Влияние композиции и образного мира романа М.Петросян «Дом, в котором…» на восприятие его читателями

XIX Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ учащихся
Старт в науке

Влияние композиции и образного мира романа М.Петросян «Дом, в котором…» на восприятие его читателями

Чернова П.Р. 1
1МБОУ "СОШ №11"
Березуева О.А. 1
1МБОУ "СОШ №11"
Автор работы награжден дипломом победителя I степени
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

В 2009 году «Дом, в котором...» просто взорвал отечественный литературный процесс. Оценки колебались от резкой критики до безумного восхищения. Появилась целая мини-субкультура «домовцев», которые образовывали «стаи» для разыгрывания сцен из романа.

Особо фанатичные читатели уверены, что если тебе понравилась книга, — «Дом» тебя «принял», а если нет — «не впустил». Такое пошленькое объяснение они предлагают новичкам, запутавшимся в тексте, а потом бросающимся искать ответы на многочисленные вопросы. Да, после первого прочтения они неизбежны. Давайте попробуем выяснить, почему этот неоднозначный роман стал одной из вершин современной российской литературы.
рис.1

  1. Структура работы

    1. Актуальность

Застать ребенка за чтением книги, которую не задали по литературе, — что-то из жанра фантастики. И это не удивительно. Ведь сейчас у детей есть сразу несколько причин забросить чтение…

1. Появились другие источники информации. То, что раньше можно было узнать только из книги или энциклопедии, теперь «гуглится» за пару минут в телефоне. Книга потеряла ценность как первоисточник информации.

Даже библиотеки теперь привлекают посетителей мастер-классами, фотозонами и ночными квестами.

2. Вырос уровень информационного шума. Новости, интересные факты, мемы и лонгриды окружают ребенка со всех сторон. Мозг постоянно перегружен. Потребность в дополнительном чтении не возникает.

3. Стало не хватать времени. Школьники готовятся к ЕГЭ, посещают репетиторов и занимаются любимым хобби. Чтение книги — это ритуал. Нужно найти удобное место, хотя бы полчаса свободного времени и сосредоточиться. Книга требует полного погружения в отличие от поста в «Инстаграме» (Инстаграм - соцсеть признана экстремистской и запрещенной на территории России, заблокирована РКН) или видео в TikTok, с которыми можно ознакомиться на ходу.

4. Книги потеряли свою привлекательность. Чтение дает простор фантазии, но при этом нужно много вдумываться и анализировать.[1] Но при этом, современное подростковое чтение — особая культура, в которую гармонично вплетается использование всевозможных гаджетов. Книга как таковая может вообще отсутствовать в процессе чтения, даже в электронном виде. Некогда популярную фантастику заменяет фэнтези, ставшее частью подростковой реальности через компьютерные игры и фанфики. Есть ли место для миров Достоевского и Толстого в мультимедийном сознании современной молодежи, или все заняла Поттериана? [2]

Школьники предпочитают кино книгам

Просмотр кинофильмов по мотивам известных романов или быстрое знакомство с кратким содержанием книг в интернете нередко заменяют полноценное чтение.

Поэзия вдохновляет немногих

Информация, которую пользователи дают о себе в соцсетях, а также результаты соцопросов свидетельствуют, что поэтические литературные жанры сегодня наименее популярны среди молодежи.

Wi-fi вытесняет привычку читать в транспорте

Чтение книг в транспорте — уже не такая популярная практика, как раньше, особенно среди молодежи. Просмотр новостей, переписка и т.п. стали распространенными «дорожными» занятиями молодых людей.

Литература любит размеренность

Несмотря на технологический прогресс, который провоцирует поверхностное знакомство с книгами, привить любовь к литературе невозможно без медленного чтения. Существует несколько способов, которые требуют времени, но могут увлечь подростка глубиной и рефлексией. Это, например, знакомство с литературными перекличками — диалогами писателей друг с другом или своего рода самопознание — поиск собственного в личностях героев.[3]

    1. Цель: попытаться ответить на вопрос, как влияет композиция и образный мир романа на восприятие его читателями.

Задачи проекта

1. Познакомиться с историей создания романа Мариам Петросян «Дом в котором»

2.Изучить мнение читателей о романе

3.Проанализировать композицию произведения, чтобы понять, как она помогает понять замысел автора

4.Дать характеристику героям произведения

5. Сделать выводы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу

    1. Объект исследования: роман Мариам Петросян «Дом, в котором»

    2. Предмет исследования: восприятие романа «Дом, в котором»

    3. Гипотеза: Мир «Дома в котором» настолько противоречив и необычен, что понять его можно только при условии полного погружения.

    4. Методы исследования: библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; выделение и синтез главных компонентов, опрос.

    5. Теоретическая значимость

Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить представления о романе и его особенностях. Попытаться проанализировать композицию и сюжет произведения.

    1. Практическая значимость

Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для подготовки к урокам внеклассного чтения, круглых столов. Знакомство с работой может повысить мотивацию учащихся к чтению романа

    1. Структура работы

Данная работа состоит из трех глав. Работа состоит из введения 4 глав, списка литературы, приложения. Работа изложена на 17 страницах, иллюстрирована 23 рисунками. Общий объем работы составляет 24 страницы.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА.

ГЛАВА I. Сбор и анализ сведений о биографии автора и истории создания книги.

    1. Биография автора

Мариам Петросян — писательница, художница. Родилась 10 августа 1969 в городе Ереване. В 1988 закончила художественное училище по специальности «художник-оформитель». Карьеру начала на студии «АрменФильм», где с 1989 работала в отделе мультипликации. Потом приехала в Москву, и два года работала на студии «Союзмультфильм». После чего в 1995 вернулась на «АрменФильм», где и работала до 2007. Замужем, двое детей. [4]

Награды

2009 — Большая Книга: Победитель читательского интернет-голосования

2010 — Звёздный Мост: Лучшая дебютная книга. 2 место. «Серебряный Кадуцей» 2010 — Странник: Необычная идея 2010 — Портал: Открытие себя (имени В. И. Савченко)

2010 — Книга года по версии Фантлаба: Лучший роман отечественного автора

2011 — РосКон: Роман. 3 место. «Бронзовый РосКон»[4]

Рис.2

    1. История создания книги

Мариам Петросян женщина красивая и скромная. Она не считает себя писательницей. В своем родном Ереване Мариам домохозяйка, воспитывает двоих детей. В девяностых она работала художником-оформителем в «Арменфильме», а потом на время перебралась в московский «Союзмультфильм», где сотрудничала с великим аниматором Робертом Саакянцем.

До сих пор писательницу приглашают в Россию на читательские встречи. Фанаты каждый год задают одинаковые вопросы о «Доме». Что такое Изнанка? Планируются ли новые книги? Будет ли экранизация? Нет, новых книг не планируется, отвечает Мариам, после чего выпускает забавную «Сказку про собаку, которая умела летать» и два плохих рассказа.

«Дом, в котором...» — роман об интернате для детей-инвалидов, где воспитанники творят чудеса, перемещаются в другие миры (так называемая Изнанка Дома). А ещё курят, пьют, дерутся, употребляют наркотики, занимаются сексом, убивают друг друга. Мир Дома полон мельчайших деталей, причудливых описаний, множества персонажей, поэтому мозаику сюжета практически нереально собрать с первого прочтения. Может показаться, что сюжета вообще нет. На самом деле есть. Это судьба Серого Дома. Он трансформирует своих детей, в то же время изменяясь сам, как живой организм.

Мальчики и девочки, попадая туда, перестают быть калеками, но при этом физические и умственные недостатки никуда не исчезают. Внешнюю инвалидность становится не видно под огромной силой духа, вызывающей одеждой, безумным для «нормального» человека мироощущением героев. Все они сливаются в коллективном бессознательном, которое локализуется в стенах Дома. Одушевлённое здание диктует свои законы выживания, хотя воспитанникам кажется, что они их сами изобрели.

Текст «Дома» писался, а для себя, мужа и подруги. Для Марьям быль важен только процесс создания книги. Тогда ей было двадцать с небольшим лет.

Когда писательница родила детей, стать домохозяйкой, бросив карьеру художника, Но Мариам не забыла о вымышленных детях из детдома.

Само произведение закончено не было, да и конец не планировался. Но около 2009 года произведение чудом попала к издателю. У издательства были свои требования.

Мариам себя писательницей не считает. Она писала неправильно, нарушая законы. У профессиональных писателей принято знать концовку изначально.

" У романа не было изначально заданного сюжета. Всё началось с простой истории: некий мальчик попадает в новое место, в чужое окружение. По словам, она придумывала героев, создавала им ситуации, и дальше они уже действовали сами, а она с интересом наблюдала за ними. И знакомилась с жителями Дома она вместе с новичком, который попал туда незадолго перед выпуском. "

В некоторых деталях сюжета нашли своё отражение эпизоды жизни писательницы.

Очень непростым был путь, который проделала книга, прежде чем попасть в издательство. В 1998 году подарила рукопись своей московской знакомой, а сын знакомой отдал книгу своему другу. Роман пролежал в столе у друга почти десяток лет, пока тот не собрался переезжать. Найдя книгу, он прочёл её, дал почитать брату, брат отдал подруге, а та — своему преподавателю вокала. У преподавателя брала уроки Шаши Мартынова, главный редактор издательства «Гаятри», и она решила прочесть рукопись. А прочитав, начала по этой же цепочке искать автора — ведь книга не была подписана. И в январе 2007 года раздался звонок из издательства.

На предложение напечатать книгу Мариам попросила время до сентября — для того, чтобы дописать финал. «Тогда мне казалось, что год — это очень много. Этот год пролетел с ужасающей быстротой», — вспоминала писательница. Финал писался с трудом — попытки собрать сюжет во что-то цельное приводили к обрыву сюжетных нитей и дырам в изложении, а персонажи сопротивлялись и не хотели участвовать в финале, не желали расставаться и уходить в наружность.

Название романа было изменено перед публикацией:

" Книга называлась «Дом, который…». Тоже, конечно, не ахти что, но старое название для меня было говорящим и ассоциировалось с «Домом, который построил Джек». А новое ни с чем не ассоциируется. В издательстве Livebook объяснили, что нынешнее название предложил какой-то очень известный поэт — уж не знаю, кто именно. " [6]

ГЛАВА II. Анализ композиции и образного мира романа

    1. Опрос учащихся 9-10 классов, прочитавших или слышавших о романе

Практическую часть нашей исследовательской работы мы решили начать с опроса учащихся:

Вопросы:

1. Приходилось вам слышать о романе Мариам Петросян «Дом, в котором…»?

(Слышали – 65%; Не слышали – 35%)

2. Вы читали роман «Дом, в котором…»?

(Не читали – 85%; Читали – 15%)

3. Хотели бы прочитать это произведение?

(Не хотели бы – 40%; Хотели бы – 60%) диаграмму построй

Вывод: несмотря на то, что роман очень популярен вот уже два десятилетия, ребята из моей школы, к сожалению или не слышали о нем, или слышали, но не читали. Считаю, что роман заслуживает большего внимания, но для этого надо повысить мотивацию ребят к его прочтению. Именно на это и направлена наша работа.

    1. Отзывы о романе из сети Интернет

Рис.3 рис.4 рис.5 рис.6

[7]

Читатели о книге

Роман произвёл настоящий “бум” в современной литературе. В книге много метафор и символизма. Таким образом творение общается с нашим подсознанием. Известно, что дом-это архетипический образ личности. Если попросить любого человека изобразить дом, созданный им рисунок будет отображать его качества и его отношение к жизни. А пресловутая Изнанка-это неосознаваемые бессознательные желания и страхи, которые есть у каждого из нас. Так, в образе Дома мы видим внутренний мир человека, поставленного перед лицом жестокого, взрослого мира(Наружности) и испытывающего бурю переживаний и сложностей в процессе взросления. А многочисленные дети, обитатели Дома, являются субличностями одной, единой психики. Во круг романа вилось много споров, разногласий и противостояний. Читатели разделились на две стороны, одним “Дом, в котором…” запал прямо в душу, они абсолютные фанаты этого произведения. Другие же совершенно не принимают, не понимают роман. Многие пишут, что: “Дом пускает не каждого.”. Частично это связанно с противоречиями в книге, это вроде дети, но ведут себя и мыслят совсем как взрослые. В некоторых эпизодах Мариам Петросян показывает их жестокость. Например, несколько таких моментов: [8]

  • Псы задушили своего же состайника Краба во время Самой Длинной Ночи. Причина не описывается.

  • Помпей. Бывший вожак Шестой. Попал в дом не так давно и совсем не знал его правил. Метил на место Слепого, за что и поплатился жизнью. Помпей бросает вызов Бледному, приглашая его сразиться один на один. При этом вожак псов опасается, что, согласно одному из старых законов, Слепой выставит вместо себя кого-то из своих состайников. Однако, данный закон не поддерживается в четвёртой, что успокаивает Помпея. В одну из ночей два вожака встречаются в спортивном зале, где Слепой в один миг наносит Помпею удар ножом в горло, отчего последний умирает. [9]

    1. Беседа с одноклассницей

https://vk.com/video231116995_456239145 [10]

    1. Вывод: Судя по отзывам тех, кто прочитал роман, можно сделать вывод, что книга, действительно, удивительная. Кому –то роман показался бессмысленным, поверхностным, непонятным, а кто-то буквально с первых страниц буквально влюбился в этот удивительный мир. Мнения разные, но никого роман не оставил равнодушным. Это ещё один повод самому познакомиться с романом и понять: «примет» ли тебя Дом или не позволит стать в нем своим.

    2. Анализ композиции и содержания романа

Но что же всё-таки принесло такую известность роману?

«Дом, в котором…» - необычная книга. Критики отнесли ее жанр к магическому реализму, хотя это еще и роман воспитания. Общем виде можно сказать, что это роман о жизни детей-инвалидов в интернате, где их лечат и учат с 6-ти до 18 лет. Описан последний выпускной год их жизни в интернате. Инвалидность используется здесь как метафора для обозначения уязвимости каждого из нас. Большая часть книги состоит из описаний их приколов, шуточек, драк, интриг. Это интересно само по себе, но между шутками иногда вдруг проскальзывает нечто странное, что никогда не понять постороннему.

Рис.7

Приемы, позволяющие создать специфическую атмосферу:

  1. Стиль романа

  2. Двоемирие романа

  3. Наличие интермедий

  4. Названия комнат

  5. Прозвища(клички) персонажей вместо имен, сами персонажи

  6. Недосказанность

1.Если говорить о стиле. То для текста характерны короткие предложения, в частности до шести слов. Практически нет союзов. Герои изъясняются, мыслят цепочками экспрессивных парцеллированных фраз в режиме online. Никакого прошедшего и будущего времени (почему так, расскажу позднее). Роман подражает разговорной речи. Удивительно, но от этого текст делается изящным, невероятно живым.

Рис.8

А в итоге мы получаем невероятных персонажей. Так же и с обстановкой Дома. Ты как будто находишься в одной спальне с героями, лежишь на общей гигантской кровати. Слышишь запахи. Вокруг кипит жизнь.

Ощущение, что смотришь кино. Вот ещё доказательство таланта Мариам Петросян.

2.Двоемирие в романе

Изнанка — второе дно Дома, параллельный мир. Под воздействием эмоционального потрясения или наркотиков некоторые дети способны перемещаться туда. Это место делает их полноценными: колясники могут ходить, а слепые видеть. Изнанка напоминает страну со своими хайвеями, придорожными закусочными, одноэтажными идиллическими городками. Особое место в Изнанке — Лес. Туда путь открыт только единицам.

Двоемирие Дома легко объясняется персонажами. Курильщик верит исключительно своим глазам. Не видел — значит, не бывает. Из-за этого любые упоминания о мистической стороне он не воспринимает — думая, над ним издеваются. Неспроста впоследствии он стал известным художником. Визуальная фиксация действительности, опирающаяся на логику и скептицизм, не позволяет ему представить иную сторону. Повествование происходит от лица далёкого законам Дома Курильщика, который формально представляет нам местность и персонажей, а потом передается опытным домовцам, для того чтобы полнее и с разных сторон проявить мир. Совершенная противоположность Курильщику — вожак Дома Слепой. Своим внутренним зрением он видит больше, чем другие. С лёгкостью можнт путешествовать в Лес без любых стимулирующих средств. В Слепом возможно узнать черты славянского волхва: колдуна, наделенного магическим знанием, зачастую слепого, связанного с богом Велесом. Третий ключевой герой — Сфинкс. Он одинаково принадлежит двум мирам. В какой-то момент ему даже удаётся разом оказаться и там, и там. Сфинкс не стремится оказаться в Изнанке, предостерегает остальных об её опасности.

Как и в случае со Слепым, мифологические прообразы возможно обнаружить и в других персонажах. Например, Властелин времени Шакал подобен на египетскому собакоголовому боуа Анубису, проводником в мир мёртвых и обладателя дара предвидения. Один из даров Шакала — перо цапли, напоминает перо египетской птицы-феникса Бену, она изображалась в облике цапли, олицетворяла веру в новую жизнь, возрождение после смерти.

Рис.8

Наружность

Наружность — то, что находится за пределами Дома, реальность, которая страшнее любого, самого изощренного ночного кошмара. Все, чего хотят жители Дома — никогда не появляться там, ничего о ней не знать, поэтому они с таким ужасом ждут выпуска, который наступает раз в семь лет и остается страшной раной в воспоминаниях тех, кто стал его свидетелем.

" Опасность была не в незнании. Она была в самом этом слове «наружность» "

Наружность является объектом страха и ненависти любого воспитанника Дома, кроме, пожалуй, летунов и Чёрного. Дети Дома изначально отторгнуты миром, иначе они бы не оказались в его стенах. В их головах прочно засело знание — они не нужны снаружи. К тому же, за несколько лет проживания в стенах, где царят свои законы и традиции, из воспитанников выветриваются последние запахи наружности. К выпуску это уже совсем иные люди, с мыслями и характером, который явно не оценят за забором Дома.

"– Ладно, что там выпуск! В наружности я бы хотел их встретить, вот где! Хоть пару минут полюбоваться. Потому что я их там себе не представляю, не получается у меня, понимаешь? Пробую представить - и не могу. "

Прошедшее и будущее время действительно встречаются в романе очень редко. По законам Дома бестактно вспоминать Наружность (мир за пределами Дома), потому что страшнее неё нет ничего

" Возвращение из наружности Летуна с заказами. Очень редкое событие. "[11]

Вывод:несмотря на сложные взаимоотношения, жестокость, вражду, все ребята чувствовали себя в нем в большей безопасности. Это отсылка к жестокости окружающего мира по отношению к подобным детям с очевидными физическими проблемами ис ментальными отклонениями.В самом же Доме никакой дискриминации по этому поводу.

  1. Интермедии

В книге особую роль играют интермедии. Интермедия — часть повествования, рассказывающая о событиях, происходящих до основного сюжета. В книге выделяется отдельными главами. В Интермедии повествование ведётся в прошедшем времени, в основном от лица Кузнечика, ныне Сфинкса. Сюжет завязан на вражде двух кланов под предводительством Черепа и Мавра. Многие из воспитанников, встречающихся в повествовании времен Курильщика, также описываются в Интермедии, как жители младших групп. Большинство из них имело другие клички.

Интермедии с описаниями Хламовника и Чумных Дохляков. — это мои любимые моменты романа Какие там были сцены! Вонючка — мой любимый персонаж. Как было здорово, когда он переезжал к Чумным Дохлякам со своим хламом. А как он требовал от директора отдать посылки! На протяжении всей книги я много раз ловила себя на том, что от удовольствия несколько раз перечитываю одни и те же предложения. Не помню, чтобы так было с какой-либо другой книгой. Вот ещё один плюс автору.

Вывод: Главы Интермедии занимают весьма важное место в сюжете. В них рассказывается о предыдущем выпуске, заложившем многие традиции и понятия.

На нейтральной территории между двумя мирами — зубцов и пустырей — стоит Дом. Его называют Серым.”

Дом принадлежал старшим. Дом был их домом, воспитатели присутствовали, чтобы поддерживать в нем порядок, учителя — чтобы старшим не было скучно, директор — чтобы не разбежались учителя.”

Жара обрушилась на Дом, а вместе с жарой — волейбольная лихорадка и каникулы. Обитатели Дома переселились во двор, бросив его, как надоевшую скорлупу.”

Еще был запуск воздушного змея — желто-лилового с раскосыми глазами. Он повис над двором, таинственно улыбаясь и трепеща хвостом, а они по очереди держали его за нитку,”[12]

Рис.9

  1. Как устроен Дом

Книга изобилует собственными терминами, двузначными словами и прозвищами. Ни один персонаж там не использует собственное имя. «Перевести» этот язык — значит описать вселенную «Дома, в котором…». И начать надо, очевидно, с самого Дома.

Формально, Дом — это школа-интернат для детей-инвалидов. Часть его воспитанников — это люди с очевидными физическими проблемами: слепые, безрукие, потерявшие ноги, разделённые сиамские близнецы и так далее. Другая часть — дети с ментальными отклонениями, или же те, кого их родители считают таковыми. Наконец, в Доме есть и те, кого родители просто «сплавили» туда за деньги, как правило — из-за проблем, порождённых трудным характером, но не имеющих никакого диагноза.

Что такое дом?

Это место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования.

На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс - мудр. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в доме есть своя кличка, и один день порою вмещает столько, сколько нам в Наружности не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает. Дом хранит уйму тайн. Дом - это нечто гораздо большее, чем просто интернат для детей, от которых отказались родители. Дом - это их отдельная вселенная.

Все те, кто по-настоящему принял законы и правила Дома, кажутся жителям окружающего мира (или Наружности) странными. Но при этом в самом Доме никакой дискриминации из-за диагнозов нет. Единственные, кто хотя бы как-то выделяется — это колясочники, которых в доме называют «колясники», а также воспитанники, неспособные позаботиться о себе в силу ментальных особенностей.

Большую роль среди жильцов дома играет разделение между «комнатами», определяющими культуру и даже внешний облик своих членов. Каждая «комната» обладает своим номером, прозвищем, а также устоявшимся за ней стилем поведения. [13]

Рис.10

1 комната. Фазаны

Главный герой основной части романа, Курильщик начинает в первой комнате, жителей которой зовут «Фазанами». Это группа — «аутсайдеры» для Дома. Остальные воспитанники их не принимают, считая слишком «правильными», зато они популярны у учителей и руководства интерната.

Дело в том, что «Фазаны» — абсолютные конформисты, они всегда одинаково одеваются, одинаково себя ведут и во всём соответствуют требованиям взрослых. Собственно, именно из-за неспособности соответствовать таким требованиям Курильщик, носивший отличающуюся обувь и пристрастившийся к сигаретам, и был изгнан из группы в начале книги.

"Белые рубашки, черные брюки. Белые тарелки на черных подносах. Черные подносы на белой скатерти. Разнятся по цвету только лица и волосы. "

Отношения в комнате

Вожаком Фазанов является Джин. Хотя и сложно применить к нему столь сильное слово, однако именно он следит за дисциплиной в группе, а также проводит всевозможные собрания. Его власть схожа скорее с властью старосты.

" В тот же день после уроков Джин отозвал меня в сторонку и сказал, что ему не нравится, как я себя веду. "

Воспитатель Фазанов — Гомер. Он гордится своей образцовой группой, внимает их желаниям и всюду выгораживает. Это нетрудно, ведь Фазаны являются также и любимчиками Акулы.

Фазаны держатся вместе, помогая друг другу, но как только им не понравится поведение кого-либо из своей стаи, они, так же вместе, накинутся на него.

Интерьер

Помещения, в котором проживают воспитанники первой, находятся на втором этаже, сразу после столовой и кабинета директора. Их территория занимает две комнаты. В них всегда царит порядок — полотенца на спинках кроватей, салфетки на подушках. Повсюду развешаны плакаты с призывами соблюдать чистоту и оказывать взаимопомощь своим состайникам. Так же в спальне установлен телевизор, который работает до самого отбоя (9 часов вечера).

2 комната. Крысы.

Вторая группа — Крысы, неформалы и анархисты. обладатели немыслимых причёсок, шумные и вспыльчивые, у них всегда с собой ножи или бритвы. Вожак – Рыжий, хотя он скорее очередной, чем постоянный: в крысятнике вожаки не задерживаются. Стены коридора возле обиталища Крыс исписаны неприличными словами и пестрят изображениями женских телес. На полу — осколки стекла и мусор. Дверь комнаты расписана синими черепами и малиновыми молниями.

" По соседству — Крысы. Буйство красок и всплески безумия.

Отношения в комнате

Самая неуравновешенная и громкая группа. Их внешний вид — что-то среднее между панками и клоунами. Часто устраивают показательные истерики, вечно в ореоле музыки — наушники являются чуть ли не частью их организма. Большинство воспитанников малолетки.

Воспитателем Крыс является Шериф — та же Крыса, но старше и крупнее. К своим подопечным относится довольно пренебрежительно.

Интерьер

Жилище Крыс находится на втором этаже, сразу после территории Фазанов. В комнате грязно, хотя Рыжий заверяет Крысу, что они устраивают уборку каждую среду. Возможно, это правда. Но от такой уборки толку мало: на пол выливается пара вёдер мыльной воды, и Крысы размазывают всю грязь швабрами. Спят хвостатые в спальных мешках, раскиданных тут и там по полу, а стол им заменяет обычный ящик. Несмотря на этот беспорядок, во второй есть на что посмотреть: стены комнаты украшены великолепными рисунками Леопарда.

3 комната. Птицы.

Третья (Птицы) — одна из групп Дома. Свою комнату именуют Гнездом. Питают нежную любовь к растениям. Воспитанники третьей могут сравниться по спокойствию с Фазанами, однако, если подопечные Гомера ведут себя прилежно "потому что так надо", но в любой момент готовы наброситься на своего же состайника, то Птицы действительно не представляют угрозы, если только об этом не будет говорить приказ Стервятника. Большинство своего внимания они уделяют многочисленным цветкам, обитающим в их комнате, а остальная его часть приходится на вожака. Курильщика Птицы пугают своей очевидной связью с тайнами Дома.

Отношения в комнате

Стервятник является для них больше, чем просто вожак. Не зря они называют его Папой. Именно ради него Птицы носят вечный траур. Траур по умершему брату Большой Птицы. Как уже было сказано выше, вожаком третьей, с большим отрывом от остальных, является Стервятник. Точно не известно, разделял ли он этот пост со своим братом до смерти последнего. Стервятник относится к своим состайникам с жалостью и пытается сделать их жизнь чуть более яркой.

На посту воспитателя Птицы делят Ральфа с четвёртой.

" Птицы улыбались. Щебет в ветвях... Не было ни страха, ни враждебности. Они, казалось, были искренне рады его возвращению. "

4 комната.

" Он взял себе третью и четвертую, самых странных и самых опасных — хотя тогда было просто смешно думать о них так. "

Книга 2 (Шакалиный Восьмидневник), глава «Ральф. Мимолетный взгляд на граффити».

Четвёртая — пожалуй, самая разношерстная группа, не имеющая "животного" названия.

Каждый другой участник группы – совершенно своеобразный, необычный, не похожий на другого экземпляр. Они не объединены по интересам или типу мышления. Настолько разных людей, собранных в одном месте, стоит еще поискать, но каждый из них любит своих состайников, и все они являются большой семьей, где Слепой, наверное, папа, а Сфинкс, судя по рассуждениям Шакала, заботливая мать. Причем, не только участникам Четвертой, но и всему Дому.

Воспитанники четвертой необычны сами по себе – прыгуны, ходоки, ангелы, драконы и повелители времени, и есть даже бывший Фазан Курильщик, которому посчастливилось оказаться именно в этой группе, этой стае.

Отношения в комнате

Вожак четвёртой – Слепой. Остальным достаточно знать, как отреагирует Бледный, чтобы поддерживать порядок в группе. Именно поэтому Слепой редко разрешает мелкие конфликты – состайники прекрасно знают, что ему может не понравиться, и стараются не доводить всё до его вмешательства.

Воспитатель четвёртой – Ральф.

Интерьер

Помещение, в котором проживают воспитанники Четвёртой, представляет собой небольшую комнату с прихожей. Стены комнаты увешаны различными предметами быта, связками сушеных растений, плакатами и картинами. Потолок также не пустует. Однако, несмотря на всё это разнообразие, в Четвёртой невозможно найти часов и календарей. Посередине комнаты установлена большая центральная кровать, составленная из четырёх обычных. Здесь ночуют Курильщик, Лорд, Табаки и Сфинкс. Из-за физических особенностей воспитанников, а также из-за привычки Шакала строить "гнездо" из одеял, места на кровати едва хватает. На ней спят, обедают, через неё проходят к другим концам комнаты. Свет в Четвёртой всегда горит, так же как всегда работает магнитофон.

На первый взгляд Четвёртая может показаться до жути неудобной комнатой, но её жители отнюдь так не думают.

Рис.11

5 комната.

Пятой комнаты нет. Она не жилая.

6 комната. Псы.

" В шестой никогда не бывало тихо. Даже когда все молчали, ухо улавливало еле слышное гудение, похожее на работу спрятанного в стене мотора. "

Книга 2 (Шакалиный Восьмидневник), глава «Ральф. Мимолетный взгляд на граффити».

Шестая — одна из групп Дома. Редко появляется в повествовании, но участвует в важных событиях сюжета. Под предводительством Помпея Псы пытались заполучить власть в Доме, однако их планы не увенчались успехом.

Псы яркие и шумные, как Крысы, преклоняются перед вожаком, как Птицы и способны вершить суд над своими же состайниками, как Фазаны.

" Они были ярко одеты — не как Крысы, но близко к тому — цепляли глаз всплесками алых рубашек и изумрудных свитеров... "

Их главное отличие – беспомощность. В отсутствие твёрдой руки они настолько безжизненны, что не способны даже выбрать новую.

Отношения в комнате

На начало повествования вожаком Псов является Помпей. Это идеальный лидер для них — грубый и тщеславный. Они готовы пойти за ним против самого Слепого. Однако, после провала, группа надолго остаётся без главаря. Это объясняется страхом всей стаи перед Слепым и горестью утраты предыдущего вожака. В последствие сам Хозяин Дома нашел им нового лидера – Чёрного, подходящего на эту роль не хуже Помпея.

Все Псы обязаны носить ошейники – знаки принадлежности к стае. Ходить с голой шеей разрешается только вожаку. [14]

Вывод: разделение обитателей дома по комнатам позволяет автору не только подчеркнуть разность поведения, интересов, отношения к жизни Фазанов, Крыс, Птиц, Обитателей четвёрки и Псов, но и дать понять, что Дом является неким подобием разных слоев Общества Наружности, того общества, которое «избавилось» от них, отправив в интернат. Только все в Доме как бы усилено, представлено под увеличительным стеклом, показано в гипертрофированном виде, можно предположить, почему у Четвертой не было названия, в любом обществе есть так называемые «лишние», «непохожие».

Рис.12, рис.13

  1. Герои и их клички

Героев в романе очень много, но мы бы хотели остановиться на самых ярких, на наш взгляд, персонажах

Курильщик

" Курильщика трудно отшивать. Он протягивает себя на раскрытой ладони - всего целиком - и вручает тебе, а голую душу не отбросишь прочь, сделав вид, что не понял, что тебе дали и зачем. Его сила в этой страшной открытости. Таких я ещё не встречал."

Книга 1 (Курильщик), глава «Посещая Могильник».

Курильщик — «фазан-оборотень», поселившийся в четвёртой после конфликта с состайниками из первой группы, и наиболее "нормальный" её обитатель. Единственный основной персонаж, чьё имя упоминается в романе — Эрик Циммерман (наряду с второстепенным Аром Гулем).

Все происходящее в Доме казалось Курильщику игрой, примеркой масок и ролей, которые постоянно играли все, кто находился в этом месте. Он думал, что никто его не понимает, а все окружающие его люди просто сходят с ума от скуки и пытаются развлечься хоть чем-то. Осознание того, насколько все на самом деле серьёзно, пришло к нему после убийства Помпея Слепым. Тогда Курильщик понял, что, даже если Дом – это игра, то правила в ней куда более жестокие, чем он мог себе представить. Он нашел единомышленника в лице Чёрного, который всегда выделялся на фоне своих состайников и не поддавался тому, что выглядело безумием в глазах Курильщика. Крайне важным для Курильщика, также, был Сфинкс, который всеми силами пытался научить его слушать Дом, понимать его, задавать правильные вопросы и видеть то, что увидеть ему не удавалось. Сфинкс также являлся его крёстным.

Выпуск Курильщик пережил наименее болезненно, но даже спустя годы Дом оставался частью его жизни, находил отражение в его картинах и людях, с которыми Курильщик общался.

Вероятно, тёмно-русые волосы (так как среди колясников четвёртой брюнетов не было), пухлые щёки с пушком; тощий, но в сравнении со Слепым (как считает сам Курильщик), ощущает себя живчиком. Колясник.

Рис.14

Слепой

" В душе Слепой был взрослым - взрослым отшельником. У него были длинные волосы и лягушачий, в красных болячках рот, он был бледный, как привидение и ужасно худой. Ему было девять лет. Лось был его богом. "

Книга 1 (Курильщик), глава «Дом. Интермедия».

Слепой – вожак четвёртой и хозяин Дома. Неопрятен. По природе слеп, но ловок и крайне опасен в битве один на один[1]. Персонаж, как и все, с непростой судьбой и слишком ошеломляющим и тяжелым входом в подростковую жизнь.

Невысокий, щуплый, очень бледный, длинные чёрные волосы, которыми он периодически занавешивает лицо. Бесцветные (серебристые) глаза. Носит свитера (джемперы) — как правило чужие - и джинсы с дырками на коленях. Ходит босиком.

Достоверно неизвестно, где рос Слепой. Однако по его собственным воспоминаниям можно понять, что детство он провёл в учреждении, где воспитывались дети с патологиями. Со временем между ними стали происходить конфликты, переходящие в драки. Слепой не знал, что такое "видеть", но быстро понял, что те, кто могут это делать, бьют сильнее и побеждают в драках. Именно тогда он стал искать свои сильные стороны и нашёл их в спокойствии и холодном разуме. Его стали бояться.

В Интермедии играет одну из ключевых ролей, наравне с Кузнечиком. Являлся лучшим другом последнего. Сфинкс был одним из двух людей, которых Слепой по-настоящему любил. Второй – Лось. Именно Лось забрал Слепого из предыдущего места проживания и привёз его в Дом. В основном повествовании Слепой является вожаком четвёртой группы. Ему удается контролировать безумного Табаки, гордого Лорда, неразумного Толстого и даже бывшего врага – Чёрного. Помимо четвёртой, Слепой имеет статус Хозяина Дома. Он добывал его в течение многих лет, приобретая всё больше и больше уважения в глазах других воспитанников. Никто другой не чувствует Дом так, как его чувствует Слепой. Он передвигается по коридорам, как будто вовсе и не слеп. А дерётся так, как не дерётся зрячий. Он воспринимает Дом, как живой организм, который умеет дышать, любить и заботиться о своих жителях, и он является частью созданного Домом мира, в котором и остается навсегда, несмотря на отказ лучшего друга пойти с ним.

Рси.15

Сфинкс

Сфинкс – безрукий верзила, заботливая мать Четвёртой. Довольно авторитетная личность в Доме – по мнению Курильщика, по значимости занимает следующую за Слепым ступень. В прошлом носил кличку «Кузнечик».

Зеленоглазый и безбровый, высокого роста, носит протезы, которые называет граблями. Лысый, выглядит старше своих лет. До первого прыжка был рыжеватым блондином.

Чуткий и понимающий, умеющий слушать.

В Интермедии сначала обитал в Хламовнике, где подвергался нападкам одногруппников. Его не любили из-за повышенного внимания Лося; а от того, что он везде и всюду был со Слепым, дразнили и называли Хвостом Слепого. После знакомства с Волком и возвращения из Могильника переходит в образованную Волком группу Чумных Дохляков.

Во времена Курильщика Сфинкс обитает в Четвёртой. Так же, как и в детстве, является лучшим другом Слепого. Единственный, кто напрямую говорил с Ральфом о Ходоках и Прыгунах.

Рис.16

Шакал Табаки

" А не люблю я часы. Любые. По причинам, которые утомительно перечислять. Поэтому я этого делать не буду. "

Книга 2 (Шакалиный Восьмидневник), глава «Табаки. День 1».

Шакал Табаки — колясник, однако в книге упоминается, что ноги его слушаются. Мелкий, тощий и очень грязный. Имеет тёмную, но не чёрную («среди колясников четвёртой брюнетов не было») лохматую шевелюру и огромные уши. Хранитель традиций Дома, знаток его истории.

Обожает надевать на себя яркую одежду, постоянно носит с собой разные колбочки и скляночки для нужных и ненужных вещей, обожает значки, бусы и вообще все, что гремит, блестит и что можно назвать украшением. Его Мустанг тоже украшен склянками, гирями и фабрикушками.

Табаки знает ответ на любой вопрос и с охотой делится своими знаниями, только не все умеют его правильно слушать. Табаки любит своих состайников и считает необходимым просвещать их в том, чего они не знают, например – он очень старался ответить на все вопросы, которые возникали у Курильщика, вот только ему все время казалось, что Табаки врет и выдумывает какую-то ерунду. Слепой и Сфинкс тоже всегда предпочитали обращаться к Шакалу, когда кто-то нуждался в пояснениях ситуации, правда Слепой все же старался ограничивать рассказчика количеством слов или предложений, чтобы его истории не затягивались очень надолго. Табаки складывает песни и о доме, плетет бусы из скорлупок орехов и любит «меняльные» дни, когда он может прихватить в свою коллекцию что-нибудь очень интересное.

Встречается в основном и Интермедии. Раньше имел кличку Вонючка и был очень назойливым мальчиком. Присоединился к Чумным дохлякам, привезя с собой много "полезных для хозяйства" вещей.

Рис.17

Ральф

Чёрный Ральф, или Р Первый — воспитатель. Как никто из воспитателей, близок к пониманию воспитанников и поэтому не боится быть зарезанным ночью. Вернулся в Дом перед выпуском.

Всеми силами старался понять своих подопечных и их страх перед выпуском, а потому, делал все, что мог, чтобы с его детьми поступили честно, по законам Дома. Стервятник был его связным и информатором, тем, кто ввел его в курс последних новостей, когда воспитатель вернулся в Дом, он же рассказал ему об убийстве Помпея, о том, что Лорда забрали из четвертой и о смерти Волка. Прислушиваться к детям перед выпуском в наружность, которая так их пугает, Ральфа заставила смерть Лося, и он очень много думал именно об этом, возвращаясь в Дом. Ему казалось, что Дом ждал его, потому что повсюду на стенах он видел буквы своего имени, которые его встречали. Ральфа уважают его воспитанники, и стали уважать еще больше, когда он вернул Лорда обратно в Дом, вытащив его бог весть откуда после того, как он получил третье предупреждение в свою медицинскую карту. Также, Ральф был приглашен на последнюю перед выпуском «Ночь сказок», где он сумел многое осознать и понять.

У мужчины на левой руке отсутствуют два пальца, один из которых мизинец. Носит перчатку, чтобы это не бросалось в глаза. Повседневно в рабочее время носит официальную форму одежды - рубашка, брюки, пиджак, ботинки - всё чёрного цвета. В одной из глав "Пустых гнёзд" появляется в майке, джинсах и кедах, в связи с тем, что прошлой ночью заляпал одежду воском.

Лорд считает, что у Ральфа глаза "подлинного опасного психа".

Акула отмечает, что Ральф выглядит "моложаво".[15]

Рис.18

Вывод: Все персонажи Дома разные, есть странные, есть добрые, есть жестокие, но всех объединяет одно: они при всей своей разности, порой при ненависти друг к другу, при бесконечных драках и разборках, как это ни странно, не могут друг без друга. И на самом деле это ранимые, беззащитные перед Наружностью дети, именно это ощущение беззащитности и делает их теми, кто они есть. Они чувствуют себя гармонично, комфортно только в Доме, в этом загадочном и непостижимом для многих взрослых мире.

Рис.19

6.Недосказанность неясность и отсутствие информации в романе стали отдельным приёмом, позволяющим создать специфическую атмосферу Дома, заставить читателя почувствовать себя одним из его обитателей. Именно это, вероятно, стало причиной такого успеха книги. Каждый легко привносил в неё что-то своё: собственные идеи, смыслы, своё прочтение и свои аллюзии. Кто-то видел серьёзный роман об инвалидах, а кому-то казалось, что он за всю свою жизнь не читал ничего более «анимешного». Такая книга либо пленит вас сразу и не отпустит уже никогда, либо оттолкнет с первых страниц. Своей неповторимостью, загадочностью, странной реальностью.

Рис.20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проводя исследование, мы познакомились с историей создания романа Мариам Петросян «Дом, в котором…», изучили мнение читателей о романе, проанализировали композицию произведения, чтобы понять, как она помогает понять замысел автора, дали характеристику героям произведения, сделали выводы

Так что же такое «Дом…»?

Это место, где живут люди, объединенные общими интересами, условиями существования.

На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой действительно слеп, а Сфинкс - мудр. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в доме есть своя кличка, и один день порою вмещает столько, сколько нам в Наружности не прожить и за целую жизнь. Каждого Дом принимает или отвергает. Дом хранит уйму тайн. Дом - это нечто гораздо большее, чем просто интернат для детей, от которых отказались родители. Дом - это их отдельная вселенная. Именно это и определило актуальность моей научной работы.

«Дом, в котором...» — роман эффектный и необыкновенный. Эта книга не для ярких, удачливых экстравертов, у которых много друзей. Не для излюбленных детей. Эта история для сомневающихся, ищущих своё место в мире. В этом мире можно найти поразительных друзей, скрыться от тяготы реальности, чего желают очень многие в наше время. Вероятно, поэтому роман так популярен. [16]

Гипотеза: Мир «Дома в котором» настолько противоречив и необычен, что понять его можно только при условии полного погружения ПОДТВРДИЛАСЬ.

Рис.22, рис.22, рис.23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ

  1. https://letidor.ru/obrazovanie/pochemu-sovremennye-deti-stali-menshe-chitat-i-kak-eto-otrazitsya-na-ikh-budushem.htm

  2. https://letidor.ru/obrazovanie/pochemu-sovremennye-deti-stali-menshe-chitat-i-kak-eto-otrazitsya-na-ikh-budushem.htm

  3. https://iq.hse.ru/reading

  4. https://www.livelib.ru/author/232818-mariam-petrosyan

  5. https://artifex.ru/%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B0/%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BC-%D0%BF%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8F%D0%BD-%D0%B4%D0%BE%D0%BC-%D0%B2-%D0%BA%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BC/

  6. https://domv.fandom.com/ru/wiki/История_создания_романа

  7. https://irecommend.ru/content/ya-ne-ponyala-chto-khotela-skazat-avtor-etoi-knigoi-dlya-menya-eto-prosto-potok-myslei

  8. https://domv.fandom.com/ru/wiki/Дом,_в_котором..._вики

  9. https://fanfics.me/fandom20/heroes/group36

  10. https://vk.com/video231116995_456239145

  11. https://domv.fandom.com/ru/wiki/Наружность

  12. https://aupam.ru/pages/tvorchestvo/dom_v_kotorom_1/page_02.htm

  13. https://dtf.ru/read/37219-kult-odnoy-knigi-kak-ustroen-dom-v-kotorom-mariam-petrosyan

  14. https://domv.fandom.com/ru/wiki/Дом,_в_котором..._вики \

  15. https://domv.fandom.com/ru/wiki/Персонажи

  16. https://licka-nicka.livejournal.com/293066.html

  17. М.Петросян «Дом, в корором…»Лайвбук. 2016

  18. Валерий Окулов. Дом, в котором… // Если : журнал. — Москва: Любимая книга, 2011. — № 5. — С. 257. — ISSN 1680-645X.

  19. Ольга Лебёдушкина. Петросян, которую «не ждали». «Дом, в котором…» как «итоговый текст» десятилетия Архивная копия от 21 октября 2016 на Wayback Machine «Дружба народов» № 8, 2010 год

  20. Негуляева П. Е. Номинация как вариант реализации литературного кода в романе М. Петросян «Дом, в котором…» //INIТIUM. Художественная литература: опыт современного прочтения.—Екатеринбург, 2018. — 2018. — С. 173—178. https://letidor.ru/obrazovanie/pochemu-sovremennye-deti-stali-menshe-chitat-i-kak-eto-otrazitsya-na-ikh-budushem.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис.1

Рис.2

Рис.3 «Скриншот отзыва»

Рис.4 «Скриншот отзыва»

Рис.5 «Скриншот отзыва»

Рис.6 «Скриншот отзыва»

Рис.7

Рис.8

Рис.9

Рис.10

Рис.11

Рис.12

Рис.13

Рис.14

Рис.15

Рис.16

Рис.17

Рис.18

Рис.19

Рис.20

Рис.21

Рис.22

Рис.23

Просмотров работы: 142