсе izi.travel, содержащем самый полный список путеводителей в звуке по городам и музеям России.

Сегодня во многих музеях можно встретить такую альтернативу экскурсоводу, как аудиогид.

Обычно аудиогид состоит из нескольких аудиофрагментов. Эти фрагменты нумеруются и привязываются к схеме осматриваемой местности, музея, или к номерам экспонатов.

Прелесть аудиогидов в том, что они содержат информацию для разных групп общества. Кроме того, аудиогиды на мобильных устройствах могут повысить доступность экспозиции для людей с ограниченными возможностями.

Нами также был разработан аудиогид «По следам Родиона Раскольникова», где мы рассказали о ключевых объектах Санкт-Петербурга в романе Фёдора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание», которые были включены в наш экскурсионный маршрут. В него вошли основные объекты произведения, передающие настроения общества времён Достоевского. Прослушать аудиогид можно в приложении или на платформе izi.travel, воспользовавшись смартфоном или перейти на аудиогид по QR-коду (см.приложение 10).

Сенная площадь.

Начнём прогулку с Сенной площади. Именно здесь у главного героя – Рoдиoна Рaскольникова в голову закралась мысль об убийстве старухи-процентщицы. Здесь же Раскольников и покаялся в совершенном преступлении. Раньше здесь находились торговые ряды и писатель так описывает Сенную площадь: «Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников… Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя».

До 30-ых годов XVIII века на месте нынешней Сенной площади был лес. Появление площади отчасти было связано с сильным пожаром на Морском рынке, который располагался в центре города неподалеку от Дворцовой площади. Пока ликвидировали последствия пожара рынок «переехал» в более отдаленное место и получил название Сенного, здесь продавали разнообразные продукты и изделия ремесленников. Рынок был самым дешевым и многолюдным в Петербурге. Со временем вокруг него и сформировалась площадь, которая также стала называться Сенной. Долгое время район Сенной оставался запущенным и неблагоустроенным. Обилие кабаков и ночлежных домов, соседство с печально знаменитой «Вяземской лаврой» – приютом обездоленных и опустившихся людей – превращало его в «петербургские трущобы». Вокруг Сенной площади жили в основном бедные люди, например, здания на участке между современными Московским проспектом, улицей Ефимова и набережной реки Фонтанки назывались Вяземской лаврой и были одними из самых страшных трущоб в городе.

Кокушкин мост.

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С[толярн]ом переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К[окушки]ну мосту» — так начинается роман Достоевского «Преступление и наказание». С Сенной площади все герои романа шли к себе домой через Кокушкин мост: Сенного моста, который мог сократить путь, тогда еще не было. Здесь, по левую сторону от набережной канала Грибоедова, сегодня располагается «Достоевский квартал» с домами Сонечки Мармеладовой и Родиона Раскольникова.

Название мост и переулок получили от кабака, который в середине XVIII века находился на углу этого переулка и Садовой улицы, и принадлежал купцу Кокушкину. Кокушкин мост, как большинство мостов через канал Грибоедова, первоначально соорудили в дереве в конце XVIII века, в период строительства подпорных стенок набережных Екатерининского канала (ныне Грибоедова). В 1840 году мост представлял собой однопролетную переправу на каменных устоях, облицованных гранитом, с деревянным балочным пролетным строение. В 1872 году был произведен ремонт моста без изменения конструктивных элементов и внешнего вида. Мост неоднократно ремонтировался и сохранился в таком виде до 1946 года. В 1946 году по проекту инженера Б.Б. Левина мост перестроили.

Гражданская, 19. Дом Раскольникова.

Комната главного героя «Преступления и наказания» находилась на мансарде и сохранилась до сих пор. Фёдор Достоевский описывал её так: «Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими жёлтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и всё казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову». Здание, в котором в романе жил Родион Раскольников, построил в 1831 году архитектор Егор Цолликофер. Однако до наших дней оно дошло не в первозданном виде: его перестроили в 1970 году — во время капитального ремонта уничтожили помещения, находившиеся в полуподвальной части, поэтому дом стал четырёхэтажным. В настоящее время на доме висит памятная доска, установленная в 1999 году. На ней выгравированы слова Даниила Гранина и Дмитрия Лихачёва: «Трагические судьбы людей этой местности Петербурга послужили Достоевскому основой его страстной проповеди добра для всего человечества». Над доской возвышается барельеф с изображением писателя. Сейчас дом Раскольникова является притягательной достопримечательностью для всех почитателей творчества Фёдора Михайловича Достоевского.

Казначейская, 7. Дом купца Алонкина.

К дому старухи-процентщицы Раскольников шел по Столярному переулку. Он проходил мимо здания, где в 1864–1867 годах жил сам Достоевский — доходного дома купца Ивана Алонкина. И несмотря на то, что этот участок прямо не указан в романе — даже Соня и Раскольников живут не там, хотя и очень неподалеку, он все таки нашел свое место в произведении. Дом Достоевского находится на углу Столярного переулка и Казначейской улицы. Он любил снимать угловые квартиры с видом на перекресток, так как именно там можно было наблюдать «сгусток жизни», а в перекрёстке писатель видел символ креста — искупления грехов.

Набережная канала Грибоедова, 104. Дом старухи-процентщицы.

Как Достоевский описывает квартиру старухи: «…Небольшая комната … с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…

…Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, — вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело…

…Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире». Далее Родион Раскольников по Садовой улице проходил вдоль Юсуповского сада — до дома, где жила старуха-процентщица. В доме было два выхода: на Среднюю Подъяческую и канал Грибоедова. Во двор Раскольников вошел через Среднюю Подъяческую улицу. А вот выйти должен был на канал, считают исследователи-достоевисты. Иначе бы Достоевский не указал, что входа было два: писатель всегда был очень щепетилен и последователен в деталях.

Вознесенский мост.

В романе «Преступления и наказания» часто упоминаются мосты канала Грибоедова. На них Раскольников предаётся мыслям. Один из таких мостов — Вознесенский. Точно нельзя сказать на каком именно мосте происходили события, исследователи расходятся во мнениях. Но скорее всего это был именно Вознесенский мост.

Достоевский детально описывает пейзажи города, которые можно было наблюдать с этого моста.

«Раскольников прошел прямо на –ский мост, стал на средине, у перил, облокотился на них обоими локтями и принялся глядеть вдоль… Склонившись над водою, машинально смотрел он на последний, розовый отблеск заката, на ряд домов, темневших в сгущавшихся сумерках, на одно отдаленное окошко, где-то в мансарде, по левой набережной, блиставшее, точно в пламени, от последнего солнечного луча, ударившего в него на мгновение, на темневшую воду канавы и, казалось, со вниманием всматривался в эту воду. Наконец в глазах его завертелись какие-то красные круги, дома заходили, прохожие, набережные, экипажи – все это завертелось и заплясало кругом. Вдруг он вздрогнул, может быть спасенный вновь от обморока одним диким и безобразным видением».

Набережная канала Грибоедова, 73. Дом Сони Мармеладовой.

Двигаясь от Вознесенского моста по левой набережной канала Грибоедова, мы подходим к дому Сони Мармеладовой — «дому на канаве». Канавой писатель неизменно называл сам канал Грибоедова. В этом доме по описаниям Достоевского Соня Мармеладова снимала комнату. Описание комнаты Сони Мармеладовой «…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…

…Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула.

…Небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок».

Набережная канала Грибоедова, 67. Полицейская контора.

На следующий день после убийства старухи-процентщицы Раскольников приходит по вызову в полицейскую контору. Его вызвали по поводу жалобы хозяйки, которой он задолжал за квартиру. Полицейская контора находилась по адресу — набережная Екатерининского (Грибоедова) канала, 99. Сюда, в итоге, 20 июля с повинной явился главный герой романа. За Львиным мостом через Екатерининский канал находится здание бывшей Казанской полицейской части. В конце XIX века сюда перевели Санкт-Петербургскую сыскную уголовную полицию. В этом здании до революции размещался 3-й полицейский участок Казанской части. Здесь в полицейской конторе «Порфирий Петрович допрашивал Раскольникова» по поводу убийства старухи-процентщицы.

Заключение.

Федор Михайлович Достоевский – великий писатель, рассматривающий разные стороны современного для него общества и рисующий реальные картины жизни русского народа. Образы людей, созданные им в романе «Преступление и наказание», пронизаны духом протеста против унижения человека, социальной несправедливости. Городские пейзажи в этом несут огромную смысловую нагрузку. В образе Петербурга воплощается чувство безысходности, которое испытывают герои произведения.

Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, действующим лицом, и даже соучастником страшного преступления Раскольникова и его раскаяния. Достоевский с помощью цвета смог показать и передать читателям атмосферу города. Можно сделать вывод, что именно цвет является главным штрихом для получения полной картины города.

В данной исследовательской работе я рассмотрела места действия романа «Преступление и наказание», проанализировала маршрут Раскольникова и составила аудиогид по данной теме. На мой взгляд, я полностью раскрыла тему проекта, выполнила поставленные задачи и цель, и самое главное – смогла показать атмосферу Петербурга, описанного Достоевским в произведении.

Остается добавить, что писатель, по меткому замечанию литературоведа Юрия Лотмана, в начале своего творчества усматривает в этом городе концентрированный образ всей России. В итоговых же произведениях засилье бездушного казенного начала, пленившего державную северную столицу, видится ему воплощением страхов и болезней всей великой страны.

Список использованных источников и литературы

  1. Буянова Е.Г. Романы Ф.М. Достоевского. – М.: Изд-во Московского ун-та, 2006. – 376 с.

  2. Кулешов В.И. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. – М.: Просвещение, 2008. – 205 с. 

  3. Румянцева Э.М. и др. Проблема преступления и наказания в творчестве Достоевского // Анализ художественного произведения / Под ред. Е.И. Анненковой, Э.М. Румянцевой, М.Л. Семановой. – М.: Просвещение, 2008. – С. 102–118. 

  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Петербург_Достоевского

  5. © https://peterburg.center/ln/dostoevskiy-i-peterburg-zhizn-i-tvorchestvo-pisatelya-v-gorode-na-neve-bonus-progulka-po-mestam

  6. © https://archvs.org/Peterburg_Dostoevskogo.htm

  7. https://infourok.ru/lekciya-po-teme-peterburg-dostoevskogo-5205175.html

  8. https://licey.net/free/11-kratkie_soderzhaniya_literaturnyh_proizvedenii/46-_prestuplenie_i_nakazanie__fm_dostoevskogo_kratkoe_soderzhanie_osobennosti_romana_sochineniya/stages/2434-peterburg_v_romane.html

  9. https://www.sites.google.com/site/litpeterburg/peterburg-dostoevskogo

  10. https://www.md.spb.ru/dostoevskij/peterburg_dostoevskogo/

  11. https://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2021/11/10/dostoevskiy.pdf

  12. https://spb.aif.ru/society/people/umyshlennyy_gorod_kakuyu_rol_sygral_peterburg_v_tvorchestve_dostoevskogo

  13. https://trassa.narod.ru/lekzia/dostoevsky/spbdost.htm

  14. https://moluch.ru/archive/319/72664/

  15. https://www.culture.ru/materials/253229/po-sledam-prestupleniya-i-nakazaniya

  16. https://apriori-ltd.ru/chto-takoe-audiogid

  17. Приложения

Приложение 1.

Приложение 2.

Приложение 3.

Приложение 4.

Приложение 5.

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Просмотров работы: 6506