«…От ночной звезды …до ночной звезды». Лирические грёзы в ноктюрне Н.М. Рубцова

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

«…От ночной звезды …до ночной звезды». Лирические грёзы в ноктюрне Н.М. Рубцова

Беляева К.В. 1
1МАОУ "Гимназия 10"
Поцелуева Н.Г. 1
1МАОУ "Гимназия 10"
Автор работы награжден дипломом победителя III степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Научно-исследовательская работа

Предмет: литература

Тема работы:

«…От ночной звезды …до ночной звезды».

Лирические грёзы в ноктюрне Н.М. Рубцова

Выполнила:

Беляева Кристина Викторовна

Обучающаяся 5 класса

МАОУ «Гимназия №10»

Центрального округа г. Новосибирска

Руководитель:

Поцелуева Наталия Гургеновна

учитель русского языка и литературы

МАОУ «Гимназия №10»

высшей квалификационной категории

Паспорт проекта

«…От ночной звезды … до ночной звезды».

Лирические грёзы в ноктюрне Н.М. Рубцова

Участник проекта: Беляева Кристина Викторовна

Консультант проекта: Поцелуева Наталия Гургеновна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Класс: 5В класс

Название, номер учебного учреждения, где выполнялся проект:

МАОУ «Гимназия №10», Центральный округ г. Новосибирска

Предметная область: литературоведение

Время разработки проекта: октябрь 2022 – апрель 2023

Проблема проекта: Лирическое стихотворение – один из самых сложных жанров в искусстве поэтического слова, который труден для любителей поэзии любого уровня от школьника до профессионального читателя.

Цель проекта: Найти путь вхождения в «лабиринт» смыслов стихотворного текста, следуя от стиха к стиху, от образа к образу, наблюдая за тем, как поэтический текст воздействует на читателя; проследить, как создаются поэтические шедевры; разгадать авторскую логику возникновения ассоциативных связей между пространственными и временными образами в стихотворении «В горнице» Н.М. Рубцова.

Задачи проекта:

  • познакомиться с творчеством Николая Михайловича Рубцова;

  • выявить логические связи между поэтическими образами в стиховом тексте «В горнице»;

  • доказать, что пространственные и временные образы в стихотворении имеют смыслообразующее значение;

  • максимально близко «придвинуть» теорию анализа стихового текста к самому произведению, чтобы от внимания читателя не ускользнул даже самый мельчайший компонент текста;

  • создать иллюстративный материал к изучаемому стихотворению.

Тип проекта (по виду деятельности): творческий

Используемые технологии: мультимедиа

Форма продукта проекта: мультимедийная презентация, иллюстрации к стихотворению

Содержание: Анализ стихотворений – это всегда встреча с поэтическим миром безграничных возможностей. Прочитать и понять стихотворение – погрузиться в мир красоты, гармонии и мудрости.

Во вступлении – рассказ о рождении проекта из одного наблюдения, связанного с композицией стихотворения, что не только дало название проекту «…От ночной звезды …до ночной звезды», но и определило дальнейшее движение по тексту.

В основной части проекта – работа с самим текстом. Анализ художественного пространства, времени и самых ярких образов стихотворения привели нас к пониманию, что перед нами ночной, сонный мир грёз героя. Музыкальная и ритмическая природа связала текст с ноктюрном, небольшим и очень певучим инструментальным произведением.

Отмечая глаголы в тексте, мы обратили внимание на то, как они создают в лирическом ноктюрне разные лики времени.

Ряд иллюстраций к стихотворению (Приложение 1), специально выполненных к проекту, наглядно показывают, насколько насыщенный и богатый мир этого очень «молчаливого» текста.

Область применения результата проекта: учебная (уроки литературы), внеклассная (читательский клуб, ЛИТО).

Результативность: подготовлен материал для уроков литературы, посвящённых изучению одного стихотворения из поэтического наследия Николая Михайловича Рубцова; создан ряд иллюстраций к стихотворению.

Оглавление

Введение: О рождении проекта

Основная часть:

  1. Символика пространства и образов стихотворения

  2. Ноктюрн. Сон как жизнь

  3. Символика времени и образов

Заключение: О молчаливом стихотворении Николая Рубцова

Список использованных источников и литературы

«…От ночной звезды …до ночной звезды».

Лирические грёзы в ноктюрне Н.М. Рубцова

Введение: О рождении проекта

Стихотворение Николая Михайловича Рубцова «В горнице» написано в 1965 году, когда поэту было 29 лет. Это одно из самых красивых и совершенных стихотворений поэта. Не случайно именно оно получило широкую известность, когда на него положили музыку. И сегодня стихотворение «В горнице» воспринимается как народная песня.

Уже после первого прочтения стихотворения мы слышим, что оно немногословное, очень простое, мелодичное и эмоционально богатое. Каждый образ в этом тексте привлекает внимание, каждая строфа создаёт своё настроение. Будто бы перед читателем сменяются четыре картины:

  • горница с матушкой

  • садик с цветами и лодка на берегу реки

  • стена дома с ивой

  • и снова горница

Знаки препинания после каждой строфы (многоточие, точка, восклицательный знак, снова многоточие), а также последовательно сменяемые образы четыре картины превращают в четыре эпизода. Будто бы перед нами разворачивается история целой жизни с её воспоминаниями, настоящими проблемами, переживаниями, а также с мечтами и думами о будущем.

Ритмически стихотворение монотонное, все четыре строфы (16 стихов) читаются как один стих (ритм четырёхстопного хорея), но при этом каждая картина отмечена своей эмоцией: умиротворение сменяется печалью, готовность к свершениям - радостной уверенностью.

Композиция стихотворения уравновешена и замкнута в кольцо повторяющимся многоточием и образом звезды: «от ночной звезды… до ночной звезды». Это наблюдение и легло в основание названия проекта.

Мы сформулировали только начальные мысли после первых прочтений. Но уже сейчас видно, что в этом тексте всё не так просто, как может показаться.

Основная часть: Символика пространства и образов:

В горнице

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Первое слово первой строфы – горница: «В горнице моей светло». Пространственные указатели есть в каждой строфе. Рассмотрим их внимательнее.

В первой строфе пространство вертикальное: горница – звезда. Характеристики пространства: нижнее - верхнее, тёмное – светлое.

горница

звезда

нижнее

верхнее

тёмное

светлое

Слово «горница» восходит к слову «горний», то есть высокий. Таким образом, нижний мир стремится к верхнему, небесному миру, а небесный мир освещает и освящает своим светом мир земной.

Мы не забываем, что стихотворение ночное, то есть свет от звезды освещает только горницу, остальной мир остаётся тёмным:

В горнице моейсветло.

Это от ночной звезды…

Местоимение «моя» в отношении горницы, а также молчаливый образ матери, появляющийся в ней ночью, даёт основание предположить, что горница – это мир души поэта, мир его ночных грёз. И ночью происходит встреча земного мира с небесным, жизни со смертью (образ покойной матери).

Пространство первой строфы – вертикальное и внутреннее. Так образ приобретает силу символа.

Во второй строфе пространство горизонтальное и внешнее: сад – река. Характеристики пространства: ближнее – дальнее, земное – водное.

сад

река

ближнее

дальнее

земное

водное

рай, красота, жизнь

граница между жизнью и смертью

Садик с красными цветами может символизировать райский сад, идиллический мир, а река с лодкой – поток жизни, полноту движения, а также границу между миром живых и мёртвых. Но цветы в садике завяли без воды, лодка гниёт на речной мели. Жизни не хватает воды. В первой строфе стихотворения в ночных грёзах героя появляется матушка с ведром воды, как волшебная спасительница из тридевятого царства с живой и мёртвой водой. Умирая, мать унесла с собой живительную влагу. Настоящее героя – это сад без красок, жизнь без движения.

В третьей строфе из пространственных указателей – стена и кружевная тень ивы на ней. Стена - пограничное пространство между внешним миром и внутренним. А вот направленность этого пространства обозначено через предлоги «на», «под»: «дремлет на стене», «завтра у меня под ней будет». Пограничное пространство третьей строфы вертикальное (стена, ива) и круговое (кружевная тень ивы). «Кружевная тень» - игра теней ночного мира, проекция мечтательных видений на сознание героя, предельно нематериальный объект, иллюзорность которого усилена глаголом «дремлет». Это символ круга судьбы, кружения времени: от встречи с матушкой к своей судьбе, от прошлого в настоящее, из настоящего в будущее.

В четвёртой строфе пространство не обозначено, но в ней есть и сад, и река, и горница:

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Сад скрыто представлен через цветы, река - через лодку, горница - через звезду. Четвёртая строфа - это совмещённое пространство внутреннего мира и внешнего, ближнего и дальнего, верхнего и нижнего, земного и водного… Все мотивы сошлись в последней строфе: и сад, и река, и вода, и горница, и мать, и звезда. Круг окончательно замкнулся: от первой строфы к последней, от многоточия к многоточию, от и до звезды, от матушки до «своей судьбы», от «мёртвой» ночной воды в ведре до воды «живой», дневной.

Подведём итог:

Строфа:

Характеристика пространства:

Первая

вертикальное и внутреннее

Вторая

горизонтальное и внешнее

Третья

Пограничное между внешним миром и внутренним, круговое

Четвёртая

совмещённое внутреннего мира и внешнего, ближнего и дальнего, верхнего и нижнего, земного и водного

Ноктюрн:

Ноктюрн. Данным словом, в переводе с французского, означающим «ночной», в музыкальном искусстве называют небольшие инструментальные произведения, лирическое содержание которых связано с художественными образами ночного времени суток: ночной природой и ночными сокровенными размышлениями. Ноктюрн погружает в мир сна и грёз. Помимо того певучая музыка ноктюрнов, отличающаяся мечтательным характером, навевает светлые воспоминания о счастливых жизненных моментах.

Перед нами стихотворение - ноктюрн, ночной мир сна героя.

Чёткое деление стихотворения на эпизоды даёт нам основание предположить, что перед нами картины сновидения. Образ матери с «живой» водой «молча» переходит из картины в картину. Цветы завяли без воды, лодка гниёт на речной мели. Образ матушки подсказывает, как наполнить жизнь, как напитать её водой, живительной влагой.

Символика времени и образов:

Глаголы в стихотворении – это движение лирического сюжета, движение во времени. Прошлое, настоящее, будущее. Какие ещё есть времена? Переходное время, остановка во времени, вневременье, пространство сна, вечность…

Обратим внимание на то, как работают в тексте глаголы, как они создают в лирическом ноктюрне движение во времени.

Первая строфа – вертикальное пространство, внутреннее, мир воспоминаний. Но в ней нет глаголов прошедшего времени.

Глаголы будущего времени в значении прошедшего приобретают статус вечности:

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Вторая строфа – пространство горизонтальное и внешнее, картина настоящего. Но в ней нет глаголов настоящего времени. Глаголы прошедшего времени и будущего связывают настоящее с тем, что было и будет:

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели
Скоро догниет совсем.

Третья строфа – пограничное пространство между внешним и внутренним, круговое, переходное время. Движение от настоящего (ночь!) к будущему (день) зафиксировано в глаголах настоящего («дремлет») и будущего («будет») времени:

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Четвёртая строфа – совмещённое пространство, картина будущего. Все глаголы – сложная форма будущего времени. Строфа, благодаря повторяющейся форме глагола, звучит очень уверенно и оптимистично.

В словаре русского языка С.И. Ожегова есть понятие, означающее состояние, не учитывающее времени, не ограниченное рамками времени, рассматриваемое вне времени. Это понятие «вневременность». Оно наиболее точно характеризует состояние героя в конце строфы, перед самым пробуждением.

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

Подведём итог:

Строфа:

Характеристика пространства:

Характеристика времени

В горнице моей светло.
Это от ночной звезды.
Матушка возьмет ведро,
Молча принесет воды…

вертикальное и внутреннее

Вечность

Красные цветы мои
В садике завяли все.
Лодка на речной мели

Скоро догниет совсем.

горизонтальное и внешнее

В настоящем времени прошедшее и будущее

Дремлет на стене моей
Ивы кружевная тень.
Завтра у меня под ней
Будет хлопотливый день!

Пограничное между внешним миром и внутренним,

круговое

Переходное от настоящего (ночь) к будущему (день)

Буду поливать цветы,
Думать о своей судьбе,
Буду до ночной звезды
Лодку мастерить себе…

совмещённое внутреннего мира и внешнего, ближнего и дальнего, верхнего и нижнего, земного и водного

Вневременность, текучесть,

поточность, медитативность

Заключение:

Молчаливое стихотворение написал Николай Рубцов. Ночное. Ни одного звучащего образа. Текучесть, заданная светом ночной звезды и молчаливым образом матушки с ведром воды, создаёт очень нежный и трогательный мир чувств. В стихотворении отсутствуют чёткие временные границы. Разные лики времени соглашаются с пространственными картинами.

Мелодичность ноктюрна являет сон как жизнь. Это сон героя про день и ночь, про жизнь и смерть, про прошлое и будущее, про любовь к миру.

«Думать о своей судьбе» - это знать, что весь мир «мой»: моя горница и матушка, мои цветы и моя лодка, стена моя, мой день и моя судьба.

Список используемой литературы:

  1. Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: основное общее образование: в 2 ч./ (Т.В. Рыжкова, Г.Л. Вирина, И.Н. Сухих); под ред. И.Н. Сухих. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 102-108

  2. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок.57000 слов. – Екатеринбург, «Урал-Советы», 1994. С.75

Просмотров работы: 124