1. Введение
Из книги школьник может подчеркнуть необходимую модель поведения и опыт на основе опыта героев произведений классической литературы, на основе опыта разных эпох и знаний, на основе опыта писателей. Переживая содержание литературного произведения, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы. Поэтому нравственное воспитание на уроке литературы состоит в том, чтобы привить умение сопереживать героям и чужому человеку через произведение, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей. Мир бережно сохраняет вечные ценности: любовь, красоту, добро, силу духа, истину, ценность жизни. Художественная литература — носитель ценности, объект познания, а учитель и ученик — коллективный субъект, постигающий мир этих ценностей.
Актуальность. Сегодня, к сожалению, мы наблюдаем снижение читательского интереса не только среди школьников, но и среди мирового населения в целом, что чревато потерей жизненных духовных основ у молодых людей. Для формирования интереса к русской классической литературе у подростков необходимо учитывать их читательский интерес, читательские предпочтения, использовать в урочной и неурочной деятельности нестандартные и интерактивные технологии и современные средства обучения. Таким образом, литературное образование (воспитание, обучение, развитие) способствует формированию эстетического чувства, вкуса, художественных потребностей, ощущения и осознания красоты, гармонии в искусстве и окружающей жизни. В наше время проблема отсутствия у детей тяги к чтению является весьма актуальной. Ведь все больше и больше школьников предпочитают вместо чтения посидеть в интернете, посмотреть телевизор или поиграть в компьютерные игры. Проблемой зависимости образования от качества чтения занимаются люди и на государственном уровне, и СМИ, и международные организации. Сравнивая количество книг, прочитанных детьми в наше время с детьми 20 лет назад, получаются гораздо меньшие цифры. Может быть потому, что у наших родителей не было столько мультимедийных развлечений, и они гораздо больше времени, чем мы, уделяли чтению.
В век развития информационных технологий многие аспекты жизни ушли на второй план. Живое общение сейчас заменяют социальные сети, skype, Интернет и компьютерные игры. Уже сейчас социологи и педагоги с ужасом отмечают низкую читаемость школьников, ослабевание интереса к чтению, и, как следствие, всё меньше знаний. Школьники относятся к урокам литературы как к тяжёлой повинности. Помимо прочего, сокращаются и часы литературы в школе. А ведь чтение – прямой источник грамотности.
Проблема рассматриваемой нами темы состоит в том, что решающее значение в развитии личности ребёнка имеет его интерес к изучению классической литературы, который год от года резко снижается. Это происходит потому, что сейчас молодёжь мало читает Пушкина, Лермонтова , Шекспира. Подростки всё больше стараются уйти в мир виртуальный. Через несколько лет Россия может столкнуться с поколением, не знающим не только русских классиков, но и свою, самобытную, необыкновенную, национальную литературу. Но есть надежда, что интерес к классическим произведениям можно не только вернуть, но и повысить. Главное, найти форму знакомства, которая будет интересной современному подростку.
Таким образом, актуальность данной проблемы обосновывает основную цель:
Цель работы: постараться найти способ повышения интереса школьников к изучению классической литературы
Объектом исследования нашей работы является роман А.С.Пушкина «Дубровский», его экранизации и постановки в жанре мюзикла
Предмет исследования – восприятие школьниками произведения А.С.Пушкина и его постановок.
Задачи исследования:
1.Изучить особенности литературы как вида искусства, кино как вида искусства и мюзикла как вида искусства.
2.Сопоставить эти виды искусства и выделить основные различия
3.Провести опрос учащихся 7 классов о том, что они читаюти в каком воплощении им больше нравится знакомиться с произведениями литературы.
4.Найти информацию о постановках мюзикла по роману «Дубровский» на разных театральных площадках страны, чтобы понять , как воспринимается мюзикл по классическому произведению.
5.Предложить группе учащихся, прочитавших роман, в качестве эксперимента посмотреть фильм и мюзикл по роману «Дубровский»
6.Провести повторный опрос по восприятию постановок и сделать выводы
Гипотеза: обращение к нестандартным для классической литературы жанрам, таким как мюзикл, делает художественные произведения ближе и понятнее для современных подростков и, как следствие, помогает повысить интерес к изучению классики.
Методы исследования: изучение литературы и других источников информации по теме, опрос, сравнение , анализ, изучение СМИ, наблюдение.
Теоретическая значимость работы заключается в попытке дать сравнительный анализ различных видов искусства.
Практическая значимость заключается в том, что данный подход можно применять на уроках литературы по различным произведениям классической литературы.
Теоретическая часть работы
2.1 Художественная литература — вид искусства, использующий в качестве единственного материала слова и конструкции естественного языка. Специфика художественной литературы выявляется в сопоставлении с видами искусства, использующими иной материал вместо словесно-языкового (музыка, изобразительное искусство). От прочих видов литературы художественную литературу отличает наличие художественного вымысла[1]. Хyдoжecтвeннaя литepaтypa oбъeдиняeт aвтopcкиe (включaя aнoнимныe) пpoизвeдeния, в oтличиe oт пpинципиaльнo нe имeющиx aвтopa пpoизвeдeний фольклорa. (Википедия )
Материальным носителем образности литературных произведений является слово, получившее письменное воплощение (лат. littera — буква). Слово (в том числе художественное) всегда что-то обозначает, имеет предметный характер. Литература, говоря иначе, принадлежит к числу изобразительных искусств, в широком смысле предметных, где воссоздаются единичные явления (лица, события, вещи, чем-то вызванные умонастроения и на что-то направленные импульсы людей). В этом отношении она подобна живописи и скульптуре (в их доминирующей, «фигуративной» разновидности) и отличается от искусств неизобразительных, непредметных. Последние принято называть экспрессивными, в них запечатлевается общий характер переживания вне его прямых связей с какими-либо предметами, фактами, событиями. Таковы музыка, танец (если он не переходит в пантомиму — в изображение действия посредством телодвижений), орнамент, так называемая абстрактная живопись, архитектура. https://myfilology.ru/137/literatura-kak-vid-iskusstva/
2.2 Кино как вид искусства
Киноискусство- это творчество, в основе которого лежат литература, музыка, живопись, графика и театр. Но его главным составляющими являются фотография и движение. Если говорить кратко, то кино как вид искусства – это фиксация световых лучей и динамика визуальных образов. Фотографический принцип позволяет связать индустрию с изобразительными традициями – графикой и живописью. Движущиеся картинки впервые стали известны во время балаганов и ярмарок, когда народ развлекался массовыми зрелищами. Литература дала очень многое современному кино: сценарий; принцип ракурсного видения; монтажное построение.
На основе литературных произведений строится сюжет фильма. Кроме того, книги подтолкнули режиссера к ракурсному видению человека или события. Но есть между двумя видами искусства большая разница: в литературе образы умозрительные, а в кино они визуально – диалоговые. Некоторые составляющие театра также легли в основу индустрии: построение объемных декораций; методика разводки актеров; кастинги. Благодаря театральному опыту сотрудники кинематографа научились создавать объемные декорации. При постановке мизансцен они умело расставляют актеров по местам, чтобы в кадре те выглядели гармонично. Методы поиска и подбора человека на роль в кино также позаимствованы у театра. Благодаря живописи появились построение кадра и организация светового решения.
В индустрии, которая существует уже более сотни лет, развивалось много видов кино об этом стоит упомянуть в докладе или реферате на эту тему. У каждого типа есть свое определение и название: художественный; документальный; короткометражный; образовательный. Художественные фильмы еще называют игровыми, они отражают события, в которых принимают участие актеры. Подобное кино бывает разных жанров: трагедия; комедия; драма; эпопея; роман; мелодрама; вестерн; детектив; феерия; сказка; нуар; триллер; катастрофа; боевик; мюзикл; хоррор; фантастика; фэнтези.
Кино — искусство синтетическое, оно активно использует изобразительные и выразительные средства других искусств — литературы, живописи, музыки. Прежде чем начнут снимать фильм — напишут литературный сценарий, который затем преобразуют в кинематографический. Художник создаст декорации будущего фильма, вместе с режиссером и оператором выберет «натуру», места действия. Композитор напишет музыку к фильму, которая не просто «сопровождает» экранное изображение, но и вызывает определенное настроение у зрителей, передает чувства героев картины.
Вывод: литература как вид искусства, опирается в основном на искусство слова, требует от читателя предельной внимательности, времени на прочтение, умения анализировать. Кино, в отличие от книги позволяет сократить время на знакомство с произведением, живо представить себе героев, события, происходящие в книге. В отличие от книги, зритель смотрит на произведение глазами режиссёра, поэтому от режиссера зависит то, как воспримется то или иное произведение.
2.3 Мюзикл как синтез искусств
Ввиду большого жанрового сходства с опереттой, мюзикл как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался, однако на протяжении своего существования он сформировал свои особенности, которые отличают его от других жанров музыки.
Мюзикл - это театральное шоу, где присутствуют, помимо диалогов между героями представления, вокальные и танцевальные номера. Любой мюзикл — форма повествования. История может иметь сугубо драматическую или историческую основу, рассказывать о любви, искренних чувствах или содержать глубокий политический, философский или социальный подтекст. Каким бы ни оказался сюжет, он должен быть воплощён таким образом, чтобы публика получила возможность насладиться фантастически зрелищным спектаклем, способным вызвать настоящий эмоциональный отклик. Жанр окончательно оформился в США. В 30-е годы прошлого века оплот демократического устройства погрузился в так называемую Великую депрессию. В те тяжёлые времена именно мюзиклы, красочные, динамичные, «живые», приобрели статус отдушины для людей, пребывавших в постоянной тревоге за своё будущее. Это обстоятельство помогает понять, насколько масштабно воздействие искусства на психологическое состояние человека. Мюзикл в этом ключе является наиболее простой, доступной, «легковесной» формой. Мюзиклы — это всегда зрелищно и захватывающе. Невероятный эффект от просмотра, в плане впечатлений, достигается путём кропотливого, трудоёмкого труда, который неизменно остается «за кулисами». Зритель же обретает шанс увидеть только результат. Сложной может оказаться не только установка многотонных декораций (порой создатели довольствуются весьма скромным сценическим антуражем) и постановка трюков, но и работа гримёров, художников по костюмам, всех участников творческой команды, усилиями которой создаётся иная завораживающая и «цепляющая» реальность.
Очень много классики сейчас ставится в виде мюзикла. Потому, что зрителю хочется видеть на сценах что-то новое, то, что будет радовать глаз. Уже не интересно смотреть классические постановки известных писателей, это видели все, кто посещал театры по нескольку раз! А мюзикл – это что-то новое, это другой мир в классике. И его хочется видеть больше! Когда у тебя перед глазами мюзикл, ты не можешь отвести взгляд, тебе хочется еще и еще. Мюзикл – это открытие, которое совершил человек, это то, что действительно завораживает каждого! Поэтому мы посчитали важным обратиться к истории мюзикла в России
Зародился данный вид искусства в США в 20-е годы прошлого века. Однако как самостоятельное направление этот вид искусства был признан только в 40-х годах, когда на Бродвее с успехом был поставлен первый в истории мюзикл «Оклахома». Несмотря на то, что сами авторы называли произведение «музыкальной комедией», зрителями она была воспринята, как нечто новое, необычное. Позднее сами авторы назвали свое произведение просто «musical» – это и дало название новому жанру. «Оклахома» просуществовала на сцене пять лет. А в 2002 году снова вернулась на сцену. Рис. 1
Долгое время музыкальные представления были прерогативой исключительно американской индустрии развлечений. Только в 80-х годах прошлого столетия на лондонской сцене поставили «Отверженные» – с этого момента начинается история европейских постановок этого жанра.
Основные «три кита» жанра:
либретто, лирика и музыка в равной степени составляют основу произведения;
широкий жанровый диапазон – от комедии до драмы;
в основе лежат знаменитые литературные произведения;
большое количество задействованных лиц: режиссеры, сценаристы, костюмеры, осветители, хореографы, декораторы.
Наиболее известные мировые мюзиклы
Известные мировые произведения, такие как «Моя прекрасная леди», «Кабаре», «Кошки», «Чикаго», «Эвита», «Отверженные», «Призрак оперы», «Мама миа» не теряют своей актуальности, их до сих пор ставят на Бродвее и в Лондоне.
Рис. 2
Самым легендарным произведением, занесенным в книгу рекордов Гиннесса как мюзикл-чемпион, является «Фантастикс». Он пользовался популярностью на протяжении 42 лет. За это время состоялось 17 162 представления.
Известнейшая постановка «Иисус Христос-суперзвезда», которая покоряла зрителей своей зрелищностью и трагизмом, ставилась по всему миру только на протяжении 33 лет (речь идет только об оригинальной постановке).
Музыка и драматургия как отражение основы мюзикла
Основными составляющими мюзикла являются в равной степени:
слова,
музыка,
декорации,
хореография.
Они дополняют, поясняют друг друга, придавая постановке динамичность. Музыкальная драматургия – важная часть действия, обобщающее средство, которое присутствует в спектакле от начала и до конца. Музыка сопровождает происходящее на сцене, следует за текстом, отражает смену настроений, радости и трагедии, выражает основную идею произведения. Все вместе это позволяет зрителю прочувствовать всю глубину драматургии произведения.
Драматургия музыкального представления заключается в отражении остро-социальных вопросов своего времени и их критической оценке. Это еще одна особенность развития жанра.
В России так же, как и в США, предпосылкой к возникновению этого направления стал джаз.
Рис. 3
И.Дунаевский и Г.Александров в своих произведениях 30-х годов прошлого столетия смогли органично соединить русский менталитет с легкостью голливудских сюжетов, славянскую музыку и джазовые аранжировки, русско-народные танцы и американский степ.Однако политическая обстановка того времени не позволила этому направлению развиваться дальше, и на долгие сорок лет советские композиторы забыли об этом жанре.
После 60-х годов на советской сцене вновь пытаются поставить мюзиклы. Так, например, в театре им. Ленинского комсомола была поставлена «Вестсайдская история». Несмотря на то, что эту постановку было сложно назвать мюзиклом в прямом смысле слова, она имела широкий отклик у зрителей. Среди успешных отечественных постановок этого жанра можно выделить спектакль «Свадьба Кречинского», «Тиль», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось».
Рис. 4
«Российский путь» развития мюзикла отличается от американского. Он возник в русской театральной среде, имеет другую специфику, нежели его «коллега» из-за океана. Так, в 70-е годы им стали считать музыкально-драматические спектакли, которые основывались на классических произведениях, в которых для максимального эффекта восприятия постановки параллельно шло музыкальное сопровождение.
Американские музыкальные постановки, наоборот, активно используют особую форму театральной практики, широко распространенной на Бродвее: антрепризу. Актеры-универсалы, продюсеры – все работают над коммерческим успехом спектакля. Для них контакт со зрителем так же важен, как и финансовая часть, в отличие от российского, где материальное – второстепенно. Тем интереснее судьба произведения «Юнона и Авось», которое пошло именно по американскому пути развития, сохраняя зрительскую аудиторию на протяжении нескольких десятков лет.
Мюзикл в СССР: от Утесова до «Трех мушкетеров»
После выхода на экран «Веселых ребят», где так блестяще сыграла джаз-банда Леонида Утесова, в СССР впервые заговорили о мюзикле. Хотя в фильме было не так много музыкальных номеров, тем не менее, они являлись участниками фильма, наравне с основными актерами. После этого музыкальная линия стала прослеживаться и в других фильмах: «Цирк», «Волга-Волга», где музыкальные номера были вмонтированы в фильм.
Благодаря успеху вышедших на экран фильмов, в таком же жанре один за другим выходят в свет постановки: «Алые паруса», «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось», «Вольный ветер», «Белая акация» и другие.
Рис. 5
Помимо театральных постановок, на советские экраны выходят музыкальные фильмы не только для взрослых, но и для детей: «Буратино», «Чертенок». А экранизация романов А.Дюма «Три мушкетера» принесла актерам и режиссеру ошеломляющий успех у зрителей, и сам фильм до сих пор не утратил своей привлекательности.
Современный мюзикл в России
Мюзиклы российского периода не поддержали громких успехов подобных постановок СССР. Только в конце 90-х годов такие постановки стали появляться на российской театральной сцене. Первой постановкой этого жанра был адаптированный вариант польского «Метро» (1999 г.).
В скором времени после этого вышла уже российская постановка – «Норд-Ост» (2001 г.). Это была масштабная постановка произведения В.Каверина «Два капитана», обещавшая стать весьма популярной. К сожалению, перспективы этого произведения перечеркнул крупный теракт – захват заложников 23-26.10.2002 г. в здании Театрального центра на Дубровке. В результате трехдневного противостояния и силовой операции погибло, по разным данным, около 174 человек. С тех пор наименование «норд-ост» ассоциируется исключительно с произошедшей трагедией. Само произведение несколько раз пытались перезапустить, но безуспешно.
В течение нескольких лет один за другим появляются:
«Нотр-Дам де Пари», «Чикаго», «Сорок вторая улица» (все 2002 год),
«Иствикские ведьмы» , «12 стульев» (2003 г.),
«Ромео и Джульетта» (2004 г.),
«Кошки» (2005 г.).
В 2006 году вышла постановка на основе песен группы ABBA – мюзикл «Мамма Миа!» — он стал самым успешным на тот момент в России. Однако, кроме «12 стульев», это все были постановки по лицензии иностранных авторов.
Рис. 6
Важной вехой в истории развития жанра в современной России является 2008 год. В это время на экраны вышел первый российский музыкальный фильм «Стиляги». С этого времени постановка мюзиклов в России была поставлена на поток. Известные и не очень, успешные и провальные, иностранные и российские – ежегодно выходили по 5-7 произведений.
Сегодня мюзиклы по-прежнему востребованы и не утратили популярности, их переводят на разные языки мира и играют по всему свету. Появляются новые постановки, которым еще предстоит завоевать своего зрителя.
Композиторы жанра мюзикл СССР:
И. Дунаевский.
Г. Гладков.
А. Рыбников.
А. Колкер.
В. Дашкевич.
М. Дунаевский.
Композиторы жанра мюзикл РФ:
М. Дунаевский.
А. Рыбников.
А. Градский.
А. Журбин.
А. Иващенко.
Г. Васильев.
Вывод: Мюзикл – жанр театрально-музыкальной постановки, где сплетаются воедино хореография и музыка, пение и диалоги, театральная драматургия. Несмотря на то, что английский термин «мюзикл» является сокращением от «музыкальной комедии», он может представлять собой также трагедию, фарс или драму[1] Этот жанр очень популярен на протяжении всего периода существования
Практическая часть работы
Мы провели опрос учащихся 7 классов о том, что они читают и в каком воплощении им больше нравится знакомиться с произведениями литературы.
1 вопрос:
Какие книги вы читаете?
2 вопрос
Что вы предпочтете для знакомства с классическими произведениями?
Результаты опроса
Рис. 7Рис. 8
Вывод : оказалось, что 63% ребят предпочитают знакомиться с экранизациями и постановками произведений. Этот факт доказывает, что чтение классики необходимо сочетать с просмотром постановок, так как всего 20% учащихся готовы читать книги. Это, к сожалению, подтверждает мысль о том, что интерес к чтению падает и необходимость сохранения и повышения этого интереса является актуальной.
Обзор информации об экранизациях романа «Дубровкий»
Уже сейчас существует несколько фильмов по роману А.С. Пушкина « Дубровский». Мы знаем как минимум о трех художественных фильмах, постановка 1936 года, Ивановский Александр Викторович, 1988 года, Никифоров Вячеслав Александрович , и 2014 года, Вартанов Александр Рубенович и Кирилл Михановский, но последняя экранизация представляет собой вольный пересказ основного сюжета , события перенесены в 21 век. На наш взгляд подобная интерпретация может только испортить восприятие произведения.
1936 год. Рис. 9
1988 год. Рис. 10
2014 год. Рис. 11
Мы познакомились с отзывами зрителей на эти экранизации, вот некоторые из них
Режиссер фильма 1936 года:ИВАНОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ВИКТОРОВИЧ(29 ноября 1881, Казань — 12 января 1968)
Режиссер, сценарист.Заслуженный деятель искусств РСФСР (1936);
В 1906 окончил юридический факультет Казанского университета. В 1904—1907 — режиссер Оперы Зимина в Москве. В начале 1920-х работал в музыкально-драматических театрах. В 1918 — ассистент режиссера у Я. Протазанова. Режиссер дубляжа фильма «Токтогул» (1959). Соавтор сценария фильма-оперы «Евгений Онегин» и к некоторым своим фильмам. Автор монографии «Воспоминания кинорежиссера».
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
1941 Сталинская премия (II степени, фильм "Музыкальная история")
Отзывы на его постановку:
- Эта экранизация в очередной раз идеологизирована и не соответствует тому, что написал Пушкин.
- Помню, Дубровский было первое произведение русской классики, которое прочитал в детстве. Фильм хорош, особенно Троекуров Монахова, да и казенные подхалимы на высоте. Вообще, даже не знаю почему, именно отрицательные характеры, здесь выглядят как-то достовернее.
- У Пушкина в черновиках были наметки в планах - возвращение из-за границы, скрывшегося туда Дубровского, и появление его в доме вдовы князя Верейского. Жаль, что это продолжение не показали в фильме 1936 года.
- У экранизации единственный, но серьёзный прокол: не надо было дописывать финал за Пушкина. В остальном -на высоте. Актёр и массовые сцены хороши
- Этот фильм я смотрел еще в школьные годы, наш класс водили на него в культпоход. Фильм, конечно, для своего времени снят очень хорошо, Борис Ливанов отлично сыграл, смотреть интересно. Но сюжетные переделки, попытки подправить Пушкина в сторону соцреализма и классовой борьбы крепостного крестьянства кажутся сегодня ужасно наивными. Архип показан чуть ли не как новый Пугачев, Дубровского предпочли убить, очевидно, за недостаточную революционность, и Троекурова в конце настигает народная месть.
Режиссер фильма 1988 года: НИКИФОРОВ ВЯЧЕСЛАВ АЛЕКСАНДРОВИЧ
13 августа 1942, село Веселое, Краснодарский край, Режиссер, сценарист.Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР (1981); В 1957—1959 учился в вечерней театрально-драматической студии при Республиканском русском театре в Улан-Уде. Окончил режиссерский факультет ВГИКа (1969, мастерская Л.Кулешова и А.Хохловой). Актер театров в Абакане и Рязани (1959—1963).
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Лауреат премии Ленинского комсомола Белоруссии (1978);
Лауреат Гос. премии СССР (1986, за фильм «Отцы и дети»)
Премия «Золотой орёл»
Отзывы на его постановку:
Провал фильма (именно так- провал) обусловлен неудачным выбором актёра на главную роль. Михаил Ефремов - ну какой из него Дубровский? При том что ВСЕ остальные актёры играют великолепно. Даже Зудина. Ну и конечно отвратительная режиссура. А так бы мог получиться шедевр.
В поисках хорошего советского кино посмотрела этот сериал. к сожалению, мне не очень понравился, можно было снять покороче на 2 серии. Зудина молодая хороша, Ефремов еще лучше) пересматривать не буду
Режиссеры фильма 2014 года: ВАРТАНОВ АЛЕКСАНДР РУБЕНОВИЧ Родился в Москве 13 марта 1977 года. Изучал журналистику (МГУ) и кинорежиссуру (ВГИК).
Начинал как театральный режиссер (театр.doc, «Практика», Центр драматургии и режиссуры), специализировался на современной драматургии. Четыре года проработал на телеканале ТНТ, два года был главным редактором кинокомпании «2план2». Автор нескольких пьес и сценариев к кино и телефильмам. Периодически играет в кино и телесериалах.
С 2010 года работает в киноторговой компании «Вольга».
В 2011 году дебютировал в кинорежиссуре фильмом «Собиратель пуль».
КИРИЛЛ МИХАНОВСКИЙ Родился в Москве, в юношеском возрасте эмигрировал вместе с родителями в США. Антрополог и лингвист по образованию, участвовал в создании студенческих короткометражек в качестве актёра и оператора. Снял четыре короткометражные картины, как сценарист и режиссёр. Его первая короткометражка, "Terra Terra", сразу же получила приглашения на многочисленные фестивали, а документальный фильм "Inhale, Exhale" завоевал Приз зрительских симпатий ежегодного нью-йоркского смотра Гильдии американских режиссеров. "Сны о рыбе" /Sonhos de peixe/ — первая полнометражная картина режиссёра (США–Бразилия–Россия), в 2006 году была представлена в программе "Неделя критики" на Каннском кинофестивале.
ПРИЗЫ И НАГРАДЫ
Приз зрительских симпатий ежегодного нью-йоркского смотра Гильдии американских режиссеров /The annual NYU Showcase at the Directors' Guild of America/.
2006 год - Приз Каннского международного кинофестиваля за фильм “Сны о рыбе”;
2007 год - Приз на Международном кинофестивале в Сиэтле за фильм “Сны о рыбе”;
2007 год - Специальный приз жюри на кинофестивале в Софии за фильм “Сны о рыбе”.
Фильм очень далек от первоисточника!!!
Отзывы на их постановку:
страшный фильм. Особенно жутко , когда Маша, девушка после Лондона, солдатику еду, как собаке, на пол, в сарае. Скоро из таких салтычихи прорастут, еще папу переплюнет, с таким мужем и окружением. Больше всех понравились Гордин и Коршунова, без всякого надрыва , все так обыденно и поэтому еще более ужасно. Хороши , даже на фоне Цурило и Козловского, супер актеров
Тот случай, когда актриса, играющая главную героиню, явилась ложкой дёгтя. Полная бездарность и серость. Всё остальное не плохо.
Актёры очень хорошие , но фильм не понравился.
( Рис. 12 -16)
Обзор мюзиклов по роману «Дубровский»
Наше исследование мы продолжили, обратившись рецензиям, статьям в СМИ о театральных постановках мюзиклов по роману «Дубровский»
1) Мюзикл «Дубровский» в Ставропольском театре Рис. 17:
В разное время на сцене театра выступали народный артист СССР М. П. Кузнецов, народные артисты России Б. Данильченко, М. Каплан, В. Меньшов, М. Никольский, В. Рабовская, В. Фоменко, заслуженные артисты России А. Бокова, Г. Веретельникова, В. Гурьев, Б. Дымченко, А. Зубарева, М. Мальченко, А. Михайличенко, М. Михайлов, М. Яковенко и др., артисты Л. Барташова, З. Каткова, З. Котельникова, Л. Шапоренко
На сегодняшний день в труппе театра народная артистка России Н. Зубкова, заслуженные артисты России В. Аллахвердов, А. Жуков, С. Колганова, М. Новаков, А. Ростов, Б. Щербаков, И. Баранникова, заслуженный деятель искусств РФ В. Бирюков.
В труппе состоит 35 актёров.
Спектакль отличает богатая хореографическая составляющая – плод трудов талантливого балетмейстера из Белоруссии Юлии Михайловой, ставшей приятным открытием и для ставропольской публики, и даже для самого режиссера, работавшего с ней впервые. Ей удалось за довольно короткий срок так поработать со студентами Ставропольского колледжа искусств, исполняющими все основные хореографические сцены, что каждое движение, каждый эффектный прыжок или взмах руки гармонично встроены в единую смысловую канву спектакля.
– Нередко на репетициях как-то сама собой вдруг возникала новая оригинальная деталь, и оставалось лишь говорить спасибо таким замечательным помощникам, – улыбается режиссер. – Прекрасно, когда складывается такая творческая команда. Спектакль населен многими актерскими удачами и находками. Здесь перед нами проходит целый каскад неординарных, неоднозначных личностей. Есть образы, которых, зная пушкинский текст, как-то особо и не ожидаешь. Например, судебный заседатель Шабашкин (арт. Илья Калинин), мелкий помещик Спицын (Владимир Лепа) или француз-гувернер Дефорж (Михаил Подзолко) – фигуры, сделанные почти что «из ничего». Как и дворовой «вожак» Архип (Евгений Задорожный) со своей колоритной женой Егоровной (Полина Полковникова). Они ведь у Пушкина довольно проходные фигуры… А тут, в мюзикле, вырастают до вполне знаковых обобщений.
https://stapravda.ru/
2)Мюзикл «Дубровский» в Челябинске: Рис. 18
Мюзикл «Дубровский», созданный по одноименному произведению Пушкина - захватывающая романтическая история о любви и вражде, о дружбе и предательстве, о людских страстях и судьбах. Вневременная, актуальная для любого времени история, рассказанная средствами современной музыки, где переплелись неоклассика, рок и поп-музыка.
Над проектом работала столичная команда. Музыкальную партитуру написал российский композитор и продюсер Ким Брейтбург, автор известных телевизионных проектов «Народный артист», «Секрет успеха», «Битва хоров». Либретто мюзикла создал Карен Кавалерян, лауреат телевизионных фестивалей «Песня года» и «Новые песни о главном», автор текста официального параолимпийского гимна «СОЧИ-2014».
Режиссером и хореографом выступил заслуженный деятель искусств РФ Николай Андросов, художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля танца «Русские сезоны», работавший с Галиной Вишневской и Лучано Паваротти, Майей Плисецкой и Евгением Колобовым, Андрисом и Илзе Лиепа.Работа над проектом началась еще в феврале 2016 года, вокальную труппу набирали с нуля, по кастингу, хореографическую составляющую мюзикла обеспечил ансамбль танца «Улыбка». В спектакле заняты около 80 человек. Сценическое действо сочетает хореографию, вокал, драматургию
3) Мюзикл Дубровский в Екатеринбурге (Рис. 19, Рис. 20) Было все, что приличествует настоящей премьере - стоящий и бисирующий зал, активный интерес СМИ, аншлаг и специально приехавшие гости, море цветов и немного уставшие, но окрыленные, искрящиеся счастьем со-творчества артисты! Из Оренбурга приехала Катя Садовская, играющая Машу в тамошнем театре и с восторгом понимания принявшая "нашу Машу" - Анну Дуванову и Зульфию Гарееву. Автор либретто и стихотворных текстов Карен Кавалерян, специально приехавший на премьеру в Екатеринбург, отметил невероятную энергетику этого свежеиспеченного спектакля, идущую в том числе от балета: "Иногда даже важнее не столько точность движений, сколько энергетический посыл. Но ведь и делали все точно!" Старт проекту, который с самого начала поддерживало министерство культуры Свердловской области, был дан в феврале 2016 года, когда прошел открытый актерский кастинг. Отобрали более сорока человек, из 200 желающих. Труппу собирали с нуля, причем среди исполнителей есть и профессионалы (студенты и выпускники Екатеринбургского театрального института, Уральской консерватории, Свердловского музыкального училища, Российской академии музыки им. Гнесиных)) и непрофессиональные артисты, которые осваивали профессию «на ходу». Этот факт - отличительная особенность проекта и прецедент для Екатеринбурга.
https://sgdf.ru/
4) Мюзикл Дубровский в Тюмени: (Рис. 21, Рис. 22)Мюзикл по повести Александра Пушкина «Дубровский» в исполнении Театра мюзиклов Свердловской государственной детской филармонии прошел в Тюмени с большим успехом. Были проданы все билеты.
5) Мюзикл Дубровский в Новосибирске: «Дуброffский» Мюзикл в 2-х действиях
Это захватывающая авантюрная история о любви и вражде, о дружбе и предательстве, о людских страстях и судьбах. Вневременная, актуальная для любого времени история, рассказанная средствами современного музыкального языка и пластики. Московские авторы – продюсер («Народный артист», «Секрет успеха») и композитор, песни которого исполняют звезды современной эстрады – Ким Брейтбург и поэт-песенник, рекордсмен «Евровидения» – Карен Кавалерян, соединили знакомый всем со школьных лет сюжет, и современные направления поп-музыки, в том числе, Rnb, hard and heavy. Богатый помещик Троекуров после ссоры со своим давним другом Андреем Дубровским отнимает у него имение. Андрей Дубровский заболевает и вскоре умирает. Сын Дубровского – Владимир, решает, во что бы то ни стало, отомстить обидчику. С крестьянами из бывшего поместья он уходит в лес. Вскоре по окрестностям разносятся слухи о разбойнике Дубровском.
С документами учителя-француза Дефоржа Дубровский проникает в имение Троекурова, но отказывается от мести, полюбив Машу, дочь Троекурова. Девушка отвечает ему взаимностью. Дубровского разыскивает полиция, и он вынужден вернуться в лес. Тем временем Машиной руки просит князь Верейский. Разбойники скрывают от Дубровского дату венчания и останавливают экипаж Верейского и Маши по возвращении из церкви. Маша отказывается уйти с Дубровским, она любит его, но уже обвенчана с другим.
По словам Кима Брейтбурга, мюзикле есть номера, стилистически связанные с R'n'b, с тяжёлым роком. Поэтому для театра, который придерживается академических канонов – эта работа уникальна и экспериментальна. Театру придётся расширить жанровые границы, а актёрам – актёрские и вокальные рамки».
Валерия Брейтбург о вокале «Проблема заключается не в том, как перейти от классического вокала к эстрадному, а в том, как сам артист готов экспериментировать в данном направлении. Если у актёра хорошая, крепкая артистическая харизма, и у него достаточно желания и рвения попробовать себя в разных направлениях, то манеру можно привить любую».
Идея создания мюзикла принадлежит Карену Кавалеряну. Почему Дубровский? Потому что сам сюжет романтический, пронзительный, связанный с российской историей. Вообще много случаев в истории мюзикла, когда в основу произведения положено классическое литературное произведение
Ким Брейтбург о поп-музыке. «Последние двадцать лет я занимаюсь поп-музыкой – туда входит и R'n'b, и hard and heavy. Поп-музыка – это очень широкое понятие. Сюда можно отнести популярные произведения Моцарта или Бетховена. А в нашем спектакле использование этих направлений будет способствовать расстановке определённых акцентов, новому раскрытию сюжета, известного всем со школьных лет». Валерия Брейтбург. «Я думаю, что использование этих направлений – это не просто демонстрация автором самого факта владения этим материалом. Ведь в «Дубровском» присутствуют различные жанры. Кому-то окажутся ближе романсовые мелодии, любители классики тоже будут довольны. Мы старались охватить широкий спектр направлений, чтобы удовлетворить вкусы самой разной аудитории. И, главное, всё подчинено общему художественному замыслу, каждый музыкальный стиль соответствует определённому персонажу или характеризует конкретную ситуацию».
https://muzkom.ru
6) «ДУБРОВСКИЙ» В Екатеринбурге
Помимо феноменальной энергетики, взрывающей сознание смеси драйва и сверхдозы адреналина, шоу покоряет действительно качественной музыкой. Так, Петр СТЕПОВИК в роли отца главного героя своей арией «Прощай», исполненной глубоким бархатным баритоном, пленил сердца прекрасной половины зала. Потрясающе напевной вышла «Иволга и Волга» - партия Арины (няня Маши). Рис. 29
Соло и дуэты Маши и Владимира Дубровского исполнены не только голосом, но и сердцем. Несчастные влюбленные от своих книжных прототипов отличаются цельностью образов и безупречной чистотой души. Весь отрицательный заряд авторы мюзикла перенесли на разбойничью банду, которая в геометрической прогрессии наращивала драйв с каждым выходом на сцену. Именно крестьяне - Архип и Егоровна - задумали и воплотили в жизнь заговор против своего молодого барина. Символом их коварства стала черная роза, из-за которой Маша оказалась обвенчана с ненавистным князем Верейским.
«Изюминка» мюзикла - отдельные яркие номера внутри общего сюжета. Многие из них вызывают особенно бурную реакцию зала и надолго запоминаются зрителям. Так произошло с Дефоржем (Алексей РЫЧКОВ), бесподобно комично замерзавшим на сцене со словами: «Что для русского красиво, для француза - чисто смерть!» и судебным заседателем Шабашкиным, цитата из арии которого «Ну, а закон, что дышло, как повернешь, так и вышло» сегодня актуальна, как никогда.
Органично брутален в огнях рампы помещик Троекуров (Антон МАКАРОВ) в сиюминутных порывах своего самодурства. Мощную притягательную харизму излучает Рассказчик (Кирилл ПОПОВ), образ которого по ходу действия трансформируется из спокойного повествователя в автора, раздираемого безысходностью рокового поворота истории.
В финале феерия страстей взрывается благодарными овациями зрителей. Шоу состоялось, шоу продолжаться!
Основную часть ролей в хоре и кардебалете исполнили ученики 9-11 классов школ Екатеринбурга, были артисты и постарше школьников. Основную массу зрителей также составляли учащиеся школ. Судя по всему спектакль ребятам понравился.
Режиссер-постановщик мюзикла - хореограф, Заслуженный деятель искусств РФ Николай Андросов. Музыка композитора Кима Брейтбурга, автор либретто - Карен Кавалерян.Режиссер-постановщик, хореограф заслуженный деятель искусств РФ Николай Андросов
Музыкальный руководитель – Валерий Брейтбург Художник-постановщик, заслуженный художник Чувашии – Валентин Фёдоров.
http://tyum-pravda.ru/
7) «Дубровский» в Минске
История уральской версии мюзикла началась в Минске. Тогда, прибыв в составе делегации в столицу Белоруссии, министр культуры Свердловской области Павел КРЕКОВ и директор Свердловской государственной детской филармонии, заслуженный работник культуры РФ Людмила СКОСЫРСКАЯ побывали в Минском театре музкомедии, где с успехом шел «Дубровский», поставленный силами преподавателей и студентов местного университета культуры и искусства под руководством продюсера и композитора Кима БРЕЙТБУРГА. Рис. 24
— Эта постановка поразила нас такой энергетикой молодости, теплотой, яркостью, позитивом и искренностью, - вспоминает Павел Владимирович, - что мысль о необходимости создания аналогичного спектакля для наших зрителей родилась сама собой.
«Дубровский» - детище московской творческой команды звезд отечественного шоу-бизнеса. Автор либретто – поэт Карен КАВАЛЕРЯН, лауреат теле-визионных фестивалей «Песня года» и «Новые песни о главном». Режиссёр-постановщик и хореограф - заслуженный деятель искусcтв РФ Николай АНДРОСОВ. Музыкальный руководитель - Валерия БРЕЙТБУРГ, главный хормейстер телевизионных шоу «Битва хоров» и «Наш выход». Сценография, костюмы –Валентин ФЕДОРОВ, главный художник Чувашского государственного театра оперы и балета, заслуженный художник РЧ. В роли композитора и продюсера проекта выступил Ким БРЕЙТБУРГ, заслуженный деятель искусств России.
Рис. 25
Мы выбирали, в первую очередь, образы, - говорит Валерия БРЕЙТБУРГ. - Просто поющий или очень хорошо поющий человек в нашем случае не являлся определяющим критерием. Мы точно понимали, какой типаж нам требуется, какие характеристики, темперамент, внешние данные. Поэтому очень тщательно подошли к отбору на главные роли.
Рис. 26
Рис. 27
Рис. 28
Рис. 29
Рис. 30
Так, в труппе посчастливилось оказаться и тем, кто не имел сценического опыта и профильного образования. Однако специальные методики, применямые командой Брейтбурга, позволили буквально за полгода из новичков подготовить настоящих артистов.
У мюзикла очень сложная партитура - музыкальная, хореографическая, драматическая, насыщенный свет. Это заставило все службы Детской филармонии работать на пределе возможностей. Постановка получилась в меру лирическая, в меру романтическая, молодежная, разножанровая, многослойная. Но Пушкин там присутствует везде. И нет провокаций.
8) «Дубровский» в Омске.
Создатель постановки - главный режиссёр Александр Лебедев. Это был его о первый спектакль на сцене музыкального театра Рис.31
Александр Лебедев (Новосибирск) - дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая маска». За четверть века творческой жизни им создано более 60 спектаклей в театрах Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Днепропетровска, Ростова, Сыктывкара, Иркутска, Донецка, Екатеринбурга, Магнитогорска, Новосибирска.
Для первой ласточки на новом месте работы Александр Лебедев неслучайно выбрал мюзикл. Жанр позволяет охватить разного зрителя и при отличной работе становится визитной карточкой музыкального театра. Мюзикл «Дубровский» (либретто Карена Кавалеряна по мотивам романа А. С. Пушкина, партитура современного российского композитора Кима Брейтбурга), который с успехом идёт по всей стране, теперь вошёл и в омский репертуар. История, созданная Александром Пушкиным, на сцене Омского музыкального театра рассказана средствами современной музыки, где переплелись неоклассика и R&B, рок и поп-музыка.
Александр Лебедев берётся за этот материал уже во второй раз. Первый «Дубровский» Лебедева с успехом идёт в Новосибирске. «Случился некий анализ того, что было сделано в Новосибирске, и какие-то вещи там были сделаны удачно, и я сегодня от них не отказываюсь. Потому что если есть какое-то удачное решение сцены, то не вижу смысла делать хуже. Но те сцены, который, на мой взгляд, в то время были недодуманы или, скажем, требуют другого решения, они все поменялись и приобрели иное лицо», - говорит режиссёр.
Подготовка к омскому «Дубровскому» шла кропотливо. Разучивалось либретто Кавалеряна, оркестр читал партитуру Брейтбурга. Из разных городов были приглашены специалисты: художник-постановщик Николай Вагин из Томска, художник по костюмам Наталья Сыздыкова из Хабаровска и автор хореографии Татьяна Безменова из Москвы.
Хореография коснулась всех, кроме оркестра. Пришлось танцевать и хору, и солистам. Балетная труппа, в свою очередь, должна служить подспорьем для нетанцующих исполнителей.
Превосходную огранку придала постановке сценография и костюмы.
Визуальное наполнение спектакля замечательное - металлические масштабные декорации, ровными линиями режущие пространство, и просторный второй ярус, с которого исполняет арию главный герой Владимир Дубровский. Волшебную атмосферу создаёт переливающийся сочный свет, немного напоминающий стиль диско.
Художник по костюмам Наталья Сыздыкова достойна отдельных оваций. Особо восхитительна сцена, в которой Маша появляется в свадебном платье. Нежное, как сама возлюбленная Дубровского, оно, безусловно, производит эффект и служит дополнительным визуальным акцентом в разбитой любви героев.
Прекрасно одеяние солистки балета Екатерины Жигаловой, чьё имя и роль по неизвестным причинам не внесены в программку к спектаклю. К сожалению, мастерство балерины зрителю не доведётся увидеть. Создатели доверили недавно приглашённой в труппу артистке изящно прохаживаться среди действующих лиц, один раз ненавязчиво станцевать и совершить лишь одно идеальное па. Учитывая профессионализм Жигаловой, довольно обидно, что она осталась если не в стороне, то в неподходящей для своего профессионального уровня роли.
Замечательно вошёл в образ антагониста Троекурова красавец Анатолий Мотовилов, сыгравший действительно сильного мира сего, чей тенор буквально грохотал по залу. Как всегда была великолепна игривая Ирина Трусова, которой уж очень идёт образ прошлых столетий. Прекрасны в образах Антон Завьялов и Ольга Березовская.
Оценивать главных героев сложно, так как и у Маши Троекуровой, и у Владимира Дубровского по три исполнителя. Повезёт зрителю, который услышит баритон Александра Серкова. Драматическая составляющая у артиста пока не совсем получается, но великолепное сольное исполнение полностью компенсирует сей недочёт. Ирина Гелева, сыгравшая роль Маши, на фоне партнёра пока слегка теряется. И, что можно назвать недосмотром режиссёра, связь между главными героями отсутствует. В искренние чувства Дубровского и Маши, которые обнаружились для зрителя слишком внезапно, поверить пока сложно. Но опять же стоит надеяться, что дело в не полной готовности спектакля к сдаче.
В целом омский «Дубровский» в постановке Александра Лебедева можно назвать удачей. Яркая картинка, подвижное действие, сочные мизансцены. Выбор мюзикла оказался полностью оправдан. Постановка будет интересна как молодому поколению, так и старшему театралу. В пользу первого говорит современная партитура, а второго порадует пушкинская история, аутентичные одежды и, конечно, корифеи Омского музыкального театра. Можно резюмировать, что омская публика с овациями приняла Александра Лебедева в качестве нового главного режиссёра.
/www.muzteatr-omsk.ru
8) «Дубровский» В Симферополе
Ярко и экстремально
«Дубровский» — самое яркое событие крымской театральной осени-2015. И не только из-за масштабности мюзикла, в котором задействован едва ли не весь персонал музыкального театра, включая оркестрантов и техников. И не только из-за музыки именитого российского композитора, продюсера, заслуженного деятеля искусств РФ Кима Брейтбурга (автор либретто — Карен Кавалерян). Яркости крымскому «Дубровскому», прежде всего, придает удивительный актерский состав, в котором множество и народных, и заслуженных артистов, и лауреатов республиканских премий (особенно выделяется игра Ольги Котляренко — предводительницы разбойничьей шайки, по сюжету). Режиссером-постановщиком нового мюзикла стал Владимир Косов, а балетмейстером и дирижером, соответственно, — Александр Гоцуленко и Виктор Климов.
http://dubrovsky-musical.ru/
Рис. 32 Рис. 33
Отзывы о постановке в Крыму:
- Мы не считаем количество посещений, но раз в два месяца точно бываем на этом спектакле. И были уже достаточно, чтобы полюбить его всей душой! Это любимый мюзикл всей нашей семьи (от шестилетней девочки до шестидесятилетней бабушки). Обожаем неподражаемого Дубровского (Владимира Кудрявцева), фееричную Егоровну (Ольгу Котляренко), коварного Шабашкина (Алексея Кареева), трогательную няню (Татьяну Медведеву) и многих других! Каждый по-своему замечательный, балет великолепный, постановка остросюжетная! - Галина Мухина
- «Дубровский» - настоящий любимец публики! И приз зрительских симпатий явно у этого спектакля)) постоянные аншлаги тому подтверждение! Невероятный мюзикл! Сколько бы раз не смотрела, а каждый просмотр, как первый. Столько эмоций, непередаваемо! Один из любимейших спектаклей нашего театра) - Ольга Мельник
- Мюзикл супер! Была не однократно и каждый раз в восторге! Актёры, вокал, балет, костюмы, декорации-все на высшем уровне!) - Галина Бондаренко
https://zen.yandex.ru/media/id/5cf7b6cf9511bd00afb4eb72/miuzikl-dubrovskii-otzyvy-zritelei-607952d62dd1c37b7b304275
Вывод : Проведенный нами обзор постановок и отзывов о них позволяет сделать вывод, что мюзиклы по роману «Дубровский» пользуются огромной популярностью у зрителей разных поколений, в том числе и у подростков, в разных городах нашей страны. Одной из причин, объясняющих эту популярность, можно считать тот факт, что в этих постановках сочетается сюжет романа и современные музыкальные и хореографические находки.
Проведение эксперимента
В качестве эксперимента мы предложили ребятам посмотреть экранизацию романа «Дубровский» и мюзикл по этому роману для того, чтобы подтвердить или опровергнуть нашу гипотезу. К сожалению, не у всех была возможность посетить театр, но многие посмотрели телевизионную версию мюзикла.
Эпизод в мюзикле – смерть старшего Дубровского, еще глубже заставляет задуматься о ценности родителей в жизни каждого человека.
Актриса, играющая роль Маши, смогла передать все тонкости нежных, трогательных и сложных отношений с мужчинами.
Мне добавили позитивных впечатлений сцены с участием разбойников, они заряжали весь зал своей напористостью и задором
Вывод : После просмотра мы попросили поделиться впечатлениями о том, как теперь они воспринимают роман. Многие ребята ответили, что после просмотра мюзикла роман показался им более современным, близким и понятным. Таким образом наша гипотеза нашла свое подтверждение:обращение к нестандартным для классической литературы жанрам, таким как мюзикл, делает художественные произведения ближе и понятнее для современных подростков и, как следствие, помогает повысить интерес к изучению классики.
Хочу добавить, что мне тоже ближе мюзикл, так как я увлекаюсь танцами, поэтому мне очень понятно видение сюжета произведения через музыку. В мюзикле через песни можно очень четко понять характеры и настроения героев. Читая роман, больше сопереживаешь героям, а в мюзикле более динамично воспринимается сюжет. Из всех жанров, в которых представлен роман «Дубровский», я все же выберу мюзикл.
Заключение
Проводя наше исследование, мы изучили особенности литературы как вида искусства, кино как вида искусства и мюзикла как вида искусства, сопоставили эти виды искусства и выделили основные различия, провели опрос учащихся 6- 7 классов о том, что они читают и в каком воплощении им больше нравится знакомиться с произведениями литературы; нашли информацию о постановках мюзикла по роману «Дубровский» на разных театральных площадках страны, чтобы понять , как воспринимается мюзикл по классическому произведению; предложили группе учащихся, прочитавших роман, в качестве эксперимента посмотреть фильм и мюзикл по роману «Дубровский», провели повторный опрос по восприятию постановок. Гипотеза подтвердилась.
В заключение хотим подчеркнуть, классическая литература позитивно влияет не только на взрослых, но и на детей. Хотите, чтобы ваш ребенок рос и развивался гармонично? Тогда займитесь его литературным воспитанием с раннего детства, ведь есть множество плюсов, которые может дать классика детям. – этот совет очень верный.
что классическая литература повышает грамотность. При знакомстве с классическими произведениями ребята начинают больше думать. У них в голове проходят разнообразные процессы мышления. Они учатся анализировать информацию, понимать героев и их поступки. Дети начинают рассуждать, благодаря чему развивается наш мозг.
У детей, которые знакомы с классической литературой в разы быстрее развивается память и речь. Ребенок, который много и с удовольствием читает, или знакомится с классикой по постановкам или экранизациям, вырастает умным, эрудированным и интересным собеседником. Что еще важно – дети начинают чувствовать.
Список использованной литературы:
https://zen.yandex.ru/media/id/5cf7b6cf9511bd00afb4eb72/miuzikl-dubrovskii-otzyvy-zritelei-607952d62dd1c37b7b304275
http://dubrovsky-musical.ru/
/www.muzteatr-omsk.ru
http://tyum-pravda.ru/
https://muzkom.ru
https://sgdf.ru/
https://stapravda.ru/
https://myfilology.ru/137/literatura-kak-vid-iskusstva/
https://ru.wikipedia.org/
https://obrazovaka.ru/question/lyubov-mashi-i-dubrovskogo-kratko-85096
https://soundtimes.ru/
https://muzkom.ru/
Пушкин А.С. Дубровский. Роман. Саратов, Приволж. Кн. Изд-во, 1978.
Приложение
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Рис. 13
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 18
Рис. 19
Рис. 20
Рис. 21
Рис.22
Рис. 23
Рис. 24
Рис. 25
.
Рис. 26
Рис. 27
Рис.28
Рис. 29
Рис. 30
Рис. 31
Рис. 32
Рис. 33