Вопросы экологии в русском языке

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Вопросы экологии в русском языке

Острикова Д.Е. 1
1МБОУ «Борисовская СОШ N2» 11 класс
Шаповалова А.Э. 1
1МБОУ «Борисовская СОШ N2» 11 класс
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Язык каждого народа – это его историческая память, которая воплощается в слове. История, культура, образ жизни нашего народа находят отражение в русском языке, в его устной и письменной форме, в памятниках разных жанров, от древнерусской истории и эпосов до произведений современной фантастики уникальным и неповторимым образом… Это говорит о том, что языковая и речевая культура представляют деконструктивную связь между многими поколениями. Родной язык – это дух нации, являющийся неким знаком. В языке и через него обнаруживаются такие важные характеристики и черты, как национальная психология, характер людей, образ мышления, самобытность художественного слова, нравственность и духовность. Подчеркивая духовную составляющую русского языка, К.Д. Ушинский говорил: «На своем языке люди на протяжении многих тысячелетий и у миллионов людей объединяли свои мысли и чувства. В слове была выражена природа земли и история людей, отраженная в человеческой душе. Человек исчез, но созданное им слово осталось бессмертной и неисчерпаемой сокровищницей местного языка ... Мы унаследовали слово от наших предков и не только наследуем средства передачи наших мыслей и чувств, но мы наследуем именно эти Мысли и эти чувства» [Ушинский: 68].

Предметом моего исследования является речевая культура подростков в образовательном учреждении.

Цель данной работы – анализ причин кризисного состояния русского языка и средств борьбы с ним в обществе и образовательном учреждении.

Задачи:

1. Ознакомиться с понятием «экология» в русском языке.

2. Определить ценность русского языка как средства общения.

3. Проанализировать источники загрязнения устной и письменной речи.

4. Рассмотреть различные условия для возрождения культуры речи.

В нашем исследовании использован разнообразный материал: детские журналы, газеты, словари по данной проблеме (Толковый словарь русского языка начала XXI века, Толковый словарь иностранных слов) и среда подростков. Кроме того, была организована акция «Обучающиеся – экологи русского языка», включающая в себя опрос мнений учеников, исследование по данной проблеме и высказывания подростков о русском языке.

Актуальность темы заключается в том, что с появлением Интернета возникли проблемы – сленг и частые, порой ненужные заимствования стали подавлять «чистый» русский язык. Поэтому мы должны найти причины засорения нашего языка и попытаться избавиться от них.

Так ли ужасно состояние русского языка в современном мире? Задав этот вопрос, мы решили подумать о том, что мешает русскому языку, и выделили две проблемы в своей работе.

Внешний фактор исследования: например, заимствованные слова, слова-паразиты, которые влияют на язык, нужны ли они или только мешают русскому языку?

Проблема расшатывания структуры языка за счет расширения влияния различных жаргонов, социальных диалектов, средств массовой информации в литературном дискурсе.

Гипотеза исследования. Полноценное общение между молодыми людьми невозможно без знания их языка.

Методы исследования: аналитическое чтение, теоретический анализ литературы, исследовательский анализ, сравнительный анализ, изучение публикаций и статей, анкетирование.

Глава 1.Язык и культура

1.1.Экологический подход к вопросам культуры речи

Экологический подход к вопросам культуры речи, вербального общения предполагает ответственное отношение к национальным языковым традициям, воспитание действенной любви к родному языку, заботу о его прошлом, настоящем и будущем. Все это говорит о сущности экологического аспекта языковой культуры, если ее понимать в широком и общем смысле. Тема лингвистической экологии заключается в культурном языковом мышлении и поведении, воспитании языкового вкуса, защите и «улучшении» литературного языка, определении путей и средств его обогащения и улучшения, эстетике слова.

Культура языка, культура речи входит в экологию культуры в качестве важного компонента. Действительно, если культура – это совокупность достижений общества в области науки, образования, искусства и других направлений, то эти достижения фиксируются, как правило, в языке и речи.

1.2. Факторы и условия развития современного русского языка

Среди факторов и условий развития современного русского языка мы выделили следующие:

  • литературный язык обычных людей, который привел и ведет к частому обновлению литературных стандартов, освобождению их от устаревших элементов и характеристик, противоречащих духу популярного дискурса, тенденциям общего языкового развития;

  • широкое и активное знакомство современного образованного читателя с творчеством писателей 20-21 веков; расцвет всех жанров современной журналистики, развитие СМИ, прямо отражающих дыхание времени, активные процессы, происходящие как в обществе, так и в языке. Здесь необходимо говорить о развитии различных видов и жанров устной публичной речи, ищущих опору в традициях национального русского красноречия, в образцах ораторского искусства прошлого и настоящего.

Состояние современного литературного языка беспокоит большое количество учёных, лингвистов, писателей, журналистов и простых людей, которым небезразлична судьба нашего языка и подрастающего поколения.

Всем понятно, что язык – явление изменяющееся, которое не стоит на месте, но мы должны учесть все проявления этого изменения, ведь некоторые новшества не просто негативно влияют на язык, а даже губят его.

Глава 2. Причины засорения речи

Теперь обратимся к причинам засорения речи, мы выделяем следующие:

  • иностранные слова;

  • сленговая лексика и молодежный сленг;

  • нецензурная брань (слова-паразиты, ненормативная лексика).

Рассмотрим каждый выделенный нами аспект подробнее.

2.1. Заимствование иностранных слов

Пополнение русского языка словами, которые требуются нашей речи, происходят постоянно, но не все же они должны сохраняться, большинство иностранных слов необходимо подвергать особому анализу (фильтрации), ведь существует множество своих, национальных слов, которыми можно заменить заимствования. Новые иностранные слова расширяют словарный запас человека, объединяя не только языки, но и людей, которые на них говорят. С другой стороны, злоупотребление иностранными словами, их необоснованное употребление приводит к засорению литературного языка. Часто новые слова используются без надобности, что приводит к появлению многостильного и непонятного текста. Обилие иностранных слов в текстах современных российских СМИ может быть связано не только с необходимостью выявления новых реалий действительности, но и с тем, что многие ораторы или писатели воспринимают «иностранную лексику» как более престижную, чем русские слова.

Таким образом, можно сделать вывод, что язык современных СМИ свидетельствует о новом этапе эволюции русского дискурса, когда литературная норма становится менее определенной и обязательной.

Среди обучающихся нашей школы был проведен опрос. Стало понятно, что большинство иностранных слов прочно входят в словарный запас учеников.

Обучающихся 8-11 классов попросили назвать некоторые причины использования иностранных слов молодыми людьми. Ответы были следующими:

– идти в ногу с модой - 5 человека,

– «Быть ​​на волне модных молодежных тенденций» - 14 человек;

– продемонстрировать собственное интеллектуальное превосходство - 21 человек.

В следующем опросе можно увидеть, что мнения учеников разделилось. Первые сказали, что заражение их родного языка не должно происходить. Причем, данная точка зрения сопровождалась высказываниями классиков о могуществе русского языка. Другие считают, что иностранные слова «скрашивают общение». Таким образом, мы говорим о том, что всем неравнодушных гражданам нашей страны необходимо проводить экологию языка.

2.2. Жаргонная лексика и молодежный сленг

Молодежный сленг является ярким примером засорения нашего языка. Это такое явление в нашем языке, которое можно назвать жаргоном, используемый в определенных условиях общения.

Подростки широко используют усеченные, фонетически искаженные или полностью переосмысленные слова.

В настоящее время сленг можно увидеть не только в устной речи подростков, но и на телевидении, в прессе и др. Жаргоны, разлитые в прессе, и слова, используемые для того, чтобы «оживить тексты», порождают обоснованное беспокойство. Например, «законы насоса», «припудренные мозги», «кислая одежда» и другие. В особую группу выделяется молодежный жаргон – сленг. Это языковое явление основано не на социальной причине, а на желании сделать язык ярким, непонятным остальным классам общества. Главное в сленге – отход от обыденного.

Сленг часто обновляется. Сейчас мало кто вспомнит о тех рейтингах, которые были так распространены в 60-70-е годы 20 века, когда появилось слово «крутой». С того времени началось особое искажение нашего языка. Язык, на котором говорит сегодняшняя молодежь, нельзя назвать литературным, а тем более разговорным.

Причиной появления данной группы слов стал уход от повседневности, игры, иронии, маски. Сленг легкой молодежи стремится уйти от скучного мира взрослых, родителей, учителей.

Среди учеников моей школы был проведен опрос на тему «Причины употребления сленговых выражений». В опросе приняло участие 25 человек.

2.3. Сквернословие

К сожалению, все чаще и чаще в нашем языке стала появляться сквернословная лексика. Раньше нецензурная брань была языком преступников, деградировавших людей, а теперь ругаются многие, даже девушки.

Что же такое сквернословие: порок или болезнь? Пока еще человек может жить без таких слов, может себя контролировать, это порок, а в болезнь это перерастает тогда, когда люди не могут выразить свои мысли без использования таких выражений.

Таким образом, сквернословие захватывает интеллект человека и становится болезнью его. В медицине синдром Туретта известен, когда человек теряет способность говорить, но сохраняет способность использовать нецензурные слова. Сегодня россияне переживают и предупреждают об опасности тотального распространения нецензурной лексики, которая в последнее время приняла зловещие формы.

Обратившись к истории происхождения русских ругательств, я пришла к выводу, что в древности проклятие было языческим заклинанием. Следовательно, наши предки использовали такие слова в качестве проклятия. Человек, произносящий эти слова, проклинает себя и окружающих.

Обращаясь к истории возникновения русского сквернословия, я пришла к выводу, что ругань в древности была языческим заклинанием. У славян оно выполняло функцию проклятия. Таким образом, человек, произносящий эти слова, проклинает себя и окружающих.

Существует даже народная мудрость по этому поводу: «От тухлого сердца и от тухлых слов». Когда человеческое сердце развращено, гнилое, ненормативная лексика проявляется как признак духовного разложения. Сквернословие является переизбытком грязи в сердце.

2.4. Слова – паразиты

Использовав Googlforms, был задан вопрос: «Какую привычку вы считаете наихудшей?» Помимо лени, привычки всегда опаздывать и грызть ногти, одним из наиболее распространенных ответов было использование в речи случайных слов – дурная привычка. Это слова – вроде, скажем, вроде, это, собственно, ну, так сказать, ну, а именно, ну.

Веселое стихотворение Э. Мошковской передает всю суть слов-паразитов:

Жил-был этот, как его,

Ну, значит, и того,

Жило это самое

Со своею мамою.

Был еще один чудак-

Это в общем значит так,

И его любимый зять.

Звали зятя

Так сказать.

А жену звали ну…

А соседа звали это…

А его родители-

Видишь ли

И видите ли…

А еще какой-то э-э-э

Жил на верхнем этаже…

И дружили они все…

Ну и значит, и вообще.

Практическая часть

Судьба русского языка – тема, которая не сможет оставить равнодушным ни одного человека, который уважает себя. Поэтому мы наметили, как язык существенно меняется прямо на глазах у поколения. Происходящие в нем процессы требуют понимания не только со стороны лингвистов.

Возникает сразу же вопрос: действительно ли необходимо сегодня изучать современный русский язык, на котором говорит все общество, которым нас узнают в мире, который дает нам весь объем культурной информации? Этот вопрос становится актуальным и требует ответа.

Таким образом, я решила изучить языковые предпочтения молодежи. Среди подростков был проведен опрос, задачей которого было получить ответ на вопрос:

«Почему люди оскорбляют друг друга?

Ответы были следующими:

- «влиться в компанию себе подобных»;

- «надеть на себя броню неприступности и грубости»;

- показать свою независимость;

- неумение выразить свою мысль;

- бедный лексический запас;

- духовная бедность;

-подростковая агрессия;

- неуверенность в себе;

- показать свою силу и физическое превосходство;

- неумение отстаивать свою точку зрения.

В исследовании приняли участие школьники:

Проведя данное исследование мы пришли к таким выводам:

В повседневном общении людей происходит разрушение норм русского литературного языка (огромное влияние оказывают Интернет и телевидение).

Примером коммуникации на современном этапе развития общества являются средства массовой информации;

В современном обществе корпоративный стиль общения получил широкое распространение, и следствием этого стало внедрение американского способа подачи информации;

Профессии, связанные с лингвистическим профилем, не являются приоритетными в современном обществе;

Внедрение в русский литературный язык т.н. «албанского» языка, явления транслитерации, необоснованное заимствование слов – все это ведет к разрушению языка как средства общения;

Происходит утрата интереса к языку как носителю духовных ценностей русской нации.

Заключение

Разрушение русского языка грозит нашему обществу культурным убытком, прерывающейся связью между поколениями, а также потерей нашего языка и упадом России. Таким образом, задача не только лингвистов, но и простых людей, заключается в сохранении и передачи русского литературного языка другим поколениям.

Список использованной литературы:

  1. Березин Ф.М. «Пушкин и русский язык сегодня» Ж. «Русский язык в школе» №3, 1999 с.97-98

  2. Введенская Л. А.,ПавловаЛ.Г.,КатаеваЕ.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. 12-е изд. Ростов Н/Д: Феникс, 2005. — 544 с. (Высшее образование.)

  3. Львова С.И. Язык в речевом общении: Факультатив. курс(8-9 кл.): Кн. Для учащихся. М.: Просвящение.1992.-190 с.: ил.

  4. Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Друзьям русского языка(Книга о развитии современного русского языка, о его месте в социалистической культуре). – М.:Знание,1982-160 с. - Нар. ун-т. Фак. литературы и искусства

  5. Миловатский В.С. Об экологии слова По благословению игумена Иоанна (Экономцева)Москва, М.:Издательство «Просветитель», 2001.-176стр.

  6. Новейший полный справочник школьника: 5-11 классы: в 2-х т. Т II: Русский язык; Английский язык; Литература; История; Обществознание.- М. : Эксмо, 2009. – 448 с.- (Новейшие справочники школьника).

  7. Пивоваров Б.И.Родное слово. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций. Новосибирск: Православная Гимназия во имя Преподобного Сергия Радонежского, 2015. 180 с.: цв. ил

  8. Скворцов Л. И.: «Каждый из нас в ответе за русский язык» Журнал о России и русском мире « Русский век» №3(17) март 2009, с 40-45)

  9. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224 с.

  10. Скворцов Л.И «Язык, культура и нравственность» Ж. « Русский язык в школе» №2, 1994, с.100-106

  11. Чешко Л.А.Русский язык: Учеб. пособие для подготов. отд. негуманит. фак. вузов-М.: Высш. Школа , 1981. – 261с.

Просмотров работы: 488