Введение
Актуальность
В наше сложное время потерь духовных ценностей и ориентиров проблема нравственности усложнилась и актуализировалась, вызывая тревогу за судьбы наших детей. Как воспитывать их? Чем наполнить и укрепить их душу, чтобы уже сегодня они могли отличать добро от зла, противостоять процветающей в нашем обществе безнравственности и агрессии, ставящей под угрозу не только человеческую культуру, но и человеческую жизнь вообще. Перед общеобразовательной школой стоит задача подготовки гармонично развитой личности, способной самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей в коррекционной школе эта задача стоит ещё более остро. Мы формируем у наших детей:
•нравственные чувства (совесть, долг, веру, ответственность, гражданственность, патриотизм),
•нравственный облик (терпение, милосердие, незлобивость),
•нравственную позицию (способность к различению добра и зла, готовность к преодолению жизненных испытаний)
Сегодня перед российской школой стоит приоритетная задача – воспитание культурной, образованной, творческой личности, умеющей найти своё место в постоянно меняющейся действительности.
События последних лет, связанные с ростом детской безнадзорности, преступности, наркомании, свидетельствуют о необходимости активизации воспитательной работы среди подрастающего поколения. Нужно научить ребенка с детства уважать мнение живущих рядом людей, включить его в процесс нравственного самосовершенствования и духовного становления. Именно школа призвана решать многие из этих проблем, а главной задачей учителя является воспитание нравственного человека. Одним из путей воспитания нравственности в душе ребенка является литература, ведь ещё Сухомлинский в своих трудах отмечал, что слово «навсегда откладывает в детском сердце крупинки человечности». Уже начиная с пятого класса обычной российской школы дети начинают изучать довольно серьезные и сложные произведения, поднимающие темы патриотизма, любви, предательства… И немалая доля изучаемой литературы, школьной или рекомендованной для внешкольного прочтения, полна произведениями о преступлениях — и именно в этом заключается актуальность моей работы.
Проблема в свою очередь заключена в том, что школьники не всегда понимают или задумываются, зачем в школьной литературе так много произведений о преступниках, ведь они сложны для понимания в подростковом возрасте.
Данная проблема и стала обоснованием для выбора темы: Влияние произведений о преступлениях на нравственное воспитание учащихся.
Объект исследования — произведения о преступлениях в классической литературе, рекомендованной школьникам.
Предмет исследования — обоснованность изучения произведений о преступлениях.
Цель исследовательской работы — рассмотреть тему преступления в школьной и внешкольной классической литературе, дать ответ на вопрос почему в школьной литературе так много произведений о преступлениях?
Задачи:
1.Провести опрос учащихся для подтверждения актуальности поднятой проблемы
2.Подобрать и проанализировать теоретический материал по выбранной теме
3.Провести обзор произведений, в которых герои совершают преступления
4.Проанализировать тему преступления в творчестве Ф.М. Достоевского и
Н.С. Лескова
5.Провести сопоставление мотивов преступлений, совершённых главными героями произведений, составить таблицу.
6.Сделать выводы, подтверждающие или опровергающие гипотезу.
Гипотеза: Обращение писателя к такой теме как преступление, в любом его проявлении, – это наиболее яркий способ донести до читателя свою позицию по вопросам нравственности. Именно этим можно объяснить включение подобных произведений в школьную программу
Методы исследования — теоретический (поиск информации в Интернете и книгах) и эмпирический (опрос, анализ, сравнение)
Теоретическая значимость моего проекта заключается в том, что, возможно, многие школьники найдут ответ на вопрос, зачем им изучать произведения о преступника.
Практическая значимость проекта заключается в том, что его можно использовать на факультативных уроках литературы и при подготовке к экзаменам Во время исследования я использовала такие источники, как художественная литература, научные статьи, исследовательские проекты, словари и Интернет-ресурсы.
Новизна заключается в том, что в работе делается попытка рассмотреть классические произведения о преступлениях с точки зрения обоснованности их выбора для изучения школьниками.
Подготовка к исследованию
Для того, чтобы доказать, что данная проблема актуальна, начать наше исследование мы решили с опроса школьников 10-11 классов:
Какие произведения о преступлениях или с их упоминанием вы знаете?
Нравятся ли вам подобные произведения?
Что именно вам нравится в них?
Делали ли вы выводы после прочтения и если да, то какие?
Результаты опроса вы можете видеть на диаграммах. (Приложения 1,2,3,4) Вывод 1: большинство учащихся упоминают «Преступление и Наказание»
Ф.М. Достоевского и «Леди Макбет Мценского уезда» Н.С. Лескова.
Вывод 2: большинству интересны романы с упоминанием преступлений или основанные на преступлениях, многие также говорили о детективах как о любимом жанре.
Вывод 3: ученикам в подобных произведениях больше нравится сюжет, а мысли и мотивы преступника интересуют немногих. Но ведь именно ради этого и создавали писатели свои произведения. Получается, что главная цель художника слова не достигается, ребята, рассматривая эти произведения как детектив, не готовы примерить описанную ситуацию на себя, следовательно, уроков не извлекают. Эти выводы подтвердили актуальность проблемы нашего исследования.
Глава I Работа с понятием «Преступление»
1.1 Обзор определений понятия «Преступление»
Что отличает человека от других животных? Прямохождение, создание орудий труда, речь. И, самое важное, сознание. Примерно 10 тысяч лет назад человек переступил крайнюю ступень эволюции, и можно сказать, что сознание человека достигло своего рассвета. Искусство, духовность, любовь – все это порождает сознание. Всё самое прекрасное, чувственное – плод его работы. Но, к сожалению, не существует ничего идеального, любая «машина» даёт сбой. Таким образом, сознание может породить нечто ужасное, страшное, пересекающее нормы морали и законы.
Говоря о том, что такое человеческий разум и как он работает, я нередко задумываюсь, почему люди, выросшие, казалось бы, в одном месте, в одних условиях, порой даже в одних семьях имеют настолько разные мысли, чувства и понятия? И как человеку может прийти в голову мысль о чём-то, что может причинять вред ему и окружающим? Ведь это против нашей природы. Что вообще такое «преступление»? С этим словом мы впервые встречаемся еще в начальной школе или даже раньше, когда слышим его от взрослых. Но тот ли смысл мы вкладываем в него? Чтобы разобраться в этом, я обратилась к разным источникам.
ПРЕСТУПЛЕ́НИЕ
Словарь Ушакова
1. Действие. Преступить-преступать
2.Общественно опасное действие (или бездействие), нарушающее существующий правопорядок и подлежащее уголовной ответственности (юр.). 3.перен. Неправильное, вредное поведение. С таким голосом не учиться петь - это преступление. [4]
Словарь синонимов
Преступление — Проступок, беззаконие, злодеяние, вина, провинность, грех, злоупотребление, правонарушение. Тяжкое преступление. Грех смертный. [15]
Энциклопедия права
Преступление — (лат. scelus; англ. crime) в уголовном праве РФ виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законом под угрозой наказания. [16]
УК РФ
1. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания. 2. Не является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности. (в редакции Федерального закона от 25.06.1998 № 92-ФЗ) [17]
Словарь бизнес-терминов Преступление— опасное нарушение закона и правопорядка, виновный в котором должен понести уголовное наказание. [18]
Библия
«Преступление» - это отвержение, нарушение, игнорирование, не исполнение человеком Божьих Законов и Заповедей, совершение беззаконий, зла, действий, противоречащих Воле Творца.
«Преступление» - это проступок, особо опасный для человека и общества, попирающий основы гуманности и справедливости, нарушающий требования нравственности, определенные Богом в Его Воле [19]
Вывод: Все определения понятия «преступление» объединяет то, что этот поступок предполагает нарушение человеком моральных, этических, социальных норм, отрицательно влияющих не только на окружающих, но и на самого преступника.
1.2 Обзор известных изречений о преступлении
Преступление нуждается лишь в предлоге. –Аристотель
Задуманное, хотя и не осуществленное преступление есть все же преступление. -Сенека Луций Анней (Младший)
Величайшее поощрение преступления — безнаказанность. -Цицерон
Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать. -Екатерина II
Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя. -Федор Михайлович Достоевский
Есть минуты, когда люди любят преступление. -Федор Михайлович Достоевский
Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления. -Вальтер Скотт
Всегда рост преступлений против собственности дает нам возможность говорить о росте нужды населения, а рост преступлений против жизни — о росте его нравственной одичалости. Общественная психология проявляется в отдельных людях. Ответственность человека уменьшается в том случае, если свобода выбора была ограничена. -Вильгельм Виндельбанд
Невежество — мать всех преступлений. Преступление прежде всего — неразумие. -Оноре де Бальзак
Дурные последствия преступлений живут дольше, чем сами преступления. -Вальтер Скот
Не стоит искать причины конкретного преступления — его семена рассеяны повсюду. -Эмманюэль Мунье
Общество готовит преступление, преступник совершает его. -Бокль Генри Томас
Засыпьте пропасть невежества, и вы уничтожите притон преступлений. -Гюго Виктор Мари
Бедность - источник возмущений и преступлений. -Аристотель
Из всех преступлений самое тяжкое — это бессердечие. -Конфуций
[20], [21]
Вывод: большинство великих философов и писателей выделяли в преступлении не столько сам поступок, сколько проблему, породившую его, и опасность последствий преступлений как для общества, так и для преступника
1.3 Характеристика персонажей-преступников русской литературы
Исходя из специфики нашей работы, т.е. говоря о преступлениях в художественной литературе, мы решили разделить преступления на две категории:
Преступление против совести (предательство, обман, измена)
Преступление против человека(убийство)
Несомненно, убийство – одно из самых страшных преступлений, поэтому о нем мы поговорим отдельно. По цели мотивы убийства подразделяются на 5 основных видов:
Социальный
Идеологический
Политический
Личностный
Управляемый. [1], [2]
Социальный мотив, как правило, обусловлен обстоятельствами, условиями жизни. Элементы данного вида содержатся в романе «Дубровский»: «Бедное его достояние могло отойти от него в чужие руки; в таком случае нищета ожидала его», в романе «Преступление и наказание»: «Поневоле станешь бледный… коли есть нечего» и в повести «Вечер накануне Ивана Купала»: «Червонцы, дорогие камни, в сундуках, в котлах, грудами были навалены под тем самым местом, где они стояли». Он может быть связан также с исторически сложившимися традициями, как в «Евгении Онегине»: «И вот общественное мненье! / Пружина чести, наш кумир! / И вот на чем вертится мир!».
Идеологический мотив имеет в своей основе идею религиозного, философского или иного происхождения (Родион Раскольников): «Тварь ли я дрожащая или право имею…». [3]
Политический мотив может носить патриотический характер защиты от захватчика, как это было в «Войне и мире» у Пьера Безухова: «Да, один за всех, я должен совершить или погибнуть!»; или устранения предателя, как в «Бесах»: «–Да отправить же его, наконец, к черту! – первый крикнул Толкаченко. – И давно бы надо сделать! – злобно ввернул Лямшин…»; или в «Тарасе Бульбе», где отец убивает сына из-за поддержки последнего вражеской стороны, вызванной любовью к полячке: «Так продать? продать веру? продать своих?».[5]
Личностный может быть вызван завистью (Сальери): «А ныне – сам скажу – я ныне / Завистник»; враждой (Петр Степанович): «Известно тоже, что он [Петр Степанович] ненавидел Шатова лично; между ними была когда-то ссора, а Петр Степанович никогда не прощал обиды»; жаждой мести (Владимир Дубровский): «Итак, всѐ кончено, – сказал он сам себе; – еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты»; любовной ревностью (Позднышев и Арбенин): «Какое мерзкое чувство эта ревность!», «А за что же / Тебя любить – за то ль, что целый ад / Мне в грудь ты бросила?»; желанием удовлетворить обиду и восстановить честь в дуэли (Печорин): «Берегись, господин Грушницкий! – говорил я, прохаживаясь взад и вперед по комнате. – Со мной этак не шутят. Вы дорого можете заплатить за одобрение ваших глупых товарищей. Я вам не игрушка!»
Более редкий вид мотива убийства по цели – это управляемый тип. В данной категории персонаж совершает убийство, повинуясь чужой воле. Собственные интересы персонажа сведены к минимуму. К этому виду мы причислили повесть «Вечер накануне Ивана Купала» с убийством Петрусей маленького Ивася и повесть с убийством Флягиным цыганки Груши. В тексте видно, что Петруся оказался ведомым ведьмой и Басаврюком: «Нет, не видать тебе золота, покамест не достанешь крови человеческой!” – сказала ведьма и подвела к нему дитя лет шести, накрытое белою простынею, показывая знаком, чтобы он отсек ему голову»; а Флягин выполнял просьбу самой Груши: «Пожалей меня, родной мой, мой милый брат; ударь меня раз ножом против сердца» [4]
Вывод: наиболее подходящими для своего исследования мы считаем идеологические, личностные и управляемые, потому что именно эти преступления человек совершает только исходя из своего нравственного стержня. Эти мотивы наиболее полно могут охарактеризовать личность преступника и, как следствие, могут служить наиболее ярким примером тех ошибок, от которых предостерегает классическая литература. Кроме того, немаловажную роль играет и исследование личности и биографии самого писателя, создавшего ту или иную историю.
Далее я начала поиск персонажей «преступников» (не только убийц и нарушителей законов) и распределила их на уже подобранные виды
Алексей Молчалин (Александр Грибоедов, «Горе от ума»)
Молчалина я отношу к категории «преступников» по нескольким критериям. Самый главный из них — Молчалин не имеет чести и готов по указанию вышестоящих делать всё, что угодно. Отсутствие чести можно отнести к предательству себя. Из побочного — Молчалин лицемер и лгун. Молчалин относится к идеологическим преступникам.
Афанасий Тоцкий (Федор Достоевский, «Идиот»)
По меркам сегодняшних законов, Тоцкий — преступник. Но и с моральной точки зрения для своего века он также является отрицательной ветвью общества. Тоцкий без зазрений совести испортил жизнь юной девушки, причем с детского возраста рассматривал ее как «любовницу». При этом он считает себя порядочным человеком.
Персонаж также является идеологическим преступником.
Лакей Яша (Антон Чехов, «Вишневый сад»)
Данного человека можно назвать преступником по отношению к родным, близким и даже к Отечеству. Он откровенно презирает свою родину и стремится ко всему иностранному, причем без разбора. Пусть он и не нарушает законов, но в глазах общества он преступник. Яшу можно отнести к политическим и идеологическим преступникам.
Павел Смердяков (Фёдор Достоевский, «Братья Карамазовы»)
Также, как и лакей из «Вишневого сада», Смердяков выступает против своей родины и даже говорит о том, что «... и хорошо, кабы нас тогда покорили эти самые французы, умная нация покорила бы весьма глупую—с и присоединила к себе. Совсем даже были бы другие порядки». Как минимум из-за этих слов он попадает в этот список. При этом Смердяков совершил и уголовное преступление — убийство. Политический и идеологический преступник.
Алексей Швабрин (Александр Пушкин, «Капитанская дочка»)
Швабрин — лгун, эгоист, сплетник, и, прежде всего, предатель Родины и военной присяги, собственной чести. Такой человек преступник как с моральной, так и с законной точки зрения. Политический, личностный (из зависти) преступник.
Андрий (Николай Гоголь, «Тарас Бульба»)
Пусть Андрий стоял перед сложнейшим выбором — любовь или родина, и в этом случае точки зрения могут разделиться, но Андрий — предатель Отечества, а значит, преступник. Политический преступник.
Отдельно можно вынести героев произведения «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского
Алена Ивановна — жадный человек, наживается на людском горе, а также применяет насилие к своей сестре. Аркадий Свидригайлов — виновник самоубийства слуги, главный подозреваемый в смерти своей жены, шантажер. Не испытывает никаких угрызений совести.
Петр Лужин — помимо преступлений морали (использование людей в своих целях), он пытался обвинить Соню Мармеладову в краже и подставить её, что относится к преступлениям противозаконным. Все эти персонажи – преступники идеологические, уверенные в своей правоте. Вывод: наиболее часто встречаются идеологические и политические преступники, т.е. авторы намеренно используют персонажей либо имеющих неправильные нравственные ориентиры, либо предателей Родины. Если говорить в общем, оба вида относятся к нравственному упадку.
Для того, чтобы подобрать произведения для своей работы, я обратилась к Интернету с запросом: «Самые известные классические произведения о преступлениях».
«Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский
«Парфюмер. История одного убийцы» Патрик Зюскинд
«Тарас Бульба» Н.В. Гоголь
«Муму» И.С. Тургенев
«Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд
«Отелло» Уильям Шекспир
«Три Мушкетера» Александр Дюма
«Всадник без головы» Томас Майн Рид
«Идиот» Ф.М. Достоевский
«Братья Карамазовы» Ф.М. Достоевский
Глава IIПреступление в творчестве Ф.М. Достоевского и Н.С. Лескова
2.1 Анализ биографии и творчества Ф.М. Достоевского
Чтобы наше исследование было более полным, мы решили рассмотреть тему преступления на примере творчества Ф.М. Достоевского и Н.С. Лескова, так как отношение этих писателей к преступлению наиболее близко нашим личным представлениям о назидательной роли классической литературы. Нельзя не заметить, что в списке много произведений Достоевского. Почему писатель так упорно обращался к теме преступлений? Я решила подробнее познакомиться с его биографией и отношением к преступлению.
Федор Михайлович Достоевский, наверное, самый знаменитый писатель России, его произведения по праву считаются лучшими экземплярами мировой литературы. Первый роман писателя “Бедные люди” (1846) дал повод причислить его к, так называемому, гоголевскому направлению русской литературы – натуральной школе. Но в последующих творениях, таких как «Двойник” (1846), “Белые ночи” (1848), “Неточка Незванова” (1849), стал очевидным степень реализма Достоевского, углубленный психологизм писателя-мыслителя, исключительность ситуаций и характеров. На формирование его мировоззрения повлияли демократические, социалистические идеи В.Г. Белинского, взгляды французских социалистов-утопистов. Молодой писатель посещал общество Петрашевского, активно участвовал в идеологической деятельности революционных кружков С.Ф. Дурова и Н.А. Спешнева. В написанном после каторги произведении «Записки из Мертвого дома» (1861-62) глубоко отображены страдания простых людей, А.И. Герцен сравнивал его со «Страшным судом» Микеланджело, а И.С. Тургенев с «Адом» Данте. Достоевский был более чем активным участником общественной жизни страны, выдвигал общественно политические теории, пропагандировал теорию почвенничества, много писал о возможных путях общественного преобразования, отношении к народу, проблемах этики и о сущности и роли искусства. Свои наиболее выдающиеся произведения: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы» автор создал в 60-70-х годах. В этих произведениях нашли свое глубокое отражение нравственные, философские и социальные взгляды великого писателя и мыслителя. В его творчестве глубоко отражены противоречия серой действительности и общественных взглядов в эпоху ломки социальных отношений. Основа реалистического творчества величайшего русского писателя – человеческие страдания, трагедия униженной, ущемленной личности. Он гениально отобразил двойственное чувство человека в такой ситуации, когда он с одной стороны чувствуя свою ничтожность, с другой жаждет протеста. Писатель отстаивал право свободы личности, но полагал, что неограниченное своеволие порождает антигуманистические действия, преступление рассматривал как типичное проявление так называемого закона индивидуалистического самоутверждения. В своих произведениях он противопоставлял героев, с аналитическим всеразрушающим разумом, героям, с тонкой душевной интуицией. Гений сочетал в себе интеллектуальную глубину мыслителя, силу непревзойденного психолога, страстность публициста. Он основал в русской литературе идеологического роман, сюжет которого развивается главным образом вокруг борьбы идей, столкновения мировоззрений, носителями которых являются герои художественных произведений. [6]
Огромную роль в становлении творческого потенциала писателя сыграло его пребывание на каторге. Но как он туда попал?
После окончания обучения Федор был зачислен в Петербургскую инженерную команду. Однако через год в чине поручика он уволился и решил посвятить себя литературе. Он много писал, переводил, и его первый роман "Бедные люди" похвалил Белинский, что очень воодушевило. Но следующие произведения встретили с непониманием и холодом. В результате Достоевский покинул кружок Белинского и попал в круг общения Майковых и Бекетовых. В кружок Бекетовых входил Плещеев, который познакомил Достоевского с Петрашевским. Писателю на тот момент было 25 лет (конец 1846 год). У петрашевцев звучали всякие свободолюбивые мысли: обсуждались вопросы отмены крепостного права и свободной печати книг. Среди этой компании были разные люди. В том числе нашлись там и радикально настроенные, планировавшие устроить переворот и тайно печатать запрещенную литературу. Достоевский примкнул к ним. В апреле 1849 петрашевцев арестовали. Так Достоевский на 8 месяцев попал в одиночную камеру Петропавловской крепости.
В общем-то, ничего преступного он не совершал. Мало того, следствию даже не было известно о существовании радикальной группы. Тем не менее, Федора Михайловича признали важным преступником. Главным обвинением стало чтение письма Белинского Гоголю.
Это письмо считалось преступным, так как в нем Белинский высказывал мысли против русского правительства и духовенства. Особенно он принижал роль духовенства, выражаясь весьма экспрессивно. Не зря у него было прозвище "неистовый Виссарион".
Итак, Достоевского осудили и 13 ноября 1849 года (по старому стилю) приговорили к лишению всех прав состояния и расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семёновском плацу начались приготовления к казни петрашевцев. Всего должны были расстрелять 21 человека. Это были довольно молодые люди, средний возраст которых составлял около 30 лет. Самому младшему было 19, а самому старшему 39.
Инсценировка казни петрашевцев. Привязанные к столбам: Петрашевский, Момбеллли, Григорьев. Большинство из них были простыми вольнодумцами, не планирующими никаких убийств или свержения монархии. Все, в чем их обвиняли - чтение и распространение письма Белинского, умершего за год до ареста петрашевцев. Осужденных привезли на Семёновский плац, построили в ряд и зачитали им приговор. Над головой дворян переломили шпагу, что означало исключение их из этого сословия. Пришел священник с крестом. Надели на всех предсмертные рубахи. Офицер дал команду солдатам целиться. Вдруг ударили отбой. Казнь отменили. Последние десять минут жизни запомнились отчетливо, навсегда горячим клеймом осталась в голове. Один из осужденных сошел с ума. Достоевский не раз вспоминал эти минуты. Оказалось, что решение о помиловании было принято императором Николаем I еще в ноябре. Казнь инсценировали в назидание. Достоевскому заменили казнь на 4 года каторги с последующей службой солдатом. Ночью 24 декабря его отправили в Сибирь. [7]
«Это было страдание невыразимое, бесконечное… всякая минута тяготела как камень у меня на душе», – вспоминал позднее писатель. Дворянин по происхождению, он очутился среди убийц и воров, которые сразу невзлюбили «политического». Льгот и послаблений ему никаких не полагалось. Он носил те же кандалы, что и обыкновенные каторжники, ел ту же пищу, ходил в той же одежде и выполнял такую же работу. Но ему, не привыкшему к физическому труду, слабому здоровьем, все это давалось гораздо тяжелее, чем другим заключенным. «Как человек интеллигентный, он чувствовал ежеминутно такие лишения, которых не приходилось испытывать ни одному из его товарищей. Пришлось оставить привычку читать, так как книг в каторге читать не полагалось, допускали только Евангелие и Библию, которую у Достоевского украли», – писал один из его биографов.
«…Всякий из новоприбывающих в остроге через два часа по прибытии становится таким, как и все другие, – вспоминал сам Федор Михайлович. – Не то с благородным, с дворянином. Как ни будь он справедлив, добр, умен, его целые годы будут ненавидеть и презирать все, целой массой». «Жили мы в куче, все вместе в одной казарме… Нас как сельдей в бочонке… Спали мы на голых нарах, позволялась одна подушка. Укрывались коротенькими полушубками… Всю ночь дрогнешь… Я часто лежал больной в госпитале. От расстройства нервов у меня случилась падучая… И на каторге между разбойниками я, в четыре года, отличил наконец людей… Что за чудный народ. Вообще время для меня не потеряно. Если я узнал не Россию, так народ русский хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».
Но Достоевский на каторге не сломался. Хотя, конечно, и инсценировка смертной казни, и долгие годы наблюдения человеческих страданий и издевательств начальства над «униженными и оскорбленными» людьми на каторге и на военной службе наложили неизгладимый след на чувствительную, болезненно-восприимчивую натуру писателя. «Уже одно то, что Достоевский, пловец страшных человеческих глубин, провидец тьмы, рудокоп души, пережил психологию смертной казни, невероятный ужас ее ожидания, – одно это делает его существом инфернальным, как бы вышедшим из могилы и в саване блуждающим среди людей живых…» – писал Ю. И. Айхенвальд. О том, как повлияли годы каторги на характер, мировоззрение и творчество писателя, исследователи много спорили и спорят по сей день. О. Миллер полагал, что жизнь на каторге была «уроком народной правды для Достоевского». Майков решительно утверждал, что каторга принесла Достоевскому только пользу. Ястжемский – что она развила литературный талант, а Н. К. Михайловский приписывал каторге «влияние безусловно вредное, чисто отрицательное». Мнения же самого Достоевского на этот счет противоречили одно другому. Писатель «то проклинал каторжную жизнь, то как будто благословлял ее». Несмотря на различность суждений исследователей жизни и творчества писателя, большинство из них все же убеждены в том, что жизненная катастрофа, связанная с арестом, инсценированным расстрелом и каторгой, изменила не только судьбу Достоевского, но и направленность его творчества. Каторга стала для писателя местом, где родились те его мысли, умонастроения, которые никогда не смогли бы родиться в других местах. Л. Шестов утверждал, что послекаторжного Достоевского почти перестали занимать бедные, униженные чиновники. Его творческое сознание оказалось властно захвачено темой преступления. Впоследствии данная тематика станет доминирующей в его творчестве. По признанию самого писателя, в Сибири его «убеждения» изменились «постепенно и после очень-очень долгого времени». Суть этих перемен Достоевский в самой общей форме сформулировал как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного».[14] Пережитые душевные потрясения, тоска и одиночество, «суд над собой», «строгий пересмотр прежней жизни», сложная гамма чувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания – весь этот душевный опыт острожных лет стал биографической основой «Записок из Мертвого дома» (1860–1862 гг.), трагической исповедальной книги, поразившей современников мужеством и силой духа писателя. Свою знаменитую книгу воспоминаний о каторжной жизни Достоевский называл «заметками о погибшем народе». «Сколько я вынес из каторги народных типов и характеров. Сколько историй бродяг и разбойников и вообще всего черного, горемычного быта! На целые томы достанет!» – писал он брату сразу после освобождения. Отдельной темой «Записок» оказался глубокий сословный разрыв дворянина с простым народом. Аполлон Григорьев писал, что Достоевский «достиг страдательным психологическим процессом до того, что в «Мертвом доме» слился совсем с народом». В «Записках» отражен наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, который он характеризовал позднее как «возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». В то же время, пребывая на каторге, Достоевский ясно осознал и утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал. Главный образ «Записок из Мертвого дома» – это русский народ, который вмещает в себя и русских, и украинцев, и татар, и чеченцев с поляками. Все эти национальности представлены в Мертвом доме – каторге, которая нещадно перемалывает тело и душу человека. Отсюда и смысл произведения – показать обывателям лагерную жизнь, которая от них скрыта за мирской ширмой. Это закрытый мир, и никого не интересует условия содержания заключенных, отношение к ним правоохранителей, а также нечеловеческие физические нагрузки. Достоевский пытается сказать, что только побывав в Мертвом доме, пожалуй, можно понять всю глубину и ужас этого места. Писатель явно многое взял из своей биографии, так как прошел сам через каторгу. Автор также высказывает мнение, что каторга – это одно из лучших мест, чтобы узнать народ и каждого человека как можно лучше. Да, Достоевский признавался, что за 4 года, проведенных в ссылке, не узнал Россию, а вот психологию людей изучил за счет наблюдений прекрасно. «Записки из Мертвого дома» – это попытка отечественного прозаика показать простым читателям и знатным особам ужасы каторжных работ. В своей повести он не пытается как-то сгладить углы или показав все нелицеприятно, попросить об улучшении условий содержания и работы заключенных. Скорее, Достоевский хочет, чтобы как можно больше людей поняло – что каторжник не всегда отъявленный преступник, ведь на своем веку он увидел массу невинных людей, чью жизнь перемолола каторга.[8]
Вывод: большинство произведений о преступлениях Достоевский написал уже после пребывания на каторге. Именно на каторге к Достоевскому пришли знание жизни, людских характеров, понимание того, что в человеке могут сочетаться добро и зло, правда и ложь. И самое главное – пришла глубокая вера в Бога, а за ней – уверенность в том, что за преступлением всегда следует Божье наказание.
Роман «Преступление и наказание»
Стоит отметить, что образ преступника, одержимого идеей не раз встречается в произведениях Достоевского. Герои его произведений - это люди, одержимые идеей, сделавшейся для них страстью,- идеей нигилизма и альтруизма, строительства земного рая и наполеоновской мировой мечты, любви- наваждения и быстрого обогащения. И когда эта единственная мысль достигает крайних пределов, наступает внутренний надрыв в человеке, ведущий к преступлению. В романе «Преступление и наказание» Достоевский хочет показать, насколько страшнее страдания от угрызений совести могут быть страшнее любой каторги или приговора. Через страдания писатель раскрывает героя со всех его сторон, ведь именно мучаясь человек говорит и делает всё, что таится у него в голове. С первой страницы романа мы понимаем, что Раскольников уже погружен в себя и в какой-то степени потерял связь с внешним миром. Он видит себя не частью общества, а чем-то отделимым от него. [23]
Герой раздражителен, параноидален, тревожен. Важная деталь — герой рассматривает всё с особой внимательностью, даже слишком. Все привычные расстояния он знает в количестве шагов. Раскольников обладает специфическим характером — он интроверт, живущий в своем мире. Его тяготит надобность в постоянном действии, общение с людьми — но он достаточно умен и обладает критическим мышлением. Он скептик. В герое сочетается несочетаемое — он эмоционален и хладнокровен, сострадателен и безразличен. Не зря у Родиона говорящая фамилия — его личность буквально расколота на две противоположности, поэтому он живёт в вечном споре этих сторон. Сам по себе персонаж меланхоличен и подвержен влиянию обстоятельств, порывов. Эти признаки способствуют тому, что герой находится в критическом состоянии и не способен противостоять навязчивым идеям.
Теперь поговорим о не менее важном факторе — обстановка. Родион — очень бедный студент. К моменту, когда герой приходит к мысли об «этом», его уже мало тяготит его условия жизни, но я уверена, что они сыграли роль в его формировании. Обратимся к типологии преступника: «Убийцы — импульсивные правонарушители, которые часто проявляют тревожность. Осторожно относятся к любым новшествам. Свои интересы, переживания ставят главнее всего остального. Не ценят жизнь других людей. Склонны к конфликтным ситуациям, не умеют контролировать себя в обществе. Часто раздражительны, беспокойны». Это определение помогает нам понять основной мотив Родиона. Прочитав статью студента в газете, мы узнаем о его «теории», о той самой, которая гласит, что люди делятся на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Отношение к герою, по крайней мере, - жалость. Мы и в правду сочувствуем герою, мы видим, что он не полностью разложившаяся личность, он всё ещё обладает эмпатией, отчасти добр и любит своих близких. Его мучает совесть за содеянное. К сожалению, даже по итогу герой всё ещё полностью не раскаивается и не отказывается от своей теории, но чистая, платоническая любовь к Сонечке «излечила» его душу.
Сама по себе трагедия героя заключается в том, что имея разумные мысли, способность улучшить мир вокруг, внести вклад в общество, у него не было возможности проявить себя, и поэтому он восстал против всех в одиночку, и страшно даже не это, а то, какую идею для восстания он выбрал. Если бы герой выбрал другой путь развития, то его судьба могла быть намного успешней. Но роман “Преступление и наказание” – это не просто история о преступлении, но ещё и произведение, посвященное тому, как долго и трудно идёт через страдания и ошибки мятущаяся человеческая душа к постижению истины, открывая для себя единственно возможный закон человеческих отношений – закон любви.
Я не сомневаюсь, что роман оказал огромное влияние после прочтения не только на меня, но и на многих моих ровесников. Прочитав роман, мы понимаем, как важно выбрать правильный путь в жизни и принимать не только собственную точку зрения, но и считаться с другими. [7]
Вывод: Причину преступления своего героя автор видит в нравственному упадке того времени, когда в душе человека стираются рамки и понятия жизни. Достоевский считает, что страшнее убийства здесь играет роль нарушения заповедей — Родион не видит плохого в том, чтобы забрать жизнь другого, и именно эта идея приводит к преступлению. Но страдания и поиски расколотой души Родиона не проходят напрасно. Именно любовь по мнению Достоевского может излечить заблудшую душу. В этом и заключается нравственный урок Достоевского.
2.2 Анализ биографии и творчества Н.С. Лескова.
Николай Семёнович Лесков (1831–1895 гг.) – прозаик, журналист, драматург. Автор известных романов, повестей и рассказов, таких как «Очарованный странник», «Леди Макбет Мценского уезда», «На ножах», «Соборяне», «Левша» и других, создатель пьесы «Расточитель». В 1862 году Лесков стал постоянным сотрудником газеты «Северная пчела». Работая в ней корреспондентом, посетил Западную Украину, Чехию, Польшу. Ему была близка жизнь западных славянских народов, потому он углубился в изучение их культуры и быта. В 1863 году Лесков вернулся в Россию. Долго изучая жизнь русского народа, сочувствуя его горестям и нуждам, Лесков пишет рассказы и повести на эту тему: «Погасшее дело» (1862 г.), «Житие одной бабы» и «Овцебык» (1863 г.), «Леди Макбет Мценского уезда» (1865 г.). Лев Толстой говорил о Николае Семёновиче Лескове как о «самом русском из наших писателей», Антон Чехов, а также Иван Тургенев считали его одним из своих главных учителей. Чрезвычайно разнообразное по проблематике, творчество Лескова имело особую направленность, отвечавшую существенным интересам его эпохи и в известной мере предвосхитившую искания русской литературы начала XX в. Самобытный талант писателя был обращен к познанию глубин русской национальной жизни, постигаемой им во всей пестроте ее социального состава, на самых разных уровнях ее развития. Испытующему взгляду Лескова русская жизнь открывалась и в ее корневой основе, и в ее нарастающей раздробленности, в ее вековой неподвижности и драматизме назревающих исторических перемен. Эта свойственная писателю широта охвата русской действительности определила особое качество художественного обобщения, присущее его творчеству. По меткому замечанию М. Горького, о ком бы ни писал Лесков Николай Семенович — о мужике, помещике, нигилисте, он всегда размышлял «о русском человеке, о человеке данной страны… и в каждом рассказе Лескова вы чувствуете, что его основная дума — дума не о судьбе лица, а о судьбе России».[9]
Вывод: Лесков видел свой писательский долг в исправлении «духоты, застоялости» народа, во внедрении прогрессивных идей с сохранением при этом традиций. Как автор Лесков почти всегда писал именно о «низах» России, о простых людях и их проблемах, поэтому явление преступления в его творчестве так ярко выражает картину его современности. На творчестве Лескова многие из нас могут сделать выводы о том, как важно держать свой разум в тонусе и не утопать в глупости.
Преступление в «Леди Макбет Мценского уезда»
Основной темой повести является любовь-страсть. Писатель наглядно демонстрирует, что сильная страсть способна не только возвысить душу человека, как в случае Родиона, но и ввергнуть ее в пучину порока.
Катерина Измайлова — весьма сложный образ. Несмотря на бессчетные преступления, её нельзя считать исключительно отрицательным персонажем. Анализируя характер главной героини, нельзя игнорировать несправедливые обвинения её в бесплодии, презрительное отношение свекра и мужа. Все злодеяния были совершены Катериной ради любви, лишь в ней она видела спасение от той кошмарной жизни, которую наполняли лишь малодушие и скука. Это страстная, сильная и одаренная натура, которая, к сожалению, раскрылась лишь в преступлении. В то же время мы можем отметить ведомость, жестокость и беспринципность женщины, которая подняла руку даже на ребенка. [24] Особенностью «Леди МакБет Мценского уезда» является переплетение религиозных убеждений и законов морали с тенденцией «отупения и скуки» народа.
В начале романа мы знакомимся с главной героиней — молодой девушкой Катериной, которая была отдана замуж за богатого купца лет пятидесяти, совсем не по любви, а «была девушка бедная, и перебирать женихами ей не приходилось». За пять лет своего замужества Катерина испытывала смертную скуку, ведь по сравнению с деревенской, свободной жизнью, жизнь с неласковым мужем было непривычно и тяжело. Стоит обратить внимание, что Катерина Львовна «читать была не охотница, да и книг к тому же, окроме Киевского патерика, в доме их не было». Необразованность, отупение народа может привести к страшным последствиям. От скуки героиня влюбляется в слугу, с которым у неё начинается роман. Первое убийство она совершает самостоятельно — травит свёкра отравой для крыс. После этого он приходит к ней во сне в виде кота. Думаю, не зря образ свёкра приходит к Катерине именно в образе кота.
В современном православии кошки продолжают пользоваться благосклонностью церкви. Мурлыки часто живут в монастырях и церквях, присутствуют на богослужениях, а в некоторых обителях для пушистиков даже прорублены специальные проходы в дверях. Обосновывается такое отношение одной легендой. Согласно ей, именно кошка спасла Ноев ковчег, а тем самым и всё живое на земле, от вымирания: она поймала мышь, находящуюся под воздействием дьявола и пытающуюся прогрызть дыру в дне судна. Именно поэтому считается, что после смерти кошки попадают в рай. Как мы видим, образ кота — образ святой души, что ещё больше угнетает героиню за её преступление.
Момент убийства ребёнка особенно страшен. Прежде всего, Катерина убивает ребёнка из-за ненавязчивых жалоб Сергея, что показывает, насколько сильно любовь может заглушить нравственные принципы. Стоит отметить, что в описании этого эпизода очень много упоминаний религиозных мотивов: во-первых, «праздник большой завтра, всю ночь будут служить», праздник церковный, во-вторых, на Сергее надет полушубок, «отороченный пушистым котиком», а мы помним, какую роль играет кот в православии, в-третьих, прямо перед смертью мальчик читает Житие. В моменте, когда Катерина заходит к мальчику, её ребенок первый раз толкается, а сердце отдает «холодом». В этот момент героине ненадолго становится страшно от своих намерений, но любовь к Сергею пересиливает этот момент. Её голос дрожит, она бледна — но она совершает то, что совершила. Катерина уже пропащая душа, ведь даже будучи беременной она способна убить чужого ребёнка. Когда мальчик погибает, «грешный дом» начинает трясти.
Вообще, весь образ героини построен на «грехе». Она является воплощением нарушений многих библейских заповедей:
«не делай себе кумира» - свою любовь к Сергею Катерина взяла за идею всей жизни «не прелюбодействуй»
Можно сказать, что у Катерины и нет никаких собственных характеристик — она «пустой» человек, не имеющий ни собственных убеждений, ни принципов, ни заслуг. Страшно то, что у её развития были высокие начала — она могла быть умной, сильной личностью, но не смогла раскрыться. Ей неинтересно ничего, кроме Сергея. Познав любовь впервые, она делает её своей главной чертой. Даже в конце, когда героиня пытается покаяться, она не может произнести молитву, а вместо этого исходит из ее уст что-то совсем другое, исходящее из её натуры прелюбодеяния и убийства, которые руководят ею: "Как мы с тобой погуливали, осенние долги ночи просиживали, лютой смертью с бела света людей спроваживали" В конце она бросается в воду, т.е. совершает самоубийство, которое является в православии самым страшным грехом. Но, казалось бы, зачем Лесков пишет произведение о таком человеке? Ведь понятно, что убийство — страшный грех, и животные инстинкты не должны брать верх над разумом. Но всё не так поверхностно.
Прежде всего, образ Катерины совершенно новаторский для русской литературы. До этого женщин никогда не показывали, как хладнокровных убийц, как полностью расколотые души. Во-вторых, в самом произведении мы видим, насколько разными могут быть одни и те же преступления. Ведь мотивы Сергея лежат на поверхности — он всё это делал ради наживы, это стандартный «отрицательный» герой. Но вот Катерина — совсем другое. Её не волнуют чины, деньги, репутация. Ей всё равно на окружающих, и все свои убийства она совершает в качестве «жертвоприношения» своей любви. Эта страсть настолько одурманила женщину, что она отдала всю себя в руки греха ради Сергея. Особенно интересным можно назвать сравнение героини повести Лескова и Катерины из драмы «Гроза» Островского. Обе женщины замужем, словно в клетке. Обе находят выход в виде «любви», при этом далеко не чистой, платонической, а в страстном увлечении. Но Катерина из «Грозы» настолько светлая и духовная натура, что она не может жить со своим грехом, она уверенна в своей ничтожности и в том, что не заслуживает прощения. Всё обдумав, героиня прыгает в Волгу.
А вот Катерина из произведения Лескова далеко не чистая и непорочная натура. Она пустая. У неё нет никаких моральных устоев, правил, норм. Она глупа и не знает, чем себя занять. Поэтому, встретив Сергея, который своими ласковыми словами затмил образ нелюбимого мужа, Катерина цепляется в него мёртвой хваткой и с головой уходит в «грешную жизнь». Эта самая страсть без всяких усилий превосходит нравственную сторону героини, которой в прочем и не было. И уже на поводке своих чувств Катерина приносит жертвы своему счастью. Когда же любовь уходит, утекает из её рук, она остаётся ни с чем. Поэтому вина за совершённые преступления просто добивает её, и не в силах больше существовать, она приносит последнюю жертву, и забирает с собой Сонетку — чтобы Сергей не достался никому. [10]
Таким образом Лесков пытается показать, как уклад купеческой жизни, от которой можно «удавиться до смерти», лишает человека личности, а самое страшное — лишает его души. [11]
Вывод: Катерина совершает преступления сразу по нескольким причинам. Прежде всего, её жизнь в купеческом доме убивает в ней все нравственные начала, делает из неё глупого, пустого человека, а скука, вызванная таким образом жизни, «вынуждает» её схватиться за единственный шанс хоть как-то проявить себя в жизни, пусть и через одержимость другим человеком. Любовь, которая в случае Родиона Раскольникова воскрешает душу, в случае с Катериной, наоборот, сыграла роль орудия убийства не только других людей, но и самого себя.
Преступление в «Очарованном страннике»
Нельзя утверждать, что основной сюжет завязан именно на преступлении, если его можно таковым назвать. «Очарованный странник» - скорее произведение о самобытности русского народа, о человеке, который долго ищет своё предназначение в жизни и наконец находит. [22]
Для того, чтобы правильно понять поступок героя, следует воспринимать его образ как цельное, а не как отдельные поступки.
Неспроста Лескова называли «самым русским писателем». Почти во всех своих произведениях Лесков пишет о русском народе, о его самобытности и культуре, о способности помогать слабым и вести праведную жизнь. Причем писатель не делает из своих героев «идеальных» - они совершают ошибки, где-то ведут себя эгоистично или грубо, но всё это делает их живыми. И порой эти люди готовы идти против себя чтобы спасти других. Именно таким персонажем и является Иван. На протяжении всего произведения Голован проявляет себя так, что его можно назвать святым. Голован — бывший крепостной, человек огромной физической силы, обладающий незлобивой нежной натурой. Его образ вырастает в символическую фигуру народного подвижника, жертвующего собой для страдающих крестьян во время народного бедствия — чумной эпидемии. Лесковское праведничество — не синоним святости. Праведничество — это путь развития, эволюция от грехопадения к нравственному идеалу. [12] В своих произведениях Лесков ярко отразил данный принцип, который составляет основу праведничества. Лесковский праведник всегда деятельно добр. Его религия — религия добрых дел. В жизни праведник незаметен, невиден, скромен, в глазах обывателей он непрактичен, смешон, но ежедневно, ежечасно он творит добро, спасаясь сам и спасая людей.
Но в произведении есть эпизод, небольшая история, которую я хочу проанализировать. Попав в очередное новое место, герой остается служить князю. В кабаке он пленится красотой цыганки Груши и отдает ей все княжеские деньги. Князь, тоже влюбленный в Грушу, забирает ее к себе, и любовь их взаимна. Но недолго князь был верен своей любви и вскоре бросает Грушу, желая выдать её замуж за другого князя. Груша приходит к герою с мольбой о том, чтобы он её убил, ведь сама она этого сделать не может — самоубийцам покоя не будет никогда. И герой берет на себя грех, чтобы спасти душу несчастной цыганки — сталкивает её в воду. По началу поступок невозможно связать с образом Голована. Ведь он очень религиозный человек, живущий по правилам, заповедям. Как он может убить другого человека? И здесь мы видим отличие святости и праведничества. Святой человек — человек, не совершавший греха. А праведный — человек, готовый жертвовать собой ради счастья других. Именно это обуславливает поступок героя.
Да, это убийство. Но можно ли назвать этот поступок преступлением? Со стороны закона — конечно, но с духовной части вопроса это подвиг. Иван намеренно берёт на себя грех убийства, чтобы защитить девушку и её душу. В данном произведении мы безусловно сопереживаем герою, его нельзя назвать пропащей душой, или безнравственным человеком. Наоборот, он настолько силен душой и духом, что готов совершить грех и взять вину, чтобы не допустить ещё страшнее греха на душе другого. [13]
Вывод: особое жизненное предназначение заложено в герое Лескова. И ему приходиться сделать выбор — поступить так, чтобы твоя душа осталась чиста, или так, чтобы чистой осталась душа другого. Не всегда то, что является грехом по жизненным устоям будет неверным поступком, и чтобы спасти другого иногда приходиться переступить через себя.
Общий вывод: читая произведения Лескова и Достоевского, мы переживаем очень противоречивые эмоции— ведь они не делятся на «плохих» и «хороших», и благодаря этому персонажи и их поступки выглядят очень живо — поэтому мы проецируем их на себя. Через преступление авторы заставляют нас пересмотреть не только взгляды на жизнь, но и собственное поведение. Основное, что хотят донести Лесков и Достоевский — важно не утерять свою «человеческую» часть, нравственность, всегда относиться с теплом к другим людям и сопереживать им.
2.3 Заключительный этап исследования. Сопоставление
Последним этапом в нашем исследовании стало сопоставление анализируемых произведений и подведение общих выводов.
Герой критерии |
Родион Раскольников |
Катерина Львовна |
Иван Флягин |
Что совершил/а? |
Убил процентщицу и её сестру, беременную Лизавету |
Отравила свёкра, убила мужа вместе с возлюбленным, задушила ребёнка, утопила девушку |
Убил Грушу |
Наше отношение к герою |
От начала и до конца мы не то чтобы считаем его положительным персонажем, но сочувствуем ему, сопереживаем. |
По началу мы в какой-то степени жалеем несчастную женщину, но в течение произведения отношение к героине меняется на противоположное, скорее на отвращение |
Лично я восприняла поступок героя как сильное решение, настоящий подвиг. Об отвращении или жалости нет и речи. |
Эмоции и состояние героя |
Решение далось герою нелегко — он долго думает и взвешивает всё. После сделанного его начинает мучить совесть, он не выдерживает и признается в содеянном. |
За бешеной страстью героиня не видит ничего плохого в содеянном, хотя за ней и ходят «души» убитых. С легкостью убив близких, она с такой же легкостью убивает себя. |
Герой совершает убийство из любви и глубокой жалости к Груше. Он чувствует, как она будет мучиться и страдать, и просто не может отказать ей. Иван — человек, глубоко чувствующий боль другого. |
Ради чего? |
Ради идеи, своего идеала. |
Во имя «любви», ради счастья Сергея |
Принять грех на свою душу, дабы не допустить страданий души Груши |
Вывод (нравственный урок) |
Поставив воплощение жестокой идеи выше всех иных жизненных принципов, можно совершить непоправимое |
Необразованность, отсутствие контроля над разумом могут превратить такое чистое чувство, как любовь, в уничтожающую страсть |
Иногда, чтобы спасти чужую душу, нужно быть готовым на жертву в виде своей собственной. Только очень сопереживающая чужой боли душа способна на это. |
Исходя из приведенной теории и проведенного исследования, можно подытожить характеристики каждого персонажа.
Родион Раскольников совершает преступление против человека — убивает старуху-процентщицу, и можно сказать, против собственной души. Он относится к идеологическому преступнику, потому что совершает убийство не из личной неприязни (хотя является косвенной причиной), а для того, чтобы проверить свою теорию, убедиться в своем превосходстве над остальными. Через преступление Раскольникова Достоевский заостряет наше внимание на конфликте двух сторон в душе героя, показывает, что преступление против человека — одновременно преступление против себя самого.
Катерина Львовна многократно совершает преступления и против совести (измена, обман, предательство), и против человека. В отличие от Родиона, у нее нет идеи или смысла, которые она вкладывает в поступки. Она совершает личностные преступления — ненависть и желание избавиться от мужа и его племянника тоже имеют место быть, но её мотивация — любовь к Сергею. Лесков через жестокие руки героини хочет «ткнуть носом» в «барский» образ жизни, показать, как далеко может завести скудность ума.
Иван Флягин — выбивающийся из общей характеристики герой. С натяжкой его можно отнести к личностным преступникам — ведь его любовь к Груше тоже играет роль в решении избавить ее от греха. С другой стороны, Лесков не пытается «обелить» героя, а показывает, что не все человеческие поступки подвергаются рациональной оценке.
Заключение
Сила влияния художественной литературы на человеческое сознание подобна силе влияния реальности, и даже может перекрывать ее. Это происходит потому, что талантливый писатель способен передавать сюжет насыщенно, ведь каждому из нас знакомы такие ощущения: «невозможно оторваться от книги», «прочитал книгу на одном дыхании». Это говорит о том, что книга может завладеть сознанием человека. Хорошо сказал о роли литературы известный писатель Юрий Бондарев: «Это великое переселение из мира внешнего в мир внутренний, что ей дано проводить всеобщую ревизию совести, порицать мировой порок безразличия друг к другу, жестокость, алчность, варварское соперничество с самой природой. Словом начинались ненависть, войны, вражда, национализм, разрушались стыдливость, чистота, мораль, целые культуры, но словом, увеличивались и любовь, и раскаяние, начинались великие революции, новые эпохи, прекрасные книги, благословенная тишина мира»
Писатели — это лекари души. А задача врача — не только излечить заболевание, но и предупредить его развитие. Показать то, как поступать не надо легче всего можно сделать, выразив это через самое запоминающееся действие. Когда мы читаем о преступлениях, мы думаем: «Как можно даже подумать об убийстве другого человека?» И это возбуждает интерес к анализу мыслей и поступков героя, чтобы понять, зачем он так поступил, что привело его к этому. А всякий анализ приводит к выводам — в нашем случае, мы видим, как важно соблюдать нравственные правила, как важно сопереживать другим и не стать человеком без души. Ведь человек не может существовать без другого человека, а совершение преступления против него приводит к смерти собственной личности. Именно поэтому произведения о преступлениях никогда не исчезнут из школьной программы.
Проводя наше исследование, мы:
Провели опрос учащихся для подтверждения актуальности поднятой проблемы.
Подобрали теоретический материал по выбранной теме.
Провели обзор произведений, в которых совершаются преступления.
Проанализировали тему преступления в творчестве Ф.М. Достоевского и Н.С. Лескова.
Провели сопоставление мотивов преступлений, совершённых главными героями произведений, составить таблицу.
Сделали выводы, подтвердившие нашу гипотезу.
Гипотеза о том, что обращение писателя к такой теме как преступление, в любом его проявлении, – это наиболее яркий способ донести до читателя свою позицию по вопросам нравственности, подтвердилась.
Список используемых источников
Волков, Б.С. Мотивы преступлений: Уголовно-правовое и социально-психологическое исследование. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1982. - 152 с.
Ивченко, О.С. Проблема мотива и цели убийства в уголовном праве России: автореф. дис.. канд. юрид. наук: 12.00.08 / Ивченко О.С. - М., 2002. - 18 с.
Кудрявцев, В.Н. Борьба мотивов в преступном поведении. - М.: Норма, 2007.
Скляров, С.В. Вина и мотивы преступного поведения. - СПб.: Юридический центр Пресс, 2004
Филановский, И.Г. Социально-психологическое отношение субъекта к преступлению. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1970
Леонид Гроссман. Путь Достоевского
И. И. Евлампиев. Философия человека в творчестве Ф. Достоевского (от ранних произведений к «Братьям Карамазовым»)
Лев Лурье. Петербург Достоевского. Исторический путеводитель
В.Ю.Троицкий."Лесков-художник."М.,Изд.Наука,1974г;
"Россия Лескова:русская идея и русский характер."М.1996г
А.А.Горелов."Н.С.Лесков и народная культура."Л. Изд.Наука,1988г
"В мире Лескова".(сб.статей подг.кафедрой русской литературы Литинститута им.Горького),составитель В.Богданов,М.,Советский писатель,1983г
В зеркалах устного слова(народное самосознание и его стилевое воплощение в поэтике Н.С.Лескова.)-Воронеж,1994г.
Толковый словарь Ушакова/ Ушаков Дмитрий Николаевич 2008-2022/ https://ushakovdictionary.ru/
Словарь синонимов/ https://sinonim.org/ 2022
Энциклопедия права/ http://law.niv.ru/doc/encyclopedia/laws/index.htm
"Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. от 08.12.2022), статья №14
Словарь бизнес-терминов/ 2010-2022 SLOVARonline/ https://rus-business-terms.slovaronline.com/
В.А.Хомик, А.В.Хомик, С.И. Петрова, ISBN 978-617-7617-20-3 Издательство «Галич-Прес», 2019г./ https://bibleword.info/symbol/p/781-prestuplenie.html Словарь духовно-образного значения слов и изречений Библии
2017-2022 Time365.info/ https://time365.info/aforizmi/temi/prestupleniya
2005-2023 ctege.info/ https://ctege.info/napravlenie-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema/tsitatyi-i-aforizmyi-po-napravleniyu-prestuplenie-i-nakazanie-vechnaya-tema.html
«Очарованный странник» Н.С. Лесков, издательство: Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, 2018 г.
Ф.М. Достоевский, роман «Преступление и наказание», издательство АСТ Москва
Н.С. Лесков, «Леди Макбет Мценского уезда», издательство Время, 2017 г.
Приложение
приложение 1
приложение 2
приложение 3
приложение 4