Мистическая символика образа портного в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Мистическая символика образа портного в повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Ускова Л.В. 1
1МБОУ средняя общеобразовательная школа № 167, город Казань
Лаврук Е.В. 1
1МБОУ средняя общеобразовательная школа № 167, город Казань
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

ВВЕДЕНИЕ

В работе рассматривается классика русской литературы – повесть Н.В.Гоголя «Шинель», которое входит в цикл произведений, написанных в 1830-1840-е гг. и объединённых общим названием – «Петербургские повести». Николай Васильевич Гоголь, оставивший мистический след в русской литературе, для многих писателей XIX века стал родоначальником критического реализма. Повесть было весьма популярна у современников, вызывало немало споров, а гоголевское направление развивалось у русских писателей вплоть до середины 20 - го века. В. Г. Белинский считал произведение "одним из глубочайших созданий Гоголя".

Литературоведами рассмотрена отчасти сказочная символика повести (М.М. Бахтин, Э.В. Померанцева). Но, в основном работы посвящены именно образу «маленького» человека, впервые о нем заговорил Белинский. И хотя упоминается фантастический аспект произведения, он, как правило, соотносится с мистическими мотивами в творчестве Гоголя вообще. Однако в последнее десятилетия появились исследовательские работы, в которых творчество Гоголя рассматривается в аспекте «религиозного миросозерцания писателя». Исследовать Воропаев В.А. в статье «Николай Гоголь. Опыт духовной биографии» пишет: «В сознании большинства современников Гоголь представлял собой классический тип писателя-сатирика, обличителя пороков, общественных и человеческих, блестящего юмориста. Гоголя в другом его качестве, как начинателя святоотеческой традиции в русской литературе, как религиозного мыслителя и публициста и даже автора молитв, его современники не узнали». Воропаев упоминает также о «другой крайности»: «религиозно - мистическая критика рубежа веков (и более всего известная книга Дмитрия Мережковского «Гоголь. Творчество, жизнь и религия». СПб., 1909) — выстраивала духовный путь Гоголя по своей мерке, изображая его едва ли не болезненным фанатиком, неким мистиком со средневековым сознанием, одиноким борцом с нечистой силой, а главное — полностью оторванным от Православной Церкви и даже каким-то образом противопоставленным ей» [Воропаев 2002: 33-34].

Разделяя мнение о недостаточном исследовании творчества Гоголя как писателя – мистика, в нашей работе мы планируем рассмотреть мистическую символику образа портного Петровича, а также детали, с помощью которых создается этот мистический образ. В связи с этим, мы намерены рассмотреть образ чёрта как преемственный в творчестве Гоголя. Это определяет новизну нашего исследования.

В повести «Шинель» немного героев. Главный герой – Акакий Акакиевич (с греческого языка это имя переводится на русский как «незлобивый»); далее появляется Григорий Петрович (портной), его жена (как внесюжетный персонаж) и, наконец, значительное лицо - генерал, унизивший «маленького человека» Акакия и, по сути, приблизивший его кончину. Есть еще и второстепенные персонажи, но в данном случае рассмотрены именно вышеназванные.

Цель работы

Рассмотреть образ второстепенного героя - портного Петровича в аспекте мистической символики и доказать его функциональность как проводника в потусторонний мир.

Задачи работы

1. Рассмотреть образ чёрта как преемственный в творчестве Гоголя;

2. найти бытовые детали, являющиеся средством создания образа Петровича. Показать механизм создания мистического образа портного;

3. рассмотреть и доказать символичность этих деталей;

4. соотнести символику повести с русскими фольклорными архетипами.

Актуальность работы

В советском литературоведении не бралась в расчет православная и духовная позиция Гоголя, только гражданская. Современное литературоведение рассматривает с точки зрения интертекстуальности и современных литературных течений.

В соответствии с поставленными целью и задачами определилась и композиция данной работы. Основная ее часть состоит из 4-х глав: в первой рассматривается образ чёрта в литературе, во второй главе осуществляется анализ образа портного, символика внешности Петровича, в третьей – рассматривается образ «значительного лица», а также незначительные детали, предзнаменование, в четвёртой - определяется смысл финала повести.

При проведении исследования использовались следующие методы: сравнительно-сопоставительный, интертекстуальный и мотивный анализ.

ГЛАВА 1. Образ чёрта в русской литературе

Говоря о мистических образах в русской литературе, нельзя отрицать, что подавляющая часть таких образов берет свое начало в русском фольклоре. В гоголевском периоде русской литературы, начавшемся с повести «Шинель» персонажи фольклора присутствуют во многих произведениях (А.А. Погорельского, И.С. Тургенева, А.П.Чехова и других).

Одним из самых популярных образов можно считать образ чёрта, нечистого, лукавого. В знакомой с детства «Сказке о попе и работнике его Балде» А.С. Пушкина присутствует образ водяного чёрта. По верованиям смоленских крестьян черти живут именно в воде. Вообще, образ чёрта часто соотносится с образами лешего и водяного. Однако, в отличие от этих двух, чёрт чаще вступает в контакт с человеком, нередко заключает с ним какую- либо сделку, помогает получить желаемое.

Мотив сделки с чёртом часто звучит в мистических повестях Н.В. Гоголя. Творчество этого писателя литературоведы часто относят к мистическому реализму. В большинстве подобных произведений («Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место») чёрт выступает в своем фольклорном обличие, не являясь человеком. А вот в повести «Ночь накануне Ивана Купала» этот персонаж трансформируется в образ Басаврюка, который является и чёртом и человеком одновременно. У Гоголя читаем: « В этом-то хуторе показывался часто человек, или лучше дьявол в человеческом образе». Басаврюк также исполняет классическую роль этого персонажа. Он обещает Петрусю богатство, ведь разбогатев, тот может жениться на Пидорке. Этот мотив звучит повторно и в повести «Вечера на хуторе близ Диканьки». Чёрт обещает добыть черевички для Оксаны, тем самым устроив брак Оксаны и кузнеца Вакулы. В рассказе «Заколдованное место» чёрт обещает старику горшок золота. Нечистая сила выступает в роли «поставщика» определенной вещи, которая, по мнению героя, должна резко изменить его жизнь в лучшую сторону.

Половинчатость образа Басаврюка можно рассмотреть как этап изменения образа чёрта в произведениях Гоголя. Дело в том, что в повести «Шинель» этот образ уже соединен с одним из персонажей и очеловечен.

ГЛАВА 2. Символика внешности Петровича

Один из героев повести – портной Григорий Петрович, живущий «где-то в четвертом этаже по чёрной лестнице» и имеющий «кривой глаз и рябизну по всему лицу» очень живописен. Отличительные особенности его внешности характерны, скорее, для фольклорного персонажа. «Вывози, кривая» - устойчивое народное выражение, означающее безысходность ситуации и отчаянную надежду выйти из нее любым невероятным способом. Ведь кривыми на Руси называли людей с одним глазом (кривизна у Гоголя означает частичную слепоту). Достаточно вспомнить «Лихо одноглазое» - олицетворение зла в русских сказках, циклопа из греческих мифов. Особенностью персонажа является отсутствие одного глаза. Образ лиха отражен и в малых фольклорных жанрах: «не буди лихо, пока оно тихо», «жить бы тихо, да от людей лихо». Лихо – персонификация злой доли и воплощение злой судьбы. Неслучайно жена Петровича называет мужа чёртом: «осадился сивухой, одноглазый чёрт».

Однако на этом мистические черты образа не заканчиваются. Вот Акакий Акакиевич входит к портному. У Гоголя: «…Ноги, по обычаю портных, сидящих за работою, были нагишом. И, прежде всего, бросился в глаза большой палец, очень известный Акакию Акакиевичу с каким-то изуродованным ногтем, толстым, как у черепахи череп…». Копыта чёрта по описанию не очень отличаются от ногтей Петровича. Их схожесть - является ещё одной мистической особенностью персонажа, которая ассоциируется с образом чёрта. Также связь Петровича с потусторонним миром можно доказать, проведя параллель с образом Бабы Яги - «Баба Яга - костяная нога». Традиционно у Яги только одна нога, а вторая - костяная, которой она стоит в потустороннем мире. У Петровича мы тоже замечаем эту особенность в виде толстого, крепкого (как череп) ногтя на одной ноге. «Как у черепахи череп» - такая характеристика тождественна описанию костяной ноги Бабы Яги в народных сказках.

Также всем известно о том, что Баба Яга частично слепая и узнаёт людей по запаху «что-то русским духом запахло» У Григория Петровича, как уже упоминалось выше, также наблюдается частичная слепота. Но на этом не заканчивается ряд мистический признаков. У Гоголя: «…На шее у Петровича висел моток ниток, а на коленях была какая то ветошь…». Нить в литературных произведениях часто представлена как символ жизненного пути, «нить жизни», также часто упоминается в сказках и легендах. Например: нить Ариадны, которая спасла жизнь Тезею и указала верный путь, Баба Яга и клубочек ниток, который показывал дорогу, путь к спасению. Ветошь - прообраз смерти, праха, «всё старое, отжившее». Таким образом, в образе Петровича отражена антитеза жизни и смерти.

ГЛАВА 3. Значительное лицо и незначительные детали. Предзнаменование.

Интересной и значимой деталью в контексте исследования является описание табакерки Петровича. Этот предмет, довольно обычный для быта 19 - го века, у Петровича был примечателен тем, что являлся «…круглой табакеркой с портретом какого-то генерала, какого именно, неизвестно, потому что место, где находилось лицо, было проткнуто пальцем и потом заклеено четвероугольным кусочком бумажки». Лексема «Лицо» отсылает к «Значительному лицу», которое появится в повести позже, но сыграет судьбоносную для Акакия роль. На табакерке - портрет генерала и палец – «указующий перст» Петровича, проткнувший портрет, указывает Акакию на его смерть. Далее, в тексте, этот образ дополнительно раскрыт автором. У Гоголя: «При слове «новую» у Акакия Акакиевича затуманило в глазах, и все, что не было в комнате, так и пошло перед ним путаться. Он видел ясно одного только генерала с заклеенным бумажкой лицом, находившегося на крышке Петровичевой табакерки». В повести именно генерал, он же «значительное лицо» опосредованно является виновником смерти Акакия.

Нельзя не заметить еще одну немаловажную деталь. Работая над пошивом шинели, Петрович «по всякому шву проходил собственными зубами, вытесняя на нем разные фигуры». Портной у Гоголя образно прокладывает путь (линию) судьбы для Акакия Акакиевича. Кроме того, когда герой надевает новую шинель и отправляется в департамент, Петрович «вышел вслед за ним и, оставаясь на улице, долго еще смотрел издали на шинель, а потом пошел нарочно в сторону, чтобы, обогнувши кривым (!) переулком, забежать вновь на улицу и посмотреть еще раз на свою шинель с другой стороны, то есть прямо в лицо». Петрович направляет и сопровождает героя на его пути, являясь мистическим проводником в другой мир.

ГЛАВА 4. Смысл финала повести Н.В.Гоголя «Шинель»

На протяжении изучения творчества Гоголя всегда оставался открытым вопрос о смысле финала повести «Шинель». Казалось бы, реалистическое описание жизни мелкого чиновника, создание образа «маленького» человека не предполагает такой странной мистической концовки. У Чехова, например, (рассказ «Смерть чиновника») Червяков, очень напоминающий Акакия, просто умирает. Нельзя не отметить идентичность сюжета этих двух произведений. Чиновник у Чехова умирает также после того, как на него «накричал» генерал, то есть «значительное лицо». Но у Гоголя судьба персонажа на этом моменте не обрывается. Гоголь дает своему герою вторую жизнь после смерти с возможностью отомстить обидчику. Справедливость в рассказе Гоголя все-таки восторжествовала, ведь призрак бедного чиновника срывает шинели с богатых и знатных. Центральное место в финале занимаетвстреча с «одним значительным лицом», который после службы решил «заехать к одной знакомой даме, Каролине Ивановне». И вот что с ним происходит. У Гоголя: «Неожиданно чиновник почувствовал, что кто-то сильно схватил его за воротник, этим кто-то оказался покойный Акакий Акакиевич. Он страшным голосом произносит: «Наконец я тебя того, поймал за воротник! твоей-то шинели мне и нужно!».

Возникновение в финале повести рассказа о похождениях мертвеца, похожего будто бы на Акакия Акакиевича и снимающего шинели с чиновников разных рангов, является одним из самых загадочных мест «Шинели». Некоторые исследователи вообще обходят финал повести и заканчивают рассмотрение ее смертью Башмачкина. Другие видят смысл финала в том, что Гоголь в фантастической форме выразил «протест». Г.А. Гуковский считает, что финал нужен для показа «взбунтовавшегося» Башмачкина: « в «Шинели» звучит некое грозное предупреждение», [Гуковский: 2018, 357].

Н. В. Фридман вслед за другими также утверждает, что Башмачкин в финале повести «олицетворяет возмездие, выполняя свою роль мстителя» — он «не успокаивается до тех пор, пока не снимет шинель со значительного лица» [Фридман 1974: 172–173, 175].

Господствующая точка зрения сводится к тому, что финал нужен для показа «протеста», «возмездия», «бунта», «мщения» обидчику генералу — «значительному лицу», а фантастика нужна для проявления этой крамольной идеи.

Можно сделать вывод, что все исследователи отмечают несоответствие финала повести и ее сюжета. Однако, при рассмотрении повести с точки зрения мистической символики образов, возникновение финала представляется вполне логичным и предопределенным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев и проанализировав образы повести «Шинель», приходим к заключению:

- в повести «Шинель», как и в других своих произведениях, Гоголь остается верен принципам мистического реализма;

- элементы фантастики присутствуют не только в образе главного героя, но и в образе портного Петровича, который является проводником Башмачкина в потусторонний мир;

- бытовые детали создают мистический образ проводника портного Петровича и являются мистическими символами произведения;

- финал повести (появление чиновника - мертвеца) логичен и определен мистическим концептом произведения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин М.М. Рабле и Гоголь. М; 1940

2. Белинский В.Г. О русской повести и повестях Гоголя. М.; Гослитиздат, 1953

3. Воропаев В.А. Полтора века спустя. Гоголь в современном литературоведении. МГУ; 2002

4. Гордиенко А.Н. Энциклопедия символов. М.; ЭКСМО, 2007

5. Гуковский Г. Н. Реализм Гоголя. М.; Гослитиздат, 1959

6. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М.; Наука, 1993

7. Лотман Ю.М. Символ в системе культуры. Избранные статьи в 3-х томах. Т.1 «Статьи по семиотике и типологии культуры» Таллин; Александра 1992

8. Мережковский Д.С. Гоголь. Творчество, жизнь и религия. СПб; 1909

9. Попов А.В. Символ как фактор текстопорождения. РГБ; 2006

10. Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.; Наука, 1975

11. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.; Русское слово 1997

12. Солодуб Ю.П. Текстообразующая функция символа в художественном произведении. Филологические науки, 2002

13. Толстая С.М. Зеркало в традиционных славянских верованиях и обрядах. Славянский и балканский фольклор. Верования. Текст. Ритуал. М.; 1994

14. Шатин Ю.В. Миф и символ как семиотические категории. Язык и культура. Новосибирск, 2003

15. Фридман Н.В. Вопросы литературы. М.; 1975

Просмотров работы: 726