Разрушение стереотипов: читающие подростки

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Разрушение стереотипов: читающие подростки

Демешкина С.Р. 1
1АНО СОШ "Ломоносовская школа-пансион"
Шингаренко Н.А. 1Лопатин А.В. 1
1АНО СОШ "Ломоносовская школа-пансион"
Автор работы награжден дипломом победителя II степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Во все времена были читающие и не читающие подростки. В 21 веке, в эру информационных технологий, гаджетов и искусственного интеллекта начинают устаревать вещи из прошлого, такие как радио, CD, газеты и, конечно же, книги. У взрослого поколения сложился стереотип, что с появлением телефонов, компьютеров и прочей техники у подрастающего поколения исчезло стремление читать книги и вообще читать.

Исходя из многих научных исследований есть учёные, которые утверждают, что подростки мало читают (Джин Твенге, Дж. М., Мартин, А. Рощин, Анна Тихомирова и другие), а есть те, которые говорят противоположное (Светлана Майорова-Щеглова, Наталья Лебедева, Алексей Варламов, Александр Гаврилов и другие). Тема является спорной, поэтому она актуальна.

Данный проект направлен на подтверждение утверждения, что подростки и юношество читают разнообразную серьёзную литературу, и на разрушение стереотипа о не читающих подростках.

Цель проекта - создание чат-бота, помогающего сформировать список рекомендуемой литературы для подросткового чтения.

Задачи проекта

  1. Путём анализа литературы выявить степень изученности проблемы по данной теме;

  2. Разработать опросный лист для выяснения читательского спроса среди подростков и юношества и методом анкетирования провести опрос среди школьников 7–11 классов АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион» и пользователей социальных сетей в интернете, проанализировать полученные данные;

  3. Провести опрос сетевых книжных магазинов на предмет читательского спроса среди подростков и юношества;

  4. Изучить книжные форумы, проанализировать отзывы читателей об определенных книгах, выбрать из списка исследуемых книг наиболее интересные и значимые для подростков и внести эти книги в список рекомендуемой литературы;

  5. Создать в социальных сетях (ВКонтакте) бота, рекомендующего читателям определенные книги.

Гипотеза - в сравнении с прошлым столетием, подростки читают не меньше познавательной литературы, чем они читали раньше. Мы предполагаем, что подростки читают много разнообразной и серьёзной литературы.

Объект исследования – читательский спрос среди подростков и юношества

Предмет исследования – читательская аудитория Ломоносовской школы-пансион

Методы исследования

  1. Эмпирические

  • Анкетирование

  • Опрос

  • Наблюдение

  1. Теоретические

  • Анализ

  • Синтез

  • Шкалирование

  • Обобщение

  • Сравнение

  • Классификация

Этапы работы

  1. Теоретический

  1. Анализ актуальности и степени вопроса

  2. Сбор данных

  1. Практический

  1. Разработка анкеты

  2. Запуск анкеты и анализ полученных результатов

  3. Создание чат-бота

  4. Наблюдение за работой чат-бота

  5. Проведение опроса книжных магазинов

  1. Обобщающий

  1. Анализ полученных данных

  2. Синтез

  3. Обобщение

  4. Выводы

  5. Глава 1. Читают ли подростки? Взгляд со стороны

  6. 1.1 Стереотип о нечитающих подростках

Среди старшего поколения читателей, а именно среди родителей, учителей и прочих людей, контактирующих с подростками, сформировался стереотип о подростковом чтении, точнее о том, что молодое поколение не читает книги или читает мало литературы, по большей части несерьезной, не содержащей полезной информации. Это устоявшееся мнение опровергается многими экспертами, критиками и научными деятелями, которые проводили различные исследования и опросы (об этом мы скажем далее).

1.2 Две точки зрения на решение проблемы

Существует позиция, которая говорит о том, что подростковое поколение не читает книги. Определенная часть старшего поколения, наблюдая за подростками, приходит к выводу, что книги не актуальны среди юношества. Различные исследования, опросы и отзывы библиотекарей, приведённые в списке используемой литературы, подтверждают данную позицию. Например, в статье «Подростки читают все меньше книг, выяснили ученые», опубликованной на сайте РИА Новости, можно найти такую информацию: «Меньше 20% современных подростков читают книги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 80% из них постоянно сидят в социальных сетях. Об этом пишут ученые, опубликовавшие статью в журнале PPMC».

Эксперт Алина Вахтангова утверждает: «за последние 5 лет показатель чтения среди детей школьного возраста составил около 12%. До 2005 года цифры были несколько иные – 28%. Бороться с этим практически невозможно, прежде всего, из-за сегодняшней дороговизны печатных книг. Хоть они и стали очень красочными и разнообразными по содержанию. В интернете эти же книги некоторые ресурсы предлагают абсолютно бесплатно…» Исходя из приведенных данных, можно сказать, что позиция «подростки мало читают» подтверждается исследованиями.

Тем не менее, данные из других опросов и исследований говорят обратное. Так, аналитический центр НАФИ, подведший итоги исследования «Книжное дело — 2022» пришёл к выводу: «более половины российской молодежи (67%) в возрасте от 14 до 35 лет с той или иной периодичностью читают книги». Кроме того, в данной статье также упоминается о том, что «несмотря на развитие электронных технологий, большинство читающей молодежи по-прежнему отдает предпочтение бумажному формату — 90%».

Кроме того, сами подростки утверждают, что книги читают, может не так много и не совсем то, что хотелось бы старшему поколению, но читают. Согласно исследованию ВЦИОМ «40% подростков читают в интернете блоги», 52% подростков сообщили, что предпочитают читать бумажные книги, 21% - электронные, и только 1% опрошенных заявил, не любит никакие книги.

Таким образом, мнения подросткового и старшего поколений расходятся. Юношество утверждает, что читает книги, и читает много, а взрослое поколение утверждает, что подростки не читают книги или читают очень мало. Негативные взгляды на подростковое чтение среди старшего поколения, по нашему мнению, могли возникнуть из-за того, что подростки часто читают электронные книги, но взрослые, при виде гаджетов не задумываясь приходят к мнению, что юношество точно не читает книгу, а играет в видеоигры или «сидит в интернете».

1.3 Как подростки выбирают книги

Существует множество способов поиска книги – отзывы знакомых или пользователей социальных сетей, различные видеоролики, подборки на книжных форумах и т. д. Не менее распространённым способом выбора литературы являются рекомендации родителей. Согласно опросу, проведенному сайтом ЛитРес и направленному на выявление влияния родителей на выбор подростком литературы, «36,4% взрослых отметили, что сами составляют книжный список, а ребенок из него выбирает себе чтение. 35,1% участников опроса сообщили, что это совместный процесс ... Впрочем, примерно четверть родителей полностью доверяет выбор книг своим детям. А еще 5% детей и вовсе не читают ничего, кроме школьной программы».

Сами подростки достаточно часто занимаются поиском литературы самостоятельно. Так, например, Алексей Антонов, победитель первого этапа конкурса «Книжный эксперт XXI века» – 2014 г. поделился своим мнением в статье ««Как подростки находят книги?»: «бывает, старшие какую-то книгу советуют. Смотрю ее, если затянет – читаю. Чтение с компьютера мне не нравится, но я могу в Интернете найти книгу, посмотреть какие-то отзывы. Бывает, надоедает читать то, что есть, а интересная книжка не находится. Тогда я просто вбиваю в поисковик вопрос «что читать?» и что-нибудь нахожу. Но книгу или беру в библиотеке, или же покупаю».

Также, согласно исследованию «Книжное дело - 2022», который провел аналитический центр НАФИ, 44% молодёжи при выборе книги основываются только на своем мнении.

1.4 Выбор варианта проекта

Зачастую подростки печатному варианту книги предпочитают издание, найденное на просторах интернета. Печатные варианты часто навязаны взрослыми: родителями, учителями, родственниками, но в силу возраста подростки ищут способы для проявления самостоятельности, возникает внутреннее отторжение. И подросток будет читать электронные книги, лёгкую литературу. Есть разные варианты поиска книг для чтения (видео на YouTube, отзывы на сайтах магазинов, книжные форумы и т. д.), и поэтому мы взяли на себя смелость создать чат-бот в социальной сети ВКонтакте, который предоставляет список литературы для ознакомления по предпочтениям подростка.

Подводя итог, можно сказать, что существует два суждения относительно подросткового чтения. Первая позиция относится к старшему поколению и утверждает, что подростки мало читают. Это подтверждается некоторыми исследованиями, но данное мнение нельзя считать доказанным полностью, потому что существует вторая позиция, которая говорит о том, что подростки читают и читают много. Второе суждение также подтверждается многими исследованиями и опросами.

Таким образом, разность во взглядах между старшим и младшим поколениями обосновывается недопониманием и стереотипами. Нами за основу была принята вторая позиция. Почему? Автор проекта — подросток. Читающий. Круг общения автора проекта — подростки. Читающие. Поэтому было принято решение: доказать, что современные подростки — читающее поколение.

Глава 2. Разрушение стереотипов

2.1 Анализ анкетирования (составление опросного листа, проведение опроса, итоги)

Для обоснования мнения о том, что подростки читают много литературы, в том числе серьёзной, мы решили методом анкетирования провести опрос для выяснения читательского спроса среди подростков и юношества среди школьников 7–11 классов АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион» и пользователей социальных сетей в интернете.

Участникам была предоставлена ссылка на сайт с анкетой для ответов на вопросы (https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSdLs4Hvnwoqb..). Доступ к ссылке можно было получить от классного руководителя в АНО СОШ «Ломоносовская школа-пансион» или через группу в социальной сети ВКонтакте «Подростковая библиотека | Бот» (https://vk.com/club216642708). Всего в опросе приняло участие 53 человека разного возраста (от 11 до 20 лет).

В опросный лист вошло 6 вопросов, основанных на выявлении любимого литературного жанра, частоте чтения, любимого литературного произведения, литературных предпочтений и других аспектов. Остановимся на анализе ответов на каждый вопрос.

  1. Нравятся ли тебе произведения школьной программы?

Мы поставили данный вопрос первым, так как нам необходимо выяснить, читает ли подросток произведения школьной программы и интересны ли они ему, так как именно со школьной литературы подросток вступает в «мир книги». Если юношеству не интересна школьная программа по литературе, у него может не возникнуть или пропасть желание читать книги.

В итоге, 30,8% опрошенных ответили положительно, 5,8% - отрицательно и 63,4% выбрали вариант «Точно не могу сказать, зависит от автора или произведения».

Это говорит о том, что не все произведения школьной программы нравятся подросткам, но интерес к чтению школьной литературы всё же присутствует, а это означает, что интерес к чтению частично или в большей степени формируется в школе.

  1. Что нравится читать?

Данный вопрос направлен на выявление интереса у подростков к чтению разнообразной литературы, не только отечественной, но и зарубежной.

По итогу, было получено 78,8% ответов «И то, и другое», в то время, как только зарубежную литературу читает 15,4%, а только отечественную и вовсе 5,8%.

Это говорит нам о том, что подростки интересуются разнообразной литературой, что говорит о широком кругозоре.

  1. Есть ли любимые жанры?

Нам необходимо было выяснить, какие жанры пользуются популярностью среди подростков. Кроме того, это помогло определить длительность чтения подростков.

В результате большинство участников опроса (57,7%) выбрало вариант «Роман». Не менее популярными стали повести (48,1%), рассказы (44,2%), мифы (34,6%) и легенды (34,6%), 36,5% участников выбрали ответ «Да я просто читаю, не задумываясь о жанрах». Кроме того, 5,7% участников добавили свой вариант ответа «Манга, манхва, маньхуа». Наиболее подробно можно ознакомиться с результатами в приложении.

Таким образом, удалось определить, что подростки предпочитают читать большие, требующие длительного времени на прочтение произведения, такие как романы и повести, но не менее популярными стали и короткие произведения, такие как рассказы и мифы. Новые литературные направления, например, в азиатской литературе (манга, манхва, маньхуа), также интересуют подростков, что говорит о развитии литературы не только среди старшего, но и среди молодого поколений.

  1. Что больше нравится читать?

Данный вопрос помог нам определить наиболее распространённые жанры среди юношества, что помогает выявить, какую литературу, серьезную или не серьезную, они читают.

По результатам опроса, 63,5% опрошенных читают детективы, 46,2% - приключения, 42,3% - психологическую литературу, 40,4% - комедию, 38,5% - историческую литературу, 36,5% - фантастика и столько же процентов участников читает фэнтези.

Данные ответы подтверждают нашу теорию о том, что подростки читают серьёзную литературу, так как преимущественное большинство ответов направлены на психологическую, историческую и другую литературу, которая в основном предназначена старшему поколению или рассчитана на более взрослый круг чтения.

  1. Твоё любимое произведение?

Ответы на этот вопрос помогли нам не повторяться в списке рекомендуемой литературы, а также выявить, какую литературу, серьезную или не серьезную, читают подростки.

7,7% опрошенных не уверены, что у них есть любимое произведение, в то время как 57,7% не могут определиться, из-за того, что любимых произведений несколько. Со всеми названными произведениями можно ознакомиться в приложении №5.

Можно сказать, что в ответах было представлено много серьёзных произведений, а значит подростки читают как серьёзную, так и несерьезную литературу.

  1. Как часто читаешь?

Этот вопрос помог определить частоту чтения среди подростков, которая послужила основой для разрушения стереотипа о не читающих подростках.

44,2% ответили, что читают каждую неделю, 28,8% - стараются каждый день, 11,5% - каждый месяц, 9,6% - раз в полгода, и только 5,8% читают только школьную программу.

Это говорит о том, что подростки читают чаще, чем считает старшее поколение, а значит стереотип о не читающих подростках недостоверен и остается лишь стереотипом.

2.2 Анализ результатов опроса сетевых магазинов

Для получения большего количества информации по подростковому чтению мы решили провести опрос сетевых магазинов. Были опрошены следующие компании:

  • Читай-город

  • Book24

  • Лабиринт

  • Буквоед

  • Республика

  • My shop

Были заданы следующие вопросы:

  1. Какие жанры любят читать подростки?

Данный вопрос помогает определить популярность различных жанров среди подростков. Наиболее популярными жанрами среди подростков работники магазинов назвали комиксы и мангу, утверждая, что около 4/5 молодых покупателей предпочитает именно эти жанры.

Это говорит нам о том, что молодое поколение, приобретающее книги в магазинах, предпочитает читать современную литературу в новых, не самых привычных старшему поколению форматах.

  1. Как часто именно подростковое поколение покупает книги?

Данный вопрос помогает определить покупательский спрос среди подростков. Онлайн-магазины не смогли дать конкретного ответа на данный вопрос, так как регистрация возможна только по достижении совершеннолетия, но розничные магазины утверждают, что больше (или около) половины покупателей – это молодые люди, чаще подростки.

Таким образом, можно сказать, что половина всех покупателей – это подростковое поколение. Это означает, что спрос на книги у подростков присутствует в той же степени, что и у старшего поколения, а значит стереотип о «не читающем поколении» необоснован и не правдив.

  1. Есть ли какие-то книги, которые подростки покупают чаще всего?

Нам необходимо определить наиболее популярные произведения. Магазины назвали три наиболее популярных произведения (с их аннотациями можно ознакомиться в приложении №10):

1. Роман «Магистр Дьявольского Культа» Мосян Тунсю

2. Трилогия «Всё ради игры» Нора Сакевич

3. Манга «Человек-бензопила» Тацуки Фудзимото

Таким образом, наиболее популярной среди подростков является зарубежная литература, при чём все названные произведения пусть и художественные, но их нельзя назвать несерьёзными или «детскими».

2.3 Создание чат-бота

При задумке данного проекта планировалось составить список литературы для чтения. Но в процессе работы над проектом, мы решили усовершенствовать итоговый продукт и рекомендовать литературные произведения привычным подросткам способом – через социальные сети. Таким образом, был придуман чат-бот «Читатель», работающий в социальной сети ВКонтакте.

Для создания бота был использован сайт Robochat.io. Чат-бот устроен по принципу «сообщение - ответ». Все команды бота отображаются на экране электронного устройства. Бот начинает работу с команды «Начать». Далее следует приветствие и первые вопросы.

Первый вопрос: возраст. Он помогает определить возрастную категорию читателей и составить их процентное соотношение.

Второй вопрос: литературные предпочтения – русская или зарубежная литература. Этот вопрос помогает сформировать список из произведений отечественных или зарубежных авторов.

Третий вопрос: литературные предпочтения – классическая или современная литература. Этот вопрос помогает составить список исходя из временных рамок.

Четвертый вопрос: планы на дальнейшее чтение – хотелось бы прочесть что-то из классической/современной литературы. Этот вопрос помогает составить список исходя из предпочтений подростка.

Далее идёт разделение вопросов, исходя из предыдущих ответов, то есть появляются разные сообщения от бота в зависимости от выбранного варианта.

При выборе современной литературы:

Пятый, шестой, седьмой вопросы: предпочтение по жанрам. Эти вопросы помогают составить список по каждому из выбранных литературных жанров. Таким образом, список литературы состоит из 3 пунктов, выбранных по 3 жанрам.

При выборе классической литературы предлагается список классической литературы из популярных и менее популярных произведений различных эпох разных стран (русская, зарубежная литература или и зарубежная, и русская литература).

Дополнительно предлагается список литературы для общего ознакомления, составленный из наиболее популярных литературных произведений среди подростков.

2.4 Изучение книжных форумов, анализ отзывов читателей

При составлении списка литературы мы руководствовались наиболее востребованными среди подростков жанрами, а также отзывами читателей.

Во-первых, мы обратились к издательской платформе для независимых авторов Самиздат и журналу «Самиздат». По проведенному нами анализу наиболее популярными стали поэзия, проза и лирика. Наиболее востребованные жанры: стихи, статья, рассказ, глава, роман, очерк, повесть.

Во-вторых, был проанализирован один из самых популярных среди подростков жанр – фанфики и ориджиналы. Более подробно ознакомиться с фанфиками и ориджиналами можно в приложении №3. Наиболее популярным жанром на данной платформе является «Джен» (от английского «базовая аудитория») - обычно это приключенческие или детективные истории; один из базовых жанров, показывающий, что основной темой работы не является та или иная романтическая линия.

Подводя итог анализа данных платформ, можно сказать, что подросткам интересно читать стихи и рассказы, детективы и приключения.

Также нами были проанализированы многие отзывы читателей о различных произведениях. С некоторыми из них можно ознакомиться в приложении №11. Можно сказать, что есть различные отзывы читателей о книгах, которые помогают определить, стоит ли эта книга прочтения и подходит ли она для чтения подросткам.

Кроме того, мы решили ознакомиться с книжными блогерами и видео, которые направлены на опросы про любимую и/или востребованную литературу, в сети YouTube. В строке поиска нами была введена следующая фраза: «я спросил у 100 человек какая их любимая книга». Со списком видео и видеоблогеров можно ознакомиться в приложении №12.

Часто прозвучали следующие произведения: «Гарри Поттер» Джоан Роулинг, «Книжный вор» Маркус Зусак, «1984» Джордж Оруэлл, «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд, «Грозовой перевал» Эмили Бронте, «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков, «Мартин Иден» Джек Лондон, «Гордость и предубеждение» Джейн Остин, «Унесённые ветром» Маргарет Митчелл и другие.

Подводя итог, можно сказать, что прозвучали как отечественные произведения («Мастер и Маргарита»), так и зарубежные. Конечно, мы не знаем, сколько процентов опрошенных являются подростками, но можно предположить, что названные произведения будут интересны для их чтения.

Выводы

  1. Анализируя литературу по теме подросткового чтения, мы выявили, что мнения специалистов по данному вопросу неоднозначны. Мы склонны утверждать, что молодое поколение читает много разнообразной литературы, что подтверждается исследованиями и опросами. Взгляд на молодое поколение как не читающее является устаревшим стереотипом.

  2. Разработанный и проведённый нами опрос показал, что подростки стараются читать каждую неделю. Были выявлены наиболее востребованные жанры. К ним можно отнести детективы, приключения, психологическую и историческую литературу.

  3. Изучение книжных форумов и анализ отзывов читателей показали, что подростки интересуются разнообразной литературой. Они читают как классику, так и новаторские жанры, такие как манга, манхва, маньхуа. Кроме того, весьма популярны фанфики.

  4. Разработанный и проведённый опрос сетевых книжных магазинов показал, что подростки часто самостоятельно покупают книги. Популярными стали современные зарубежные произведения в направлениях как «фэнтези», «фантастика» и «повседневность». Сотрудники магазинов также подчеркнули, что подростки интересуются новаторскими литературными жанрами, такими как манга и манхва.

  5. Опираясь на полученные в результате опросов и исследований данные, нами был создан чат-бот в социальных сетях ВКонтакте и Телеграм, который после анкетирования респондента предоставляет ему список литературы для чтения. Работа бота показала, что подростки активно ищут новые произведения для прочтения. Популярностью пользуются современные произведения в жанрах «детектив», «психологические произведения» и «фантастика».

  6. Список используемой литературы:

  7. Александрова Аля, Что такое фанфики? Это литература? Там много секса? Отвечаем на стыдные вопросы (Электронный ресурс) Режим доступа: https://daily.afisha.ru/infoporn/21471-bolshe-chem-porno-kratkiy-gid-po-fanfikam/ - свободный. Загл. с экрана

  8. Брюханова Мария, Подросток и чтение (Электронный ресурс) Режим доступа: https://foma.ru/podrostok-i-chtenie.html - свободный. Заглавие с экрана

  9. Журнал «Самиздат» (электронный ресурс) Режим доступа: http://samlib.ru/ - свободный. Загл. с экрана

  10. Итоги опроса. Что и как читали подростки? (Электронный ресурс) Режим доступа: https://www.labirint.ru/child-now/slovo-vzroslogo/ - свободный. Загл. с экрана

  11. Кадникова Т. И., Современный подросток и книга: исследование проблем чтения детей Саратовской области. (Электронный ресурс) Режим доступа: http://rsp-souz.ru/stati/stati/726-sovremennyj-podrostok-i-kniga-issledovanie.html — свободный. Загл. с экрана

  12. Книга Фанфиков (Электронный ресурс) Режим доступа: https://ficbook.net/ - свободный. Загл. с экрана

  13. Лебедева Наталья, 7 мифов о детях-читателях, их родителях и детских книгах (Электронный ресурс) Режим доступа: https://godliteratury.ru/articles/2020/11/24/7-mifov-o-detiah-chitateliah-ih-roditeliah-i-detskih-knigah – свободный. Загл. с экрана

  14. Откуда берутся читающие дети (Электронный ресурс) Режим доступа: https://animedia-company.cz/where-are-from-the-kids-who-loves-reading/ - свободный. Загл. с экрана

  15. Свирина Н. М., Чтение подростков: результаты исследования и сравнительный анализ (Электронный ресурс) Режим доступа: cyberleninka.ru – свободный. Загл. с экрана

  16. Сидорова Елена, Поколение в контексте (Электронный ресурс) Режим доступа: https://63.ru/text/gorod/2010/05/14/55668321/ - свободный. Загл. с экрана

  17. Чудинова В. П., Чтение московских подростков в реальной и электронной среде (Печатный и электронный ресурс) Режим доступа: chudinova.pdf (mcbs.ru)– свободный. Загл. с экрана

  18. Приложение

  19. Приложение №1. Тезаурус

Буккроссинг, раздача книг, книгообмен или книговорот — хобби и общественное движение, действующее по принципу социальных сетей и близкое к флешмобу.

Виртуальный собеседник, программа-собеседник, чат-бот — программа, которая выясняет потребности пользователей, а затем помогает удовлетворить их. Автоматическое общение с пользователем ведется с помощью текста или голоса.

Литература — в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов.

Литературные жанры — исторически складывающиеся группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств.

Книжные блогеры — люди, которые много читают и охотно делятся своим мнением о книгах в соцсетях и на других интернет-площадках.

Манга — японские комиксы, иногда называемые комикку.

Манхва — корейские комиксы.

Маньхуа — китайские комиксы.

Подростковый возраст — период в развитии человека, переходный этап между детством и взрослостью.

Рецензия — это жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего — критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики и т. п.

Сеть магазинов — несколько магазинов одной зарегистрированной торговой марки, находящихся под общим владением и контролем, с одним узнаваемым дизайном, размещённых в разных районах города, в разных городах или разных странах, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу закупок и сбыта.

Социальная сеть — онлайн-платформа, которая используется для общения, знакомств, создания социальных отношений между людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи, а также для развлечения и работы.

Стереотип — заранее сформированная человеком мыслительная оценка чего-либо, которая может отражаться в стереотипном поведении.

Трилогия — совокупность трёх произведений искусства или науки, объединённых преемственностью сюжета, либо общей идеей.

Фанфикшен, или фанфик — это любительское сочинение, которое основано на других популярных произведениях: книгах, фильмах, сериалах, играх.

Электронная книга — общее название группы узкоспециализированных компактных планшетных компьютерных устройств, предназначенных для отображения текста в электронном виде, например, электронных книг.

Приложение №2. История объекта исследования

Актуальность книг впервые была обозначена в 18 веке, во время реформ Петра Великого. Связано это было непосредственно с развитием системы образования, для которой требовались новые пособия, учебники и книги. Была выявлена необходимость воспитания у детей и подростков интереса к чтению, формирования их круга чтения.

Впоследствии начала развиваться не только культурная жизнь страны, но и сама русская классическая литература, которая стала одним из основных предметов в школах и лицеях, что мы можем заметить на примере образования А. С. Пушкина (Гомер, Жуковский В.А., Плутарх, Карамзин Н.М., Данте А., Дмитриев И.И., Шекспир В., Батюшков К.Н., Байрон Д., Ломоносов М.В., Вольтер, Державин Г.Р., Монтень М., Богданович И.Ф., Мольер, Бальзак О., Давыдов Д.В., Мериме П., Шиллер, Гёте), жившего в 19 веке. Это столетие было названо «Золотым веком» русской литературы. Причём стремление к чтению современной, на тот момент, литературы было не столько среди старшего поколения, сколько среди младшего. Одним из самых известных произведений того времени является комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Еще при первой публикации она быстро разошлась по всей России и стала невероятно популярной, особенно среди молодого поколения.

Проследить появление интереса к чтению как таковому в юношеском возрасте (детская литература, как отдельный вид, начала зарождаться в 17 веке, были распространены сказки, переработанные рыцарские повести, такие как «Сказка о Еруслане Лазаревиче», «Сказка о Бове Королевиче») можно как раз по известным литературным произведениям классической литературы. Например, Софья Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» любила читать французские книги, так же как Татьяна Ларина из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» любила читать французские романы (С. Ричардсон, Ж.-Ж. Руссо), хотя по определению автора девочке было всего 13 лет. Главный же герой произведения Евгений Онегин читал труды по философии и экономике, а главный герой произведения И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров читал труды по естествознанию, например, книгу Бюхнера «Stoff und Kraft» («Материя и силы»). Сами литературные произведения можно считать энциклопедиями, которые рассказывают нам о жизни предыдущих поколений.

Тема подросткового чтения стояла, и сейчас стоит, достаточно остро. И она исследовалась ранее, такими научными деятелями как профессор, заведующий кафедрой экономики университета Науки и Технологий МИСИС Сидорова Е. Ю., кандидат экономических наук Кадникова Т. И., главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, кандидат педагогических наук Чудинова В. П. и другими. Исследования проводились в разных областях и городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Саратовская область, Владимирская область и т. д., в разные годы (2006, 2010, 2017, 2021, 2022 и т. д.). Согласно опросу ВЦИОМ на 26 мая 2022 года, 8% россиян не читают книг совсем, среди имеющих высшее образование только 4% не читают книг, при этом в группе со средним образованием таких респондентов уже 13%, а с неполным средним - 27%. К сожалению, данных по подростковому чтению здесь нет, поэтому это нам и предстоит определить.

Приложение №3. Анкетный лист

  1. «Нравятся ли тебе произведения школьной программы?»

Варианты ответа:

  • Да

  • Нет

  • Точно не могу сказать, зависит от автора или произведения

  1. «Что нравится читать?»

Варианты ответа:

  • Зарубежная литература

  • Русская литература

  • И то, и другое

  • Не особо нравится

  1. «Есть ли любимые жанры?»

  • Новелла

  • Поэма

  • Роман

  • Повесть

  • Рассказ

  • Сказки

  • Мифы

  • Легенды

  • Притча

  • Басни

  • Стихи

  • Комедия

  • Трагедия

  • Драма

  • Да я просто читаю, даже не задумываясь о жанрах

  1. «Что больше нравится читать?»

Варианты ответов:

  • Детективы

  • Фантастика

  • Фэнтези

  • Приключения

  • Военные

  • Любовная литература

  • Пьесы

  • Исторические

  • Комедия

  • Научные

  • Психологические

  • Да все подряд)

  • Другое: другоедругое

  1. «Твоё любимое произведение?»

  • Не сказать, что есть любимое...

  • А у меня их несколько, не знаю что выбрать!

  • Другое: другоедругое

  1. «Как часто читаешь?»

  • Стараюсь каждый день!

  • Каждую неделю

  • Каждый месяц

  • Раз в полгода

  • Раз в год

  • Читаю? Да только школьную программу!

  • Приложение №4. Итоги опроса:

  • Приложение №5. Какое твоё любимое произведение? Список.

o «Сага о Форсайтах» Джон Голсуорси,

o «1984» Джордж Оруэлл,

o «Золотой теленок» Илья Ильф и Евгений Петров,

o «Отбор» Кира Касс,

o «Дальше жить» Наринэ Абгарян,

o «Ночная школа» Доэрти Кристи,

o «Портрет Дориана Грея» Оскар Уайльд,

o «Заводной апельсин» Энтони Бёрджесс,

o «Поздний час» И.А. Бунин,

o «Гончие Лилит» Кристина Старк,

o «Как закалялась сталь» Николай Островский,

o «Крёстный отец» Марио Пьюзо,

o «Остров сокровищ» Р.Л. Стивенсон,

o «Понедельник начинается в субботу» Братья Стругацкие,

o «Среди тысячи слов» Эмма Скотт,

o «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский,

o «Грамматика любви» И.А. Бунин,

o «Дом в котором» М. Петросян,

o «Мцыри» М.Ю. Лермонтов,

o «Дыры» Луис Сашар,

o «Опыты» Мишель Монтень,

o «Жестокий принц» Холли Блэк,

o «Божественная комедия» Данте Алигьери.

Приложение №6. Фанфики

Информация взята из статьи «Что такое фанфики?» (https://daily.afisha.ru/infoporn/21471-bolshe-chem-porno-kratkiy-gid-po-fanfikam/)

Фанфикшен, или фанфик — это любительское сочинение, которое основано на других популярных произведениях: книгах, фильмах, сериалах, играх. Ориджинал – это оригинальное онлайн-произведение, написанное без заимствования героев и сюжета из других произведений.

«Фикбук», или «Книга фанфиков», — крупнейший русскоязычный интернет-ресурс, где публикуются и обсуждаются фанфики. Появился в 2007 году как альтернатива англоязычному Fanfiction.net. Wattpad — на данный момент самый популярный сайт и мобильное приложение о фанфикшене: в 2020 году он насчитывал 500 миллионов пользователей. У платформы есть русскоязычная версия, которая пользуется популярностью у авторов ориджиналов. Каждый год сайт проводит премию Wattys, в рамках которой выбираются лучшие фанфики и оригинальные произведения за год.

Зачастую фанфики пишут тогда, когда фанат остается неудовлетворен оригинальным сюжетом произведения. Например, часть поклонников «Гарри Поттера» предпочитает видеть Гермиону вместе с Драко Малфоем, а не с Роном Уизли. Авторы фанфиков, фикрайтеры, берут за основу готовый лор или готовых героев и создают с ними собственную историю, которая дополняет оригинальную версию или вносит в нее новый смысл. В этом можно заметить схожесть фанфиков с мифами и сказками, которые передавались из уст в уста, и сюжет мог меняться.

Некоторые исследователи считают первым официальным фандомом вселенную «Шерлока Холмса». Фандом по разным данным был создан в 1930-х годах, и участники были недовольны смертью главного героя (Фандом, или фэндом, — субкультура, состоящая из поклонников чего-либо. Как правило, так называют поклонников определённого произведения культуры, вымышленной вселенной, художественного стиля или хобби). Было придумано множество версий альтернативных приключений героя и различные способы, благодаря которым он мог бы остаться в живых.

Такие фандомы существуют у любой популярной медиафраншизы и медиаперсоны: согласно статистике «Фикбука» — самого популярного русскоязычного сайта фанфиков — в 2019 году больше всего работ было написано по «Наруто», «Гарри Поттеру» и мужской кей-поп-группе BTS. Существуют фандомы по киновселенной Marvel, бойз-бенду One Direction и рок-группе My Chemical Romance. Можно найти фанфики даже, например, по «Улице разбитых фонарей».

Серия книг «Пятьдесят оттенков серого» писательницы Э.Л.Джеймс выросла из фанфика по «Сумеркам»: она описала свою версию отношений Беллы и Эдварда под псевдонимом Snowqueen’s Icedragon в работе «Мастер Вселенной» («Master of the Universe»).

В 2010 году американский рационалист и специалист по искусственному интеллекту Элиезер Юдковский начал писать фанфик, в котором фантазировал о том, как бы сложилась жизнь Гарри Поттера, если бы его тетя Петуния вышла замуж за университетского профессора, что позволило бы Гарри рассматривать магию с точки зрения науки. Фанфик получил название «Гарри Поттер и методы рационального мышления». Он описывает первый год жизни волшебника в Хогвартсе с точки зрения рационализма.

Приложение №7. Результаты опросов в видео

  1. @holdorz, 95,9 тыс. подписчиков, книжный блогер. Видео «я спросил у 500 человек какая у них любимая книга и вот топ 20!» - https://www.youtube.com/watch?v=psluFvtNyWw&t=828s

Результаты опроса:

Современная литература

  • Гарри Поттер

  • Дом в котором

  • Тайная история

  • Маленькая жизнь

  • Лето в пионерском галстуке

  • Назови меня своим именем

  • Все ради игры

  • Песнь Ахилла

Классическая литература

  • Гордость и предубеждение

  • Грозовой перевал

  • Убить пересмешника

  • Преступление и наказание

  • Портрет Дориана Грея

  • Цветы для Элджернона

  • Агата Кристи (моя рекомендация Убийство Роджера Экройда)

  • 1984

  • Маленький принц

  • Оно

  • Зеленая миля

  • Книжный вор

  1. @privet.polinka, 372 тыс. подписчиков. Видео «я спросила 1000 человек какая их любимая книга и вот топ 20!» - https://www.youtube.com/watch?v=uJncS_2JW5E

Результаты опроса:

  • Эмили Бранте: Грозовой перевал

  • Эрих Мария Ремарк: Жизнь взаймы или у неба нет любимчиков

  • Коллин Маккалоу: Поющие в терновнике

  • Фёдор Достоевский: Преступление и наказание

  • Харпер Ли: Убить пересмешника

  • Фредерик Бакман: Вторая жизнь Уве

  • Маркус Зусак: Книжный вор

  • Михаил Булгаков: Мастер и маргарита

  • Джек Лондон: Мартин Иден

  • Маргарет Митчелл: Унесенные ветром

  • Донна Тартт: Тайная история

  • Эрих Мария Ремарк: Три товарища

  • Елена Малисова и Катерина Сильванова: Лето в пионерском галстуке

  • Фрэнсис Скотт Фицджеральд: Великий Гэтсби

  • Дэниел Киз: Цветы для Элджернона

  • Джейн Остен: Гордость и предубеждение

  • Луиза Мэй Олкотт: Маленькие женщины

  • Харуки Мураками: Норвежский лес

  • Шарлотта Бронте: Джейн Эйр

  • Оскар Уайльд: Портрет Дориана Грея

  1. @nika.scarly, 63,3 тыс. подписчиков, книжный блогер. Видео «я спросила 1000 человек, какая их любимая книга, и вот топ-20!» - https://www.youtube.com/watch?v=WrNVaCegCNw

Результаты опроса:

  • Цветы для Элджернона

  • Портрет Дориана Грея

  • Неночь

  • Агентство «Локвуд и компания»

  • Граф Монте-Кристо

  • Голодные игры

  • Мартин Иден

  • Королевство шипов и роз

  • Тайная история

  • Братство кольца

  • Джейн Эйр

  • Замок Броуди

  • Шестерка воронов

  • Книжный вор

  • Дом, в котором

  • Гордость и предубеждение

  • Мастер и Маргарита

  • Ученик Убийцы

  • Унесённые ветром

  • Гарри Поттер

  1. @sasha_belair, 174 тыс. подписчиков. Видео «Я спросила 60 000 человек их любимую книгу, определила топ 20 и вот они» - https://www.youtube.com/watch?v=Q1qC4G6pkpU

Результаты опроса:

  • Шантарам —Грегори Дэвид Робертс

  • Мастер и Маргарита—М.А.Булгаков

  • Алхимик—Пауло Коэльо

  • Трансерфинг реальности—Вадим Зеланд

  • Сила подсознания—Джо Диспенза

  • Две жизни—Конкордия Антарова

  • Путешествие души—Майкл Ньютон

  • Ответ—Алан и Барбара Пиз

  • Квантовый воин—Джон Кехо

  • Радикальное прощение—Колин Типпинг

  • Атлант расправил плечи—Айн Рэнд

  • Путешествие домой—Крайон

  • Чайка по имени Джонатан Ливингстон—Ричард Бах

  • Ешь, молись, люби—Элизабет Гилберт

  • Думай и богатей—Наполеон Хилл

  • На богатом—Александра Белякова

  • Магия утра—Хэл Элрод

  • Подсознание может всё—Джон Кехо

  • Гарри Поттер—Джоан Роулинг

  • Приложение №8. Как аниме может влиять на выбор книги

Кроме того, по наблюдаемой тенденции подростки пополняют свои книжные списки классической литературой после прочтения манги Кафки Асагири «Проза Бродячих Псов» (другие переводы: «Бродячие псы литературы», «Великий из Бродячих псов»; сокращённо BSD). По манге также выходит аниме с одноименным названием («Великий из Бродячих псов»).

Аннотация:

«Нашего героя выгнали из детского дома. Стоя у реки, он думал о голодной смерти, но чудом умудрился спасти самоубийцу. Этот человек, оказалось, состоит в детективном агентстве. В агентстве со сверхъестественными способностями. И только им подвластно решение проблем, за которые боятся браться даже военные. Теперь жизнь нашего героя изменится кардинально».

Чем же так популярно данное произведение и почему оно привлекает внимание подростков в чтению? Ответ прост: главные герои носят имена известных литературных классиков разных стран. Можно повстречать таких авторов, как Рюноске Акутагава, Ацуши Накаджима, Эдгар Алан По, Агата Кристи, Френсис Ф. и другие. Из русских авторов можно встретить Федора Михайловича Достоевского и Николая Васильевича Гоголя.

Кроме необычных имен персонажи наделены сверхспособностями, названия которых связаны с творчеством того или иного классика. Так, например, способность Люси Мод Монтгомери — создание другой реальности «Комната Энн», Марка Твена — умение стрелять с использованием образов Гека Финна и Тома Сойера, Френсиса Ф. – «Великий Фицджеральд», что является отсылкой на Гэтсби, Маргарет Митчелл — разрушение при помощи ветра, Артура Рембо — «озарение» (такое же название имеет одно из известных стихов Рембо), то есть создание особого пространства, в котором бессильна даже гравитация, Агаты Кристи – «И никого не стало», Николая Гоголя – «Шинель», которую он использует благодаря своему плащу, а Федора Достоевского – «Преступление и наказание», аналогия к известному роману.

Также писатели состоят в различных группировках: «Вооруженное детективное агентство», «Портовая мафия», а Ф. Достоевский является лидером организации «Крысы мёртвого дома», что является отсылкой к его произведению «Записки из мёртвого дома».

Благодаря увлекательному сюжету, лёгкому повествованию и отсылкам к классической литературе произведение разрослось на целую мультивселенную и стало одной из самых популярных манг на данный момент не только в Японии, но и во всём мире. Конечно же, благодаря «бродячим псам» продаваемость классической литературы выросла за последние годы, а у подростков появилось желание ознакомиться с произведениями любимых «персонажей».

В дневнике читателя манги на diary.ru можно найти следующую запись: «Завел на компе папку “Книги псов”, скидываю туда на почитать литературку, а то из всех названных в манге японцев я читал только Акутагаву и Рампо, а про Дадзая только слышал. Остальных вообще не знаю, а это как-то печально. Хотя не всех названных на русский язык переводили, и это еще печальнее».

Приложение №9. Что такое Буккроссинг?

Какими же способами официально осуществляется привлечение подростков к чтению? Довольно часто проводятся литературные конкурсы, классные часы и мероприятия, посвященные чтению и литературе. Наиболее распространенным и популярным является буккроссинг.

Буккроссинг, или в оригинальной английской версии BookCrossing, появился в 2001 году по инициативе специалиста по интернет-технологиям Рона Хорнбэкера. Буккроссинг, книгообмен или «книговорот» — это «молодое» хобби и общественное движение, похожее по принципу на социальные сети и близкое к флешмобу.

Процесс буккроссинга основан на принципе «прочитал — отдай другому». Участники движения оставляют свои книги в любых общественных местах, в которых есть пункт буккроссинга, чтобы любой желающий мог прочитать их книги.

Официальный сайт буккроссинга в России (https://bookcrossing.ru/) предлагает ознакомиться с процедурой буккроссинга:

«1. Зарегистрируйте книгу

В разделе «Регистрация книги» введите всю информацию о книге. В результате вы получите номер КН, который требуется вписать в книгу.

2. а) Оставьте книгу на улице. Затем зайдите на сайт и отметьте, что книга оставлена.

Или.

2. б) Отпустите книгу на сайте (сделайте отметку об этом), придумав место для оставления книги. Затем оставьте книгу на волю в том месте, которое указали.

Используйте функцию «Отпустить книгу». Старайтесь не менять место оставления книги. Ведь кто-то, увидев вашу отправляющуюся на свободу книгу, может направиться искать ее. Не подводите охотников».

Приложение №10. Аннотации к популярным произведениям

  1. Роман «Магистр Дьявольского Культа» Мосян Тунсю

Сюжет: Когда-то давно Основатель Пути Тьмы Вэй Уcянь странствовал по свету, творя невообразимые бесчинства и хаос, за что миллионы людей ненавидели его. В конце концов он был предан своим шиди и убит союзом кланов, объединившихся, чтобы сокрушить его.

Эта история имеет много сюжетных линий, большое количество персонажей и неожиданные повороты, что развивает память и заставляет размышлять.

2. Трилогия «Всё ради игры» Нора Сакевич

Трилогия «Все ради игры» рассказывает историю Нила Джостена, девятнадцатилетнего игрока экси. У Нила своя тайна — уже много лет он находится в бегах, перебираясь из штата в штат. Жизнь научила его никому не доверять, но, присоединившись к команде «Лисов», он постепенно меняет свои убеждения.

Это история про сложные жизни подростков, про упорство в достижении своих целей и умении искать общий язык.

3. Манга «Человек-бензопила» Тацуки Фудзимото

Дэндзи — молодой человек, живущий в бедности и пытающийся покрыть долг своего покойного отца якудза, работая охотником на демонов, которому помогает пёс Потита, Демон-бензопила и верный компаньон. Дэндзи предают якудза, которые убивают его за контракт с Демоном-зомби.

Приложение №11. Отзывы читателей

Отзыв на сайте Book24 от пользователя Дарья Оболонник про книгу «Скорее счастлив, чем нет» Адама Сильверы: «Я прошла много стадий, прежде чем признать, что книга достойная. Сначала я думала - фу, какой ужас, эта книга исчерпала мои эмоции и теперь мне грустно. Потом я думала - эта книга оставила после себя след в моем восприятии к миру. И в конце я думала - эту книгу надо прочитать всем. Почему ее надо прочитать? Книга поднимает тему - не такой, как все. Герой прошел через неописуемую боль, которую вы тоже испытаете, если проникнитесь к персонажу. Проникнутся к нему не просто - он нытик, буду честна, но после половины книги я не могу его винить за поступки, которые меня бесили. Книга написана так, что очень похожа на реальность, и это сводило меня с ума, могу сказать, что это была моя первая книга в жанре проза и знакомство с этим разделом удалось. Книга тяжелая, но написана легко, читается достаточно быстро, советую читать ее любителям погрустить, здесь есть над чем грустить».

Отзыв на сайте Book24 от пользователя Елена Карифанова о книге Джека Лондона «Мартин Иден»: «Слышала много восторженных отзывов о данной книге, после прочтения поняла почему. Очень мотивирующее и философское произведение. Настоящая история самоотверженности, веры, стойкости человека. Книга доставила удовольствие при чтении, заставила задуматься и оставила приятное послевкусие».

Отзыв на сайте интернет-магазина Читай-город от пользователя Анна о книге «Все мы злодеи» Кристины Линн Эрман: «Очень интересный сюжет. При прочтении этой книги ты до конца не веришь получится ли безумная затея Бриони? Выиграет ли Алистер Лоу и какое действие приведёт к его победе, а самое главное какую тайну несёт его семья. Будут ли вместе те на кого бы ты и не подумал? Сможешь ли ты смириться с потерей персонажа, который запал тебе в сердце с первых страниц? Все эти вопросы я задавала себе на протяжении всей книги. Были и огорчения, и радость, счастье и слезы. Спасибо за такую книгу».

Отзыв на сайте Livelib от пользователя Хамина Таня о книге «Мальчики с кладбища» Эйдена Томаса: «Если вы купите книгу в пленке (а книги с пометкой 18+ у нас по-другому не продают), то вы не поймете, что перед вами история про мальчика-трансгендера. Когда читаешь сразу несколько книг жанра Young Adult подряд, начинаешь разбираться в сортах сами знаете чего. Потому могу сказать, что книга неплоха. Она бодро написана, в ней есть интересные события, есть типичные для подростков проблемы, есть мистика, приключения и любовь, побеждающая смерть. Но читать об этом взрослому человеку скучно, потому что там нет глубины, слишком много диалогов и мало мысли. Книга вообще многословна, ее бы порезать на треть, было бы только лучше.»

Отзыв на сайте ЛитРес от пользователя Викуся Плахова о той же самой книге: «Молодежная и одновременно очень глубокая книга. Нету пошлости и пустых диалогов. Читается легко, но в то же время выдержана атмосфера мистики и чего-то потустороннего. Очень советую этого автора!»

Приложение №12. Видео и видеоблогеры

Нами были выделены следующие видео и видеоблогеры:

  1. @holdorz, 95,9 тыс. подписчиков, книжный блогер. Видео «я спросил у 500 человек какая у них любимая книга и вот топ 20!» - https://www.youtube.com/watch?v=psluFvtNyWw&t=828s

  2. @privet.polinka, 372 тыс. подписчиков. Видео «я спросила 1000 человек какая их любимая книга и вот топ 20!» - https://www.youtube.com/watch?v=uJncS_2JW5E

  3. @nika.scarly, 63,3 тыс. подписчиков, книжный блогер. Видео «я спросила 1000 человек, какая их любимая книга, и вот топ-20!» - https://www.youtube.com/watch?v=WrNVaCegCNw

  4. @sasha_belair, 174 тыс. подписчиков. Видео «Я спросила 60 000 человек их любимую книгу, определила топ 20 и вот они» - https://www.youtube.com/watch?v=Q1qC4G6pkpU

Просмотров работы: 92